MK-1130 / 1702MJ0NL0 Сервисный комплект KYOCERA FS. . Купить 1702LK0UN1 / MK-8305B Ремонтный комплект Kyocera TASKalfa 3050ci/3550ci (Oриг. ) в Москве с доставкой. Отправим в регионы через ТК. Наличный и б. .

Государственная таможенная служба: понятие, принципы, особенности и порядок ее прохождения. Таможенные служащие. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц


Таможенная служба как особый вид

Государственной службы

Лекция – 4 ч.

Практическое занятие – 2 ч.

Рассматриваемые вопросы:

1. Таможенная служба как особый вид государственной службы.

2. Категории лиц, кадрового состава таможенных органах Российской Федерации.

3. Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.

4. Требования, предъявляемые к должностным лицам таможенных органов Российской Федерации.

Слайд 1

Таможенная служба – особый вид государственной службы граждан, осуществ­ляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Фе­дерации.

Специальный (особый) вид государственной службы характеризуется:

¨ спецификой выполняемых задач и функций, служебных обязанностей;

¨ особыми условиями службы, связанными с применением физической силы, специальных средств и оружия;

¨ особыми условиями и порядком поступления на службу, её прохождения, присвоения специальных званий, аттестации, прекращения службы;

¨ установлением специального обеспечения (денежного содержания, социальных льгот, знаков различия, форменной одежды и т.д.), а также некоторыми другими особенностями.

Принципы государственной службы:

¨ верховенство Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативными правовыми актами;

¨ приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;

¨ федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;

¨ равный доступ граждан к службе в таможенных органах в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

¨ обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

¨ единства правовых и организационных основ государственной службы;

¨ стабильность кадров.

Слайд 2

Значимость и структура таможенной службы

Значимость законодательного признания таможенной службы видом федеральной государственной службы подчеркивает следующие факты:

n подтверждение места таможенных органов в системе органов государственной власти как государственной структуры, деятельность которой направлена на обеспечение целостности российского федеративного государства и единства системы государственной власти;

n распространение единых требований к правовому статусу сотрудников таможенных органов как федеральных государственных служащих с учётом особенностей их деятельности;

n чёткое обозначение критериев подбора, расстановки и рациональное использование кадров таможенных органов, их профессиональная подготовка и повышение деловой квалификации;

n наделение сотрудников таможенных органов не меньшей по сравнению с другими государственными служащими степенью материальной, социальной и правовой защищённости.

три вида структурных подразделений:

n оперативные (таможенных операций и таможенного кон­троля, экономиче­ской работы и правоохранительной деятельнос­ти и др.);

n функциональные (кадровые, финансово-плановые, правовые, ин­формаци­онного и документационного обеспечения, хозяйствен­ные, матери­ально-технического снабжения и обеспечения и др.);

n штабные (организационно-инспекторские, организационно-аналити­че­ские, оперативно-дежурные и др.).

Слайд3

Категории лиц, работающих (служащих)

39. Понятие таможенной службы. Принципы прохождения таможенной службы

Службу в таможенных органах можно рассматривать как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле таможенная служба представляет собой некую совокупность таможенных органов и различных органов и организаций, входящих в структуру таможенной системы, а также правовой статус государственных таможенных служащих и порядок прохождения ими таможенной службы. В узком смысле таможенную службу можно рассматривать как профессиональную деятельность, условия и порядок прохождения которой четко обусловлены.

Таможенная служба – это особый вид государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ (ст. 1 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»).

Прохождение таможенной службы в таможенных органах основано на некоторых принципах, а именно:

1) верховенство Конституции РФ федеральных законов над всеми другими нормативными правовыми актами при осуществлении таможенными служащими своих должностных функций и обязанностей;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, т. е. таможенные служащие обязаны признавать и защищать права и свободы человека и гражданина при прохождении своей таможенной службы;

3) единство системы государственной власти и разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами;

4) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе, на основе которых и строится вся система прохождения таможенной службы;

5) принцип гласности в осуществлении государственной службы – предусматривает, что таможенные органы должны предоставлять объективную информацию о своей деятельности и о своих решениях;

6) равный доступ граждан к государственной службе – означает, что каждый гражданин РФ имеет право на прохождение таможенной службы в таможенных органах в соответствии со своей профессиональной подготовкой;

7) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих;

8) обязательность для государственных служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых ими в пределах своих полномочий и своей компетентности в соответствии с законодательством РФ;

9) ответственность государственных таможенных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение или за ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей;

10) внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства;

11) принцип социальной защищенности государственных служащих;

12) принцип стабильности кадров государственных служащих.

Оглавление

Электронная библиотека

Юриспруденция / Таможенное право / 4.1 Понятие, принципы и особенности государственной таможенной службы

Понятие «таможенная служба», как и многие другие правовые категории, можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле

слова под таможенной службой следует понимать
совокупность таможенных органов и учреждений системы таможенных органов, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов
.

Таможенная служба в узком смысле

– это
вид профессиональной деятельности по обеспечению полномочий таможен­ных органов.
Именно на понимании таможенной службы как вида профессиональной деятельности основано сформулированное в ст. 1 федерального закона РФ 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» определение службы в таможенных органах – служба в таможенных органах (таможенная служба) является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное, компетентное исполнение соответствующих полномочий лицами, находящимися на государственных должностях в таможенных органах.

Государственной службой в таможенной сфере является также служебная деятельность в организациях и на предприятиях, подведомственных ФТС (учреждениях системы таможенных органов), только теми должностными лицами, которым в установленном федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах» порядке присвоены специальные звания либо в соответствии с федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» присвоены классные чины.

В то же время не всякая профессиональная деятельность в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов является государственной таможенной службой. В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусмотрены соответствующие должности работников таможенных органов, чья профессиональная деятельность не связана с реализацией функций, прав и обязанностей таможен­ных органов. Перечень таких должностей опреде­ляется Руководителем ФТС России, а работа в тамо­женных органах на таких должностях не является государственной таможенной службой.

Государственная таможенная служба основана на нормах Таможенного кодекса РФ, федерального зако­на «О службе в таможенных органах» и федерального закона «О государственной гражданской службе Рос­сийской Федерации» и построена в соответствии с об­щими принципами организации государственной служ­бы в Российской Федерации, закрепленными в Кон­ституции РФ и федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Россий­ской Федерации» (в редакции от 11 ноября 2003 г.).

Государственная таможенная служба должна строиться в соответствии с общими принципами го­сударственной службы в Российской Федерации. Сформулируем эти принципы

применительно к го­сударственной таможенной службе.

При осуществлении государственной таможенной службы должен повсеместно применяться принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов

над всеми иными нормативно-правовыми актами, должно­стными инструкциями и т. п. Нарушение этого прин­ципа влечет привлечение виновных в этом должност­ных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина

состоит в том, что при осуществлении своих полномочий государственные таможенные служащие обязаны признавать, соблюдать и защи­щать права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с принципом единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения

между Российской Федерацией и ее субъек­тами государственная таможенная служба относится к федеральной государственной службе и находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Из принципа единства системы государственной власти вытекает принцип единства основных требо­ваний, предъявляемых к государственной службе

, в соответствии с которым строится вся система госу­дарственной службы в Российской Федерации, в том числе и государственная таможенная служба.

Та­кое единство в таможенной службе обеспечивается единством системы таможенных органов и учреж­дений системы таможенных органов, единством за­дач и функций в данной системе.

В соответствии с принципом равного доступа граж­дан к государственной службе

все граждане Россий­ской Федерации без какой-либо дискриминации в соответствии со своими способностями и профессио­нальной подготовкой имеют право на замещение дол­жности в таможенных органах и учреждениях систе­мы таможенных органов. Требования к кандидату на должность обусловливаются исключительно харак­тером должностных обязанностей.

Принцип профессионализма и компетентности

государственных служащих является одной из гарантий правильной организации и нормального функционирования государственной таможенной службы. Учитывая сложный, многофункциональный характер таможенного дела, важно подчеркнуть необходимость наличия как общей, так и специальной подготовки таможенных служащих.

Принцип обязательности для государственных служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц

, принятых ими в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, распространяется и на государственную тамо­женную службу.

В соответствии с принципом гласности

в осуществлении государственной службы в Таможенном кодексе РФ предусмотрен институт информирова­ния и консультирования по таможенным вопросам. Нормами гл. 4 ТМК РФ закреплена обязанность тамо­женных органов предоставлять информацию о при­нимаемых решениях, действиях или причинах бездействия таможенных органов и их должностных лиц, а также о положениях действующего таможен­ного законодательства.

Принцип ответственности государственных тамо­женных служащих

за подготавливаемые и принимае­мые решения, за неисполнение или ненадлежащее ис­полнение своих должностных обязанностей занимает особое место в системе государственной таможенной службы.

Взаимоотношения между государственны­ми таможенными служащими и политическими парти­ями и религиозными объединениями определяются кон­ституционными принципами свободы убеждений, сво­боды совести и вероисповедания (принцип внепартийности государственной службы

). Лица, находящиеся на таможенной службе, пользуются свободой исповедо­вать любую религию или не исповедовать никакой, сво­бодой принадлежности к любым политическим парти­ям и объединениям, а также правом выдвигать свою кандидатуру на выборы от любой политической партии. В то же время в соответствии с рассматриваемыми прин­ципами государственной службы не допускается созда­ние в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов каких-либо партий, движений и объединений, преследующих политические цели.

В соответствии с принципом социальной защи­щенности государственных служащих

государство гарантирует государственным таможенным служа­щим стабильное денежное содержание, оплачивае­мые отпуска, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и прочие гарантии.

Принцип стабильности государственной службы

состоит в том, что положение государственного та­моженного служащего не должно зависеть от поли­тической конъюнктуры в стране, от конкретной лич­ности политического руководителя и от каких-либо необоснованных организационных импровизаций вышестоящих должностных лиц.

Права, обязанности и ответственность таможенных органов

Для выполнения возложенных на таможенные органы функций они наделены правомочиями, перечень и объем которых изложен в ст. 315-317 ТК. В соответствии со ст. 315 ТК таможенные органы вправе:

— принимать предусмотренные ТК меры в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РБ;

-требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с положениями ТК;

-проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

-требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;

-осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскную деятельность в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознание по делам о которых отнесены законами к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

-осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством;

-осуществлять производство по делам об административным правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством;

-использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, производство неотложных следственных действий и дознание по делам о которых отнесены законами к ведению таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, устанавливаемом Правительством РБ, если иное не определено Президентом РБ.

— задерживать в порядке, установленном законодательством, лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов;

— производить документирование, видео – и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществлением с ними грузовых операций;

— получать от государственных органов и иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций в соответствии с положениями ТК;

— вносить руководителям государственных органов и иных организаций, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства и контролировать выполнение указанных требований;

— предъявлять в суды иски и заявления о принудительном взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика, а также в иных случаях, предусмотренных ТК и другими законодательными актами;

— осуществлять иные действия, предусмотренные ТК, иными законами и (или) актами Президента РБ;

В соответствии с условиями положений ст.ст. 9-10 ТК на таможенные органы возлагается обязанность осуществлять информирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, а также консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

В рамках предпоследнего пункта, в частности, положениями ст. 316 и ст. 317 ТК закреплены права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием водных и воздушных судов таможенных органов, а также права таможенных органов в отношении автомобильных транспортных средств, перевозящих товары, находящихся под таможенным контролем.

Права таможен предусмотрены также Законом РБ «О таможенном тарифе», нормативно-правовыми актами ГТК и иным законодательством РБ о таможенном деле, включая права:

-издавать в пределах своей компетенции правоприменительные акты по реализации законодательства РБ о таможенном деле;

-вести в пределах компетенции таможни переписку с таможенными органами, организациями и гражданами РБ, а также по согласованию с ГТК  с таможенными службами государств-участников СНГ по вопросам межведомственного сотрудничества, а в случаях, предусмотренных соответствующими соглашениями, и с таможенными органами сопредельных государств;

-привлекать в соответствии с законодательством РБ специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, организаций независимо от форм собственности и подчинённости, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля;

— давать разрешение на помещение товаров и транспортных средств под определённый таможенный режим;

-производить таможенный досмотр и осуществлять таможенный контроль в иных формах;

-требовать от декларантов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, оказания содействия в производстве таможенного оформления, проведении таможенного контроля и осуществлении иных функций, возложенных на таможенные органы РБ;

-в соответствии с законодательством РБ взыскивать неуплаченные таможенные платежи в бесспорном порядке;

-в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РБ возбуждать уголовные дела при наличии признаков контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела и другие.

При исполнении служебных обязанностей должностные лица таможни имеют право на ношение, хранение, применение и использование огнестрельного оружия. В случаях и в порядке, предусмотренном ГТК, должностные лица таможни имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие; рассматривать и принимать решения по жалобам и обращениям организаций и граждан, а также протестам прокуроров в части соблюдения должностными лицами таможни законодательства РБ о таможенном деле и другие права.

За незаконные решения, неправомерные действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Таможенные органы в соответствии с гражданским и иным законодательством возмещают вред, причинённый лицам и их имуществу вследствие незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) должностных лиц таких таможенных органов при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей. Вред, причинённый правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено ТК и иными законодательными актами (ст.320 ТК РБ).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]