Таможенная служба как особый вид
Государственной службы
Лекция – 4 ч.
Практическое занятие – 2 ч.
Рассматриваемые вопросы:
1. Таможенная служба как особый вид государственной службы.
2. Категории лиц, кадрового состава таможенных органах Российской Федерации.
3. Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.
4. Требования, предъявляемые к должностным лицам таможенных органов Российской Федерации.
Слайд 1
Таможенная служба – особый вид государственной службы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Специальный (особый) вид государственной службы характеризуется:
¨ спецификой выполняемых задач и функций, служебных обязанностей;
¨ особыми условиями службы, связанными с применением физической силы, специальных средств и оружия;
¨ особыми условиями и порядком поступления на службу, её прохождения, присвоения специальных званий, аттестации, прекращения службы;
¨ установлением специального обеспечения (денежного содержания, социальных льгот, знаков различия, форменной одежды и т.д.), а также некоторыми другими особенностями.
Принципы государственной службы:
¨ верховенство Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативными правовыми актами;
¨ приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;
¨ федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;
¨ равный доступ граждан к службе в таможенных органах в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
¨ обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
¨ единства правовых и организационных основ государственной службы;
¨ стабильность кадров.
Слайд 2
Значимость и структура таможенной службы
Значимость законодательного признания таможенной службы видом федеральной государственной службы подчеркивает следующие факты:
n подтверждение места таможенных органов в системе органов государственной власти как государственной структуры, деятельность которой направлена на обеспечение целостности российского федеративного государства и единства системы государственной власти;
n распространение единых требований к правовому статусу сотрудников таможенных органов как федеральных государственных служащих с учётом особенностей их деятельности;
n чёткое обозначение критериев подбора, расстановки и рациональное использование кадров таможенных органов, их профессиональная подготовка и повышение деловой квалификации;
n наделение сотрудников таможенных органов не меньшей по сравнению с другими государственными служащими степенью материальной, социальной и правовой защищённости.
три вида структурных подразделений:
n оперативные (таможенных операций и таможенного контроля, экономической работы и правоохранительной деятельности и др.);
n функциональные (кадровые, финансово-плановые, правовые, информационного и документационного обеспечения, хозяйственные, материально-технического снабжения и обеспечения и др.);
n штабные (организационно-инспекторские, организационно-аналитические, оперативно-дежурные и др.).
Слайд3
Категории лиц, работающих (служащих)
Службу в таможенных органах можно рассматривать как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле таможенная служба представляет собой некую совокупность таможенных органов и различных органов и организаций, входящих в структуру таможенной системы, а также правовой статус государственных таможенных служащих и порядок прохождения ими таможенной службы. В узком смысле таможенную службу можно рассматривать как профессиональную деятельность, условия и порядок прохождения которой четко обусловлены.
Таможенная служба – это особый вид государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ (ст. 1 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»).
Прохождение таможенной службы в таможенных органах основано на некоторых принципах, а именно:
1) верховенство Конституции РФ федеральных законов над всеми другими нормативными правовыми актами при осуществлении таможенными служащими своих должностных функций и обязанностей;
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, т. е. таможенные служащие обязаны признавать и защищать права и свободы человека и гражданина при прохождении своей таможенной службы;
3) единство системы государственной власти и разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами;
4) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе, на основе которых и строится вся система прохождения таможенной службы;
5) принцип гласности в осуществлении государственной службы – предусматривает, что таможенные органы должны предоставлять объективную информацию о своей деятельности и о своих решениях;
6) равный доступ граждан к государственной службе – означает, что каждый гражданин РФ имеет право на прохождение таможенной службы в таможенных органах в соответствии со своей профессиональной подготовкой;
7) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих;
обязательность для государственных служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых ими в пределах своих полномочий и своей компетентности в соответствии с законодательством РФ;
9) ответственность государственных таможенных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение или за ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей;
10) внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства;
11) принцип социальной защищенности государственных служащих;
12) принцип стабильности кадров государственных служащих.
Оглавление
Электронная библиотека
Юриспруденция / Таможенное право / 4.1 Понятие, принципы и особенности государственной таможенной службы
Понятие «таможенная служба», как и многие другие правовые категории, можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле
слова под таможенной службой следует понимать
совокупность таможенных органов и учреждений системы таможенных органов, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов
.
Таможенная служба в узком смысле
– это
вид профессиональной деятельности по обеспечению полномочий таможенных органов.
Именно на понимании таможенной службы как вида профессиональной деятельности основано сформулированное в ст. 1 федерального закона РФ 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» определение службы в таможенных органах – служба в таможенных органах (таможенная служба) является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное, компетентное исполнение соответствующих полномочий лицами, находящимися на государственных должностях в таможенных органах.
Государственной службой в таможенной сфере является также служебная деятельность в организациях и на предприятиях, подведомственных ФТС (учреждениях системы таможенных органов), только теми должностными лицами, которым в установленном федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах» порядке присвоены специальные звания либо в соответствии с федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» присвоены классные чины.
В то же время не всякая профессиональная деятельность в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов является государственной таможенной службой. В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусмотрены соответствующие должности работников таможенных органов, чья профессиональная деятельность не связана с реализацией функций, прав и обязанностей таможенных органов. Перечень таких должностей определяется Руководителем ФТС России, а работа в таможенных органах на таких должностях не является государственной таможенной службой.
Государственная таможенная служба основана на нормах Таможенного кодекса РФ, федерального закона «О службе в таможенных органах» и федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и построена в соответствии с общими принципами организации государственной службы в Российской Федерации, закрепленными в Конституции РФ и федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 11 ноября 2003 г.).
Государственная таможенная служба должна строиться в соответствии с общими принципами государственной службы в Российской Федерации. Сформулируем эти принципы
применительно к государственной таможенной службе.
При осуществлении государственной таможенной службы должен повсеместно применяться принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов
над всеми иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями и т. п. Нарушение этого принципа влечет привлечение виновных в этом должностных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина
состоит в том, что при осуществлении своих полномочий государственные таможенные служащие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с принципом единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения
между Российской Федерацией и ее субъектами государственная таможенная служба относится к федеральной государственной службе и находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Из принципа единства системы государственной власти вытекает принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе
, в соответствии с которым строится вся система государственной службы в Российской Федерации, в том числе и государственная таможенная служба.
Такое единство в таможенной службе обеспечивается единством системы таможенных органов и учреждений системы таможенных органов, единством задач и функций в данной системе.
В соответствии с принципом равного доступа граждан к государственной службе
все граждане Российской Федерации без какой-либо дискриминации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют право на замещение должности в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов. Требования к кандидату на должность обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей.
Принцип профессионализма и компетентности
государственных служащих является одной из гарантий правильной организации и нормального функционирования государственной таможенной службы. Учитывая сложный, многофункциональный характер таможенного дела, важно подчеркнуть необходимость наличия как общей, так и специальной подготовки таможенных служащих.
Принцип обязательности для государственных служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц
, принятых ими в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, распространяется и на государственную таможенную службу.
В соответствии с принципом гласности
в осуществлении государственной службы в Таможенном кодексе РФ предусмотрен институт информирования и консультирования по таможенным вопросам. Нормами гл. 4 ТМК РФ закреплена обязанность таможенных органов предоставлять информацию о принимаемых решениях, действиях или причинах бездействия таможенных органов и их должностных лиц, а также о положениях действующего таможенного законодательства.
Принцип ответственности государственных таможенных служащих
за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей занимает особое место в системе государственной таможенной службы.
Взаимоотношения между государственными таможенными служащими и политическими партиями и религиозными объединениями определяются конституционными принципами свободы убеждений, свободы совести и вероисповедания (принцип внепартийности государственной службы
). Лица, находящиеся на таможенной службе, пользуются свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободой принадлежности к любым политическим партиям и объединениям, а также правом выдвигать свою кандидатуру на выборы от любой политической партии. В то же время в соответствии с рассматриваемыми принципами государственной службы не допускается создание в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов каких-либо партий, движений и объединений, преследующих политические цели.
В соответствии с принципом социальной защищенности государственных служащих
государство гарантирует государственным таможенным служащим стабильное денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и прочие гарантии.
Принцип стабильности государственной службы
состоит в том, что положение государственного таможенного служащего не должно зависеть от политической конъюнктуры в стране, от конкретной личности политического руководителя и от каких-либо необоснованных организационных импровизаций вышестоящих должностных лиц.
Права, обязанности и ответственность таможенных органов
Для выполнения возложенных на таможенные органы функций они наделены правомочиями, перечень и объем которых изложен в ст. 315-317 ТК. В соответствии со ст. 315 ТК таможенные органы вправе:
— принимать предусмотренные ТК меры в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РБ;
-требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с положениями ТК;
-проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
-требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;
-осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскную деятельность в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознание по делам о которых отнесены законами к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;
-осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством;
-осуществлять производство по делам об административным правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством;
-использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, производство неотложных следственных действий и дознание по делам о которых отнесены законами к ведению таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, устанавливаемом Правительством РБ, если иное не определено Президентом РБ.
— задерживать в порядке, установленном законодательством, лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов;
— производить документирование, видео – и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществлением с ними грузовых операций;
— получать от государственных органов и иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций в соответствии с положениями ТК;
— вносить руководителям государственных органов и иных организаций, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства и контролировать выполнение указанных требований;
— предъявлять в суды иски и заявления о принудительном взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика, а также в иных случаях, предусмотренных ТК и другими законодательными актами;
— осуществлять иные действия, предусмотренные ТК, иными законами и (или) актами Президента РБ;
В соответствии с условиями положений ст.ст. 9-10 ТК на таможенные органы возлагается обязанность осуществлять информирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, а также консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
В рамках предпоследнего пункта, в частности, положениями ст. 316 и ст. 317 ТК закреплены права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием водных и воздушных судов таможенных органов, а также права таможенных органов в отношении автомобильных транспортных средств, перевозящих товары, находящихся под таможенным контролем.
Права таможен предусмотрены также Законом РБ «О таможенном тарифе», нормативно-правовыми актами ГТК и иным законодательством РБ о таможенном деле, включая права:
-издавать в пределах своей компетенции правоприменительные акты по реализации законодательства РБ о таможенном деле;
-вести в пределах компетенции таможни переписку с таможенными органами, организациями и гражданами РБ, а также по согласованию с ГТК с таможенными службами государств-участников СНГ по вопросам межведомственного сотрудничества, а в случаях, предусмотренных соответствующими соглашениями, и с таможенными органами сопредельных государств;
-привлекать в соответствии с законодательством РБ специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, организаций независимо от форм собственности и подчинённости, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля;
— давать разрешение на помещение товаров и транспортных средств под определённый таможенный режим;
-производить таможенный досмотр и осуществлять таможенный контроль в иных формах;
-требовать от декларантов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, оказания содействия в производстве таможенного оформления, проведении таможенного контроля и осуществлении иных функций, возложенных на таможенные органы РБ;
-в соответствии с законодательством РБ взыскивать неуплаченные таможенные платежи в бесспорном порядке;
-в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РБ возбуждать уголовные дела при наличии признаков контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела и другие.
При исполнении служебных обязанностей должностные лица таможни имеют право на ношение, хранение, применение и использование огнестрельного оружия. В случаях и в порядке, предусмотренном ГТК, должностные лица таможни имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие; рассматривать и принимать решения по жалобам и обращениям организаций и граждан, а также протестам прокуроров в части соблюдения должностными лицами таможни законодательства РБ о таможенном деле и другие права.
За незаконные решения, неправомерные действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Таможенные органы в соответствии с гражданским и иным законодательством возмещают вред, причинённый лицам и их имуществу вследствие незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) должностных лиц таких таможенных органов при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей. Вред, причинённый правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено ТК и иными законодательными актами (ст.320 ТК РБ).