Таможенные органы — подробно о системе таможенных органов

ГлавнаяТаможенные органы

Таможенные органы – это органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит реализация мероприятий в области таможенного дела на подведомственной территории. Подчиняются высшему органу исполнительной власти, в нашей стране им является Правительство Российской Федерации. Таможенные органы принимают участие в выработке государственной политики в области таможенного дела, нормотворчестве и практической реализации и применении принятых нормативно-правовых актов на всей подведомственной территории. Таможенные органы осуществляют свою деятельность руководствуясь:

  1. Основным законом – Конституцией;
  2. Таможенным кодексом;
  3. Иными законами.

А также руководствуясь:

  • Указами и распоряжениями главы государства;
  • Распоряжениями и постановлениями правительства страны;
  • Нормативно-правовыми актами исполнительных органов власти;
  • Нормативными актами Центрального банка;
  • Нормативно-правовыми актами руководящих органов таможенной службы;
  • Ратифицированными международными договорами и соглашениями.

Система таможенных органов РФ

Все подразделения, размещённые по стране, формируют целостную структуру. Функционирующая система таможенных органов Российской Федерации является глубоко централизованной и подотчетна правительству. Она также в разной степени интегрирована со структурами других государств. Наиболее очевидный пример — система таможенных органов Евразийского союза.

Правовой статус

Любые государственные структуры обладают функциями, задачами и местом в системе общего управления. Правовой статус таможенных органов утверждён действующим законодательством. Они рассматриваются как часть правоохранительной системы.

Структура: подразделения, классификация, управление

Общее руководство осуществляется Президентом и Правительством РФ. В структуру таможенных органов включены следующие подразделения:

  • федеральное подразделение, выполняющее роль центра;
  • региональные управления;
  • таможни и посты.

Классификация таможенных органов осуществляется в зависимости от охвата территории, на которой осуществляется деятельность. Вся система является частью государственной правоохранительной деятельности. Хотя общим руководителем значится президент и правительство, здесь есть свой отдельный глава, осуществляющий непосредственное операционное руководство.

Из федерального центра передаются установки по обеспечению деятельности, регулирующие работу подразделений таможенных органов. Все эти распоряжения обязаны соответствовать текущему законодательству. Схема управления ТО предусматривает выполнение указаний нижестоящими должностными лицами. Обратная связь выражена относительно слабо.

Принципы деятельности

Все госструктуры в работе оперируют определёнными положениями. Принципы деятельности таможенных органов:

  • законность;
  • уважение и соблюдение прав и свобод;
  • единообразие практики контроля;
  • равенство всех лиц перед законом;
  • недопустимость возложения неоправданных издержек на участников ВЭД;
  • централизованное руководство;
  • единство всей системы;
  • ясность, гласность и предсказуемость действий должностных лиц;
  • профессионализм и компетентность.

Коды ТО

Большое количество подразделений, раскиданных по огромной территории РФ, создало запрос на систему, позволяющую эффективно распознавать разные представительства и идентифицировать их принадлежность. С этой целью был введены коды таможенного органа.

Пример: 10101000, 10102000, 10103000 — это обозначение главных подразделений на территориях, соответственно, Белгородской, Брянской и Владимирской областей. Три последние цифры зарезервированы для постов и их территориальных отделений. Например, актуальные значения на декабрь 2021 для Белгородской области:

  • 10101010;
  • 10101020;
  • 10101030;
  • 10101040;
  • 10101050;
  • 10101070;
  • 10101080;
  • 10101090;
  • 10101100;

Таможенные посты

Одним из звеньев таможенной системы является таможенный пост. Он подотчетен таможням, либо может подчиняться непосредственно РТС. Отдельные посты функционируют под руководством федеральной службы.

Создание и реорганизация таможенного поста лежит на «плечах» РТС; если пост носит исключительный статус юридического лица, то им занимается ФТС. Обычно таможенный пост не принимает подобную организационную форму. Но если ФТС решает наделить пост статусом юрлица, то у него появляются собственный баланс, устав, счета в банках. Такой пост может управлять имуществом, закрепленным за федеральными органами.

Функции таможенного поста заключаются в осуществлении и проведении всех таможенных операций, контроле за правомерностью и законностью процедур, реализации принятых постановлений федерального и регионального значения.

Функции, цели и задачи

Всё, что должны достичь и выполнить представители государственной власти, предварительно утверждается законами, постановлениями Правительства, распоряжениями федерального центра. Цели таможенных органов:

  • взимание пошлин с последующей передачей денежных средств в бюджет;
  • обеспечение контроля и регулирования в соответствии с законодательными требованиями;
  • содействие внешней торговле.

Поставленные задачи таможенных органов:

  • осуществление работ, связанных с взиманием платежей и их последующим перечислением в бюджет страны;
  • государственный контроль над соблюдением ограничений и запретов во время перемещения товаров через границу;
  • планирование в таможенных органах обязано включать разработку путей достижения поставленных показателей в рамках объявленных задач (пример — наполнение бюджета);­­
  • влияние на внешнеэкономическую деятельность посредством тарифных и нетарифных средств.

Наиболее разнообразны функции таможенных органов. К ним отнесено:

  • выполнение взятых международных обязательств РФ;
  • ведение статистики;
  • контроль (согласно полномочиям) за валютными операциями;
  • проверка маркировки товаров;
  • предупреждение, обнаружение и пресечение преступлений с правонарушениями;
  • осуществление оперативно-розыскной деятельности (в рамках отведённых полномочий);
  • содействие другим правоохранительным органам в борьбе с преступностью;
  • противодействие коррупции;
  • обеспечение соблюдения прав гражданских лиц;
  • информационное сопровождение движения товаров;
  • обеспечение соблюдения законных интересов гражданских лиц;
  • выполнение показателей деятельности таможенных органов, предусмотренных бюджетом;
  • сотрудничество с налоговой службой.

  1. Деятельность в сфере таможенного дела: виды и цели деятельности

Деятельность в сфере таможенного дела — это является деятельность юридических лиц, связанная с оказанием услуг в качестве:

  • таможенных представителей;
  • таможенных перевозчиков;
  • владельцев складов временного хранения (СВХ);
  • владельцев таможенных складов;
  • владельцев свободных складов;
  • владельцев магазинов беспошлинной торговли.

Основной целью их деятельности является получение прибыли посредством оказания посреднических услуг (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы СВХ и таможенных складов) или осуществления производственной и торговой деятельности (владельцы свободных складов и магазинов беспошлинной торговли).

Кроме того, такие организации, являясь частью околотаможенной инфраструктуры, обеспечивают эффективное взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности за счет оказания услуг на профессиональной основе.

Деятельность в сфере таможенного дела могут осуществлять только организации, включенные таможенными органами в соответствующий реестр.

Для этого организации должны подать в таможенный орган заявление и выполнить условиями включения в соответствующий реестр.

В дальнейшем таможенные органы будут постоянно контролировать деятельность таких лиц и в случае нарушений ими своих обязанностей может быть принято решение об их исключении из такого реестра.

Рассмотрим особенности осуществления каждого вида деятельности более подробнее.

  1. Деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя

Таможенный представитель — это посредник, который по поручению декларанта или иных лиц совершает от их имени таможенные операции в отношении ввозимых или вывозимых товаров. То есть он выступает в роли связующего звена между таможней и участником ВЭД.

Многие организации прибегают к услугам таможенных представителей по причине отсутствия в их штате специалистов, обладающих необходимыми навыками для заполнения деклараций (декларации обычно заполняются с применение специальных программных средств, установка и сопровождение которых платные) и соблюдения всех таможенных формальностей, ошибки при совершении которых могут привести к значительным финансовым затратам и потере времени.

Кроме того, таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных платежей. То есть если декларант не исполнит такую обязанность, таможенные органы смогут взыскать таможенные платежи с таможенного представителя.

Взаимоотношения таможенного представителя с участниками ВЭД строятся на договорной основе.

При этом деятельность таможенного представителя является публичной, а это означает, что он не может отказаться от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу, за исключением случаев, если исполнение такого договора будет выходить за сферу деятельности, ограниченную самим таможенным представителем, а также если таможенный представитель полагает, что действия декларанта являются противоправными.

Таможенный представитель может ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении:

  • отдельных категорий товаров;
  • товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта;
  • совершением таможенных операций в отдельном регионе деятельности таможенного органа.

Однако в последние годы, подобного рода посреднические услуги оказывают организации и частные лица, не имеющие статуса таможенного представителя, а заполняющие декларацию за электронно-цифровой подписью представляемого лица.

Иногда так поступают и таможенные представители, не желая брать на себя ответственность за представляемую организацию.

Такого рода услуги стоят дешевле, чем услуги таможенного представителя, однако вся ответственность в этом случае полностью ложится на декларанта.

Для включения в реестр таможенных представителей организация должна выполнить ряд условий:

1) наличие договора страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, на сумму не менее 20 000 000 р.;

2) обеспечение исполнения обязанностей в размере, эквивалентном не менее 500 000 евро, а для таможенного представителя, сфера деятельности которого ограничена совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, в размере 5 000 000 р.;

3) отсутствие не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных и иных платежей;

4) юридическое лицо не является казенным предприятием; организацией или государственным унитарным предприятием, находящимся в ведении ФТС России;

5) отсутствие у юридического лица вступивших в силу и не исполненных в установленный срок одного и более постановлений по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.2 КоАП РФ.

  1. Деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного перевозчика

Таможенный перевозчик осуществляет деятельность в сфере таможенного дела по перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

Основу его деятельности составляет перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, при этом обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется.

Соответственно нет необходимости отвлекать денежные средства из оборота, оформлять договор поручительства или банковскую гарантию, что значительно экономит бюджет и время.

Такое освобождение от обязанности вносить обеспечение уплаты таможенных платежей и составляет основное конкурентное преимущество таможенного перевозчика.

Однако услуги таможенных перевозчиков стоят дороже, чем услуги простых транспортировочных компаний.

Взаимоотношения таможенного перевозчика с отправителем либо экспедитором строятся на договорной основе.

При этом перевозчик не может отказать в заключении договора если у него имеются возможности осуществить перевозку товаров, за исключением случаев, если он полагает, что действия отправителя товаров являются противоправными.

Для включения в реестр таможенных перевозчиков организация должна выполнить ряд условий:

1) осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее 2 лет;

2) обеспечение исполнения обязанностей в размере, эквивалентном 200 000 евро;

3) наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов;

4) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств;

5) отсутствие на день обращения в таможенный орган не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных и иных платежей;

6) отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные отдельными статьями КоАП РФ;

7) юридическое лицо не является казенным предприятием; организацией или государственным унитарным предприятием, находящимся в ведении ФТС России.

  1. Деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельца склада временного хранения

Владелец склада временного хранения (СВХ) осуществляет деятельность в сфере таможенного дела по хранению товаров, находящихся под таможенным контролем.

Основное его предназначение заключается в:

  • хранении товаров, в отношении которых не завершены все таможенные формальности;
  • невозможности изъятия, подмены или использования товаров до их выпуска таможенным органом,
  • обеспечении возможности проведения таможенного контроля. Для этого СВХ оснащается техническими средствами таможенного контроля, весовым оборудованием, погрузочно-разгрузочной техникой.

По сути это транзитная зона, где находится товар еще не прошедший таможенное оформление.

Складами временного хранения являются специально обустроенные сооружения, помещения и открытые площадки. Такие склады могут быть открытого или закрытого типа.

СВХ открытого типа доступны для использования любыми лицами, то есть учреждаются для извлечения прибыли за счет оказания услуг по хранению товаров сторонних организаций.

СВХ закрытого типа предназначены для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных категорий товаров, и обычно учреждаются для хранения товаров, предназначенных для собственных нужд владельца, который осуществляет внешнеэкономическую деятельность на регулярной основе и не желает платить сторонней организации за временное хранение товаров.

Хранение на СВХ осуществляется на договорной основе за плату, с чем связана материальная заинтересованность участника ВЭД в скорейшем декларировании и выпуске товаров.

Владельцы СВХ не могут отказаться от заключения договора на хранение товаров сторонних лиц при наличии у них возможности осуществить такое хранение, за исключением случая, когда исполнение такого договора будет выходить за сферу деятельности, ограниченную владельцем склада закрытого типа, либо, когда имеются основания полагать, что действия лица, помещающего товары на хранение, являются противоправными.

Тарифы на услуги СВХ устанавливаются самим владельцем, они могут различаться в зависимости от региона и зависят от места хранения (помещение, открытая площадка, морозильная камера), веса груза, проведения погрузо-разгрузочных работ, оказания услуг по оформлению документов и иных дополнительных услуг (взвешивание, сортировка, переупаковка и др.).

К помещениям и территории склада предъявляются определенные требования по их обустройству и оборудованию:

1) наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);

2) расположение помещений, предназначенных для СВХ открытого типа, только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости;

3) наличие обустроенного места для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, позволяющего осуществлять таможенный досмотр в любое время года без нанесения ущерба досматриваемым товарам;

4) ограждение прилегающей территории;

5) ограждение либо обозначение на местности открытой площадки;

6) территория СВХ не должна включать объекты, не связанные с функционированием склада и обеспечением его работы;

7) наличие на СВХ обустроенного и специально приспособленного помещения, предназначенного для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, например, морозильной камеры;

8) наличие контрольно-пропускных пунктов;

9) обеспечение техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов;

10) наличие досмотровой рентгеновской техники;

11) наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания;

12) наличие автоматизированной системы учета товаров, совместимой с программными продуктами, разрешенными для использования таможенным органом;

13) наличие телефонной связи, оргтехники и множительной техники;

14) обеспечение информационного взаимодействия между владельцем СВХ и таможенным органом через личный кабинет;

15) наличие погрузочно-разгрузочной техники (автопогрузчики, электропогрузчики и электрокары, механические тележки, краны, подъемники и иная погрузочно-разгрузочная техника);

16) СВХ должен располагаться в пределах неразрывной по периметру территории;

17) СВХ не может располагаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании любых видов.

Для включения в реестр владельцев СВХ организация должна выполнить ряд условий:

1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве СВХ и отвечающих установленным требованиям;

2) наличие договора страхования риска гражданской ответственности владельца СВХ, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами, на страховую сумму, которая определяется из расчета 3 500 р. за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади и (или) из расчета 1 000 р. за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема, но не может составлять менее 2 000 000 р. Полезным объемом и полезной площадью СВХ являются общий объем помещения или общая площадь открытой площадки, которые заявитель планирует использовать для хранения товаров;

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных и иных платежей;

4) обеспечение исполнения обязанностей в размере не менее:

а) 2 500 000 р. и дополнительно 300 р. за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада временного хранения используется помещение, и (или) 1 000 р. за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади, если в качестве склада временного хранения используется открытая площадка, — для владельцев СВХ открытого типа;

б) 2 500 000 р. — для владельцев СВХ закрытого типа;

5) отсутствие фактов привлечения два и более раза в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные отдельными статьями КоАП РФ;

6) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде прилегающей территории, оборудованной для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

7) регистрация в личном кабинете;

8) наличие согласования федерального органа, отвечающего за обустройство Государственной границы РФ, в случае размещения СВХ в пределах пункта пропуска.

9) юридическое лицо не является казенным предприятием; организацией или государственным унитарным предприятием, находящимся в ведении ФТС России.

  1. Деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельца таможенного склада

Владелец таможенного склада осуществляет хранение на таможенном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада.

То есть отличие СВХ от таможенного склада заключается том, что на СВХ хранятся товары до их помещения под какую-либо из таможенных процедура, а на таможенном складе хранятся товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада.

Таможенными складами являются специально обустроенные сооружения, помещения и открытые площадки. Таможенные склады могут быть открытого или закрытого типа.

Также, как и СВХ таможенные склады открытого типа доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, а таможенные склады закрытого типа предназначены для хранения товаров владельца этого таможенного склада.

Смысл помещения товаров на таможенный склад заключается в том, что ввезенный товар может находиться на нем без уплаты таможенных платежей, до того момента, когда он понадобится получателю груза, то есть платежи будут уплачиваться только перед самим использованием товара или его последующей продажей. Особенно это выгодно в ситуации, если у импортера нет четких гарантий скорейшего сбыта продукции.

Также таможенные склады используются лицами, реализующими товары на основе договора консигнации, то есть комиссионной продажи, при которой владелец товара (консигнант) передает консигнатору товар на склад, который находит на него покупателя и производит отгрузку товара.

Помещение товара на таможенный склад в таком случае позволяет выбрать между продажей товара за границу или сбытом его на внутреннем рынке.

Хранение товаров на таможенном складе осуществляется на договорной основе за плату, поэтому организациям чья деятельность связана с частым использование таможенного склада (например, консигнаторам или крупным промышленным предприятиям) целесообразно учредить свой таможенный склад.

Владельцы таможенных складов не могут отказаться от заключения договора на хранение товаров сторонних лиц при наличии у них возможности осуществить такое хранение, за исключением случая, когда исполнение такого договора будет выходить за сферу деятельности, ограниченную владельцем склада закрытого типа, либо, когда имеются основания полагать, что действия лица, помещающего товары на хранение, являются противоправными.

Таможенные органы могут в любое время провести таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенном складе, а владелец склада должен обеспечить доступ должностных лиц к таким товарам, и исключить доступ к ним посторонних лиц.

К помещениям и открытой площадке склада предъявляются определенные требования по их обустройству и оборудованию:

1) расположение таможенного склада открытого типа только в зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости. Таможенный склад не может располагаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании;

2) наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);

3) наличие разгрузочно-погрузочной площадки, прилегающей к помещению таможенного склада;

4) территория таможенного склада должна иметь ограждение, контрольно-пропускной пункт и быть неразрывной по периметру в случае, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка;

5) территория и помещения таможенного склада должны иметь обозначение «Таможенный склад» на русском и английском языках;

6) территория и помещения таможенного склада не должны включать объекты, не связанные с функционированием таможенного склада и обеспечением его работы;

7) на таможенном складе должны быть выделены, обустроены и специально приспособлены помещения, предназначенные для хранения товаров, которые требуют особых условий хранения (если на таможенном складе предполагается хранение таких товаров);

8) обозначение любым приемлемым для владельца таможенного склада способом (оградительная лента, перегородки, технологические проходы, обозначенные соответствующими табличками и надписями) площадей:

а) для хранения до вывоза со склада товаров, в отношении которых действие таможенной процедуры таможенного склада завершено;

б) для хранения товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта;

9) наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания;

10) наличие телефонной и факсимильной связи, множительной техники;

11) наличие автоматизированной системы учета товаров, совместимой с программными продуктами, используемыми таможенным органом;

12) наличие электронной системы размещения и учета товаров (для таможенных складов, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров), совместимой с программными продуктами, используемыми таможенными органами;

13) каждое складское место в целях идентификации товаров, хранящихся на таможенном складе, должно быть снабжено справкой, содержащей сведения:

а) о регистрационном номере декларации на товары;

б) о весе товаров;

в) о дате истечения срока хранения товаров на таможенном складе.

Для включения в реестр владельцев таможенных складов организация должна выполнить ряд условий:

1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада и отвечающих установленным требованиям;

2) наличие договора страхования риска гражданской ответственности владельца таможенного склада открытого типа, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами, на страховую сумму, которая определяется из расчета 3 500 р. за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади или 1 000 р. за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема, но не может быть менее 2 000 000 р. Полезным объемом и полезной площадью таможенного склада являются общий объем помещения или общая площадь открытой площадки, которые заявитель планирует использовать для хранения товаров;

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных и иных платежей;

4) отсутствие невыполненной обязанности по уплате административного штрафа за правонарушения, предусмотренные отдельными статьями КоАП РФ;

5) предоставление обеспечения исполнения обязанностей в размере не менее:

а) 2 500 000 р. и дополнительно 300 р. за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема помещения, если в качестве таможенного склада используется помещение, и (или) 1 000 р. за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, — для владельцев таможенных складов открытого типа;

б) 2 500 000 рублей — для владельцев таможенных складов закрытого типа;

6) юридическое лицо не является казенным предприятием; организацией или государственным унитарным предприятием, находящимся в ведении ФТС России;

7) регистрация в личном кабинете.

  1. Деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельца свободного склада

Владелец свободного склада осуществляет размещение и использование на свободном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, без уплаты таможенных платежей.

Отличие свободного склада от СВХ и таможенного склада заключается в том, что с товарами на свободном складе помимо хранения и грузовых операций могут проводится и другие операции, например, переработка, изготовление, ремонт или техническое обслуживание товаров, использование оборудования, машин и агрегатов в целях совершения операций по переработке товаров.

Владельцы свободных складов — это крупные промышленные предприятия, которые организуют подобные складские комплексы для решения своих хозяйственных задач, а с точки зрения интересов государства они позволяют увеличить производство товаров, создают новые рабочие места и обеспечивают приток иностранных инвестиций.

На сегодняшний день на территории ЕАЭС свободные склады существуют только на территории Казахстана и используются производственными предприятиями, в частности для производства и сборки транспортных средств, бытовой техники, сельскохозяйственных машин, строительных материалов, пищевой продукции, табачных изделий и др.

К обустройству и оборудованию свободного склада предъявляются определенные требования:

1) наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);

2) наличие обустроенного места для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств;

3) наличие ограждения;

4) наличие контрольно-пропускного пункта;

5) наличие с внешней стороны периметра территории склада обозначений, указывающих на то, что территория свободного склада является зоной таможенного контроля;

6) наличие обустроенных и специально приспособленных помещений, предназначенных для хранения товаров, которые требуют особых условий хранения (если на свободном складе предполагается хранение таких товаров);

7) наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания;

8) наличие видеонаблюдения, функционирующего в круглосуточном режиме;

9) наличие досмотровой рентгеновской техники;

10) наличие телефонной и факсимильной связи, оргтехники и вычислительной техники.

Для включения в реестр владельцев свободных складов организация должна выполнить ряд условий:

1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве свободного склада и отвечающих установленным требованиям;

2) отсутствие на день обращения в таможенный орган не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных и иных платежей;

3) наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций;

4) предоставление обеспечения исполнения обязанностей в размере не менее 10 000 000 р;

5) отсутствие в течение одного года до дня обращения в таможенный орган фактов привлечения лица к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ и (или) привлечения два и более раза к административной ответственности в соответствии с отдельными статьями КоАП РФ;

6) регистрация в личном кабинете;

7) юридическое лицо не является казенным предприятием; организацией или государственным унитарным предприятием, находящимся в ведении ФТС России.

  1. Деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельца магазина беспошлинной торговли

Владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет реализацию товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли без уплаты таможенных платежей.

В основном такие товары продаются в пунктах пропуска через государственную границу лицам, выезжающим из страны.

В ЕАЭС при соблюдении определенных условий также допускается реализация товаров:

  • физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Союза;
  • физическим лицам, выезжающим из одного государства-члена Союза в другое государство-член Союза, и физическим лицам, въезжающим в одно государство-член из другого государства-члена;
  • дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, расположенным на таможенной территории Союза, а также членам таких представительств (учреждений, организаций), членам их семей и персоналу.

Магазины беспошлинной торговли, чаще называемые duty-free, продают товары по цене, не включающей таможенные платежи. Однако цены в них не всегда дешевле чем в обычных магазинах. Это связано с их монопольным положением в пункте пропуска и высокой стоимостью аренды в аэропортах.

Около 70% покупок в них — это алкоголь и сигареты, остальное — парфюмерия и косметика.

Первый в мире магазин беспошлинной торговли был открыт Ирландии в 1947 году и работает до сих пор. Он был создан для обслуживания пассажиров авиарейсов между Европой и Северной Америкой, самолеты которых останавливались для дозаправки, и сразу стал популярен, а аналогичные магазины появились по всему миру.

Первые магазины беспошлинной торговли в России появились в московском аэропорту Шереметьево в 1988 году.

Магазины беспошлинной торговли состоят из торговых залов и складов, а также подсобных помещений.

К обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли предъявляются определенные требования:

1) территории магазина беспошлинной торговли не должны включать объекты, не связанные с его функционированием и обеспечением его работы;

2) складом магазина беспошлинной торговли может являться только помещение;

3) территории магазина беспошлинной торговли должны располагаться таким образом, чтобы исключить возможность поступления или изъятия товаров помимо таможенного контроля;

4) торговые залы магазина беспошлинной торговли, предназначенные для реализации товаров физическим лицам:

а) убывающим с таможенной территории Союза, должны быть расположены таким образом, чтобы была исключена возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории Союза;

б) прибывающим на таможенную территорию Союза, должны быть расположены в воздушных, морских и речных пунктах пропуска, определенных Правительством Российской Федерации, таким образом, чтобы была исключена возможность доступа лиц, не прибывающих на таможенную территорию Союза, а также чтобы исключалась возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории Союза помимо таможенного контроля;

в) выезжающим из Российской Федерации в другое государство — член Союза, должны быть расположены в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза воздушным транспортом таким образом, чтобы была исключена возможность реализации товаров физическим лицам, выезжающим из Российской Федерации;

г) въезжающим в Российскую Федерацию из другого государства — члена Союза, должны быть расположены в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза воздушным транспортом таким образом, чтобы была исключена возможность реализации товаров физическим лицам, не въезжающим в Российскую Федерацию;

5) торговые залы магазинов беспошлинной торговли для физических лиц, убывающих с территории Российской Федерации, должны находиться за пределами места, определенного для проведения таможенного контроля товаров;

6) торговые залы магазина беспошлинной торговли для физических лиц, прибывающих на территорию РФ, должны быть расположены до места пересечения физическими лицами линии входа (въезда) в «зеленый коридор» либо иного места, пересечение которого рассматривается в качестве заявления об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию;

7) склады магазина беспошлинной торговли могут располагаться вне мест перемещения товаров через таможенную границу Союза, но в пределах региона деятельности таможенного органа, в котором функционирует магазин беспошлинной торговли, включившего юридическое лицо в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли;

8) территории магазина беспошлинной торговли должны быть оборудованы круглосуточной системой видеонаблюдения.

Для включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли организация должна выполнить ряд условий:

1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений и (или) помещений (частей помещений), предназначенных для использования в качестве магазина беспошлинной торговли и отвечающих установленным требованиям;

2) наличие регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством;

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных и иных платежей;

4) предоставление обеспечения исполнения обязанностей в размере 2 500 000 р.;

5) отсутствие у владельца магазина беспошлинной торговли невыполненной обязанности по уплате административного штрафа за правонарушения, предусмотренные отдельными статьями КоАП РФ;

6) юридическое лицо не является казенным предприятием; организацией или государственным унитарным предприятием, находящимся в ведении ФТС России;

7) регистрация в личном кабинете.

При этом, до включения лица в реестр, открытие магазина беспошлинной торговли должно быть согласовано с пограничными органами.

Дополнительный материал по теме в разделе

Таможенное право

Видео по теме:

Правоохранительная деятельность

Являясь представителями силового блока, ТО приходится на регулярной основе противодействовать противоправным проявлениям. Этот аспект их деятельности четко регламентирован законодательством.

Согласно ему, правоохранительная деятельность таможенных органов характеризуется следующим:

  1. Четкой правовой основой. Профильным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в статье №1 прямо предусмотрена правоохранительная деятельность ТО.
  2. Принадлежит к числу основных, но не является единственным направлением деятельности (в отличие от иных силовых структур).
  3. Обладает четко выраженным фискальным оттенком.

На практике правоохранительная деятельность ТО РФ включает в себя:

  • противостояние правонарушениям и преступлениям;
  • обеспечение собственной безопасности (сохранность здоровья и жизни должностных лиц, противодействие коррупции);
  • охрану таможенной границы РФ, административных зданий;
  • контроль соблюдения законности;
  • надзор и сопровождение.

Оперативно-розыскная деятельность

При выявлении следов правонарушений и преступлений далеко не всегда есть возможность раскрыть их по «горячим следам». Помогает добиться соблюдения законов оперативно-розыскная деятельность (ОРД) таможенных органов. Проводится она с целью обеспечения интересов общества и государства, а также сохранения их собственности. Часто мероприятия осуществляются с целью защиты прав, свобод, здоровья и жизни личности.

Проводимая ОРД строится на законности, уважении к правам человека и гражданина, сочетании гласных и негласных подходов, а также конспирации. Дознание таможенных органов принципиально мало чем отличается от аналогичных процессов у других представителей силового блока. Главная особенность — сосредоточенность на целевой сфере. В остальном начинать оперативно-розыскную деятельность разрешается с соблюдением требований, выдвигаемых к стандартной процедуре у полиции:

  • ОРД проводятся при возбуждении уголовного дела;
  • если есть информация о нарушениях, преступлениях или укрывающихся лицах;
  • было получено распоряжение следователя, прокурора или решение суда;
  • имеется запрос со стороны международных правоохранительных организаций.

Полномочия должностных лиц и сотрудников: их права и обязанности

Люди — основа любой деятельности. Права и обязанности ТО очерчены исходя из поставленных целей, а также выполняемых задач и функций. Сотрудники, задействованные в работе, обязаны неукоснительно исполнять их. Должностным лицам таможенных органов предписано:

  • знакомиться с сопроводительной документацией;
  • получать в предусмотренном порядке всю необходимую информацию, от которой зависит исполнение их обязанностей;
  • принимать решения, связанные с возложенной деятельностью;
  • проводить расследования;
  • сотрудники таможенных органов обязаны следить за соблюдением законов;
  • поддерживать требуемый уровень квалификации;
  • хранить государственную тайну.

Полномочия таможенных органов и их представителей дополняются рядом льгот. Они выступают в качестве стимулов для сотрудников. Права ТО и трудящихся в них лиц:

  • формирование условий для исполнения возложенных функций и задач;
  • получение социального обеспечения всеми сотрудниками таможенных органов;
  • выплата пенсионное обеспечение;
  • продвижение по карьерной лестнице.

Структура РТУ

Иерархия РТУ схожа с организационной структурой ФТС России. Здесь также есть начальник, который назначается только Председателем центрального аппарата. Его заместители и главный бухгалтер также назначаются и освобождаются от должности с подачи информации от регионального начальника. Кадровые перестановки на других уровнях осуществляются постановлением начальника, опирающегося на положение о таможенных службах. Задачи начальника РТУ заключаются в руководстве региональным подразделением на принципах единоличия, в контроле за соблюдением и реализацией всех возложенных задач.


Глава взаимодействует с центральным таможенным органом, подавая отчет о проделанной работе, осуществляет контроль за оперативно-розыскными мероприятиями. Со стороны финансов начальник РТУ несет ответственность за распределение бюджетных средств, выделенных ФТС и предоставляет обоснование их целевого использования.

У начальника есть заместители, которые выполняют примерно такую же роль , как и заместители главы ФТС, но на региональном уровне.

Обзор ФЗ «О службе в таможенных органах»

Закон «О службе в таможенных органах» регламентирует работу в общих чертах, содержит основы правового статуса должностных лиц. Он рассматривает следующие аспекты деятельности:

  • как проходит служба в ТО РФ;
  • система званий, их присвоение;
  • порядок поступления на службу и её дальнейшее прохождение;
  • условия осуществления трудовой деятельности;
  • все иные кадровые вопросы должны решаться исходя из положений ФЗ «О службе в таможенных органах».

В документе даётся четкий ответ на ряд вопросов, среди которых:

  • предельный срок несения службы;
  • ограничения при приёме;
  • контракт;
  • присяга;
  • гарантии;
  • подготовка.

Каждый сотрудник обязан знать содержимое закона «О службе в таможенных органах»: это в его интересах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]