Таможенные органы Российской Федерации:структура, органы, полномочия

Таможенное дело включает в себя единую систему таможенных органов, которые относятся к исполнительной власти. Данная система имеет конкретную цель функционирования. Таможенный орган наделен определенной компетенцией, он подотчетен за свою деятельность не только перед государством, но и перед гражданами.

Определение 1

Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган власти, который выполняет определенный функции и задачи, возложенные на него государством, в том числе контролирует перемещение товаров через границу, занимается их оформлением и начислением пошлин.

Федеральная таможенная служба

1. Организовывает и обеспечивает проведение информационной политики таможенных органов путем распространения информационных материалов в СМИ, а также посредством их размещения на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», его англоязычной версии (далее – сайты ФТС России) и на официальных страницах ФТС России, размещенных в социальных сетях информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальные страницы ФТС России в социальных сетях).

2. Организовывает и проводит пресс-конференции, брифинги, подходы к прессе с участием руководства ФТС России в части компетенции Управления.

3. Осуществляет информационное сопровождение мероприятий, проводимых ФТС России.

4. Подготавливает и обеспечивает распространение официальных сообщений, комментариев, пресс-релизов, интервью и иных выступлений в СМИ должностных лиц ФТС России по вопросам деятельности таможенных органов.

5. Оказывает содействие представителям СМИ в подготовке материалов о деятельности ФТС России, консультирует их по вопросам деятельности таможенных органов, участвует в подготовке телевизионных и радиопрограмм, сюжетов и сообщений.

6. Организовывает ежедневный мониторинг публикаций СМИ, анализирует и обобщает материалы СМИ по отдельным вопросам.

7. Вырабатывает и реализовывает меры реагирования на критические публикации СМИ о деятельности ФТС России.

8. Координирует работу структурных подразделений по связям с общественностью региональных таможенных управлений (далее – РТУ) и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России (далее – ТНП), по информационному наполнению официальных страниц ФТС России в социальных сетях.

9. Обеспечивает ведение и информационное наполнение официальных страниц ФТС России, размещенных в социальных сетях.

10. Осуществляет планирование, координацию работы и оценку эффективности деятельности структурных подразделений по связям с общественностью РТУ и ТНП по вопросам взаимодействия со СМИ.

11. Создает и пополняет архив фото- и видеоматериалов, аналитической информации по основным направлениям деятельности ФТС России.

12. На основе фото- и видеоматериалов ФТС России, РТУ и ТНП подготавливает информацию для СМИ и размещает ее на сайтах ФТС России и на официальных страницах ФТС России в социальных сетях.

13. Координирует фотографирование и видеосъемку мероприятий, проводимых в части компетенции Управления, а также организовывает монтаж и редактирование фото- и видеоматериалов.

14. Формирует и контролирует реализацию единой политики использования корпоративного стиля ФТС России, в том числе при изготовлении печатной и презентационной продукции ФТС России, а также продукции с символикой ФТС России.

15. Координирует деятельность по подготовке, печатанию и доставке официального издания ФТС России – журнала «Таможня».

16. Проводит верстку и форматирование материалов, размещаемых на сайтах ФТС России и официальных страницах ФТС России в социальных сетях.

17. Осуществляет визуализацию информационных материалов таможенных органов посредством создания инфографики.

18.Осуществляет информационное наполнение сайтов ФТС России в соответствии с порядком, установленным ФТС России.

19. Обеспечивает контроль за актуальностью информации на сайтах ФТС России.

20. Координирует и контролирует работу структурных подразделений по связям с общественностью РТУ и ТНП по вопросам информационного наполнения официальных сайтов таможенных органов.

21. Обеспечивает в соответствии с установленным порядком взаимодействие с деловыми кругами.

22. Обеспечивает участие деловых кругов в реализации и выработке предложений по совершенствованию государственной политики в области таможенного дела.

23. Организовывает деятельность Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России.

24. Осуществляет координацию взаимодействия ФТС России с Общественным советом при ФТС России.

25. Обеспечивает взаимодействие с иностранными некоммерческими организациями и объединениями по вопросам деятельности таможенных органов.

26. Осуществляет планирование, координацию работы и оценку эффективности деятельности структурных подразделений по связям с общественностью РТУ и ТНП по вопросам взаимодействия с деловыми кругами, в том числе в части координации работы консультативных советов и иных совещательных органов по взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности при РТУ и ТНП.

27. Координирует и обеспечивает в части компетенции Управления участие руководства ФТС России и должностных лиц ФТС России в мероприятиях, организованных деловыми кругами.

28. Проводит, в том числе во взаимодействии со структурными подразделениями по связям с общественностью РТУ и ТНП, опросы и анкетирование деловых кругов по вопросам в области таможенного дела в части компетенции Управления.

29. Подготавливает информационные и аналитические материалы, презентации, тезисы выступлений руководителя ФТС России в части компетенции Управления.

30. Осуществляет координацию работы по подготовке и проведению ежегодного Международного таможенного форума.

31. Участвует в организации профессионального развития гражданских служащих Управления, получения дополнительного профессионального образования сотрудниками Управления;

32. Осуществляет сбор и обобщение отчетов по формам статистической отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности таможенных органов в части компетенции Управления.

33. Принимает участие в разработке проектов нормативных правовых актов Минфина России, нормативных и иных правовых актов ФТС России по направлениям деятельности Управления.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Всемирная таможенная организация (ВТамО) учреждена в соответствии с положениями Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 года, вступившей в силу 4 ноября 1952 года. В настоящее время в ВТО входят 179 государств, в том числе все страны СНГ. Официальные языки — английский и французский, в работе некоторых комитетов используются также русский и испанский языки.

Высшими органами ВТамО являются Совет, представленный руководителями таможенных служб всех стран-членов ВТамО, Политическая комиссия (в составе 24 стран — членов) и Финансовый комитет (в составе 17 стран-членов). Постоянно действующий орган — Секретариат ВТамО с штаб-квартирой в Брюсселе. С 2008 года пост Генерального секретаря ВТамО занимает Кунио Микурия (Япония).

Ежегодно на сессиях Совета избираются Председатель и 6 вице-председателей, возглавляющих региональные группы. Всего страны-члены ВТамО объедены в пять региональных групп: Европейского региона, Америки и Карибского региона, Азиатско-Тихоокеанского региона, Восточной и Южной Африки, а также Западной и Центральной Африки.

Группа Европейского региона является крупнейшей в ВТамО и имеет наибольшее представительство в Политической комиссии и Финансовом комитете. В этой группе состоят все страны СНГ.

Рабочие органы Совета – комитеты по основным направлениям таможенной деятельности (таможенные процедуры, таможенная стоимость, правила определения происхождения товаров, правоохранительная деятельность).

Всемирная таможенная организация осуществляет разработку, внедрение и обновление международных Конвенций и других правовых инструментов в области таможенного дела. В настоящее время ВТамО является депозитарием 17 международных конвенций, регулирующих различные направления таможенной деятельности. В ее рамках осуществляется техническая разработка методов определения таможенной стоимости и правил происхождения товаров.

Важнейшим этапом деятельности Всемирной таможенной организации за последние годы стала подготовка и внедрение обновленной версии Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), которая была одобрена Советом в июне 1999 г.

В штаб-квартире ВТамО создана Центральная правоохранительная сеть (CEN) для обмена информацией в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков и товаров особого риска. Передача информации осуществляется через 11 региональных узлов связи (RILO).

СССР присоединился к ВТамО 7 июля 1991 г. Российская Федерация в качестве государства – продолжателя СССР является членом ВТамО с 1992 г. Россией подписаны четыре основные международные конвенции, разработанные ВТамО: «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений», «О карнете АТА для временного ввоза товаров», «О временном ввозе товаров», «О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров».

К крупным политическим результатам работы в ВТамО относятся:

-закрепление России с 2007 г. в качестве члена Политической комиссии;

-включение всех государств СНГ в состав Европейского региона ВТамО;

-признание СНГ в качестве субрегиона «Восток» Европейского региона;

-использование русского языка в качестве рабочего языка ВТамО для целей Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

-обеспечение синхронного перевода на русский язык сессий Совета;

-образование в Москве регионального узла связи ВТамО по правоохранительной деятельности (RILO-Москва);

-создание Регионального учебного центра ВТамО на базе Российской таможенной академии;

— подписание 12 сентября 2013 г. между ФТС России и ВТамО протокола об условиях финансирования деятельности представителя ФТС России в Европейском региональном центре ВТамО по институциональному развитию в г. Баку;

— подписание в 2012 г. соглашения между ФТС России и ВТамО о присвоении центральному кинологическому центру ФТС статуса Регионального кинологического центра Всемирной таможенной организации с последующим проведением в нем обучения по программе повышения квалификации 18 представителей кинологических подразделений таможенных служб государств-участников СНГ.

В соответствии с подписанным 25 ноября 2002 г. Меморандумом о взаимопонимании между ВТамО и ГТК России в Москве функционирует Региональный учебный центр ВТО. Его наличие позволяет проводить в Российской таможенной академии под эгидой ВТамО мероприятия международного уровня, направленные на содействие реформированию и модернизации таможенных служб государств ЕврАзЭс, их присоединению к Конвенции Киото в редакции 1999 г., а также продвижение новейших направлений развития таможенного дела, которые разрабатываются ВТамО (содействие развитию электронной торговли, применение методик анализа и управления рисками в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, применение унифицированных таможенных документов и др.).

В декабре 2014 г. российская сторона внесла предложение об изменении Правил процедуры ВТамО в части выборов должностных лиц Совета по таможенному сотрудничеству. Цель нашей инициативы – установление прозрачных и юридически оформленных правил и повышение транспарентности выборных процедур в Организации. В настоящее время члены Организации обсуждают российские предложения в рамках специально сформированной рабочей группы.

Понятие, система таможенных органов РФ

Таможенные органы РФ занимают одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, осуществ­ляющих защиту экономической безопасности государства.

Современные таможенные органы РФ созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1147 «О системе центральных органов исполнительной власти». Этим же Указом был учрежден Государственный таможенный комитет РФ (именно так ранее именовалась ФТС России) как орган межотраслевого регулирования. Последние двадцать лет на территории РФ были приняты и действовали два таможенных кодекса от 18 июня 1993 г. № 5221-1 и от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (нормы последнего утратили силу с 29 декабря 2010 г.).

С 6 июля 2010 г. на единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации применяется Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), принятый на Межгосударственном Совете ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г., утвердившим своим решением Договор о ТК ТС. Указанный Договор был ратифицирован в Российской Федерации Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ.

Новый ТК ТС создает необходимые условия для формирования соответствующей общемировым стандартам нормативно-правовой базы таможенного дела в рамках сформированного Таможенного союза названных выше государств. Кроме того, ТК ТС осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Данное правовое регулирование в рамках осуществляется таможенными органами названных стран Таможенного союза. Сами по себе таможенные органы членов Таможенного союза представляют собой органы, которые обеспечивают на таможенной территории Таможенного союза решение следующих основных задач

:

— содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;

— обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

— совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

— взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

— обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

— обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

— обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств — членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

— выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза;

— обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

— ведение таможенной статистики (ст. 6 ТК ТС).

Таможенные органы Таможенного союза могут осуществлять правоохранительную деятельность, суть которой заключается в производстве дознания[2] по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, а так же могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством государств, входящих в Таможенный союз, преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Во всех этих случаях таможенные органы выступают в качестве органа дознания (ч. 1 ст. 7 ТЗ ТС). Таможенные органы таможенного союза осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности (ч. 3 ст. 7 ТЗ ТС).

Таможенное регулирование на территории РФ осуществляется в соответствии с Законом о таможенном регулировании. Все правоотношения, связанные с таможенным регулированием на территории РФ осуществляют таможенные органы РФ.

Таможенные органы РФ составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела — ФТС России;

— региональные таможенные управления;

— таможни;

— таможенные посты (ст. 10 Закона о таможенном регулировании).

Любые правоотношения, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ.

Все таможенные органы РФ в своей деятельности основывается на следующих принципах:

— законности;

— равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

— единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

— профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

— ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве РФ о таможенном деле;

— единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

— недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

— совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах — торговых партнерах РФ (ст. 11 Закона о таможенном регулировании).

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции (обязанности):

— проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

— содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота;

— ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

— взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

— обеспечивают на территории РФ соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

— обеспечивают, если иное не установлено законодательством РФ, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и законодательством РФ запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

— обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

— выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу РФ;

— содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

— осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

— содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала РФ, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

— обеспечивают в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

— разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

— обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

— осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;

— проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела

Федеральными законами на таможенные органы РФ могут быть возложены иные функции (обязанности) (ст. 12 Закона о таможенном регулировании).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела в Российской Федерации, является Федеральная таможенная служба (ФТС России). Правовую основу ФТС России составляет постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» (п. 1 Положения о ФТС России).

Основными полномочиями ФТС России

являются:

— внесение в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

— принятие на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

— обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

— осуществление таможенного оформления и таможенного контроля

— производство по делам об административных правонарушениях проведение оперативно-розыскной деятельности и дознания;

— осуществление валютного контроля операций, связанных с пере­мещением товаров и транспортных средств через границу;

— ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в системе таможенного дела;

— обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль над исполнением которого возло­жен на таможенные органы;

— осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы;

— обеспечение участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам (п. 5 Положения о ФТС России).

В соответствии с задачами, возложенными на ФТС России, данная Служба выполняет и другие функции, связанные с совершенствованием экономических и организационных механизмов таможенной политики, повышением эффективности таможенного контроля; организацией борьбы с кон­трабандой и иными преступлениями и правонарушениями, посягающи­ми на деятельность таможенных органов; принятием мер по защите прав и интересов граждан, предприятий и организаций при осуществ­лении таможенного дела; с участием в деятельности международных организаций и развитием сотрудничества с таможенными органами иностранных государств; созданием и развитием сети таможенных органов и обеспечением подготовки и переподготовки кадров и др.

Для осуществления своих функций ФТС России вправе

:

— создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные по­сты, специализированные таможенные органы;

— определять регион деятельности таможенных органов;

— утверждать общие или индивидуальные положения о таможен­ных органах;

— взаимодействовать с государственными органами, предприятия­ми, учреждениями, организациями, а также с должностными лицами и гражданами как в России, так и за границей; запрашивать и полу­чать у них документы и сведения, необходимые для выполнения воз­ложенных на него функций;

— образовывать координационные и экспертные советы, привле­кать на договорной основе ученых и специалистов, включая зарубеж­ных, для решения проблем организации таможенного дела, а также осуществлять издательскую деятельность (п. 6 Положения о ФТС России).

Руководство деятельностью ФТС России осуществляет Правительство РФ. Данную Службу возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель ФТС России самостоятельно распределяет обязанности между заместителями, назначает должностных лиц централь­ного аппарата, утверждает штатное расписание в пределах выделен­ных ассигнований, выполняет другие полномочия в соответствии с функциями ФТС России.

Руководитель ФТС России имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством РФ.

Заместители руководителя ФТС России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению руководителя Федеральной таможенной службы.

Заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов, вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю ФТС России, а по вопросам оперативно служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений.

Руководитель ФТС России:

— распределяет обязанности между своими заместителями;

—вносит в Правительство РФ:

проект положения о Службе;

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников федерального аппарата Службы и таможенных органов;

предложении назначении на должность и освобождении от должности заместите руководителя Службы;

проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

— вносит в Минфин России приложения по формированию проекта федерального бюджета в части; финансирования деятельности Службы;

— назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц центрального аппарата Службы, начальников региональных таможенных управлений и таможен, а также иных должностных и работников таможенных органов РФ, включая должностных лиц и работников представительств Службы за рубежом;

— решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе вопросы, связанные с прохождений федеральной государственной службы в Федеральной таможенной службе;

— утверждает структуру и штатное расписание центрального ап­парата Службы в пределах установленной Правительством РФ численности должностных лиц и работников, смету доходов и расходов на содержание Службы в пределах утвержденных в соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

— утверждает численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников региональных таможенных управлений, таможен и ор­ганизаций, находящихся в ведении Службы, и представительств Службы за рубежом в пределах показателей, установленных Прави­тельством РФ;

— утверждает положения о структурных подразделениях цент­рального аппарата Службы;

— определяет порядок расходования средств, выделенных на про­ведение мероприятий, связанных с осуществлением таможенными органами оперативно-розыскной деятельности;

— организует в таможенных органах в установленном порядке оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия;

— утверждает положения о нагрудных знаках и медалях Службы и положение о Почетной грамоте ФТС России;

— награждает в порядке, предусмотренном законодательством РФ, именным оружием, а также применяет дру­гие предусмотренные нормативными правовыми актами виды поощ­рений;

— определяет правомочия таможенных органов и их должност­ных лиц по решению организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов;

— издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

— представляет в Правительство РФ в уста­новленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликви­дации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Службы (п. 9 Положения о ФТС России).

Финансирование расходов на содержание ФТС России осуществляется за счет средств, предусмотренных в фе­деральном бюджете, а также средств иных источников, установлен­ных законодательством Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба является юридическим лицом,имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки ус­тановленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак, эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.

Место нахождения Федеральной таможенной службы — г. Москва.

Структура ФТС России

с учетом основных направлений деятель­ности центрального аппарата включает в себя:

—главные управления — организационно-инспекторское, финансо­во-экономическое, организации таможенного контроля, федеральных таможенных доходов, товарной номенклатуры и торговых организа­ций, по борьбе с контрабандой, таможенных расследований и дозна­ния, тылового обеспечения, информационных технологий;

— управления — кадров, организации силового обеспечения, собст­венной безопасности, валютного контроля, таможенных расследова­ний и дознания, контрольно-ревизионное, правовое и др.

Структура таможенных органов РФ утверждена приказом Минэкономразвития России от 4 октября 2004 г. № 270. Она включает: региональные таможенные управления, таможни, специализированные тамож­ни и таможенные посты. Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов, непосредственно подчинены ФТС России и осуществляют свою деятельность на части территории РФ, не всегда совпадающей с ее административно-территориальным делением.

В непосредственном подчинении региональных таможенных управлений находятся расположенные на территории их деятельности таможни и таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.

Региональное таможенное управление — орган управленческий исам непосредственно таможенными процедурами не занимается. Он осуществляет реализацию таможенной практики и контроль на региональном уровне; разрабатывает меры, направленные на сохранение! единства таможенной территории; применение в регионе ограничений! и запретов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу; кадровое, социально-бытовое, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности подчиненных ему таможенных органов, взаимодействует с местными органами государственной власти и органами местного самоуправления и осуществляет другие функции, аналогичные функциям ФТС России, с учетом объема предоставленных ему полномочий. Штатную численность региональных таможенных управлений утверждает руководитель ФТС России в пределах выделенных ассигнований. Начальников региональных таможенных управлений назначает руково­дитель ФТС России, которому поручено утверждать положения о соответствующих подразделениях.

Региональные территориальные управления являются правоохра­нительными органами и обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение уголовного, уголовно-процессуального, административно­го и таможенного законодательства.

Помимо региональных таможенных управлений в системе таможен­ных органов функционируют специализированные региональные тамо­женные управления. Они решают задачи всех таможенных органов, но не входят в структуру центрального аппарата ФТС России. К ним отно­сятся управления оперативно-поисковое, радиоэлектронной безопасно­сти, специальных операций и центральное экспертно-криминалистическое.

Таможни являются нижестоящим звеном по отношению к регио­нальным таможенным управлениям. Территория их деятельности оп­ределяется ФТС России и может не совпадать с административными границами субъектов РФ. В непосредственном подчинении та­можен находятся таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.

Таможни возглавляются начальником, назначаемым на должность руководителем регионального таможенного управления. Обычно в ре­гиональное таможенное управление входит несколько таможен. Та­можня — юридическое лицо и осуществляет весь объем операций в соответствии установленными полномочиями, включая в себя тамо­женное оформление и контроль, борьбу с нарушениями таможенных правил и т.д.

В зависимости от расположения таможни подразделяют на внут­ренние и пограничные. С учетом специфики проводимых операций их классифицируют как сухопутные, морские, речные, воздушные.

Некоторые таможни являются специализированными и подчинены непосредственно ФТС России: Внуковская, Домодедовская централь­ная базовая, Центральная энергетическая и Шереметьевская.

Таможенный пост— низовое звено системы таможенных органов. Оп­ределение территории его деятельности, создание, реорганизация, лик­видация, а также назначение начальника таможенного поста относятся к полномочиям руководителя регионального таможенного управления, кроме тех случаев, когда таможенный пост подчинен непосредственно ФТС России. Таможенный пост является правоохранительным органом и может быть наделен статусом юридического лица. Таможенный пост уполномочен осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории, и в тех случаях, когда получил статус юридического лица, является структур­ным элементом таможни. Распределение полномочий и особенности де­ятельности таможенных органов разного уровня определяются положе­ниями, утвержденными руководителем ФТС России.

Характер деятельности таможенных органов, подчеркивающий их правоохранительную функцию, установлен Законом о службе в таможенных органах РФ. В соответствии с указанным Законом служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществля­ющих профессиональную деятельность по реализации полномочий та­моженных органов, входящих в систему правоохранительных органов (ст. 1).

Закон регламентирует условия поступления на службу, устанав­ливает ограничения в приеме отдельных лиц, определяет права, обя­занности и ответственность сотрудников таможенных органов, поря­док присвоения им специальных званий, материальные и социальные гарантии, их бытовое и медицинское обслуживание и др. Правитель­ство РФ, руководитель ФТС России осуществляют контроль над про­хождением и соблюдением условий службы в таможенных органах.

Электронная библиотека

Юриспруденция / Таможенное право / 3.9 Специализированные таможенные органы

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 402 ТМК РФ федеральный орган исполнительной власти, упол­номоченный в области таможенного дела, вправе создавать так называемые «специализированные та­моженные органы», компетенция которых, в отличие от обычных, ограничивается отдельными право­мочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров. В соответствии с п. 6.1 Положения о Федеральной таможенной службе созда­ние таких специализированных таможенных орга­нов – это компетенция ФТС России.

Специализированные РТУ – это региональные та­моженные управления, регионом деятельности кото­рых является вся таможенная территория Российс­кой Федерации. Они созданы для организации и непос­редственного руководства теми или иными направле­ниями деятельности таможенных органов (например, реализацией задач обеспечения радиоэлектронной бе­зопасности объектов таможенной инфраструктуры и противодействия техническому проникновению на них, осуществлением специальных операций, и пр.).

Первое специализированное РТУ (Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями) было создано в 1995 г. в целях организации в таможенных органах эффективной работы по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию таможенных правонарушений. Впоследствии на его базе было создано Главное уп­равление по борьбе с контрабандой ГТК России (впос­ледствии – ФТС России).

Специализированные таможни и таможенные посты – это таможни и таможенные посты, специа­лизирующиеся на регулировании таможенно-правовых отношений при определенных обстоятельствах. Так, например, Чкаловская таможня специализиру­ется на таможенном оформлении и таможенном кон­троле военно-транспортной авиации в Московской области; Центральная энергетическая таможня – на таможенном контроле за перемещением энергоно­сителей через таможенную границу Российской Фе­дерации; так называемые «оперативные таможни», действующие в каждом таможенном регионе, специализируются на борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями; акцизные таможенные посты, также существующие в каждом таможенном регионе, – на таможенном оформлении и таможенном контроле подакцизных товаров. И таких примеров еще много.

Авторизация

Тупицына Е. А. Понятие таможенных органов РФ, основные функции и характерные особенности таможенных органов РФ // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. №9 (37). С. 184-187

Таможенные органы Российской Федерации представляют собой часть правоохранительных структур, осуществляющую защиту экономической безопасности государства и суверенитета. На данные органы также возложены функции по контролю условий и порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу, взимание и оформление таможенных платежей.

В качестве таможенной границы выступают параметры свободных складов и экономических зон и все пределы территории Российской Федерации. Стоит отметить, что для данной территории характерно обеспечение законности и правопорядка, системы наличия защиты интересов граждан, реализуемой благодаря государственным органам власти.

Ключевым отличием таможенных органов от других органов власти является включение в цели экономических и правоохранительных задач. При этом правоохранительная направленность деятельности таможенных органов связана с поддержкой безопасности государства, жизни и здоровья его населения и окружающей среды.

Рассматривая экономические цели деятельности таможенных органов, можно отметить, что они связаны с пополнением доходов государственного бюджета и защитой интересов отечественных производителей, благодаря установлению ограничений, квот и тарифов.

Также Конституцией Российской Федерации предусматривается исключительная монополия государства на таможенную деятельность. Это приводит к тому, что таможенные органы в своей деятельности руководствуются следующими факторами:

  • единой таможенной политикой;
  • единством границы и территории;
  • единой системой регламентации деятельности, проводимой таможенными органами.

Рассматривая нормативно-правовую документацию, регулирующую деятельность таможенных органов, можно отметить, что она представлена Таможенным кодексом Российской Федерации, а также рядом отдельных законов и подзаконных актов, международными договорами.

Таможенные органы созданы для решения ряда задач, которые могут быть сформулированы следующим образом:

  • разработка таможенной политики РФ, а также ее реализация;
  • организация и совершенствование системы ведомства;
  • обеспечение единства таможенной территории и экономической безопасности России;
  • международное сотрудничество в области таможенных проблем.

Можно отметить, что таможенные органы представляют собой централизованную систему, включающую в себя следующие государственные органы:

  • государственный таможенный комитет Российской Федерации;
  • управления по таможне в регионах РФ;
  • таможенные ведомства;
  • таможенные посты.

Также стоит отметить, что таможенная служба РФ включает в себя специальные подразделения, которые позволяют проводить научные исследования и проводить обучение и переобучение специалистов.

Руководящим органом таможенной службы РФ является Государственный таможенный комитет, который возглавляет председатель, назначаемый на должность Президентом. Отдельно функционирует коллегиальный орган управления, который рассматривает наиболее важные вопросы деятельности таможни.

Также рассмотрим основные функции таможенных органов, которые представлены в Федеральном законе от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К функциям таможенных органов можно отнести:

  • контроль и совершенствование операций на границе Российской Федерации;
  • развитие внешней торговли и внешнеэкономических связей с целью ускорения товарооборота;
  • взимание налогов и государственных пошлин;
  • соблюдение порядка в процессе перемещений транспорта и международных перевозок товаров в границах Таможенного союза;
  • контроль соблюдения ограничений и запретов относительно товаров, которые ввозятся и вывозятся за пределы РФ, в том числе и в рамках импортозамещения;
  • защита интеллектуальной собственности;
  • предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений;
  • реализация мер в области защиты общественного порядка, государственной безопасности, здоровья и жизни населения России;
  • организация и реализация контроля валютных операций, возникающих в процессе перемещения товаров через границу РФ;
  • развитие транзитно-экспортного потенциала страны, а также оптимизация экспорта с целью содействия интересам российских производителей;
  • противодействие легализации доходов, полученных преступным путем;
  • реализация международных обязательств Российской Федерации в разрезе таможенного дела, а также сотрудничество с компетентными органами в данной сфере.

Таким образом, можно говорить о том, что все функции таможенных органов в Росси могут быть разделены по двум основным группам. Первая группа представляет собой основные или внешние, отраслевые функции, которые могут быть реализованы только на уровне административных отношений. Вторая группа функций связана обеспечением управления таможенными органами. Данная группа связана с внутренними функциями таможенных органов, которые позволяют обеспечить их работу с точки зрения организации.

При рассмотрении функций таможенных органов в Российской Федерации также следует отметить, что функции таможенного контроля, предотвращения незаконного ввоза и вывоза товаров, а также сбора статистической информации возлагаются на таможни и таможенные посты, которые могут быть внешними и внутренними.

С целью наиболее качественной реализации основных направлений развития была разработана Стратегия развития таможенных органов до 2020 года. В рамках данного документа предполагается повышение уровня автоматизации деятельности всех подразделений таможенных службы за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий. Так, за счет использования в 2021 году единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов было взыскано более 77% всех таможенных платежей, что позволило существенно облегчить работу таможенных органов, поскольку до внедрения данной системы их оплата проводилась в явочном порядке.

Автоматизация коснулась не только процесса уплаты обязательных платежей, но и общения между плательщиками и таможенными органами. В 2021 году для этого был внедрен новый инструмент – личный кабинет, позволяющий оперативно получать информацию, имеющуюся у таможенных органов, а также предоставлять таможенные декларации. При этом в рамках личного кабинета также осуществляется погашение таможенных платежей всеми участниками ВЭД.

В качестве основной проблемы, которую сегодня можно выделить в деятельности таможенных органов в России, выступает несовершенство аппарата управления. Так, в 2021 году проведены мероприятия по поэтапному созданию единой сети электронных таможен и таможенных постов. Это позволило за счет электронного документооборота обработать более 33% всех таможенных деклараций, а также осуществлять оперативную передачу информации между подразделениями Федеральной таможенной службы.

Активная работа ведется и в рамках оптимизации деятельности сотрудников таможенных органов. В 2021 году было издано 683 приказа по перераспределению численности должностных лиц таможенных органов с учетом процесса реформирования системы таможенных органов и выравнивания нагрузки на должностных лиц, что позволило существенно сократить объем затрат на оплату труда персонала.

В области реализации основных функций таможенных органов проводятся активные работы по следующим направлениям:

  • Совершенствование подходов к идентификации уровня риска нарушения таможенного законодательства участником внешнеэкономической деятельности и дальнейшая автоматизация процесса управления рисками
  • Совершенствование мер валютного и экспортного контроля.
  • Развитие механизма обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
  • Модернизация технологического оборудования инспекционно-досмотровых комплексов и технических средств таможенного контроля.

Таким образом, можно говорить о том, что деятельность таможенных органов в Российской Федерации достаточно разнообразна, что связано со значительным числом функций, возложенных на них. При этом ее специфика, связанная с правовым и экономическим направлениями деятельности исследованных органов, позволяет говорить об актуальности исследования данной тематики в будущем, что связано с формированием новых правил перевозок.

На сегодняшний день проводится активная автоматизация работы Федеральной таможенной службы, а также по повышению качества реализации основных ее функций. Данные работы достаточно эффективны, на наш взгляд, однако требуется дальнейшие преобразования системы таможенных органов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]