Комментарий к Федеральному закону «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (постатейный)


ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

Конституция РФ (ч. 4 ст. 32) закрепляет один из основополагающих принципов, согласно которого граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Аналогичное право закреплено ч.2 ст.21 Всеобщей декларации прав человека

Лица, работающие в таможенных органах, делятся на три основные категории:

сотрудники

таможенных органов,

государственные служащие

таможенных органов

работники бюджетной сферы

таможенных органов.

Их правовой статус в отдельных аспектах различен.

На службу в таможенные органы принимаются

граждане РФ,

достигшие 18-летнего возраста,

способные по своим деловым и моральным качествам,

уровню образования

состоянию здоровья

обеспечить выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУявляется добровольным и оформляется на условиях контракта, который может заключаться на срок

от 1 года до 10 лет,

до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах

.

Кроме того, для принимаемых на работу может быть установлен испытательный срок до 6 месяцев

.

Срочный трудовой договор заключается с государственным служащим в таможенных органах только в случаях, строго оговоренных Трудовым кодексом РФ[1]. Во всех остальных случаях трудовой договор заключается без указания срока его окончания.

В содержание контракта включаются обязательные

(необходимые) и
дополнительные
(факультативные)
условия службысотрудника.

Обязательными признаются следующие условия, по которым начальник таможенного органа и гражданин должны достичь соглашения и зафиксировать их в контракте:
о должности
, которая определяется служебными функциями сотрудника согласно должности по штатному расписанию таможенного органа и соответствующей должностной инструкцией;
о месте службы
. Местом службы гражданина является таможенный орган, штатным расписанием которого предусмотрена соответствующая должность.
Дополнительными (факультативными
) считаются
условия, вносимые в контракт по усмотрению сторон и конкретизирующие условия службы или устанавливающие дополнительные гарантии и компенсации сотруднику и членам его семьи
.

Стороны могут оговорить в контракте любые другие условия, определяющие их дополнительные взаимные права и обязанности, которые не должны противоречить законодательству РФ.

При установлении в процессе проверки обстоятельств, препятствующих службе в таможенных органах, гражданин в течение месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу информируется об этом в письменной форме.

НЕ ПРИНИМАЮТСЯ на службу лица

недееспособные,

ограниченно дееспособные

,

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость,

лишенные права проходить такую службу в течение определенного срока на основании вступившего в законную силу решения суда

.

Обязательным условием назначения на должность является принятие присяги (не позднее 2-х месяцев со дня присвоения ему первого специального звания) (ст. 19 Закона №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ

):

«Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, добросовестно исполнять свои должностные обязанности
». Порядок принятия присяги определяется руководителем ФТС РФ.

Сотрудники и госслужащие таможенных органов ежегодно представляют в налоговые органы декларацию о доходах.

Назначение на должность и освобождение от нее осуществляется посредством приказа начальника соответствующего таможенного органа.

Должностные лица таможенных органов проходят аттестацию, целью которой является объективная оценка служебной и профессиональной деятельности сотрудника, определение его соответствия занимаемой должности, а также представление к государственной награде РФ.

Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в 4 года

.

По результатам аттестации аттестационная комиссия может принять решение о:

♦ соответствии (несоответствии) сотрудника занимаемой должности;
♦ представлении сотрудника к государственной награде РФ;
♦ представлении сотрудника к присвоению специального звания высшего начальствующего состава.

При этом то или иное решение носит для начальника таможенного органа рекомендательныйхарактер. В случае несогласия сотрудника с решением начальника таможенного органа, принятым по результатам аттестации, он вправе обжаловать его у начальника вышестоящего таможенного органа или в суде.

Аттестация должна способствовать совершенствованию деятельности таможенного органа по подбору, повышению квалификации и расстановке сотрудников, определению уровня их профессиональной подготовки.

Меры по государственной защите должностных лиц таможенных органов (в т.ч. и работников таможенных органов) установлены ФЗ №45-ФЗ от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов

«
.
Для обеспечения защиты их жизни и здоровья, сохранности имущества могут применяться (с учетом конкретных обстоятельств) следующие меры безопасности(ст. 5 45-ФЗ от 20 апреля 1995 г.):

♦ личная охрана, охрана жилища и имущества; ♦ выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; ♦ помещение в безопасное место; ♦ обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; ♦ перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; ♦ переселение на другое место жительства; ♦ замена документов, изменение внешности.

Кроме того, могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном ФЗ №144-ФЗ от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ

«

II.

В связи с переводом в 2002 г. сотрудников таможенных органов на условия федеральной государственной службы[2] различают три категории должностных лиц:

сотрудники таможенных органов РФ

,

федеральные государственные служащие таможенных органов

работники бюджетной сферы таможенных органов

Сотрудники таможенных органов, т.е. люди «в погонах
», входят
в правоохранительный блок системы таможенных органов
, к которому относятся структурные подразделения, занимающиеся ОРД, дознанием, таможенными расследованиями, звенья силового обеспечения. Статус сотрудников таможенных органов определяется
Федеральным законом 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»
Госслужащие таможенных органов осуществляют свою деятельность в области таможенного оформления и таможенного контроля
, занимаются
статистикой и анализом
, производят
валютный контроль и контроль таможенной стоимости
, выполняют другие функции,
не носящие правоохранительного характера
. Статус госслужащих в таможенной системе определяется
Федеральным законом 2004 г. № 79-ФЗ
«
О государственной гражданской службе РФ
».
Работники бюджетной сферы: младшие инспекторы, водители, вспомогательный персонал
. Все они непосредственно не выполняют функций, связанных с осуществлением таможенной деятельности, а лишь помогают в их реализации.

В словаре русского языка под служащим понимается «лицо, работающее по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания

»[3].

ГОССЛУЖАЩИЕ – это социальная группа, состоящая из индивидуальных субъектов права (физических лиц), осуществляющих на возмездных началах определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи учрежденных и действующих госорганов и организаций
[4].

В административном праве ДОЛЖНОСТЬ понимается как организационное звено, связывающее определенную структуру с физическим лицом — служащим, который замещает должность и затем исполняет отведенные по должности полномочия

.

Для таможенной службы характерно сочетание должностей федеральной государственной гражданской службы

и должностей
правоохранительной службы
. Они внесены в реестры должностей государственной службы.

Перечень должностей в таможенных органах, которые могут занимать граждане на конкурсной основе,а также условия проведения конкурса определяются руководителем ФТС России.

Согласно ст. 3 Закона о службе в таможенных органах РФ

, должностными лицами в таможенных органах признаются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены
специальные звания или квалификационные разряды.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

младший состав
(прапорщик и ст. прапорщик таможенной службы);
средний начальствующий состав
(мл. лейтенант, лейтенант, ст. лейтенант, капитан таможенной службы);
старший начальствующий состав
(майор, подполковник, полковник таможенной службы);
высший начальствующий состав
(генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник таможенной службы).

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМтаможенных органов присваиваются классные чины, а вместо звания они получают КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАЗРЯДЫ в соответствии с теми должностями, на которых состоят.

♦ секретарь гос. гражданской службы 1, 2, 3 классов;
♦ референт гос. гражданской службы 1, 2, 3 классов;
♦ советник гос. гражданской службы 1, 2, 3 классов;
♦ советник Российской Федерации 1, 2, 3 классов;
♦ действительный гос. советник таможенной службы.
Должностное лицо в таможенной практике — это лицо
— либо осуществляющее контрольные, распорядительные
или
процессуальные
функции на государственной и таможенной границе РФ/ТС,
— либо связанное с выполнением организационно-распорядительных
или
административно-хозяйственных
обязанностей, сопряженных с международными пассажирскими и грузовыми перевозками, а также почтовым обменом;
— либо уполномоченное на перемещение через границу товаров, не подлежащих таможенному контролю
;
— либо пользующееся в установленном порядке таможенными льготами
, за исключением иностранных граждан, обладающих иммунитетом от уголовной, гражданской, административной юрисдикции в соответствии с действующим законодательством и международными соглашениями[5].

Служащий таможенного органа обладает ПРАВОМОЧИЯМИна:

♦ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности, получение необходимой информации для исполнения должностных обязанностей; ♦посещение для исполнения должностных обязанностей предприятий всех форм собственности; ♦продвижение по службе; ♦пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет; ♦проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; ♦применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в случае пресечения неправомерных действий.

Должностные лица таможенных органов имеют право применять

Ø физическую силу,

Ø специальные средства,

Ø оружие

Ø использовать служебных собак

в порядке, предусмотренном ст. 26 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ.

Применению физической силы, специальных средств и оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и в случае применения оружия — предупредительные выстрелы

. При этом должностные лица таможенных органов
ОБЯЗАНЫ:

1) предоставить достаточно времени для выполнения своих законных требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность их жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, судов и транспортных средств или при иных обстоятельствах, когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
2) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, оказание первой помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальника таможенного органа, который сообщает об этом прокурору не позднее 24 часов.

При применении физической силы, специальных средств и оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.

В случае применения физической силы, специальных средств и оружия, использования служебных собак с нарушением установленного порядка должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Статья 141. Банковская гарантия

Это старая редакция документа

1. Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, иными кредитными организациями либо выданные от имени банков, иных кредитных организаций филиалами этих банков, иных кредитных организаций, включенными в Реестр банков, иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее в настоящей главе — Реестр), а также банковские гарантии, выданные Внешэкономбанком.

2. К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, исполнением банком, иной кредитной организацией, Внешэкономбанком обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации и настоящего Федерального закона.

3. Банковская гарантия представляется в таможенный орган в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, обладающего правом от имени банка, иной кредитной организации, Внешэкономбанка подписывать банковские гарантии.

4. Банковская гарантия принимается таможенным органом, если выдавшие ее банк, иная кредитная организация либо выдавшие ее от имени банка, иной кредитной организации филиал этого банка, филиал этой иной кредитной организации на день поступления указанной банковской гарантии в таможенный орган включены в Реестр, при условии непревышения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, установленных для данных банка, иной кредитной организации, Внешэкономбанка.

5. Банковская гарантия должна быть безотзывной, и в ней должны быть указаны сведения:

1) об обязательствах плательщика таможенных пошлин, налогов, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

2) о праве на бесспорное списание таможенным органом с банка, иной кредитной организации, Внешэкономбанка причитающейся суммы в случае неисполнения этими банком, иной кредитной организацией, Внешэкономбанком обязательств по банковской гарантии;

3) об обязанности банка, иной кредитной организации, Внешэкономбанка уплатить таможенному органу неустойку в размере 0,1 процента суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по банковской гарантии;

4) об условии, согласно которому исполнением обязательств банка, иной кредитной организации, Внешэкономбанка по банковской гарантии является фактическое поступление денежных средств на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств — членов Таможенного союза.

6. Срок действия представленной банковской гарантии не может превышать 36 месяцев и должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом банку, иной кредитной организации, Внешэкономбанку требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае неисполнения обязательств, обеспеченных банковской гарантией.

7. Банковская гарантия на день ее представления в таможенный орган должна быть вступившей в силу. Допускается принятие банковской гарантии, выданной на новый срок, до ее вступления в силу при условии, что представленная банковская гарантия вступает в силу со дня, следующего за днем истечения срока действия ранее выданной (действующей) банковской гарантии и разница между днем представления новой банковской гарантии в таможенный орган и днем вступления ее в силу не превышает 15 дней. Такая банковская гарантия используется после вступления в силу в целях непрерывного обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

8. Плательщик таможенных пошлин, налогов при выборе банковской гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов представляет в таможенный орган с сопроводительным письмом оригинал банковской гарантии, за исключением случая, если банковская гарантия представляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

9. Банковская гарантия может быть представлена в таможенный орган выдавшими ее банком, иной кредитной организацией, Внешэкономбанком либо выдавшими ее от имени банка, иной кредитной организации филиалом этого банка, филиалом этой иной кредитной организации.

10. Вместе с банковской гарантией в виде оригиналов или засвидетельствованных в нотариальном порядке копий представляются документы, подтверждающие соответствующие полномочия лиц, подписавших банковскую гарантию, и заверенная в установленном порядке карточка с образцами подписей указанных лиц и оттиском печати (при наличии печати) выдавших банковскую гарантию банка, иной кредитной организации, Внешэкономбанка либо выдавших банковскую гарантию от имени банка, иной кредитной организации филиала этого банка, филиала этой иной кредитной организации или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой карточки. В случае, если указанные документы ранее представлялись в таможенный орган либо банковская гарантия представляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, представление указанных документов не требуется.

11. Таможенный орган принимает поступившую банковскую гарантию или отказывает в ее приеме в срок, не превышающий:

1) пяти рабочих дней со дня ее поступления, — для банковской гарантии, оформленной в письменной форме на бумажном носителе;

2) одного рабочего дня, следующего за днем ее поступления, — для банковской гарантии, оформленной в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

12. Таможенный орган отказывает в приеме банковской гарантии при наличии одного из следующих оснований:

1) непоступление от банка, иной кредитной организации, Внешэкономбанка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, информации в электронном виде о выдаче банковской гарантии в порядке, предусмотренном частями 24 — 26 настоящей статьи;

2) отзыв Центральным банком Российской Федерации у банка, иной кредитной организации, которые выдали банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций;

3) подписание банковской гарантии лицами, не обладающими соответствующими полномочиями;

4) несоблюдение условий, указанных в частях 4 — 10 настоящей статьи.

13. В случае приема банковской гарантии таможенный орган в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня приема банковской гарантии, информирует плательщика таможенных пошлин, налогов об оформлении таможенной расписки на сумму, указанную в банковской гарантии.

14. В случае отказа в приеме банковской гарантии таможенный орган в срок, установленный частью 11 настоящей статьи, информирует в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, плательщика таможенных пошлин, налогов и выдавшие банковскую гарантию банк, иную кредитную организацию, Внешэкономбанк либо выдавшие банковскую гарантию от имени банка, иной кредитной организации филиал этого банка, филиал этой иной кредитной организации об отказе с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

15. Возврат банковской гарантии, оформленной в письменной форме на бумажном носителе, осуществляется таможенным органом в случае отказа таможенного органа в приеме банковской гарантии, а также на основании заявления плательщика таможенных пошлин, налогов, составленного в произвольной письменной форме на бумажном носителе и содержащего просьбу о возврате банковской гарантии, в одном из следующих случаев:

1) обязательство, обеспеченное банковской гарантией, исполнено в полном объеме, прекращено либо не возникло;

2) взамен банковской гарантии представлено новое обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;

3) срок действия банковской гарантии истек.

16. Допускается вместо возврата банковской гарантии направление таможенным органом банку, иной кредитной организации, Внешэкономбанку либо филиалу банка, филиалу иной кредитной организации письма об освобождении банка, иной кредитной организации, Внешэкономбанка от обязательств по банковской гарантии в связи с отказом таможенного органа от своих прав по банковской гарантии, о чем таможенный орган уведомляет плательщика таможенных пошлин, налогов в письменной форме на бумажном носителе не позднее пяти рабочих дней со дня направления такого письма.

17. В случае представления банковской гарантии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, таможенный орган в течение пяти рабочих дней со дня исполнения в полном объеме или прекращения обязательства, обеспеченного банковской гарантией, либо принятия взамен банковской гарантии нового обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов направляет выдавшим банковскую гарантию банку, иной кредитной организации, Внешэкономбанку письмо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, об освобождении банка, иной кредитной организации, Внешэкономбанка от обязательств по банковской гарантии в связи с отказом таможенного органа от своих прав по банковской гарантии.

18. Если банковская гарантия, представленная в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, была принята таможенным органом в качестве генерального обеспечения либо для обеспечения обязательства, которое еще не возникло, таможенный орган на основании заявления плательщика таможенных пошлин, налогов, составленного в произвольной письменной форме на бумажном носителе, направляет выдавшим банковскую гарантию банку, иной кредитной организации, Внешэкономбанку письмо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, об освобождении банка, иной кредитной организации, Внешэкономбанка от обязательств по банковской гарантии в связи с отказом таможенного органа от своих прав по банковской гарантии.

19. Таможенный орган уведомляет плательщика таможенных пошлин, налогов о направлении письма об освобождении банка, иной кредитной организации, Внешэкономбанка от обязательств по банковской гарантии не позднее пяти рабочих дней со дня направления такого письма.

20. Срок рассмотрения заявлений плательщика таможенных пошлин, налогов, указанных в частях 15 и 18 настоящей статьи, не должен превышать пять рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае отказа в возврате банковской гарантии либо в направлении банку, иной кредитной организации, Внешэкономбанку либо филиалу банка, филиалу иной кредитной организации письма об освобождении банка, иной кредитной организации, Внешэкономбанка от обязательств по банковской гарантии таможенный орган в указанный срок информирует в письменной форме на бумажном носителе плательщика таможенных пошлин, налогов об отказе с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

21. В случае отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензии на осуществление банковских операций у выдавших банковскую гарантию банка, иной кредитной организации плательщик таможенных пошлин, налогов, чьи обязательства обеспечивались банковской гарантией указанного банка, иной кредитной организации, обязан не позднее одного месяца со дня отзыва лицензии представить таможенному органу новое обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

22. По истечении указанного в части 21 настоящей статьи срока банковская гарантия прекращается и подлежит возврату плательщику таможенных пошлин, налогов в соответствии с порядком, установленным частями 15 — 19 настоящей статьи.

23. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, устанавливает для банков, иных кредитных организаций, Внешэкономбанка максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, либо Внешэкономбанком, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

24. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии в письменной форме на бумажном носителе, банк, иная кредитная организация, Внешэкономбанк информируют в электронном виде федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, о выдаче банковской гарантии.

25. Передача банками, иными кредитными организациями, Внешэкономбанком в таможенные органы, а также таможенными органами в банки, иные кредитные организации, во Внешэкономбанк электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и информации в электронном виде, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

26. Состав и структура информации в электронном виде, направляемой банками, иными кредитными организациями в таможенные органы, а также таможенными органами в банки, иные кредитные организации, предусмотренной настоящей статьей, устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Состав и структура информации в электронном виде, направляемой Внешэкономбанком в таможенные органы, а также таможенными органами во Внешэкономбанк, предусмотренной настоящей статьей, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Влияние пандемии COVID-19 на работу таможенных органов разных стран

Безусловно, пандемия коронавируса наложила серьезный отпечаток не только на население государств, но и на экономическую сферу. В частности, меры, принимаемые государствами либо союзами государств, отразились в том числе и на деятельности таможенной службы.

Следует обратить внимание, что в целом деятельность таможенных служб всех стран мира приобрела в максимальной степени электронный характер.

Так, можно выделить ряд направлений, по которым приняты меры, затрагивающие деятельность таможенной службы в условиях пандемии COVID-19:

1) запрет на перемещение товаров;

2) особенности транзита товаров и транспортных средств;

3) возможность предоставления копий документов, используемых для таможенных целей;

4) освобождение от уплаты ввозных пошлин либо предоставление льгот по уплате.

Установление запрета на перемещение товаров

Для данного направления характерно установление запретов на перемещение товаров как актами наднационального законодательства, так и на национальном уровне. Например, на уровне Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) Коллегией Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) 24.03.2020 принято Решение № 41, которое устанавливает запрет вывоза с таможенной территории ЕАЭС средств индивидуальной защиты, защитных и дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения, а также ряда материалов сроком по 30.09.2020. Также Решением № 42 ЕЭК ввела запрет на вывоз за пределы ЕАЭС ряда продуктов питания (например, репчатый лук, чеснок, рис, гречиха, готовые пищевые продукты из гречки).

Кроме того, на национальном уровне государства — члены ЕАЭС также ввели ограничения на вывоз ряда товаров. Например, Российская Федерация ввела по 01.06.2020 запрет на вывоз с ее территории ряда товаров (одноразовые комбинезоны химической защиты, маски медицинские, халаты медицинские и пр.).

Установление особенностей для транзита товаров и транспортных средств

Это направление касается осуществления транзитных перевозок грузов. Следует обратить внимание, что данное направление является одним из ключевых в экономике многих стран, поэтому государства стараются создать наиболее приемлемые условия для сохранения транзитного потенциала во время пандемии. При этом, безусловно, учитывается сложившаяся эпидемиологическая ситуация. В данном блоке полагаем возможным выделить ряд мер, которые направлены на максимальное исключение контактов перевозчиков с таможенными органами. В Республике Беларусь Правительством установлен ряд ограничений и требований для водителей, выполняющих транзитные перевозки по территории республики. В частности, водители, выполняющие транзитные перевозки, обязаны покинуть территорию Республики Беларусь по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за днем въезда на ее территорию, за исключением случаев, установленных подп. 1.3 п. 1 постановления Совмина № 171.

В то же время ряд государств полностью ограничили транзитные перевозки через территорию своих государств. Например, Республика Казахстан запретила транзит по своей территории иностранных граждан и грузовых транспортных средств, следующих в третьи страны, в которых установлен запрет на въезд (к таким странам относится Таджикистан и Туркменистан).

Кроме того, ряд государств ввели ограничения по количеству пропускаемых грузовых транспортных средств либо установили временной интервал для пропуска данных транспортных средств. Например, Китай уменьшил суточную норму пропуска транспортных средств через пункты пропуска на границе с Российской Федерацией «Пограничный-Суйфэньхэ», «Краскино-Хуньчунь», «Полтавка-Дуннин», «Турий Рог-Мишань». А Казахстан установил временной интервал с 10.00 до 19.00 для пропуска грузовых транспортных средств, следующих транзитом, в пунктах пропуска «Айша-биби» и «Карасу».

Возможность предоставления копий документов, используемых для таможенных целей

Данное направление касается возможности предоставления копий документов, используемых для таможенных целей, при совершении таможенных операций. Например, пакет мер Европейского союза (далее – ЕС) предусматривает возможность при таможенной процедуре таможенного транзита использовать отсканированные копии сопроводительных документов. Решением Совета ЕЭК № 36 декларанту предоставлена возможность представления таможенному органу электронной или бумажной копии сертификата о происхождении товара при условии обязательного последующего представления оригинала указанного сертификата в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары. Данная возможность предоставлена по 30.09.2020.

Мера по освобождению от уплаты ввозных пошлин либо предоставление льгот по уплате

В качестве отдельного направления можно выделить меры по освобождению от уплаты ввозных таможенных пошлин либо предоставлению льгот по уплате. Например, Решением Совета ЕЭК № 21 предусмотрено освобождение от ввозной таможенной пошлины товаров, импортируемых для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Действие данного решения затрагивает, например, такие товары, как средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, диагностические реагенты, отдельные виды оборудования и материалов. В то же время в ЕС при наличии подтверждения серьезных экономических и социальных затруднений у субъекта таможенные органы вправе не начислять проценты на задолженность субъекта хозяйствования по таможенным платежам.

В целом следует отметить, что во всех странах предприняты меры по созданию «зеленого коридора» для импорта товаров, необходимых для предупреждения и ликвидации последствий пандемии коронавирусной инфекции. Соответственно таможенные операции в отношении таких товаров осуществляются таможенными органами в первоочередном порядке.

Как устроиться в таможню. Часть 2. Техническая.

В таможенных органах существует 3 категории: 1) Сотрудники (Федеральные государственные служащие) 2) Федеральные государственные ГРАЖДАНСКИЕ служащие (ФГГС) 3) Работники

Сотрудники

Что касается сотрудников, то основной закон, регулирующий порядок и условия прохождения ими службы, это Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Особенности статуса «сотрудника»: заработная плата, как правило, выше чем у государственных гражданских служащих, а также наличие целого ряда льгот и преимуществ, недоступных государственным служащим. Например: ранний выход на пенсию; наличие спец. звания (лейтенант, капитан и т.д.); теоретическая (хотя бы такая) возможность получения жилья; оплата стоимости проезда\перелёта к месту проведения отпуска и обратно; «откос» от армии.

Минусы: ненормированный график работы, заключение контракта на определённый срок, различные ограничения и запреты на выезд за границу в определенный перечень стран, а также более жёсткие требования к состоянию здоровью. И, возможно, придётся стучать на своих коллег =)

Как устроиться?

На удивление, некоторые должности даже не требуют наличия высшего образования (это подразделения охраны например и некоторые должности правоохранительного блока).

Чтобы попасть на службу, нужно обратиться в ОГСиК таможенного органа (Отдел государственной службы и кадров). Там скажут какой пакет документов собирать. Никаких испытаний и конкурсов для этой категории не предусмотрено, главное это пройти военно-врачебную комиссию, направление на которую выдаёт ОГСиК.

Плюс на отдельные должности сдача спортивных нормативов. Конечно, в приоритете люди с высшим образованием. И опять же, если нужна дальнейшая карьера, то высшее образование обязательно. Обязательных требований нет, но тут можно догадаться, правоохранительный блок это как правило специализация юрфака и правоохранительной деятельности. В приоритете всегда выпускники РТА.

Федеральные государственные гражданские служащие

Основной нормативный документ — Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Вместо воинского звания имеют классный чина государственного гражданского служащего (референт 3 класса, референт 2 класса референт 1 класса, советник 3-ого класса ).

Собственно на этом всё. Больше ничего не имеют.

Как устроиться?

Здесь уже всё сложнее.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы. Конкурс объявляется ОГСиК таможенного органа и размещается объявление на официальном сайте Регионального таможенного управления (РТУ)

или на сайте https://gossluzhba.gov.ru.

К каждой должности есть свои требования к стажу либо к направлению подготовки (образованию). В основном образование уровень бакалавриат, к стажу нет требований. Но на должности начальствующего состава такие требования есть, их необходимо уточняется индивидуально.

Перечень документов для поступления размещается к конкурсу. О нюансах этих документов можно узнать в непосредственном ОГСиК таможенного органа.

Стоит учитывать, что Вы не сможете поступить на государственную гражданскую службы, если имеете определённые ограничения.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; 9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу; Утраты доверия 11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Работники

Основной документ — трудовой кодекс РФ.

Эту категорию, думаю рассматривать не стоит в силу её малой привлекательности и низкой востребованности у людей, имеющих цель трудоустроиться в таможенные органы.

О морально-психологических моментах трудоустройства по ссылке ниже.

КАК УСТРОИТЬСЯ В ТАМОЖНЮ. Часть 1. Философская.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]