Информационные таможенные технологии: электронное декларирование, удаленный выпуск, предварительное информирование, карта таможенных платежей, электронный фрахт

 Главная — Статьи

Внедрение информационных технологий в государственных органах положительно сказывается на развитии экономики. Таможенная служба не является исключением. Таможенная служба Российской Федерации в течение последних десяти лет активно внедряет информационно-коммуникационные технологии в свою деятельность. Очевидно, что применение информационных таможенных технологий позволяет упростить процесс подготовки и принятия решения о выпуске товара, сделать его более прозрачным для бизнеса.

В настоящее время в целях упрощения таможенного оформления и повышения качества предоставления государственных услуг в сфере внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) разработан и внедрен ряд информационных таможенных технологий. Среди основных можно выделить:

— электронное декларирование;

— предварительное информирование;

— удаленный выпуск;

— карту таможенных платежей;

— предоставление государственных услуг (функций) в электронном виде;

— работу с разрешительными документами и др.

Внедрение информационных технологий (Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет») в таможенной сфере позволило Федеральной таможенной службе (ФТС России) при обеспечении поддержки собственных таможенных процессов и содействии международной торговле создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, минимизировать влияние человеческого фактора, сократить расходы на государственное управление. Основой для применения данных информационных технологий являются положения таких правовых актов как:

— Таможенный кодекс Таможенного союза (п. 2 ч. 2 ст. 15, ст. ст. 42, 43, 54, 95, 98, п. 3 ст. 158, п. 2 ст. 163, п. 1 ст. 169, п. 4 ст. 176, п. 3 ст. 179, п. 5 ст. 180, п. п. 5 — 6 ст. 183, п. 5 ст. 187);

— решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. N 494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа;

— Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 21 мая 2010 г.;

— Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

— Приказ ГТК России от 3 августа 2001 г. N 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей» (вместе с Технологией расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт));

— письмо ФТС России от 28 марта 2012 г. N 01-11/14513 «О применении технологии удаленного выпуска товаров».

Электронное декларирование

Внедрение электронного декларирования в таможенной службе Российской Федерации началось в 2002 г. с применения технологии ЭД-1, заключающейся в передаче электронных таможенных деклараций по выделенному каналу связи. В 2008 г. начала внедряться технология ЭД-2, которая для передачи электронных деклараций применяла Интернет. Первая электронная декларация с использованием технологии ЭД-1 была выпущена 25 ноября 2002 г., а с использованием технологии ЭД-2 — 9 сентября 2008 г. Штатное внедрение новой технологии в ФТС России началось в сентябре 2009 г. Данные о количестве электронных деклараций, выпущенных с использованием технологий ЭД-1 и ЭД-2 по годам, приведены в табл. 1. В настоящее время 66100 участников ВЭД из 77950 зарегистрированных используют электронное декларирование.

Таблица 1

Данные о количестве выпущенных электронных деклараций

Количество электронных деклараций (в % от общего кол-ва таможенных деклараций) 2007 2008 2009 2010 2011 2012
по ЭД-1 3 5,99 6,7 6,9 10,5 10
по ЭД-2 0 0,0 2 16,1 77,5 86
Итого 3 6 8,7 23 88 96

Для подачи таможенной декларации в электронном виде необходимы три составляющие — электронная цифровая подпись, программный продукт, позволяющий создать электронную декларацию, собственный абонентский пункт (технология ЭД-1) или информационный оператор (технология ЭД-2), который предоставляет услуги по передаче информации и обеспечивает выполнение требований безопасности при пересылке сведений от участника внешнеэкономической деятельности до Центрального информационно-технического таможенного управления (ранее — Главный научно-информационный вычислительный центр Федеральной таможенной службы (ГНИВЦ ФТС России)). Различия технологий ЭД-1 и ЭД-2 приведены в табл. 2.

Таблица 2

Сравнение технологий электронного декларирования ЭД-1 и ЭД-2

ЭД-1 ЭД-2
Подключение к ведомственной сети таможенных органов. При удаленном нахождении от таможенного органа необходимо построение каналов связи Подключение к Интернет
Необходимость создания собственного узла доступа Использование услуг информационного оператора (41 оператор)
Только один поставщик программного обеспечения (ЛЭТИ) 7 поставщиков программного обеспечения + портал ФТС
Затраты на использование системы электронного декларирования (программное обеспечение + настройка) от 500 тыс. до 1,5 млн. руб. Затраты при использовании системы электронного декларирования через информационного оператора — около 100 тыс. руб.
Допускается подача неформализованных документов (сканы, фото) Предоставляются только формализованные документы
Необходимо использование специальных программ для заполнения электронных деклараций Возможно использование стандартных программ для заполнения электронных деклараций
Таможенный инспектор работает в трех программных средствах — система электронного декларирования, конвертатор ЭГТД, программное средство АИСТ-РТ21 Таможенный инспектор работает в одном программном средстве — АИСТ-РТ21 или АИСТ-М
Закрытая спецификация обмена Открытая спецификация обмена
При возврате электронной декларации протокол ошибок формируется инспектором вручную При возврате электронной декларации протокол ошибок формируется автоматически по результатам форматологического контроля
Долгосрочные документы хранятся в электронном архиве без автоматического доступа из представленной описи документов к электронной декларации Долгосрочные документы поступают в АИСТ-РТ21. Доступ к документам осуществляется автоматически из описи документов к электронной декларации

К преимуществам российской системы электронного декларирования можно также отнести:

— сокращение времени таможенного оформления (до трех часов вместо двух дней);

— доступность подключения;

— возможность подачи электронной декларации на любой таможенный пост ФТС России;

— прозрачность процесса декларирования и сокращение непосредственных контактов с сотрудниками таможенных органов.

К числу минусов можно отнести: необходимость получения электронной цифровой подписи (срок действия 1 год) (Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 10 июля 2012 г.)), технические проблемы передачи данных, ручной ввод данных в электронные документы. Кроме того, «вдобавок к электронной декларации таможня требует еще и ворох бумажных документов… Большая часть разрешительных документов по-прежнему выдается другими ведомствами и министерствами на бумаге». Таможенные органы обязаны эти документы проверять.

Федеральная таможенная служба активно стимулирует использование электронного декларирования, о чем свидетельствует снижение сборов за таможенное оформление (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1286 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863») на 25% и отмена необходимости предоставления паспорта сделки при подаче электронной декларации.

Обязательным электронное декларирование станет с 1 января 2014 г., а использование бумажных деклараций будет разрешено в отдельных случаях, предусмотренных законодательством. В мае 2013 г. ФТС России планирует начать эксперимент по автоматическому выпуску товаров, т.е. без участия сотрудников таможенных органов. Предполагается, что информационная система будет выпускать электронную декларацию, поданную декларантом. При этом сотрудник таможенного органа не будет принимать участия ни в регистрации, ни в проверке сведений, ни в выпуске товара.

Проблемы информационного обеспечения таможенных органов

 Развитие экономики в эпоху технического прогресса во многом определяется передовыми информационными технологиями, без которых невозможно представить дальнейшее развитие общества. Отправной точкой информационного прогресса в полной мере является формирование единого всемирного информационного пространства, создание технологий и глобальных информационных систем, структурирование информационных потоков и ресурсов, а также формирование рынка информационных продуктов и услуг.

Применение информационных и инновационных технологий в органах государственной власти на современном этапе особенно актуально, поскольку их деятельность непосредственно сопряжена с необходимостью обработки и анализа большого массива данных и информации. Именно применение передовых информационных технологий является основополагающим фактором, определяющим тенденции развития Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России) и инструментов администрирования. С целью повышения эффективности таможенного контроля и совершенствования таможенных операций внедряются новые информационные технологии [1]:

− функционирование транспортной системы с быстрой и надежной передачей информационных данных таможенным органам;

− система электронного предварительного информирования;

− усовершенствованная система электронного декларирования;

− технология авторегистрации деклараций;

− технология автовыпуска деклараций;

− усовершенствованные базы данных, обеспечивающие хранение и статистическую обработку большого количества таможенных документов [3].

Информационная система таможенных органов является одной из самых больших и динамических систем, которая состоит из большого числа элементов, реализующих функции внешнеэкономической деятельности. Управленческая система таможенных органов имеет многоуровневую структуру, обширные внутренние и внешние связи, где взаимодействуют разнообразные материальные, трудовые и финансовые ресурсы, отражающие их информационные потоки. Для того чтобы такая сложная система нормально функционировала, осуществляется управление, как отдельными структурными элементами, так и системами в целом.

Основу таможенного дела государства составляет его таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие функции реализации таможенной политики [4].

Центральное место в проблеме совершенствования таможенной системы занимает проблема оценки и, соответственно, повышения эффективности ее системы управления. Одна из основных причин, повлекших за собой наличие такой проблемы — низкий уровень процессов оперативного и стратегического управления деятельностью таможенных органов. Также остаются актуальными нерешенные задачи оценки эффективности и оптимизации деятельности таможенных органов и отсутствие должного приведения их штатной численности в соответствии с целями, задачами, функциями и объемами деятельности [5].

В настоящее время основные вопросы автоматизации частично решаются в рамках политики единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России. При этом в ЕАИС реализованы лишь отдельные задачи, такие как автоматизация функций ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационных и справочных документов таможенных органов [1].

Основным составляющим информационно-технической политики является целенаправленная деятельность ФТС России по информатизации таможенных органов, а также обеспечение эксплуатации объектов информационно-технической инфраструктуры. Информатизация таможенных органов — самостоятельное и приоритетное направление ФТС России, представляющее собой процесс внедрения передовых информационных технологий в таможенном деле.

В настоящее время проводится кардинальная модернизация ФТС России в соответствии с Целевой программой развития таможенных органов. Также осуществляются меры по приведению их в соответствие с международной практикой таможенного дела [2].

К сожалению, в таможенном деле имеется существенный ряд проблем, решение которых требует урегулирования. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является недостаточная эффективность проведения таможенного контроля при перемещении физических лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу. Решение данной проблемы будет целесообразно начать с внедрения передовых инновационных технологий, позволяющих усовершенствовать таможенный контроль, своевременно и эффективно применять передовые технические средства контроля для выявления и предупреждения различных видов нарушений таможенного законодательства [5]. Таким образом, назревает необходимость в создании межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, используемой при осуществлении государственного контроля соответствующими службами. Кроме того, эта система может минимизировать сроки проведения таких таможенных процедур, как предварительное информирование, электронное оформление и декларирование грузов. Но процессы глобализации и информатизации экономических связей приводят к усложнению ориентации не только коммерческих организаций, но и государственных служб, что означает, с одной стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — положительные изменения во всей структуре и методах управления. Реализация данных обязательств обеспечивается путем применения новейших методов, таких как контроль на основе управления рисками, стандартизации и унификации таможенных процедур и использования передовых информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, одним из этапов повышения эффективности проведения таможенных процедур будет создание и внедрение новых информационных технологий, которые будут способствовать поддержке в деятельности государственных организаций, упрощении сбора и обработки статистических данных о количестве и характере перемещаемых грузов, полноте загрузки транспортных средств. Для того чтобы такие информационные модели оперативно функционировали без ошибок, необходимо пользоваться более точными данными, полученными от различных государственных служб [6].

В настоящее время таможенные органы продолжают проведение мероприятий по созданию, обеспечению функционирования и развитию Интегрированной информационной системы ЕАЭС. Данная система является совокупностью интеграционного сегмента Евразийской экономической комиссии и национальных сегментов, объединенных защищенными каналами передачи данных [2]. Проект разработан на основе Концепции Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли. Целью Концепции является эффективное регулирование внешней и взаимной торговли, осуществление таможенного и других видов государственного контроля с использованием информационных технологий [1].

Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли должна была реализовать механизм «единого окна», объединяющий на основе международных стандартов обмена данными интеграционный сегмент самого Таможенного Союза и национальные сегменты «единого окна» Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации [1].

К сожалению, ни Российская Федерация, ни остальные государства — члены ЕАЭС в настоящее время не имеют механизма «единого окна» и с его разработкой не спешат. Для реализации механизма «единого окна» необходимы [1]:

− национальная программа реализации механизма «единого окна», определяющая план-график, источники финансирования и ответственных исполнителей;

− единый орган, уполномоченный осуществлять прием данных от участников внешнеэкономической деятельности через механизм «единого окна» и передачу другим государственным органам;

− единый перечень стандартизированных документов;

− единый пропускной канал (система передачи данных) «единого окна».

Ни одно из вышеперечисленных условий в системе ФТС России еще не выполнено, несмотря на существование нескольких программ и планов по созданию и развитию механизма «единого окна».

Обобщив вышеизложенное, можно сделать вывод, что для расширения интеграции и повышения ее эффективности в условиях ЕАЭС необходима консолидация усилий государств-членов ЕАЭС, направленных на создание и реализацию единого высокоэффективного информационного обеспечения целого ряда процессов, осуществляемых в условиях ЕАЭС.

В перспективе планируется, что ИИС ЕАЭС обеспечит информационную поддержку по вопросам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин. Ожидаемый результат внедрения такой системы — повышение информированности, снижение издержек при осуществлении административных процедур, доступ участников ВЭД к межгосударственным услугам.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 08 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
  2. Стратегия развития Таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: [распоряжение Правительства от 28 декабря 2012 г. № 2575-р] –г. Москва.
  3. Малышенко Ю. В. Информационные таможенные технологии: учебник. Часть 1/ Ю. В. Малышенко, В. В. Федоров. — М.: РИО РТА, 2007–352с.
  4. Кухаренко В. Б. Модернизация таможенной службы. Монография — М.: ИЦ «Классика» // 2000.
  5. Бормотова Е. Г. Межведомственное информационное взаимодействие элемент совершенствования организации и повышения эффективности деятельности таможенных органов // Е. Г. Бормотова //ТДР. 2013.
  6. Томачкова Д. Г., Чусковская Т. Н. Система электронного декларирования товаров в таможенных органах в современных условиях/ Сервис публикации документов // 2021 г.

Предварительное информирование

Примечание. В данной статье рассматривается система предварительного информирования участниками ВЭД таможенных органов о планируемом пересечение транспортными средствами и грузами границы Таможенного союза при их ввозе

Одним из показателей уровня развития таможенной службы является использование предварительной информации при таможенном оформлении. Использование предварительной информации служит основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли (WCO High Level Strategic Group Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade). На предварительной информации основано управление интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы Всемирной таможенной организации (Integrated Supply Chain Management Guidelines (WCO, June 2004)) и применение Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999).

Предварительное информирование таможенных органов (далее — ПИ) заключается в представлении в таможню государства — члена Таможенного союза (далее — ТС), на территории которого расположен пункт пропуска, сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах не менее чем за два часа до планируемого ввоза товара на территорию ТС (Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом»).

Предварительная информация может быть представлена отправителем, получателем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится: в странах — участницах ТС или в любом другом государстве. В тестовом режиме система предварительного информирования (Приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. N 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации») на территории Российской Федерации начала работать с 2008 г.

Для товаров, ввозимых автомобильным транспортом на таможенную территорию Таможенного союза с 17 июня 2012 г., предварительное информирование стало обязательным. Для товаров, ввозимых иными видами транспорта, представление предварительной информации необязательно.

Для представления предварительной информации в ФТС России создан Портал электронного предоставления сведений (edata.customs.ru), основанный на использовании WEB-технологий и сети Интернет. При ввозе товаров через участки границ других государств — членов ТС предварительное информирование должно быть осуществлено через информационные системы соответствующих таможенных служб.

Предварительное информирование «позволило на 30 минут сократить время таможенных операций для тех грузовиков и фур, по которым такая информация поступила заранее. Но если машина уже прибыла в пункт пропуска, а информации на таможне нет, то данные вводятся в ручном режиме». Сокращение времени таможенных операций на 30 минут происходит исключительно за счет того, что данные не вводятся в ручном режиме, а сверяются с данными, указанными в транспортных и коммерческих документах, которые в бумажном виде предъявляются при пересечении границы. Таким образом, предварительное информирование не освобождает перевозчика от предоставления бумажных транспортных и коммерческих документов сотрудникам таможенных органов в пункте пропуска для проверки сведений, указанных при предварительном информировании.

Предварительное информирование (Приказ ФТС России от 5 июля 2012 г. N 1345 «Об утверждении порядка использования в рамках системы управления рисками предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом, и транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары») особенно актуально в условиях угроз и опасности роста международного терроризма. Подобные программы одобрены рядом стран, например «Партнеры по защите» (PIP) таможенной службы Канады, «Передняя линия и аккредитованный клиент» таможенной службы Австралии, «C-TPAT» и CSI таможенной службы США, «SEP and FrontLine» таможенной службы Новой Зеландии и др.

Информационные технологии в таможенном деле

В настоящее время информатизация все более широко используется в таможенном деле. С одной стороны, этот процесс обусловлен необходимостью ускорения производства таможенных операций, с другой — способствует прозрачности совершаемых таможенных операций, что снижает коррупционные риски. В данной статье рассмотрим вопросы применения автоматизации технологических операций при осуществлении предварительного информирования таможенных органов о ввозе товаров на территорию Таможенного союза, а также поговорим об электронном декларировании товаров.

Под информационными технологиями принято понимать систему методов, способов и средств сбора, регистрации, хранения, поиска, накопления, обработки, генерации, анализа, передачи и распространения данных, информации и знаний на основе применения средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

Применение информационных технологий в таможенном оформлении выражается в двух аспектах:

1)предварительное информирование таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы (далее — предварительное информирование);

2)декларирование товаров посредством подачи декларации на товары в электронной форме, а также представление при таможенном оформлении документов, подтверждающих заявленные в декларации на товары сведения, в электронной форме.

Предварительное информирование

Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли, которые были приняты 03.06.2005 руководителями национальных таможенных администраций, представляющих 166 стран — членов Всемирной таможенной организации в Брюсселе, установлено, что для обеспечения адекватной оценки рисков таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках.

В этой связи ст. 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) определено, что уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию:

  • о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу;
  • о транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары;
  • о времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с такой территории;
  • о пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза или убывающих с такой территории.

В свою очередь, ст. 3 Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010; далее — Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах), установлено следующее: случаи обязательного представления предварительной информации при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации должны быть определены решением Комиссии Таможенного союза в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары.

В результате Комиссией Таможенного союза было принято Решение от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» (далее — Решение № 899).

Документом введено обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом. Информацию должны представлять уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители или иные заинтересованные лица не менее чем за 2 часа до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Согласно Решению № 899 в случае, когда ввозимые товары предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, заинтересованное лицо представляет предварительную информацию в информационную систему таможенных органов в объеме сведений, установленных для транзитной декларации. Информация должна содержать сведения:

  • об отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
  • о стране отправления, стране назначения товаров;
  • о декларанте;
  • о перевозчике;
  • о транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;
  • о наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
  • о коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (далее — ГС) или единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС) на уровне не менее первых шести знаков;
  • о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду ТН ВЭД ТС или ГС;
  • о количестве грузовых мест;
  • о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
  • о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, если такое перемещение допускается;
  • о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути;
  • о времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

В случае когда ввозимые товары не предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита (например, намечается выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления) в месте прибытия, заинтересованное лицо представляет в информационную систему таможенных органов государства — члена Таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств, следующую предварительную информацию:

  • о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
  • о наименовании и об адресе перевозчика;
  • о наименовании страны отправления и страны назначения товаров;
  • о наименовании и об адресе отправителя и получателя товаров;
  • о продавце и получателях товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
  • о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковки товаров;
  • о наименовании, а также кодах товаров в соответствии с ГС или ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых четырех знаков;
  • о весе товаров брутто (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
  • о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен;
  • о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;
  • о времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Введение предварительного информирования возлагает на перевозчика необходимость представления сведений в таможенный орган до пересечения грузом границы и влечет некоторые дополнительные материальные затраты.

Перевозчикам следует помнить, что в соответствии с Порядком совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 (далее — Порядок № 438), при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита перевозчик обязан представить транзитную декларацию.

В качестве транзитной декларации используются документы, содержащие сведения, указанные в п. 3 ст. 182 ТК ТС:

  • заполненные листы транзитной декларации;
  • книжка МДП, заполненная в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года, с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;
  • карнет АТА, заполненный в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза 1961 года и Конвенцией о временном ввозе 1990 года, с прилагаемыми к нему транспортными (перевозочными) и коммерческими документами (при перевозке в пределах территории государства — члена Таможенного союза, если это предусмотрено законодательством такого государства);
  • транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы;
  • электронная копия транзитной декларации.

Должна ли российская организация-перевозчик представлять предварительную информацию в таможенные органы в случае ввоза товаров с использованием карнета АТА?

Согласно письму ФТС России от 30.05.2012 № 01-11/26843 «О направлении информации» Решение № 899 издано в соответствии со ст. 3 Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах.

Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России проводится работа по внесению изменений в указанное Соглашение в части его неприменения в отношении товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, а также товаров, перемещаемых с применением карнетов АТА.

Необходимость внесения данных изменений обусловлена положениями Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990, которыми не предусмотрено предварительное информирование о товарах, перемещаемых с применением карнетов АТА, на условиях и в порядке, определенных указанной конвенцией, а также тем, что специальная таможенная процедура применяется для особых категорий товаров.

Кроме того, согласно п. (h) ст. 181с раздела VI Таможенного кодекса Европейского союза в отношении товаров, перемещаемых с применением карнетов АТА, предварительное информирование не требуется.

С учетом принципов взаимности норм международного права и в целях оптимизации совершения таможенных операций Решение № 899 не применяется в отношении товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, а также товаров, перемещаемых с применением карнетов АТА.

При этом п. 5 Решения № 899 определено, что в случае представления предварительной информации в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, представленная предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации при отсутствии расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации.

Таким образом, предварительное представление в таможенный орган информации в объеме сведений, установленных для транзитной декларации, позволяет:

1) сократить срок нахождения транспортных средств с грузом в пунктах ввоза.

Во-первых, это обусловлено тем, что перевозчику не нужно формировать у таможенного представителя электронную копию транзитной декларации в тех случаях, когда перевозка происходит с использованием книжки МДП.

Во-вторых, значительно сокращен срок совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов. Так, например, п. 12 Порядка № 438 определено, что выпуск товаров осуществляется таможенным органом отправления в срок, не превышающий сроки, указанные в ст. 196 ТК ТС. Данной статьей установлено следующее: выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

В свою очередь, п. 5 Решения № 899 установлено, что принятие решения о выпуске данных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется не позднее 2 часов с момента регистрации транзитной декларации при условии отсутствия риска несоблюдения норм законодательства Таможенного союза. Таким образом, предельный срок совершения таможенных операций сокращен в 12 раз.

Кроме того, согласно п. 3 Решения № 899 таможенные органы в течение 2 часов с момента получения предварительной информации обязаны провести ее анализ с использованием системы управления рисками.

Таким образом, если в отношении перемещаемых товаров риск нарушения таможенного законодательства минимален, то таможенный орган оперативно произведет выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) сократить очереди в пунктах пропуска, так как для обработки одного транспортного средства, осуществляющего международную перевозку грузов, требуется меньше времени;

3) сократить материальные затраты перевозчика. Это обусловлено тем, что перевозчики прибегают к услугам таможенных представителей как при формировании электронных копий транзитных деклараций, так и при формировании электронной предварительной информации. Однако при формировании электронной предварительной информации рабочее время сотрудников таможенных представителей используется более рационально. В этой связи наиболее крупные таможенные представители несколько снижают тарифы на предоставление услуг по формированию предварительной информации.

Каким образом осуществляется предварительное информирование таможенных органов России о ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза?

Согласно информации ФТС России от 14.06.2012 «Об обязанности подачи предварительной информации на товары, перемещаемые автомобильным транспортом» предварительная информация подается в таможенный орган государства — члена Таможенного союза, на территории которого расположен автомобильный пункт пропуска, заинтересованным лицом не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товара, следующего автомобильным видом транспорта на таможенную территорию Таможенного союза.

При ввозе товаров через российские пункты пропуска предварительная информация представляется на русском языке, за исключением условных обозначений, используемых в качестве классификаторов.

Участники ВЭД, перемещающие товары через российские пункты пропуска, могут подать предварительную информацию через интернет-сайт ФТС России (с использованием портала электронного представления сведений (портала «ЭПС»), расположенного по адресу: https://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx) или посредством информационных систем организаций, подключенных к единой автоматизированной информационной системе таможенных органов Российской Федерации.

Если предварительная информация не была заблаговременно направлена участником ВЭД или перевозчиком, а транспортное средство с товаром прибыло в автомобильный пункт пропуска, то предварительную информацию можно представить в течение ближайших 2 часов после прибытия транспортного средства в пункт пропуска. Для этого на таможенном посту в российском пункте пропуска предусмотрено место временного размещения транспортного средства в зоне таможенного контроля, а также оборудовано место доступа к порталу «ЭПС».

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что снижение времени нахождения транспортных средств в пунктах ввоза влечет снижение сроков доставки товаров, а следовательно, ведет к увеличению грузооборота и прибыли транспортных компаний. Таким образом, внедрение предварительного информирования однозначно является добром для законопослушных транспортных компаний.

Могут ли таможенные органы начать операции таможенного контроля (в частности, таможенный досмотр) в случаях, когда в предварительной информации выявлены ошибки (например, допущены ошибки в номере международной товарно-транспортной накладной)?

Решением № 899 определено, что в месте прибытия товаров таможенные органы сопоставляют предварительную информацию со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах.

В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов, сведениям, содержащимся в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров с использованием системы управления рисками.

Дальнейшие таможенные операции в отношении представленных товаров проводятся в соответствии с таможенным законодательством.

Таким образом, наличие расхождения между реальным номером международной товарно-транспортной накладной и сведениями об этом номере, содержащимися в базе данных предварительной информации, может свидетельствовать о подмене товаросопроводительных документов. Следовательно, таможенные органы могут осуществить любые формы таможенного контроля, предусмотренные ТК ТС, в том числе таможенный досмотр. Поэтому к представлению предварительной информации необходимо подходить ответственно, так как в противном случае могут возникнуть дополнительные издержки перевозчика.

Какие действия должен совершить перевозчик, если своевременно не представил предварительную информацию?

В соответствии с Решением № 899 в случае непредставления заинтересованным лицом предварительной информации оно должно представить в информационную систему таможенных органов эту информацию в объеме, установленном п. 2 данного Решения, в течение ближайших двух часов. Соответственно, данная процедура может повлечь дополнительные расходы для перевозчика в тех случаях, когда таможенные представители формируют свои тарифы на услуги в зависимости от срочности выполняемых операций.

На основе результатов анализа представленной заинтересованным лицом информации должностное лицо таможенного органа принимает решение о проведении таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств с использованием системы управления рисками в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Если предварительная информация по техническим причинам не может быть получена таможенным органом, таможенные операции в отношении представленных товаров проводятся в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Российская организация-перевозчик намерена ввозить товары на территорию России через белорусско-польский участок границы Таможенного союза. Как осуществляется предварительное информирование белорусских таможенных органов о ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза?

По этом поводу имеется соответствующая информация ФТС России «О подаче предварительной информации таможенным органам Республики Беларусь». В соответствии с данной информацией в связи с вступлением в силу с 17.06.2012 Решения № 899 Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (далее — ГТК РБ) разработаны Технические условия информационного взаимодействия автоматизированной системы таможенных органов Республики Беларусь и информационных систем заинтересованных лиц, представляющих предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, которые размещены на сайте ГТК РБ по адресу: https://gtk.gov.by/ru/epi. Также на сайте ГТК РБ создан баннер «Электронное предварительное информирование», в котором размещены ссылки на нормативные правовые акты, регулирующие вопросы предварительного информирования.

В настоящее время в таможенных органах Республики Беларусь функционирует автоматизированная система предварительного информирования (далее — АСПИ).

Для использования заинтересованными лицами АСПИ необходимо:

  • наличие программных и технических средств, обеспечивающих взаимодействие с информационными системами таможенных органов Республики Беларусь при обмене предварительной информацией;
  • наличие доступа к международной сети Интернет;
  • включение в Реестр заинтересованных лиц, представляющих таможенному органу предварительную информацию. Для включения в указанный реестр необходимо обратиться в ГТК РБ, а также пройти в Минской центральной таможне проверку информационной системы заинтересованного участника ВЭД на предмет ее готовности к организации информационного взаимодействия с информационной системой таможенных органов.

РУП «Белтаможсервис» разработан программный продукт e-Client, который обеспечивает информационное взаимодействие с информационной системой таможенных органов.

РУП «Белтаможсервис» на договорной основе оказывает услуги заинтересованным лицам по представлению предварительной информации таможенным органам, а также реализует разработанное программное обеспечение заинтересованным лицам.

Таможенными органами Республики Беларусь обеспечена возможность представления предварительной электронной информации о товарах, перемещаемых с использованием книжек МДП (система TIR-EPD). Система TIR-EPD применяется в таможенных органах Республики Беларусь с 01.10.2011, и ею может воспользоваться любой перевозчик при перевозках товаров по процедуре МДП.

Электронное декларирование

В пункте 3 ст. 179 ТК ТС установлено, что таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Порядок предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа регламентирован Решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа» (далее — Инструкции № 494).

В соответствии с п. 2 Инструкции № 494 таможенная декларация в виде электронного документа (далее — ЭТД) предоставляется декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза регистрировать таможенные декларации.

Согласно п. 1 ст. 204 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 311-ФЗ) декларация на товары подается в электронной форме. Правительство РФ устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.

Какие товары в Российской Федерации могут декларироваться в письменной форме?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.12.2013 № 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме» по выбору декларанта таможенное декларирование товаров в письменной форме с использованием декларации на товары может осуществляться:

1) в отношении товаров, сведения о которых отнесены к государственной тайне;

2) в отношении товаров, помещаемых под:

  • таможенную процедуру уничтожения в соответствии с гл. 42 ТК ТС;
  • таможенную процедуру отказа в пользу государства в соответствии с гл. 43 ТК ТС;
  • специальную таможенную процедуру в соответствии с гл. 41 Федерального закона № 311-ФЗ;

3) в случаях таможенного декларирования товаров:

  • в соответствии с гл. 44 ТК ТС;
  • в соответствии с гл. 45 ТК ТС;
  • в соответствии со ст. 217 Федерального закона № 311-ФЗ;
  • при использовании в качестве декларации на товары карнета АТА, транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.

Следовательно, во всех иных ситуациях декларирование осуществляется исключительно в электронном виде.

В соответствии с Инструкцией № 494 при совершении таможенных операций с использованием ЭТД, в том числе при выпуске товаров до подачи ЭТД в соответствии со ст. 197 ТК ТС, документы, предоставление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза (далее — документы), представляются в виде электронных документов и (или) документов на бумажных носителях.

Согласно ст. 99 Федерального закона № 311-ФЗ документы, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в том числе таможенная декларация, могут представляться в форме электронного документа при соблюдении требований к документированию информации, установленных законодательством РФ.

Какие документы подлежат представлению совместно с декларацией на товары, представляемой в электронном виде?

В соответствии со ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.

К таким документам относятся:

1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки — иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

3) транспортные (перевозочные) документы;

4) исключен (Протокол от 16.04.2010 «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года»);

5) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

7) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС;

8) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

9) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

10) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

11) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

12) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

13) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств — членов Таможенного союза;

14) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки — в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

В то же время при подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, не требуется представления таможенному органу документов иных, чем те, что указаны в подп. 1, 2, 5, 8, 9, 13, а также в подп. 3 — при наличии таких документов.

Существуют ли случаи, когда перечень представляемых документов сокращается при декларировании товаров с применением ЭТД?

В соответствии с п. 2 ст. 208 Федерального закона № 311-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе дополнительно сокращать перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), таможенной процедуры, категорий товаров и лиц.

В частности, согласно Приказу ФТС России от 20.07.2012 № 1470 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров» таможенным органам поручено не требовать представления паспорта сделки (далее — ПС) при подаче декларации на товары в электронной форме с сохранением требования об указании номера ПС в декларации на товары в установленном порядке. В этом случае таможенные органы осуществляют проверку достоверности заявляемых в декларациях на товары сведений о ПС с использованием центральной базы данных валютного контроля.

Приказом ФТС России от 05.12.2013 № 2299 «О непредставлении документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары в электронной форме» установлено, что таможенным органам при подаче таможенной декларации в электронной форме также не нужно требовать представления документа, удостоверяющего личность, для подтверждения полномочий лица, подающего таможенную декларацию.

Существуют ли какие-либо особенности заполнения декларации на товары в случае ее представления в виде электронного документа?

Да существуют. В частности, в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (в ред. от 01.10.2013) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (далее — Решение № 257), в случае использования декларации на товары в виде электронного документа в третьем подразделе графы 1 «Декларация» производится запись: «ЭД».

Можно ли в одной ЭТД декларировать сведения о товарах, ввезенных по разным контрактам?

В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением № 257, в одной декларации на товары (далее — ДТ) декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено настоящей Инструкцией, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.

Для целей настоящей Инструкции как одна товарная партия рассматриваются:

  • при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее — таможенная территория) — товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки, а также если такие товары в пределах сроков, предусмотренных ст. 185 ТК ТС, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита, и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение), либо выпущены в сроки, установленные для подачи ДТ в соответствии со ст. 197 ТК ТС;
  • при вывозе товаров с таможенной территории — товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени в случаях, определенных законодательством государств — членов Таможенного союза, в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории, в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), либо по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки;
  • при изменении или завершении действия ранее заявленной таможенной процедуры без перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза (далее — таможенная граница) — товары, помещенные под одну и ту же предшествующую таможенную процедуру по одному договору, если при совершении внешнеэкономической сделки заключался соответствующий договор (или по одному документу об условиях переработки товаров), продукты их переработки, товары, изготовленные (полученные) из таких товаров, отходы, образовавшиеся из таких товаров, находящиеся под таможенным контролем одного и того же таможенного органа или выпущенные в сроки, установленные для подачи ДТ в соответствии со ст. 197 ТК ТС, декларантом которых будет являться то же лицо, которое поместило товары под предшествующую таможенную процедуру, либо лицо, приобретшее имущественные права на декларируемые товары после их помещения под предшествующую таможенную процедуру.

Таким образом, в одной ЭТД декларировать сведения о товарах, ввезенных по разным контрактам, недопустимо.

Заключение

В настоящей публикации рассмотрены вопросы осуществления предварительного информирования таможенных органов о ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, а также вопросы представления декларации на товары в виде электронного документа.

Удаленный выпуск

Развитие электронного декларирования стало основой для внедрения технологии удаленного выпуска (далее УВ) товаров. В табл. 3 приведены темпы роста количества электронных деклараций, выпущенных с использованием технологии удаленного доступа.

Таблица 3

Темпы роста количества электронных деклараций, выпущенных с использованием технологии удаленного доступа

2010 2011 2012
Общее кол-во ЭД деклараций, выпущенных с использование технологии удаленного доступа 6500 54000 200000

В основе технологии удаленного выпуска товаров лежит принцип разделения таможенных процедур. Документальный и физический таможенный контроль товаров осуществляется в различных таможенных органах на территории РФ (Приказ Федеральной таможенной службы от 22 апреля 2011 г. N 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования»). Например, документальный таможенный контроль осуществляется на таможенном посту, расположенном внутри страны, а фактический — в пункте пропуска на таможенной границе.

Применение технологии УВ товаров способствует равномерной загруженности людских ресурсов и снижению нагрузки на таможенные терминалы, которые в настоящее время сконцентрированы вдоль границы РФ. Применение технологии удаленного выпуска товаров позволяет сократить поток международного транспорта, следующего под таможенным контролем по дорогам РФ, а также в крупные города. Однако УВ товаров присущи недостатки электронного декларирования — предъявление бумажных документов по запросу таможенных органов.

Применение технологии УВ позволяет перераспределить и оптимизировать нагрузку на таможенные органы, в том числе и в зависимости от их специализации. Также технология удаленного выпуска позволяет уменьшить общее время совершения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров. УВ реализуется с использованием тех же программных средств, которые применяются при электронном декларировании товаров.

С целью развития технологии удаленного выпуска, а также оптимизации места размещения таможенных органов в РФ создано 26 специализированных таможенных постов — центров электронного декларирования. Они расположены во всех региональных таможенных управлениях РФ. Компетенция данных таможенных постов ограничена осуществлением таможенных операций исключительно в электронном виде.

Глава 52. Информационные системы и информационные технологии, используемые таможенными органами

Статья 301. Информационные системы и информационные технологии, используемые таможенными органами

1. Информационные системы и информационные технологии используются таможенными органами в целях обеспечения выполнения возложенных на них задач, в том числе для обмена информацией в электронном виде с федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями, для предоставления государственных услуг населению и участникам внешнеэкономической деятельности, иным заинтересованным лицам. 2. Предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде осуществляются в том числе с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронном виде, и ее компонентов.

Статья 302. Обеспечение использования информационных систем и информационных технологий

Порядок действий должностных лиц таможенных органов при использовании информационных систем в таможенном деле устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством Российской Федерации.

Статья 303. Требования к техническим средствам, предназначенным для обработки информации

Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в информационных системах, используемых для таможенных целей, в том числе программно-технические средства, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.

Статья 304. Информационные ресурсы таможенных органов

1. Информационные ресурсы таможенных органов составляет упорядоченная совокупность документированной информации (сведений), содержащейся в информационных системах таможенных органов, получаемой таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе: 1) представляемой (представляемых) лицами при совершении таможенных операций в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании; 2) представляемой (представляемых) федеральными органами исполнительной власти в соответствии с межведомственными соглашениями об обмене информацией; 3) направляемой (направляемых) государственными органами иностранных государств по запросу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и (или) в соответствии с международными договорами Российской Федерации об обмене информацией; 4) иной получаемой (собираемой) таможенными органами информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу Союза, либо иную деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем. 2. Порядок формирования информационных ресурсов таможенных органов и доступа к ним устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Статья 305. Получение лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов

1. Лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу Союза, либо иную деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, а также иные лица, в отношении которых проводился таможенный контроль, имеют право на доступ к имеющейся у таможенных органов документированной информации о себе и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности. 2. Таможенные органы предоставляют лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющуюся информацию о них бесплатно. 3. Информация предоставляется таможенными органами в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для рассмотрения письменных обращений граждан в государственные органы, на основании обращения лица, указанного в части 1 настоящей статьи, направленного в таможенный орган в письменной форме либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет». 4. Для получения необходимой информации лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, вправе обратиться в любой таможенный орган. 5. Лицо, указанное в подпункте 11 или 17 пункта 1 статьи 2 Кодекса Союза, имеет право на доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров. 6. Таможенные органы предоставляют указанному в части 5 настоящей статьи лицу такую информацию бесплатно. 7. Заявитель получает информацию о выпуске товаров на основании обращения, направленного в таможенный орган (за исключением таможенных постов) в виде документа на бумажном носителе или электронного документа с использованием сети «Интернет». 8. Обращение заявителя, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, должно содержать сведения о регистрационном номере декларации на товары и наименовании страны происхождения товара, указанные в декларации на товары, о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, а также о порядковом номере товара в декларации на товары. 9. В случае, если в обращении заявителя не содержится каких-либо сведений, указанных в части 8 настоящей статьи, сведения в обращении указаны неразборчиво или в них имеются исправления, таможенный орган, рассматривающий данное обращение, запрашивает у заявителя недостающую информацию в течение пяти рабочих дней со дня поступления обращения. Заявитель обязан в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса, представить запрашиваемую информацию. 10. Таможенный орган предоставляет заявителю информацию о выпуске товаров в виде документа на бумажном носителе в срок не более десяти рабочих дней со дня поступления письменного обращения заявителя. 11. В случае направления обращения заявителем в виде электронного документа таможенный орган предоставляет информацию о выпуске товаров с использованием сети «Интернет» не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации информационной системой таможенного органа такого обращения. 12. Если таможенный орган не обладает сведениями о выпуске товаров, то обращение заявителя, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, направляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товаров, в течение двух рабочих дней со дня поступления данного обращения с одновременным уведомлением заявителя о направлении данного обращения в другой таможенный орган. В указанном случае срок предоставления информации о выпуске товаров, предусмотренный частью 10 настоящей статьи, приостанавливается со дня отправления обращения заявителя таможенным органом, в который оно поступило, до дня поступления данного обращения в таможенный орган, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товаров. 13. В случае, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, срок рассмотрения обращения заявителя о предоставлении таможенным органом информации о выпуске товаров приостанавливается со дня направления таможенным органом запроса и до дня представления заявителем запрашиваемой информации. При этом общий срок рассмотрения заявления о предоставлении информации о выпуске товаров не может превышать сорок дней со дня получения такого заявления. 14. При непредоставлении документов или информации, запрошенной у заявителя в соответствии с частью 9 настоящей статьи, таможенный орган до истечения общего срока, установленного частью 13 настоящей статьи, направляет ответ заявителю о невозможности предоставления информации о выпуске товаров с указанием причины. 15. Информация о выпуске товаров должна содержать сведения о наименованиях товаров, статусе товаров в части их выпуска, производителях (при наличии сведений о них), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах товара, а также о соответствии сведений о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, содержащихся в обращении лица, указанного в части 5 настоящей статьи, сведениям, указанным в декларации на товары. 16. Типовые формы обращения лица, указанного в части 5 настоящей статьи, о предоставлении информации о выпуске товаров и предоставления таможенным органом информации о выпуске товаров, направляемых в порядке, установленном настоящей статьей, а также последовательность административных процедур (действий) таможенного органа при предоставлении такой информации устанавливается административным регламентом, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Статья 306. Защита информации таможенными органами

1. Применение программно-технических и иных средств защиты информации в информационных системах, используемых таможенными органами, а также оценка уровня защиты информации в информационных системах, используемых таможенными органами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите информации. 2. Порядок использования программно-технических и иных средств защиты информации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством Российской Федерации. 3. Контроль за соблюдением требований к использованию средств защиты информации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Электронный фрахт (E-freight)

«E-freight» — программа Международной ассоциации авиационного транспорта ИАТА (IATA — International Avia Transport Association). Для организации международной перевозки груза авиационным транспортом необходимо оформить свыше 30 форм бумажных документов. Программа «E-freight» позволяет отказаться от технологий, основанных на бумажном документообороте, и способствует упрощению и модернизации процедур бизнеса в области грузовых авиационных перевозок. Программа «E-freight» поддерживает переход на технологии электронного обмена данными о грузовых перевозках с использованием коммерческих, транспортных и таможенных документов («All you need to know about… IATA e-freigh», IATA Cargo, May 2010).

Таким образом, применение таможенными службами программ электронного декларирования оказывает значительное влияние на реализацию программы «E-freight» в процессе грузовой перевозки.

Участие в данной программе принимают четыре российских аэропорта: Шереметьево и Домодедово (Москва), Толмачево (Новосибирск), Емельяново (Красноярск). На сегодняшний день первый этап данной программы успешно реализован, ведется подготовка к осуществлению следующего этапа.

Карта таможенных платежей

Платежная система «Карта таможенных платежей» является инструментом оплаты таможенных и иных платежей. В основу построения платежной системы легла технология расчетов, утвержденная Приказом ГТК России от 3 августа 2001 г. N 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей». В соответствии с данной технологией оплата платежей осуществляется с использованием пластиковой карты, которая является микропроцессорной банковской картой. Она эмитируется кредитными организациями (банками-эмитентами) и является инструментом доступа к счету плательщика таможенных платежей в банке-эмитенте. Уплата таможенных платежей с данной карты производится в валюте Российской Федерации. Наличие счета (чека, подтверждающего совершение сделки по такой карте), подписанного держателем карты и инспектором таможенного органа, считается фактическим поступлением денежных средств на счет таможни.

В настоящее время 35% всех таможенных платежей осуществляется с использованием данных карт. Ее используют около 2500 участников ВЭД.

В настоящее время в России действуют два координатора эмиссии микропроцессорных банковских карт: ООО «Таможенная карта» — Таможенная карта и ООО «Мультисервисная платежная система» — Раунд (PayHD) (Приказ ФТС России от 6 ноября 2012 г. N 2222 «О координаторе эмиссии таможенных карт»).

Преимущества использования микропроцессорных банковских карт:

— оплата осуществляется в таможенном органе во время оформления товара;

— оплата не зависит от времени работы банка;

— с карты уплачивается необходимая сумма таможенных платежей, в результате не возникает переплат денежных средств;

— не требуется внесение авансовых платежей;

— карта может быть использована только для осуществления таможенных платежей в терминалах, установленных на таможне. Оплата иных операций блокируется (только для таможенной карты);

— возможность оплаты таможенных платежей через сеть Интернет (только для карты «Раунд (PayHD)»).

При большом количестве преимуществ у данных карт есть один существенный недостаток. Затраты на обслуживание таких карт довольно высоки и могут составлять от 0,2 до 1,3% от суммы платежа в зависимости от объема таможенных платежей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]