В чем суть валютного контроля в таможенных органах?


Цели и задачи валютного контроля в таможне

В соответствии с законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании» с 2021 года ФТС РФ получила статус органа валютного контроля (далее — ВК).
Цели деятельности таможенных органов, в том числе валютного контроля, поставлены в законе «О таможенном регулировании в РФ» от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Это:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

В плане ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

Для достижения поставленных целей ФТС наделена полномочиями, которые перечислены в п. 5 постановления Правительства РФ от 23.04.2021 № 636. Среди них:

  • контроль и надзор за валютными операциям при перемещении товаров через границу (не только РФ, но и ЕАЭС);
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль полноты и достоверности отчетности при совершении валютных операций.

Как осуществляется валютный контроль, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демодоступ бесплатно.

Остановимся на этих задачах подробнее.

Специфика работы отдела таможенных платежей

Работа любой таможни строится на взаимодействии входящих в ее состав структурных подразделений. Сегодня известны следующие отделы таможни: валютный контроль, таможенные платежи, таможенная статистика, пост документального оформления, пост фактического контроля, куда входит отдел досмотра, отдел контроля складов временного хранения, подразделение специальных таможенных процедур.

Данная структура может незначительно отличаться для конкретной таможенной службы. Все перечисленные отделы таможни имеют свои функции. Остановимся более подробно на работе и специфике отдельных подразделений, начиная с отдела таможенных платежей.

Основными видами деятельности данного отдела таможни являются: прием и обработка банковских документов, контроль поступления денежных средств на счета таможни, контроль корректности начислений и своевременности уплаты таможенных платежей, учет видов обеспечения уплаты таможенных платежей, прием, учет и хранение документов, осуществление возвратов излишне выплаченных таможенных платежей, взыскание возникающих задолженностей. В компетенцию этих отделов также входит составление отчетности в соответствии с существующим законодательством, взаимодействие с другими отделами таможни, например, проведение занятий с кадрами по вопросам взимания таможенных платежей.

Внутри отдела таможенных платежей существуют сектора. Сектор оформления необходим для осуществления контроля за правильностью применения курса иностранной валюты к национальной, а также правильностью применения таможенных льгот. Сектор оперативного учета занимается непосредственно учетом начисленных и оплаченных платежей. Сектор анализа и контроля имеет в числе своих функций контроль над правильностью начисления и уплаты таможенных платежей. Существуют также секторы определения страны происхождения товара и апелляций.

Отдел таможни, который занимается платежами, подчиняется непосредственно начальнику таможни или его заместителю по экономике.

В некоторых учреждениях таможенный контроль и таможенное оформление происходит в одном структурном подразделении. Основная его функция — контролировать и обеспечивать соблюдение принятого порядка перемещения грузов в определенном таможенном режиме. Центр таможенного оформления совершает ряд действий, смысл которых — перемещение грузов и транспорта на таможенную территорию России или за пределы страны. Эти действия производятся в рамках законодательства и должны иметь конечный результат.

В пунктах таможенного оформления обычно производится подача, сведений, документов, уведомлений, которые используются в таможенных целях, а также контроль уплаты таможенных платежей, представление транспорта и грузов на досмотр. Предварительное таможенное оформление направлено на ускорение основной части процесса, суть которой — подача таможенной декларации. В декларации указывается конкретный таможенный режим перемещения груза, с учетов различий ввоза и вывоза продукции.

Одним из важных структурных подразделений таможни является валютный контроль. В полномочия отдела входит контроль экспортом и импортом валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перевозкой через границу РФ различных товаров и транспортных средств. К указанным ценностям относятся: наличная валюта Российской Федерации, ценные бумаги в валюте РФ, ценности в виде иностранной валюты и драгоценных металлов, кроме ювелирных и бытовых изделий, а также лома, природные драгоценные камни и жемчуг.

Глава 2. Особенности и принципы косвенного налогообложения

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

При осуществлении контроля за валютными операциями ФТС руководствуется Административным регламентом (утв. приказом ФТС от 17.07.2019 № 1171). Документ содержит:

  • права и обязанности должностных лиц ФТС и субъекта проверки;
  • перечень документов, который могут запросить таможенники в ходе проверки;
  • порядок осуществления контроля.

Согласно п. 23 Регламента процедура контроля разделена на несколько последовательных процедур. Среди них:

  • предпроверочный анализ;
  • подготовка;
  • проверка;
  • оформление ее результатов;
  • вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений.

Процедура контроля за валютными операциями начинается с предпроверочного анализа, когда в ФТС поступает информация о возможных нарушениях законодательства. На этом этапе таможенники делают запрос в уполномоченный банк о предоставлении документов по сделке. Анализируя полученную информацию, должностное лицо принимает решение о необходимости более тщательной проверки.

Если принято положительное решение, ФТС запрашивает информацию по всему внешнеторговому контракту у проверяемого. При необходимости к проверке привлекаются эксперты. В результате процедуры составляют акт и отражают в нем один из двух вариантов:

  • выявлены нарушения валютного законодательства;
  • нарушений не выявлено.

Со своей стороны таможня регулярно передает в Банк России сведения о декларациях с признаками ложных или недостоверных сведений.

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 05.06.2006

Подробная информация

Наименование документПРИКАЗ ФТС РФ от 05.06.2006 N 529 «О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ, НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ШТАТНЫМ ДОЛЖНОСТЯМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ, ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документаприказ, требования
Принявший органфтс рф
Номер документа529
Дата принятия01.01.1970
Дата редакции05.06.2006
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусдействует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
НавигаторПримечания

ПРИКАЗ ФТС РФ от 05.06.2006 N 529 «О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ, НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ШТАТНЫМ ДОЛЖНОСТЯМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ, ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Отдел таможенных платежей

1.1. Главный государственный таможенный инспектор

Должен знать:

основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, правовые акты Минэкономразвития России, Минфина России, ФТС России применительно к исполнению своих должностных обязанностей;

положение о таможне и таможенном посте, положение об отделе, должностной регламент;

структуру ФТС России и типовые структуры иных таможенных органов;

положения Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах, правила и порядок работы с документами.

Должен иметь навыки:

исполнения обязанностей, определенных должностным регламентом;

работы на компьютерной и другой оргтехнике, а также с необходимым

программным обеспечением;

ведения деловых переговоров, составления делового письма;

осуществления взаимодействия с должностными лицами таможенных органов, другими государственными органами, организациями применительно к исполнению своих должностных обязанностей,

1.2. Старший государственный таможенный инспектор

Должен знать:

основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, правовые акты Минэкономразвития России, Минфина России, ФТС России применительно к исполнению своих должностных обязанностей;

положение о таможне и таможенном посте, положение об отделе, должностной регламент;

структуру ФТС России и типовые структуры иных таможенных органов;

положения Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах, правила и порядок работы с документами.

Должен иметь навыки:

исполнения обязанностей, определенных должностным регламентом;

работы на компьютерной и другой оргтехнике, а также с необходимым программным обеспечением;

ведения деловых переговоров, составления делового письма;

осуществления взаимодействия с должностными лицами таможенных органов, другими государственными органами, организациями применительно к исполнению своих должностных обязанностей.

1.3. Государственный таможенный инспектор

Должен знать:

основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, правовые акты Минэкономразвития России, Минфина России, ФТС России применительно к исполнению своих должностных обязанностей;

положение о таможне и таможенном посте, положение об отделе, должностной регламент;

структуру ФТС России и типовые структуры иных таможенных органов;

положения Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах, правила и порядок работы с документами.

Должен иметь навыки:

исполнения обязанностей, определенных должностным регламентом;

работы на компьютерной и другой оргтехнике, а также с необходимым программным обеспечением;

ведения деловых переговоров, составления делового письма;

осуществления взаимодействия с должностными лицами таможенных органов, другими государственными органами, организациями применительно к исполнению своих должностных обязанностей.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Согласно п. 2 ст. 23 закона № 173-ФЗ по результатам проведенных проверок таможенные органы вправе:

  • выдать предписание об устранении найденных нарушений;
  • применить меры ответственности за нарушение законодательства (административной и уголовной)

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ (с 1 июля 2021 года обязанность действует только в отношении товаров сырьевого экспорта).
  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости и регулярно передает в Банк России сведения о декларациях с признаками ложных или недостоверных сведенийдля своевременной блокировки банками подозрительных операций.
  • Сокрытие экспортной выручки, в том числе с использованием притворных сделок. Если у ФТС возникает подозрение, что сделка проводится через фирму-однодневку, она сообщает об этом в ФНС. В результате проверки такое юридическое лицо могут исключить из ЕГРЮЛ.

Пример

произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».

Таможенные платежи: все, что вам нужно знать о них сегодня


Таможенные платежи являются одним из источников пополнения федерального бюджета России. В начале ноября Федеральная таможенная служба огласила следующие цифры: за десять месяцев 2021 года сумма таможенных платежей, перечисленных таможенными органами в федеральный бюджет, составила 4,69 трлн. рублей. За октябрь таможенники перечислили в бюджет 517,26 млрд. рублей.

Большую часть суммы уплаченных таможенных платежей составляют перечисления юридических лиц (импортеров/экспортеров, таможенных декларантов, брокеров и других участников внешнеэкономической деятельности).

Физлица тоже вносят свой вклад – в некоторых случаях уплата таможенных платежей и для них является обязательным делом. Например, взимание таможенных платежей с физлиц в виде пошлины происходит при ввозе дорогостоящих товаров, транспортных средств (пускай зачастую предназначенных для личного пользования).

Виды таможенных платежей

Основными законодательными документами, регламентирующими правила уплаты таможенных платежей, являются Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 3 августа 2018 года №289-ФЗ.

Согласно ТК ЕАЭС к таможенным платежам при импорте товаров в РФ относятся ввозная таможенная пошлина, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, а также акцизы (акцизный налог или акцизный сбор).

Базой для исчисления таможенных платежей в зависимости от вида импортируемого товара и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, объем или иная характеристика товара).

Кто обязан платить таможенные платежи

Плательщиками таможенных платежей являются декларант или иные лица, у которых возникла такая обязанность. Под иными лицами законодательством определены поручители декларанта (в соответствии с договором поручительства).

Если рассмотреть формы таможенных платежей, то можно выделить следующие несколько категорий плательщиков таможенных сборов:

  1. За таможенные операции и за таможенное сопровождение – лица, у которых возникает обязанность по уплате таможенных платежей (декларант, таможенный представитель, перевозчик).
  2. За хранение – лица, поместившие импортные товары на склад временного хранения таможенного органа.

В случае выпуска груза с таможенного поста без фактической оплаты применяется процедура обеспечения уплаты таможенных платежей.

Исчисление таможенных платежей

Для исчисления таможенных пошлин и налогов применяются ставки таможенных платежей, действующие на день пересечения товарами таможенной границы ЕАЭС.

Размер и порядок расчета таможенных платежей зависит от следующих обстоятельств.

  1. Если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), порядок уплаты таможенных платежей определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений.
  2. Если код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определен на уровне группировки с количеством знаков менее 10, применяются методы:
  • При начислении таможенных платежей применяется наибольшая из ставок таможенных пошлин, соответствующих товарам, входящим в такую группировку.
  • Для исчисления налогов применяется наибольшая из ставок налога на добавленную стоимость, наибольшая из ставок акцизов (акцизного налога или акцизного сбора), соответствующих товарам, входящим в такую группировку, в отношении которых установлена наибольшая из ставок таможенных пошлин.

При установлении впоследствии точных сведений о товарах таможенные пошлины, налоги исчисляются исходя из таких точных сведений. После чего осуществляется возврат (зачет) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и налогов. Либо взыскание неуплаченных сумм.

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

О том, что это такое, читайте подробнее: «Порядок проведения камеральной таможенной проверки».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]