Таможенный пост
Таможенный пост — это таможенный орган, входящий в единую централизованную систему ФТС Российской Федерации и обеспечивающий реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможенного поста (определение по Приказу ФТС РФ от 4 сентября 2014 г. N 1701 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте»).
Правовой статус, обязанности и полномочия постов закреплены в Конституции Российской Федерации, Таможенном кодексе ТС, Федеральном законе от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Приказе ФТС РФ от 4 сентября 2014 года №1701 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте», иных федеральных нормативно-правовых актах и международных договорах Российской Федерации.
Таможенные посты (ТП) — это территориальные исполнительные органы. Они отвечают за свой регион деятельности, в который могут входить:
- Муниципалитеты (населенные пункты, районы, пункты пропуска). Например: таможенный пост Погарский (код 10102080), осуществляет свою деятельность в пределах Погарского муниципального образования Брянской области, ТП МАПП Нехотеевка (код 10101120), осуществляет деятельность в пределах многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Нехотеевка» Белгородской области.
- Объекты транспортной инфраструктуры — речной или морской порт, аэропорт, железнодорожная станция и т.д. Например: таможенный пост Аэропорт Внуково-грузовой (код 10001020), или ТП Морской порт Калининград имени Н.С.Хазова (код 10012170) в Калининградской области.
- Крупные предприятия. Территориальные органы ФТС РФ могут располагаться на территории некоторых крупных предприятий, пример: таможенный пост Новолипецкий металлургический комбинат (код 10109020).
Таможенные посты подчиняются напрямую таможням или региональным таможенным управлениям и являются низшим звеном в системе таможенных органов. Однако именно на уровне постов проводится большая часть таможенных операций по декларированию, ввозу и вывозу товаров.
Сколько таможенных постов в России?
На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 537 подразделений. 93 из них находятся в ведении таможен прямого подчинения ФТС РФ (Внуковская таможня, Домодедовская таможня и др.). Еще 3 находятся в прямом подчинении РТУ.
Регионы деятельности ТП
Как мы уже упомянули выше, в каждом округе есть свое ТУ, а под ним в подчинении находятся таможенные посты. Деятельность каждого из постов закрепляется законодательно и может включать муниципалитеты различного образования, объекты транспортной инфраструктуры (порты, аэропорты, ж/д вокзалы) и крупнейшие отраслевые предприятия. К примеру, ТП Погарский работает на территории Погарского муниципалитета Брянской области. А ТП «Внуково-грузовой» — на территории аэропорта.
По всей территории РФ расположено 537 постов, 93 из которых напрямую подчиняются главному таможенному органу — ФТС (и не подчиняются Управлениям). Один из таких 93-х ТП — Внуковский.
Получить подробную и бесплатную консультацию
Спасибо за обращение в нашу компанию! Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время
Виды таможенных постов
Все таможенные посты можно разделить на пограничные и внутренние. Пограничные таможенные посты располагаются в пунктах пропуска через таможенную границу. Согласно информации Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, по состоянию на 06 ноября 2014 года в Российской Федерации насчитывается 388 пунктов пропуска через Государственную Границу, в том числе:
Места таможенного оформления и контроля товаров располагаются:
Также декларирование товаров может осуществляться в центрах электронного декларирования — ЦЭД.
По критерию гражданской принадлежности пересекающих границу лиц и государственной принадлежности перемещаемого ими имущества и транспортных средств все пункты пропуска можно разделить на многосторонние, двусторонние и местные.
Многосторонние (в просторечии «международные») пункты пропуска (МПП) размещаются в местах с интенсивным движением транспорта. На подобном таможенном ПП и других постах могут растамаживаться грузы и товары граждан любых государств. МПП, предназначенные для движения автомобильного транспорта, называются МАПП — многосторонний автомобильный пункт пропуска (например, таможенный пост МАПП Брусничное (код 10206030) в Ленинградской области).
Двусторонние пункты пропуска называются иногда «межгосударственными». Они предназначены для пропуска граждан из сопредельных государств. Двусторонние автомобильные пункты пропуска называются ДАПП (например, таможенный пост ДАПП Монды (код 10602020) в Республике Бурятия).
Местные пункты пропуска не имеют постов и предназначены для пропуска граждан сопредельных государств с пропиской в местных приграничных районах.
По виду транспорта таможенные посты можно разделить на автомобильные, железнодорожные (ЖДПП), воздушные и морские (речные, озерные). Морские, воздушные, озерные и речные пункты пропуска и таможенные посты могут находиться в глуби территории страны, в аэропортах, морских, речных и озерных портах.
Кроме того существуют специализированные таможенные посты:
- Предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза за ее пределы химических, биологических и радиоактивных веществ и отходов (например: таможенный пост Краснозаводской (код 10013090) МОТ);
- Предназначенные для выпуска животных, растений, продукции животного и растительного происхождения, иных грузов и товаров, подпадающих под действие фитосанитарного и ветеринарного надзора (например: Погарский таможенный пост (код 10102080) в Брянской области);
- Предназначенные для таможенного оформления изделий из драгоценных металлов и камней (например, Специализированный таможенный пост (код 10009130) ЦАТ);
- Предназначенные для «растаможки» и «затаможки» товаров, облагаемых акцизными сборами (сегодня насчитывается 17 акцизных ТП, например: Крекшинский акцизный таможенный пост (код 10009030) ЦАТ);
- Предназначенные для таможенной очистки энергоресурсов (сегодня насчитывается 11 энергетических ТП, например: Дальневосточный энергетический таможенный пост со статусом юридического лица (код 10006080) ЦЭТ).
По типу полномочий таможенные посты можно разделить на посты с образованием юридического лица (ЮЛ) и без такого статуса. Таможенные посты со статусом ЮЛ образуются специальным решением ФТС России по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации. Они имеют расширенные полномочия и собственные финансовые счета. Штат формируется внутренним приказом и обязательно включает штатную единицу главного бухгалтера. Пример таможенного поста с образованием ЮЛ: Северный энергетический ТП (код 10006090) Центральной энергетической таможни.
Функции таможенного поста
Основной функцией таможенных постов является таможенный досмотр и таможенное оформление перемещаемых через границу грузов. Можно отметить, что на практике существует разделение между таможенными постами. Основная задача пограничных ТП — проверка наличия таможенных документов и сверка правильности их заполнения. Также они осуществляют контроль за прохождением грузов через границу и от границы до внутреннего таможенного поста. На внутренние ТП ложится основная нагрузка по проведению таможенных операций. Такая специализация оправдана с точки зрения разгрузки пограничных постов, освобождения их от излишних формальностей, ускорения грузооборота и повышения эффективности таможенного контроля.
В задачи внутренних постов входит:
- Проведение досмотра и оформление грузов;
- Проведение личного таможенного досмотра;
- Проверка документов и финансово-экономической деятельности предприятий-участников ВЭД;
- Взимание пошлин, налогов и сборов.
Полномочия, компетенция, права и обязанности территориальных таможенных органов определяются Приказом ФТС РФ от 4 сентября 2014 г. N 1701.
Организационная структура таможенного поста
Любой таможенный пост состоит из отделов, организованных по территориальному принципу. Например, в составе Крымской таможни (код 10010000) имеется Красноперекопский таможенный пост (код 10010010). Структурно он состоит из следующих отделов: Отдел таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) №1 (код 10010014), ОТО и ТК №2 (код 10010011), ОТО и ТК №3(код 10010012) и ОТО и ТК №4 (код 10010013).
Во главе таможенного поста находится начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России. Начальник таможенного органа несет персональную ответственность за осуществление возложенных на возглавляемое им подразделение полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности ТП.
Начальник поста по согласованию с региональным таможенным управлением может назначать на должность и освобождать от должности своих заместителей.
Таможенные инспекторы назначаются на должность и освобождаются от должности приказом таможни или приказом поста (для постов, являющихся юридическим лицом).
Финансирование расходов на содержание поста осуществляется за счет федерального бюджета.
Ликвидация постов происходит по решению ФТС РФ.
Правовой статус региональных таможенных управлений
Вся территория России поделена на таможенные округа, в которых осуществляют свою деятельность региональные таможенные управления, участвующие во внешнеэкономической деятельности регионов или субъектов Федерации. К территориальным федеральным таможенным органам относятся региональные таможенные управления, таможня и таможенные посты. Правовые основы их деятельности регламентируются общими положениями о региональном таможенном управлении и таможне, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 12 января 2005г. №7 и Общим положением о таможенном посте, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 13 августа 2007 г. № 965.
Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов России и руководят таможенным делом на территории подведомственного региона под непосредственным руководством Федеральной таможенной службы. Создание такого промежуточного звена объясняется географическими масштабами России: руководить таможнями и таможенными постами из центра весьма затруднительно (Приложение 1).
В связи с созданием на территории России федеральных округов, система региональных таможенных управлений подверглась трансформации посредством сокращения их числа с 15 до семи. К ним относятся: Центральное (в Москве), Северо-западное (в Санкт-Петербурге), Южное (в Ростове-на-Дону), Приволжское (в Нижнем Новгороде), Уральское (в Екатеринбурге), Сибирское (в Новосибирске), Дальневосточное (во Владивостоке), Северо-кавказское (В Минеральных водах).
Опыт становления российского государства показал глубокую взаимосвязь федеративных и таможенных отношений субъектов Федерации между собой и с федеральным центром. Значение региональных управлений в этих отношениях трудно переоценить.
Исходя из выполняемых задач, управления проводят контроль всей деятельности нижестоящих таможенных органов, соблюдения ими законодательства Российской Федерации; проводят экспертизы и исследования перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, равно, как и документов, содержащих сведения о них; участвуют в осуществлении валютного контроля; принимают необходимые меры по обеспечению полного и своевременного перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет; разрабатывают и организуют систему мероприятий по профилактике преступлений и административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов.
Как вышестоящие органы, региональные управления рассматривают жалобы физических и юридических лиц и протесты прокурора на постановления по делам об административных правонарушениях — нарушениях таможенных правил, вынесенные таможнями региона. Они обязаны организовывать приемы граждан, обеспечить своевременное и полное рассмотрение обращение граждан и юридических лиц, принятие по ним решения и направления заявителям ответов в установленный законодательством срок, а также проконтролировать своевременное и полное рассмотрение указанных обращений подчиненными таможенными органами. Управления издаю правовые акты распорядительного и организационного характера, осуществляют контроль соблюдения законодательства Российской Федерации при издании правовых актов подчиненных таможенных органов, принимают меры по отмене или изменению указанных актов в случае их несоответствия российскому законодательству.
РТУ решает свои задачи непосредственно и, в основном, через нижестоящие объекты. При этом оно взаимодействует с находящимися в регионе другими, в том числе силовыми, органами исполнительной власти (федеральной и субъектов РФ), местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами. Финансируется из государственного бюджета и других источников.
Из статусов ФТС РФ и РТУ следует, что у них идентичные функции — с той разницей, что ФТС курирует всю таможенную территорию страны, а РТУ действует в пределах своего региона и в этих пределах выступает либо как соразработчик-соисполнитель, либо как проводник политики ФТС.
РТУ в качестве соразработчика-соисполнителя:
координирует сбор первичных данных о таможенной ситуации в регионе, организует их обработку для статистических научно-исследовательских, информационных целей, в том числе для подготовки обзоров, оповещения органов исполнительной власти, а также для использования в организуемых РТУ учебных, методических, разъяснительных и подобных мероприятиях и для обновления нормативной базы.
участвует и организует участие нижестоящих органов в научно-исследовательских работах, рассчитанных на развитие законодательства и совершенствование таможенной политики, на обеспечение единства таможенной территории и экономической безопасности страны.
контролирует использование прогрессивных решений при разработке юридических, организационных, технологических и прочих аспектов развития региона, включая инфраструктуру, вносит соответствующие предложения, программы (собственные и нижестоящих органов) в ФТС РФ.
Региональное таможенное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, устанавливаемом руководителем Федеральной таможенной службы. Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на управление полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности вверенного ему органа. Начальник управления вправе издавать документы распорядительного характера по вопросам, отнесенным к его компетенции, и организовывать контроль за их исполнением. Региональные таможенные управления выступают, с одной стороны, с позиций представителя государственного органа внешнеторгового регулирования, а с другой — в роли регионального представителя внешнеэкономической деятельности.
Таможни и таможенные посты
Таможни и таможенные посты выполняют функции непосредственного таможенного контроля, производства таможенного оформления, предотвращения контрабанды, а также функции сбора и анализа статистической информации.
Таможня по своей сути является связующим звеном между отечественной экономикой и мировым хозяйством. Несмотря на сложности исторического развития различных государств, таможня была и остается важнейшим институтом государственности. История многократно подтвердила особое место, роль и заслуги таможни в осуществлении протекционизма, в пополнении государственной казны, регулировании внешнеэкономических связей, в защите национальной экономической безопасности, в борьбе с контрабандой.
В соответствии с возложенными на таможню задачами она осуществляет следующие основные полномочия:
· Производство таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу;
· Взимание таможенных платежей, обеспечение правильности их исчисления и своевременности уплаты;
· Обеспечение соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
· Защита прав интеллектуальной собственности;
· Оперативно-розыскная деятельность, дознание и производство неотложных следственных действий;
· Осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;
· Ведение производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел;
· Обобщение и анализ правоприменительной и судебной практики в регионе своей деятельности.
Таможни осуществляют руководство подчиненными им таможенными постами и контролируют соблюдение ими законодательства при осуществлении таможенных процедур.
Начальник таможни руководит ею на принципах единоначалия и персональной ответственности. Он назначается на должность и освобождается от нее в порядке, устанавливаемом руководителем Федеральной таможенной службы. Кандидатура на должность начальника таможни должна быть согласована с высшим должностным лицом субъекта Федерации.
Таможенные посты, как правило, несамостоятельны, не являются юридическими лицами, действуют под непосредственным руководством таможни или регионального таможенного управления. Отдельные таможенные посты могут быть признаны юридическими лицами по решению Федеральной таможенной службы. Все таможенные посты осуществляют функции, присущие администрации данного рода: взимают таможенные платежи, осуществляют таможенный контроль, пресекают правонарушения в таможенной сфере. Таким образом четырехзвенная система таможенных органов является оправданной, устоявшейся и отвечающей поставленным перед ней задачами.
Создание и реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет Федеральная таможенная служба. Его начальник назначается на должность и освобождается от нее приказом Регионального таможенного управления (поста со статусом юридического лица — приказом Федеральной службы).
Каковы же основные задачи таможенного поста? Это прежде всего:
· Непосредственное осуществление таможенного дела в регионе деятельности;
· Участие в пределах своей компетенции в осуществлении в регионе деятельности мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, экономической безопасности страны в части, относящейся к таможенному делу, а также в обеспечении в подведомственном регионе защиты экономических интересов Российской Федерации;
· Таможенное оформление и контроль; применение в регионе деятельности мер экономической политики;
· Обеспечения соблюдения и единообразного применения в своей деятельности законодательства Российской Федерации;
· Борьба с административными правонарушениями, производство по которым отнесено к компетенции таможенных органов.
Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющий государственную тайну, а также сведения, засекречиваемых им.
Заключение
В своей работе, раскрывая тему, я рассмотрела понятия субъекта таможенного права, описала единую систему таможенных органов, рассмотрела правовой статус Федеральной таможенной службы, регионального таможенного управления, таможни и таможенного поста.
Проделанное исследование позволяет сделать выводы.
В широком смысле под субъектом таможенного права понимается участники таможенных правоотношений, наделенные правами и обязанностями в таможенной сфере. субъекты таможенного права как элементы государственного аппарата обладают властными полномочиями в рамках своей компетенции, должностными функциональными обязанностями, определяемыми этой компетенцией, а кроме того, к ним предъявляются специальные требования.
Таможенный орган представляет собой государственный орган исполнительной власти (федеральную службу и подчиненные ей органы), наделенный специальной компетенцией, осуществляющий под непосредственным руководством Правительства РФ функции по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела в целях содействия развитию внешней торговли.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:
. Федеральная таможенная служба
. Региональные таможенные управления
. Таможни
. Таможенные посты
Отличительной особенностью и ценностью сложившейся единой системы таможенных органов является то, что она распределяет общие полномочия и функции между таможенными органами сверху донизу, позволяет упорядочить построение и функционирование каждого таможенного органа, организовывать эффективное управление системой в целом и отдельными ее подсистемами на всех уровнях.
Благодаря этому есть все основания утверждать, что в России создана и действует современная многофункциональная таможенная служба, влияющая на регулирование рыночной экономики и в пределах своей компетенции способствующая сближению новой экономической системы России с мировой системой хозяйствования.
Думаю, что с развитием таможенного дела будут появляться, создаваться новые таможенные структуры и звенья, соответствующие изменяющимся, динамичным потребностям и задачам в сфере таможенного дела. В связи с изложенным можно утверждать, что в настоящее время система таможенных органов является системой органов, деятельность которых направлена на обеспечения экономической безопасности РФ, а так же на обеспечение законности и правопорядка в сфере таможенного дела.