Система таможенного законодательства и иные законодательные и правовые акты, применяемые в таможенном деле


Введение в таможенное право

Определение 1
Таможенное право представляет собой отрасль российского законодательства, состоящую из системы правовых норм и регулирующую общественные отношения, которые связаны с перемещением товаров и транспортных средств через границу.

Таможенное право – это комплексная отрасль, включающая в себя положения из множества отраслей права:

  1. международного,
  2. конституционного,
  3. уголовного,
  4. административного,
  5. гражданского,
  6. финансового

Понятие и нормы таможенного права

Таможенное право представляет собой средство государственного регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации, поскольку правовое регулирование является в принципе государственным регулированием. Без таможенного права невозможно создание нормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит система исполнительной власти в лице таможенных органов. Таможенное право обеспечивает органическую взаимосвязь всех элементов, составляющих таможенное дело в Российской Федерации. Осуществление таможенного дела невозможно без правового регулирования отношений, возникающих в данной области. Для изучения, исследования, совершенствования и практического применения как таможенного законодательства, так и всего комплекса правовых норм, регулирующих порядок и правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, и используется понятие таможенного права. Таможенное право объединяет все правила, касающиеся вопросов перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу. Данные правила содержатся в ТК, а также в иных федеральных законах, затрагивающих отдельные аспекты перемещения товаров через таможенную границу. Таким образом, таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Под таможенным правом понимается довольно широкий спектр юридических институтов различной правовой природы (от таможенных процедур, режимов, платежей и контроля до таможенных правонарушений и организации прохождения службы в таможенных органах), объединенных одним термином – «таможенное дело». В качестве основных методов правового регулирования в теории права выделяют:

  • предписывающий (императивный) метод,
  • дозволительный (диспозитивный) метод.

Основным для таможенного права является императивный метод, т. е. метод властных предписаний: лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности обязательно вступает в определенные отношения с государственными (таможенными) органами, которые диктуют ему правила поведения в данной области. Пределы диспозитивного метода существенно ограничены. В области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами. Норма таможенного права представляет собой правило поведения участников таможенно-правовых отношений, которое регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение такого правила. Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охрана возможностью принуждения со стороны государства. В системе таможенного законодательства норма права находит свое выражение в нормативном предписании, т. е. в самом тексте статей, пунктов или других частей конкретных нормативных актов. Таможенное право содержит в основном регулятивные нормы, определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия их возникновения и действия. Правоохранительные нормы, т. е. нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер, занимают в таможенном праве значительно меньшее место. В соответствии с методами правового регулирования общественных отношений, к которым относятся дозволения, предписания, запреты, нормы таможенного права можно подразделить:

  • на управомочивающие;
  • обязывающие;
  • запрещающие.

Управомочивающими нормами выступают нормы, наделяющие участников таможенно-правовых отношений определенными правами, использование которых зависит от усмотрения таких участников (например, декларант вправе подать таможенную декларацию любому таможенному органу, правомочному принимать декларации; декларант вправе произвести декларирование товаров самостоятельно или поручить его проведение таможенному брокеру). Обязывающими являются нормы, предусматривающие в соответствующих условиях определенный вид поведения (так, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить таможенному органу необходимые документы и сведения; по требованию таможенного органа он должен предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату). К запрещающим нормам относятся нормы, устанавливающие в виде прямого запрета обязанность воздержаться от совершения определенных действий (в частности, товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз установлены в связи с проверкой качества товаров или безопасности их потребления, запрещены к их использованию в любой форме). В структуре нормы таможенного права содержатся такие элементы, как гипотеза, определяющая круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства ее реализации; диспозиция, содержащая само правило поведения, выраженное в виде обязанностей и прав участников правоотношения; санкция, указывающая на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции. Статьи ТК содержат в основной массе развернутую регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений и условий, при которых они действуют, т. е. диспозиции и гипотезы соответствующих норм. Санкции к этим нормам обычно выделены в отдельные статьи ТК или других актов. При рассмотрении норм таможенного права с точки зрения детальности правовой регламентации регулируемых отношений, выбора вариантов поведения в таможенном праве преобладают императивные нормы, т. е. нормы, не допускающие отступлений от правил, содержащихся в них. Такого рода нормы характерны для норм публично-правового регулирования, в том числе таможенного права, где стороны находятся в неравном в правовом смысле положении. Большинство норм ТК выражено в категорических предписаниях, они содержат четкую определенность прав и обязанностей участников правоотношений с исключением возможности выбора вариантов поведения. Преобладание императивных норм не исключает наличие в таможенном праве норм, предоставляющих участникам правоотношения возможность определить или конкретизировать права и обязанности так называемых диспозитивных норм. В частности, лицо вправе в любое время выбрать таможенный режим, установленный ТК, или изменить его на другой. В качестве диспозитивной нормы можно рассматривать и норму, в соответствии с которой после прибытия товаров и представления таможенному органу документов на товары последние могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму либо под процедуру внутреннего таможенного транзита. В этом случае лицо, перемещающее товары, само определяет свои действия. По степени определенности в таможенном праве преобладают абсолютно-определенные нормы. Относительно-определенные нормы в силу публично-правового характера таможенного права практически не используются в регулировании правоотношений. Бланкетные нормы, т. е. нормы прямо не содержащие конкретного правила поведения, в таможенном праве не находят такого широкого распространения, как, например, в уголовном или административном праве. Тем не менее они используются для регулирования определенных правоотношений, предусматривая наличие других норм, содержащихся в иных нормативных правовых актах. В частности, ТК содержит нормы о соблюдении запретов и ограничений при перемещении товаров через границу. Система таможенного законодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов (законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и др.), содержащих нормы права, регулирующие отношения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и соответственно порядок осуществления таможенного контроля. Таким образом, таможенное законодательство служит внешней формой существования правовых норм, имея свою внутреннюю организацию. В основе системы таможенного законодательства находится нормативный акт или его часть, возможно статья. ТК рассматривает систему таможенного законодательства в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов различной формы и места издающего их органа среди нормотворческих органов. Таможенный кодекс и другие федеральные законы образуют таможенное законодательство. Иные нормативные акты, содержащие нормы таможенного права, образуют самостоятельную группу нормативных правовых актов, нормы которых могут регулировать таможенные отношения. В круг таких нормативных правовых актов могут входить указы Президента РФ, которые не должны противоречить ТК и иным законам. На основании и во исполнение норм ТК и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы таможенного права.

Нормы таможенного права

Нормы таможенного права должны удовлетворять интересам участников ВЭД и непосредственно интересам самого государства. Данное правило установило само государство, и оно регулирует отношения в сфере таможенного права. Таможенному праву характерны следующие признаки:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  • распространение норм происходит на всех участников, которые связаны с перемещением товаров через границу (всеобщность),
  • нормы таможенного права обязательны для всех (общеобязательность),
  • юридическая ответственность за неисполнение таможенного права — правонарушения в этой области регулируются Кодексом РФ и Уголовным кодексом

Полномочиями в отношении ВЭД закреплены за таможенными органами.

Определение 2

Под предметом таможенного права понимают общественные отношения, возникающие в результате перемещения товара или транспортного средства через государственную таможенную границу. Одним из ключевых словосочетаний в таможенном праве является: «перемещение через границу». Все, что перемещается через государственную границу попадает под отрасль таможенного права

Для таможенного права характерен свои методы:

  • административно-правовой метод – это основной метод, таможенного права -метод властных предписаний. Данный метод основан на отношениях власти и подчиняющейся ей стороне,
  • гражданско-правовой метод
  • Таможенное дело достаточно специфичная сфера, в которой установлены жесткие порядки передвижения товаров или транспортных средств через границу.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Таможенное право 470 ₽ Реферат Таможенное право 220 ₽ Контрольная работа Таможенное право 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В своей деятельности таможенные органы используют следующие способы деятельности.

  • запрет,
  • дозволение,
  • обязывание.

Данные способы характерны для любого правового регулирования. Альтернативные действия в отношении лиц, которые осуществляют перемещение товара через границу могут допускаться только в определенных параметрах. Данная альтернатива позволяет регулировать их с помощью гражданско-правового метода. Данный метод редко используют в таможенном праве, так как он характерен гражданскому праву. Примером может послужить обращение участника ВЭД за помощью к таможенном брокеру.

Взаимоотношения, возникающие в момент перемещения товара или транспортных средств через границу и регулируемые нормами таможенного права, называют таможенными правоотношениями.

Таможенные правоотношения достаточно специфичны. Это связано с тем, что таможенные правоотношения функционируют только на основе таможенных норм. Таможенные нормы по своей специфики индивидуализированы, потому что в них выступают субъекты, являющиеся носителями юридических прав и обязанностей.

Данный правоотношения носят имущественный характер, так подразумевают перемещение материальных ценностей и денежных средств.

Правоотношения в таможне специфичны из-за своих непосредственных участников-таможенного органа.

Определение 3

Таможенный орган — это субъект таможенного права, который наделен специальными полномочиями.

Данные полномочия даны таможенному органу таможенным законодательством. В таможенном законодательстве идет взаимодействие разных видов субъектов, причем зачастую цели и интересы не совпадают или противоположные.

Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ во времени

Акты таможенного законодательства, указы Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ (далее – иные правовые акты РФ) применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда указанные акты прямо предусматривают это, а также когда это предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Акты таможенного законодательства и иные правовые акты РФ, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это.

В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты РФ могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые иными правовыми актами РФ, вводятся в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанных актов, за исключением случаев, если:

  • соответствующие положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты РФ, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, прямо предусматривают введение их в действие в более короткие сроки;
  • ТК установлен специальный порядок введения в действие указанных запретов, ограничений или требований.

В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, ФТС России в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела.

Нормативные правовые акты ФТС России подлежат государственной регистрации (в Минюсте России) и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты ФТС России вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, если:

  • соответствующие положения актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ, на основании и во исполнение которых издаются нормативные правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, вводятся в действие в более короткие сроки;
  • нормативные правовые акты ФТС России устанавливают более льготный порядок, чем действующий. В указанном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу;
  • ТК установлен специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов ФТС России.

Нормативные правовые акты ФТС России, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством РФ о судопроизводстве в арбитражных судах.

Нормы таможенного законодательства

Законодательно-правовая база таможенного ведомства также претерпела изменения и значительно расширилась в течение XIX в.

Элементы международного таможенного права в России в XIX веке были отражены в положении о нейтральной торговле на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе от 19 декабря 1810 г. В положении содержалась роспись товаров.

Запрещенные товары, задержанные на границе, могли быть конфискованы или уничтожены, а виновники в их привозе переданы суду и отправлены в ссылку. Обвинению подлежал купец, выписавший запрещенный товар, или его приказчик, причастный к этому, или уполномоченный, если указанных лиц нет, то ответственность нес шкипер.

Таможенные правила были направлены против торговли с Францией, т.к. французские товары были среди запрещенных к ввозу.

Таможенный устав 1819 г. повторил нормы таможенного законодательства предшествующих документов.

В 1845 г. вышло уложение о наказаниях, где были собраны все карательные меры, применяемые к нарушителям.

Более обстоятельными были дополнения к Таможенному уставу 1857 г. Они уточняли многие позиции. В устав был введен раздел о возврате товаров. Также увеличивалась награда за донос о контрабанде – теперь эти лица могли получить третью часть суммы от продажи конфискованного товара. В уставе регулировался правами провоз личных вещей пассажиров.

Значительно расширялись права и обязанности чинов таможенного дела в разделе Устава таможенного, посвященном европейской торговле. Широкими правами наделялись начальники округов. На них возлагалось соблюдение порядка на торге, обеспечение примерного поведения таможенных чиновников. Они обязаны были следить, чтобы граница во всех пунктах охранялась верно и надежно. За неисполнение таможенных предписаний все сотрудники таможни могли быть наказаны по соответствующей статье (денежный штраф от 25 до 100 рублей серебром).

Дано было определение тайно провозимым товарам: «Товары, провозимые или проносимые мимо таможен за границу или из-за границы, равно как и не значащиеся в документах, привезенные на таможню, почитаются тайно провозимыми».

За тайный провоз и другие нарушения предписаний даже при добровольном признании виновный наказывался согласно Уложения о наказаниях 1845 г. Дела о наказании велись в судах или на таможне. В документе рассматривается ведение производства по различным аспектам: «О доносах и действиях по ним», «О задержании товаров и представлении их в таможенных и полицейских местах», «О производстве и решении конфискационных дел, объявлении и приведении в исполнение указанных решений»,… В уставе утверждался порядок продажи конфискованных товаров с публичного торга: 50 % вырученных средств поступало в Департамент внешней торговли, вторая половина отдавалась поимщикам или задержателям.

В последней четверти XIX века законодательство совершенствуется. Таможенный устав 1892 г. стал более стройным, четким, его положения отражали стратегию таможенного дела. В связи с уравнением условий торговли в Центральной России и Западной Сибири были унифицированы пошлины и взыскания за контрабанду. Ряд статей Таможенного устава 1892 г. посвящен таможенной охране на море и в прибрежных водах. Законодательно было закреплено определение таможенной полосы. Она стала составлять три морские мили, где осмотру могли подвергаться русские и иностранные суда. Законодательство предполагало применение оружия к неподчиняющимся таможенным требованиям судам.

В Устав 1892 г. вошли многие статьи, ранее содержащиеся в Уложении о наказаниях 1845 г. Согласно статье 1542 устава 1892 г., высшей мерой наказания за контрабанду был ссылка на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет. Законодательство несколько меняло меры наказания при повторных задержаниях за контрабанду, особенно квалифицированную. Также предусматривалось взыскание денежного штрафа в конкретных размерах и без определенного размера. Применялись и другие виды наказаний. В Таможенных уставах 1892 и 1904 гг. были предусмотрены дополнительные наказания: «отобрание» пошлинных и запрещенных предметов при незаконном провозе их через границу и отобрание перевозочных средств, на которых перевозились контрабандные товары в пограничной полосе. Если хозяин был не в состоянии оплатить штраф, он заменялся арестом или тюрьмой.

Таким образом, нормотворческая деятельность в Российской империи к началу XIX в. усилилась, таможенное законодательство совершенствовалось. Его применение способствовало повышению качества таможенного контроля и пресечению контрабанды.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]