Применение информационных технологий в таможенном деле

На сегодняшний день органы таможен всех государств должны следовать в фарватере непрерывно изменяющихся параметров мировых торговых отношений. С общемировой точки зрения они обязаны способствовать их совершенствованию, но с точки зрения конкретного государства, их прямая обязанность пресекать и не допускать нарушения закона в области таможенных правил, что служит общему делу обеспечения безопасности. В этой двоякой и нетривиальной ситуации очень полезным становится применение информационных технологий в области таможенных процедур.

Вопросы оценки эффективности внедрения информационных технологий в деятельность таможенных органов

  • переход на новый уровень автоматизации технологии приема, контроля и обработки деклараций, который связан с полностью автоматизированной, а в перспективе и автоматической обработкой электронных таможенных документов, что потребует более тесной внутренней интеграции сегментов информационной системы таможенных органов;
    • расширение взаимодействия с другими контрольными органами в части представления разрешительных документов в электронном виде и организация единой системы межведомственного электронного взаимодействия, как при декларировании товаров, так и при пересечении таможенной границы;
    • формирование единого сквозного массива документов о товарной партии, начиная от ее прибытия на таможенную территорию, и заканчивая контролем после выпуска товара;

  • распространение системы предварительного уведомления в электронном виде на морской, железнодорожный и воздушный транспорт и др.
  • развитие новых форм информационных глобальных систем на национальном и интернациональном уровне, включая страны Таможенного союза и Европейского сообщества, включая формирование единого информационного пространства в рамках Таможенного союза;
  • совершенствование внутрикорпоративных информационных систем участников внешнеэкономической деятельности в целях получения точных характеристик по отгружаемым партиям товаров.
  • Перспективная концептуальная схема взаимодействия в процессе информационного обмена, сформированная в процессе реализации перечисленных выше направлений, может выглядеть так, как это представлено на рис. 1.

    Перечисленные направления существенным образом отразятся на:

    • конфигурации информационных потоков информационной системы таможенных органов, как входящих, так и исходящих;
    • на требованиях к техническим параметрам сети на магистральных направлениях передачи данных;
    • на функциях отдельных подразделений таможенных органов, причем как информационных подразделений, так и подразделений, осуществляющих таможенный контроль, поскольку при централизованной обработке данных по декларируемым товарам, произойдет специализация сотрудников таможенных постов на осуществлении фактического контроля (осмотре, досмотре товаров и анализе бумажных документов по товарной партии);
    • на требованиях к уровню квалификации персонала, как информационных подразделений, так и таможенных органов;
    • организации документооборота и информационных ресурсов у участников внешнеторговых операций, перевозчиков, а также на функциональных обязанностях их персонала и квалификации персонала.

    В связи с этим оценка внедряемых проектов с позиций их экономической эффективности представляется важной. Необходимость рассмотрения этого аспекта деятельности связана также со следующим:

    • практически весь комплекс государственных функций, возложенных на таможенные органы, включая процессы декларирования и реализацию услуг, выполняемых по запросам участников ВЭД, реализуется посредством использования информационных технологий;
    • использование информационных технологий оказывает влияние на конфигурацию бизнес-процессов реализации таможенных операций и организационно – структурные изменения в самих таможенных органах;
    • информационные технологии являются основным фактором сокращения сроков проведения таможенных операций и повышения качества таможенных услуг;
    • затраты на модернизацию и поддержание информационной системы таможенных органов в работоспособном состоянии, более, чем значительны. Они включают, как затраты на поддержание информационной инфраструктуры в виде каналов связи, коммутационного оборудования, технических средств защиты информационных ресурсов и пр., так и затраты на поддержание в актуальном состоянии комплекса программных средств, в целях обеспечения соответствия их требованиям таможенного законодательства.

    Из характера функционирования информационных систем, следует, что при оценке эффективности функционирования информационной системы, необходимо учитывать не только капитальные затраты на создание или модернизацию информационной системы, но и текущие затраты на ее эксплуатацию. Эксперты в области информационных технологий свидетельствуют, что нормы расходов на поддержание любых информационных систем составляют около 70% стоимости системы [1, c.45].

    Однако, наиболее сложной задачей оценки эффективности этого направления деятельности, является оценка результатов. Как правило, в качестве результатов внедрения (совершенствования) информационной системы выделяют следующие:

    • улучшение показателей деятельности организации;
    • увеличение объемов и сокращение сроков переработки информации;
    • сокращение потребности в персонале;
    • повышение производительности труда;
    • появление новых возможностей.

    Однако выделить влияние именно информационной системы на перечисленные параметры достаточно сложно, поскольку ее модернизации сопутствуют и организационно-структурные решения.

    Учитывая многолетний опыт применения информационных систем в таможенных органах России, и сложность выделения отдельных возникающих эффектов автоматизации на деятельность таможенных органов, представляется, что выбор метода оценки эффективности применения информационных технологий в таможенных операциях, должен базироваться на сравнении достигнутых в прошлых периодах результатов и планируемых перспективных параметров. Другими словами он должен базироваться на методах сравнительной экономической эффективности. Подход к методике расчета показателя должен учитывать следующее.

    В части затрат обеспечить:

    • комплексный учет всех необходимых затрат, включая, как технико-программные мероприятия, так и перестройку управления таможенными органами, подготовку персонала и др.;
    • учет фактора времени;

    В части результатов обеспечить:

    • сравнимость с результатами прошлых лет;
    • учет входящих денежных потоков на основе принципов дисконтирования;
    • возможность увязки с показателями эффективности работы таможенных органов;
    • возможность оценки результатов внедрения информационной системы в отдельных структурных подразделениях с последующей агрегацией показателей на более высоком уровне;
    • оценку влияния синергетических эффектов автоматизации на бизнес-сообщество;
    • возможность оценки влияния на формирование пропорций на макроуровне, формируемых в процессе реализации таможенной политики.

    Таким образом, результат деятельности структурного подразделения таможенных органов может выглядеть, как:

    (1)

    где,

    ТP1,ТP2 – соответственно, результат базового и перспективного периодов.

    Закон Российской Федерации «О таможенном регулировании» в качестве одного из основных показателей эффективности работы таможенных органов предусматривает использование такого показателя как «своевременность и полнота поступления таможенных платежей» [1, ст.18].

    Соответственно в показателях оценки эффективности внедрения информационных технологий может быть использован прирост суммы таможенных платежей, перечисленных в бюджет. При необходимости может быть получена величина прироста таможенных платежей при элиминировании влияния уровня ставок и налогооблагаемой базы. При этом представляется необходимым формирование этого показателя с учетом принципа дисконтирования, поскольку государству не безразлична стоимость денежных средств, которые будут поступать в будущих периодах.

    Величина совокупных затрат на автоматизацию складывается из стоимости:

    • компьютерной техники;
    • сетевого и другого оборудования;
    • программных продуктов и лицензионных платежей;
    • затрат на установку, внедрение, адаптацию, изучение и сопровождение программных комплексов;
    • затрат на организационно-структурные изменения, в том числе кадровые перестановки и, возможная экономия от сокращения штатной численности;
    • обучение персонала;
    • текущие расходы на электроэнергию, связь, аренду помещений;
    • возможные затраты на модернизацию внутриофисных локальных сетей передачи данных и пр.

    При расчете затрат также осуществляется сравнение затрат, осуществленных в предыдущие периоды и в настоящее время.

    Таким образом эффект от внедрения автоматизации рассчитывается как прирост таможенных платежей к затратам на автоматизацию процесса проведения таможенных операций.

    Эav

    (2)

    где,

    Эav – эффект от автоматизации;

    ТP1-ТP2 – изменение результирующего показателя (

    ;

    Z1- Z2 – разница в затратах при новом и старом вариантах автоматизации (

    .

    Учитывая важность и значительность размеров эксплуатационных затрат при использовании информационных систем в расчетах эффективности целесообразно общие затраты представить, как сумму единовременных и текущих затрат, приведенных к сопоставимому виду. Учитывая разновременность вложений и поступлений таможенных платежей, затраты и результаты также необходимо привести к сопоставимому виду, например на момент первого транша на модернизацию информационной системы таможенных органов. Множество методик предлагает это делать на основе метода дисконтирования, исходя из того, что, полученные позже, стоят условно меньше, чем деньги, полученные в более ранние периоды времени. Такой подход полностью корреспондируется с идеей сокращения сроков осуществления таможенных операций, т.е. формула расчета эффективности внедрения информационных систем в таможенных органах примет вид:

    (3)

    где,

    Кd – коэффициент дисконтирования.

    Коэффициент дисконтирования рассчитывается по известной формуле приведения денежного потока в виде изменения объемов собираемости таможенных платежей к периоду начала нового этапа автоматизации.

    (4)

    где,

    Еn – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, который может быть либо рассчитан по аналогичным проектам, либо в качестве него может быть принята ставка рефинансирования Центрального банка РФ;

    to – год к которому приводится значение показателя;

    tm – рассматриваемый год.

    Данный показатель, отражающий прирост собираемости таможенных платежей на единицу затраченных текущих и единовременных затрат, может рассчитываться для разных сегментов и иерархических уровней информационной системы таможенных органов. Он может быть дополнен частными показателями, такими, как рост производительности труда персонала, что имеет достаточно существенное значение для таможенных органов в настоящее время.

    Литература:

    1. Закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010, № 311-ФЗ: [Принят ГД РФ 19 ноября 2010 г.; одобр. Советом Федерации 24 ноября 2010] [Электронный ресурс]. https://www.customs.ru (дата обращения: 14.03.2013).

    2. Юрлов Ф.Ф. Методы и модели в экономике: монография. – Н. Новгород: Типография НГТУ, 2010. — 217 с.

    Специализация «Таможенный контроль с применением информационных систем и таможенных технологий»

    Ни для кого не является секретом то, что за последние годы объем торгово-экономических операций между Россией и зарубежными странами значительно вырос, и согласно официальной статистике растет на 10-15% год от года, при этом потребности в квалифицированных специалистах растет еще большими темпами. Цифровые технологии в таможенном деле используется не так давно, но уже прочно захватили все таможенное пространство. Первая электронная декларация была подана в 2008 году. Сейчас можно сказать, что у ФТС России оцифрованы все таможенные процедуры.

    Таможенной службой ежегодно обрабатывается около четырех с половиной — пяти миллионов таможенных деклараций. То есть, где-то 12-15 тысяч деклараций ежедневно. Только представьте объемы деятельности: сотни позиций товарной номенклатуры, сотни товаров, тысячи документов и так каждый день. Все это нужно принять, оценить, сформировать запрос к электронным ресурсам других Федеральных органов исполнительной власти. И если такая возможность имеется, то и к информационным ресурсам наших зарубежных партнеров. Затем оценить, выявить риски и минимизировать эти риски. Вполне понятно — для того чтобы анализировать такие большие объемы данных, нужно соответствующая IT-архитектура, все это смогут изучить будущие специалисты освоив данную специализацию.

    Будущие специалисты во время прохождения обучения получают навыки проведения таможенного контроля, могут самостоятельно определять стоимость товара и страну-производителя, а так же изучают процесс взимания и возращения таможенных платежей.

    Специализация направлена на подготовку эрудированных специалистов, способных решать сложные задачи и ориентироваться в динамично развивающемся digital-секторе таможенной службы. Специализация дает полный спектр знаний, достаточный как для эффективного управления IT-проектами в таможенном деле, так и для удовлетворения потребностей лучших работодателей в сфере ВЭД.

    Будущий специалист обязан уметь выявлять и пресекать различные административные правонарушения и преступления, управлять таможенными органами (ввести планирование, анализ и контроль деятельности), применять для достижения вышеперечисленных целей информационные системы и технологии, а так же средства по защите информации от третьих лиц.

    Особенность специализации заключается в том, что специалист в данной области оказания таможенных услуг должен великолепно разбираться в законодательной базе, знать правила международной торговли, уметь грамотно классифицировать товары для таможенных целей, знать все тонкости декларирования и управления цепями поставок. Студенты специализации «Таможенное администрирование в цифровой экономике» изучают дисциплины, формирующие максимально полное представление о бизнес-процессах и государственных процессах управления в таможенном деле. Среди актуальных специализированных дисциплин можно выделить такие как: «Информационные таможенные технологии», «Информационные системы», «Декларирование товаров и транспортных средств», «Валютное регулирование и валютный контроль», «Таможенные платежи» и др.

    Благодаря грамотному выстроенному списку дисциплин у будущего специалиста очень хорошо развиваются наблюдательность, аналитические способности, интуиция, профессиональная компетентность. Эти качества, без всякого сомнения, полезны не только при выполнении профессиональных обязанностей, но и в повседневной жизни. А приобретенные в процессе учебы навыки и знания в области юриспруденции и внешнеэкономической деятельности позволят в дальнейшем легко получить нужную должность в организации.

    Получив данную профессию, можно рассчитывать на финансовую стабильность, востребованность, перспективы.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]