Уполномоченный экономический оператор — что дает этот статус?

Уполномоченный экономический оператор — это юридическое лицо с особым статусом в системе ВЭД. Обычно этот статус получают крупные производственные или торговые компании, чтобы импортировать продукцию или сырье было проще и быстрее. Чтобы получить такой статус, компании должны соответствовать определенным условиям Таможенного Кодекса.

Некоторые таможенные брокеры предлагают своим клиентам работать через технического импортера со статусом УЭО. Это значит, что заказчиком и импортером груза выступает компания-партнер со статусом уполномоченного экономического оператора, у которой есть привилегии на таможне. Например, выпуск товара до подачи таможенной декларации, отсрочка уплаты таможенных платежей и отсутствие валютного контроля.

Клиент закупает товар у импортера уже на территории России. УЭО становится посредником между бизнесом и таможенными органами. Первым он гарантирует экономию средств, отсрочку уплаты таможенных платежей, вторым – «чистоту» импортированных товаров.


Некоторые брокеры предлагают аффилированные с нами компании с лицензией УЭО в качестве технического импортера.

Какие компании могут получить статус уполномоченного экономического оператора?

Свидетельство УЭО юридическое лицо может получить только при соблюдении условий, определяемых таможенным законодательством. Сделать это не просто, так как условий много и они почти не подъемны для малого и среднего бизнеса. Стать уполномоченным экономическим оператором могут только крупные компании с большим доходом и кристально чистой с точки зрения закона историей.

Критерии для получения статуса УЭО:

  1. Организация должна обеспечить выполнение обязанностей в качестве УЭО финансово – 1 млн евро, 150 тысяч евро – для экспортеров и производителей.
  2. Вовремя оплачивать все таможенные платежи.
  3. Законно вести свою деятельность, не привлекаться к административной ответственности в сфере таможенного дела в течение года.
  4. Руководство, учредитель, акционер (с 10 и более % акций компании), а также главный бухгалтер организации не должны иметь фактов привлечения к уголовной ответственности.
  5. Организация должна вести программу учета товаров;
  6. Организация (таможенный представитель, владелец СВХ) должна заниматься ВЭД не менее трех лет, не менее двух лет – как таможенный перевозчик.
  7. Организация не должна быть банкротом или находиться в состоянии реорганизации.

Статуса могут лишить, если:

  • Компания не предоставила отчеты в срок;
  • Организацию или ее сотрудников привлекли к административной ответственности; правонарушение затрагивает сферу таможенного дела;
  • На руководителей организации со статусом УЭО (или ее сотрудников) возбудили уголовное дело.

Получается, что статус уполномоченного экономического оператора у брокера гарантирует не только чистоту операций таможне, но и подтверждает надежность компании для клиентов.

Понятие «Уполномоченный экономический оператор» (УЭО) определяет Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). В статье 430 этого документа говорится, что УЭО является специализированным участником таможенной сферы.

Уполномоченный экономический оператор: условия присвоения статуса, обязанности и упрощения

В настоящее время условия присвоения статуса уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО) установлены ст. 39 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) и п. 3 Положения о порядке выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и его отзыве (далее Положение), утв. Указом Президента Республики Беларусь от 18.07.2011 № 319. Статус УЭО присваивается юридическому лицу Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (далее – ГТК) путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов в порядке, определенном Положением. Рассмотрение документов осуществляется в течение одного месяца со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления и представленной информации принимается решение о выдаче свидетельства либо об отказе в его выдаче, которое оформляется приказом Председателя ГТК. В настоящее время статусом УЭО обладают более 330 юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Регулирование порядка присвоения статуса и контроля осуществления деятельности УЭО

Порядок присвоения статуса УЭО заинтересованному лицу и контроля осуществления им деятельности после присвоения статуса регламентируется международными нормативными правовыми актами и актами национального законодательства Республики Беларусь, основными из которых являются: – ТК ТС; – Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 872 «Об определении критериев к лицам, осуществляющим деятельность по производству товаров и (или) экспортирующим товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, претендующим получить статус уполномоченного экономического оператора»; – Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 323 «О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору»; – Указ Президента Республики Беларусь от 18.07.2011 № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах»; – постановление ГТК Республики Беларусь от 26.04.2012 № 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля».

Условия присвоения статуса

Присвоение юридическому лицу статуса УЭО осуществляется при соблюдении следующих условий: – предоставление таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого находится заинтересованное лицо, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 млн евро по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком на день предоставления такого обеспечения. Лица, осуществляющие деятельность по производству товаров и (или) экспортирующие товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при соответствии этих лиц критериям, определенным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 872, предоставляют обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 000 евро по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком на день предоставления такого обеспечения. Осуществление деятельности по производству товаров подтверждается сертификатом продукции собственного производства, выданным Белорусской торгово-промышленной палатой. Юридическое лицо, осуществляющее в Республике Беларусь экспорт товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, и претендующее на получение статуса УЭО, должно соответствовать следующим критериям: 1) осуществление экспорта товаров, полностью произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке) в Республике Беларусь, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины (далее – экспорт товаров), на сумму не менее 500 000 евро в год по курсу валют, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь на день подачи заявления, в течение одного года до обращения в ГТК с заявлением о присвоении статуса УЭО (далее – заявление); 2) осуществление экспорта товаров не менее двенадцати раз в течение одного года до обращения в ГТК с заявлением; – осуществление внешнеторговой деятельности в течение трех лет до дня обращения в ГТК с заявлением; – отсутствие на день обращения с заявлением неисполненной в установленный законодательством срок обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей; – отсутствие на день обращения с заявлением задолженности по уплате иных налогов, сборов (пошлин) и пеней; – заинтересованное лицо на день обращения с заявлением считается в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму 250 базовых величин и более; – наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций, отвечающей требованиям, установленным ГТК, и обеспечивающей удаленный доступ таможенных органов к таким данным.

Документы, представляемые для присвоения статуса

Для получения статуса УЭО заинтересованное лицо представляет в ГТК следующие документы: – заявление произвольной формы, содержащее сведения, подтверждающие соответствие этого лица условиям, соблюдение которых необходимо для присвоения статуса УЭО (см. выше). Заявление должно быть подписано руководителем и заверено печатью заинтересованного лица; – копии учредительных документов заинтересованного лица и документов, подтверждающих государственную регистрацию заинтересованного лица, заверенные заинтересованным лицом (устав с имеющимися изменениями и дополнениями, учредительный договор – для заинтересованных лиц, действующих только на основании учредительных договоров, с имеющимися изменениями и дополнениями, свидетельство о государственной регистрации), а в случае реорганизации – заверенные заинтересованным лицом копии указанных документов, свидетельствующие о реорганизации ранее действовавшего лица; – заверенную заинтересованным лицом копию договора с разработчиками информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения на их сопровождение. В случае разработки таких программных продуктов самим заинтересованным лицом – документ, подтверждающий соответствие программного обеспечения требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь. При предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 000 евро, в связи с осуществлением деятельности по производству товаров представляется также заверенная копия сертификата продукции собственного производства, выданного Белорусской торгово-промышленной палатой. Следует отметить, что в соответствии с подп. 5.25 Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», введенного в действие 1 июля 2005 г., при заверении копии документа необходимо проставить заверительную отметку, в которую входят надпись «Верно», наименование должности лица, заверившего копию, его личная подпись, инициалы, фамилия и дата заверения. В случае представления заинтересованным лицом документов с нарушением требований, установленных законодательством, ГТК письменно информирует заинтересованное лицо об оставлении заявления без рассмотрения с указанием причин. При рассмотрении заявления и прилагаемых к нему документов ГТК в подтверждение представленных заинтересованным лицом сведений вправе запросить у таможенного органа, в зоне оперативной деятельности которого находится заинтересованное лицо, иных таможенных органов, а также у государственных органов и иных организаций документы, содержащие необходимую информацию о деятельности заинтересованного лица. Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются ГТК в течение срока, достаточного для проведения проверки содержащихся в них сведений и принятия решения о выдаче свидетельства либо об отказе в его выдаче, но не более одного месяца со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов. В случае необходимости срок рассмотрения документов может быть продлен Председателем ГТК, но не более чем на один месяц, с информированием об этом заинтересованного лица в письменной форме и указанием причин продления. Срок рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов исчисляется со дня, следующего за днем их получения, а срок продления рассмотрения заявления – со дня, следующего за днем истечения срока его рассмотрения. Решение о выдаче свидетельства оформляется приказом Председателя ГТК, на основании которого заинтересованное лицо включается в реестр уполномоченных экономических операторов и ему выдается свидетельство по форме согласно приложению к Положению. Статус УЭО присваивается с даты принятия решения о выдаче свидетельства на неопределенный срок. Свидетельство оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в ГТК, а другой выдается заинтересованному лицу. Свидетельство выдается руководителю заинтересованного лица или уполномоченному им представителю и не подлежит передаче другому лицу. Решение об отказе в выдаче свидетельства принимается при установлении несоответствия хотя бы одному из условий выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, установленных ст. 39 ТК ТС и п. 3 Положения. Решение об отказе в выдаче свидетельства оформляется приказом Председателя ГТК. При принятии решения об отказе в выдаче свидетельства ГТК информирует заинтересованное лицо в письменной форме.

Обязанности УЭО перед таможенными органами

УЭО обязан по требованию должностных лиц таможенного органа представлять информацию и документы, необходимые для осуществления таможенного контроля, обеспечивать доступ на территорию и в помещения, находящиеся во владении, пользовании и (или) распоряжении такого лица, для проведения таможенного контроля. В случае изменения сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах и содержащихся в свидетельстве, УЭО обязан сообщить об этом в ГТК в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня наступления соответствующих событий или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении. ГТК после получения соответствующих документов рассматривает их и принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в свидетельство в порядке, предусмотренном для присвоения заинтересованному лицу статуса УЭО. При внесении изменений и (или) дополнений в свидетельство выдается новое свидетельство. УЭО представляет в таможенный орган, в регионе деятельности которого он находится, отчетность о товарах в соответствии с положениями постановления ГТК Республики Беларусь от 26.04.2012 № 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля».

Упрощения, предоставляемые УЭО

В случае если УЭО выступает декларантом товаров, в соответствии с положениями ст. 41 ТК ТС к указанным товарам могут быть применены следующие специальные упрощения: 1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО; 2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 ТК ТС при условии, что декларантом представлены: – коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров; – обязательство в письменной форме о подаче УЭО таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары; – документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у декларанта с момента выпуска товаров и подлежит исполнению до истечения срока, в течение которого должна быть подана декларация. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, действующие на день регистрации таможенной декларации; 3) совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО. В соответствии с п. 3 ст. 41 ТК ТС Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 323 установлено, что специальные упрощения, предоставляемые УЭО, не применяются в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками. При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, в случае если декларантом указанной таможенной процедуры выступает УЭО, не требуется предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. При соответствии УЭО определенным критериям юридическое лицо, обладающее указанным статусом, может воспользоваться рядом преимуществ при перемещении товаров через таможенную границу. В соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 358 «О стимулировании реализации товаров» с 1 апреля 2011 г. по 31 декабря 2013 г. товары, ввозимые в Республику Беларусь лицами, обладающими статусом УЭО и включенными в реестр владельцев таможенных складов и (или) в реестр владельцев складов временного хранения, освобождаются от налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами. Условием такого освобождения является экспорт товаров, ввозимых в Республику Беларусь, с применением ставки НДС в размере 0%. Для применения данного упрощения УЭО необходимо представить в налоговый орган по месту постановки на учет реестр сведений о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов по экспорту товаров, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, в течение 190 дней со дня помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в электронном виде и на бумажном носителе вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость, в которой в соответствии с законодательством отражены обороты по реализации товаров с применением ставки НДС в размере 0%.

Отзыв свидетельства о включении в реестр

УЭО исключается из соответствующего реестра посредством отзыва свидетельства. Свидетельство отзывается путем принятия соответствующего решения в связи с наступлением одного из следующих обстоятельств: 1) несоблюдение УЭО условий включения в реестр, а именно: – непредоставление таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого находится УЭО, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на установленную законодательством сумму; – отсутствие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций, отвечающей требованиям, установленным ГТК, и обеспечивающей удаленный доступ таможенных органов к таким данным; 2) ликвидация юридического лица, которому присвоен статус УЭО; 3) реорганизация юридического лица, которому присвоен статус УЭО, за исключением реорганизации в форме преобразования, а также выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц либо присоединения к нему другого юридического лица; 4) совершение УЭО или его должностным лицом административного таможенного правонарушения, повлекшего конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму более 250 базовых величин, или привлечение должностного лица УЭО к уголовной ответственности в соответствии со ст. 228–231 Уголовного кодекса Республики Беларусь в связи с осуществлением деятельности УЭО; 5) неисполнение УЭО обязанности по уплате таможенных платежей в добровольном порядке, а также неуплата в добровольном порядке процентов и (или) пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей; 6) установление, что статус УЭО был присвоен:– с нарушением действующих норм законодательства;– на основе недостоверных данных, представленных заинтересованным лицом и послуживших основанием для присвоения такого статуса; 7) неоднократное (два и более раза в течение календарного года) неисполнение УЭО требований должностных лиц таможенного органа о предоставлении информации и документов, необходимых для проведения таможенного контроля, доступа на территорию и в помещения, находящиеся во владении, пользовании и (или) распоряжении УЭО, для проведения таможенного контроля; 8) нарушение УЭО срока информирования ГТК об изменении сведений, указанных при включении в реестр. Порядок отзыва свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов определен Положением. Решение об отзыве свидетельства оформляется приказом Председателя ГТК не позднее 15 рабочих дней, следующих за днем: – получения информации от таможенного органа, установившего наступление одного из обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения об отзыве свидетельства; – инициирования такого решения самостоятельным структурным подразделением ГТК, установившим наступление одного из обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения об отзыве свидетельства. ГТК письменно уведомляет юридическое лицо об отзыве свидетельства с указанием оснований отзыва и вносит соответствующие изменения в реестр уполномоченных экономических операторов. При получении документов, свидетельствующих о необоснованном принятии решения об отзыве свидетельства, ГТК принимает решение о возобновлении действия статуса УЭО с даты отзыва свидетельства. Принятие решения о возобновлении статуса УЭО осуществляется в порядке, предусмотренном для присвоения заинтересованному лицу статуса УЭО. Юридическое лицо не вправе обращаться с заявлением о присвоении статуса УЭО в течение одного года со дня принятия решения об отзыве свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, если такое решение было принято по следующим основаниям: – совершение УЭО или его должностным лицом административного таможенного правонарушения, повлекшего конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму более 250 базовых величин, или привлечение должностного лица УЭО к уголовной ответственности в соответствии со ст. 228–231 Уголовного кодекса Республики Беларусь в связи с осуществлением деятельности УЭО; – неисполнение УЭО обязанности по уплате таможенных платежей в добровольном порядке, а также неуплата в добровольном порядке процентов и (или) пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей; – установление, что статус УЭО был присвоен на основе недостоверных данных, представленных заинтересованным лицом и послуживших основанием для присвоения такого статуса; – неоднократное (два и более раза в течение календарного года) неисполнение УЭО требований должностных лиц таможенного органа о предоставлении информации и документов, необходимых для проведения таможенного контроля, доступа на территорию и в помещения, находящиеся во владении, пользовании и (или) распоряжении УЭО, для проведения таможенного контроля.

Как статус УЭО экономит время

Уполномоченные экономические операторы получают право на выпуск груза до подачи таможенной декларации или выпуск таможней по заявлению. Также некоторые УЭО имеют право оформить свой склад как таможенный СВХ (склад временного хранения). Если таможня запросит осмотр или досмотр, то сделать это можно прямо у себя на складе.

То есть с границы можно отправлять груз не на таможенный терминал, а прямиком на склад и задекларировать товар до 15-го числа следующего месяца.

C помощью этой преференции компании управляют большим грузопотоком, она помогает планировать поставки без перебоев и поддерживать наличие товара или сырья в остатках.

Как возникла текущая ситуация?

Если допустить в сферу таможенного дела профессионалов, которые хотя и не имеют прямого отношения к перемещению товаров через границу, но при этом хорошо знают все аспекты этого дела и профессионально выполняют существующие требования, то это позволяет значительно ускорить улаживание формальностей и свести к минимуму расходы для участников деятельности внешнеэкономической направленности. Такой подход позволяет существенно снизить риск установленных законодательством предписаний и, соответственно, привлечения сотрудников к ответственности. Статус уполномоченного экономического оператора был введен при создании Таможенного союза в 2013 году. Что он собой представляет?

Какой смысл заключен в понятии уполномоченного экономического оператора? Это обозначение используется для определения категории лиц, которые пользуются доверием со стороны таможенных органов. И за это им предоставлена возможность использовать упрощенные процедуры. Следует отметить, что подобный льготный режим существовал и до 2013 года. Но когда был введен институт уполномоченного экономического оператора, то в качестве основы использовалось международное право. И эта наработка реализовывалась для того, чтобы способствовать развитию полноценной системы взаимодействия между таможенной службой и участниками внешнеэкономической деятельности, что проявляется в ослаблении административного давления, ускорении и упрощении процедур прохождения контроля.

Как статус УЭО экономит деньги

Государство разрешает уполномоченным экономическим операторам оплачивать таможенные платежи до 15-го числа следующего месяца. С таким запасом времени импортер может успеть реализовать товар и сохранить оборотные средства в бизнесе. По сути это беспроцентный кредит.

Помимо отсрочки важно то, что по практике таможня редко корректирует таможенную стоимость грузов, которую заявляют в декларациях УЭО. Уполномоченный экономический оператор уже гарантировал уплату платежей миллионом евро и показал безупречную репутацию. Таможня доверяет таким партнерам и ценам, по которым они везут грузы. Это называется низким уровнем риска.

И третий момент — как мы сказали, УЭО может разместить таможенный склад временного хранения на свой территории. Значит, не нужно платить за въезд на СВХ при таможенном терминале и оплачивать простои. В среднем это несколько тысяч рублей с каждой поставки.

Поделиться в соц. сетях:

Общая информация

На получение желаемого статуса уполномоченного экономического оператора может претендовать юридическое лицо, которое было зарегистрировано согласно законодательству РФ и осуществляет ввоз/вывоз товаров в/из РФ. Для этого оно должно быть внесено в соответствующий реестр. Пребывание в нем предоставляет целый спектр различных преимуществ. Например – статус «уполномоченный грузополучатель», который позволяет выдавать доверенность компании на получение перевозимых объектов. Но самое большое – это минимизация финансовых и временных затрат. На данный момент все эти вопросы регулирует федеральный закон № 311 от 21.11.2010 «О таможенном регулировании в РФ». В нем содержится перечень требований, которым должно соответствовать юридическое лицо, желающее попасть в реестр уполномоченных экономических операторов ФТС России. Кроме этого, необходимо соблюдать общие условия, а также не идти в разрез с другой документацией, обеспечивающей нормативно-правовое регулирование. Если предъявленные требования выполнены, то для юридического лица нет преград для включения его в реестр уполномоченных экономических операторов ФТС России, чтобы затем использовать специальные упрощения.

Другие условия

К таковым относятся:

  1. Отсутствие правонарушений. Организация должна подтвердить, что нет фактов неоднократного (то есть, два и больше раз) привлечения лица к административной ответственности в течении 1-го года до дня совершения обращения в таможню при условии, что сумма штрафов составила полмиллиона рублей и более.
  2. Отсутствие судимости за преступления. Для получения статуса уполномоченного экономического оператора руководитель юридического лица, а также сотрудники, занимающиеся таможенными операциями, не должны иметь грешков в сфере хозяйственной деятельности.
  3. Продолжительность осуществления внешнеторговой деятельности. В этом случае минимальный срок – не менее года. Предоставленные данные должны подтверждаться копиями используемых таможенных документов.
  4. Отсутствие задолженности. При обращении с просьбой о предоставлении статуса, необходимо позаботиться о том, чтобы не было на счету неисполненных обязанностей по уплате таможенных платежей, налогов, процентов и пеней.
  5. Наличие системы учета. Она необходима для того, чтобы сопоставлять сведения, полученные таможенными органами с теми, что есть у других государств. Отчетность можно предоставлять в электронном виде (с предоставлением данных на бумажном носителе или ЭЦП). В случае, если данные будут не предоставлены (или поданы не своевременно), то за это налагается ответственность. Исключения делают только для тех, кто находится на упрощенной системе налогообложения.
  6. Наличие помещений, в которых осуществляется хранение товаров. При необходимости уполномоченный экономический оператор должен обеспечить в хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде или собственности зданий — складов, открытых площадок и иных мест, в которых временно можно сберегать иностранные товары. Допустимым является хранение товаров, что находятся под таможенным контролем и иных при условии их раздельного размещения.

Вот такие условия включения в реестр. Уполномоченный экономический оператор должен соответствовать всем выдвигаемым требованиям. Это, конечно, не просто, но при должном обороте с лихвой окупается. Если дать причины сомневаться в честности, то следует ждать проверки уполномоченного экономического оператора с возможным отзывом лицензии.

Требования и условия для получения статуса

Наибольшую роль здесь играет Таможенный кодекс. Согласно ТК, уполномоченный экономический оператор должен быть оформлен согласно законодательству государства, в котором он действует (Беларуси, Казахстана, России). Этот вопрос регулирует ст. 38. Здесь следует выделить несколько немаловажных моментов:

  1. Статус уполномоченного экономического оператора может получить только юридическое лицо, которое есть в реестре одного государства. Это требование находится в статье № 85 закона о таможенном регулировании. Можно подметить, что акты таможенного союза не предусматривают признания этого института. Что, конечно, ведет к созданию дополнительных бюрократических заноз. Например, можно создать дочернее предприятие и получить для него необходимый статус.
  2. Цель ввоза продукции (материалов, сырья) должна пересекаться с их применением в производственной и/или другой предпринимательской деятельности.

Если смотреть с технической стороны дела, то требования к уполномоченному экономическому оператору заключаются во внесении в реестр и получении свидетельства. Для этого необходимо подать ряд документов, что подтверждают соответствие выдвигаемым условиям и наличие всего необходимого. Точный их перечень находится в статье 90 закона о таможенной деятельности. Но не лишним будет дать краткую выжимку:

  1. Обеспечение. Данный момент регулируется первым пунктом статьи 39 ТК. В качестве общего правила установлена сумма, эквивалентная одному миллиону евро. Но лица, что осуществляют производство товаров и их экспорт, не платящие вывозные таможенные пошлины, обязаны предоставлять обеспечение в эквиваленте 150 тысяч. По выбору плательщика это можно сделать денежными средствами, поручительством, залогом имущества и банковской гарантией.

Как же выглядит процесс включения в реестр?

Итак, этот статус весьма привлекателен. И для тех, кто ведет активную внешнеэкономическую деятельность, его получение является довольно важным. Как выглядит процесс получения этого статуса? Что необходимо сделать, чтобы стать уполномоченным экономическим оператором? Условия включения в реестр поверхностно были рассмотрены ранее, сейчас же им будет уделено большее внимание.

Итак, первоначально интерес представляет административный регламент по ведению реестра № 1877, утвержденный 14 сентября 2001 года приказом Федеральной таможенной службы. В нем определена последовательность действий, порядок и сроки рассмотрения заявлений, поступающих от юридических лиц. В нем есть информация не только о включении в реестр, но и об изменении данных, а также исключении компаний. Что же необходимо в первом случае? Для включения юрлица в реестр проводится проверка необходимой документации и предусмотренных регламентом сведений.

Кроме этого, следует осуществить еще и выездную таможенную ревизию в месте нахождения организации-заявителя. В случаях, если вся необходимая документация предоставлена в полном объеме, соответствует выдвигаемым требованиям, и заявитель создал все нужные условия, то согласно пункту № 7 регламента срок не должен превышать девяносто дней с момента начала рассмотрения вопроса о предоставлении статуса.

Но здесь не все так просто. Здесь необходимо учитывать один важный момент: таможенная служба должна направить запросы к министерству внутренних дел и налоговой об отсутствии правонарушений. А это увеличивает срок рассмотрения заявления еще примерно на один месяц. И это при условии, что нет никаких претензий! Но, если возникает необходимость запросить недостающую документацию (или дополнительные бумаги у государственных органов/третьих лиц), то максимальный срок может вырасти до семи месяцев (это без того времени, что тратиться на почтовую доставку).

Какой промежуточный вывод можно сделать из всего вышесказанного?

Институт уполномоченного экономического оператора создавался в таможенном союзе для облегчения взаимодействия между рядом стран (Беларусь, Россия, Казахстан) на поприще хозяйственного сектора. Дополнительно к нему присоединились (или выявили подобное желание) еще ряд стран (из бывшего Советского Союза). Юридические лица, которые хотят получить соответствующий статус, должны отвечать установленному перечню общих требований, а также дополнительных моментов для каждого отдельного государства.

Приобретение такой позиции с лихвой окупается получаемыми упрощениями таможенных процедур и рядом послаблений. Но при этом необходимо отметить, что процедура получения данного статуса предполагает проведение серьезной подготовительной работы и требует внимания, скрупулезности и финансовых затрат. К тому же, как показала практика, срок включения в реестр в реальности может растягиваться до девяти месяцев (и это без учета сбора и подготовки необходимого пакета документов). А теперь давайте рассмотрим отдельные специфические моменты.

Возникновение проблем

При встрече с бюрократией не очень часто удается пройти все с первой попытки. Поэтому, не лишним будет рассмотреть самые распространенные проблемы и то, как их следует устранять. Итак, допустим, что юрлицо не находится за формальным адресом месторасположения. Или, как альтернатива, при выездной проверке было установлено, что не выполнено одно (несколько) выдвинутых условий для присвоения статуса. В случаях, если заявитель может исправить возникшие проблемы, то орган таможни уведомляет о выявленных ним неудовлетворительных фактах, с которыми следует разобраться. На это предоставляется тридцать дней. Если по истечению этого срока проблемы не устранены (и не проинформирован таможенный орган об этом), то составляется акт, в котором указывается, что юридическое лицо не соответствует выдвигаемым условиям. И оно же не может претендовать на то, чтобы получить статус уполномоченного экономического оператора. В таких случаях таможенный орган останавливается на решении об отказе. Оно доводится до сведения руководителя организации (или ее представителя, занимающегося вопросами взаимодействия) не позднее чем через 14 рабочих дней.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]