Куда движется Главное управление информационных технологий ФТС?


ГУИТ. Основные задачи, решаемые ГУИТом.

Правовое обеспечение информационно-технической политики ФТС России возложено на правовое управление и главное управление информационных технологий (ГУИТ). Организация научного обеспечения информационно-технической политики возложено на ГУИТ, которое является главным подразделением формирования и проведения информационно-технической политики.

Главное управление осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

1) развитие информационных таможенных технологий;

2) обеспечение информационной безопасности;

3) планирование оснащения таможенных органов средствами информатизации;

4) научно-техническое;

5) развитие и оснащение телекоммуникационных сетей;

6) обеспечение конфиденциальной связи и радиосвязи;

7) координация деятельности информационно-технической службы;

8) оснащение оперативно-техническими средствами таможенного контроля и охраны;

9) организация таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами;

10) организация метрологического обеспечения.

Основными задачами ГУИТ являются:

· Разработка и проведение единой информационно-технической политики ФТС России при создании и развитии ЕАИС, ВИТС, оснащение таможенных органов современными информационно-техническими средствами.

· Разработка, согласование с другими государственными структурами и реализация основных направлений развития информационно-технической инфраструктуры.

· Организация планирования, заказа и контроля выполнения и внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию перспективных информационных технологий.

· Согласование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с межведомственными программами других государственных структур и ведомств.

· Интеграция информационных ресурсов ФТС России и согласование использования информации с федеральными органами исполнительной власти.

· Совершенствование системы информационной безопасности таможенных органов.

· Обеспечение деятельности научно-технического совета ФТС России.

· Выполнение проекта модернизации информационной система таможенных органов, в том числе финансируемого за счет средств международного валютного фонда.

ЦИТТУ. Цели, задачи, основные направления деятельности.

Центральное информационно-техническое таможенное управление является специализированным региональным таможенным управлением, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, деятельность которого направлена на осуществление информационного обеспечения и программно-технической поддержки эксплуатации компонентов автоматизированных систем, обеспечивающих использование информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях системы таможенных органов при выполнении возложенных на них задач и функций в сфере таможенного дела.

Центральное информационно-техническое таможенное управление является правоприемником ГНИВЦ ФТС России по гражданско-правовым обязательствам, в том числе по обязательствам возникшим в результате исполнения судебных решений.

Основными направлениями деятельности являются:

· Участие в планировании, контроле качества выполнения и внедрения в практику НИОКР.

· Сбор, обработка таможенной информации, формирование и централизованное ведение баз данных и нормативно-справочной информации.

· Разработка нормативно-правового обеспечения ЕАИС (нормативно-правовые акты, стандарты для создания сетей и для электронного документооборота).

· Обслуживание и ремонт средств вычислительной техники.

· Проведение повышения квалификации и переподготовки должностных лиц, выполняющих свои функциональные обязанности в рамках ЕАИС.

· Ведение фонда алгоритмов и программ ФТС России.

· Оказание методической помощи информационно-техническим подразделениям таможенных органов.

· Проведение мероприятий по обеспечению заданного уровня достоверности и безопасности информации в ЕАИС.

Задачи ЦИТТУ:

1)Информационное обеспечение и программно-техническая поддержка компонентов автоматизированных систем (АИС) таможенных органов.

2)Обеспечению взаимодействия АИС таможенных органов с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти, таможенных служб других государств, организаций, участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и других заинтересованных лиц.

3)Методическое руководство деятельностью ИТ (информационно-технических) подразделений таможенных органов по внедрению информационных технологий и АИС.

4)Обеспечение бесперебойности процессов функционирования компонентов автоматизированных систем ФТС России и координация деятельности таможенных органов в данной области.

Функции ЦИТТУ:

§ Администрирование АИС и баз данных таможенных органов, внедрение программного обеспечения, включая сопровождение и модернизацию, совершенствование информационно-коммуникационных технологий.

§ Внесение предложений в ГУИТ по вопросам планирования и проведения работ в области автоматизации деятельности таможенных органов

§ Оказание информационные услуги гос. органам, участникам ВЭД и организациям

§ Обеспечение бесперебойного функционирования ЕАИС (Единой автоматизированной информационной системы) таможенных органов

§ Обеспечение безопасности информационных ресурсов

§ Взаимодействие по вопросам валютного контроля с ЦБ РФ и его территориальными учреждениями, федеральными органами исполнительной власти, контролирующими и правоохранительными органами.

§ Централизованное управление доменной структурой Единой службы каталогов ЕАИС , а также ведомственной интегрированной телекоммуникационной сетью (ВИТС)

Куда движется Главное управление информационных технологий ФТС?

Георгий Песчанских, начальник ГУИТ ФТС

— Какие задачи стоят перед ГУИТ на 2021 год в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС? Какие программные продукты планируется дорабатывать, дополнять?

— Плановые доработки коснутся практически всех программных продуктов, находящихся в эксплуатации в таможенных органах. Таможенный кодекс определил приоритет электронного взаимодействия предпринимателей и таможенных органов. Накануне вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС ФТС России приняла Комплексную программу развития до 2021 года. Это четкий план действий в условиях изменившегося законодательства.

Начали работу по созданию электронных таможен, Центров электронного декларирования. Планируем расширять применение технологий авторегистрации и автовыпуска.. Именно электронный формат взаимодействия предпринимателей и таможенных органов обеспечит простоту и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность – для государства.

Будут реализованы общие процессы ЕАЭС в таможенной сфере. Также планируется реализация мероприятий по обеспечению прослеживаемости товаров путем сопряжения информационных ресурсов ФТС России и ФНС России.

— ГУИТ составляет техническое задание при заказе программных продуктов и средств исходя из поставленных задач и существующих обстоятельств. Но обстоятельства меняются, что-то устаревает, появляются какие-то новые, более оптимальные решения, в то время как в контракте прописаны существующие на момент его заключения. То, что часть работы, которую делают программисты, останется невостребованной из-за совершенствующихся технологий, схем, алгоритмов, – неизбежно? Или можно на это как-то повлиять?

— Динамизм внешних изменений заставляет отказаться от масштабных разработок абсолютно новых продуктов. Изменения проводятся путем доработок существующих программных продуктов. При этом, конечная цель и последовательность действий, конечно, известна. При изменении внешних условий поправить способ и пути достижения цели легче, чем править масштабный проект.

Потребности и цели доработок проходят проверку в различных коллегиальных органах: Научно-техническом совете, целевых группах. Определяем, что конкретно нужно изменить, какие процессы должен будет оптимизировать усовершенствованный программный продукт. Когда задача ставится четко, тогда работа становится более организованной и четкой, а конечный продукт – результативным и востребованным.

— Как вы оцениваете эффективность, функционал, простоту и удобство использования КПС «Морской порт»? Дорабатывается ли он сейчас, в какой части? Насколько оперативно получается вносить изменения и доработки, на необходимость которых указывают участники ВЭД, с ним работающие?

— КПС «Портал Морской порт» является практически первым опытом, когда все органы исполнительной власти, осуществляющие функции на границе, работают через «единое окно». Пройден трудный и кропотливый этап согласования совместной работы органами исполнительной власти. В 2021 году обеспечено внедрение КПС «Портал Морской порт» во всех таможенных органах, обладающих компетенцией по совершению таможенный операций в отношении товаров, перемещаемых водным транспортом.

Сейчас эта работа вышла на следующий этап – совершенствование функциональных возможностей КПС «Портал Морской порт» и поддержание его работоспособности. Уровень информатизации и технической готовности к общей работе в различных ведомствах отличается. Участники ВЭД тоже не однородны. Стараемся совершенствовать систему максимально быстро, но так, чтобы «не потерять» в этом процессе кого-то из участников, кто технически не готов к движению с такой скоростью.

— Есть ли у сотрудников ГУИТ корпоративный чат в WhatsApp или Telegram (или другом мессенджере) для более или менее неформального общения, или всё взаимодействие происходит только по защищенным собственным каналам таможенной службы?

— Использование чатов WhatApp, Telegram, и других мессенджеров должностными лицами ГУИТ для профессиональной служебной деятельности не допускается.

— Обращаются ли в ФТС (или напрямую в ГУИТ) таможенные службы других стран с целью приобрести готовое программное решение для собственных нужд? Если да, то какие именно продукты пользуются спросом? Если они приобретаются за деньги, то как определяется стоимость?

— Совершенствование ведомственных информационных систем осуществляется за счет средств федерального бюджета РФ на основании действующих нормативных правовых актов ЕАЭС и Российской Федерации, а также с учетом методических рекомендаций Минкомсвязи России в части осуществления межведомственного информационного взаимодействия.

Используемое программное обеспечение таможенных органов адаптировано под особенности ФТС России и действующего таможенного законодательства. При разработке и модернизации используемого программного обеспечения не ставится цель сделать из него коммерчески привлекательный продукт. ФТС России не является коммерческой организацией. Кроме этого, на рынке имеются программные решения, которые типизированы под основные цели и задачи таможенных органов большинства стран. В силу своей типизированности они не учитывают российские особенности. Поэтому ФТС России движется «своим путем» и конкурировать с этими типизированными разработками не стремится.

— Устаревающие программные средства списываются или на их базе создаются новые продукты, отвечающие сегодняшним потребностям?

— Если в ходе доработки информационно-программных средств функционал полностью «перетекает» из одной системы в другую, ИПС, утратившие актуальность, подлежат выводу из эксплуатации и списанию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

— Можно ли предположить, что через 10 лет в ЦЭДах (коих должно стать 16, и всё документальное оформление должно быть сосредоточено в них) не останется инспекторов, а будут стоять одни только компьютеры?

— Не следует противопоставлять компьютер и инспектора. Перевод документального оформления в электронную сферу не отменяет фактический контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу. Функция фактического контроля товаров отличает таможню от других федеральных органов исполнительной власти. И эта функция таможни останется при любом уровне развития информационных технологий.

Развитие информационных технологий позволит сделать взаимодействие участников ВЭД с таможней быстрее, проще, а выбор объектов для фактического контроля станет более обоснованным и более неотвратимым для нарушителей. Как следствие, развитие информационных технологий сократит «нагрузку» фактического контроля на законопослушных участников ВЭД.

Федеральное государственное унитарное предприятие Федеральной таможенной службы

Материалы по итогам пресс-конференции начальника ГУИТ ФТС РФ Дмитрия Данилина в ходе межведомственной научной конференции о проблемах импортозамещения и новых разработках в сфере информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах

04.04.2016

Газета «Коммерсантъ» 01.04.2016

Таможня пойдет своим маршрутизатором

Cisco Systems отказала службе в IT-поддержке

Из-за санкций ЕС и США Федеральная таможенная служба не может закупать и обслуживать у Cisco Systems высокопроизводительные маршрутизаторы и коммутаторы, на приобретение которых тратила несколько десятков миллионов рублей в год. Без должного сервиса устаревающее американское оборудование может давать сбои, а когда таможенники перейдут на отечественные разработки — пока неизвестно.

Cisco Systems прекратила поставки в Федеральную таможенную службу (ФТС), заявил начальник главного управления информационных технологий (ГУИТ ФТС) Дмитрий Данилин в ходе конференции «О проблемах импортозамещения в таможенных органах и новых разработках в сфере ИКТ». «В конце 2014 года компания Cisco официально известила ФТС о невозможности поставлять свое оборудование в связи с санкционными мерами, принятыми государствами Евросоюза и США,- сообщил он. — Такое решение может привести к несвоевременному проведению сервисного обслуживания телекоммуникационного оборудования и, как следствие, увеличению нештатных ситуаций». Перед разрывом отношений в одностороннем порядке Cisco спрашивала у ФТС, будет ли ее оборудование использовано в военных целях, служба ответила отрицательно. Ежегодно ФТС закупала у Cisco оборудования на несколько десятков миллионов рублей. Представитель Cisco Systems не ответил на вопрос об отношениях с ФТС.

В закупках таможенными органами оборудования видео-конференц-связи доля импорта составляет 100%, в закупках маршрутизаторов — 95%, коммутаторов — 90%, АТС — 55%, написано в презентации Дмитрия Данилина. Доля используемого оборудования Cisco Systems составляет 98%. Решение , говорит он; служба тестирует малопроизводительные коммутаторы отечественного производства. Однако российских коммутаторов и маршрутизаторов большой емкости, аналогичных Cisco, на рынке нет, а оборудование, выпущенное в Китае, ФТС не подходит.

Cisco не была готова к тому, что ФТС будет использовать оборудование по всей России, объясняет прекращение поставок топ-менеджер международной . «Вполне возможно, такой логикой руководствуется компания, опасаясь претензий своей страны, — соглашается Юлия Галуева из Национальной юридической службы. — Госорган автоматически поддерживает политику государства, таможня не может не работать в Крыму».

Другие американские компании не прекращали поставки в ФТС, отмечает начальник ГУИТ ФТС. Хотя в 2021 году ФТС будет вынуждена найти замену системе ArcSight, «компания-разработчик которой заявила о поддержке санкций против России», говорится в его докладе. Разработчик ArcSight — Hewlett-Packard Enterprise, на запрос «Ъ» там не ответили. «Это компания американская, мы не можем быть уверены в надежности и переходим на российский аналог», — пояснил Дмитрий Данилин. ArcSight используется для обеспечения безопасности Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. ArcSight относится к классу программных продуктов SIEM, которые снимают информацию со всех систем и выдают вердикт, какие есть нарушения, рассказывает гендиректор InfoWatch Наталья Касперская. «Это датчики, которые анализируют, насколько хорошо функционирует инфраструктура сети», — сказала она, добавив, что ей неизвестны российские аналоги. Продукция InfoWatch уже используется ФТС, но она относится к «контентной фильтрации», добавила госпожа Касперская.

Сама же ФТС не видит аналогов системам управления базами данных Oracle и ОС Microsoft, хотя тестирует отечественные разработки, говорится в докладе начальника ГУИТ. «Мы должны уходить от импорта и переходить на отечественные разработки и решения, которые включают системное программное обеспечение, телекоммуникации, информационную безопасность, технические средства таможенного контроля», — сообщил «Ъ» Дмитрий Данилин. При этом финансирование на ИКТ в 2021 году по сравнению с 2015 годом будет сокращено на 40%, добавил он.

ИА «Рамблер» 01.04.2016

Таможня предупредила о возможных сбоях в работе из-за прекращения поставок оборудования Cisco

IT-корпорация Cisco оповестила Федеральную таможенную службу о прекращении поставок телекоммуникационного оборудования в связи с санкциями. Об этом заявил начальник главного управления информационных технологий ФТС России Дмитрий Данилин на межведомственной научной конференции в Российской таможенной академии.

«Cisco в конце 2014 года официально оповестила ФТС России о том, что не сможет поставлять оборудование в связи с санкционными мерами, принятыми государствами ЕС и США», — заявил Данилин. По его словам, доля оборудования компании в ведомстве составляет 95%.

«Это (отказ от поставок. — RNS) может привести к несвоевременному ремонту оборудования и обслуживанию, что приведет к нештатным ситуациями», — добавил он.

По словам Данилина, в настоящее время проводится работа по поиску оборудования, которое будет максимально приближено по характеристикам к зарубежным.

ИА «ТАСС», 31.03.2016

ФТС не видит рисков для товародвижения при переходе на отечественное ПО

Глава главного управления информационных технологий ФТС подчеркнул, что служба не перейдет на отечественное ПО, пока не убедится, что оно качественное

Федеральная таможенная служба (ФТС) не видит рисков для товародвижения при переходе на отечественное программное обеспечение (ПО), сообщил ТАСС начальник главного управления информационных технологий ФТС Дмитрий Данилин.

«Никаких рисков. Пока мы не убедимся, что ПО качественное, мы на него не перейдем, во-первых. Во-вторых, все прикладное ПО уже является отечественным, и речь идет только о поиске общесистемного ПО по управлению базами данных и операционных систем», — сказал Данилин.

Иностранные продукты будут использоваться только в случае отсутствия отечественных аналогов. Однако доля таких продуктов высока: если уровень импортозависимости для программных и технических средств защиты информации составляет не более 8%, то для общесистемных программных средств, телекоммуникационного оборудования и инспекционно-досмотровых комплексов этот показатель равен почти 100%, сообщил он.

Так, ФТС планирует заменить на российский аналог операционную систему (ОС) Windows. В 2021 г. ведомство продолжит тестировать несколько альтернативных ОС.

Системы управления базами данных (СУБД) таможенной службе предоставляет компания Oracle, замены ей ведомство пока на отечественном рынке не нашло.

По словам Данилина, у ФТС существуют проблемы и с телекоммуникационным оборудованием. Доля используемого таможенными органами телекоммуникационного оборудования американской Cisco Systems составляет 98%. Из-за санкций Евросоюза и США оборудование этой компании больше не поставляется в Россию. «Нам отказано в обслуживании — это для нас страшно. Оборудование есть, обслуживания нет», — заявил Данилин, пояснив, что отсутствие своевременного обслуживания и ремонта оборудования может привести к увеличению внештатных ситуаций — выхода из строя специализированного ПО, оборудования и каналов связи.

Для перехода на новые модели оборудования ФТС ведет поиск продукта, способного по своим техническим характеристикам максимально приблизиться к линейке Cisco Systems. По его словам, российские компании анонсируют свое оборудование как отечественное, однако на деле оказывается, что оно не разрабатывается или не производится на территории России.

Таможенные органы планирует начать переход на отечественное ПО во второй половине 2021 г. Основной переход произойдет в 2021 г., отметил Данилин.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ноябре 2015 г. подписал постановление, согласно которому с 1 января 2021 г. госорганы должны закупать софт из спецреестра российского ПО, если не докажут, что аналогов необходимого им иностранного софта у отечественных разработчиков нет. По словам министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, на 30 марта в этом реестре находятся порядка 250 программ.

ИИ «Финам.ру», 31.03.2016

Российские таможенники не получат оборудование из-за санкций ЕС и США

В ФТС заявили, что из-за этого могут произойти сбои в работе ведомства.

Из-за санкций ЕС и США Cisco Systems не сможет поставить Федеральной таможенной службе (ФТС) РФ свое оборудование. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на начальника главного управления информационных технологий ФТС Дмитрия Данилина.

На конференции «О проблемах импортозамещения в таможенных органах и новых разработках в сфере ИКТ» он рассказал, что доля Cisco Systems в поставках маршрутизаторов и оборудования видеоконференцсвязи составляет 98 процентов. По его словам, таможенники используют сто процентов импортного оборудования видеоконференцсвязи, 95 процентов маршрутизаторов, 90 процентов коммутаторов и 55 процентов АТС.

Данилин отметил, что еще в конце 2014 года Cisco Systems официально оповестила ФТС о невозможности поставлять свое оборудование. Это «может привести к несвоевременному сервисному обслуживанию телекоммуникационного оборудования и, как следствие, увеличению нештатных ситуаций», считает он.

Ранее в СМИ появилась информация, что американские санкции помешали Cisco Systems продать свою продукцию госзаказчикам, имеющим отношение к оборонно-промышленному комплексу России.

30 марта Путин потребовал от госкомпаний как можно скорее начать использование российского программного обеспечения.

Пресс-служба ФТС РФ
Вернуться к списку

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]