Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе

  1. Главная
  2. Полезная информация
  3. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)
  4. Валютный контроль при ВЭД

Если в ходе внешнеэкономической деятельности ее участники совершают операции с валютой, к ним применяются меры валютного контроля со стороны банковских организаций. Такой контроль необходим, чтобы гарантировать соблюдение требований валютного законодательства. Он применяется, если организация получает от заграничных контрагентов денежные средства или переводит средства контрагентам за рубеж. В России его порядок регулируется ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также инструкциями, указаниями ЦБ РФ и рядом дополнительных документов.

Валютный контроль: законодательство и основные термины

Основной нормативный акт, который регулирует операции с валютой в РФ – это закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ. На его основании Правительство РФ и другие государственные органы принимают разъясняющие документы. Один из самых важных таких нормативных актов, в котором подробно расписан порядок оформления валютных операций – это инструкция ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И.

Рассмотрим основные термины, связанные с валютным контролем.

  1. Резиденты (юридические лица) – организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также их филиалы, в том числе – за рубежом. Кроме того, к резидентам относится само государство, его дипломатические представительства за границей, а также субъекты федерации и муниципалитеты.
  1. Резиденты (физические лица) – граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают в РФ.
  1. Нерезиденты (юридические лица) — организации, созданные в соответствии с законодательством других государств, в том числе их филиалы на территории РФ. Также к нерезидентам относятся дипломатические представительства других стран в РФ и международные организации.
  1. Резиденты (физические лица) – все иностранные граждане и лица без гражданства, кроме перечисленных в п. 2.
  1. Уполномоченные банки – российские кредитные организации, которые имеют право проводить валютные операции.
  1. Органы валютного контроля – структуры, которые осуществляют общий надзор за валютными операциями, а также издают нормативные акты в этой области. На сегодня это – ЦБ РФ и Правительство РФ (в лице налоговой и таможенной службы).
  1. Агенты валютного контроля (АВК) — организации, которые непосредственно проводят валютные операции и проверяют их соответствие закону. Кроме уполномоченных банков, к АВК относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе

 Главная — Статьи

Одной из главных целей экономической политики России является создание конкурентоспособной экономики, что диктует необходимость перехода с инвестиционной на инновационную ступень развития. В свою очередь, создание нового конкурентоспособного продукта предполагает принятие комплекса мер в части либерализации внешнеэкономической деятельности, в т.ч. в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами законодательных, административных, экономических и организационных мер, направленных на: — создание и обеспечение функционирования органов валютного регулирования и валютного контроля; — установление и реализацию определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке; — установление порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций; — обеспечение и защиту имущественных прав на валютные ценности; — регламентацию международных расчетов; — поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса; — обеспечение желательного (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком. Либерализация валютного регулирования подразумевает прежде всего уменьшение или смягчение валютных ограничений, действующих в государстве. В свою очередь степень жесткости и широта распространения валютного контроля на валютные операции зависит от наличия и качественного состава этих валютных ограничений. Валютный контроль может рассматриваться не только как механизм контроля со стороны государства за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; не только как административная мера, применяемая государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов, но и как форма нетарифного регулирования внешней торговли, аналогом которой может служить квотирование экспорта. В этом последнем качестве валютный контроль является важным стимулятором либо дестимулятором внешнеэкономической (в т.ч. внешнеторговой) деятельности. Интеграционный вектор российской политики в СНГ и ЕврАзЭС полностью отвечает стратегической цели модернизации и диверсификации отечественной экономики, перевода ее на инновационный путь развития. Выгоды интеграции будут все ощутимее по мере структурной перестройки и технического перевооружения промышленности России, стимулирующих производственную кооперацию и внутриотраслевую торговлю. А процессы модернизации получат дополнительный импульс благодаря свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в регионе СНГ и ЕврАзЭС. Попытки формирования в масштабе СНГ единого экономического пространства, единой платежной системы и таможенного союза в 90-е годы прошлого века были незрелыми и поспешными. Процесс реального формирования общего рынка капитала на постсоветском пространстве можно отсчитывать от Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (1999 г.). В развитие этого Договора решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 22 июня 2005 г. N 220 принята Концепция сотрудничества государств — членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере, провозглашающая целями согласованной валютной политики: — достижение полной конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным операциям платежного баланса; — согласование механизмов формирования взаимных курсов национальных валют; — создание интегрированного валютного рынка ЕврАзЭС; — формирование платежно-расчетной системы с использованием национальных валют; — переход на международные стандарты финансовой отчетности; — предоставление юридическим лицам — резидентам сторон национальных режимов на рынках финансовых услуг сторон. Почти сразу же, 25 января 2006 г., государствами — членами ЕврАзЭС было заключено Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств — членов Евразийского экономического сообщества, которым гарантируется предоставление национального режима банкам — резидентам сторон Соглашения. На XIX заседании Совета руководителей центральных (национальных) банков государств — участников ЕврАзЭС в ноябре 2008 г. Национальный Банк Республики Казахстан представил результаты анализа гармонизации принципов и механизмов проведения государствами — участниками ЕврАзЭС денежно-кредитной и валютной политики. На заседании было отмечено, что основное содержание методов и подходов к проведению центральными (национальными) банками стран Сообщества денежно-кредитной и валютной политики во многом идентично. Однако наибольшая степень гармонизации наблюдается в методах и подходах к осуществлению денежно-кредитной политики и валютного регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Было рекомендовано продолжить работу по дальнейшей гармонизации принципов и механизмов проведения государствами — участниками ЕврАзЭС политики в указанных сферах. На новый уровень валютной интеграции государства ЕврАзЭС вышли, заключив 11 декабря 2009 г. в Санкт-Петербурге Соглашение об основополагающих принципах валютной политики государств — членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала. Соглашение определяет основополагающие принципы валютной политики, проводимой сторонами по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала, направленной на постепенную отмену ограничений в отношении валютных операций, а также перечень валютных операций между резидентами государств — членов ЕврАзЭС, в отношении которых не применяются валютные ограничения. 9 декабря 2010 г. государствами — членами ЕврАзЭС было заключено Соглашение о согласованных принципах валютной политики в государствах — участниках Единого экономического пространства. Оно определяет принципы проводимой сторонами валютной политики и направлено на развитие сотрудничества в валютно-финансовой сфере. Документ предусматривает проведение сторонами валютной политики, в т.ч. на основе поэтапной гармонизации и сближения подходов к формированию и проведению валютной политики, создания необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровнях для развития интеграционных процессов в данной сфере, повышения доверия к национальным валютам сторон, как на внутреннем валютном рынке каждого государства-участника, так и на международных валютных рынках. Соглашением также предусматривается, что в целях проведения согласованной валютной политики стороны принимают меры по координации политики обменного курса национальных валют, обеспечению конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса без ограничений, созданию условий и обеспечению прямых взаимных котировок национальных валют сторон, обеспечению проведения взаимных расчетов между участниками внешнеэкономической деятельности государств — участников Соглашения в их национальных валютах, формированию тремя странами общего интегрированного валютного рынка (16 мая 2011 г. Правительством Рос. Федерации данное Соглашение было представлено Президенту Рос. Федерации для внесения в целях ратификации в Государственную Думу Рос. Федерации).

В развитие указанных Соглашений Постановлением МПА ЕврАзЭС от 06.04.2010 N 11-17 одобрены Рекомендации по гармонизации законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере валютного регулирования и контроля. Подчеркивая преемственность в принятых ранее правовых актах ЕврАзЭС в сфере валютной политики и валютного регулирования и намереваясь соблюдать последовательность в достижении цели унификации валютной политики и гармонизации валютного законодательства членов ЕврАзЭС, составители Рекомендаций предлагают руководствоваться следующими направлениями гармонизации (унификации) и совершенствования законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере валютного регулирования и валютного контроля: 1. Более четкая дифференциация объектов правового регулирования в национальных законах о валютном регулировании и контроле. 2. Продолжение работы по либерализации и гармонизации (сближению) национального законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, а также по имплементации принципов и норм общепризнанных международных правовых актов с учетом положений Концепции сотрудничества государств — членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере. 3. Ускорение проведения внутригосударственных процедур по ратификации Соглашения об основополагающих принципах валютной политики государств — членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала, принятого 11 декабря 2009 г. в Санкт-Петербурге. Государствам — членам ЕврАзЭС при осуществлении мер по гармонизации (унификации) национальных законодательных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля рекомендуется руководствоваться следующими подходами: — предоставление всем субъектам равных условий и прав на проведение разрешенных внутренним законодательством валютных операций; — сокращение норм, требующих принятия подзаконных актов в сфере валютного регулирования и контроля, в частности, касающихся репатриации иностранной и национальной валюты, ввоза/вывоза наличной валюты; — постепенный отказ от разрешительной системы проведения валютных операций; — разработка унифицированных форм отчетности по валютным операциям, а также, основываясь на опыте Республики Беларусь, рассмотрение возможности замены процедуры оформления паспорта сделки процедурой регистрации сделки в банке по заявительному принципу. В настоящее время Постоянная комиссия МПА ЕврАзЭС по таможенному регулированию и пограничной политике готовит новую редакцию типового проекта законодательного акта о валютном регулировании и валютном контроле. Актуальным и целесообразным Комиссии представляется также разработка научно обоснованной стратегии развития валютной политики ЕврАзЭС в условиях введения региональной валюты. Ядром интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС в финансовой и таможенной сферах является Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Создание Таможенного союза порождает необходимость гармонизации странами — участницами союза всего внешнеэкономического и в т.ч. валютного законодательства, а также в синхронизации темпов либерализации валютной политики. К вопросам, нуждающимся в скорейшем согласовании и правовом оформлении, можно отнести следующие: 1. Либерализация валютного регулирования внешнеторговой деятельности в направлении сокращения количества и унификации режимов сохраняющихся валютных ограничений, в том числе: а) в части определения порядка перемещения физическими лицами наличной валюты и ценных бумаг через таможенную границу Таможенного союза; б) в части репатриации валютной выручки внутри Таможенного союза и в торговых операциях резидентов стран — участниц Таможенного союза с третьими странами. 2. Унификация процедур таможенно-банковского валютного контроля и стандартизация документальной основы валютного контроля. 3. Создание системы информационного взаимодействия таможенных органов стран-участниц между собой, с национальными и уполномоченными банками стран, с иными органами государственной власти государств — участников Таможенного союза. В трехсторонних консультациях надлежит решить множество вопросов, связанных с коллизией принимаемых в рамках Таможенного союза правовых актов с внутригосударственными правовыми актами. Рассмотрим последовательно вышеназванные направления гармонизации валютного законодательства. Определение порядка перемещения наличной валюты и ценных бумаг через таможенную границу Таможенного союза. Решением N 51 Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. утвержден Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. Отдельные положения данного Договора противоречат ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Договор не содержит количественных ограничений на вывоз наличной валюты физическими лицами, тогда как в абз. 4 п. 3 ст. 15 Федерального закона содержится запрет на вывоз физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. Кроме того, в Договоре используются понятия, не известные российскому валютному законодательству, — «денежные инструменты». В своем решении Межгоссовет ЕврАзЭС обязал стороны привести свое внутреннее законодательство в соответствие Договору. По ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ к административной ответственности привлекались в т.ч. физические лица, вывозившие из РФ денежные средства в эквиваленте свыше 10 тыс. долл. США без подтверждения того, что они ранее были ввезены или переведены в Россию. Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в частности Постановлением Верховного Суда РФ от 11.06.2010 N 71-АД10-4. Однако с началом действия Договора возникает правовая коллизия, поскольку международный акт разрешает ввозить и вывозить валюту без ограничений. Единственным непременным условием является письменное декларирование суммы свыше 10 тыс. долл. США. Исходя из изложенного и с учетом письма ФТС России от 23.11.2010 N 01-11/56802, ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в настоящее время не применяется в части, предусматривающей ответственность за вывоз физическим лицом с территории РФ валюты на сумму свыше 10 тыс. долл. США. После ратификации Договора потребуется внести соответствующие изменения во внутреннее валютное законодательство страны.

Репатриация валютной выручки внутри Таможенного союза и в торговых операциях резидентов стран — участниц Таможенного союза с третьими странами. Предстоит решить вопрос о репатриации валютной выручки внутри Таможенного союза. Спорность наличия данного валютного ограничения проявляется не только в том, что оно, как правило, применяется в связке с другим валютным ограничением — уже отмененной с 1 января 2007 г. обязательной продажей части валютной выручки. Необходимо отметить и внутренние технико-юридические сложности, проявляющиеся в квалификации данного правонарушения и привлечении к административной ответственности по ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ либо уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ. Так, среди проблем применения норм об ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки в качестве основной отмечают проблему определения виновности лица при привлечении к административной ответственности. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, должностным лицом, рассматривающим дело, должна быть дана оценка мерам, принятым лицом для зачисления выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или возврата денежных средств, перечисленных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности. При последующем обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности складывается неоднозначная судебная практика относительно оценки достаточности таких мер. В одних случаях суды считают, что достаточными мерами является просто формальное направление контрагенту требования об оплате или возврате предоплаты (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2009 по делу N А05-13952/2008), в других случаях даже обращение за юридической помощью в целях взыскания долга в стране нахождения контрагента не является достаточной мерой (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.06.2009 N Ф03-2683/2009 по делу N А04-271/2009). Либо участнику внешнеторговой деятельности вменяется в обязанность предусматривать во внешнеторговом контракте условия, исключающие риск неисполнения нерезидентом принятых на себя обязательств либо предусматривающие механизмы взыскания сумм оплаты в судебном порядке (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.03.2008 N Ф08-933/08-351А по делу N А32-23273/2007-63/618-111АЖ).

Не добавляет ясности и правовая позиция Президиума Высшего арбитражного суда РФ, в соответствии с которой получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом по причине несвоевременной оплаты нерезидентом при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, а также в случае принятия резидентом зависящих от него мер для получения этой выручки не образует состава правонарушения, установленного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 N 15714/08). Открытым остается вопрос о случаях, когда валютная выручка все же не поступила.

Следует согласиться с авторами, предлагающими отказаться от требования о репатриации валютной выручки с сохранением возможности введения его как чрезвычайной меры.

Унификация процедур таможенно-банковского валютного контроля и стандартизация документальной основы валютного контроля. Статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что при таможенном декларировании необходимо представлять документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, — паспорт сделки. Происходить это должно в соответствии с валютным законодательством государств — членов Таможенного союза. На территории РФ участники ВЭД при требовании таможенных органов о представлении паспорта сделки должны руководствоваться Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В Рекомендациях по гармонизации законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере валютного регулирования и контроля констатируется, что анализ развития валютного регулирования и валютного контроля в странах Сообщества свидетельствует о переносе их вектора в сторону либерализации валютного законодательства. При этом в одних странах либерализация идет по широкому кругу валютных операций, в других — с сохранением некоторых ограничений. Так, требование обязательной продажи валютной выручки сохраняется в Республике Беларусь и отменено в других странах Сообщества. В то же время в Республике Беларусь, в отличие от других стран Таможенного союза, Указом N 104 от 19 февраля 2009 г. упрощен порядок проведения и контроля внешнеторговых операций. Существующий достаточно формализованный механизм оформления паспорта сделки заменен процедурой регистрации сделки в банке по заявительному принципу. Регистрация осуществляется в день представления документа, посредством которого оформлен внешнеторговый договор. Резидентам, осуществляющим внешнеторговые операции, предоставлено право не регистрировать сделки при предварительной оплате в полном объеме (при экспорте) либо предварительном поступлении товаров в полном объеме (при импорте); а также проводить с разрешения Национального банка расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики.

Существующая в России достаточно сложная, громоздкая система документального сопровождения внешнеторговой сделки, имеющая разрешительный характер, является серьезным бюрократическим барьером на пути интенсификации внешнеторговой деятельности. Около 80% нарушений валютного законодательства по пяти составам ст. 15.25 КоАП приходится именно на п. 6 данной статьи, предусматривающий ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок. Согласно Инструкции Банка России N 117-И и Положению Банка России N 258-П, российские участники внешнеторговой деятельности должны представлять в Банк паспорта сделки такие документы, как: — паспорт сделки; — справку о валютных операциях (либо расчетный документ); — справку о поступлении валюты РФ; — обосновывающие документы (т.е. указанные в п. 4 ст. 23 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле); — справку о расчетах через счета за рубежом; — справку о подтверждающих документах; — подтверждающие документы. С учетом того, что все документы предполагают различные сроки их представления, а также с учетом низкого объяснительного потенциала и уровня юридической техники вышеназванных нормативных актов Банка России, можно заключить, что документальная база таможенно-банковского валютного контроля в ее нынешнем виде не способствует стимулированию внешнеторговой деятельности резидентов с внешним миром, в т.ч. в рамках Таможенного союза. Поэтому особенно ценны меры, предпринятые Центральным банком в направлении упрощения процедуры оформления внешнеторговой сделки. Согласно указанию ЦБ России от 29.12.2010 N 2557-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И», с 26 февраля 2011 г., в частности, не требуется оформлять ПС по внешнеторговой сделке между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов (до вступления в силу указания для любого вида договора между нерезидентом и резидентом не требовалось оформлять ПС, если сумма договора на дату его заключения не превышала 5 тыс. долларов). Кроме того, со дня вступления в силу указания N 2557-У резидент вправе закрыть ПС, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту), общая сумма которого на дату вступления в силу указания не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов или в случае изменения суммы контракта на дату заключения последних изменений (дополнений) к нему, предусматривающих такие изменения. Таможенный валютный контроль, в отличие от банковского валютного контроля, не столь задокументирован. Он регулируется Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров и сведений, заявленных в таможенной декларации (утверждена Приказом ФТС России от 17 ноября 2009 г. N 2075). Документы и информация, используемые таможенными органами для целей валютного контроля, являются основанием для выделения трех относительно самостоятельных процедур в рамках валютного контроля: 1. Проведение должностным лицом проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для таможенного оформления товаров. 2. Проведение должностным лицом проверки соблюдения правил заявления в таможенной декларации сведений, необходимых для целей валютного контроля. 3. Проведение должностным лицом проверки соблюдения правил оформления паспорта сделки. По сути, речь идет о том, что в рамках таможенного валютного контроля должностным лицом таможенного органа анализируются на предмет правильности оформления и соотнесения друг с другом три документа: паспорт сделки, таможенная декларация и внешнеторговый контракт. При этом Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» наделил ФТС России правом издания нормативных правовых актов в области таможенного дела, сокращающих перечень документов и информации, представляемых при декларировании товаров. Служба уже подготовила проект нормативного акта, согласно которому не требуется представлять паспорт сделки при подаче декларации на товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их помещении под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза. При этом сохранено требование об указании номера ПС в декларации на товары в установленном порядке, при условии наличия электронной копии ПС в региональной базе данных валютного контроля.

Таким образом, в рамках Таможенного союза насущным выглядит как унификация, так и упрощение процедур таможенно-банковского валютного контроля, что, безусловно, положительно скажется на развитии внешнеторговых связей внутри Союза. Создание системы информационного взаимодействия таможенных органов стран — участниц Таможенного союза между собой, с национальными и уполномоченными банками стран, иными органами государственной власти. Одной из ключевых предпосылок создания эффективной системы таможенного валютного контроля является обеспечение информационного взаимодействия таможенных органов между собой, с иными субъектами валютного контроля трех стран и наднациональными органами в этой сфере. Правовое обеспечение информационного взаимодействия в сфере валютного контроля является важнейшей составляющей валютного контроля, т.к. наряду с другими факторами позволяет повысить его эффективность, в т.ч. за счет: 1) исключения дублирования функций органов, агентов валютного контроля; 2) повышения уровня оперативности принятия решений; 3) обеспечения большей результативности проведения мероприятий валютного контроля. Большое значение для организации внутреннего и внешнего валютного контроля в Таможенном союзе будет иметь, во-первых, создание институциональных основ валютного контроля в виде координирующих наднациональных органов валютного регулирования и валютного контроля и, во-вторых, организация взаимодействия между национальными и наднациональными органами в указанной сфере. Вопросы взаимодействия субъектов валютного контроля необходимо рассматривать в контексте более общих вопросов организации единой информационной и правовой базы стран — участниц Таможенного союза, а также создания общих механизмов взаимодействия таможенных органов этих стран между собой. 27 ноября 2009 г. решением Межгоссовета ЕврАзЭС одобрен проект Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза. В качестве цели создания системы называется обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Указанной цели предполагается достичь среди прочих решением следующих задач: — созданием и ведением единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли Таможенного союза; — формированием интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза; — созданием общих для государств-членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов; — организацией информационного взаимодействия органов государств-участников для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов; — организацией информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фитосанитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза; — обеспечением информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений; — обеспечением доступа к нормативным правовым актам государств — членов Таможенного союза в области внешней и взаимной торговли. Как уже отмечалось, организация информационного взаимодействия стран — членов Таможенного союза в сфере валютного контроля имеет основой создание системы и технологии взаимодействия между таможенными органами трех стран. 21 мая 2010 г. решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС N 41 принято Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств — членов Таможенного союза, а 21 сентября 2010 г. подписано Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза. Первый документ имеет целью создание нормативной правовой базы для организации обмена информацией между таможенными органами государств — членов Таможенного союза, а также между таможенными органами одного государства — члена Таможенного союза и иными государственными органами другого государства — члена Таможенного союза. Второй регламентирует отношения, возникающие в процессе составления, отправления, передачи, получения, хранения и использования электронных документов государственными органами государств сторон, физическими или юридическими лицами при применении информационных технологий для обмена электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза. Учитывая, что архитектура информационного взаимодействия таможенных органов с иными субъектами даже внутри отечественной системы валютного контроля только недавно начала обретать зримые черты, можно предположить, с какими трудностями предстоит столкнуться столь близким, но все-таки и столь разным правовым и информационным системам трех государств. На сегодняшний день в России в сфере валютного контроля нормативно урегулировано информационное взаимодействие: — между органами валютного контроля (Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по вопросам валютного контроля: Соглашение от 15 августа 2007 г.); — агентов валютного контроля с Центральным банком РФ как органом валютного контроля (Правила по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 11.09.2006 N 560); — иных субъектов валютного контроля с Росфиннадзором как органом валютного контроля (Правила представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган валютного контроля (Федеральную службу финансово-бюджетного надзора) необходимых для осуществления его функций документов и информации: утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 166); — агентов валютного контроля с резидентами (нерезидентами), осуществляющими валютные операции ( Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков: утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 17.02.2007 N 98).

С 16 февраля 2011 г. действует Федеральный закон от 15.11.2010 N 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля». Теперь основные вопросы информационного взаимодействия между субъектами валютного контроля не только более четко регламентированы, но и «подняты» с подзаконного уровня на уровень Основного Закона, регулирующего валютные правоотношения. Обмен информацией по новым правилам осуществляется в электронном виде. С вступлением в силу изменений в Закон N 173-ФЗ российским участникам ВЭД становится более понятно, как органы и агенты валютного контроля взаимно информируют друг друга, а также в каких случаях и какую информацию можно считать коммерческой, банковской, налоговой или служебной тайной. В декабре 2009 г. на неформальном саммите в Алматы Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий на 2010 — 2011 годы по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран, что предполагает уже следующий после создания Таможенного союза виток интеграции трех стран. План предусматривает разработку и подписание к 1 января 2012 г. двадцати международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП. В целях своевременного выполнения этого Плана утвержден Календарный план формирования правовой базы ЕЭП на 2010 — 2011 гг., предусматривающий разработку, принятие и введение в действие первого пакета из 14 соглашений до 1 июля 2011 г. и второго пакета из 6 документов по ЕЭП — до 1 января 2012 г. Пакеты разбиты по направлениям: 1. Экономическая политика. 2. Свобода движения капитала, валютная политика. 3. Энергетика, транспорт, связь. 4. Свобода передвижения рабочей силы. 5. Техническое регулирование. В рамках второго направления в первом пакете до 1 января 2011 г. должны были быть подписаны и до 1 июля 2011 г. введены в действие Соглашение об основах инвестиционной деятельности и Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала. Во втором пакете до 1 июля 2011 г. должно быть подписано и до 1 января 2012 г. введено в действие Соглашение о согласованных принципах валютной политики. Таким образом, путем детализации правовых, институциональных и информационно-технических аспектов взаимодействия государств — участников Таможенного союза создаются предпосылки для создания эффективной системы таможенного валютного контроля в Таможенном союзе.

Март 2012 г.

Таможенный союз, Внешнеэкономическая деятельность

Комментарий к Договору о Евразийском экономическом союзе

Договор о ЕАЭС: документ, регулирующий внешнеэкономическую деятельность

Договор о Евразийском экономическом союзе

Перемещение валюты и валютных ценностей в Таможенном союзе ЕврАзЭС

Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе

Зачем нужен валютный контроль и на какие сделки он распространяется

Государство организует валютный контроль для ограничения оттока капитала и поддержки национальной валюты. Также эта процедура позволяет выявить различные незаконные налоговые «схемы» с участием иностранных контрагентов.

Обязательному валютному контролю подлежат следующие категории сделок:

  1. Между резидентами и нерезидентами. Здесь важно понимать, что даже если российская компания рассчитывается с иностранным партнером в рублях, то это все равно – валютная операция, подлежащая контролю.
  2. Валютные сделки между резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Любые перемещения денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

Так как мы говорим об экспортно-импортных операциях с точки зрения российской компании, то далее будем рассматривать сделки, относящиеся к п. 1 и 4.

Как банки проводят валютный контроль

Чтобы проводить расчеты с иностранными партнерами, российская компания должна открыть счет в одном из уполномоченных банков и подписать контракт.

В контракте, в зависимости от его категории, необходимо указать точные сроки оплаты, поставки товаров (оказания услуг), возврата аванса либо гашения займа.

Порядок проведения банком валютного контроля в первую очередь зависит от суммы сделки. Ее нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату подписания контракта. Далее процедура будет зависеть от масштаба сделки в рублевом эквиваленте.

Если контракт небольшой – на сумму менее 200 тысяч рублей, то никаких документов в банк предоставлять не нужно. Бизнесмен только должен сообщить кредитной организации код валютной операции (приложение 1 к инструкции № 181-И).

Для более крупных сделок порядок зависит от категории операции: экспорт, импорт или расчеты по кредитам.

Сумма сделки, руб.ЭкспортИмпорт / кредит
от 200 тыс. до 3 млнпредоставить в банк контракт
от 3 млн до 6 млнпредоставить в банк контрактзарегистрировать контракт в банке
свыше 6 млнзарегистрировать контракт в банке

При сделках среднего масштаба бизнесмен должен предоставить в банк контракт. Кредитная организация на основе этого документа определит код операции.

Если же сделка — крупная (свыше 6 млн руб. для экспорта или свыше 3 млн руб. – для импорта и кредита), то банк не просто берет контракт у бизнесмена, но и ставит его на учет, присвоив уникальный номер.

Эта процедура заменила оформление паспортов сделок, которые действовали до марта 2021 года. Экспортеры могут зарегистрировать не только готовый контракт, но и его проект. В этом случае документ необходимо подписать у иностранного покупателя и предоставить в банк в течение 15 дней после регистрации.

Для всех крупных контрактов, которые банк ставит на учет, бизнесмен должен составлять специальную форму, предусмотренную приложением 6 к инструкции № 181-И — справку о подтверждающих документах (СПД).

СПД содержит перечень документов, связанных с исполнением контракта. В ней указываются суммы и сроки поступления денежных средств на счет в российском банке.

Сдать СПД в банк нужно в течение 15 дней по окончании месяца, в котором была исполнена сделка. В зависимости от категории контракта это может быть:

  1. При отгрузке на экспорт или импортных закупках – месяц, в котором оформлена декларация.
  2. При оказании услуг – месяц, в котором подписан акт сдачи-приемки.
  3. При возврате займа или аванса иностранным контрагентом – месяц, когда на счет российской компании поступили деньги.

Как узнать о ходе проверки?

Вся информация будет отражаться в «Личном кабинете участника ВЭД». Здесь можно узнать о проверках указанных в декларациях данных, которые поступают из таможни в уполномоченные банки.

Во вкладке «Валютный контроль» раздела «Сервисы» находится информация о нарушениях и рисках нарушений при валютном контроле. Там же можно увидеть, было ли в отношении компании возбуждено административное дело.

Если про угрозу нарушений знать заранее, можно оперативно среагировать и, например, предоставить недостающие документы.


Так выглядит раздел в личном «Личном кабинете участника ВЭД» где содержится нарушениях и рисках нарушений при валютном контроле.

Санкции за нарушения валютного законодательства

Нарушения в области валютного контроля делятся на две основные категории: неверное оформление (непредставление) необходимых документов и непоступление валютной выручки.

Санкции за ошибки в оформлении документов при первом нарушении составляют до 5 тыс. руб. для должностных лиц и до 50 тыс. руб. – для организаций. Если ошибка допущена повторно, то сума штрафа существенно возрастет. Виновному лицу придется заплатить до 15 тыс. руб., а организации – до 150 тыс. руб. (п. 6 и 6.4 ст. 15.25 КоАП).

Наказание за несвоевременную сдачу документов в банк зависит от периода просрочки. Максимальные штрафы предусмотрены при нарушении срока более чем на 30 дней: до 5 тыс. руб. для должностного лица и до 50 тыс. руб. – для организации (п. 6.3 ст. 15.25 КоАП).

За нарушение сроков возврата валютных средств штраф на организацию составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы просрочки за каждый день. Одновременно с этим может быть применен и фиксированный штраф в размере от 0,75 до полной суммы невозврата. Виновное должностное лицо при любом варианте будет оштрафовано на сумму от 20 до 30 тыс. руб. (пп. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП).

Административное наказание применяется при сравнительно «небольших» масштабах нарушений, на сумму до 9 млн рублей по текущему валютному курсу. Если же за рубежом «зависли» более крупные суммы, то к виновным лицам будет применена ст. 193 УК РФ. Максимальные санкции по ней (при отягчающих обстоятельствах) могут достигать штрафа в 1 млн руб. и лишения свободы на срок до 5 лет.

Срок подачи документации

Если проводится списание, то это происходит одновременно с предоставлением распоряжения о списании. Документы по зачислению подлежат предоставлению в течение 15 рабочих дней. Регламентированный срок перевода в иную банковскую организацию либо уступка прав по сделке — 30 суток (без учета выходных).

Подтверждающая документация направляется до истечения 15 дней после следующих обстоятельств:

  • месяца регистрации декларации для экспорта и импорта товарных ценностей, оформления документов, подтверждающих факт исполнения обязательств по контракту;
  • даты оформления корректировочных документов.

Как избежать наказания за нарушения правил работы с валютой

Нарушения порядка расчетов с иностранными партнерами приведут компанию к серьезным потерям. А в ряде случаев виновные лица даже могут лишиться свободы. Можно ли избежать подобного исхода? Самый простой ответ: если не нарушать закон – не будет и наказания.

Но не все в подобной ситуации зависит от доброй воли российского бизнесмена. Например – иностранный партнер не оплатил товар в срок, указанный в контракте. Но в общем случае виновной все равно окажется российская компания. Такова позиция не только контролирующих органов, но и Конституционного суда (определение от 19.05.2009 № 572-О-О).

Наказание не будет применено только в случае, когда причиной неисполнения контракта стали форс-мажорные обстоятельства: стихийное бедствие, военные действия и т.п. А за «обычную» недобросовестность иностранного партнера будет отвечать российская сторона сделки.

Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, можно использовать следующие варианты защиты:

  1. Застраховать риски неполучения выручки или непоступления импортных товаров, по которым перечислена предоплата.
  1. Воспользоваться банковской гарантией. Эта услуга во многом напоминает страхование, но предоставляется кредитными организациями.
  1. Провести расчеты с помощью аккредитива. В этом случае покупатель сразу резервирует средства на специальном счете. Поэтому поставщик может быть уверен, что после отгрузки товара банк перечислит ему полагающуюся сумму.

Также можно и перенести срок оплаты. Но нужно подписать дополнительное соглашение к контракту и предоставить его в банк до окончания первоначального срока.

Вправе ли банк отказать в постановке на учет

Валютный агент имеет полное право отказаться от приема на обслуживание соглашения договора. Чаще всего это связано с недостаточно серьезным отношением к качеству составляемых документов со стороны предпринимателей. Например, это происходит, если документы:

  • не предоставлялись;
  • переданы частично (некоторые из них отсутствуют);
  • содержат недостоверные сведения;
  • не соответствуют заявленным критериям.

Если предоставленной документации недостаточно, и решение об отказе было принято именно по этой причине, специалисты должны точно указать, какая информация не была предоставлена.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]