Топ 10 проблемных вопросов, возникающих при электронном декларировании товаров. Разбираем сложные моменты на примере работы с программой ВЭД-Декларант.


В соответствии с требованиями п.7 Приказа ФТС № 1761 электронные документы, необходимые для таможенного контроля, должны быть предварительно размещены декларантом в в Электронном Архиве Документов Декларанта (ЭАДД). Данное требование применяется с 12.11.2014 г., до вступления в силу Приказа № 1761 действовал иной порядок информационного взаимодействия. Основным регламентным документом, регулирующим процессы создания и работы с ЭАДД является «Порядок информационного взаимодействия при работе с электронным архивом декларанта» (Спецификация интерфейса взаимодействия. Приложение B3).

В соответствии с данным Порядком ЕАСТО предоставляет информационной системе декларанта специализированный сервис, предназначенный для хранения документов участников ВЭД, которые могут использоваться в различных процессах декларирования. Сервис, обеспечивающий создание и сопровождение электронных архивов декларанта, располагается на уровне ЦИТТУ ФТС (до 1 июля 2015 г. — на уровне РТУ). При создании каждому архиву присваивается уникальный идентификатор, который сообщается декларанту после успешного размещения.

Помещение формализованных документов в ЭАДД осуществляется непосредственно из декларантской программы. При размещении документа в архиве ЕАИС ТО в автоматическом режиме присваивает каждому документу уникальный идентификатор, уникальность которого обеспечивается в пределах ЕАИС ТО. Таким образом, при подаче ЭДТ в таможни, находящиеся в подчинении разных РТУ, в описи ЭДТ можно указывать* идентификатор одного и того же документа.

* При использовании программы «Альта-ГТД PRO» данный процесс осуществляется в автоматическом режиме.

Необходимо отметить, что в результате размещения электронных документов в ЭАДД сами электронные документы таможенному органу не предоставляются. Моментом предоставления таможенному органу ссылок на них является подача ЭДТ. Только после этого инспектор таможни имеет возможность запросить и ознакомиться с документами, помещенными в архив и указанными в графе 44 ЭДТ.

Декларант имеет право удалять документы, хранящиеся в архиве или вносить изменения в документы. Удаление или внесение изменений доступно только для тех документов, которые ни разу не были задействованы в процедурах таможенного оформления.

Все документы размещаемые в ЭАДД должны быть подписаны электронной подписью. Данное требование косвенно закреплено в п.2 Приказа № 1761 «Взаимодействие декларантов с таможенными органами осуществляется посредством электронного обмена информацией с использованием усиленных квалифицированных ЭП».

В каком формате хранить декларацию на товар участнику ВЭД?

автор ответа,

Вопрос

Наша организация является участником внешнеэкономической деятельности. Мы закупаем импортный товар, который растаможиваем самостоятельно, ведем электронное декларирование с таможенными органами. В какой форме (бумажный или электронный вид) необходимо хранить декларации на товар? Таможенный инспектор не заверяет бумажный носитель своей ЛНП (печатью).

Ответ

Таможенные декларации хранятся в бумажном виде в течение 5 лет. Хранение в электронном виде законодательством не предусмотрено.

Вы можете получить бумажную копию электронной таможенной декларации в таможенном органе.

Учтите, что в рамках проведения камеральной проверки НДС-декларации при импорте, в которой заявлено возмещение налога, инспекция может также затребовать бумажную копию таможенной декларации и документы, подтверждающие уплату НДС таможне. Аналогично для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте налоговые органы также могут затребовать бумажные копии таможенных деклараций с соответствующими отметками таможенных органов.

Обоснование

По общему правилу таможенная декларация подается в электронной форме как при импорте, так и при экспорте (ч. 1 ст. 204 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).

В соответствии с Порядком использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля (далее – Порядок), утвержденным приказом ФТС России от 17 сентября 2013 г. N 1761, взаимодействие декларантов с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров осуществляется посредством электронного способа обмена информацией.

Согласно пункту 26 Порядка после выпуска (условного выпуска) или отказа в выпуске товаров декларанту с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение по декларации на товары, поданной в виде электронного документа (далее – ЭТД), а также ЭТД с соответствующими таможенными отметками.

При этом на основании подпункта «а» пункта 39 Порядка таможенные органы распечатывают копии ЭДТ на бумажных носителях после выпуска или отказа в выпуске товаров по обращению декларанта в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства в таможенных органах.

В отношении импорта официальные органы отмечают, что наличие у налогоплательщика полученной от таможенных органов бумажной копии указанной декларации не препятствует реализации его права на вычет НДС, уплаченного таможенным органам по ввезенным товарам (Письма Минфина России от 22.02.2017 N 03-07-08/10198, от 11.06.2015 N 03-07-08/33992, от 29.05.2015 N 03-07-15/31200 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/[email protected]), от 02.03.2015 N 03-07-08/10484, N 03-07-08/10606, N 03-07-08/10586, N 03-07-08/10578). В отношении экспорта в Письмах Минфина России от 23.04.2015 N 03-07-08/23264, от 23.04.2015 N 03-07-08/23277, от 12.03.2015 N 03-07-08/12941, от 11.03.2015 N 03-07-08/12854 говорится, что:

«Статьей 195 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений в информационные системы таможенного органа.

Внесение (проставление) отметок производится согласно положениям Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, и Порядка регистрации, отказа в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 262.

Сроки представления бумажных копий электронных документов регламентируются правилами ведения делопроизводства конкретного таможенного органа, не противоречащими положениям Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России от 9 июля 2014 г. N 1331.

Таким образом, представление в налоговый орган распечатанной в соответствии с положениями приказа ФТС России от 17 сентября 2013 г. N 1761 на бумажном носителе электронной копии декларации на товары при наличии на этой копии соответствующих отметок (в этой копии соответствующих сведений об отметках) не препятствует налогоплательщикам, осуществляющим операции по реализации товаров на экспорт, подтвердить правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по таким операциям в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса».

Кроме того, в соответствии с пп. «а» п. 11 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 таможенные декларации или их копии, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации (индивидуальным предпринимателем), платежные и иные документы, подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость, – в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации, нужно хранить в течение четырех лет.

Согласно п. 5 ст. 98 ТК ТС документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение пяти лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств – членов Таможенного союза. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» закрепляет более короткий срок хранения документов – не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем (ч. 3 ст. 166).

Статьей 757 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558, предусмотрено хранение таможенных деклараций в течение пяти лет.

Соответственно, таможенные декларации как первичные документы бухгалтерского учета должны храниться в течение пяти лет после отчетного года.

Следовательно, таможенные декларации хранятся в бумажном виде исходя из максимального срока – пять лет.

На вопрос отвечала:

И.В. Зарецкая,

консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

Транзит

Информация об этой процедуре содержится в гл. 32 ТК ТС и гл. 19 закона № 289-ФЗ. Под таможенным транзитом понимают процедуру, при которой товары транспортируются под контролем таможни, а также через территорию страны – не участника ТС, от органа отправления (таможни) до соответствующего органа назначения без оплаты пошлины, сборов. Кроме мер, применяемых в порядке технического и нетарифного урегулирования.

Период таможенного транзита устанавливается таможней при отправлении согласно стандартному сроку транспортировки, с учетом вида и возможностей транспорта, маршрута, иных условий транспортировки, а также режима трудового времени водителя, но не свыше предельного срока. Данный срок составляет две тысячи километров за один месяц.

Экспорт

Об этом подробно говорится в гл. 31 ТК ТС и гл. 18 закона № 289-ФЗ. Под таможенной процедурой экспорта товаров понимается процедура, которая заключается в том, что продукция ТС вывозится за территорию ТС с целью их дальнейшего нахождения там на постоянной основе. Закон допускает помещение под данную процедуру тех товаров, которые до этого были помещены под временный вывоз или переработку вне территории таможни без их предъявления. Выпуск продукции, к которой не используются вывозные пошлины, осуществляется в течение 4 часов после регистрации декларации, если одновременно с ней были предъявлены необходимые документы.

Цели и виды

Благодаря помещению товаров под разные процедуры, осуществляемые на таможне, определяются следующие цели:

  • Порядок транспортировки товара через границу в зависимости от назначения.
  • Условия его нахождения и допустимое применение.
  • Права и обязанности бенефициара.

Законом предусмотрены такие виды таможенных процедур, как:

  • Экспорт.
  • Выпуск для потребления (внутреннего).
  • Транзит.
  • Склад.
  • Переработка на территории таможни.
  • Переработка вне территории таможни.
  • Реимпорт.
  • Реэкспорт.
  • Временный вывоз.
  • Торговля, осуществляемая без взимания пошлины.
  • Допуск.
  • Уничтожение.
  • Свободная зона таможни.
  • Свободный склад.
  • Отказ в пользу государства.
  • Специальная процедура на таможне.

Рассмотрим основные характеристики некоторых из них по отдельности.

Статья 183. Представление документов при таможенном декларировании товаров

Статья 183. Представление документов при таможенном декларировании товаров

[ТК ТС] [II. Специальная] [Раздел 5]
1. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

К таким документам относятся:

1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки — иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

3) транспортные (перевозочные) документы;

4) исключен. — Протокол от 16.04.2010;

5) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

7) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

9) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

10) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

11) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

12) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

13) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств — членов таможенного союза;

14) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки — в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, не требуется представления таможенному органу документов иных, чем те, что указаны в подпунктах 1), 2), 5), 8), 9) и 13) настоящего пункта, а также в подпункте 3) настоящего пункта — при наличии таких документов.

Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

2. Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств — членов таможенного союза.

3. Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза, — после выпуска товаров.

4. При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств — членов таможенного союза.

Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов.

5. При таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок представления и использования электронных документов определяется таможенным законодательством таможенного союза.

6. Подача таможенной декларации в электронной форме может не сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, установленных статьями 240, 253, 265, 294, 299, 308 настоящего Кодекса, если в таможенный орган ранее представлялись такие документы, либо они могут быть представлены впоследствии в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза.

7. Таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств — членов таможенного союза и на иностранных языках.

Таможенный орган вправе потребовать перевод сведений, содержащихся в документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства — члена таможенного союза, таможенному органу которого при таможенном декларировании представляются такие документы.

Таможенный кодекс Таможенного союза

Статья 70. Таможенные платежи

1. К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

2. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины.

Статья 71. Виды ставок таможенных пошлин

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

1) адвалорные – установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические – установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

3) комбинированные — сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи.

Статья 72. Таможенные сборы

1. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

2. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза.

3. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

4. Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

Статья 73. Авансовые платежи

1. Авансовыми платежами являются денежные средства (деньги), уплаченные и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств-членов таможенного союза.

2. Авансовые платежи уплачиваются в валюте государства-члена таможенного союза, на территории которого эти платежи предполагается использовать в целях уплаты таможенных платежей.

3. Денежные средства (деньги), уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств (денег) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

4. По требованию плательщика таможенный орган представляет отчет о расходовании денежных средств (денег), уплаченных в качестве авансовых платежей, но не более чем за период, установленный законодательством государств-членов таможенного союза для возврата авансовых платежей.

Отчет представляется в письменной форме в порядке и сроки, которые определены законодательством государств-членов таможенного союза.

5. Возврат авансовых платежей осуществляется в соответствии со статьей 90 настоящего Кодекса.

Распоряжение невостребованными суммами авансовых платежей производится в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Статья 74. Льготы по уплате таможенных платежей

1. В настоящем Кодексе под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1) тарифные преференции;

2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);

3) льготы по уплате налогов;

4) льготы по уплате таможенных сборов.

2. Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления, определяются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.

Льготы по уплате налогов и таможенных сборов, определяются законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенный склад

Правовая база заложена в гл. 33 ТК ТС и гл. 20 Закона № 289-ФЗ. Таможенный склад – это процедура, во время которой товары иностранного происхождения хранятся под контролем таможни в течение определенного периода без взимания пошлин, налоговых сборов и без задействования мер нетарифного урегулирования. В данном случае могут применяться разные товары, кроме следующих:

  • Тех, чей срок хранения или реализации составляет менее 180 дней.
  • Тех, список которых указан в решении Комиссии ТС.

Под таможенный склад могут размещаться товары, ранее находившиеся под другими процедурами на таможне. Также это может быть продукция заграничного производства, которая помещена на склад с целью приостановки действия под другую процедуру не позже чем за 180 дней до окончания соответствующего периода.

Переработка на территории таможни

О данной процедуре можно узнать из гл. 34 ТК ТС и гл. 21 закона № 289-ФЗ. Таможенная процедура переработки на таможенной территории – это процесс, где товары иностранного происхождения применяются для выполнения операций по переработке на территории таможни ТС в определенные сроки с условным освобождением от пошлин, налоговых сборов и без мер специального регулирования с целью дальнейшего вывоза переработанных продуктов.

Период, в течение которого необходимо переработать товар, определяет лицо, которое получило соответствующее разрешение. Но он не может превышать 3 года. Конкретный период согласовывается с таможней при рассмотрении заявления о разрешении переработки.

Выпуск для потребления (внутреннего)

Соответствующие сведения представлены в гл. 30 ТК ТС и гл. 17 Закона «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные акты» № 289-ФЗ (далее — закон № 289-ФЗ). Под выпуском для внутреннего потребления понимается процедура, под которую помещаются товары иностранного производства и которая применяется на таможне без каких бы то ни было ограничений.

Особенности таможенных процедур заключаются в наличии таких условий, как:

  • Уплата при ввозе пошлин, налоговых сборов, в случае если не предусмотрены те или иные послабления.
  • Соблюдение установленных ограничений и запретов.
  • Наличие документальных сведений, в которых подтверждается факт соблюдения ограничений при использовании защитных, компенсационных и антидемпинговых мер.
  • При помещении товаров под данную процедуру таможнями государств, являющихся членами ТС, при ввозе в Россию соответствующее повторное помещение не предусматривается.

Декларант должен оплатить пошлины, налоговые сборы касательно товаров, помещенных под соответствующую процедуру с начала регистрации таможней поданной им декларации. Данная обязанность является выполненной в следующих случаях:

  • При списании денег со счета плательщика, включая средства, направленные на оплату пошлин и налоговых сборов посредством использования банкоматов и терминалов.
  • При внесении денег в кассу на таможне или при уплате наличных через банкоматы и терминалы.
  • При зачете в счет уплаты пошлин и налоговых сборов излишне уплаченных и взысканных денежных средств за пошлины и налоговые сборы. Если же зачет осуществляется по инициативе самого плательщика, то при получении распоряжения о зачете таможней.
  • При зачете в счет уплаты пошлин, налоговых сборов, авансов или залога. Если же зачет осуществляется по инициативе самого плательщика, то при получении распоряжения о зачете таможней.
  • При зачете в счет уплаты пошлин, налоговых сборов, которые выплачены банковской или иной кредитной, так же как и страховой организацией согласно банковской гарантии либо поручителем согласно соответствующему договору.
  • При зачислении денег на счет, если платежи взыскивались с товаров, касательно которых не платились ни пошлины, ни налоговые сборы, а также за счет имущественного залога плательщика пошлин и налоговых сборов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]