Классификация товаров — виды и типы товарных групп с примерами


Понятие классификации товара и ее роль в торговле

Многие продукты потребления, которые продаются и покупаются людьми по обоюдному соглашению сторон, являются не просто вещью, а товаром. Товар — это полезный предмет, который был получен в результате труда человека и принял участие в обмене на аналогичный по стоимости объект.

Современное производство поставляет на рынок огромный ассортимент продукции, которая должна обладать определенными характеристиками, функциями и приносить пользу потребителю. Но из-за невероятного многообразия выпускаемых товаров, пропадает возможность оценки их свойств по каким-то общим критериям. Для упорядочения многочисленного ассортимента в торговле и экономике его принято классифицировать.


Рис. 1. Классификационные признаки ассортимента товаров

Классификация товаров — это распределение объектов рыночного обмена на категории и группы по определенным параметрам для упорядоченного и более внимательного изучения.

Важно! Классификация может производиться как по строго регламентированным документам, так и более поверхностно группировать продукты на классы. Без организованной систематизации рекламная, производственная, транспортная и рыночная деятельности придут в состояние хаоса.

Назначение классификации товаров:

  • Выявление общих характеристик, которыми должна обладать продукция, в зависимости от группы.
  • Упрощение изучения изделий, их свойств и качеств.
  • Определение единых стандартов для конкретного вида продукции.
  • Введение сертификации и стандартизации.
  • Организация проверки качества на производстве.
  • Контроль за упаковкой, транспортировкой и правильным хранением ассортимента.
  • Изучение потребительского спроса.
  • Прогнозирование ценообразования.
  • Укрепление международной торговли.

Важно! Без составления организованных классификаторов невозможно добиться стабильного качества, назначить адекватную стоимость для предлагаемой продукции, а также закрепиться в международной торговле. При выходе на рынки других стран производитель должен учитывать местные системы классификации и требования, предъявляемые к данной категории товара.

Роль классификации в рыночной сфере огромна. Она помогает как покупателю, так и производителю товаров. С ее помощью определяются свойства, которыми должны обладать предметы той или иной категории, вводятся более строгие проверки качества. Знание необходимых свойств товара помогает предприятиям выпускать востребованную, качественную и безопасную продукцию. Выполнение требований к транспортировке и хранению продукта сохраняют его пользу. Службы маркетинга, опираясь на классификацию товаров по цене, качеству и прочим параметрам, проводят успешные рекламные компании и помогают развитию фирм. А покупателю легче найти в магазине именно то, что ему нужно.


Рис. 2. Классификация товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции

Определения «товара»

Товар является основной категорией рыночных отношений, именно это предопределяет к нему повышенный интерес со стороны исследователей, ведь трансформация экономики России создает условия для тщательного исследования методики учета, аудита и управления операций с товарами.

Следует сказать, что сейчас нет четкой определенности в пределах терминологии, поэтому даже понятие «товар» понимается по-разному. Так, одна группа ученых считает, что товар – это продукт труда, имеющий стоимость и распределяемый в обществе путем обмена (купли-продажи). Другая группа специалистов определяет товар как материальное изделие, приобретенное или полученное от юридических, физических лиц и предназначенное для продажи.

Можно констатировать, что понятие «товар» может иметь широкое и узкое определение.

**Широкое определение понятия «товар» **используется в экономическом аспекте, а узкое понятие связано с особенностями деятельности торговых предприятий. Товар – это сложное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, то есть способность товара удовлетворять потребности.

По нашему мнению, главное назначение товара заключается в решении тех или иных проблем потребителя.

Любой товар необходимо рассматривать на трех уровнях.

Первый – замысел товара. На этом уровне речь идет еще не столько о реальном предмете или услуге, сколько о том, нужду и потребность, что будущий товар призван удовлетворить.

Следующий уровень – предмет в реальном исполнении. При этом товар должен иметь следующие особенности: набор необходимых свойств, качество, внешнее оформление, название (марку), упаковку.

Последний уровень – это собственно товар с прилегающими к нему дополнительными услугами (сервисом) и удобствами (так называемое подкрепление товара).

Виды товарной классификации

Все товары можно разделить на огромное множество групп, списков и категорий, в зависимости от требуемых в данный момент свойств. Рассмотрим самые распространенные методы группирования.

Торговый классификатор

Используется для производства, продажи и правильного хранения продукции. Делит товары на две группы:

  • Продовольственные
  • Непродовольственные

Экономико-статистическое деление

Относится к наиболее полной и обширной системе разделения товаров и направлена на облегчение проведения стандартизации и сертификации.

Стандартная классификация

Определяется Общероссийским классификатором стандартов и используется для определения требований для проведения контроля качества. Разделяет предметы по их назначению и отраслевому происхождению.

Внешнеэкономический классификатор

Разделяет товары, предназначенные для международной торговли, помогает наладить торговлю между странами. Учитывает внешнеэкономические факторы и зарубежные требования к выпускаемой продукции.

Учебное группирование

Практически дублирует торговую классификацию, но имеет специфические функции и особенности. Этот метод используется исключительно для обучения будущих специалистов товароведения. Позволяет изучить принципы определения необходимых свойств и виды товара.


Рис. 3. Свойства товара

Прочие способы сортировки

Зависят от конкретной потребности сгруппировать товар в данный момент. Разделяют продукты по таким характеристикам, как цель применения, потребительские особенности, местоположение производства, условия эксплуатации, предметы индивидуального и общественного пользования и прочее.

Важно! В России наиболее часто используются два типа классификации товаров — торговая и экономико-статистическая. После предварительного анализа данных, полученных в результате сортировки продукции, определяются основные стандарты для различных сегментов рынка.

В зависимости от рынка сбыта

Рынок сбыта также выделяет основные классификации товаров. Подобное разделение состоит в том, чтобы выделить товары отечественных производителей. Ведь также большое значение имеет продукция, ориентированная на вывоз из страны. Кроме этого, различают товары, поставляемые из других стран. Классификация выглядит следующим образом:

  • Товары отечественного производства в большинстве своём ориентированы на внутренний рынок. Они выпускаются в основном для граждан этой же страны.
  • Экспортный товар предназначен для реализации за границей. Поэтому он полностью соответствует иностранным стандартам.
  • Импортный товар – это тот, который привозится из-за рубежа. У этой продукции достаточно высокая стоимость, что связано с дополнительным налогообложением. Товары импортного производства пользуются спросом среди лиц, удовлетворяющих собственное любопытство. Также они нравятся тем, кто любит побаловать себя иностранными изысками.

Торговая классификация

Эта сортировка активно применяется в торговле. С ее помощью производитель может выпускать продукцию, свойства которой в полной мере удовлетворят потребителя, а транспортные компании, склады и точки продаж получают достоверную информацию о перевозке и правильном хранении изделия.

Торговая классификация разделяет товары на продовольственные (продукты питания) и непищевые промышленные товары (промтовары).

Съедобные, или продовольственные продукты можно поделить на множество групп:

  • По назначению:
    для массового потребления, лечебные и диетические, детское питание, пробиотики и пребиотики.
  • По происхождению:
    растительного, животного, минерального.
  • По торговому предназначению
    : гастрономические и бакалейные.
  • По срокам годности:
    скоропортящиеся и пригодные к длительному хранению.
  • По сорту:
    товары низшей, высшей категории и нормальные по качеству.
  • В категорию непродовольственных товаров также входит множество групп, которые различаются по признакам:

  • Посудохозяйственные.
    Объединяют инструменты, посуду, изделия из пластика, бытовую химию и прочее.
  • Галантерейные товары.
    Этому понятию соответствует ассортимент кожаных изделий, ниток, сумок, перчаток, фурнитуры.
  • Текстильные
    . Одежда, обувь и предметы обиходы, изготовленные из тканей.
  • Продукция для личной гигиены.
    Подразумевает разновидности предметов личного пользования — косметику, парфюмерию, моющие средства.
  • Бытовые и электрические товары.
    В категорию входят домашняя техника, различные приборы и комплектующие к ним.
  • Изделия эстетического назначения.
    Товары народного промысла и предметы искусства, украшения, ювелирные изделия.
  • Продукты нефтепереработки.
    Сама нефть и горюче-смазочные материалы.
  • Прочее.
    В перечень промтоваров входит все, что создается для комфортной жизни, например, медицинская продукция, канцелярские принадлежности, транспорт для личной или общественной эксплуатации и многое другое.

Важно! Учебная классификация изучает принципы торговой сортировки и также делит все товары на продовольственные и непродовольственные. При этом изделия разбиваются на множество групп и подгрупп для детального изучения их свойств.

Торговая классификация представляет собой огромный список, состоящий из сотен смешанных пунктов и уточнений. Многие товары могут подходить сразу для нескольких категорий, к примеру, любой продукт питания может оцениваться сразу и по происхождению, и по срокам хранения, и по сорту. А косметическая продукция попадает и в категорию хозтоваров, и в предметы личного пользования. Такие примеры можно приводить бесконечно.


Рис. 4. Система классификации товаров

Классификация на основании потребительских привычек

Подобная классификация товаров встречается наиболее часто. Ведь от личных предпочтений действительно сильно зависит реализация. Она представлена несколькими группами. Одной из них являются товары повседневного спроса. Такой продукции свойственен высокий уровень продаж в течение небольшого временного промежутка. Среди них корреспонденция, средства личной гигиены, хлебобулочные изделия. Эти товары разделяют на 2 группы:

  • Импульсная покупка (клиент мгновенно принимает решение о приобретении, руководствуясь элементарным наличием).
  • Сопровождающие товары (это элементы пассивного спроса, обращение к которым не предусматривается заранее). К ним относят страхование и ритуальные услуги.

Также сюда относятся товары, пользующиеся особым спросом. Они соответствуют понятию «бренд». Действительно, такая продукция обладает рядом специфических характеристик. Постоянные клиенты отдают предпочтение особым индивидуальным качествам товаров. Подобные изделия могут быть настолько стильными и уникальными, что клиенты готовы тратить на них дополнительные средства и время. Классификация ассортимента товаров выделяет эту группу в качестве изделий, которым свойственны особые и постоянные характеристики.

Некоторые товары нужно выбирать предварительно. Перед покупкой клиенты занимаются сравнением между тождественными конкурирующими позициями. Подобный подход наблюдается во время приобретения продукции, которая выбирается с помощью сопоставления качества и цены. Это могут быть автомобили, мобильные телефоны, бытовая техника.

Существуют экстренные товары, спрос на которые появляется в заданное время и в особом месте. К ним относятся дождевики, средства защиты, снегоуборочные приспособления.

Классификационные решения ФТС

Таможенная классификация товаров – немаловажный элемент. Всё больше участников ВЭД склоняется к получению предварительного решения в отношении структуризации товаров. Указанная тенденция вызвана оспариванием кодов ТН ВЭД ТС, которые заявлены декларантом. При этом обозначения, принятые для таможенных органов, часто не являются приемлемыми в отношении декларанта. Причиной является необходимость предоставления разрешительных документов. Это связано с высокой ставкой таможенной пошлины.

Предварительная классификация товаров принята ФТС России и РТУ. Формирование показателей работы таможенных постов состоит в образовании собранных в бюджет средств. Их позиция может сильно отличаться от направления действий таможенного поста. Чтобы рассмотреть запрос для получения классификационного решения, ФТС и РТУ действуют по общим правилам и обращаются к ТН ВЭД, а также международной практике в отношении структуризации аналогичных товаров. При этом во внимание принимается заявление, которое подал участник ВЭД. Также играют роль представленные им документы и описание реализуемой продукции.

В статье приведены основные классификации товаров. Они были созданы с увеличением рынка сбыта. Чтобы завоевать внимание клиентов, надо создавать интересные предложения. Поэтому рынок постоянно увеличивается. Ведь он регулярно наполняется всё новыми товарами и услугами. Кроме того, в целях выдерживания конкуренции происходит обновление имеющихся предложений. То есть огромное количество товаров и услуг нуждается в том, чтобы их структурировали.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]