Преференциальный режим — льготный режим осуществления внешнеэкономических связей

Правительство реализует политику, в рамках которой регулируются внешнеэкономические связи. Она включает в себя различные методы и инструменты. В качестве одного из них выступает предоставление таможенных льгот. Они распространяются на ввозимые товары некоторых стран. Льготы обеспечивают увеличение притока продукции, выпуск которой в РФ не осуществляется, либо она производится в недостаточном объеме.

Принцип преференциального режима

Практика предоставления льгот началась в конце прошлого века. С этого же времени стало использоваться понятие «преференциальный режим». Он предполагает более благоприятные, чем обычно, условия для продукции, поступающей из какого-либо государства. История развития преференций непосредственно касается образования колоний. Именно они сформировали основу для создания монополистических систем. Оно происходило при ограничении внешней торговли государств-сателлитов. Особенно широко система таможенных льгот распространилась на территориях, принадлежавших Голландии, Бельгии, Англии и Франции.

Для этих государств колонии выступали в качестве одного из ключевых источников прибыли. В связи с тем, что с зависимых территорий, как правило, экспортировалось сырье, свободно направляющееся на большую часть рынков, а метрополии отправляли готовые изделия, преференциальный режим был более выгоден для последних. На начальном этапе, таким образом, льготная система использовалась в рамках межгосударственных отношений, при которых каждая страна сохраняла собственную «тарифную индивидуальность», но при этом оговаривала для другой послабления, не распространяющиеся на прочие государства. Льготы предоставлялись в виде полного либо частичного освобождения от пошлин.

Характерные черты развивающихся стран

  • Уровень жизни населения очень низкий.
  • Нет среднего класса. Общество делится на богатых и очень бедных. Доходы богачей во много раз больше, чем доходы рядовых граждан.
  • Отсутствие законов, поэтому инвесторы из-за рубежа редко вкладывают свои финансы в экономику стран.
  • Плохо развиты системы финансовая, налоговая и банковская.
  • Не работает аппарат управления.
  • Безработица постоянно растет, поэтому население не имеет твердого дохода.
  • Высокий уровень рождаемости и смертности.
  • Небольшие размеры и объемы внутреннего рынка.
  • Зависимость от развитых государств мира, что порождает постоянное накопление внешних долгов.
  • Наличие специфических социально-экономических проблем.
  • Экономика подчиняется идеологии, религии и политической системе.
  • Преобладают общинные интересы, из-за чего гражданское общество либо только начинает развиваться, либо совсем неразвито.

У развивающихся стран есть научно-технический потенциал, но он слабый, из-за чего практически не развиваются научные направления, экономика, производство. При этом многие государства обладают огромными запасами природных ископаемых.

Развивающиеся страны освободились от колониальной зависимости в шестидесятые годы, поэтому в социальной, экономической и политической структуре до сих пор наблюдаются отрицательные факторы:

  1. Неспособность самостоятельно справиться с внутренними экономическими проблемами, которые до этого решали страны-метрополии.
  2. Нет демократических институтов, из-за чего политическая культура только начинает развиваться. Руководители страны в своем правлении опираются не на различные органы и институции, а на армию, полицию.
  3. Широко развита коррупция и взяточничество.
  4. Постоянные войны, межэтнические конфликты.
  5. Формирование самоизоляционной экономической модели централизованного типа. Она не ориентирована на рынок и не учитывает особенности мировой экономики, ее тенденции и ключевые изменения.

Индекс корупции в различных странах

Во многом подобная ситуация в странах третьего мира связана с тем, что в восьмидесятые годы Советский Союз и государства СЭВ вкладывали деньги в строительство объектов металлургии и тяжелой промышленности. Не учитывались особенности географического положения развивающихся стран и их специфика. Поэтому в них возник дисбаланс, появилась полная зависимость экономик от развитых государств.

Нормативная база

Преференциальный режим действует на основании Соглашения, устанавливающего унифицированные правила, по которым определяется происхождение продукции развивающихся государств при предоставлении льгот. Этот документ подписали Чехословакия, Польша, СССР, Венгрия и Болгария в 1980 г. В 1993 г. было принято указание ГТК № 01-12/532. В соответствии с ним, сегодня на преференциальные товары распространяется порядок определения государства происхождения и применения к ним ставок импортного тарифа. Ключевые положения, касающиеся уплаты пошлин, предоставления льгот, определены в ФЗ № 5003-I.

Характеристика

В соответствии с ФЗ № 5003-I, преференциальный режим предполагает особые льготные условия, предоставляемые одной страной другой без распространения на третьи государства. Он реализуется путем освобождения от уплаты пошлин, снижения их ставок либо установлением квот на перемещение соответствующей продукции. Тарифные льготы предоставляются в одностороннем или взаимном порядке в ходе реализации государственной торговой политики РФ в отношении изделий, перемещаемых через границу страны. Они предоставляются в форме возврата уплаченной ранее пошлины, освобождения от нее, уменьшения ставки или установления соответствующих квот. Чтобы данная система начала действовать, должен быть подписан внешнеторговый контракт. В нем оговариваются соответствующие льготные условия и правила их предоставления.

Особенности классификации

Рейтинги ведущих стран с рыночной экономикой в основном составляются исходя из целей деятельности организации. Среди других особенностей формирования топ-10 государств с развивающимися рынками следующие:

  1. Неполнота данных, которые предоставляются правительствами различным комитетам о состоянии экономики.
  2. Несвоевременная подача информации.
  3. Неправильная оценка состояния финансирования того или иного проекта.
  4. Неполные статистические данные о смертности, рождаемости, демографической ситуации.
  5. Отсутствие точных цифр о черте бедности населения и проблемах с мигрантами.
  6. Субъективная оценка проводимых реформ.

Всемирный банк основные акценты делает на таких моментах:

  1. Насколько бедны граждане той или иной страны.
  2. В каком направлении идет развитие самых урбанизированных городов.

Развитые страны на карте мира

ООН оценивает другие аспекты:

  • Производство товаров первой необходимости и услуг.
  • Уровень нищеты.
  • Как развивается предпринимательство.
  • Систему социального страхования, защиты.
  • Состояние финансового рынка.
  • Положение банковской системы.
  • Экологические проблемы.
  • Тенденции в демографической и социальной сфере. Рождаемость и смертность.
  • Уровень ВВП.
  • Уровень инвестирования и кредитования проектов и различных экономических секторов.

Все эти показатели необходимы, чтобы получить полную и комплексную картину по каждому региону, выделить в нем долю развивающихся и капиталистических стран, выбрав самые крупные, развитые в промышленном отношении и довольно перспективные.

Об уровне экономического развития стран мира можете узнать по ссылке.

Рекомендуем посмотреть видео: 10 развитых стран мира.


К развивающимся, или странам третьего мира (так их называют в литературе и аналитических отчетах), принято относить большую часть африканских, азиатских и латиноамериканских государств. Между собой они связаны общими чертами исторического развития, особенностями социально-экономической и политической структуры.

У стран Азии, Латинской Америки или Африки общими являются и другие черты:

  1. Все они были колониями европейских государств.
  2. Сформировалась многоукладность и противоречивость в развитии промышленности, производства, сельского хозяйства.
  3. «Демографический взрыв», из-за чего ежегодный прирост населения выше, чем в других регионах.
  4. Быстрое увеличение народонаселения поставило правительства стран перед острыми социальными и экономическими проблемами. Нужно бороться с безграмотностью, высокой смертностью, нищетой, заработками ниже среднего, проблемами внутреннего рынка, промышленности и аграрного сектора.

Продукция

Тарифные преференции предоставляются на территории России в соответствии со ст. 36 ФЗ № 5003-I. Они распространяются на продукцию:

  1. Происходящую из развивающихся государств, пользователей национальной льготной системы РФ. Изделия облагаются по ставке в размере 75% от действующего таможенного тарифа.
  2. Происходящую из наименее развитых государств, пользующихся соответствующей схемой. Продукция в данном случае освобождается от пошлин.
  3. Происходящую из стран, формирующих с Россией ЗСТ, Таможенный союз либо подписавших соглашения, целью которых выступает их образование.

ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ В ЕАЭС

Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза
Перечни развивающихся и наименее развитых стран
Перечень преференциальных товаров
​​Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран​
Договор ЕАЭС (часть)

Источник – сайт ФТС
2. Таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В Федеральную таможенную службу поступила жалоба ООО «У» на решение таможни об отмене тарифных преференций в отношении задекларированного товара.

Заявитель со ссылкой на Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008, одобренный решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 780, указывает, что основанием для отмены преференций является либо получение сведений от уполномоченных органов страны-бенефициара о том, что сертификат не выдавался, аннулирован (отозван) или выдан на основании недействительных, недостоверных сведений или неполных документов и (или) сведений, либо неполучение в течение 6 месяцев такого ответа. Однако такой запрос таможней в компетентные органы страны-бенефициара не направлялся. Кроме того, заявитель считает решение таможни неправомерным, так как оно принято в сроки, не позволяющие ООО «У» восстановить преференциальный режим.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «У» установлено следующее.

В целях подтверждения страны происхождения товаров при их декларировании ООО «У» был представлен сертификат о происхождении товаров по форме «А». Товар выпущен в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенной пошлины, составляющей 75 процентов от ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 (с 1 января 2015 г. в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., под используемым в международных договорах понятием «Таможенный союз» понимается «Евразийский экономический союз»).

В соответствии со статьями 99, 111 ТК ТС в рамках проведения выборочного контроля обоснованности принятых решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций вышестоящим таможенным органом установлено, что оригинал сертификата о происхождении товара по форме «А» заполнен ненадлежащим образом, а именно оттиск печати в графе 11 сертификата нечитаем, размыт.

Сертификат был направлен таможней на последующую проверку в ФТС России. По результатам проверки ФТС России направило информацию о ненадлежащем заполнении сертификата о происхождении товара формы «А» и не соответствии его Требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А», содержащимся в Приложении № 2 (далее – Требования) к Правилам определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза (далее – Правила), утвержденным Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008.

В связи с этим, таможней было принято решение об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении задекларированного ООО «У» товара, о чем заявитель был уведомлен.

Подтверждение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с нормами пункта 2 статьи 58, статьи 59, пункта 1 статьи 61 и пункта 1 статьи 62 ТК ТС.

Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (положения статьи 74 ТК ТС и статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»).

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор) для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Комиссией Таможенного союза.

На основании статьи 36 Договора в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Союз в соответствии с настоящим Договором может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза.

В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Для целей реализации положений статьи 36 Договора до вступления в силу решения Комиссии Таможенного союза, устанавливающего условия и порядок применения единой системы тарифных преференций Союза в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) наименее развитых стран, применяется Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12.12.2008.

До вступления в силу решения Комиссии Таможенного союза, устанавливающего правила определения происхождения товаров, предусмотренные пунктом 3 статьи 37 настоящего Договора, применяется Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008.

В соответствии с Протоколом о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12.12.2008 перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций, перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждаются Комиссией Таможенного союза.

Указанные перечни утверждены решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Согласно данным перечням к товарам, происходящим из развивающихся стран и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, относятся, в том числе товары группы ХХ Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза «наименование товара

», а в перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза входит «
Страна, которой выдан сертификат
».

Согласно Правилам в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию – сертификат о происхождении товара по форме «А», которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций – сертификатов о происхождении товара по форме «А».

Исходя из материалов жалобы, нарушения оформления графы 11 сертификата о происхождении товара по форме «А» были выявлены таможней и ФТС России в результате визуального исследования и сопоставления фактического заполнения граф сертификата с правилами, указанными в Требованиях.

Так, исходя из Требований, графа 11 сертификата о происхождении товара по форме «А» должна содержать данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать уполномоченного органа страны –бенефициара, а также подпись должностного лица указанного органа. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.

Наличие нечеткого оттиска печати в графе 11 сертификата о происхождении товара по форме «А» является нарушением Требований.

В соответствии с разделом VIII Правил сертификат может быть признан недействительным в случаях, если:

не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;

имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений:

по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных Правилами.

Проведение дополнительных исследований и запросов в компетентные национальные органы страны, заверившей представленный сертификат, для подтверждения наличия вышеуказанных обстоятельств визуальным способом, в соответствии с Правилами в обязательном порядке не требуется.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

Таким образом, основания для проведения проверочных мероприятий в отношении указанного сертификата о происхождении товаров, признания его недействительным и принятия решения об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении задекларированного ООО «У» товара, у таможни имелись.

Ссылка заявителя на Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008, одобренный решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 780, является несостоятельной в связи с тем, что процедуры внутригосударственного согласования указанного Протокола не завершены, и он не был подписан. Соответственно положения данного Протокола не применимы.

Довод в жалобе о том, что спорное решение принято в сроки, не позволяющие ООО «У» восстановить преференциальный режим, несостоятелен ввиду того, что в соответствии со статьей 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. При этом указанный срок не поставлен в зависимость от возможных финансовых рисков участников внешнеэкономической деятельности и достижений предпринимательских целей.

Вместе с тем, не смотря на то, что вышеизложенные доводы заявителя не нашли своего подтверждения, жалоба ООО «У» удовлетворена по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Объектом таможенного контроля, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 95 ТК ТС, являются таможенная декларация, документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза.

Пунктом 1 статьи 98 ТК ТС на декларанта и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и иных заинтересованных лиц возложена обязанность по представлению таможенным органам документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

В силу статьи 99 ТК ТС таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.

Статьей 110 ТК ТС установлен перечень форм таможенного контроля, к которому, в том числе, относятся проверка документов и сведений, а также таможенная проверка.

Целью проверки документов и сведений, представленных при совершении таможенных операций, определенной пунктом 1 статьи 111 ТК ТС, является установление достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 111 ТК ТС проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.

Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств утвержден приказом ФТС России от 25 августа 2009 г. № 1560 (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2009 г., № 15262).

Согласно подпункту 2 пункта 7 названого Порядка, одним из направлений проверки является правильность определения страны происхождения товаров. Пунктом 25 указанного Порядка установлено, что результаты проведения проверки оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств. Датой окончания проведения проверки является дата подписания акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 ТК ТС целью проведения таможенными органами таможенной проверки является обеспечение соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – его членов.

Пунктами 10 – 12 статьи 122 ТК ТС установлено, что порядок проведения таможенной проверки определяется главой 19 ТК ТС, результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза, порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

Частями 1, 5 статьи 178 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о таможенном регулировании) определено, что результаты таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки или актом выездной таможенной проверки. В случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.

В соответствии со статьей 110 Федерального закона о таможенном регулировании таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.

По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций.

Порядок принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций (далее – Порядок), утвержден приказом ФТС России от 2 августа 2012 г. № 1565 (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2012 г., рег. № 25268).

В соответствии с пунктами 19, 21 Порядка, если по результатам проведенного после выпуска товаров таможенного контроля обнаружено, что заявленные сведения о стране происхождения товаров являются недостоверными, в том числе если заявленные сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств – членов Таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, или что условия предоставления тарифных преференций, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, не соблюдены, уполномоченное должностное лицо принимает решение по форме согласно приложению № 1 к указанному приказу.

Таким образом, основанием для принятия решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций является установление по результатам таможенного контроля вышеуказанных фактов. При этом, исходя из положений пункта 22 Порядка, данное решение принимается при проведении таможенного контроля после выпуска товаров в форме проверки документов и сведений или таможенной проверки после оформления результатов проверки.

Из материалов по жалобе следует, что требования статей 111, 122 ТК ТС и Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 2 августа 2012 г. № 1565, таможней не соблюдены, результаты таможенного контроля в соответствующих актах не зафиксированы. Соответственно, процедура принятия обжалуемого решения нарушена.

При таких обстоятельствах, решение таможни об отмене тарифных преференций в отношении задекларированного ООО «У» товара было отменено ФТС России.

Специфика

В течение нескольких последних лет преференциальная система существенно расширилась и усложнилась. В РФ появилась законодательная база, обеспечивающая ее регулирование. В России создана собственная автономная схема предоставления льгот развивающимся странам, подписавшим внешнеторговый контракт. По ст. 36 указанного выше ФЗ, периодически Правительство пересматривает действующую схему. Это происходит не реже 1 раза/5 лет. Кроме этого, допускается ежегодный пересмотр действующей системы. В соответствии с правительственным постановлением, он осуществляется по мотивированному представлению МИД и МВЭС.

Проблемы

Действующая в настоящее время торговая политика отличается широким распространением льготных схем. Они выступают в качестве исходной стадии формирования интеграционных объединений, способствуют решению различных проблем. Они касаются как экономики, так и политики. Последнее зачастую побуждает страны идти на формирование таможенных союзов и ЗСТ даже тогда, когда их эффективность и прибыльность не предопределены. По геополитическим соображениям начинают создаваться преференциальные схемы, которые если и принесут желаемый результат, то только в отдаленном будущем.

Критерии классификации государств по уровню экономического развития

Есть несколько подходов, которые позволяют отнести страну к конкретной группе. К основным классификациям относятся следующие:

  • Социально-экономическая, используемая во времена холодной войны советскими экономистами. Лидером первой группы (капиталистических стран) были США — крупнейшее государство, вокруг которого постепенно стали объединяться западноевропейские страны. Согласно данному подходу, Советский Союз был самым крупным во второй группе (социалистических государств). Под влиянием СССР сформировались мировая социалистическая система и рынок, который распался в начале девяностых годов. К третьей группе относили государства Африки и Азии. Социально-экономическая классификация больше не используется, поскольку она перестала отвечать тенденциям развития экономик держав мира и не учитывала многие параметры.
  • По уровню развития: развивающиеся и развитые. К первым отнесли страны бывшего социалистического лагеря, а также те, где социализм — конечная цель строительства государства.
  • Развитость экономики рынка. Такой подход позволяет выделить три группы: развитые, имеющие переходный тип экономики и развивающиеся. Экономический и Социальный Совет ООН использует эту классификацию.

Конкурентоспособные страны мира

Недавно эксперты МВФ приняли решение выделить еще один тип — экономически передовые страны. К таким державам относятся:

  1. Восточноазиатские: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг.
  2. Кипр.
  3. Североамериканские: Канада и США.
  4. Западноевропейские: Франция, Британия, Италия, Германия.
  5. Некоторые государства Восточной Европы и Центральной, ставшие членами ЕС.

Количество развивающихся стран каждый год меняется. Если рассматривать экономическую характеристику стран мира, то во внимание принимаются ВВП в развивающихся странах, направленность экономики, в том числе и отраслевая, наличие актуальных наукоемких направлений, уровень и качество жизни населения.

Читайте на нашем сайте: 15 стран с лучшим уровнем жизни.

Правовые возможности

Действующие сегодня нормы ГАТТ/ВТО, посредством которых осуществляется регулирование использования преференциальных схем, отличаются достаточно жестким характером. Они способствуют исключению из льготных систем «чувствительных» секторов только на период поэтапного создания таможенного союза или ЗСТ. Его продолжительность обычно не превышает 10 лет. Если говорить о преференциях в отношении развивающихся государств, то правовые возможности в этой области регулирования достаточно широки. Это обуславливается тем, что ГАТТ выводит систему за рамки действия общего обязательства, касающегося наибольшего благоприятствования.

Совершенствование национальной схемы

Внесение корректировок в действующую сегодня преференциальную систему возможно исключительно на базе разработки новой модели. Она должна учитывать международные обязательства и мировой опыт. При этом должен сохраняться довольно широкий межгосударственный охват. При изменении национальной схемы необходимо уточнить товарную номенклатуру, величину и механизм предоставления послаблений и отказа от льгот. Такой подход, по мнению аналитиков, будет способствовать последующему совершенствованию действующей в России модели. Так преференциальный режим сможет превратиться в еще более эффективный инструмент регулирования. При этом он соответствовал бы положениям Общей системы, учитывал бы опыт других стран в данной области. Немаловажно также обратить внимание на вопрос о правилах определения конкурентоспособности отдельных видов продукции развивающихся стран.

Структура развивающихся стран

Внутри стран, которые развиваются, можно провести свое деление. Для определения отдельных групп критериями являются:

  • структура производительных сил и производства;
  • перспективы развития экономики;
  • экономические отношения внутри стран и за их пределами;
  • количество внешних и внутренних долгов;
  • наличие или отсутствие инфляционного роста/падения;
  • условия для развития транснациональных корпораций;
  • роль, которую играет малый бизнес в формировании отраслей производства и сферы услуг.

Золотые резервы в различных странах

Данные параметры позволяют выделить несколько видов стран с активно развивающимся рынком и экономикой:

  1. «Азиатские тигры» Восточной и Юго-Восточной Азии и Латинская Америка.
  2. Крупные арабские государства и страны Азии, которые экспортируют нефть и другие полезные ископаемые. Бахрейн, Катар, Ливия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты занимаются нефтяным экспортом. Поскольку каждая из них имеет выгодное экономико-географическое положение, играет важную, практически ключевую роль на рынке энергоресурсов и носителей, население небедное, может копить средства.
  3. Развивающиеся страны, где высокий средний размер ВВП на душу населения. Например, в Гватемале или Колумбии на одного человека приходится 1 тыс. долл. США.
  4. Страны-гиганты, которые обладают природными богатствами, огромными территориями, большим количеством населения: Индия, Индонезия, Пакистан. Они развиваются благодаря инвестиционным проектам из Европы и Америки. При этом наблюдаются другие тенденции: люди живут часто за чертой бедности, уровень ВВП составляет 300 долл. США на душу населения, низкие темпы производственного развития.
  5. Бедные страны Африки и Азии, например, Бангладеш, Бенин, Сомали, Эфиопия, Афганистан. Несмотря на предоставление кредитов, материальной и технической помощи, эти развивающиеся страны с трудом преодолевают отсталость. У экономики явный аграрный характер, в производстве преобладают доиндустриальные формы труда. Связи с внешним миром либо отсутствуют, либо развиты очень слабо.

В 2021 году количество стран, которые попадают в категорию «развивающиеся», достигло 132. Все они занимают особое место в экономике мира, по-разному связаны с капиталистическими странами, мировой хозяйственной системой и рынком. Из-за этого в таких государствах давно сформировалась многоукладная экономика, зависящая от развитых и передовых стран.

Смотрите в видео: зарплаты в различных странах мира.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]