Статья 172. Таможенного кодекса РФ. Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при временном хранении товаров


ТмК ЕАЭС: предоставление таможне обеспечения

Людмила Владимировна Дрозд, эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства

С 01.01.2018 вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТмК ЕАЭС). Вопросы изменения таможенного законодательства волнуют многих субъектов хозяйствования. Какие же новации предлагает ТмК ЕАЭС в вопросах обеспечения исполнения обязанности по уплате платежей, взимаемых таможенными органами?

В ТмК ЕАЭС используются такие понятия, как:

— обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

— обеспечение исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

— обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела.

ТмК ЕАЭС определяет случаи, когда требуется обеспечить исполнение обязанности перед таможенными органами, способы и размер обеспечения, лиц, обязанных либо имеющих право его предоставить.

Рассмотрим каждый из случаев, когда лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, необходимо предоставить таможенным органам обеспечение исполнения обязанности, возложенной ТмК ЕАЭС.

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

Пункт 1 ст. 62 ТмК ЕАЭС определяет, что исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается:

— при изменении сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в форме отсрочки или рассрочки <*>;

— выпуске товаров до подачи декларации на них <*>;

— выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска <*>;

— выпуске товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска <*>;

— помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории ЕАЭС <*>;

— помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории <*>;

— помещении товаров ЕАЭС, перевозимых с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и (или) морем, под таможенную процедуру таможенного транзита <*>.

Плательщик <*> обеспечивает исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов:

1) деньгами;

2) банковской гарантией;

3) поручительством;

4) залогом имущества.

За плательщика обеспечение может предоставить таможенный представитель, если он солидарно с плательщиком несет эту обязанность. В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, за плательщика обеспечение может предоставить экспедитор и (или) иное лицо, которое вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться данными товарами.

Размер обеспечения определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта. При этом не учитываются тарифные преференции и льготы по уплате ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов.

Исключение из данного правила составляет таможенная процедура таможенного транзита. В этом случае обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов рассчитывается:

— в размере не менее сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в государствах — членах ЕАЭС, по территориям которых осуществляется перевозка (транспортировка), как если бы товары помещались на этих территориях под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или под процедуру экспорта. В подобной ситуации также не учитываются тарифные преференции и льготы по уплате ввозных или вывозных таможенных пошлин;

— как сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в фиксированном размере — 4 евро за 1 кг веса брутто международных почтовых отправлений при помещении их под таможенную процедуру таможенного транзита. Причем в вес брутто не включается вес отдельных видов письменной корреспонденции (аэрограммы, почтовые карточки, письма и отправления для слепых).

Исполнение обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Обязанность по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин обеспечивается в случаях, определенных ст. 75 ТмК ЕАЭС, в том числе:

— при выпуске товаров до подачи декларации на них <*>;

— выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров <*>;

— выпуске товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска <*>;

— помещении иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, если это будет установлено Евразийской экономической комиссией <*>.

Исполнение данной обязанности обеспечивается теми же способами, что и при исполнении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. В качестве способа исполнения плательщик может выбрать деньги, банковскую гарантию, поручительство и залог имущества.

Обеспечивает исполнение плательщик специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Таможенный представитель вправе это сделать только в случае, если несет солидарную с плательщиком обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Размер обеспечения определяется исходя из сумм специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Исключение составляют случаи, когда в соответствии со ст. 75 ТмК ЕАЭС устанавливается иной размер.

Например, при выпуске товаров с особенностями, предусмотренными ст. 121 и 122 ТмК ЕАЭС, размер обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин определяется как сумма таких пошлин, которые могут дополнительно подлежать уплате по результатам таможенного контроля, таможенной экспертизы.

Обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела

Указанный термин в таможенном законодательстве появился впервые. Предоставляется обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, когда такое обеспечение — условие включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела <*>.

Обеспечивается исполнение обязанности юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, в случае когда в соответствии с ТмК ЕАЭС у данного лица возникает такая обязанность либо когда это его солидарная обязанность с плательщиком таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Исполнение обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечивается деньгами, банковской гарантией, поручительством и залогом имущества.

Для включения в реестр таможенных представителей юридическое лицо должно предоставить обеспечение исполнения своих обязанностей в размере, эквивалентном не менее 500 000 евро <*>.

Размер обеспечения для включения в реестр таможенных перевозчиков эквивалентен 200 000 евро <*>.

Для включения в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства первого типа предоставляется обеспечение в размере, эквивалентном не менее 1 млн евро <*>.

Для включения в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго типа необходимо предоставить обеспечение исполнения обязанностей в размере, эквивалентном не менее чем 150 000 евро, если финансовая устойчивость юридического лица государства — члена ЕАЭС, осуществляющего производство и (или) экспорт товаров, не соответствует значению, определенному на основании Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 N 65 <*>.

ТмК ЕАЭС содержит следующие общие нормы, касающиеся вопросов предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела:

1) плательщик вправе выбрать любой из способов, указанных в п. 1 ст. 63 ТмК ЕАЭС;

2) исполнение обязанности может обеспечиваться несколькими способами по выбору плательщика;

3) плательщик вправе заменить один способ обеспечения исполнения обязанности другим, если на обеспечение не обращено взыскание;

4) исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин должно обеспечиваться непрерывно до ее прекращения в соответствии с ТмК ЕАЭС.

Исполнение обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, должно обеспечиваться непрерывно в течение периода осуществления этой деятельности.

5) срок действия обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде банковской гарантии, поручительства, залога имущества, в том числе предоставляемого взамен ранее принятого таможенным органом, должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом лицу, обеспечившему исполнение такой обязанности, требования об исполнении принятых в рамках этих способов обязательств.

Исчисление, сроки, порядок уплаты и обеспечение уплаты таможенных платежей

Практикум

/ Для юридических лиц

Исчисление таможенных пошлин, налогов производится плательщиками самостоятельно, за исключением сумм тех таможенных пошлин, налогов, которые подлежат взысканию. В этом случае исчисление производит таможенный орган.

Исчисление производится в валюте той страны – участницы ТС, в таможенный орган которой была подана декларация. Исключение могут составлять случаи, предусмотренные нормами международных договоров.

Сумма таможенной пошлины определяется при помощи базы для исчисления пошлин и при применении определенного вида ставки таможенной пошлины (далее ставки).

Основанием для определения суммы налогов, которые подлежат оплате (взысканию) при помещении товаров под таможенную процедуру или в случае выявления незаконного перемещения товаров на территории РФ, служит законодательство РФ.

При помещении товаров под процедуру таможенного транзита таможенные платежи исчисляются исходя из требований норм законодательства страны – участницы ТС, таможенный орган которой выпустил товары, а в случае нахождения этих товаров на территории другой страны – участницы – законодательства этого государства.

Но при этом надо учитывать, что общая сумма таможенных платежей в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных платежей, которая уплачивалась в случае выпуска этих товаров для внутреннего пользования без учета льгот. Эта сумма может увеличиваться только в результате изменения примененной к товарам таможенной процедуры и, как следствие, изменения ставок пошлин.

Исчисление ввозных пошлин производится на основании ставок, которые действовали на момент регистрации декларации таможенным органом и основываясь на Едином таможенном тарифе (ЕТТ). ЕТТ – свод ставок пошлин, которые применяются к товарам, что ввозятся на территорию ТС из третьих стран. Повышение или понижение ставок относительно ЕТТ происходит, основываясь только на решении Комиссии ТС. Свое решение о применении иных ставок Комиссия принимает по предложению одной из стран – участниц, которое должно иметь обоснование. Применение более высоких ставок может быть предложено, если это необходимо для развития экономики страны – участницы. Применение более низкой – для устранения острого дефицита товара, если дефицит невозможно устранить иным способом.

При исчислении вывозных ставок каждая страна-участница применяет нормы собственного законодательства. Но, для облегчения взыскания вывозных пошлин, каждая страна сформировала перечень товаров, в отношении которых предусмотрено применение вывозных пошлин, а Комиссия ТС, основываясь на национальных перечнях, сформировала сводный перечень таких товаров.

При исчислении налогов каждая страна-участница применяет нормы собственного законодательства. По законодательству РФ основанием для исчисления налогов может быть: помещение товара под таможенную процедуру или выявление факта незаконного перемещения товара на территории, выявление транзитных товаров, которые помещены под процедуру таможенного транзита в иной стране – участнице ТС, но находятся на территории РФ незаконно.

При исчислении сумм таможенных платежей пересчет иностранной валюты в рубли производится по официальному курсу ЦБ РФ, который был установлен на момент регистрации таможенной декларации.

Обязанность по уплате таможенных платежей может возникнуть в отношении товаров, которые:

— незаконно перемещены через границу ТС; — прибыли на таможенную территорию ТС; — убыли с таможенной территории ТС (иностранные товары); — находятся на временном хранении; — выпускаются до подачи таможенной декларации; — выпускаются или помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; — выпускаются или помещены под таможенную процедуру экспорта; — находятся под таможенной процедурой таможенного транзита; — находятся под таможенной процедурой таможенного склада; — находятся под таможенной процедурой переработки на таможенной территории или за границами таможенной территории; — находятся под таможенной процедурой переработки для внутреннего потребления; — находятся под таможенной процедурой временного ввоза или вывоза; — находятся под таможенной процедурой реэкспорта; — находятся под таможенной процедурой беспошлинной торговли (иностранные); — ввозятся для личного пользования.

Случаи прекращения обязанности по уплате таможенных платежей перечислены в п.2 ст.80 ТК ТС.

Таможенные платежи не уплачиваются:

— при помещении товара под таможенную процедуру, которая не предусматривает уплату пошлин (если соблюдаются условия этой процедуры); — при ввозе одним отправителем на один адрес одного получателя одним транспортным средством по одному перевозочному документу товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро. Общая таможенная стоимость товаров, которые ввозятся для личного пользования и могут быть освобождены от уплаты пошлин, может превышать эту сумму; — при перемещении товаров для личного пользования в соответствии с Соглашением от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершении операций, связанных с их выпуском»; — при освобождении товаров от обложения пошлинами в соответствии с требованиями норм ТК ТС, законодательства РФ или международных договоров.

Также обязанность по уплате таможенных платежей может возникать и прекращаться при установлении в отношении товара процедуры таможенного склада или специальной таможенной процедуры.

При незаконном перемещении товаров обязанность по уплате таможенных платежей возникает у лиц, которые принимали участие в перемещении, солидарно.

При установлении сроков уплаты могут действовать:

— нормы ТК ТС; — нормы международных договоров; — нормы законодательства РФ.

В соответствии с нормами ТК ТС сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в следующих случаях:

— при незаконном перемещении товара; — при прибытии товаров на таможенную территорию; — при убытии товаров с таможенной территории; — при временном хранении товаров; — при выпуске товаров до подачи таможенной декларации; — при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; — при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта; — при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; — при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада; — при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории или вне ее; — при помещении товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления; — при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или временного вывоза; — при помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли; — при ввозе товаров для личного пользования; — при временном ввозе транспортных средств международной перевозки. — При установлении сроков уплаты международных договоров вступают в силу в следующих случаях: — при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны; — при помещении товаров под таможенную процедуру свободного склада.

Законодательство РФ устанавливает сроки уплаты таможенных платежей относительно товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру.

Законодательство ТС допускает изменение сроков уплаты таможенных платежей. Изменение сроков уплаты может предоставляться в форме отсрочки или рассрочки относительно товаров, которые помещены под таможенную процедуру ввоза для внутреннего пользования. Изменение сроков уплаты таможенных платежей может предоставляться на всю сумму таможенных платежей, либо на их часть. На территории РФ решение об изменении сроков уплаты принимает ФТС РФ в течение 15 дней со дня подачи плательщиком письменного заявления. Решение об изменении предоставляется заявителю в письменной форме.

Для положительного результата при рассмотрении, заявление должно содержать следующие данные:

— о плательщике; — о наименовании товаров; — о реквизитах внешнеторгового (международного) договора; — с основаниями для предоставления изменения уплаты; — с суммой пошлины, относительно которой запрашивается изменение; — о сроке, на который запрашивается изменение; — о графике погашения (в случае предоставления рассрочки); — о наличии фактов, которые могут стать основанием для отказа в предоставлении изменения.

Более детально изменение сроков уплаты регламентирует Соглашение от 21.05.2010 «Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин». Ст. 6 этого соглашения содержится перечень факторов, которые могут быть основанием для предоставления изменения сроков уплаты.

Основанием для отказа в предоставлении изменения сроков уплаты могут стать следующие факторы:

— наличие у заявителя задолженности по уплате пошлин; — в отношении заявителя возбуждена процедура банкротства; — в отношении заявителя возбуждено уголовное дело за преступление в таможенной сфере; — отсутствие необходимых документов и данных.

Максимально возможный срок изменения уплаты – 6 мес., но по отдельным группам товаров этот срок не может превышать 2 мес. (подп. 3, п.1, ст. 6 Соглашения).

В соответствии с нормами ТК ТС за предоставленное изменение сроков уплаты государство имеет право взимать проценты.

Таможенные платежи уплачиваются в той стране, таможенный орган которой произвел выпуск товара. Исключением являются товары, находящиеся под таможенной процедурой таможенного транзита и товары, которые были незаконно перемещены через границу ТС.

Дата и формы уплаты таможенных платежей регулируются нормами законодательства РФ. Уплата производится на счет Федерального казначейства (ФК) РФ в рублях. Пошлины или налоги на товары физических лиц, которые ввозятся для личного пользования, могут уплачиваться в кассу таможенного органа. Для упрощения уплаты таможенных платежей законодательство РФ предусматривает централизованный порядок уплаты пошлин, при которой суммы таможенных платежей за товары, предполагаемые к ввозу или вывозу на протяжении определенного периода, вносятся на счет ФК. При этом таможенный орган, в который будет подана декларация, значения не имеет.

Для осуществления централизованной оплаты плательщик обязан заключить соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей с ФТС или иным таможенным органом, перечень которых определяется ФТС. При этом требования к плательщику, заключающему соглашение с ФТС, и требования к плательщику, заключающему соглашение с иным таможенным органом, отличаются. Перечень требований, которым должен соответствовать плательщик, указан в п. 10 и п. 11, ст.116 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей заключается на текущий календарный год.

Осуществление оплаты таможенных платежей возможно при помощи банкоматов, электронных или платежных терминалов.

Таможенные ввозные пошлины, налоги подлежат распределению между странами-участницами ТС. Порядок распределения пошлин регламентируется Соглашением от 20.05.2010 «Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)».

Для исполнения обязанностей по уплате пошлин законодательство ТС предусматривает обеспечение уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей требуется при:

— перевозке товаров, находящихся под таможенной процедурой таможенного транзита; — изменении сроков уплаты (если такое предусмотрено законодательством ТС); — помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории; — выпуске товаров до получения таможенной экспертизы (если такая проводилась); — иных случаях, предусмотренных законодательством ТС, РФ или международными договорами.

Обеспечение уплаты не требуется в том случае, если сумма таможенных платежей и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро (или иных случаях, предусмотренных законодательством ТС, РФ или международными договорами),

Уплата обеспечивается плательщиком, а при процедуре таможенного транзита и иным лицом, которое имеет право владения, распоряжения или пользования товаром.

Обеспечение уплаты предоставляется в:

— таможенный орган, который выпускает товар; — таможенный орган отправления или назначения при процедуре таможенного транзита; — иной таможенный орган, который имеет право принять генеральное обеспечение уплаты в случае использования такого вида обеспечения.

При предоставлении обеспечения уплаты таможенный орган обязан выдать сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Генеральное обеспечение применяется в случае проведения одним лицом на территории РФ нескольких таможенных операций на протяжении определенного срока. Таможенный орган, принявший такое обеспечение, обязан выдать подтверждение о предоставлении генерального обеспечения уплаты и вести его контроль. Основанием для выдачи является письменное заявление плательщика. Генеральное обеспечение может предоставляться деньгами, в виде поручительства или банковской гарантии. Генеральное обеспечение редоставляется на срок не менее 1 года.

Уплата таможенных платежей может обеспечиваться:

— деньгами; — банковской гарантией; — поручительством; — залогом имущества.

В случае исполнения обязательства по уплате или не возникновения этого обязательства лицо, предоставившее обеспечение, имеет право на возврат этого обеспечения.

Банковскую гарантию на территории РФ имеют право обеспечивать кредитные или банковские организации, которые включены в Реестр организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов. Этот Реестр ведет ФТС.

Определение суммы гарантии производится на основании сумм таможенных платежей которые подлежат уплате при помещении товара под таможенную процедуру экспорта или выпуска для внутреннего пользования согласно требованиям законодательства РФ. Тарифные преференции и льготы при этом не учитываются. Суммы гарантий для товаров, находящихся под процедурой таможенного транзита должны быть не менее сумм, которые могут быть начислены согласно требованиям норм законодательств других стран – участниц ТС.

При невозможности определения точной суммы обеспечения такая сумма рассчитывается по максимальным ставкам таможенных платежей стоимости и физическим характеристикам.

Отдельные группы товаров могут иметь фиксированные суммы обеспечения уплаты.

При выпуске товаров до окончания дополнительной таможенной проверки (в случае проведения таковой) суммы гарантий уплаты рассчитываются с учетом всех сумм таможенных платежей которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки.

ТК ТС предусматривает возможность предоставления льгот при уплате таможенных платежей. К льготам относятся:

— тарифные преференции; — тарифные льготы (льготы по уплате пошлин); — льготы по уплате налогов; — льготы по уплате таможенных сборов.

Дополнительно по теме:

Основы таможенных платежей. Таможенные сборы, авансовые платежи, НДС, акциз. Льготы при уплате таможенных платежей, тарифные преференции

Возврат излишне уплаченных сумм пошлин и налогов и взыскание таможенных пошлин

Нуждаетесь в консультации?

Готовое решение для вашего бизнеса от CustomsExpert Консалтинг

При использовании материалов публикации активная гиперссылка на https://customsexpert.ru обязательна.

Tweet

Система комментирования Disqus

Для целей исчисления налога на прибыль организаций суммы таможенных пошлин и сборов подлежат учету в составе прочих расходов на дату их начисления. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 264 и подпункта 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса.

В опубликованном письме Минфин России разъяснил, когда при методе начисления нужно включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, вывозные таможенные пошлины, которые уплачены по временной таможенной декларации.

Особенности декларирования

Бывает, что фирма, которая вывозит с таможенной территории Таможенного союза товары такого объединения государств, не может в отношении этих ценностей представить точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости. Тогда она вправе подать временную таможенную декларацию.

Однако после фактического вывоза товаров с указанной территории ей нужно подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на всю вывезенную продукцию. Это предусмотрено пунктами 1 и 5 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (далее – Закон № 311-ФЗ).

Возникновение обязанности по уплате пошлин

Когда же возникает обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин? Согласно разъяснениям Минфина России в опубликованном письме, она появляется у декларанта с момента регистрации таможенным органом как временной, так и полной декларации на товары. Причем в обоих случаях пошлины уплачиваются исходя из ставок, которые действовали на день регистрации временной декларации на товары. Основание – пункты 8 и 12 статьи 214 упомянутого закона.

Учет пошлин, уплаченных по временной декларации

Расходы в виде таможенных пошлин, уплаченных по временной таможенной декларации, учитываются при исчислении базы по налогу на прибыль организаций по дате составления данной отчетности. Такой вывод специалисты финансового ведомства сделали в комментируемом письме на основании упомянутых выше положений Налогового кодекса и Закона № 311-ФЗ.

Доплата и возврат пошлин

По пункту 6 Закона № 311-ФЗ во временной декларации допускается заявление сведений исходя из:

  • намерений о вывозе ориентировочного количества товаров;
  • условной таможенной стоимости (оценки). Она определяется согласно планируемому к перемещению через таможенную границу Таможенного союза количеству товаров;
  • предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной декларации.

Предположим, фирма-декларант уточнила эти сведения. В результате сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличилась. Тогда при подаче полной декларации компании нужно:

  • сделать доплату такой суммы (п. 12 Закона № 311-ФЗ);
  • скорректировать ранее учтенные расходы в большую сторону.

Если в результате уточнения упомянутых сведений сумма вывозных таможенных пошлин уменьшилась, тогда на дату оформления полной таможенной декларации фирме следует уменьшить ранее учтенные расходы в виде вывозной таможенной пошлины.

Согласно разъяснениям Минфина России в письмах от 06.04.2011 № 03-03-06/1/218, от 04.04.2011 № 03-03-06/1/208, доходы (расходы) в виде доначисления (уменьшения) таможенных пошлин отражаются в периоде их возникновения, то есть в периоде подачи полной таможенной декларации.

Сумма доначисления пошлин отражается в составе прочих расходов.

Отметим, что фирма может вернуть излишне уплаченные в бюджет суммы. Для этого ей нужно подать в таможенный орган заявление с приложением ряда документов. Среди них:

  • платежный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, подлежащих возврату;
  • документы, подтверждающие начисление и излишнюю уплату этих обязательных платежей.

Возврат излишне уплаченных вывозных таможенных пошлин по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате:

  • таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов;
  • ввозных таможенных пошлин.

Причем зачет излишне уплаченных ввозных таможенных пошлин в счет исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов не допускается (статья 147 Закона 311-ФЗ).

Форма заявления о возврате (зачете) утверждена приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520.

Возврат производится по решению таможенного органа. Оно оформляется по форме, утвержденной приказом ФТС России от 03.05.2011 № 898.

Доходы в виде уменьшения, возврата начисленных таможенных пошлин, учитываются в соответствии с положениями статьи 250 НК РФ как внереализационные.

Отражение на счетах бухгалтерского учета

Чтобы начислить вывозную таможенную пошлину, в бухгалтерском учете делают проводку по дебету счета 90 субсчет «Таможенные пошлины» и кредиту счета 68 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам» или 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам».

Пример

ЗАО «ПримаЭкспо» заключило договор с иностранной фирмой на поставку стульев. Компания перечислила 29 января таможенную пошлину в сумме 3000 руб.

Бухгалтер ЗАО «ПримаЭкспо» сделал такие проводки:

29 января

Дебет 90 субсчет «Таможенные пошлины» Кредит 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам»

– 3000 руб. – начислена таможенная пошлина;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам» Кредит 51

– 3000 руб. – уплачена таможенная пошлина.

Счет 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам» удобнее использовать тем, кто сначала уплачивает пошлину по временной таможенной декларации, затем производит корректировку в связи с уточнением сведений.

Евразийская экономическая комиссия

Статья 82. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 настоящего Кодекса.

2. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются в соответствии с:

1) международными договорами государств — членов таможенного союза — при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса;

2) законодательством государств — членов таможенного союза — при установлении таможенной процедуры в соответствии с пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса.

3. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии со статьей 194 настоящего Кодекса определяются законодательством государств-членов таможенного союза, устанавливаются законодательством такого государства-члена таможенного союза.

Статья 83. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки.

2. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств-членов таможенного союза.

Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов определяется законодательством государства-члена таможенного союза, в бюджет которого подлежат уплате налоги.

Статья 84. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве-члене таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

2. В случае возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене таможенного союза, таможенный орган которого выпустил товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если иное не установлено частью второй настоящего пункта.

Когда будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств-членов таможенного союза, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства-члена таможенного союза, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в этом государстве-члене таможенного союза.

3. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства-члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

4. Формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств-членов таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

5. Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами-членами таможенного союза в порядке, установленном международным договором государств-членов таможенного союза.

6. Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин устанавливается международным договором государств-членов таможенного союза.

7. При наличии денежных средств (денег) на счете плательщика банк не вправе задерживать исполнение поручения плательщика на перечисление сумм таможенных пошлин, налогов и обязан исполнить его в течение одного операционного дня.

Таможенные платежи, таможенная стоимость и происхождение товаров

Таможенные платежи,

специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины

Базовые вопросы применения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – Союз) определены Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).

К таможенным платежам в соответствии со статьей 46 ТК ЕАЭС относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

5) таможенные сборы.

Правовое регулирование применения таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии с главами 6-11ТК ЕАЭС, которыми установлены:

плательщики таможенных пошлин, налогов, случаи и обстоятельства, при которых возникает, прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, порядок исполнения такой обязанности, случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе сроки и основания предоставления отсрочки /рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин;

общие вопросы применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, взыскания таможенных пошлин, налогов, случаи возврата сумм таможенных пошлин, налогов, условия возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и т.д.

Применение специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин регламентируется главой 12 ТК ЕАЭС.

Особенности применения таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при совершении таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, а также совершением иных таможенных операций, определены в рамках соответствующих статей ТК ЕАЭС, которыми устанавливается порядок совершения таможенных операций и таможенных процедур.

В соответствии с ТК ЕАЭС регламентирование отдельных аспектов применения таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин отнесено к компетенции Евразийской экономической комиссии и к законодательству государств – членов Союза (далее – государства-члены). В частности, законодательством государств-членов определяются виды и ставки таможенных сборов, порядок возврата, взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, применение пеней и т.д.

Ввозные, вывозные таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, антидемпинговые, компенсационные, специальные пошлины имеют различную природу и, как следствие, существенные особенности правового регулирования.

Ввозные таможенные пошлины

Ввозная таможенная пошлина, представляя собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств-членов в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза (пункт 2 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), является инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В условиях функционирования Союза устанавливается и применяется Единый таможенный тариф (далее – ЕТТ ЕАЭС) и иные единые меры регулирования внешней торговли с третьими странами (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее – Договор о Союзе).

Правовые аспекты установления и исчисления ввозных таможенных пошлин, а также определения и применения тарифных льгот регулируются Договором о Союзе, которым установлены порядок формирования ЕТТ ЕАЭС, виды ставок ввозных таможенных пошлин, применение тарифных льгот (в виде освобождения или снижения ставки), порядок применения ставок пошлин в зависимости от происхождения товаров.

ЕТТ ЕАЭС представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее –

ТН ВЭД ЕАЭС). Ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Комиссией (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54).

Ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС применяются в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза и происходящих из любых стран (в том числе происхождение которых не установлено), за исключением случаев, предусмотренных в соответствии с Договором о Союзе, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок ЕТТ ЕАЭС.

В ЕТТ ЕАЭС применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:

1) адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров;

3) комбинированные, сочетающие адвалорную и специфическую составляющие.

Применение ставок ввозных таможенных пошлин зависит от происхождения товаров.

В Союзе применяется единая система тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и (или) наименее развитых стран.

Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза утверждено Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 6 апреля 2016 г. № 47​.

Перечень развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза и перечень наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза определяются Комиссией (Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза»).

Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции, утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 января 2021 г. № 8.

В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС.

В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС.

Помимо этого, тарифные преференции предоставляются в отношении товаров, ввозимых из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом (государством-членом) применяется режим свободной торговли (в настоящее время у Союза действуют соглашения с Вьетнамом и Ираном, а у государств-членов также соглашения в рамках СНГ и с Сербией).

Таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара (ст. 53 ТК ЕАЭС). Таким образом, для правильного определения размера подлежащей уплате таможенной пошлины чрезвычайно важными являются верная классификация товаров, правильное определение происхождения товаров и достоверное определение базы для исчисления таможенной пошлины – таможенной стоимости и (или) иной характеристики товара.

В соответствии с пунктом 4 статьи 49 ТК ЕАЭС тарифные преференции могут быть восстановлены в случаях и при соблюдении условий, которые определены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 22 февраля 2021 г. № 64.

В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер и применяются независимо от происхождения товаров.

Предоставление тарифных льгот осуществляется согласно приложению № 6 к Договору о Союзе. Тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза из третьих стран товаров, перечисленных в разделе II указанного приложения. Тарифные льготы могут предоставляться в иных случаях, установленных Договором о Союзе, международными договорами Союза с третьей стороной, решениями Комиссии. Такие тарифные льготы установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза». Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на таможенную территорию Союза определен Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728.

Порядок уплаты ввозных таможенных пошлин регулируется главой 8 ТК ЕАЭС с учетом норм, установленных Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозные таможенные пошлины

Установление ставок вывозных таможенных пошлин отнесено к уровню национального законодательства государств-членов. Порядок исчисления и уплаты вывозных таможенных пошлин регулируется ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной таможенным законодательством Союза – законодательством государств-членов.

В отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, вывозимых с территории Республики Беларусь установлен особый порядок уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти от 9 декабря 2010 года (с изменениями и дополнениями).

Соответствующими актами государств-членов ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в разрезе классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В отношении товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, применяются адвалорные, специфические и комбинированные ставки вывозных таможенных пошлин. Соответственно, правильное определение размера подлежащей уплате вывозной таможенной пошлины непосредственным образом связано с верной классификацией товаров и достоверным определением базы для исчисления таможенной пошлины – таможенной стоимости и (или) иной характеристики товара.

Акцизы, налог на добавленную стоимость

Установление, введение и применение акцизов и НДС, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Союза, регулируются нормами законодательства государств – членов Союза.

Актами законодательства государств-членов устанавливаются ставки налогов, порядок определения налоговой базы для исчисления налогов, налоговые льготы, порядок определения суммы налогов, подлежащей уплате.

Вместе с тем особенности применения налогов в соответствии с заявленной таможенной процедурой регулируются ТК ЕАЭС.

Таможенные сборы

Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕЭАС и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов.

Размеры таможенных сборов не могут превышать примерной стоимости затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлены таможенные сборы.

Плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов.

Антидемпинговые, компенсационные, специальные пошлины

Помимо таможенных платежей таможенные органы осуществляют взимание специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, установленных Договором о Союзе (Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение № 8 к Договору о Союзе).

Применение таких пошлин осуществляется в соответствии с Главой 12 ТК ЕАЭС. При этом порядок зачисления, распределения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин установлен Положением о зачислении и распределении специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (приложение к приложению № 8 к Договору о Союзе).

Таможенная стоимость товаров

Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Главой 5 ТК ЕАЭС.

Заявление таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров таможенному органу. Случаи заполнения декларации таможенной стоимости, формы декларации таможенной стоимости, а также порядок заполнения декларации таможенной стоимости установлены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 октября 2021 № 160 «О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и Порядка заполнения декларации таможенной стоимости» (вступило в силу 01.07.2019).

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС. Особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров определены статьей 313 ТК ЕАЭС.

Иные особенности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, в том числе признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, основания для признания сведений о таможенной стоимости товаров недостоверными, определены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»​.

Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза, определяется в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

Происхождение товаров

Происхождение товара представляет собой принадлежность товара к стране (группе стран, либо таможенному союзу стран, либо региону или части страны), в которой товар был полностью получен или произведен, либо подвергнут достаточной переработке (в соответствии с определенными критериями).

Происхождение товаров определяется для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования, мер защиты внутреннего рынка, запретов и ограничений, установления требований к маркировке происхождения товаров, ведения статистики внешней торговли товарами.

Основной блок норм, регулирующих вопросы происхождения товаров, в Таможенном кодексе ЕАЭС сосредоточен в Главе 4 «Происхождение товаров».

При этом Главу 4 условно можно разделить на две части.

Первая часть – общие вопросы происхождения, урегулированные в статьях 28-31. К ним относятся базовые положения, связанные с указанием на то, по каким правилам необходимо определять происхождение товаров (статья 28), в каких случаях требуется подтверждать происхождение товаров (статья 29), какими документами необходимо подтверждать происхождение товаров (статьи 30-31).

Вторая часть Главы 4 это вопросы, связанные с использованием механизма предварительных решений о происхождении товаров – порядок их принятия, требования к заявлению о принятии предварительного решения, регламентирование сроков и так далее (статьи 32-36).

Форма предварительного решения о происхождении товара, ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза, порядок ее заполнения, а также порядок внесения изменений (дополнений) в принятое таможенным органом предварительное решение о происхождении товара утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2021 г. № 7.

Таможенный контроль происхождения товаров осуществляется таможенными органами в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии со статьей 324 Таможенного кодекса ЕАЭС. При этом особенности таможенного контроля происхождения товаров определены статьей 314 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется по правилам, которые предусмотрены в соответствии с Договором о ЕАЭС (статья 37). При этом выбор правил зависит от целей, для которых определяется происхождение товаров в конкретном случае.

В случае если происхождение товаров определяется для целей применения мер защиты внутреннего рынка, запретов и ограничений, мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), установления требований к маркировке происхождения товаров, ведения статистики внешней торговли товарами, то применяются Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2021 г. № 49.

В случае если происхождение товаров определяется для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из развивающихся или из наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 июня 2021 г. № 60.

В случае если происхождение товаров определяется для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми ЕАЭС применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором ЕАЭС с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли.

К таким договорам на сегодняшний день относятся:

– Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 г., содержащее, в том числе и правила определения происхождения товаров, используемые для целей предоставления тарифных преференций в рамках данного соглашения (Глава 4);

– Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами — членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2021 г., содержащее, в том числе и правила определения происхождения товаров, используемые для целей предоставления тарифных преференций в рамках данного соглашения (Глава 6).​

​Кроме того, в соответствии с переходными положениями, установленными пунктом 1 статьи 102 Договора о ЕАЭС, государства – члены ЕАЭС вправе в одностороннем порядке предоставлять преференции в торговле с третьей стороной на основании заключенных до 1 января 2015 года международного договора этого государства – члена ЕАЭС с такой третьей стороной или международного договора, участниками которого являются все государства – члены ЕАЭС.

На основании этих переходных положений государства – члены ЕАЭС в настоящее время предоставляют тарифные преференции государствам – участникам Содружества Независимых Государств и Республике Сербия в рамках соответствующих международных договоров.

Определение происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, осуществляется по правилам, установленным ЕЭК, если иные правила не установлены международными договорами в рамках ЕАЭС, международными договорами ЕАЭС с третьей стороной или международными договорами государств-членов с третьей стороной.​

​​​

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]