Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования


Правовое регулирование таможенного дела

Профиль Правовое регулирование таможенного дела предполагает получение углубленных профессиональных знаний правовых институтов в таможенном праве, представляющем собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики государства.

В рамках специализации, студенты детально изучают общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью и составляющие предмет таможенного права, а так же цели и субъекты таможенного права.

Читать далее

Таможенные правоотношения охватывают:

  • организацию таможенного дела;
  • перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;
  • регулирование таможенных режимов;
  • взимание таможенных платежей;
  • предварительные операции;
  • таможенное оформление;
  • таможенный контроль над товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ;
  • валютный контроль;
  • совершение правонарушений (административных и уголовных) в сфере таможенного дела;
  • обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц;
  • организацию государственной службы в таможенных органах и выполнение государственными служащими возложенных на таможенные органы задач и функций.

Области профессиональной деятельности выпускников:

  • создание условий для эффективной деятельности таможенных и других государственных органов по осуществлению таможенного дела. его развитию и совершенствованию;
  • обеспечение оптимальной научно обоснованной организации таможенной системы, объединяющей таможенные и иные государственные (исполнительные) структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики;
  • создание надежных условий обеспечения законных прав и свобод граждан, их общественных объединений при осуществлении таможенного дела: обеспечение соблюдения прав и исполнения обязанностей граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, а также юридических лиц в процессе их участия в таможенно-правовых отношениях;
  • обеспечение соблюдения социально-экономических приоритетов РФ, экономического суверенитета и экономической безопасности, защиты рынка. Стимулирование развития национальной экономики, а также активизация связей национальной экономики с мировым хозяйством.

Поступите в МУИВ по интересующей вас программе не выходя из дома!

Поступить сейчас

Вступительные испытания и условия поступления

Принимаются лица

  • с законченным средним или средним специальным образованием;
  • с незаконченным высшим образованием;
  • имеющие высшее образование по любой специальности.

Вступительные испытания

По результатам ЕГЭПо результатам тестовых испытаний
Обществознание*Обществознание*
Русский языкРусский язык
ИсторияИстория
Иностранный язык**
*Вступительные испытания по профильному общеобразовательному предмету являются обязательными. Из остальных предметов абитуриент выбирает 2 (два) предмета для вступительных испытаний по своему усмотрению. **Английский, немецкий, французский, испанский языки.

Сроки и стоимость обучения

Форма обученияСрок обученияСтоимость (за семестр), руб.
Заочная с использованием дистанционных образовательных технологий5 лет14 875*

Для студентов имеющих среднее профессиональное образование

Законодательство о таможенном регулировании включает следующие источники таможенного права:

  • международные договоры Российской Федерации;
  • акты, составляющие право Евразийского экономического союза;
  • законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании.

Источники таможенного права — это внешние формы выражения и закрепления таможенно-правовых норм. Таможенно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере таможенного дела.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Выделяют два вида международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения:

  • таможенные конвенции, регулирующие правоотношения исключительно в сфере таможенного дела, например, Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973), Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Заключена в г. Женеве 14.11.1975), Таможенная конвенция о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (Конвенция A.T.A.) (заключена в Брюсселе 06.12.1961), Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Заключена в Брюсселе 14.06.1983), Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Заключена в г. Найроби 09.06.1977), Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров (Заключена в г. Женеве 02.12.1972), и др.
  • иные международные конвенции, в том числе, применяемые к правоотношениям в сфере таможенного дела, например, Всемирная конвенция об авторском праве (Заключена в г. Женеве 06.09.1952), Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (Заключена в г. Бишкеке 09.10.1997), Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) (Заключена в г. Женеве 19.05.1956) и др.

К актам, составляющим право Евразийского экономического союза относятся:

  • международные договоры в рамках Союза;
  • международные договоры Союза с третьей стороной;
  • решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета;
  • решения и распоряжения Евразийского межправительственного совета;
  • решения, распоряжения и рекомендации Евразийской экономической комиссии.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 ТК ЕАЭС таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования Союза, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств — членов Союза о таможенном регулировании.

Поскольку таможенное регулирование отнесено Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, в систему источников законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании входят только законы и подзаконные акты федерального уровня.

Законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании включает:

  • федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и принимаемые в соответствии с ним иные федеральные законы;
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Рассмотрим названные источники права подробнее.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 289-ФЗ) вступил в силу с 04.09.2018 г, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Необходимость Закона № 289-ФЗ обусловлена тем, что ТК ЕАЭС содержит отсылочные нормы к национальному законодательству. Эти нормы используются в основном в отношении технологических вопросов совершения таможенных операций. Кроме того, ряд вопросов, в силу различий в национальном законодательстве стран, подлежат урегулированию с учетом норм иных отраслей права, например, порядок обжалования, или порядок применения физической силы, специальных средств и оружия. Закон № 289-ФЗ содержит максимальное количество норм прямого действия, и направлен на ускорение таможенных операций, совершаемых таможенными органами, и усиление таможенного контроля товаров после их выпуска.

При этом Законом № 289-ФЗ установлено, что отдельные правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами иных законодательных актов. Так порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах Российской Федерации и состоит из Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 № 4730-1 и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

К отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. К названным отношениям, например, относятся вопросы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (главы 21 и 22 НК РФ).

Также установлено, что порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наличных денежных средств и (или) денежных инструментов регулируется международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, валютным законодательством Российской Федерации и Законом № 289-ФЗ. В Российской Федерации валютное законодательство состоит из Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, например, Указ Президента РФ от 16.07.2019 № 335 «Об утверждении Положения о знамени Федеральной таможенной службы, описаний и рисунков знамени, флага и эмблемы Федеральной таможенной службы, типовых образцов знамен региональных таможенных управлений, таможен и образовательных организаций, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы, описания и рисунка вымпела водных судов таможенных органов Российской Федерации», Указ Президента РФ от 22.11.2016 № 611 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в таможенных органах Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий».

На основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в сфере таможенного регулирования. Из числа нормативных актов Правительства РФ по вопросам регулирования таможенных правоотношений можно выделить:

  • Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 16.12.2019 № 1694 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты по предмету регулирования Закона № 289-ФЗ только в случаях, прямо предусмотренных этим законом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.01.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Также данным Указом определено, что Федеральная таможенная служба (ФТС России) находится в ведении Министерство финансов Российской Федерации.

Минфин России и ФТС России проводят совместную работу в части установления особенностей таможенного регулирования в Российской Федерации, и принятия нормативных правовых актов по предмету регулирования Закона № 289-ФЗ, а также участвуют в подготовке проектов актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Закона № 289-ФЗ.

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенное право

Видео по теме:

Вопрос 4. Источники таможенного права

Под источником таможенного права понимается правовой акт, имеющий нормативный характер и содержащий общие правила о таможенном деле и его элементах. Все источники таможенного права регулируют отношения в области таможенного дела на трех уровнях:

1) международном;

2) союзном;

3) национальном.

К международным договорам и соглашениям относятся:

1) международные таможенные конвенции;

2) иные международные договоры и соглашения.

Для их применения на территории РФ требуется ратификация

, т.е. утверждение международных договоров федеральным законом. Практически все международные соглашения, регулирующие таможенные отношения для большинства государств мира, разработаны и приняты
Всемирной таможенной организацией
. Это:

þ Таможенная конвенция о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (Стамбульская конвенция) 1961 года[1];

þ Конвенция о временном ввозе 1990 года;

þ Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП[2] 1975 года;

þ две Брюссельские конвенции 1950 года – Конвенция об оценке товаров в таможенных целях и Конвенции о номенклатуре для классификации таможенных тарифов.

Правовой базой для Таможенного кодекса РФ, а впоследствии и для Таможенного кодекса Таможенного союза выступила Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 года (в ред. Протокола от 26 июня 1999 г.)[3]. Принципы Конвенции направлены на прозрачность, стабильность и максимальную автоматизацию при совершении таможенной службой таможенных формальностей.

При разработке единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС)[4] в качестве фундаментальной основы, международного стандарта была использована Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 года, разработанная Всемирной таможенной организацией[5].

Итак, на международном уровне таможенное регулирование осуществляется преимущественно путем закрепления общих принципов и стандартов для всех субъектов международного права.

В соответствии со ст. 3 ТК таможенное законодательство Таможенного Союза включает:

1) Таможенный кодекс Таможенного союза;

2) международные договоры государств-членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в союзе;

3) решения Комиссии Таможенного союза.

Приоритет в таможенном регулировании отдается союзному законодательству.

Если этим законодательством какие-либо отношения не урегулированы, то применяются нормы национального законодательства, но до урегулирования соответствующих отношений на уровне Таможенного союза (п. 2 ст. 1 ТК ТС).

Международные договоры государств-членов ТС, как правило, принимаются в форме соглашений. Пример: Соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза

от 22 июня 2011 года.

Что касается решений КТС, то важнейшими из них для функционирования таможенных отношений являются решения:

þ о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров[6];

þ о единой методологии ведения таможенной статистики[7];

þ об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин[8];

þ о техническом регулировании в Таможенном союзе[9]; и др.

Официально опубликованные международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза, и решения его органов действуют в РФ непосредственно, если не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения.

Таможенное законодательство Таможенного союза распространяется на территорию всех трех стран – его участниц (России, Белоруссии и Казахстана).

На территории России законодательство о таможенном деле в силу п. «ж» ст. 71 Конституции РФ представлено исключительно источниками федерального уровня

.

Источники таможенного права на уровне Российской Федерации:

1) Конституция РФ[10];

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, в том числе кодексы[11];

4) подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты ФОИВ, как правило, Минфина и ФТС России).

Основным источником российского таможенного права является Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (действует в ред. от 30 декабря 2012 г.). Он дополняет союзный кодекс и регулирует ряд отношений в области таможенного дела на территории России. Законом устанавливаются:

1) основные принципы ввоза-вывоза товаров и их перевозки под таможенным контролем по территории РФ;

2) порядок декларирования товаров и применения иных таможенных процедур;

3) правила определения страны происхождения товаров и классификации товаров по ТН ВЭД Таможенного Союза;

4) основания корректировки таможенной стоимости без проведения дополнительной проверки;

5) порядок проведения таможенного контроля;

6) порядок приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр;

7) порядок уплаты, возврата и принудительного взыскания таможенных платежей;

8) порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

В Законе содержится и ряд бланкетных норм, которыми решение отдельных вопросов делегируется Правительству РФ и ФТС России

.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]