Беспошлинная торговля представляет собой специальный таможенный режим, при котором товары реализуются на территории определенной страны, но она не взимает с их стоимости налог. Наиболее ярким примером являются магазины duty free (дьюти-фри). Они обычно располагаются в границе между двумя государствами, в том числе и в аэропортах. Товары, которые выставляются на прилавках таких магазинов, не облагаются пошлинами, акцизами и НДС. Поэтому их розничная стоимость намного ниже обычных. В сегодняшней статье мы разберемся в процедуре, принципах и особенностях беспошлинной торговли в соответствии с законодательством Таможенного союза и Российской Федерации.
Содержание и условия
Таможенная процедура представляет собой совокупность норм, которые регламентируют перевозку товаров через государственную границу. Например, отдельно определены правила транзита и реимпорта. Всего, согласно Таможенному кодексу РФ, существует 17 видов процедур. Беспошлинная торговля – одна из них. В ее рамках может осуществляться ввоз, вывоз и оборот любых товаров, кроме запрещенных законом. Декларантом данной процедуры может выступать исключительно владелец магазина беспошлинной торговли. Он может это делать как самостоятельно, так и через собственного представителя. Размещение данных товаров в магазине осуществляется только после выдачи соответствующего разрешения таможенным органом. Все они должны быть задекларированы, а сама точка продажа — открыта в соответствии с установленным порядком.
Основное требование к реализации таких товаров состоит в том, что оптовая торговля ими является недопустимой. Розничная осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Нереализованные товары по желанию могут быть помещены под другую таможенную процедуру, например реэкспорта или выпуска для потребления внутри государства. Законодательство также определяет действия владельца при закрытии или ликвидации магазина. Он обязан поместить все товары под другую таможенную процедуру в течение 15 дней после вынесения соответствующего решения.
Товары беспошлинной торговли
Данной процедуре подлежит любая продукция, которая разрешена к перемещению через государственную границу и обороту на внутренней территории. Запрещена беспошлинная торговля следующими товарами:
- Продукцией, которая не предназначена для личного потребления или использования физическими лицами.
- Товарами, вес которых превышает 20 кг или сумма размеров которых более 200 см.
- Упакованной продукцией, предназначенной для розничной продажи.
Также может быть запрещена беспошлинная торговля товарами, в отношении которых установлены неэкономические запреты и ограничения согласно законодательству РФ. Однако в этот перечень не могут быть включена следующая продукция:
- Изделия из рыбы и водных беспозвоночных, которые упакованы и готовы к непосредственному употреблению и вес которых не превышает полкилограмма.
- Осетровая икра. Однако она должна быть маркирована в соответствии с Конвенцией о международной торговле, а ее вес не должен превышать 0,25 кг.
- Лекарственные препараты, которые продаются без рецепта.
- Ювелирные изделия, за исключением уникальных из янтаря.
- Любые сувениры.
Процедура беспошлинной торговли предполагает продажу алкогольной продукции и табачных изделий без акцизных и других марок, если на их упаковке есть надпись: «For duty free sale only» на английском или ее перевод на русский, нанесенные типографским способом.
Таможенные процедуры
Согласно ст. 303 ТК ТС , под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, вывозу за пределы таможенной территории таможенного союза, а также товаров, запрещенных к обороту на территориях государств — членов таможенного союза.
На территории РФ на сегодня, такой Перечень установлен распоряжением Правительства РФ от 12.11.2003 № 1642-р и включает в себя следующие категории товаров:
— товары, не предназначенные для личного пользования или потребления физическими лицами;
— тяжеловесные товары (весом более 20 кг) и громоздкие товары (при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см);
— товары, предназначенные для реализации в первичных упаковках, предназначенных для розничной продажи, если такие товары не упакованы указанным образом до их помещения под таможенную процедуру беспошлинной торговли (товары, требующие расфасовки, упаковки или взвешивания).
— товары ТС, облагаемые вывозными таможенными пошлинами или в отношении которых установлены запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением:
— изделий из рыбы и ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных (включая икру), упакованных для розничной продажи и готовых к непосредственному употреблению, весом нетто не более 0,5 кг;
— икры осетровых видов рыб в упаковке весом нетто не более 0,25 кг, специально маркированной в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.;
— лекарственных препаратов (включая провитамины, витамины, гормоны и антибиотики), применяемых в медицинских целях и зарегистрированных в Российской Федерации, в упаковках для розничной продажи, если они могут продаваться без рецепта (назначения) врача;
— ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также янтаря, за исключением уникальных янтарных образований;
— сувениров или изделий народного промысла из бумажной массы, деревянных и (или) металлических.
Ввоз алкогольной продукции, табака и табачных изделий на таможенную территорию ТС возможен в соответствии с приказом ГТК РФ от 24.01.2001 № 80 «О маркировке отдельных подакцизных товаров, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли» только при наличии на товарах наклеенных в установленном порядке акцизных или специальных марок. Такие марки наклеиваются еще до момента ввоза товаров на таможенную территорию ТС.
Алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию ТС, подлежащие маркировке марками акцизного сбора или специальными марками, ввозятся и помещаться под таможенной процедурой беспошлинной торговли без акцизных и специальных марок при наличии на этикетках и контрэтикетках (для алкогольной продукции) и упаковках (для табака и табачных изделий) обозначения на русском языке:
«Только для продажи в магазине беспошлинной торговли» или текстом аналогичного содержания на английском языке — «For duty free sale only». Указанное обозначение наносится как типографским способом, так и с путем нанесения дополнительных наклеек (стикеров). Большинство организаций, открывших магазины беспошлинной торговли, ввозят алкогольную продукцию, табак и табачные изделия иностранного производства с такой надписью, нанесенной типографским способом на предприятии — изготовителе. Также не подлежат маркировке марками акцизного сбора или специальными марками алкогольная продукция, табак и табачные изделия, произведенные на территории ТС.
Реализация товаров, имеющих специальную маркировку, запрещена. Такие товары признаются находящимися в незаконном обороте и подлежат изъятию в соответствии с законодательством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 № 200 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2000 N 970)»О маркировке отдельных подакцизных товаров, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли»)
Согласно п.3 ст. 303 ТК ТС, товары, используемые для обеспечения нормального функционирования магазина беспошлинной торговли, помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли не подлежат.
К таким товарам, в частности, относятся:
— оборудование, предназначенное для обустройства помещений магазина беспошлинной торговли;
— пробники (тестеры) и иные товары, предназначенные в соответствии с законодательством страны-участника ТС для реализации на территории этого государства отдельных видов товаров.
Порядок применения таможенных пошлин, налогов и ограничений при помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, поскольку такие товары предназначены для реализации гражданам при их выезде за границу и фактически вывозятся за пределы таможенной территории ТС.
К таким товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством государств-участников ТС.
Иные запреты и ограничения, не имеющие экономического характера и установленные исходя из целей государственной, экологической безопасности стран-участниц ТС, защиты прав интеллектуальной собственности, а также защиты здоровья и нравственности населения, подлежат применению.
К таким, в частности, относится лицензирование импорта, хранения и поставок алкогольной продукции, ввозимой из других стран на таможенную территорию ТС.
В отношении отдельных категорий товаров, подлежащих обязательной государственной сертификации, требуется представление соответствующих сертификатов.
В отношении иностранных товаров, ранее помещенных под иные таможенные процедуры при их ввозе на таможенную территорию ТС, при помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли производится возврат ранее уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов, если такая уплата производилась.
При помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли товаров ТС производится освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством страны-участника ТС о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст. 306 ТК ТС , обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру беспошлинной торговли, прекращается у декларанта: при реализации этих товаров физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза; при помещении этих товаров под иную таможенную процедуру; при задержании товаров таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС; в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 ТК ТС.
Согласно п. 2 ст. 303 ТК ТС, заявителем (декларантом) таможенной процедуры беспошлинной торговли может быть только владелец магазина беспошлинной торговли. Декларировать товары в соответствии с данной таможенной процедурой владелец магазина беспошлинной торговли может как самостоятельно, так и посредством услуг таможенного брокера.
При помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли в соответствии со статьями 196 и 85 ТК ТС таможенные органы требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. Порядок применения данного положения разъяснен письмом ГТК РФ от 07.04.2004 № 01-06/12823 «Об использовании обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенный режим беспошлинной торговли», в соответствии с которым при помещении под рассматриваемую таможенную процедуру иностранных товаров, предназначенных для продажи в магазине беспошлинной торговли, который функционирует менее одного года, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с главой 12 ТК ТС должно предоставляться обязательно.
При этом:
— если склад магазина беспошлинной торговли расположен вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, где функционирует магазин, то размер обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов определяется как сумма таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения, и в этом случае применяются положения приказа ФТС РФ от 25.07.2008 N 917 (ред. от 21.10.2010) «Об использовании таможенными органами договоров поручительства, заключаемых в рамках генеральных договоров поручительства между ФТС России и поручителями, в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем и международном таможенном транзите»
Возврат обеспечения уплаты таможенных платежей в указанном случае осуществляется после предоставления владельцем магазина беспошлинной торговли соответствующего отчета по установленной форме о реализации указанных товаров в магазине беспошлинной торговли;
— если склад магазина беспошлинной торговли расположен в пределах пункта пропуска через Государственную границу РФ, где функционирует магазин, то таможенным органом может быть потребовано обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в фиксированном размере в отношении всех товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли по одной таможенной декларации, которое должно быть равно сумме таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске для свободного обращения иностранных подакцизных товаров, задекларированных в этой таможенной декларации.
При помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли иностранных товаров, предназначенных для продажи в магазине беспошлинной торговли, который функционирует более одного года, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется с учетом следующих особенностей:
— если склад магазина беспошлинной торговли расположен вне пределов пункта пропуска через Государственную границу РФ, то таможенным органом может быть потребовано обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в фиксированном размере, которое должно быть равно сумме таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске для свободного обращения иностранных товаров, одновременно находящихся на складе магазина беспошлинной торговли;
— если склад магазина беспошлинной торговли расположен в пределах пункта пропуска через Государственную границу РФ, где функционирует магазин, то таможенным органом может быть потребовано обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в фиксированном размере, которые подлежали бы уплате при выпуске для свободного обращения иностранных подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли .
Разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли выдается таможенным органом путем осуществления выпуска товаров в заявленной таможенной процедуре. Такие товары декларируются (заявляются к таможенной процедуре) владельцем магазина беспошлинной торговли (для этих целей магазин должен быть открытым в соответствии с установленным порядком) путем подачи ГТД, заполненной в соответствии:
— правилами заполнения ГТД при декларировании российских товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли (в отношении товаров ТС);
— правилами заполнения ГТД при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС и (или) выпускаемых для свободного обращения (в отношении иностранных товаров).
Вышеуказанные правила установлены Решение Комиссии Таможенного союза 257 от 20.05.10 Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 379).
Одновременно с ГТД в таможенный орган должны быть представлены все иные документы и сведения, необходимые для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, установленные приказом ФТС РФ от 25.04.07 № 536 (ред. от 17.02.2010) «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».
Одним из основных документов является уведомление о сроке открытия магазина беспошлинной торговли.
Основным требованием, относящимся к порядку и условиям реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, является их розничная торговля (оптовая и мелкооптовая торговля не допустимы) непосредственно в магазине беспошлинной торговли.
Магазины беспошлинной торговли открываются в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Помимо непосредственно расположенных по периметру государственной границы статус пунктов пропуска имеют морские, речные порты и аэропорты, открытые для международного сообщения.
Открытие магазина беспошлинной торговли (ст.33 ТК ТС) осуществляется в соответствии с порядком установления режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при наличии регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю товарами, если обязательность их получения предусмотрена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Владелец магазина беспошлинной торговли обязан предварительно уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого находится такой магазин, о сроке открытия магазина беспошлинной торговли. Уведомление подается в произвольной письменной форме в таможенный орган, в регионе деятельности которого открывается магазин беспошлинной торговли. Выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой беспошлинной торговли (выдача таможенным органом разрешения на помещение товаров под эту таможенную процедуру), прибывших в адрес такого магазина, допускается только после получения таможенным органом такого уведомления.
Уведомление подается, как правило, не позднее, чем за 15 дней до дня (даты) открытия, указанного в уведомлении. Получение уведомления о сроке открытия магазина беспошлинной торговли удостоверяется письмом таможни за подписью начальника таможни либо лица его замещающего, адресованном владельцу магазина беспошлинной торговли.
направляется владельцу магазина беспошлинной торговли по почте или вручается непосредственно его уполномоченному представителю и является документом, подтверждающим сведения о получении уведомления о сроке открытия магазина беспошлинной торговли.
Розничная торговля товарами в магазинах беспошлинной торговли должна осуществляться в соответствии с требованиями и ограничениями законодательства Российской Федерации, установленными в отношении розничной торговли товарами отдельных категорий.
Владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только российское юридическое лицо ТС.
Требования к расположению, обустройству и оборудованию магазина беспошлинной торговли установлены статьей 84 Федерального закона .
Помещения магазина беспошлинной торговли, имеющие статус зон таможенного контроля, могут состоять из:
— торговых залов;
— подсобных помещений;
— складов.
Помещения должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить продажу товаров исключительно в торговых залах магазина беспошлинной торговли, а также сохранность товаров и возможность проведения в отношении них таможенного контроля.
Торговые залы должны быть расположены таким образом, чтобы была исключена возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на территории Российской Федерации, в том числе путем передачи их физическим лицам, остающимся на этой территории.
В целях выполнения данного требования здание магазина беспошлинной торговли должно быть расположено в пределах пункта пропуска за зоной проведения непосредственно фактического таможенного контроля в зоне движения автотранспорта и физических лиц на выезд из Российской Федерации в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В торговых залах магазина беспошлинной торговли должна непосредственная реализация товаров физическим лицам, выезжающим за границу. На складах хранятся товары, заявленные и помещенные (выпущенные) под таможенную процедуру беспошлинной торговли. В подсобных помещениях должны находиться товары, подлежащие перемещению в торговый зал. При этом для целей функционирования магазина беспошлинной торговли достаточно наличие торгового зала и склада. Подсобные помещения могут не выделяться, если площадь торгового зала достаточна для размещения большого количества товаров, перемещаемых со склада единовременно.
В соответствии с общими требованиями розничной продажи отдельных видов товаров торговый зал магазина беспошлинной торговли должен быть оборудован стеллажами и витринами, позволяющими потенциальному покупателю ознакомиться с внешним видом и иными характеристиками товаров непосредственно до покупки.
Приказом ФТС РФ от 28.12.2010 N 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела» (вместе с «Порядком представления отчетности в таможенный орган лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела») установлены требования к обустройству складов магазина беспошлинной торговли, если такие склады расположены вне пределов пунктов пропуска через Государственную границу РФ. Такие требования включают в себя:
— обеспечение сохранности товаров;
— исключение доступа к товарам посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками магазина беспошлинной торговли);
— обеспечение возможности проведения в отношении товаров таможенного контроля.
Помещения, используемые в качестве склада, должны располагаться в зданиях или сооружениях и отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации.
Внутри склада магазина беспошлинной торговли не могут располагаться коридоры, тамбуры, вестибюли, административно-бытовые и технические помещения, а также места для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки.
Площадь помещений, используемых в качестве склада, должна быть достаточной для нормального функционирования склада с учетом настоящих обязательных требований.
Помещения склада должны иметь обозначения, соответствующие установленным требованиям к обозначению зон таможенного контроля.
Склад должен быть оборудован постоянно находящимися в исправном состоянии и достаточными для его нормального функционирования:
— погрузо-разгрузочными средствами и средствами транспорта;
— складским оборудованием;
— средствами для взвешивания товаров, точность и пределы измерения, которых соответствуют характеру товаров, предполагаемых к хранению на складе.
Помещения склада должно быть оборудованы двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа Российской Федерации.
В помещении склада перед проемом здания, через который осуществляется принятие товаров на склад и выдача товаров со склада, должна быть постоянно выделена отдельная площадь размером не менее 5 метров в длину и не менее 5 метров в ширину, обозначенная по периметру сплошной белой линией (шириной не менее 20 см.) для целей проведения таможенного контроля.
Указанная площадь склада не может использоваться для хранения товаров.
На указанной площади должно располагаться оборудование, позволяющее должностным лицам таможенных органов осуществлять составление и оформление таможенных документов.
Круг обязанностей владельца магазина беспошлинной торговли определен статьями 36 и 37 ТК ТС. При этом все обязанности сводятся к необходимости соблюдения условий, требований и ограничений таможенной процедуры беспошлинной торговли, порядка реализации товаров в магазине беспошлинной торговли, установленного в соответствии с ТК ТС, а также законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере розничной торговли товарами.
Дополнительными обязанностями владельца магазина беспошлинной торговли являются ведение учета поступления и реализации товаров в магазине беспошлинной торговли и представления отчетности в таможенные органы, а также в случае закрытия магазина беспошлинной торговли в уведомлении об этом таможенных органов.
Владелец магазина беспошлинной торговли несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в случае утраты иностранных товаров либо их использования в иных целях, чем продажа в магазине беспошлинной торговли в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории ТС, в соответствии с требованиями и условиями, установленными законодательством Российской Федерации.
В отношении владельца магазина беспошлинной торговли также применяется общее условие освобождения от ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов в случае уничтожения либо безвозвратной утраты товаров вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения или реализации.
Владелец магазина беспошлинной торговли не реже одного раза в три календарных месяца предоставляет в таможню, в регионе деятельности которой функционирует магазин беспошлинной торговли, отчетность о товарах, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и реализованных в магазине беспошлинной торговли, а также о товарах, в отношении которых таможенная процедура беспошлинной торговли изменена на иную таможенную процедуру, по форме, установленной Приказом ФТС РФ от 28.12.2010 N 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела» (вместе с «Порядком представления отчетности в таможенный орган лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела»). При этом таможенный орган вправе запросить предоставление отчета в любое время. В этом случае отчет должен быть предоставлен в течение 7 дней со дня получения письменного запроса об этом таможенного органа.
Такой отчет также предоставляется и в случае закрытия магазина беспошлинной торговли.
Согласно ст.305 ТК ТС , действие таможенной процедуры беспошлинной торговли завершается реализацией товаров, помещенных под эту таможенную процедуру, в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо помещением этих товаров под иные таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС.
Для целей осуществления таможенного контроля соблюдения порядка проведения отдельных таможенных операций в при использовании таможенной процедуры беспошлинной торговли владелец магазина беспошлинной торговли представляет отчет в таможенные органы по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
В случае закрытия магазина беспошлинной торговли (п. 2 ст.305 ТК ТС ) с товарами производятся следующие действия:
— В случае прекращения деятельности магазина беспошлинной торговли товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат помещению под иную таможенную процедуру в течение 1 (одного) месяца со дня, следующего за днем прекращения деятельности указанного магазина При несовершении указанных действий, товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС. (п. 2 ст. ст.305 ТК ТС );
— в отношении товаров ТС, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат уплате возвращенные ранее суммы внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с начислением на указанные суммы процентов по ставкам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшим в период нахождения товаров в магазине беспошлинной торговли.
Товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, со дня, следующего за днем закрытия магазина беспошлинной торговли, приобретают статус находящихся на временном хранении. Продажа таких товаров, а также помещение других товаров в магазин беспошлинной торговли, не допускаются. Такие товары должны быть помещены под иные таможенные процедуры в порядке описанном выше.
Закрытие магазина беспошлинной торговли не освобождает владельца магазина от соблюдения требований и исполнения обязанностей, установленных ТК ТС.
Продукция для обслуживания дьюти-фри
Товары, которые необходимы для нормального функционирования точки беспошлинной торговли, не подлежат помещению под данную процедуру. Они включают:
- Оборудование, покупаемое для обустройства магазина.
- Пробники.
- Другие товары, предназначенные для потребления на внутренней территории государства в соответствии с Таможенным кодексом.
Классификация СЭЗ
Выделяют несколько основных характеристик фри зоны (ЗСТ), относящихся к их различным характеристикам:
- Географическая форма.
- Тип бизнеса.
- Промышленная специализация (услуги, технологии, логистика, строительство, сборка и т. д.).
Режим фри зоны пытается обеспечить благоприятные условия, которые снижают издержки деловых операций, способствуют инвестициям, содействуют торговле, стимулируют создание рабочих мест и помогают внедрить определенные экономические реформы.
Фри зоны в основном располагаются вокруг крупных морских портов, международных аэропортов и национальных границ — районов с множеством географических преимуществ для торговли.
Фри зоны обычно делятся на четыре категории:
Зоны свободной торговли
Обычно располагаются рядом с морскими портами или аэропортами, в основном предлагают освобождение от национальных импортных и экспортных пошлин на реэкспортируемые товары. Местные услуги выигрывают, пусть и незначительно, в виде добавленной стоимости к продаваемым товарам.
Зоны экспортной обработки
Сосредотачиваются на экспорте со значительной добавленной стоимостью, а не только на реэкспорте.
Особые экономические зоны
Применяют многоотраслевой подход к развитию и ориентированы как на внутренний, так и на внешние рынки. Они предлагают множество стимулов, включая инфраструктуру, налоговые и таможенные льготы, более простые административные процедуры.
Промышленные зоны
Ориентированы на конкретные виды экономической деятельности, такие как медиа или текстильная промышленность, с соответствующей адаптацией инфраструктуры.
Требования к магазину
Таможенная процедура беспошлинной торговли предполагает открытие специальных точек продаж в пунктах пропуска через государственную границу, включая аэропорты. По российскому законодательству существует два вида магазинов дьюти-фри. Они различаются категориями покупателей, которые могут приобретать в них продукцию. Магазины беспошлинной торговли бывают:
- Для физических лиц, которые выезжают за таможенную территорию.
- Для дипломатических представительств иностранных государств и международных организаций, а также приравненных к ним служащих консульств и членов их семей.
Требования к магазину беспошлинной торговли зависят от его вида. Они касаются его расположения, оборудования и обустройства.
Что можно приобрести в магазинах
Узнав, что такое дьюти-фри, каждый турист, отправляясь в путешествие, обязательно заскочит в выгодную торговую точку. В дьюти-фри можно приобрести разные товары, все зависит от страны, на границе которой находится беспошлинный магазин. Чаще всего покупают:
- Алкогольные напитки.
- Табачные изделия.
- Парфюмерию.
- Косметику.
- К тому же, в магазине можно купить различные сладости, сувениры.
Дьюти-фри для физических лиц
Магазины для въезжающих на таможенную территорию РФ должны состоять из торговых залов, подсобных и складских помещений. Они оборудуются таким образом, чтобы обеспечить возможность контроля по отношению к ним. Вход посторонних в подсобные и складские помещения строго запрещен. Торговый зал дьюти-фри располагается таким образом, чтобы исключить возможность изъятия из него товаров помимо таможенного контроля и передачи третьим лицам, которые не собираются пересекать границу. В нем должны иметься стеллажи и витрины, которые позволяют потенциальным покупателям ознакомиться с ассортиментом.
В складском помещении выделяется отдельная площадь для проведения процедуры таможенного контроля, размер которой — не меньше 5 метров в длину и столько же в ширину. Она обозначается белой линией, толщина которой обязана быть больше 20 см. Товары магазина беспошлинной торговли не могут храниться на этой площади. Она предназначена исключительно для таможенного контроля.
Магазин беспошлинной торговли по законодательству Российской Федерации о таможенном деле
По вопросам функционирования магазинов беспошлинной торговли на единой таможенной территории таможенное законодательство ТС (ст. 304 Таможенного кодекса ТС) передает соответствующие нормотворческие полномочия на уровень государств — членов ТС. Актами национального законодательства государств — членов ТС определяются:
- требования к магазинам беспошлинной торговли, касающиеся их расположения, обустройства и оборудования;
- порядок функционирования магазинов беспошлинной торговли;
- правила реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли;
- порядок ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли.
В Российской Федерации требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли установлены в ст. 84 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Помещения магазина беспошлинной торговли состоят из торговых залов, подсобных помещений, складов, которые должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров и возможность проведения в отношении их таможенного контроля. Ко всем помещениям магазина беспошлинной торговли устанавливается общее требование, в соответствии с которым они должны располагаться таким образом, чтобы исключить всякую возможность поступления или изъятия товаров помимо таможенного контроля.
Территория магазина беспошлинной торговли не должна включать объекты, не связанные с его функционированием и обеспечением его работы.
Использование помещений магазина беспошлинной торговли для хранения и реализации товаров, не заявленных к таможенной процедуре беспошлинной торговли, не допускается.
Торговые залы. Продажа товаров может осуществляться исключительно в торговых залах магазина беспошлинной торговли, которые должны быть расположены таким образом, чтобы была исключена возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории ТС, в том числе путем передачи их физическим лицам, остающимся на этой территории.
Торговые залы должны находиться за пределами места, определенного для проведения таможенного контроля товаров, вывозимых физическими лицами при следовании этих лиц через таможенную границу ТС. Кроме того, они должны располагаться таким образом, чтобы была исключена возможность доступа в эти залы физических лиц, въезжающих на таможенную территорию ТС.
Подсобные помещения и склад магазина беспошлинной торговли должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы исключить доступ к находящимся в этих помещениях товарам посторонних лиц, а также обеспечить возможность наложения на указанные помещения средств таможенной идентификации.
Примечание. Под посторонними лицами понимаются лица, не являющиеся работниками магазина беспошлинной торговли, не обладающие полномочиями в отношении товаров либо не являющиеся представителями лиц, обладающих полномочиями.
Складом магазина беспошлинной торговли может являться только помещение; использование в этом качестве открытых площадок не допускается. Склад может располагаться вне мест перемещения товаров через таможенную границу ТС, но в пределах региона деятельности таможенного органа, в котором функционирует магазин беспошлинной торговли.
На складе должно быть весовое оборудование с различными пределами взвешивания, обеспечивающее возможность взвешивания реализуемых товаров.
Не могут располагаться на таком складе коридоры для прохода лиц, тамбуры, вестибюли, административно-бытовые и технические помещения, а также места для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки.
В соответствии со ст. 81 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
Юридическое лицо признается владельцем магазина беспошлинной торговли после включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли. Таможенные органы ведут реестры владельцев магазинов беспошлинной торговли и обеспечивают их периодическую публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий.
На владельца магазина беспошлинной торговли возложен ряд обязанностей (ст. 36 Таможенного кодекса ТС), невыполнение которых влечет за собой привлечение к юридической ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также исключение его из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли. Такими обязанностями являются обязанности:
- по обеспечению сохранности товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
- по соблюдению установленных условий и требований, установленных таможенным законодательством;
- по обеспечению возможности проведения таможенного контроля;
- по ведению учета поступления товаров в магазин беспошлинной торговли и их реализации, а также по представлению таможенным органам отчетности о таких товарах;
- по уплате таможенных пошлин и налогов, причитающихся в связи с помещением товаров под таможенный режим беспошлинной торговли;
- по информированию таможенного органа, включившего юридическое лицо в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, об изменении ранее заявленных сведений (на выполнение этой обязанности отводится пять дней).
Магазины для диппредставительств
Требования к обустройству, расположению и оборудованию точки продажи второго вида устанавливается правительством РФ. Однако соответствующего постановления оно пока еще не приняло. Поэтому на данный момент в России нельзя организовать беспошлинную торговлю для дипломатических представительств иностранных государств и международных организаций.
Особенности права собственности на магазин
Владельцем такой точки беспошлинной продажи товаров может выступать только юридическое лицо одного из государств Таможенного союза. Оно должно быть включено в соответствующий реестр. К нему выдвигается ряд требований:
- Наличие пригодных помещений в оперативном управлении, хозяйственном ведении или собственности заявителя.
- Отсутствие у него привлечений к административной ответственности за нарушения в таможенной сфере в течение года до дня обращения для регистрации.
- Наличие обеспечения уплаты налогов в размере не менее 2,5 миллиона рублей.
Сколько всего фри зон в мире, и где они располагаются?
В настоящее время существует несколько сотен фри зон по всему миру. Регион БВСА (Ближний Восток и Северная Африка) имеет немалую популярность среди инвесторов во фри зоны. В 17 странах БВСА насчитывается около 73 свободных зон.
Теперь давайте рассмотрим наиболее популярные фри зоны мира.
DMCC (ОАЭ)
DMCC считается наиболее популярной фри зоной Дубая. Она располагается недалеко от фешенебельного района Dubai Marina.
DMCC приняла стратегию умного города в 2021 году и стала первой фри зоной в мире, которая предложила своим членам возможности электронной подписи. Уже зарегистрировано более 8000 фирм. DMCC ежемесячно регистрирует около 200 новых компаний.
В целом, на территории ОАЭ действует 37 фри зон. Ежегодно ОАЭ привлекает более 10 млрд долларов США прямых инвестиций. Предпринимателей привлекает благоприятное для бизнеса законодательство и налоговая среда государства.
Танжер-Мед (Марокко)
Инвесторов в Танжер-Мед привлекает доступ к морским путям через Гибралтарский пролив, который отделяет Марокко всего на 14 км от Европы. Планируется открыть вторую фри зону в Айн-Дайла — Танжер, которая будет иметь площадь 1200 гектаров и промышленную направленность. Она дополнит существующую ЗСТ производственной и логистической деятельностью.
СЭЗ «Парк инновационных технологий» (Казахстан)
ОЭЗ расположена всего в 28 км от Алматы на юге Казахстана. В ней зарегистрировано более 180 компаний. Инвесторы могут воспользоваться льготными налоговыми ставками, включая 0% налога на имущество и корпоративный доход, социального и земельного налога. Особое внимание уделяется инновационным компаниям, стартапам и, в частности, малому и среднему бизнесу, на долю которых приходится 100% арендаторов.
ОЭЗ Катовице (Польша)
Более 63 000 человек работают в ОЭЗ Катовице, которая расположена примерно в 80 км к западу от Кракова на юге Польши. В настоящее время она расширила свою территорию на 269 гектаров, большинство из которых расположены в небольших городах и предназначены для привлечения малых и средних предприятий.
Франка де Богота (Колумбия)
Более четверти компаний в колумбийской ЗСТ Франка де Богота являются транснациональными корпорациями крупных иностранных инвесторов, таких как немецкая логистическая компания DHL, британский телекоммуникационный гигант BT и коммуникационный центр из Испании Telefónica. Колумбийская фри зона предлагает внутреннюю транспортную сеть, программы мобильности и удобства, такие как медицинский центр, стоматологии, салоны красоты и круглосуточный магазин для 30 000 сотрудников местных компаний.
Исследование ОЭСР показало, что фри зоны предоставляют многочисленные преимущества для бизнеса, но слабо регулируемая ЗСТ также привлекательна для лиц, занимающихся незаконной и преступной деятельностью, такой как торговля контрафактными товарами, контрабанда, отмывание денег.
Согласно этому исследованию, каждая дополнительн появившаяся ЗСТ в экономике связана с увеличением стоимости экспорта контрабанды на 6,9%. Увеличение на 1% количества фирм, работающих в СЭЗах, приводит к росту контрабанды на 0,29% и 0,21% соответственно.
Наряду с нарушением товарных знаков и авторских прав, контрафактные и пиратские товары влекут за собой риски для здоровья и безопасности, потерю доходов для компаний и правительств. Ранее ОЭСР выяснила, что 2,5% импортных товаров во всем мире и 5% импорта Европейского Союза являются подделками.
Подбор счетов Бесплатная консультация
по подбору зарубежных счетов для предпринимате- лей от экспертов по работе с международными банками и счетами для нерезидентов с опытом 20+ лет.
по подбору зарубежных счетов для предпринимателей от экспертов по работе с международными банками и счетами для нерезидентов с опытом 20+ лет.
Свяжемся с вами в течение 10 минут
Свяжемся с вами в течение 10 минут
Регистрация точки беспошлинной торговли
Для включения в список владельцев магазинов дьюти-фри подается заявление. В нем должны содержаться следующие сведения:
- Обращение потенциального владельца с просьбой о включении в реестр.
- Сведения о названии, организационной форме, банковских счетах, расположении помещений, обеспечении уплаты налогов, согласовании открытия магазина, разрешительных и регистрационных документах.
Последние прилагаются к заявлению. В круг дополнительных обязанностей владельца беспошлинной торговли входит учет продукции и предоставление отчетности таможенным органам.
Выдача свидетельства
Открытие магазина регламентируется законодательством РФ и Таможенного союза. Беспошлинная торговля России с гражданами, совершающими въезд на ее территорию, возможна только в магазинах, которые включены в специальный реестр. Их владельцы получают специальное свидетельство. Оно содержит следующие сведения:
- Наименование, организационно-правовая форма, местонахождение и идентификационный номер владельца.
- Расположение торгового зала и склада.
- Название таможенного органа, который выдал данное свидетельство, и дата.
Что такое фри зона?
Фри зона, также известная как зона свободной торговли (ЗСТ) или свободная коммерческая территория, являются подсистемой особых экономических зон (ОЭЗ, СЭЗ).
Фри зона — это ограниченная территория беспошлинной торговли, предлагающие складские и распределительные помещения для торговых, перевалочных и реэкспортных операций без вмешательства таможенных органов.
Её главной целью является решение социально-экономических проблем отдельных регионов государства.
Использование фри зон мира для инвесторов выгодно по следующим причинам:
- Экономия на логистике путем приближения места производства к потребителям.
- Минимизация таможенных отчислений.
- Возможность использовать развитую инфраструктуру.
- Доступ к дешевой рабочей силе.
- Избежание административных преград.
Страна беспошлинной торговли
Но всегда ли при покупке на территории государства, а не в магазине дьюти-фри нужно платить налог? Оказывается, рядом с Испанией находится маленькая страна Андорра. И на ее территории действует режим беспошлинной торговли. Андорра – это настоящий рай для шопоголиков. Непрерывными кажутся ряды магазинов, в которых продают редкие марки дорогих автомобилей, электронику, модную одежду, косметику премиум-класса и продовольственные товары. Многие местные жители активно участвуют в коммерческой жизни страны.
Ежедневно сюда приезжают миллионы людей. Их привлекают не только местные природные красоты и интересная архитектура, но и низкие цены. Все потому, что Андорра – это страна беспошлинной торговли. И здесь туристы могут совместить приятное с полезным. Из Испании практикуются экскурсии в Андорру. На сегодняшний день последняя живет практически полностью за счет туризма и торговли.
Что нужно знать о покупках в дьюти-фри
Приобретая товары в Duty Free, нужно знать некоторые особенности, чтобы покупки были максимально выгодны и комфортны. Таковыми являются:
- Не стоит покупать слишком много литров алкогольных напитков, в пункте прибытия могут изъять то количество, которое превышает лимит, а еще могут наложить штраф за нарушение правил таможни государства.
- Покупок нужно осуществлять не более чем 10-15 единиц одного товара.
- Платить за покупки лучше всего в долларах или евро, приобретенных предварительно в пунктах обмена валют. При расчете картой в национальной валюте можно потерять значительную сумму на конвертации, что сведет к нулю всю экономию.
- Рекомендуется сохранять чеки, полученные при покупке в дьюти-фри, до момента, пока не будет покинута зона аэропорта в пункте прибытия.
Выполняя требования и зная особенности осуществления покупок в беспошлинной зоне, можно существенно сэкономить и купить нужные и приятные товары.