Товары, которые ввозят на территорию России, могут либо подлежать обязательной сертификации или декларированию, либо нет. В ряде случаев контролирующие органы могут потребовать документы (декларации, сертификаты, заключения), подтверждающие соответствие продукции нормативным требованиям. Отказное письмо дает возможность избежать необходимости предоставления таких документов.
Отказное письмо – это в первую очередь разъяснительный документ, целью которого является устранение формальных препятствий к свободному обращению товара на рынке. Этот документ опровергает принадлежность продукции к категориям, которые подлежат обязательной проверке соответствия.
Отказное письмо дает официальное опровержение принадлежности продукции к категории, подлежащей обязательной сертификации
Важный момент – отказное письмо не является подтверждением качества товара, поэтому оно не может использоваться в виде альтернативы добровольного сертификата или декларации соответствия. Для увеличения конкурентоспособности продукции на рынке желательно пройти и процедуру сертификации.
Как получить отказное письмо
Подать заявление на получение отказного письма может как производитель, так и поставщик или продавец товара.
Выдача этого документа производится специально уполномоченными аккредитованными организациями в строгом соответствии с нормами действующего российского законодательства и актуальными перечнями продукции, подлежащей обязательной и добровольной сертификации.
Документ оформляют на фирменном бланке органа, осуществляющего его выдачу, заверяют гербовыми печатями. Его содержание представляет собой цитаты из действующего законодательства, подтверждающие, что для данного товара не нужна обязательная сертификация или декларирование.
Не следует путать отказное письмо для таможенного оформления с другими типами отказных писем: для осуществления торговли, в сфере пожарной безопасности, Ростехнадзора, Роспотребнадзора. Это разные документы, каждый из которых имеет свои особенности, и выдают их разные инстанции.
Отказное письмо для таможни не следует путать с другими типами отказных писем
Кто подает уведомление о ввозе прослеживаемых товаров
Организации и предприниматели, которые ввозят прослеживаемые товары из стран ЕАЭС. Перечень таких товаров утвержден Постановлением от 01.07.2021 № 1110. Система налогообложения значения не имеет.
В Евразийский экономический союз (ЕАЭС) входят:
- Республика Армения,
- Республика Беларусь,
- Республика Казахстан,
- Кыргызская Республика,
- Российская Федерация.
Если товар ввозится из других стран, уведомление подавать не нужно.
Важно! Уведомление о ввозе не заменяет заявление о ввозе и уплате косвенных налогов. Это самостоятельные документы со своими реквизитами и значением. Если ввозите прослеживаемые товары, нужно подавать обе формы.
Документы, необходимые для получения отказного письма:
- заявление на оформление отказного письма;
- инвойс, а также контракт или товарно-транспортная накладная;
- для товаров, бывших в употреблении, необходимо заключение ТПП или акт таможенного досмотра;
- для образцов – разрешение на проведение клинических испытаний;
- для запасных частей – сертификаты на конечное изделие;
- для гуманитарной помощи – удостоверение о признании товара гуманитарной помощью;
- реквизиты предприятия;
- свидетельства ОГРН и ИНН;
- коды статистики компании-заявителя.
осуществляет услуги по оформлению отказных писем для таможни. Свяжитесь с нами, чтобы получить ответы на любые интересующие вас вопросы.
Как написать в таможню
Каждый имеет право обращения в государственный орган. Это закреплено Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №ФЗ-59.
Для начала определите цель своего обращения. Какой ответ вы хотите получить?
По своему характеру обращения могут быть связаны:
- с вашими предложениями по совершенствованию нормативной базы, таможенных технологий либо работы таможенного органа;
- с просьбами в содействии реализации ваших прав при взаимодействии с таможенными органами, а также критикой таковых;
- с жалобами на действия/бездействия должностных лиц таможенных органов;
- с просьбами разъяснить тот или иной вопрос по таможенному делу.
Почему это важно?
Ответы на ваши обращения будет произведены в разном порядке. Вопросы обжалования – в одном, консультирование — в другом, все остальное – в третьем.
Например, ответ на консультацию готовит, как правило, должностное лицо правового отдела, оно же его и подписывает. Однако, этот ответ не может являться основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров
Ответы на обращения иного рода готовит должностное лицо профильного структурного подразделения, подписывает обычно руководитель в ранге курирующего заместителя начальника таможенного органа. Статус несколько выше, хотя тоже ни к чему никого не обязывает.
Куда пишем?
Направлять обращения следует в тот таможенный орган, в чьей компетенции находится решение того или иного вопроса. Помним, что жалобы направляются только в вышестоящий таможенный орган. Направлять в последнее время стало удобнее на электронный адрес таможни, хотя и обычное заказное письмо тоже сойдет. Спустя какое-то время неплохо позвонить в таможню и поинтересоваться, дошло ли обращение, под каким номером зарегистрировано и кто готовит ответ.
Что пишем в обращении?
В преамбуле письма в зависимости от характера обращения укажите, например, «на основании ФЗ-59 от 02.05.2006».
Если вы хотите получить письменную консультацию по вопросам таможенного дела, либо информацию о нормативно-правовом акте, в своем запросе обязательно укажите, что просите предоставить ее в соответствии со статьей 359 ТК ЕАЭС (ст.364 ФЗ-289) или «Административным регламентом ФТС по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов». Зачастую таможенные органы отказывают в проведении консультации именно на основании отсутствия этой фразы в запросе.
Ясно формулируйте свою мысль. Хорошо, когда заданные вопросы предполагают однозначные и конкретные ответы. Если чего-то просите, не пишите «принять меры», иначе получите такой же ответ.
К обращению можно прикладывать копии документов, поясняющих ситуацию, в этом случае в обращении сделайте ссылку на количество листов приложения.
В письме обязательно указываем фамилию и обратный адрес. Если желаете получить оперативный ответ, рекомендуем пользоваться все-таки электронной почтой. В этом случае укажите свой электронный адрес, а также желаемый способ получения ответа. Не факт, что свой ответ таможня отправит именно электронными каналами связями, но в последнее время это случается довольно часто.
В какие сроки ждать ответ?
По общему правилу, таможенные органы должны ответить не позднее 30 дней с момента регистрации вашего обращения. Возможно продление срока подготовки ответа еще на 30 дней. Срок оказания услуги по письменному консультированию также составляет один месяц.
Не факт, что ответ вас удовлетворит. Зачастую таможенники отделываются общими фразами и ссылками на общедоступные нормативные документы, которые вы тоже умеете читать.
Когда таможня вправе потребовать дополнительные бумаги
Обычно запросы отправляются в рамках таможенного контроля, чтобы сверить или уточнить информацию, указанную в декларации, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления. Причем проверочные мероприятия могут проводиться на любой стадии — как до выпуска товаров для свободного обращения, так и в течение трех лет после него. И хоть по закону декларанты обязаны сохранять бумаги по перевезенным грузам в течение 5 лет, подготовить и вовремя предоставить документы 3-летней давности бывает проблематично.
Возможная реакция
Ни одна из организаций, естественно, не будет рада задержке поставки товара. Различные компании реагируют по-разному. Например:
- Самый лучший вариант – погашение в зародыше возникающего конфликта. Заказчик входит в положение, предлагает варианты выхода.
- Контрагент считает задержку поставки товара ударом по своим позициям, требует компенсации. В этом случае стороны обычно имеют шанс договориться о взаимовыгодных условиях.
- Заказчик в ответ составляет претензию о возврате денежных средств. Возможно, при удовлетворении этой претензии, стороны возобновят сотрудничество либо заказчик разорвет договор. Все будет зависеть от конкретных рабочих моментов.
- Партнер сразу обращается в судебные инстанции. Самый неприятный исход задержки поставки товара, но и самый редкий. Отстоять свои интересы поможет корректное поведение, аргументированная и доказательная позиция отсутствия вины и пр.
Если был составлен между сторонами договор о поставках, который предусматривал форс-мажор (и он фактически случился), то поставщик, задержавший товар по уважительным и не зависящим от него причинам, вполне может выиграть суд. При этом он не понесет юридическую ответственность в виде штрафов и пр.
Как бы ни развивались события, уведомить о задержке поставленного товара – необходимо. Так поставщик показывает свою цивилизованность, способность к конструктивному диалогу. Кроме того, ему могут помочь изложить свою позицию дополнения в письмо о задержке поставки товара.
Обоснования
Письмо будет воспринято лучше, если поставщик в нем указывает:
- Форс-мажорные обстоятельства. Если они произошли, должны быть четко описаны в документе.
- Также, помимо этого, следует указать дату, к которому числу товар будет у заказчика. Даже если она приблизительная. Сообщения с конкретикой воспринимаются намного лучше.
- Гарантии и заверения. Можно указать, что, как только товар появится на складе, он тут же будет отправлен заказчику.
Есть много способов «подсластить пилюлю». Самый действенный метод – выразить откровенно, какие факторы способствовали задержке и какие меры производятся для того, чтобы ускорить поставку товара и не допустить такой ситуации в будущем. Например, можно указать, что:
- В будущем логистическая компания (которая является причиной задержки) будет заменена на другую.
- Будет введена автоматизация процесса поставок (если сбой произошел из-за человеческого фактора).
- Будет перезаключаться договор либо к нему будут изданы дополнения.
Как заполнить уведомление
Форма и порядок заполнения регламентированы письмом ФНС РФ от 14.04.2021 № ЕА-4-15/[email protected] (форма по КНД 1169008).
Уведомление заполняется на основании сопроводительных документов. Это могут быть любые документы, подтверждающие приобретение и перемещение товаров: инвойс, договор (контракт) и т.п. На каждую номенклатурную единицу товара понадобится отдельное уведомление. Если товар в сопроводительном документе разбит на несколько строк, но имеет один код ТН ВЭД и единицу измерения, то его можно включить в одно уведомление.
Номер уведомления. Организации и ИП присваивают номер самостоятельно по правилам внутреннего учета. Нумерация может быть как сквозной, так и периодической.
Дата уведомления. Дату ставьте текущую, так как это дата представления документа. Если вы подаете корректировку, дата и номер должны совпадать с теми, что указаны в первичном уведомлении.
Регистрационный номер партии товара (далее — РНПТ). В первичном уведомлении указывать не нужно. Указывайте его, только если подаете корректировочное уведомление, когда инспекция уже присвоила РНПТ на товар.
Сведения о товаре. В этом блоке указываются реквизиты продавца (из стран ЕАЭС) и реквизиты сопроводительного документа. Идентификационный код — аналог российского ИНН для налогоплательщиков из других стран ЕАЭС, содержит от 8 до 14 символов.
Код по ТН ВЭД. Правильность кода ТН ВЭД для прослеживаемых товаров можно проверить на сайте ФНС в разделе «Сервисы прослеживаемости товаров». Если кода нет в справочнике, проверьте, актуален ли он: у кодов есть сроки действия. Перечень кодов утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110.
Если заполняете уведомление в Экстерне, код можно выбрать только из списка допустимых, согласно утвержденному перечню.
Количество в сопроводительном документе. Это число может отличаться от количества, подлежащего прослеживаемости, если в сопроводительном документе указывается количество, отличное от «штук» (например, коробки, упаковки). Для системы прослеживаемости весь товар указывается в штуках.