Кафедра «Таможенное право и организация таможенного дела»


Таможенное регулирование и таможенное дело

Модуль № I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

Тема 1. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

Таможенное регулирование и таможенное дело

Таможенная политика – это система экономических, правовых, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, проводимых государством и направленных на регулирование таможенных отношений и реализацию внутри- и внешнеэкономических интересов России. Она является составной частью внешнеэкономической политики каждого государства и регулирует товарообмен между странами (группами стран), оказывая экономическое и политическое влияние на рынки стран-партнеров и на политику, в том числе экономическую, торговую.

После образования СНГ, бывшие республики СССР, ставшие независимыми государствами, стремились сохранить единое таможенное пространство и образовать Таможенный союз. Таможенный союз – это экономическое объединение государств, имеющих единую таможенную территорию и однотипный механизм регулирования экономики, который базируется на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. Однако в создании Таможенного союза на территории всех государств СНГ произошли задержки. Некоторые государства отошли от процесса. Внутри Содружества шли процессы дифференциации, и регулирование внешнеэкономических связей не было единообразным. Поэтому создание Таможенного союза приостановилось.

И только 6 октября 2008 года был сделан реальный шаг к созданию единого таможенного пространства Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Президенты Российской Федерации, Республик Беларусь и Казахстан решением Межгосударственного совета (высшего органа ЕврАзЭС) констатировали вступление в силу Договора о Комиссии Таможенного союза, а также Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года. 27 ноября 2009 года в Минске на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС подписан Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, который положил начало функционированию на территории трёх государств – Беларуси, России и Казахстана – Таможенного союза. С 1 января 2010 года Таможенный союз начал действовать, были введены новый Единый таможенный тариф и Система нетарифного регулирования. Полномочия по оформлению были переданы наднациональному органу – Комиссии Таможенного союза. В соответствии с Приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17 на основании ФЗ РФ N 114-ФЗ от 2 июня 2010 года «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза», с 1 июля 2010 года на территории РФ введён в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), нормы которого имеют прямое действие. Таможенный кодекс РФ до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС, и подлежит применению с учетом изменившихся основных терминов и их определений в соответствии с ТК ТС.

Теперь производители трёх стран СНГ получили возможность без ограничений перемещать свои товары в «треугольнике» этих стран. Создание Таможенного союза позволяет отказаться от всех форм государственного контроля на границе России, Беларуси и Казахстана. Образовался новый гигантский рынок, который насчитывает около 170 миллионов потребителей. Таможенное оформление товаров (теперь оно называется как в Евросоюзе – «таможенной очисткой») сдвигается к границам Таможенного союза, что приведёт к уменьшению бумажной волокиты, коррупционных поборов. Понятие «отечественный товар» уступило место «союзному товару», то есть произведённому в Таможенном союзе. Отечественными производителями в России будут считаться казахские и белорусские товаропроизводители, и наоборот.

На первое время «союзники» составили список из 400 импортных товаров, которые «особо чувствительны» для стран. Например, в России оставили низкие пошлины на импортные лекарств. А Белоруссия, наоборот, защищая своих производителей, отстояла высокие тарифы. Чтобы импортёры не совершали нарушений, то есть декларировали в документах страну, где значится «льготная пошлина», а вывозили его на территорию, где пошлина высокая, товары будут сопровождаться к месту таможенной очистки. Это предполагает не только присутствие таможенников, но и спецпломбирование грузов, отметки в пунктах пропуска. Если импортёр нарушит законы, его имущество может быть арестовано, а товары конфискованы на территории, где задержаны.

Основные принципы действия Таможенного союза:

– соблюдение суверенных прав и равенства Сторон союза;

– соблюдение основных принципов, заложенных в международных нормах права, принятых на себя Сторонами союза;

– обеспечение экономической безопасности каждой Стороны союза;

– обеспечение экономической целесообразности участия каждой Стороны союза в реализации единой системы таможенного регулирования;

– сохранение, развитие и эффективное использование положительного опыта деятельности таможенных служб Сторон союза;

– соблюдение норм международного права при разработке и применение единой системы таможенного регулирования.

Введение в действие ТК ТС должно укрепить потенциал Сторон союза по противодействию общим экономическим угрозам, в том числе связанным с процессами мирового финансового кризиса, обеспечить благоприятные условия для свободного движения товаров, капитала и рабочей силы на единой таможенной территории.

Действие ТК ТС предназначено обеспечить на единой таможенной территории Таможенного союза:

– упрощение таможенных операций для участников внешнеторговой деятельности, при усилении таможенного контроля на границе союза;

– единые правила таможенной оценки товаров, в том числе происходящих из третьих стран, с учетом правил ВТО;

– единые правила определения страны происхождения товаров и единую систему преференций по отношению к третьим странам;

– единые правила тарифных и нетарифных мер регулирования торговли (экспортных, импортных и тарифных квот, лицензирования) по отношению к третьим странам на основе норм и правил ВТО;

– единую политику взимания импортных и экспортных пошлин в отношении товаров;

– прозрачность условий транзита товаров из третьих стран в третьи страны через единую таможенную территорию, создающую высокие конкурентные условия в этой сфере для Сторон союза;

– функционирование единой автоматизированной информационной системы таможенных служб Сторон союза;

– единообразную методологию организации и проведения таможенного контроля и единый состав применяемых документов;

– единую систему статистической отчетности о товарах, перемещаемых через таможенную границу союза, и его внешней торговле;

– эффективную борьбу с контрабандой;

– дальнейшее развитие высокопрофессиональных таможенных кадров в соответствии с международными стандартами и требованиями Всемирной таможенной организации.

Федеральной таможенной службой РФ (ФТС РФ) подготовлена памятка таможенным органам о порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС(Письмо ФТС РФ от 29 июня 2010 г. N 01-11/31846). В нём сообщается, что порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую таможенную территорию союза и вывоза их соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в РФ. Основным отличием является то, что если иностранные товары, ввезенные в любое из государств — членов Таможенного союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса «товаров Таможенного союза», за исключением товаров, указанных в Протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории союза, получают право свободно обращаться на всей таможенной территории Таможенного союза. Такое же право свободно обращаться на всей таможенной территории Таможенного союза с 1 июля 2010 года получают товары, происходящие из РФ, Республик Беларусь и Казахстан, а также товары, которые на указанную дату признавались отечественными в государствах-членах союза. Также рассматриваются, в частности: порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу; вопросы классификации товаров; определения таможенной стоимости и уплаты таможенных платежей; таможенные процедуры.

Первые месяцы действия Таможенного союза показали издержки, связанные с пересечением границы, что приводит к отказу от размещения в России новых производств. Россия отстаёт от партнёров по союзу на основе разных рейтингов. Практически во всех опросах операторов международной экономической деятельности по простоте таможенных процедур наша страна идёт стабильно во второй сотне. По большинству рейтингов партнёры по союзу выше. Процент физического досмотра грузов в РФ составляет 44%. В то время как в США – лишь 3%.

Определённую таможенную либерализацию должен привнести ФЗ РФ «О таможенном регулировании в РФ», который прошёл первое чтение в ГД. Принятие его предполагается в октябре 2010 года. Он заменит ТК РФ и урегулирует нормы, которые ТК ТС были оставлены на национальном уровне и не регулировались наднациональным органом. Вместе с одобрением закона будут приняты подзаконные акты, призванные упростить таможенные процедуры. В законе предусмотрено сокращение сроков оформления товаров и количества документов на границе. С начала 2012 года должно заработать Единое экономическое пространство (ЕЭП), а это означает более глубокую степень интеграции.

В мире существуют два основных вида таможенной политики: протекционизм и свободная торговля. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров. Государство ставит барьеры на пути свободного проникновения импорта на внутренний рынок, тем самым, защищая интересы отечественного производителя.

Различают жесткий, умеренный и мягкий протекционизм. Для жесткого протекционизма характерны высокие пошлины, почти полный запрет ввоза, стимулирование вывоза. Его недостаток состоит в том, что другие страны вводят аналогичные меры. Умеренный, или промышленный, протекционизм предполагает допуск на внутренний рынок иностранных товаров, уменьшение размеров таможенных пошлин, упрощение порядка прохождения грузов через границу, заключение двусторонних договоров по предоставлению льгот. Мягкий протекционизм состоит в том, что страна ставит участников в особые условия, позволяя ввозить по низкой пошлине товары, которые, как правило, из-за невысокого качества заранее неконкурентоспособны.

Политика свободной торговлинаправлена на поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны, путем установления минимального уровня таможенных пошлин либо вообще их отсутствия. Такая политика временная, часто просто вынужденная.

Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела. В Конституции РФ содержится понятие «таможенное регулирование». Согласно ч.1 ст.1 ТК ТС, таможенное регулирование заключается в правовом регулировании отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной им, в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Для регулирования международного товарооборота существуют органы управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), в системе которых особую роль играет служба, занимающаяся таможенным делом. Осуществление ВЭД невозможно без применения основ таможенного дела.

Согласно ч.2 ст.1 ТК РФ, таможенное дело это совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. К элементам таможенного дела относятся: таможенные операции, таможенные процедуры, таможенный тариф и таможенная статистика.

Таможенные операции– отдельные действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, и применяются независимо от стран происхождения, отправления и назначения товаров. Таможенные операции подразделяют на операции, предшествующие подачи таможенной декларации, совершаемые в местах прибытия и убытия товаров и после подачи таможенной декларации, уплату таможенных платежей, осуществление таможенного контроля, выпуск товаров и другие.

Таможенные процедуры представляют собой совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами и транспортными средствами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

Таможенный тариф представляет собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Таможенного союза при его взаимосвязи с мировым рынком. Как элемент таможенного дела, он помогает определить объем таможенных платежей, подлежащих уплате субъектом ВЭД.

Основой таможенного тарифа является Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС (ТН ВЭД ТС), которая в соответствии со ст. 50 ТК ТС применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. В отношении каждого перемещаемого товара определяется его классификационный код, который влияет на ставку таможенной пошлины.

В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы в соответствии с методологией, утверждаемой решением Комиссии Таможенного союза, ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами (ст. 47 ТК ТС). Данные таможенной статистики таможенные органы представляют:

– правительству, органам и организациям государства — члена Таможенного союза в соответствии с национальным законодательством;

– международным организациям в порядке, установленном международными договорами государства — члена Таможенного союза.

Комиссия Таможенного союза публикует данные статистики внешней торговли государств — членов союза. Таможенными органами могут представляться данные статистики, не содержащие банковскую, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (секреты) либо конфиденциальную информацию, заинтересованным в их получении организациям государства — члена союза. Согласно ст. 48 ТК ТС ведется специальная таможенная статистика в соответствии с законодательством государств — членов союза. Для статистических целей используются документы и сведения, представляемые лицами (ст. 49 ТК ТС). На сведения, используемые для статистических целей, распространяются положения статьи 8 ТК ТС.

Сущность таможенного дела обусловлена его основными целями: защитной, экономической, социальной.

Защитная цельдостигается выполнением задач охраны государственной и общественной безопасности и обеспечения экономических интересов. Для этого применяются юридические средства, которыми государство предписывает правила поведения сторон таможенных правоотношений. Например, ограничение перемещения товаров через таможенную границу, таможенный контроль и др.

Экономическая цельпредопределяется особым местом в области таможенного дела таможенных платежей. Она подразделяется на две составляющие: фискальную и регулятивную, дополняющие друг друга и обеспечивающие развитие национальной экономики.

Фискальное начало экономической цели состоит в пополнении доходной части бюджета государств-членов союза, так как один из существенных его источников – это именно платежи в сфере внешней торговли. В соответствии со ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Сущность регулятивной разновидности экономической цели состоит в том, что государство заинтересовано не только в пополнении своей казны, но и в защите отечественных производителей, создании благоприятного климата для инвестиционного производства.

Социальная цель выражается в том, что РФ и другие страны Таможенного союза стремятся к активному участию в международном сотрудничестве. Россия, являясь одним из 169 государств – членом Всемирной таможенной организации, учитывает, что для развития таможенного дела невозможно без гармонизации и унификации с международными нормами и практикой. В настоящее время ведётся работа по адаптации в регулировании таможенного дела принятых в 2005 году на 105/106 сессии Совета Всемирной таможенной организации Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли.

Введение в таможенное право

Определение 1
Таможенное право представляет собой отрасль российского законодательства, состоящую из системы правовых норм и регулирующую общественные отношения, которые связаны с перемещением товаров и транспортных средств через границу.

Таможенное право – это комплексная отрасль, включающая в себя положения из множества отраслей права:

  1. международного,
  2. конституционного,
  3. уголовного,
  4. административного,
  5. гражданского,
  6. финансового
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]