Один из популярных и выгодных видов доставки товаров для внешнеэкономической деятельности – морские перевозки. Первоначально во время транспортировки по морю большое количество груза не доходило до получателя – реализовывалось, закладывалось и т.д. Для того чтобы защитить интересы грузоотправителя, в логистике был введен специальный документ – коносамент, который до сих пор является обязательным к предъявлению при осуществлении морских перевозок. Поговорим подробнее о том, что это за бумага, каковы ее разновидности и функции, а также расскажем, как правильно оформить коносамент.
Коносамент – что это?
Коносамент – вид товарораспорядительного документа, используемый во внешней торговле, удостоверяющий наличие договора о транспортировке товара между грузоотправителем и перевозчиком. Если сформулировать простыми словами, что это такое – по сути, это оформленная официально расписка. Она выдается морской транспортной компанией владельцу груза о том, что перевозчик получил товар и обязуется доставить его получателю.
Коносамент является документом, подтверждающим право держателя распоряжаться грузом. Оформляется на специальном бланке перевозчиком и вручается грузоотправителю только после отгрузки товара, то есть, является и своеобразным актом приема-передачи. Понятие коносамента, правила оформления и реквизиты отражены в Кодексе торгового мореплавания России.
Обратите внимание! Раньше коносамент применялся только при морской или речной транспортировке груза , сейчас этот документ оформляют и при мультимодальных (несколькими видами транспорта) перевозках. Согласно ст.143 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) , в качестве бумаги, подтверждающей получение товара перевозчиком, разрешается вместо коносамента использовать другой документ – морскую накладную.
Коносамент смешанной перевозки и его особенности
Коносамент смешанной перевозки очень похож на морской коносамент – за исключением того, что он используется для перевозки только тогда, когда предусматриваются, по меньшей мере, два различных способа транспортировки.
Стоит отметить, что в UCP 600, новой редакции правил ICC для документарных аккредитивов, более не содержится статьи «Транспортные документы смешанной перевозки», а вместо этого есть статья «Транспортный документ, покрывающий перевозку не менее чем двумя разными видами транспорта». Хотя коносамент смешанной перевозки тоже служит в качестве расписки в доставке товара перевозчику, он не обязательно свидетельствует о том, что товар был погружен «на борт» океанского судна. К примеру, расписка может относиться к принятию контейнера на контейнерный терминал.
Функции коносамента
Коносамент – это документ, который имеет многоцелевое назначение, так как выполняет несколько функций.
- Свидетельство (расписка) о том, что перевозчик получил груз от владельца, с описанием состояния товара – количества, наличия или отсутствия внешних повреждений. В случае возникновения спорных вопросов коносамент будет являться доказательной базой. Если груз поврежден, на лицевой стороне коносамента делается пометка.
- Подтверждение факта заключения контракта между грузоотправителем и транспортной компанией. Сам по себе коносамент не может заменять договор, так как документ подписывается в одностороннем порядке перевозчиком. Однако основные условия контракта в нем прописываются.
- Предоставление права на распоряжение транспортируемым грузом. По сути, коносамент – оборотный документ: его можно при перевозке продать, передать на определенных условиях, купить. При этом груз получит уже новый владелец коносамента.
- Источник сведений о транспортируемом товаре. В документе описано количество груза, наличие или отсутствие повреждений – для транспортной компании это хороший стимул отслеживания условий перевозки. Например, при обнаружении грузополучателем поврежденной в ходе перевозки упаковки, последний имеет право требовать возмещения ущерба.
- Товаросопроводительный документ, на основании которого груз передается получателю.
Нужно знать! При получении груза покупатель должен обязательно проверить его на целостность и сохранность. Если этого сделано не было, последующие претензии к транспортной компании-перевозчику предъявить будет невозможно.
Почему коносамент является ценной бумагой?
Коносамент подтверждает наличие партии застрахованного груза, который может быть выставлен, как фьючерс на одну из товарно-сырьевых и универсальных бирж.
Фактически коносамент – это транспортно-коммерческий документ, который выдается отправителю перевозчиком в нескольких экземплярах при принятии к перевозке груза. Для оформления такой документации существуют специальные бланки. Их разрабатывают объединения судовладельцев, линейные судоходные компании и прочие морские предприятия. Большинство коносаментов разработаны под эгидой международной неправительственной морской организации — Балтийского и Международного морского Совета (БИМКО).
Виды коносаментов
В практике международной торговли применяются различные типы коносаментов. Классификация разновидностей зависит от предъявителя документа, маршрута перевозки, наличия отметок относительно состояния груза, типа транспортировки, сроков доставки товара. Представляем основные виды коносаментов.
Общее разделение: оборотный и необоротный
Все коносаменты подразделяются на два общих типа. Оборотный тип (negotiable bill of lading) является ценной бумагой, так как дает возможность владельцу распоряжаться товаром, находящимся еще в пути, до прибытия в порт. Такой коносамент можно передавать третьим лицам – продавать, покупать и закладывать в банке, то есть груз по пути следования превращается в объект товарно-денежного оборота. Отсюда и вытекает название ценной бумаги.
Гораздо чаще в практике используется необоротный тип коносамента (non-negotiable bill of lading), который фиксирует получателя товара сразу как единственного правообладателя груза. Передача такого документа третьему лицу невозможна. К необоротным относятся именные коносаменты в связи с тем, что в документе указывается имя получателя груза.
Ордерный
К оборотному типу относят ордерные (to-order bill of lading) коносаменты. Такой документ оформляют, если грузоотправитель или получатель передают право третьему лицу на получение груза, причем изменяться владелец за время следования товара может не один раз. На обороте бланка документа проставляется передаточная надпись (индоссамент) с указанием лица, которому передается право получить товар. В связи с тем, что владельцы груза могут за время перевозки меняться не один раз, индоссаментов может быть несколько. Получателем будет тот, чье имя указано в последней записи.
Именной
Этот тип ценной бумаги (straigth bill of lading) оформляется исключительно на конкретное юридическое или физическое лицо, здесь же указывается точны адрес доставки товара. Передача именного коносамента (а значит, и груза) иному получателю невозможна.
На предъявителя
Коносамент (bearer bill of landing), где реквизиты получателя не указываются: груз будет выдан в порту тому, кто предъявит этот документ. На практике такие документы используются весьма редко, так как любое лицо, имеющее такую бумагу, является законным грузополучателем.
Важно! Оборотные – ордерный коносамент и на предъявителя – выгодны в том случае, если покупатель по каким-то причинам не может внести оплату за товар. Оформление таких документов да е т возможность продавцу передать груз иному получателю.
Океанский
Этот вид коносамента (Master Bill of Lading) еще называют основным, главным. Такой документ выдает морская линия, осуществляющая транспортировку. Оригинал наделяет правом получить груз в точке прибытия. По номеру океанского коносамента можно отследить перемещение товара на сайте морской линии-перевозчика.
Линейный
Линейную форму (liner bill of lading) используют при регулярных морских перевозках на судах, которые следуют по одному установленному маршруту и постоянному расписанию, останавливаясь в определенных портах. Коносамент свидетельствует о том, что товар был принят на борт, перевозчик отвечает за товар с момента погрузки до доставки получателю.
Домашний
Домашний коносамент (home bill of lading) оформляется для того, чтобы избежать проблем, связанных с перевозкой груза. Основные причины составления этого документа:
- необходимость скрыть сведения о получателе и маршруте транспортировки груза;
- оказание отправителем или перевозчиком услуг, не относящихся к сфере морской логистики;
- фрахтователь не желает раскрывать клиенту владельца транспорта;
- коносамент нужно оформить раньше момента отгрузки.
Чартерный (или фрахтовый)
Чартерный коносамент (chartered bill of lading) оформляют, если товар перевозят на основании договора фрахтования (судно нанимают на определенный период времени или рейс). Фрахтовщик предоставляет фрахтователю судно или его часть для груза. Чартерный коносамент оставляется для нерегулярных перевозок и не считается основанием для оформления контракта о морской перевозке.
Прямой
Этот тип коносамента используется при прямой транспортировке – от одного пункта в конечный, без перевалки в других портах.
Сквозной/мультимодальный
Коносамент сквозного типа (through bill of lading) или мультимодальный (multimodal transport bill of lading) составляется, если перевозка мультимодальная –перемещение груза на нескольких судах или с привлечением других видов транспорта (авто или ж/д). Такой документ использовать удобнее, чем составлять отдельные контракты с каждым транспортировщиком на всех этапах. Доставка груза считается выполненной, когда последний перевозчик передал его получателю.
Фидерный
Если товар транспортируется не прямым маршрутом, а через промежуточный порт со сменой судна, оформляется фидерный коносамент (short bill of lading). Такое возможно, например, если в порту отгрузки товара не работают суда транспортной компании-перевозчика. Во время погрузки на другой борт локальный перевозчик оформляет отдельный – фидерный документ.
Внимание! Фидерный тип не является товарораспорядительной бумагой, он только выступает в роли контракта между основным транспортировщиком и промежуточным. Коносамент обязательно предъявляется на пункте таможенного контроля в связи с тем, что последний затребует транспортные документы на часть маршрута , где была пересечена граница.
Чистый
Обычно в чистом коносаменте (clean bill of lading) указывается, что товар находится в удовлетворительном состоянии, в нем отсутствуют пометки или оговорки о дефектах груза или повреждении упаковки.
«Нечистый» (с оговорками)
Этот вид коносамента (claused bill of lading) содержит записи (оговорки) на оборотной стороне бланка о повреждении тары, видимых дефектах товара, несоответствии груза описанию и т.п. Такую бумагу примут в банке при условии, что по договору для оплаты допустимы указанные пометки или оговорки.
Важно! При осмотре груза капитан может записывать в коносамент замечания . Подписывая документ, представитель транспортной компании обязуется сдать получателю груз в состоянии и количестве, указанных в коносаменте. Если перевозчик не сделал пометки о внешнем состоянии (повреждении) груза, то оно считается хорошим. Поэтому бремя доказательства в возможных спорах потом ляжет на него!
Коносамент на погрузку и бортовой
Если товар уже передан перевозчику, но еще не помещен на транспорт, составляется коносамент на погрузку (received for shipment). Бортовым коносаментом (shipped) удостоверяется факт погрузки товара на судно, он оформляется, когда продукция уже находится на борту.
Береговой
После приемки товара от грузоотправителя, но еще до погрузки на судно оформляется береговой (custody bill of lading) тип коносамента. В это время груз обычно находится на складе транспортировщика. После перемещения на борт в бумаге делается отметка о погрузке, иногда береговой могут заменять бортовым коносаментом.
Сборный (групповой)
Этот вид документа (combined/ collapsible bill of lading) оформляется на несколько грузов, предназначенных для разных получателей.
Если к документу добавляется страховой полис, он может называться застрахованным. Обычно страхуют продукцию, перевозимую в контейнерах. В этом случае коносамент будет выступать как товарораспорядительная бумага и как доказательство, что груз застрахован.
Нужно помнить, что получение груза возможно только по предъявлению оригинала коносамента. Однако при почтовом отправлении возможна задержка или утеря ценной бумаги. Альтернатива – использование услуги телекс-релиза (telex release). После отгрузки товара и оформления коносамента оригинал предъявляется в морской компании, которая, проверив данные, дает разрешение своим представителям в порту назначения выдать товар получателю. На коносаменте ставят штамп, который означает, что документ сдан (surrendered Bill of Lading).
Каков стандарт оформления коносамента
Коносамент должен быть подготовлен в соответствии с положениями статьи 14 UCP 600, в которой речь идет о стандартах проверки документов.
В указанной статье сказано:
«Описание товаров, услуг или работ, если оно содержится в документах, за исключением коммерческого счета, может быть дано в общих выражениях, не противоречащих их описанию в аккредитиве».
То есть описание товара в коносаменте и описание в аккредитиве могут текстуально отличаться, не быть идентичными, но совпадать по существу.
В той же статье определено, что:
«… если адреса бенефициара и приказодателя содержатся в каком-либо предусмотренном аккредитивом документе, они не обязательно должны быть такими же, как указаны в аккредитиве или в любом другом предусмотренном документе, но должны быть в той же стране, что и соответствующие адреса, упомянутые в аккредитиве. Контактные данные (телефакс, телефон, адрес электронной почты и т. п.), указанные как часть адреса бенефициара и приказодателя, не будут приниматься во внимание».
В статье 14к определено, что «… грузоотправитель или консигнант товара, указанный в каком-либо документе, не обязательно должен являться бенефициаром по аккредитиву», что, очевидно, относится и к коносаменту.
Также стоит иметь в виду, что дата коносамента может предшествовать дате выставления аккредитива, но не должна быть более поздней, чем дата его представления.
Признаки правильно составленного коносамента:
- Коносамент не обязательно выдается перевозчиком или капитаном. Если аккредитивом разрешен коносамент, выписанный экспедитором или с условием «разрешен домашний (внутренний) коносамент» и т. п., в подписи на транспортном документе, проставленной выписавшим его лицом, может быть не указано ни то, «в каком качестве это лицо подписало», ни наименование перевозчика.
- Указание «не разрешен коносамент, выписанный экспедитором» или «не разрешен домашний (внутренний) коносамент» не имеет смысла, если только в аккредитиве не содержится отдельные требование в отношении компании, в которой он должен быть выписан или подписан. Если есть указание «не разрешен коносамент, выписанный экспедитором», финансовые организации должны принимать транспортный документ, подписанный с пометкой «как перевозчик», не учитывая реальную компетенцию лица, выписавшего документ.
- Коносамент должен быть подписан согласно требованиям статьи 20 UCP 600. Если документ подписывает агент, он должен быть поименован как «агент от имени (наименование) перевозчика», «агент по поручению (наименование) перевозчика»» и т. п.
- Фразы «погружено в хорошем по внешнему виду состоянии», «загружено на борт», «чисто на борту» или иные выражения, включающие слова «отгружено» или «на борту», имеют то же значение, что и «погружено на борт», являются идентичными.
- Наименование порта назначения должно быть указано в графе, обозначенной как «Порт разгрузки». Наименование порта назначения может также содержаться в графе «Место назначения» (или иной подобной графе) при условии, что порт назначения такой же, как указан в поле «Место назначения».
В коносаменте также должна быть бортовая отметка, состоящая минимум из четырех параграфов:
- указание на помещение товара на борт;
- полное наименование судна согласно регистрационным документам;
- место доставкиотгрузки;
- дата доставкиотгрузки.
Но в бортовой пометке нет постоянной необходимости, т. е. она может быть и не нужна. UCP 600 содержит перечень ситуаций, когда бортовая пометка необходима, к ним относят случаи, когда:
- коносамент не содержит информации о судне, он указано как «ориентировочное, возможное». В этом случае бортовая пометка должна содержать наименование судна;
- коносамент не содержит информации о порте погрузки, он указан как «ориентировочный, возможный».
Одним из популярных легальных способов избежать внесения бортовой пометки — это зачеркивание слов «ориентировочной, возможный» и заверение подлинности этого зачеркивания сторонами.
Если порт погрузки, названный в аккредитиве, показан как место получения груза (в таком случае поля, предназначенные для указания океанского судна и порта погрузки, содержат детали перегрузки) при перевозке морем из порта, то требуется датированная бортовая пометка. В ней отражены порт погрузки, указанный в аккредитиве, и судно, которое выходит из этого порта.
Коносамент может быть составлен в нескольких оригинальных экземплярах, при этом он не должен содержать отметки, что выдача товара возможна только при предоставлении всех оригиналов. Основным оригиналом является сопроводительный (сопровождающий товар) коносамент.
Если в аккредитиве не определена извещаемая сторона, в коносаменте могут быть указаны реквизиты любой извещаемой стороны. В таком случае, если указаны реквизиты аппликанта, эти данные не должны противоречить соответствующим данным в аккредитиве.
Исправление данных, вычеркивания и подчеркивания в коносаменте разрешены, но должны быть заверены сторонами.
Разумеется, это краткий очерк о коносаменте, читатели могут найти много интересного, если обратятся к первоисточникам — вышеуказанным международным актам.
Порядок работы с коносаментом
Перед тем, как начинается работа по составлению коносамента, грузоотправитель (или его доверенное лицо) составляет в нескольких экземплярах погрузочный ордер, в который включены данные о перемещаемом товаре:
- название судна;
- наименование товара, маркировка груза, его количество;
- тип упаковочной тары;
- данные (наименования и адреса) грузоотправителя и получателя);
- сведения о портах погрузки и доставки.
После отгрузки товара капитан ставит подпись на документ, и один из экземпляров ордера становится штурманской распиской, которая подтверждает факт погрузки продукции на судно. Выдача коносамента грузоотправителю осуществляется в обмен на расписку.
Внимание! Коносамент обычно оформляется в комплекте из трех экземпляров (set of bills) , с идентичным полностью содержанием. Один экземпляр предается отправителю, другой – для перевозчика, последний – отправляют получателю груза. Когда товар будет доставлен, перевозчик передает его получателю в обмен на коносамент – только на оригинал. После этого остальные экземпляры утрачивают юридическую силу.
Телекс релиз вместо коносамента
Когда невозможно получить обычным способом коносамент, оформляется телекс релиз. Это внутренний документ судовладельца. Он дает право перевозчику загрузить и доставить товар без коносамента. Передача телекс релиза выполняется по внутренним каналам связи перевозчика. Основанием является получение оригинального экземпляра коносамента.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Телекс релиз чаще всего оформляется, когда за груз внесена предоплата, но коносамент находится в залоге у отправителя до получения 100% оплаты.
Заполнение коносамента – как сделать всё по правилам
Для оформления документа используются специальные фирменные бланки (ниже можно ознакомиться, как выглядит документ). Реквизиты вносят методом печати в предназначенные для них соответствующие графы. Вся информация – характеристики груза, сведения об участниках контракта, дате доставки – должна быть полностью идентичной с данными, указанными в остальных документах. Тот, кто оформляет коносамент, должен знать, как заполнять его правильно и учитывать следующее:
- любые ошибки в заполнении могут стать причиной срывов срока поставки груза;
- все обязательные реквизиты и расположение каждого из них, независимо от маршрута следования товара и перевозчика, остаются неизменными;
- грузоотправитель может являться и производителем, и продавцом товара;
- если груз имеет специфические характеристики (ценность, хрупкость, опасность и пр.), это обязательно нужно указать в коносаменте;
- каждому экземпляру присваивают оригинальный номер для его идентификации;
- некоторые графы документа можно не заполнять, если они не играют роли для конкретного перемещаемого товара или условий перевозки;
- на каждом экземпляре стоит надпись «ORIGINAL», а на копиях документа – о.
Важно знать! Исправления в коносаменте допустимы только с согласия грузоотправителя. При этом внесение корректировок займет много лишнего времени и повлечет дополнительные расходы.
Правила заполнения
Чтобы избежать возможных проблем, необходимо соблюдать правила заполнения коносамента. Если он будет заполнен с ошибками или неточностями, это серьёзно усложнит процесс таможенного оформления и отгрузки товара.
Для заполнения коносамента отправитель товара обязан предоставить такие данные:
- Юридическое название транспортной компании, которая была утверждена на роль перевозчика груза;
- Название транспортного судна, если груз был принят не судоходной компанией, а определённым кораблём;
- Юридическое название компании поставщика;
- Наименование терминала, в котором происходило оформление груза с последующей его передачей на погрузку;
- Наименования терминала прибытия;
- Имя лица, которое будет принимать груз в пункте назначения;
- Полное наименование поставляемой продукции;
- Техническая информация о товаре (размер, вес, количество);
- Оплаченный фрахт;
- Счета, подтверждающие оплату услуг перевозчика;
- Количество оригинальных экземпляров подписанных документов;
- Подпись капитана корабля или владельца судна. В некоторых случаях допускается подпись доверенного лица транспортной компании.
Чтобы избежать трудностей, можно использовать образец коносамента, с помощью которого даже новичок сумеет оформить бланк. Ну а оформляется он как стандартный документ или фирменный бланк утверждённой транспортно-экспедиторской компании.
Главным документом считается сопроводительный экземпляр коносамента. Остальные его экземпляры отличаются цветом и признаются лишь копиями. С целью идентификации каждого из экземпляров на них могут быть обозначены порядковые номера.
К чему приводит неправильно заполненный коносамент?
Правильное заполнение коносамента – дело непростое. Для того, чтобы избежать проблем, нужно отнестись к процессу внимательно и ответственно. Неправильное заполнение документа может привести к серьезным последствиям:
- задержке таможенной очистки груза;
- излишним финансовым расходам на исправление данных;
- затягивание сроков выгрузки товара в порте назначения;
- выплате компенсации судна за простой из-за задержки;
- товар может прийти в негодность.
Накладная и необоротный коносамент
Партия товара, отправленная в соответствии с именным коносаментом, предназначена для конкретного лица, обычно, импортёра. Грузополучателю не нужен такой коносамент для получения поставки. Будет достаточно предоставить «верительные данные». Если выбор грузополучателя сделан на безотзывной основе до того, как импортёр осуществит оплату или акцептует обязательство по оплате, грузоотправитель имеет право в любое время изменить грузополучателя. По этой причине в рамках документарных продаж именной коносамент не дает банкам той гарантии, которую дает ордерный коносамент. Именные коносаменты могут использоваться, когда экспортёр уверен в том, что импортёр осуществит оплату, как в случае оплаты по открытому счету, или когда импортёр уже осуществил оплату, как в случае авансового платежа.
Еще одним вариантом необоротного коносамента является морская накладная. Морская накладная (которая имеет ряд различных названий, например, фрахтовая расписка) служит в качестве подтверждения договора перевозки и в качестве расписки в принятии груза, но не является товарораспорядительным документом. Следовательно, она не должна использоваться в том случае, если импортёр желает продать товар в пути или когда банк требует предоставить транспортный документ в качестве обеспечения. Морская накладная может иметь преимущества в том смысле, что для принятия поставки не потребуется оригинала. Это удобно, когда существует вероятность прибытия товара в порт назначения до прибытия соответствующих документов, что часто имеет место быть в международной торговле, в особенности, на коротких океанских маршрутах.
Для воздушных перевозок транспортным документом является авианакладная (или “AWB”), типовой формой для которой является авианакладная IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта). Авианакладная часто выдается экспедиторами, выступающими в качестве агентов авиаперевозчика. Как правило, продавец выбирает такого экспедитора и поручает ему провести таможенную очистку товаров для экспорта. Авианакладные, выдаваемые экспедиторами, известны под названием «брокерских авианакладных» (HAWB), тогда как сами авиа (MAWB).
Для железнодорожных перевозок транспортным документом является железнодорожная накладная. В Европе этот документ регулируется Конвенцией CIM (Международной конвенцией по перевозке грузов железной дорогой).
Для автомобильных перевозок используется автодорожная накладная, регулируемая в Европе Конвенцией CMR (Международной конвенцией о перевозке грузов автомобильным транспортом).
- Международные авиационные перевозки. Нюансы процесса, которые стоит знать заранее
Образцы коносаментов
Здесь приведены примеры заполнения бланков коносаментов на русском и английском языках, которые вы сможете скачать.
- Образец заполнения коносамента на русском
- Бланк коносамента на английском
Большой опыт работы в сфере ВЭД, доскональные знания таможенного законодательства дают право нам утверждать: ваш груз будет оформлен и доставлен в оговоренные сроки и без лишних финансовых расходов.
Крупнейшие товарные биржи мира для торговли коносаментами
Госу- дарст- во | Биржа | Национальная валюта | Финансовый регулятор |
Северная Америка | |||
США | ICE (Интерконтинентальная биржа, theice.com), CME (Чикагская товарная биржа, cmegroup.com), CBOT (Чикагская торговая палата, cmegroup.com/company/cbot.html), COMEX (Товарная биржа, часть NYMEX, cmegroup.com/company/comex.html), Миннеаполисская зерновая биржа (MGEX, mgex.com), NADEX (биржа бинарных опционов, nadex.com), NYMEX (Нью-Йоркская товарная биржа, cmegroup.com/company/nymex.html) | USD | NFA, CFTC, SEC |
Южная Америка | |||
Аргентина | Фьючерсная биржа Росарио ROFEX (rofex.com.ar), Фьючерсная биржа Буэнос-Айреса MATBA (matba.com.ar) | ARS | CNV |
Азия | |||
Малайзия | KLSE (Kuala Lumpur Futures Exchange, bursamalaysia.com) | MYR | Labuan FSA |
Сингапур | SGX (Singapore Exchange, sgx.com) | SGD | MAS |
Индия | MCX (mcxindia.com), NCDEX (ncdex.com) | INR | SEBI |
Китай | Dalian Commodity Exchange (dce.com.cn), Zhengzhou Commodity Exchange (CZCE, english.czce.com.cn), HKE (hkex.com.hk) | CNY | CSRC |
Тайвань | TWSE (Taiwan Stock Exchange, twse.com.tw) | TWD | CSRC |
Турция | BIST (Borsa Istanbul, borsaistanbul.com) | TRY | CMB |
ОАЭ | Дубайская биржа золота и товаров (DGCX, dgcx.ae), Дубайская биржа DME (dubaimerc.com) | AED | Dubai FSA |
Япония | Токийская товарная биржа (TOCOM, tocom.or.jp), Осака Dojima Commodity Exchange (ODE, osaka-dojima.org) | JPY | JSDA |
Европа | |||
Россия | MOEX (Московская биржа, moex.com), Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (spimex.com), АО «Национальная товарная биржа» (namex.org), FORTS (срочный рынок Московской биржи, moex.com/s96) | RUB | Банк России |
Велико- британия | LME (Лондонская биржа металлов, lme.com), LIFFE (Лондонская биржа фьючерсов, theice.com/futures-europe) | GBP | FCA |
Океания | |||
Австралия | ASX (Australian Securities Exchange, asx.com.au) | AUD | ASIC |
Африка | |||
ЮАР | Safex (Южно-Африканская фьючерсная биржа, jse.co.za/trade/derivative-market/commodity-derivatives) | ZAR | FSCA |
Эфиопия | Эфиопская товарная биржа (ECX, ecx.com.et) | ETB | НБ Эфиопии |