Портал в беспросветное будущее: зачем таможне неработающий «Морской порт»


Море волнуется

«Портал Морской порт» — это комплекс программных средств (КПС), основанный на принципе «единого окна». Программный продукт объединяет стивидоров, морских перевозчиков, государственные контрольные органы, позволяет транспортникам заносить в единую информационную систему сведения о судне и о товарах, а надзорным ведомствам обрабатывать эту информацию.

Внедрение КПС преследует благие цели — сокращение времени совершения операций с товарами в морском

пункте пропуска, сокращение финансовых затрат заинтересованных участников рынка, конечных потребителей импортируемых товаров. Однако в данный момент новшество, по словам предпринимателей, нуждается в доработке.

— Работа в рамках портала неоднократно обсуждалась на различных площадках, — делится информацией вице-президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний Валерий Тарасов. — Представители морских перевозчиков высказывают одно и то же мнение: пока данная программа для перевозчиков — это обременение, требующее дополнительных трудозатрат.

Особенно обременительно работать с порталом представителям контейнерных линий. Им приходится вручную вносить в систему сведения о 400-500, а иногда даже о тысяче контейнеров. При этом переход в Калининград по морю из крупных портов Восточной Европы, Гданьска и Клайпеды, занимает четыре-шесть часов. Этого времени явно недостаточно, чтобы обновить данные в таможенной системе. Для сравнения, контейнеры из Роттердама в порт Санкт-Петербурга идут одни или двое суток. И даже такой срок, как отмечают игроки петербургского транспортного рынка, является слишком маленьким, чтобы экспедиторы, морские агенты и другие участники процесса успели обменяться сведениями и сверить информацию.

При этом обязанность предоставлять сведения на бумажных носителях с транспортников не снимается. Как пояснила исполняющая обязанности начальника таможенного поста «Морской порт Калининград имени Хазова» Елена Бормотова, при оформ-лении прибытия часто используются сопроводительные документы, которые нужны коллегам таможенников — службам, которые занимаются ветеринарным надзором, санитарно-карантинным и карантинным фитосанитарным контролем.

— Эти документы по действующему законодательству требуется обязательно предоставлять в бумажном виде в данные службы, иногда с отметками таможенных органов, — делится информацией Елена Бормотова. — По-этому сегодня проект электронного портала живет параллельно с бумажными процедурами.

Кроме того, морских перевозчиков, уже работающих в определенных языковых сегментах электронного обмена, смущает следующий факт. Электронный язык, с помощью которого общаются представители линий и судовладельцев, не сочетается с форматом, заложенным в базу морского портала. При этом морские агенты вынуждены заносить сведения в пять информационных систем разных государственных служб.

— Надеемся, что с выходом распоряжения правительства РФ мы увидим какие-то подвижки, потому что госорганы будут заинтересованы работать совместно, — продолжает Валерий Тарасов.

В свободном порту Владивосток предварительное информирование на морском транспорте с использованием КПС «Портал Морской порт» уже стало обязательным с 1 октября 2021 года. В портах Северо-Западного федерального органа таможенную информационную систему пока тестируют в пилотном режиме. В Калининградской области комплекс программных средств применяется на таможенном посту «Морской порт Калининград имени Хазова». Опытная эксплуатация стартовала осенью прошлого года. В электронном виде, по словам Елены Бормотовой, оформлено 337 судовых дел. Внедрение портала на двух других таможенных постах — в морских пунктах пропуска Балтийск и Светлый должно произойти в первом полугодии 2021 года.

В Балтийской таможне, к которой относятся морские ворота Большой порт Санкт-Петербург, «Портал Морской порт» начал функционировать в июле 2021 года. К концу сентября таможенники обработали с помощью программного продукта девять предварительных информаций о товарах и 184 пакета электронных документов и сведений о судне и грузах. 7 из 46 судоходных линий, осу-

ществляющих деятельность в петербургском порту, предоставляют предварительную информацию в КПС, сообщили в Северо-Западном таможенном управлении.

Участники внешнеэкономической деятельности в регионах СЗФО опасаются: если подача предварительной информации с помощью КПС «Портал Морской порт» станет обязательной и в портах Северо-Запада, на пересечение границы придется тратить еще больше человеко-часов. Стоимость морских перевозок увеличится, пострадают грузовладельцы и конечные потребители. Не исключен отток контейнерных грузов из российских портов в Прибалтику и Финляндию. В целом идея внедрения программного продукта, позволяющего упростить процедуру оформления судов и морских грузов, перевозчикам, разумеется, кажется привлекательной. Но действующую информационную систему необходимо дорабатывать с учетом замечаний бизнеса.

— Есть ощущение, что суще-ствующая модель электронного взаимодействия — это некая промежуточная стадия, которая должна в итоге во что-то вылиться, — рассуждает руководитель федерального Центра поддержки ВЭД и развития регионов Галина Баландина. — Вопрос в том, где же та оптимальная модель, которая оправдывает текущие дополнительные затраты участников ВЭД? Как мне кажется, было бы правильно, если бы в ФТС уточнили предпринимателям, что, к примеру, через три-четыре года их работа трансформируется в систему, которая позволит им получить какие-то плюсы.

По словам Елены Бормотовой, таможенное ведомство возлагает надежды на новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Этот документ, который сейчас согласовывают страны-участники ЕАЭС, должен вступить в силу в следующем году.

— Мы недавно принимали представителей Евразийской экономической комиссии, обсуждали с ними эти вопросы. И надеемся, что новый Таможенный кодекс создаст правовые основы для полного перехода на электронный вид взаимодей-ствия с другими нашими контролирующими органами, — подчеркивает Елена Бормотова.

ГУП «Крымские морские порты» на пути к банкротству

26 июля 2021 года ООО «Дагестанский проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» несостоятельным (банкротом), а также утверждении временным управляющим арбитражного управляющего из числа членов Межрегиональной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

В соответствии с данными ЕГРЮЛ, основной вид деятельности представлен в области архитектуры, инженерных изысканий и технических консультаций в этих областях.

Уставной капитал данного предприятия 10 тысяч рублей.

16 сентября 2021 года судья Арбитражного суда Республики Крым Н.Н. Ильичёв вынес определение о принятии заявления к производству и назначении судебного заседания.

В качестве кредитора также в дело вступило АО «Крымэлектромаш», являющееся одним из крупнейших в Крыму предприятий по реализации электротехнической, кабельной, светотехнической продукции, металла, оборудования, стройматериалов; имеет репутацию стабильного предприятия, обширную сеть клиентов, большую производственно-техническую базу.

Уставной капитал значительно весомее, однако направление деятельности, далёкое от морехозяйственного курса.

В дело также вступили: налоговая, Министерство транспорта РК и Совет министров РК.

Таким образом, назревавшая с 2015 года проблема вылилась в судебное дело о банкротстве ГУП «Крымские морские порты».

Филиалами этого предприятия являются: Евпаторийский торговый порт, Ялтинский торговый порт, Госгидрография, Феодосийский торговый порт, Керченский торговый порт.

Это — гиганты экономики Крыма, которые могли бы обеспечивать полную занятость населения рабочими местами.

В 2021 году депутат крымского парламента Ирина Черненко, выступая на сессии парламента, сообщала: «Начиная с октября 2015 года, со смены руководства ГУПа, «Крымские морские порты» планомерно идут ко дну. Отсутствие грамотной взвешенной стратегии сохранения и развития «Крымских морских портов» привело к тому, что на сегодняшний день предприятие имеет все признаки несостоятельности – банкротства».

Также в 2021 году министр экономического развития Республики Андрей Мельников так прокомментировал ситуацию: «Крымские порты со временем будут адаптированы под пассажирские перевозки вдоль побережья и развития яхтенных марин. С точки зрения региона, у которого длинная береговая линия, это эволюционный путь. Здесь важна скорость, себестоимость перевозки одного пассажира. Я уверен, что на горизонте в пять лет режим пассажирских морских перевозок, по крайней мере на южном берегу Крыма, станет коммерчески оправданным».

Согласно Концепции развития портовой инфраструктуры Республики Крым до 2030 года, функционирование морских портов в значительной степени обусловлено санкционным режимом, затрудняющим их развитие.Концепция предлагает развитие яхтенной инфраструктуры, которая предполагает разработку комплексного предложения по развитию и совершенствованию яхтенной инфраструктуры полуострова Крым, как неотъемлемой части развития яхтенного туризма в Российской Федерации, путём эффективного использования природного, туристско-рекреационного потенциала, создания современной инфраструктуры в виде яхтенных марин и стоянок, в том числе через обеспечение условий привлечения и эффективного вложения государственных и внебюджетных инвестиций с тенденцией развития до 2030 г.

Например, для создания яхтенной марины в акватории бывшего рыбного порта Керчь предлагается реконструкция существующих причалов, пригодных для приема пассажирских судов и яхт всех классов; ремонт и строительство нового гидротехнического сооружения, устройство судоподъемного сооружения для спуска подъема яхт и их хранения обслуживания на территории порта; перепрофилирование района порта для стоянки маломерных судов и яхт различных классов, а также стоянки пассажирских и круизных судов, при условии ремонта и строительства соответствующего причального сооружения; зонирование территорий порта по определенным целевым назначениям в рамках единой концепции, разработка требований как архитектурных, так и функциональных решений с последующим формированием предложений инвесторам.

Такая же участь ждёт остальные крымские порты, входящие пока ещё в состав государственного предприятия.

Таким образом, Крым превратится в туристический рай, где по задумке будут швартоваться марины всех стран?

Кто будет заниматься добычей и переработкой рыбы в государственных масштабах — из данной Концепции извлечь не удалось.

Крымчане обеспокоены судьбой крымских портов и прекрасно понимают, что скоро у них может появиться частный собственник, для которого главной задачей будет извлечение прибыли в собственный карман.

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.

«ИНФОРМЕР»

Встройте «ИНФОРМЕР» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен Добавьте «ИНФОРМЕР» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках

← На главную

Следующая новость →

Вторник, 9 ноября 2021 г. 14510

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]