Коносамент – это вариант стандартной товарно-транспортной накладной, применяемый в большей степени при международной перевозке грузов водным транспортом. Так же как и накладная, коносамент является эквивалентом договора на перевозку груза, а значит, включает в себя весь комплекс договорных правоотношений между грузоотправителем и грузоперевозчиком. Файлы в .DOC:Бланк коносаментаОбразец коносамента
Оформление документа
Договор грузоперевозки в большинстве случаев обладает признаками договора присоединения, при которых грузоотправитель либо принимает договорные условия грузоперевозчика, либо ищет другого перевозчика.
В силу этой причины обязанности и права сторон по договору грузоперевозки морским и речным транспортом являются предустановленными, а значит, интегрированными в типовой шаблон коносамента.
Оформлению коносамента предшествует ряд других действий, включенных в процедуру грузоотправки, а именно:
- оформление погрузочного ордера со сведениями о товаре и о грузополучателе;
- осуществление погрузки и получение штурманской расписки;
- получение коносамента после выхода судна из порта.
Более подробно об особенностях договора морской перевозки можно прочитать в материале нашего сайта.
Реквизиты и образец
Основными реквизитами коносамента согласно Кодексу торгового мореплавания РФ являются: наименование судна (если груз принят к перевозке на определенном судне), перевозчика и отправителя, место приема или погрузки груза, место назначения груза (либо, при наличии чартера, место назначения или направления судна), наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан “приказу отправителя“, либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя» (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); наименование груза, имеющейся на нем марки, число мест либо количество и/или мера (вес, объем), вес, фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи коносамента, число составленных экземпляров коносамента, подпись капитана или иного представителя перевозчика.
Поскольку получатель груза не всегда осведомлен, на каких условиях осуществляется перевозка (например, при перепродаже груза), то все важные условия перевозки, как то: общая авария, ограничение ответственности перевозчика, ответственность перевозчика, арбитраж, применимое право и другие обязательно оговариваются в коносаменте.
Виды коносамента
В зависимости от условий погрузки, отгрузки и способа транспортировки, выделяются следующие типы коносамента:
- именной (Bill of lading to a named person), в котором указывается конкретное лицо, наделенное правом получения груза;
- ордерный (Bill of lading to order), в котором предполагается возможность делегирования прав на груз третьим лицам;
- индоссамент, являющийся, по сути, вариантом передаточной надписи;
- на предъявителя (Bill of lading to a bearer);
- рейсовый, то есть предполагающий перевозку груза на рейсовом судне;
- чартерный, то есть предполагающий перевозку груза нерегулярным рейсом;
- прямой, то есть от места погрузки к месту назначения одним морским судном;
- береговой (Custody bill of lading), то есть предполагающий приемку груза грузоперевозчиком с помещением его на собственный склад;
- сквозной (Through bill of lading), то есть предполагающий транспортировку груза с использованием как морских судов, так и наземного транспорта;
- с оговорками, выдаваемый грузоперевозчиком в случае принятия к перевозке груза с видимыми следами повреждения;
- чистый, выдаваемый грузоперевозчиком при получении груза на отправку без видимых повреждений.
Функции коносамента
Коносамент выполняет одновременно несколько функций:
- расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза;
- товарно-транспортная накладная;
- подтверждение договора перевозки груза;
- товарораспорядительный документ.
Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.
Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.
Законодательно требования к оформлению и содержанию коносамента изложены в Кодексе Торгового Мореплавания РФ, Законе о перевозках грузов морем (COGSA: Carriage of goods by sea Act США), несколькими международными конвенциями — например, Конвенция 1924 года «Об унификации некоторых правил о коносаменте» (Гаагские правила, Haague rules).
К чему приводит неправильно заполненный коносамент?
Составление коносамента – ответственная задача. Для этого нужно обладать профильными знаниями, опытом работы в области внешнеэкономической деятельности. Последствия некорректного внесения информации:
- Финансовые потери на исправление неправильных сведений;
- Задержка выгрузки товара по прибытии в порт назначения;
- Компенсация простоя морского судна из-за несвоевременного забора груза;
- Удлинение процесса таможенного оформления;
- Порча скоропортящейся продукции, выход из срока годности.
Проблемы можно избежать, если доверить работу опытным участникам ВЭД. Также законодатель предусмотрел такую форму исправления неточной информации, как оговорка. Она должна четко указывать на неточность, а также содержать объяснение, по какой причине вносятся исправления, почему не было возможности проверить сведения заранее.
Образцы коносаментов
В данном разделе мы представили для вас примеры заполнения коносамента на русском и английском языках. Также вы можете скачать пустой бланк для формирования документа под нужды вашего бизнеса.
- Образец на русском языке
- Бланк на английском языке
Обратитесь к таможенному брокеру «КОНСАЛТ ГРУПП» – сберегите время и ресурсы. Наши специалисты в области ВЭД заполнят коносамент и другие документы, необходимые для перевозки груза. Вы в срок поставите товар, полностью выполните свои обязательства перед покупателями и заказчиками. КОНСАЛТ ГРУПП – ваш надежный партнер для международной доставки грузов.
Какие функции выполняет коносамент
1) Договор коносамента предоставляет право на физически поставленный товар. Или, как иногда говорится, коносамент перевозчика «заменяет собой» товар. Законный держатель коносамента имеет исключительное право на принятие поставки товара. Более того, коносамент является «оборотным документом», так как он может быть продан или передан («пущен в обращение»), таким образом, передавая контроль над товаром. Следовательно, товар может быть перепродан в пути посредством простой передачи коносамента.
2) Коносамент свидетельствует о договоре перевозки. Этот международный коносамент должен содержать условия договора перевозки – либо прямо, либо путем отсылки к другому документу. В рамках документарных продаж продавец обязан заключить и передать покупателю договор перевозки на «обычных» или разумных условиях. В отношениях между покупателем и перевозчиком таким необходимым договором перевозки будет коносамент.
3) Коносамент является распиской, которая подтверждает доставку товара перевозчику. Поэтому он содержит описание товара и указывает, что товар был погружен на борт в определенном количестве и без видимых внешних повреждений. Но, если обнаруживается, что товар был поврежден (тем или иным образом), на лицевой стороне коносамента делается особая отметка, после чего такой коносамент уже не считается чистым.
Consignee (грузополучатель, 2)
Данное поле содержит наименование и адрес физического лица или компании, которые имеют официальное право на получение груза. Когда происходит заполнение коносамента указанная информация заносится в это поле. Эта сторона может быть владельцем или итоговым получателем товара, но не всегда таковой является. В данном поле может быть указан банк, посредник или экспедитор.
Статус “Consignee” в коносаменте сопровождается риском и финансовой ответственностью за возможные проблемы с грузом. Среди таких проблемы могут быть следующие:
- задержка выпуска груза таможенными органами;
- отказ в выпуске груза таможенными органами;
- штрафы и сборы за простой контейнера в порту или его использование после вывоза и т.д.
Чем регулируется коносамент
1) Гаагскими правилами, официально утвержденными в 1921 г. (Международная конвенция по унификации правил, которые касаются транспортных накладных). 2) Правила Гаага-Висби согласно Брюссельскому протоколу от 1968 г. по пересмотру Гаагских правил от 1921 г. 3) Гамбургскими правилами, согласно действующей Конвенция ООН по морским/речным перевозкам от 1978 г. 4) Кодекс торгового мореплавания РФ, официально утвержденный 30 апреля 1999 г. Заполнение коносамента. Что должно быть указано в основном документе 1) Данные перевозчика и точное место его нахождения; 2) Данные порта погрузки товара согласно договору грузоперевозки с точной датой приема товара транспортной компанией в порту погрузки; 3) Данные отправителя и точное место его положения; 4) Данные порта выгрузки согласно договору грузоперевозки; 5) Данные получателя, указанного отправителем; 6) Наименование товара, необходимое для его идентификации с точным указанием марки, опасных характеристик, особых свойств и массы. При этом все данные необходимо указывать так, как они указаны отправителем; 7) Внешнее состояние товара и его упаковки; Информация по фрахту: размер и точная сумма к оплате получателем; 9) Дата выдачи коносамента; 10) Количество оригиналов коносаментов, если документ не один; 11) Подпись грузоперевозчика или его представителя.
С согласия сторон в документ можно вносить другие данные и оговорки.
Формы коносамента могут быть разными, потому что их разработкой занимаются различные объединения, компании и морские организации. Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуются коносаменты, которые разработаны компаниями: — Genwaybill – форма коносамента, разработанная Балтийским Международным морским советом (БИМКО); — The GGBS Waybill – форма, утвержденная Генеральным Советом Британского судоходства.
Для чего нужен коносамент
Коносамент — это, простыми словами, расписка перевозчика, что он получил (принял) товар, и тот будет транспортироваться.
В расписку входит и визуальная оценка товара. Он является подтверждением договора о перевозке, подтверждением права собственности, а в некоторых случаях — обеспечением кредита.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Если во время транспортировки будут нарушены условия транспортировки груза, владелец, получатель, или оба сразу, должны будут обратиться в суд, чтобы отстаивать свои закреплённые права.
Содержание оборотного коносамента
В оборотном коносаменте указываются следующие реквизиты:
- полное наименование и местоположение перевозчика;
- порт (место) погрузки и дата погрузки груза на судно (заполняется из договора морской перевозки);
- наименование и местонахождение (адрес) грузоотправителя;
- наименование порта назначения (из договора морской перевозки);
- сведения о получателе – наименование, местонахождение (если отправитель желает и может внести эти данные);
- наименование груза, а также информация, необходимая для его идентификации;
- пометки о том, что груз относится к опасным или имеет специфические свойства;
- масса груза и число грузовых мест;
- описание видимого состояния упаковки груза, самого товара;
- информация о возложенных на получателя финансовых обязательствах, например, размер фрахта;
- место и время выдачи коносамента;
- информация о количестве выданных оригиналов документа, если оригиналов больше одного.
Вся информация о грузе вносится в коносамент в том виде, в котором представлена отправителем. Документ заверяется подписью перевозчика или действующего от его имени лица. Под подписью перевозчика понимается подпись капитана судна. Сторонами могут быть указаны дополнительные к сведения.