Документ определяет цели, задачи и принципы создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров, в нем описываются требования к специальной государственной информационной системе (ГИС).
В Концепции обозначено, что система маркировки состоит из нескольких элементов:
- ГИС;
- взаимодействия производителей товаров, участников их оборота, потребителей товаров, органов государственной власти, осуществляющих мониторинг оборота маркированных товаров;
- нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области маркировки товаров, в том числе оборот данных;
- организационно-функциональной модели системы маркировки и прослеживаемости товаров.
Предполагается, что система маркировки позволит оперативно получать достоверную информацию о движении товаров в рамках деятельности организаций, и это приведет к сокращению объемов незаконного оборота продукции. Для экономики маркировка товаров приведет к повышению собираемости налогов и таможенных пошлин, для граждан — к обеспечению безопасности и защиты их здоровья.
Регламент
Стоимость и порядок оплаты
• Стоимость услуги определяется в соответствии с действующими тарифами. Стоимость проведения зависит от объема работ и формируется с учетом количества времени, затраченного экспертом
• Оплата в форме наличного и безналичного расчета (на основании выставленного Счета по указанным в нем реквизитам по безналичному перечислению или наличным платежом)
Процедура
1. Направление заявки и необходимого пакета документов
2. После предварительного согласования оформление договора, в котором оговариваются порядок и условия работы, сроки выполнения заказа, оплата и отчет о выполненной работе
3. Подтверждение оплаты услуги
4. Проведение экспертизы
5. Передача отчетных документов
6. После выполнения услуги Исполнителем подписание сторонами акта об оказании услуг
Основание для отказа
• Отсутствие предоплаты
Принципы маркировки товаров
Координатором функционирования системы маркировки выступает Министерство промышленности и торговли РФ. А роль оператора ГИС может брать на себя федеральный орган исполнительной власти или частный партнер на основании соглашения о государственно-частном партнерстве.
В основе организации процесса маркировки товаров лежат несколько принципов:
- обязательность маркировки товаров средствами идентификации;
- обязанность участников оборота товаров маркировать товар (порядок устанавливается Правительством РФ);
- минимизация затрат участников оборота товаров при введении маркировки товаров;
- возможность добровольного эксперимента по маркировке товаров;
- идентификация каждой единицы товара путем маркировки;
- регистрация всех этапов оборота товаров — от производства или ввоза на территорию РФ до розничной продажи с применением ККТ или до иного вывода товара из оборота;
- установление размера платы за формирование единицы кода маркировки товара;
- обеспечение условий для развития эффективной системы общественного контроля в сфере оборота маркированных товаров.
Участникам оборота товаров, которые подлежат маркировке средствами, придется помимо самой маркировки товаров направлять в ГИС сведения об обороте маркированных товаров (в том числе посредством систем электронного документооборота) и выбытия из оборота маркированных товаров. Для этого им нужно будет приобрести оборудование для нанесения средств идентификации на товары и устройства для верификации нанесенных средств идентификации на товары.
Маркировка товаров: основные термины
Маркировка — комплекс действий по идентификации единицы или совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного знака со средством идентификации. Необходима для обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети.
Средство идентификации — уникальная последовательность символов в виде штрихового кода. Также может быть представлена с иным средством автоматической идентификации или записана на радиочастотную метку.
Контрольный (идентификационный) знак — бланк строгой отчетности с элементами защиты от подделки. Содержит средство идентификации.
Прослеживаемость движения товаров — комплекс мероприятий, обеспечивающих регистрацию движения товаров с момента нанесения средства идентификации, а также автоматизированное предоставление юридически значимых сведений о совершенных операциях с единицей товара и их обработку в ГИС. Прослеживаемость бывает двух видом: физическая (обеспечивается с помощью маркировки) и документальная (обеспечивается с помощью передачи данных о движении товара в сопроводительных документах — накладных, налоговых документах и т.д.).
Система маркировки и прослеживаемости товаров — механизм обеспечения достижения целей и выполнения задач прослеживаемости товаров. Состоит из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного и нормативно-правового характера.
Реэкспорт неидентифицируемых товаров невозможен
Белявский Сергей Чеславович, эксперт в сфере судебной практики разрешения экономических споров
Кобринец Марина Викторовна, юрист
Закупая товары за рубежом, предприниматели должны помнить о необходимости приемки их по количеству и качеству. Часто иностранные партнеры идут навстречу и разрешают осмотреть товары уже по прибытии в Республику Беларусь. При этом стороны не учитывают положения законодательства — вернуть внесенные таможенные платежи получиться не всегда. Если товары испорчены или имеют дефекты, при помещении под процедуру реэкспорта они должны однозначно идентифицироваться. В противном случае в выигрыше останется только государство.
ПримерВ пункте таможенного оформления под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ООО «Декларант» поместило принадлежащие ему товары. Они перевозились насыпью в вагонах, после успешного таможенного оформления их переместили к подъездным путям частного предприятия и распломбировали. После осмотра специалистом ввиду обнаружения недостатков ООО «Декларант» подало заявление на выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта. Таможенный орган в этом отказа, рекомендовав поместить товары под процедуру экспорта.Не согласившись с действиями таможенного органа, ООО «Декларант» обратилось в суд.При вынесении решения таможенный орган руководствовался тем, что товары покинули зону таможенного контроля, целостность пломб как средств идентификации была нарушена.Суд занял позицию таможенного органа. Невозможность идентификации товаров — основание для отказа в процедуре реэкспорта. При вынесении решения об отказе в удовлетворении требований ООО «Декларант» суд исходил из положений подп. 1 п. 1 ст. 125, п. 2 ст. 239, п. 1, 4 ст. 325 ТмК ЕАЭС.
Таможенная процедура реэкспорта применяется в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС. В соответствии с нею они вывозятся с таможенной территории ЕАЭС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) с возвратом (зачетом) таких сумм согласно ст. 242 ТмК ЕАЭС, а товары ЕАЭС — без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения под эту таможенную процедуру <*>.
Процедура реэкспорта в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории по причине неисполнения условий сделки, в том числе по количеству и качеству (ввезенных в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления), возможна при наличии в совокупности следующих условий <*>:
1) процедура заявляется в течение года со дня выпуска товаров для внутреннего потребления;
2) таможенный орган получил сведения, подтверждающие нарушение условий сделки, по которой товары ввозились на территорию ЕАЭС (можно представить результаты экспертизы, заключение компетентных органов);
3) товары остались неиспользованными и не подвергались ремонту;
4) возможна идентификация товаров таможенным органом;
5) соблюдаются запреты и ограничения, установленные ст. 7 ТмК ЕАЭС.
При нарушении любого из данных условий таможенный орган откажет в проведении процедуры реэкспорта.
В случае обнаружения недостатков товаров вне таможенной зоны декларанту необходимо иметь достаточные документы, на основании которых товары можно идентифицировать и которые будут подтверждать сохранение товаров в неизменном состоянии. При этом законодательство исчерпывающего перечня оснований для идентификации не содержит. Какие доказательства будут достаточными для доказательства сохранности товаров в неизменном виде, в каждом конкретном случае решает суд. Поэтому важно при импорте товаров озаботиться об их идентификации заранее. Лучше всего, если в декларации указывается серийный номер, номер партии или другие отличительные признаки, присущие только этим товарам.
Следует учитывать, что некоторые группы товаров (например, овощи, фрукты, насыпные и жидкие товары, которые перевозятся не в индивидуальной упаковке) идентификаторов не имеют. В связи с этим их приемку и осмотр необходимо проводить в зоне таможенного контроля, на складе временного хранения. Декларант имеет право осматривать, измерять, выполнять грузовые операции с товарами, брать пробы и образцы, знакомиться с имеющимися в таможенном органе результатами исследований и проб, привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых товарах, а также пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТмК ЕАЭС.
Идентификация товаров и транспортных средств
Порядок обозначения зон таможенного контроля.
Пределы зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках соответственно: «Зона таможенного контроля» и «Customs control zone». Указанные знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля. Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи «Зона таможенного контроля» («Customs control zone») непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих ее периметр.
Допускается замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретной зоны таможенного контроля.
Обозначение зоны таможенного контроля производится по ее пределам в местах пересечения с транспортными путями, в местах пересечения таможенной границы лицами, товарами и транспортными средствами. При обозначении зоны таможенного контроля дополнительно могут применяться щиты с информацией о конкретных ее пределах, об установленных местах пересечения ее границы, о перечне лиц, имеющих в нее доступ, о средствах ее обозначения и об иных обстоятельствах, связанных с ее функционированием.
Обозначение постоянной зоны таможенного контроля производится после принятия решения о ее создании, а также в случаях, когда в соответствии с Кодексом места нахождения товаров и транспортных средств являются зонами таможенного контроля.
Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, а также временно устанавливаемыми знаками. При этом допускается применение подручных материалов и средств. Обозначение временной зоны таможенного контроля производится только после принятия решения о ее создании.
Идентификация товаров и транспортных средств, необходимая в соответствии с положениями ТК ТС, представляет собой применяемый таможенными органами комплекс мер, направленных на установление соответствия (тождественности) товаров, и транспортных средств, помещаемых под выбранную таможенную процедуру (см. также ст.170 Закона).
Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.
Средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Идентификация товаров осуществляется в большинстве случаев при проведении таможенного контроля в таких формах, как — проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; — таможенный досмотр товаров, проводимый в целях идентификации товаров для таможенных целей; — таможенный осмотр товаров и транспортных средств.