Новости Беларуси. От многокилометровых пробок на границе с Польшей, Латвией и Литвой не спасают даже современные технологии, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.
Невыполнение сопредельной стороной своих обязательств, закрытая «Кузница», да еще и предпраздничный ажиотаж. Как результат – огромные очереди большегрузов. Картина не меняется уже несколько недель кряду.
Для того чтобы разобраться в ситуации, мы пригласили в студию Светлану Дубовик, заместителя начальника отдела главного управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Беларуси.
На данный момент выезда из Республики Беларусь ожидает порядка 4 300 фур
Екатерина Забенько, СТВ: Уже несколько недель ситуация на границе остается сложной. Несколько тысяч фур ожидают своей очереди. У вас наверняка есть последние цифры, вы постоянно отслеживаете эту ситуацию. Какова она на данный момент?
Светлана Дубовик, заместитель начальника отдела главного управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Беларуси: На данный момент выезда из Республики Беларусь ожидает порядка 4 300 грузовых транспортных средств. Причем на польском направлении данная цифра составляет 1 600 грузовиков, на литовском – 1 500, а на латвийском – 1 200 грузовых транспортных средств.
Екатерина Забенько: В связи с чем сложилась такая ситуация в первую очередь?
Светлана Дубовик: В первую очередь увеличение грузопотока связано с окончанием года, наступлением рождественских, новогодних праздников. Эта ситуация прогнозируемая, как правило, грузопоток в данный период времени увеличивается всегда.
Екатерина Забенько: То есть вы, в принципе, плюс-минус всегда готовы к таким поворотам событий?
Светлана Дубовик: К прогнозируемому увеличению потока мы готовы, принимаются соответствующие меры. Например, увеличивается количество должностных лиц в смену, которые оформляют транспортные средства. Поэтому, да, к данной ситуации мы готовимся.
Государственный таможенный комитет РФ
—
Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) в соответствии с Таможенным кодексом РФ и утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. Положением о ГТК России является органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране.
Как федеральный орган исполнительной власти ГТК России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Вместе с тем, в отдельных случаях (например, в случаях обжалования в ГТК решений, действий или бездействия нижестоящих таможенных органов) ГТК России может вступать в непосредственные отношения с должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также с физическими лицами.
Основные задачи ГТК России
вытекают из основных направлений таможенной политики Российской Федерации и мер по ее реализации и сводятся к:
- Обеспечению в пределах своей компетенции единства экономической безопасности и единства таможенной территории страны.
- Защите экономических интересов России.
- Организации применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности с учетом приоритетов развития российской экономики и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мировых хозяйственных связях.
- Организации и совершенствованию таможенного дела в России.
- Обеспечению соблюдения таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на российские таможенные органы.
- Обеспечению участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
В соответствии с задачами ГТК России выполняет 64 функции, которые можно разделить на следующие группы:
1. Организационные функции
. К ним, в частности, относятся:
- Подготовка предложений о совершенствовании российской таможенной политики, разработка правового, экономического и организационного механизма ее реализации и претворение ее в жизнь.
- Подготовка проектов правовых актов о таможенном деле.
- В соответствии с законодательством России создание региональных таможенных управлений и таможен, таможенных лабораторий, вычислительных центров, баз материально-технической базы, полиграфических, строительно-эксплуатационных и иных предприятий и организаций, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов России.
2. Фискальные функции
.
- В процессе осуществления своей деятельности ГТК России вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу.
- Участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры, осуществляет их реализацию.
- Организует взимание таможенных пошлин и налогов и иных таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу.
- Обеспечивает своевременное и полное внесение в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов.
- Выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, аннулирует или отзывает их, обеспечивает ведение реестров, утверждает размеры сборов и других платежей.
3. Функции таможенного оформления и таможенного контроля
. К этим функциям относятся:
- Непосредственная организация таможенного оформления товаров и транспортных средств.
- Осуществление мер по его совершенствованию и упрощению.
- Обеспечение как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организация системы охраны объектов таможенной инфраструктуры.
- Организация осуществления таможенного контроля и принятие мер по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля.
- Участие в разработке и организации соблюдения разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу России.
- Участие в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для России материалов, а также культурных ценностей.
4. Функции валютного контроля
. К этой группе можно отнести следующие функции ГТК России:
- Организация осуществления валютного контроля (в пределах компетенции).
- Выполнение функций органа валютного контроля.
5. Правоохранительные функции
. К ним относятся:
- Обеспечение участия российских таможенных органов в осуществлении мер по защите государственной безопасности, охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров.
- Организация борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела.
- Обеспечение выполнения российскими таможенными органами в соответствии с действующим законодательством функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Организация ведения борьбы с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность российских таможенных органов.
- Обеспечение оказания содействия российскими таможенными органами борьбе с международным терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации.
- Осуществление контроля за соблюдением должностными лицами российских таможенных органов законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов России.
6. Функции по ведению таможенной статистики
. В данную группу можно включить следующие функции ГТК России:
- Организация ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики России.
- Представление Президенту РФ, Правительству РФ и другим федеральным органам исполнительной власти данных таможенной статистики по вопросам, отнесенных к их ведению, а также субъектам Российской Федерации в части, непосредственно к ним относящейся.
- Обеспечение информирования государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан посредством официальных публикаций данных таможенной статистики внешней торговли по формам, принятым в международной практике.
- Организация ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также работы по подготовке о ее разработке, изменении и дополнении.
7. Функции, направленные на защиту прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении ими таможенного дела
. К этой группе функций ГТК относятся:
- Создание условий для реализации прав граждан, предприятий, учреждений и организаций на обжалование решений (в том числе нормативных актов), действий и бездействия таможенных органов России и их должностных лиц.
- Обеспечение своевременного и полного рассмотрения жалоб и обращений.
- Принятие мер по устранению причин, порождающих ущемление прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.
- Создание системы обеспечения заинтересованных лиц информацией и оказания им консультаций по таможенным вопросам в соответствии с законодательством России.
- Обеспечение в пределах компетенции опубликования наиболее важных правовых актов по таможенному делу.
- Проведение информационно-разъяснительной работы по состоянию и развитию таможенного дела в России с использованием различных средств массовой информации, в том числе иностранных.
- Создание системы принятия и функционирования предварительных решений по вопросам применения законодательных актов по таможенному делу в отношении конкретного товара или хозяйственной операции.
8. Функции по международному сотрудничеству в сфере таможенного дела
. Здесь можно выделить следующие функции ГТК:
- Разработка проектов международных договоров России по вопросам таможенного дела, проведение в установленном порядке переговоров по их заключению, представление предложений о заключении таких договоров.
- Участие в разработке проектов других международных договоров России в части, касающейся таможенного дела.
- Внесение в Правительство РФ предложений о присоединении России к международным договорам по вопросам таможенного дела.
- Участие в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела.
- Организация участия России в деятельности Совета таможенного сотрудничества.
- Обеспечение выполнения международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела.
- Обеспечение сотрудничества и взаимодействия с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств.
- Обеспечение изучения и анализа таможенной политики иностранных государств и состояния таможенного дела в этих государствах.
9. Функции по реализации кадровой и социальной политики в сфере таможенного дела
. К этой группе функций ГТК относятся:
- Обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, подготовка специалистов для работы в таможенных лабораториях, других подведомственных учреждениях, предприятиях и организациях.
- Утверждение учебных программ для подведомственных учебных заведений.
- Организация системы обучения специалистов в области таможенного дела для предприятий, учреждений и организаций.
- Развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций.
- Содействие реализации мер правовой и социальной защиты должностных лиц таможенных органов, работников таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций.
Из приведенных функций ГТК России видно, что эти функции носят в основном организационный и контролирующий характер (организация, обеспечение, осуществление контроля). Это еще раз подчеркивает, что ГТК является функциональным центром системы таможенных органов, возглавляет ее и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя реализации задач и функций, стоящих перед таможенными органами страны в целом.
Возложенные на него функции ГТК выполняет непосредственно, а также через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.
В процессе осуществления возложенных на него функций ГТК России в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными законодательными актами, наделен правом издания нормативно-правовых актов по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.
Возложенные на ГТК России функции и задачи определяют его внутреннюю организационную структуру, состоящую из руководства ГТК, которое, в свою очередь, состоит из Председателя ГТК, его заместителей и коллегии ГТК, а также — из аппарата ГТК, в состав которого входят управления и отделы, создаваемые в соответствии с функциями и основными направлениями деятельности ГТК России.
ГТК России является органом, руководство которым осуществляется на принципах сочетания коллегиальности и единоначалия.
Возглавляет ГТК России председатель, который осуществляет общее руководство системой таможенных органов. Председатель ГТК России назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ и имеет ранг федерального министра. Председатель ГТК имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Правительством РФ по представлению Председателя ГТК России. Обязанности между заместителями распределяются Председателем ГТК.
Наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью по руководству таможенным делом, решаются на заседаниях образуемой в составе ГТК России Коллегии ГТК, возглавляемую Председателем ГТК и состоящую из его заместителей и ряда иных руководящих работников системы таможенных органов и организаций таможенной службы. Решения коллегии претворяются в жизнь приказами Председателя ГТК России и являются обязательными для всех нижестоящих звеньев таможенной системы.
Основной объем оперативной работы по руководству деятельностью системы таможенных органов ложится на управления и отделы ГТК России.
Управления и отделы ГТК, сформированные по функциональному принципу, обеспечивают подготовку проектов управленческих решений по осуществлению таможенного дела в стране, а также руководство и контроль за практической реализацией этих решений территориальными органами и организациями таможенной системы
Структура аппарата ГТК России представлена следующими основными управлениями: управление тарифного и нетарифного регулирования, управление федеральных таможенных доходов, управление организации таможенного контроля, правовое управление, управление таможенной статистики и анализа, управление безопасности, управление внешних связей, управление валютного контроля.
Помимо основных, направленных на непосредственное руководство таможенным делом в стране, в структуре ГТК России действует ряд вспомогательных (обеспечивающих) управлений и отделов, назначение которых — обеспечение нормальных условий для функционирования системы таможенных органов, развития таможенной инфраструктуры, создание социально-бытовых условий для обеспечения выполнения должностными лицами и иными работниками системы таможенных органов и организаций таможенной службы своих должностных обязанностей. К ним, например, относятся: финансовое управление, управление материально-технического снабжения, управление социального развития, главное управление кадров, отдел по связям со средствами массовой информации и общественностью, и ряд других.
Как уже было сказано ранее, в настоящее время идет процесс модернизации таможенной службы в соответствии с потребностями адаптации таможенного дела в России к международным стандартам. Этот процесс включает в себя и перестройку центрального аппарата ГТК России. Ряд управлений и отделов преобразовываются в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Помимо этого создаются и новые структурные единицы.
ГТК России является юридическим лицом со всеми присущими статусу юридического лица признаками. Финансирование деятельности ГТК России и подчиненных ему таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.
—
Назад в раздел
В пункте пропуска «Каменный Лог» нормы литовской стороной выполняются только на 50 %
Екатерина Забенько: В этом году она усложнилась все-таки, наверное, тем, что не очень корректно работают наши коллеги из сопредельных государств.
Светлана Дубовик: Мониторинг такой ситуации за последнее время показывает, что сопредельными странами наши договоренности не выполняются. Например, в пункте пропуска «Каменный Лог» (это один из самых крупных пунктов пропуска на литовском направлении) нормы литовской стороной выполняются на порядка 50 % только. Нами проводятся консультации с сопредельными странами. В частности, были проведены консультации по линии МИД. Какие-то вносятся предложения. Белорусская сторона инициировала открытие пунктов пропуска на литовском направлении, в которых сейчас движение приостановлено. Для того, чтобы снизить нагрузку с пунктов пропуска, где сейчас сложилась крайне негативная ситуация.
Ситуация с очередями негативно влияет на перевозчиков, в том числе и иностранных
Екатерина Забенько: Светлана Сергеевна, какие вы видите негативные последствия, которые несет вот эта ситуация с очередями на границе?
Светлана Дубовик: В первую очередь страдает экономика, экономика стран, куда должны быть доставлены грузы, перевозчики стран, которые задействованы в перемещении грузов. Я считаю, что в первую очередь ситуация с очередями негативно влияет на перевозчиков, в том числе и иностранных.
Екатерина Забенько: Светлана Сергеевна, сколько приблизительно хотя бы в день пропускает автомобилей наши таможенные службы?
Светлана Дубовик: В настоящее время грузового транспорта пропускается более 6 000, 6 600 грузовиков в среднем.
Екатерина Забенько: Достаточно внушительная цифра.
Светлана Дубовик: Внушительная цифра, с учетом того, что не все пункты пропуска на границе функционируют и нагрузка легла на определенные пункты пропуска.
До 6-7 суток транспортные средства стоят в очереди для заезда в пункт пропуска
Екатерина Забенько: А сколько в целом плюс-минус приходится ожидать дальнобойщику, водителю грузовика в очереди?
Светлана Дубовик: Все, конечно, зависит от уровня очереди, от направления. Это доходит до 6-7 суток, это когда транспортные средства стоят в очереди для заезда в пункт пропуска. Были и такие случаи. В среднем, попадая уже в пункт пропуска уже для прохождения процедур контроля, такое время составляет для грузовика около 4-6 часов на литовском направлении, где-то тоже 4-5 часов на польском и до 3 часов на латвийском направлении. Это опять с учетом той интенсивности приема транспортных средств сопредельной стороной.
Екатерина Забенько: Светлана Сергеевна, на ваш взгляд, что нужно предпринять для решения этой проблемы?
Светлана Дубовик: Чтобы минимизировать очереди, на мой взгляд, необходимо равномерно распределять потоки по границе. То есть чтобы все пункты пропуска функционировали в том режиме, для которого они предназначены. То есть открыть пункты пропуска для движения товаропотока. В связи с новогодними, рождественскими праздниками увеличить смены, есть возможность применения каких-то новейших технологий совершения таможенных операций. Поэтому все возможно.
ВИРТУАЛЬНАЯТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Настоящим информируем, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 314 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти и постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 429 О Федеральной таможенной службе ГТК России преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС России). В соответствии с Федеральным законом О государственной регистрации юридических лиц 9 сентября 2004 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица — ФТС России путем реорганизации в форме преобразования. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 429 с 10.09.2004 утверждены организационно-штатная структура и штат центрального аппарата ФТС России. В структуру центрального аппарата ФТС России входят 8 главных управлений и 11 управлений по основным направлениям деятельности Службы (приложение). Функции подразделений ГТК России переданы соответствующим подразделениям ФТС России, а функции сокращенных управлений распределены следующим образом: Медицинского управления — Главному управлению тылового обеспечения; Управления по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти и Управления контроля соблюдения законодательства в таможенном деле — Правовому управлению; Управления по делам таможенного союза, Управления международного таможенного сотрудничества и Управления по взаимодействию с деловыми кругами — Управлению таможенного сотрудничества. Подразделение по взаимодействию со средствами массовой информации (Пресс-служба) включено в структуру Главного организационно-инспекторского управления; подразделения защиты государственной тайны и специальной документальной связи и мобилизационный отдел включены в структуру Управления делами. Главное управление спецтехники и автоматизации таможенных технологий переименовано в Главное управление информационных технологий, а Главное 1 управление тарифного и нетарифного регулирования — в Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений. Просим учесть положения настоящего письма при организации деятельности таможенных органов.
Приложение: на 1 л. в 1 экз.
Начальник Главного организационно-инспекторского управления генерал-лейтенант таможенной службы Н.А. Сапьяник
Приложение к письму ФТС России от 14.09.2004 02-128/413
Перечень подразделений центрального аппарата ФТС России
п/п | Полное наименование | Сокращенное наименование |
1. | Главное организационно-инспекторское управление (аппарат руководителя ФТС России) | ГОргИУ |
2. | Главное финансово-экономическое управление | ГФЭУ |
3. | Главное управление организации таможенного контроля | ГУОТК |
4. | Главное управление федеральных таможенных доходов | ГУФТД |
5. | Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений | ГУТНиТО |
6. | Главное управление по борьбе с контрабандой | ГУБК |
7. | Главное управление тылового обеспечения | ГУТО |
8. | Главное управление информационных технологий | ГУИТ |
9. | Управление кадров | УК |
10. | Управление организации силового обеспечения | УОСО |
11. | Управление делами | УД |
12. | Управление собственной безопасности | УСБ |
13. | Управление таможенной статистики и анализа | УТСА |
14. | Управление валютного контроля | УВК |
15. | Правовое управление | ПУ |
16. | Управление таможенного сотрудничества | УТС |
17. | Управление таможенной инспекции | УТИ |
18. | Управление таможенных расследований и дознания | УТРД |
19. | Контрольно-ревизионное управление | КРУ |