Проведение таможенного аудита внешнеторговых сделок


Что такое таможенный аудит

Целью проведения такой проверки является осуществление анализа деятельности физического либо юридического лица с точки зрения рисков и возможных нарушений таможенного законодательства до назначения проверки государственными органами.

Проведение такого аудита позволяет предпринимателю самостоятельно устранить возможные нарушения установленных правил и норм декларирования ввоза-вывоза продукции и, тем самым, избежать административной и уголовной ответственности.

Стоит отметить, что даже само понятие слова «аудит» означает не только контроль и проверку результатов работы, но и наблюдение непосредственно в процессе оформления сделки, подготовке необходимых документов и т.д.

ИНСТИТУТ ТАМОЖЕННОГО АУДИТА. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.

В последнее время на многочисленных площадках обсуждается вопрос возможности и целесообразности применения в таможенных правоотношениях в государствах-членах ЕАЭС таможенного аудита. При этом в узких кругах профессионалов нет единого мнения по этому вопросу, а большая часть участников ВЭД формирует свое мнение о таможенном аудите на основании незначительного количества публикаций в СМИ, включая интернет-ресурсы, как ненужной и финансово обременительной для бизнеса процедуре.

Что же такое таможенный аудит, и для чего он нужен?

Попытаемся выяснить эти вопросы, прежде всего на основе зарубежного опыта.

«Аудит» — это заимствованное слово в русском языке. И у представителей бизнес-сообщества он обычно ассоциируется с независимой экспертизой финансовой отчетности организации, основанной на проверке правильности ведения бухгалтерского учета, соответствия операций (хозяйственных и финансовых) действующему законодательству, а также полноты и точности их отражения в отчетности с целью выражения мнения о ее достоверности.

Причиной тому являются нормы национального законодательства (рассматриваются акты России и Беларуси), которые рассматривают термин «аудит» только в указанном значении. И в соответствии с существующими нормами законодательства «аудит» является одним из видов предпринимательской деятельности, т.е. услугой, которую аудируемому лицу оказывают аттестованные аудиторы.

С учетом подобного восприятия аудита участники ВЭД настороженно относятся к введению таможенного аудита, рассматривая его именно в контексте независимой экспертизы финансовых сведений в таможенной сфере.

Одной из предпосылок появления в среде участников ВЭД государств-участников ЕАЭС термина «таможенный аудит» является стандарт 6.6 Главы 6 Генерального приложения к Киотской конвенции 1973 года, который предписывает, что «системы таможенного контроля включают в себя контроль на основе методов аудита».

Но указанный стандарт имеет отношение исключительно к контрольной функции государства, осуществляемой таможенными органами, и не имеет никакого отношения к предпринимательской деятельности.

Всемирная таможенная организация (далее – ВТО) более детально, чем пункты Е3./F4. Главы 2 Генерального приложения к Киотской конвенции разъяснила понятие таможенного контроля после выпуска товаров с использованием метода аудита в своих рекомендациях по пост-таможенному аудиту.

В данных рекомендациях процесс пост-таможенного аудита определен как структурированное изучение соответствующих коммерческих бизнес-систем, договоров купли-продажи, финансовых и нефинансовых отчетов, физических запасов товаров и других активов, как средство измерения и улучшения норм соответствия техническим стандартам.

Кроме того, эксперты ВТО на семинаре по управлению рисками и таможенному аудиту, проходившему 7-10 июня 2005 года в КНР, разъяснили понятие таможенного контроля после выпуска товаров с использованием метода аудита (post-clearance audit) как процесс, позволяющий сотрудникам таможни проверять точность деклараций посредством проверки книг, записей, бизнес-систем и всех соответствующих таможенных коммерческих данных физических и юридических лиц, напрямую или косвенно задействованных в международной торговле.

При этом необходимо понимать, что положения Киотской конвенции отражают прогрессивные подходы государств-инициаторов введения данной Конвенции. И необходимость таможенного контроля на основании методов аудита в этих государствах вызвана рядом причин.

Основная из них заключается в декларировании принципа, что для ускорения международной торговли и минимизации издержек в цепи поставок, необходимо избегать излишних таможенных формальностей при пересечении границы и при таможенном оформлении на внутренних таможенных пунктах.

С данной целью перед таможенными органами стоит задача выпуска товаров в соответствии с таможенными процедурами на границе, избежав при этом рисков нарушения таможенных правил в части полноты уплаты таможенных платежей. Для таможни в данных условиях становится невозможным принятие обоснованных решений, касающихся уплаты таможенных платежей в ограниченных временных рамках.

И в этой ситуации регламентированное национальным законодательством право таможенного органа осуществить таможенный контроль после выпуска товара на территории импортера путем сопоставления сведений в таможенной декларации со сведениями в коммерческих документах позволяют прийти к компромиссу интересов государства в лице таможни и бизнеса в лице импортера.

К примеру, в зарубежных государствах (на примере ЕС) контроль после выпуска товаров основан на сотрудничестве между таможенными органами и участниками ВЭД и преследует цель не только выявления нарушений таможенного законодательства, но и их предотвращения, а также упрощения таможенных процедур в отношении проверяемого участника ВЭД. Достаточным подтверждением этому является тот факт, что таможенные органы заранее уведомляют участника ВЭД о планируемой проверке, предоставляя возможность осуществить в течение 15 дней внутренний контроль. И если участник ВЭД самостоятельно выявит в своих таможенных операциях нарушения, то ему предоставляется право самостоятельно внести изменения в сведения, доплатив таможенные платежи без штрафных санкций.

Также таможенный контроль на основе методов аудита проводится таможенными органами зарубежных государств с целью категорирования участников ВЭД в рамках системы управления рисками. И он носит обязательный характер в отношении участников ВЭД, применяющих упрощенные процедуры таможенного оформления (уполномоченные таможенные операторы). В процессе такого контроля проверяется не только соответствие заявленных при выпуске сведений с данными внутреннего учета компании, но и отражаются вопросы его финансовой устойчивости, законности внешнеэкономических операций, экономический анализ деятельности с целью выявления рисков в осуществлении ВЭД.

Таможенный контроль на основе методов аудита в ЕАЭС

Рассмотрим, каким образом положения Киотской конвенции в части применения при таможенном контроле методов аудита имплементированы в нормы таможенного права ЕАЭС?

Можно утверждать, что в реалиях ЕАЭС происходит подмена понятий и принципов, заложенных в Киотской конвенции. Подтверждением тому является описание существующей практики таможенного оформления товаров, ввозимых в ЕАЭС:

  • в местах прибытия на таможенную территорию ЕАЭС грузы не выпускаются в оборот, а помещаются под процедуру таможенного транзита;
  • процедура транзита завершается размещением груза на складах временного хранения с последующим помещением его под выбранную получателем таможенную процедуру;
  • при выпуске товара в выбранной таможенной процедуре осуществляется таможенный контроль, заключающийся в проверке документов и сведений, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары и, нередко, таможенным досмотром груза;
  • при срабатывании индикатора риска грузы выпускаются под обеспечение уплаты таможенных платежей с последующим представлением таможенному органу дополнительных документов и сведений;
  • таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется только с целью выявления и документирования факта нарушения.

Таким образом, отечественная практика проведения таможенного контроля после выпуска товаров кардинально отличается от пост-таможенного аудита, применяемого таможенными администрациями зарубежных государств.

Таможенными органами ЕАЭС с целью исключения каких-либо рисков неуплаты таможенных платежей применяется контроль до выпуска товара, а не контроль на основе методов аудита. А созданные подразделения таможенных инспекций применяют свое право на таможенный контроль после выпуска товара только лишь с целью выявления правонарушений в отношении товаров, по которым, из-за несовершенства существующей системы управления рисками, операции таможенного контроля не были должным образом осуществлены при выпуске товара. И подобное положение дел вполне устраивает администрации таможенных органов ЕАЭС.

К тому же существует ряд объективных причин, по которым применение в ЕАЭС зарубежной практики таможенного контроля на основе методов аудита преждевременен. Можно выделить основные:

1) Выпуск товаров в месте прибытия (на границе) в иных процедурах, чем таможенная процедура таможенного транзита, неприменим в связи с принципом резидентства декларанта при таможенном декларировании;

2) Менее законопослушная среда импортеров, чем в индустриально развитых странах. В связи с чем таможенные органы могут столкнуться с проблемой отсутствия по заявленному адресу импортера, либо отсутствием у него должным образом организованной системы бухгалтерского учета;

3) Существующая система управления рисками предполагает незамедлительное осуществление рекомендованных действий при несоответствии сведений о товаре установленным критериям риска. Например, выпуск товара под обеспечение уплаты таможенных платежей; направление груза, помещенного под процедуру таможенного транзита, с места прибытия на ближайший склад временного хранения для проведения досмотра и т.п.;

4) Составы некоторых административных правонарушений предусматривают ответственность декларанта за представление документов, содержащих недостоверные сведения. При этом состав данного правонарушения также вменяется перевозчику, выступающему декларантом при помещении товара под процедуру таможенного транзита. Существующая в таможенных органах отчетность по выявленным правонарушениям в совокупности с сумами штрафов, поступающим в госбюджет в результате выявления подобных правонарушений также является сдерживающим фактором инициативы переноса выпуска товара на границе;

5) Несовершенство существующей системы управления рисками ввиду отсутствия технической и методологической базы, а также существующий уровень бюрократии в таможенных органах;

6) Потребность в квалифицированных кадрах, предполагающих знание сотрудниками таможенных органов не только таможенного законодательства, но и правил ведения бухгалтерского учета, знание специализированных программных продуктов, функционирования бизнес-процессов и т.п.

Учитывая все изложенное, можно констатировать, что необходимо разграничить понятие «таможенный аудит» и «таможенный контроль на основе методов аудита». Таможенный аудит не может заменить таможенный контроль, проведение которого является исключительным правом государства в лице таможенных органов.

Есть ли целесообразность вводить на законодательном уровне «таможенный аудит» как вид предпринимательской деятельности?

Это в первую очередь зависит от того, какие преимущества получат таможенные органы и участники внешнеэкономической деятельности от него.

Если результаты такого аудита будут использованы таможенными органами с целью упрощения таможенных процедур в отношении аудируемых лиц, тогда у участников ВЭД появится заинтересованность в целесообразности его проведения. В качестве подобных упрощений могут быть предусмотрены:

  • автоматический выпуск товара;
  • отсутствие требования внесения обеспечения уплаты таможенных платежей при выпуске и т.д.

Таможенные органы же в таком случае в целях содействия развитию внешней торговли смогут:

  • более эффективно распределять свои ограниченные ресурсы,
  • предупредить возможные нарушения таможенных правил,
  • повысить уровень доверия к ним со стороны бизнес-сообщества.

На начальном этапе взаимодействия достаточно будет введения обязательных требований к наличию в компаниях, имеющих статус уполномоченных таможенных операторов, таможенных представителей, таможенных перевозчиков, системы внутреннего контроля. Это позволит таможенным органам повысить уровень доверия к данным участникам внешнеэкономической деятельности, которые получают ряд преференций при проведении таможенных операций. Это было бы вполне логично – таможня предоставляет данным лицам ряд преимуществ по сравнению с иными участниками ВЭД и вправе быть уверена, что в компании осуществляется на постоянной основе контроль, предотвращающий нарушения требований законодательства к данной категории участников таможенных отношений.

В качестве заключения, необходимо отметить следующее.

Во-первых, в настоящее время понятие «аудит» не считается распространенным в таможенной сфере. При этом ни у кого уже не вызывает непонимание проведение аудита в таких направлениях как строительство, IT-безопасность и т.д. И если считать разновидностью аудита его классификацию в зависимости от сфер проведения, то есть по объекту, то на сегодня такое понятие имеет право на существование и в сфере ВЭД.

Во-вторых, осуществление участниками внешнеэкономической деятельности внутреннего контроля своих таможенных операций уже нашло свою поддержку со стороны государства.

Например, КоАП Республики Беларусь предусмотрено освобождение декларанта от административной ответственности в случае добровольного сообщения им о самостоятельно выявленных нарушениях, допущенных при выпуске товара (примечание 2 к статье 14.5 КоАП РБ). Аналогичная норма существует и в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (примечания 2, 4 к статье 16.2 КоАП РФ).

Также КоАП Республики Беларусь предусматривает возможность вынесения административного взыскания в виде предупреждения за несвоевременную либо неполную уплату таможенных платежей (часть 9 статьи 13.6 КоАП РБ). Соответственно, если компания самостоятельно выявила совершенные ей нарушения, у нее есть возможность избежать установленной законом ответственности за неуплату или неполную уплату в установленный срок таможенных платежей.

Таким образом, уже сейчас у компаний есть определенная законодательством возможность избежать привлечения к административной ответственности за совершение неумышленных нарушений таможенного законодательства. Вопрос стоит только в своевременном выявлении данных фактов.

Своевременно выявить существующие проблемы на предмет соответствия деятельности компании требованиям таможенного законодательства могут помочь независимые специалисты нашей команды, обладающие экспертными знаниями в таможенной сфере.

Понятие внешнеторговой сделки

Непосредственно основным предметом подобного аудита являются отношения между лицами, которые начинаются при осуществлении внешнеторговой сделки.

Понятие внешнеторговой сделки определяется как соглашение (договор) между двумя или более сторонами, которые зарегистрированы в разных странах. Предметом такого договора может быть как поставка товара определенного качества и количества, так и оказание услуг согласно условий, оговоренных в соглашении.

Внешнеторговая сделка в общем понимании представляется в виде комплекса основных видов деятельности коммерческого характера, так и вспомогательных, которые за счет своего применения обеспечивают реализацию (продажу) товара или услуги.

При осуществлении таких внешнеторговых сделок отношения сторон в обязательном порядке оформляются торговым договором. В мировой практике понятие договор часто заменяется на более принятый термин «контракт».

Контракт служит для юридического оформления условий поставок товара (оказания услуг), в котором прописываются права и обязанности сторон, основные условия коммерческих отношений, а также действия и ответственность при возникновении внештатных ситуаций.

В зависимости от того, какой объект является предметом операции, различают следующие виды внешнеторговых сделок:

  • сделки оказания услуг;
  • сделки выполнения работ;
  • сделки купли-продажи товара;
  • сделки торговли результатами интеллектуальной собственности;
  • сделки купли-продажи информации.

Для чего необходим таможенный аудит

Основной задачей таможенного контроля (аудита) является определение рисков и предупреждение нарушений, которые могут возникнуть в результате внешнеторговых отношений и заключается она в следующем:

  • анализе документов, которые предъявляются соответствующему органу для таможенного оформления;
  • анализе соответствия контракта внешнеторговой сделки требованиям и нормам контролирующих органов;
  • анализе условий отдельного контракта (договора) для определения стоимости товара (особое значение имеет при поставке продукции с так называемым «высокой степенью риска»);
  • анализе как внутренних, так и касающихся банковской системы документов для выявления вероятности рисков, связанных с отступлением от законодательства и норм валютного контроля. Если это бартерные сделки, то определение возможности их осуществления по конкретным условиям;
  • анализе документации, которая подлежит хранению и учету участниками внешнеэкономической деятельности уже после завершения всех процедур, связанных с документальным оформлением;
  • анализе документов, которые в обязательном порядке должны храниться лицами, приобретающими или реализующими ввезенные в страну товары.

После анализа всех возможных рисков, которые могут сопровождать участников внешнеторговых сделок, выносятся рекомендации (заключение), оформленные либо в устной, либо в письменной форме. Данные рекомендации описывают характер действий, направленных на устранение или сведению к минимуму выявленных при проверке рисков.

Доверяй, но проверяй: принципы таможенного пост-аудита

22.02.2020

Доверяй, но проверяй: принципы таможенного пост-аудита

Принцип таможенного пост-аудита (post-clearance audit) можно описать известной фразой: «Доверяй, но проверяй». То есть основные таможенные процедуры, которые согласно законодательству соответствующей страны, должны осуществляться к товарам, перемещаемым через границу (ввоз, вывоз), подлежат применению не в пункте пропуска при непосредственном перемещении товаров или в таможне назначения/отправления, а после завершения их таможенного оформления и выпуска в свободное обращение. В этой публикации, специалисты компании Cargo.kiev.ua
, специализирующиеся на предоставлении услуг таможенного брокера, таможенного оформления в Польше и др, ответят на вопросы, связанные с принципами таможенного пост-аудита.

Таможенный пост-аудит можно определить как совокупность мер, осуществляемых таможенными администрациями и их должностными лицами после выпуска товаров в свободное обращение с целью установления точности и достоверности сведений, указанных в таможенных декларациях, своевременности и полноты уплаты таможенных платежей и соблюдение установленных мер нетарифного регулирования путем изучения соответствующих документов субъекта внешнеэкономической деятельности (бухгалтерских и учетных книг и записей, бизнес-систем и коммерческих данных), которые ведутся и хранятся субъектами в соответствии с национальным законодательством.

Всемирная таможенная организация предлагает определение процесса пост-таможенного аудита как структурированного изучения соответствующих коммерческих бизнес-систем, контрактов, финансовых и нефинансовых отчетов, физических запасов товара и других активов, как средство измерения и улучшения норм соответствия техническим стандартам.

Таможенный пост-аудит в международном законодательстве

Таможенный пост-аудит как форму таможенного контроля основано Конвенцией о гармонизации и упрощении таможенных процедур 1973 г. (Киотская конвенция), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (с 1994 г. – Всемирная таможенная организация). Киотская конвенция, к которой наша страна присоединилась согласно Закону Украины от 05.10.2006 г. №227-V (в редакции Закона Украины от 15.02.2011 г. №3018-VI) вступила в силу для Украины 15.09.2011.

Всемирная таможенная организация, настаивая на необходимости использования пост-аудита как формы таможенного контроля для сокращения времени таможенного оформления, а также уменьшения бюрократических и коррупционных проявлений при выполнении таможенных формальностей, разработала Методические рекомендации по таможенному пост-аудиту (WCO –Guidelines for Post-clearance audit, 2012), содержащие фактически пошаговую инструкцию по внедрение и использование такой формы таможенного контроля странами-членами ВМО (на сегодня – 182 страны). Методические рекомендации содержат советы для определения критериев рисков и потенциальных объектов для проведения проверок, предлагают методы и инструменты их осуществления и анализа результатов, определяют квалификационные требования, первоочередные права и обязанности аудиторов, освещают ограничения для применения пост-аудита.

В европейском законодательстве таможенного пост-аудита регулируется Таможенным кодексом ЕС (Регламент (ЕС) №952/2013 Европейского парламента и Совета от 09.10.2013 г.), которым предусмотрено, что для таможенного контроля таможенные органы могут проверять точность и полноту информации, представленной в таможенной декларации, декларации о временном хранении, общей декларации о ввозе, точность и обоснованность любого сопроводительного документа, а также может проверять счета декларанта и другие записи, касающиеся операций с соответствующими товарами, предыдущих или последующих коммерческих операций, связанных с этими товарами после их выпуска. При этом такой контроль может осуществляться в помещении владельца товара или его уполномоченного лица, или любого другого лица, непосредственно или косвенно участвует в таких операциях, или других лиц, которые обладают необходимыми документами и данными о соответствующей внешнеэкономической операции.

Пост-аудит в национальном законодательстве

Присоединение к международным конвенциям (в частности, к Киотской конвенции), а также стремление членства в Евросоюзе имело следствием необходимость приближения к европейского законодательства и имплементации международных норм в национальное законодательство Украины.

Таможенным кодексом Украины 2012 г. (дальше – ТК Украины) хотя и не было определено такого понятия как «пост-аудит», однако предусматривалось право таможенных органов проводить документальные проверки соблюдения требований законодательства Украины по вопросам государственной таможенного дела, в том числе своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты таможенных платежей, в отношении субъектов внешнеэкономической деятельности уже после завершения таможенного оформления товаров, которые по своим сущностным наполнением соответствует общепринятому определению термина «таможенный пост-аудит».

Документальные проверки, в соответствии со ст. 336 ТК Украины, являются одной из форм таможенного контроля. Следовательно, вполне логичным было их осуществление должностными лицами таможенных органов, учитывая наличие профессиональных знаний, оперативность получения и обмена информацией в пределах одного ведомства.

Однако в связи с проведением в 2012 г. административной реформы и образованием Министерства доходов и сборов Украины путем слияние Государственных таможенной и налоговой служб Украины, в национальное законодательство (прежде всего, в ТК Украины) были внесены изменения, а полномочия на проведение проверок соблюдения законодательства по вопросам государственной таможенного дела были переданы соответствующим Главным управлением Министерства доходов и сборов в областях, городах Киеве и Севастополе. После очередной реформации и образования Государственной фискальной службы Украины на фоне Миндоходов указанные полномочия так и остались в соответствующих ГУ.

В рамках освещения вопросы таможенного контроля товаров после их выпуска должен отметить, что объединение налоговой и таможенной служб могло бы иметь действенный результат. Например, в процессе импорта товара его путь следования можно было бы отследить от границы (а учитывая возможность международного обмена информацией – даже от производителя) до конечного потребителя, обеспечив при этом выполнение как защитной функции государства – основной в деятельности таможенных органов (путем проверки наличия всех разрешительных документов уполномоченных государственных органов на ввоз и реализацию товаров, выявление незаконно ввезенных или запрещенных к ввозу товаров, соблюдения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности), так и фискальной функции – основной для налоговиков (путем проверки правильности определения таможенной стоимости товаров и уплаты таможенных платежей, а также контроля за базой начисления и уплатой НДС и налога на прибыль последующими потребителями импортируемого товара).

Однако контроль за базой налогообложения на всей цепи поставки от импортера до конечного потребителя организовано не было, как и не был организован надлежащий обмен информацией ни на международном, ни на национальном уровне. Кроме того, на эффективность осуществления такой формы таможенного контроля негативно повлияло отсутствие в Главных управлениях Миндоходов/ДФС достаточного количества специалистов с соответствующей квалификацией и опытом работы в сфере государственной таможенного дела, можно считать, наверное, самым главным залогом успешного применения пост-аудита.

Сейчас таможенный пост-аудит как одну из самых эффективных форм таможенного контроля фактически нивелировано и растворено среди контрольно-проверочной работы налоговиков, что сводит на нет его эффективность из-за неправильного понимания сути и процесса осуществления.

Следовательно, непрерывный доступ к автоматизированной системе таможенного оформления товаров и транспортных средств является именно у должностных лиц таможен и их структурных подразделений (работники отдельных структурных подразделений ГУ могут получать доступ по согласованию с руководителем соответствующей таможни). Кроме того, наполнения региональных профилей риска осуществляется таможнями с учетом специфики региона (зоны деятельности), перемещаемых товаров, репутации субъекта внешнеэкономической деятельности.

Профит от пост-аудита

Завершить обзор вопроса хотелось бы чем-то положительным. Например, положительными последствиями, которые может иметь правильно организованный таможенный пост-аудит. Стоит заметить, что его результаты выгодны для всех сторон, вовлеченных в его проведение: контролирующим органам – за отсутствия слишком ограниченных временных нормативов для проверки множества документов при таможенном оформлении (сейчас это 4 часа, согласно ст. 255 ТК Украины); государству – через должное наполнение государственного бюджета и защита населения от недоброкачественной продукции; законопослушным субъектам внешнеэкономической деятельности – за отсутствия очередей на границе (ведь осуществление досмотра товаров будет минимизировано), сокращение времени таможенного оформления (соответственно, экономия на услугах грузовых таможенных комплексов, таможенных складов/складов временного хранения, экспедиторов/перевозчиков и тому подобное), уменьшение бюрократических помех, а также коррупционных факторов на каждом этапе таможенного оформления.

Современная международная торговля работает в сжатые сроки, поэтому национальные экономические выгоды могут быть получены лишь в результате беспрепятственного и своевременного оформления товаров. Кроме того, эта сфера охватывает крупные корпорации с глобальными сетями, сложными бизнес-системами и цепями поставок. Ограниченное количество документов, предоставляется на момент ввоза, не дает полной картины условий коммерческой транзакции, необходимой для правильного установления таможенной стоимости, классификации товара, определения преференциального/не преференциального происхождения товара. Следовательно, таможня оказывается в ситуации, когда необходимо принять взвешенные решения, в том числе об обязанности уплаты таможенных платежей, крайне ограниченных временных пределах и на основании минимума документов внешнеэкономической операции.

Применяя метод анализа рисков и пост-таможенного контроля, таможня может более эффективно сосредоточить свои ресурсы и работать в партнерстве с бизнес-сообществом для улучшения уровней соответствия международным нормам и содействия торговле. Поэтому большинство таможенных администраций сейчас фокусируют свой контроль на пространстве после ввоза товаров, сохраняя на границе только выборочную проверку с применением анализа рисков. Например, во Франции только 5% импортных и 1% экспортных грузов подлежат фундаментальному контроля, то есть сплошной проверке правильности оформления и наличия всех необходимых документов; остальные 95% подлежат контролю в течение 1-3 лет после оформления таможенных документов.

Таким образом, применение таможенного пост-аудита обеспечивает:

  • сокращение времени таможенного оформления, что имеет следствием сбережение средств субъектов внешнеэкономической деятельности и возможность точно согласовывать сроки доставки товаров с контрагентами, а также не ограничения таможенных органов для принятия соответствующих решений ни сжатыми временными рамками, ни недостатком документов, необходимых для принятия таких решений;
  • содействие повышению самоорганизации субъектов внешнеэкономической деятельности, в частности из-за нежелания попасть в группу риска, что будет иметь следствием применения фундаментального контроля при таможенном оформлении, а, следовательно, вновь увеличение времени и расходов;
  • увеличение «белого» импорта, прежде всего, через повышение вероятности разоблачения незаконных сделок во время документальной проверки и, как следствие, применение мер административной или уголовной ответственности (кстати, на сегодня санкции за нарушение таможенных правил довольно значительные – 100% от стоимости товаров с их конфискацией (ст. 483 МК Украины), 300% неуплаченной суммы таможенных платежей (ст. 485 ТК Украины));
  • возможность отслеживать товар на всем цепи поставки от импортера до конечного потребителя, что позволяет осуществлять действенный контроль за базой налогообложения и соблюдением мер нетарифного регулирования, а также затрудняет организацию незаконных схем перемещения;
  • снижение коррупционных проявлений через уменьшение влияния человеческого фактора при перемещении товаров, а также объективного применения системы управления рисками;
  • возможность определения соответствия субъекта внешнеэкономической деятельности критериям для получения статуса уполномоченного экономического оператора.

Следует отметить, что Всемирная таможенная организация в своих Методических рекомендациях по таможенного пост-аудита сообщает, что переход от контроля на границе до таможенного контроля после выпуска товаров обычно занимает несколько лет. При этом таможенный пост-аудит – это не отдельный процесс, он должен быть включен в более широкий контекст упрощения торговли и таможенных процедур.
Количество показов: 851 Рейтинг: 3.3

Методы таможенного аудита

Методов проведения такой проверки существует множество, но на практике чаще всего используются следующие:

  • метод детализации, позволяющий выделить отдельные факторы, либо ошибочно составленные документы, повлекшие за собой нарушение установленных таможенных норм;
  • балансовый метод, основанный на использовании равенства использованных средств и источников и итоговой прибыли;
  • графический метод, где наглядно отображаются результаты аудита;
  • инвентаризация средств, заключающаяся в сведении бухгалтерского и фактического остатков;
  • бухгалтерские методы оценки систем счетов.

Стоимость таможенного аудита

Стоимость услуг зависит от многих факторов, основными из которых являются:

  • конкретная задача проверки;
  • объем и глубина аудита;
  • от сроков, в которые клиенту необходимо получить результаты проверки;
  • от количества специалистов, которые будут задействованы при проведении проверки;
  • от этапа проведения проверки (до осуществления сотрудничества на периоде заключения контракта, во время производства и после выпуска товаров, их ввоза, после завершения таможенных операций);
  • количество проверяемых лиц (непосредственно ваша фирма, либо все стороны, участвующие в проведении операции, включая мелких подрядчиков);
  • от того, какая необходима форма отчета заказчику;
  • репутации аудиторской конторы и давности ее существования.

В целом, цена на подобного рода услуги может колебаться в пределах от 20 тысяч до двухсот тысяч рублей. Для каждого отдельного случая стоимость услуг может разниться.

Для уточнения стоимости услг и заказа их звоните по телефону

Корректировка таможенной стоимости

Корректировка таможенной стоимости (КТС) – широко используемый таможнями способ пополнения бюджета и выполнения плана по сбору таможенных платежей. Вступивший в силу с 1 января 2021 года Таможенный кодекс ЕАЭС принципиально не изменил порядок определения, декларирования и контроля таможенной стоимости товаров.

КТС по решению таможенного органа

может быть проведена до и после выпуска товаров в течение всего периода нахождения товара под таможенным контролем, т.е.
в течение трёх лет
с момента выпуска декларации, а в отдельных случаях, установленным таможенным законодательством России —
пяти лет
. Согласно ТК ЕАЭС при корректировке таможенной стоимости оформляются следующие документы по внесению изменений в декларацию на товары (ДТ):

  • до выпуска товаров – требования о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары (ДТ);
  • после выпуска товаров – решения о внесении изменений (дополнений) в ДТ.

Контроль таможенной стоимости осуществляется в рамках применения системы управления рисками. При выявлении риска таможней

производится анализ документов, которые должны поэтапно направляться декларантом по запросам. Сначала таможня оформления запрашивает комплект документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость
из графы 44 ДТ
. В случае, если они
не предоставляются
(срок – за 4 часа до истечения срока выпуска товаров) –
отказ в выпуске ДТ
. При предоставлении документов и отсутствии у таможни сомнений в достоверности таможенной стоимости – производится выпуск товаров. Если документы предоставлены, но
есть признаки недостоверности
таможенной стоимости, либо представленные документы не подтверждают заявленные сведения или их недостаточно, таможня вправе запросить дополнительный пакет документов, т.е. производится
дополнительная проверка
. В этом случае выпуск товаров производится под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на основании направленного декларанту расчета размера обеспечения. Если в установленные сроки выпуска дополнительные документы не представлены и не внесено
обеспечение уплаты таможенных пошлин
, налогов, то
в выпуске товаров отказывают
.

В течение 60 календарных дней

со дня регистрации ДТ декларант может направить в таможню запрошенные документы, не представленные в сроки выпуска товаров, для завершения проверки. Эта проверка должна быть проведена
в течение 30 календарных дней
со дня представления. Если представленных документов недостаточно или они не содержат необходимых сведений, таможня вправе еще раз запросить документы (3-й комплект), которые должны быть предоставлены в течение
10 календарных дней
с даты запроса. На время запроса этих документов
срок проверки приостанавливается
и возобновляется – со дня получения дополнительных документов.

Новый Таможенный кодекс внёс принципиальные изменения

в части оснований для КТС:
главным основанием
для принятия решения являются не столько сомнения в достоверности документов и сведений, сколько
готовность предоставить иные документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров
. По ТК ЕАЭС основанием для внесения изменений в ДТ в части сведений о таможенной стоимости до выпуска являются: заявление документально не подтвержденных сведений и не устранение предоставленными документами основания для проведения проверки документов и сведений; после выпуска – не представление ни одного из документов, сведения о которых указаны в таможенной декларации или представленные документы не подтверждают проверяемые сведения. Таким образом,
факт отсутствия документа
(-ов), наличие которых зачастую и не предполагалось при заключении сделки (прайс-листы и пр.), или
невозможность предоставить их
в короткие установленные сроки до выпуска по официальному запросу, служит
достаточным основанием для выпуска с КТС
или принятия решения о корректировке после выпуска. Т.е. в отношении декларанта действует
«презумпция вины»
, предполагающая обязательность устранения малейших сомнений в чистоте сделки и оплат по ней, причём сомнения эти зачастую возникают
не на основании прямых фактов
, для установления которых достаточно времени при таможенной проверке, а
косвенных признаков
.

При декларировании КТС может быть условной и окончательной. При окончательной корректировке

, предполагающей согласие декларанта с расчётом таможни, которое часто требуют в виде письма,
деньги сразу списываются
в доход бюджета. Но в этом случае участник ВЭД фактически
лишается возможности
в последующем оспаривать КТС.

Условная КТС

предусматривает выпуск декларации
с резервированием платежей
на счету таможни до окончательного решения, либо, в отдельных случаях, использовании обеспечения в виде таможенной расписки, банковской гарантии или в иных формах. При условной КТС, в случае несогласия таможни с участником ВЭД после предоставления запрашиваемых документов,
принимается решение об окончательной КТС
, и
насчитываются пени
за отсрочку таможенных платежей.

Однако выпуск декларации с условной КТС позволяет декларанту обоснованно оспаривать

решение таможни как вышестоящих органах, так и в суде.
Сложившаяся арбитражная практика показывает эффективность использования судебной защиты
для отмены неправомерных решений таможен по таможенной стоимости и возврате излишне уплаченных при КТС платежей.

Для оценки возможных потерь при контроле таможенной стоимости в рамках проведения таможенного контроля после выпуска (таможенная проверка) следует учесть тот факт, что в настоящее время практикуется принятие решений за весь период нахождения товаров под таможенным контролем

по всему объёму поставок по контракту или контрактам на аналогичные товары при схожих условиях сделки.

При КТС после выпуска в результате проверки следует дождаться акта камеральной таможенной проверки. По итогам проверки таможенные органы принимают решения о внесении изменений в ДТ и предлагают добровольно уплатить доначисленные платежи и пени. Решение о добровольном исполнении требований или принудительном взыскании следует принимать индивидуально, исходя из специфики деятельности предприятия. Но если у организации нет сомнений в своей правоте

и готовности отстаивать свои требования, то не
следует тянуть с подготовкой искового заявления
, поскольку при значительных суммах дополнительно начисленных пошлин и НДС
вышестоящие таможни неохотно готовы принимать возражения декларантов
.

Наши квалифицированные специалисты готовы оказать всестороннюю помощь в отстаивании интересов декларантов по КТС

. Наши услуги включают:

  • консультация
    клиента по вопросу возврата КТС (анализ пакета документов, решения таможенного органа, определение оснований для отстаивания позиции клиента, рекомендации по подготовке и получению дополнительных документов и п т.д.);
  • оказание помощи в сборе всех необходимых документов
    для обоснования таможенной стоимости, направлении жалобы в вышестоящий орган, исковых заявлений в суд;
  • представление интересов клиента
    в таможенных органах и в суде первой и последующей инстанций;
  • подготовка и обжалование
    решений суда первой инстанции;
  • содействие
    в решении вопросов, касающихся исполнительного производства.

Если Ваша организация столкнулась с проблемой КТС — позвоните нам прямо сейчас по телефону +7 495 268 1459 для бесплатной первичной консультации или оставьте заявку в форме ниже и мы сами перезвоним Вам в кратчайшее время. Если Ваш вопрос требует подробного ознакомления с информацией и документами — отправьте их на адрес [email protected]

Нужно ли проходить таможенный аудит

Прохождение таможенного аудита не является обязательным при осуществлении ВЭД. Но, не стоит забывать, что при отсутствии знаний в законодательных нормах и базах вы можете столкнуться с большим количеством нарушений, как со стороны вашей фирмы, так и со стороны партнеров и подрядчиков.

Причем, данные проблемы могут возникнуть даже после осуществления всех операций, на этапе проверки вашей деятельности органами таможенной и налоговой службы.

Как итог, нарушение действующего законодательства может грозить запретом ввоза приобретенной вами продукции на территорию России, наложением штрафов, арестом либо полной конфискацией группы товара, простоем транспорта и порчей продукции либо ее обесцениванием.

Можно ли пройти таможенный аудит самостоятельно

Безусловно, проходить таможенный аудит можно самостоятельно.

Однако, проведение проверки своими силами все же может быть сопряжено с рисками по следующим причинам:

  • элементарная неосведомленность вашего сотрудника, занятого аудитом, в нормах и законах таможенного оформления и правил ввоза-вывоза товара;
  • постоянно меняющееся законодательство и его особенности;
  • двойное толкование законодательных актов, когда нормы трактуются таможенной службой и аудитором по-разному;
  • большое количество контролирующих органов, которые могут осуществить аудит вашей фирмы и, как следствие, огромное количество существующих законов.

Таможенный контроль на основе методов аудита

 Главная — Статьи

Рост международной торговли, высокие конкурентные взаимоотношения международной коммерческой деятельности способствуют переходу от глобального таможенного контроля к выборочному, от контроля в процессе совершения таможенных операций — к контролю после выпуска товаров.

Особенно актуальным создание механизма упрощения и ускорения таможенных процедур становится в настоящее время по следующей причине. В ноябре 2010 г. Россия присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее — Киотская конвенция) и взяла на себя обязательство содействовать такому упрощению таможенных процедур.

Примечание. Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года».

Как следует из стандарта 6.2 гл. 6 Киотской конвенции, таможенный контроль должен сводиться к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Однако нельзя забывать об обеспечении эффективности инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и качества таможенного контроля. Поэтому для ускорения и упрощения таможенных процедур и одновременного обеспечения эффективности инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предлагается переносить основную нагрузку проверки с этапа таможенного текущего контроля на этап контроля после выпуска товаров. Важность этого действия возрастает с учетом того факта, что за отведенные Таможенным кодексом Таможенного союза 1 — 2 дня (ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза) полную и качественную проверку достоверности и документального подтверждения заявленных в декларации на товары сведений не всегда удается провести. Поэтому в условиях, если задача перед таможенной службой состоит в одновременном содействии торговле, ускорении времени выполнения таможенных процедур, обеспечении соблюдения качества таможенного контроля, основная нагрузка таможенного контроля должна переноситься с этапа текущего контроля на этапы предварительного или последующего контроля. Для целей дальнейшего исследования необходимо рассмотреть зарубежный опыт проведения таможенного контроля в целом и таможенного контроля после выпуска товаров.

В результате анализа зарубежного опыта таможенного контроля установлено, что таможенные службы зарубежных стран используют следующие методы таможенного контроля: предотгрузочную инспекцию (осуществляется до перемещения товаров), контроль с использованием методов аудита (осуществляется после выпуска товаров). В данной статье рассмотрим механизмы осуществления таможенного контроля после выпуска товаров.

Отметим, что в России некоторые исследователи такой контроль называют таможенным аудитом. Нам представляется неверным такая трактовка сущности таможенного аудита и таможенного контроля, основанного на методах аудита.

Для раскрытия сущности методов и форм таможенного контроля, используемых за рубежом, обратимся к рассмотрению проведения таможенного контроля после выпуска товаров. За рубежом такой контроль в соответствии с требованиями Киотской конвенции осуществляется на базе методов аудита.

Из определения E3./F4 Киотской конвенции следует, что под контролем на основе методов аудита понимаются «…меры, позволяющие таможенной службе убедиться в правильности заполнения деклараций и достоверности указанных в них сведений путем проверки имеющихся у заинтересованных лиц соответствующих книг учета, счетов, документооборота и коммерческой информации».

Эксперты Всемирной таможенной организации на семинаре по управлению рисками и таможенному аудиту, проходившему 7 — 10 июня 2005 г. в КНР, разъяснили понятие таможенного контроля после выпуска товаров с использованием методов аудита (post-clearance audit): «…это процесс, позволяющий сотрудникам таможни проверять точность деклараций посредством проверки книг, записей, бизнес-систем и всех соответствующих таможенных коммерческих данных физических и юридических лиц, напрямую или косвенно задействованных в международной торговле».

В целях исследования современной организации таможенного контроля после выпуска товаров за рубежом проанализировано развитие таможенного контроля после выпуска товаров в КНР, странах ЕС, Корее, Японии.

Так, таможенный контроль с использованием методов аудита (post clearance audit) в странах ЕС является основой таможенного контроля, и его дальнейшее развитие определено одним из направлений совершенствования системы таможенного администрирования.

В Японии таможенный контроль с использованием методов аудита — важный инструмент для обеспечения упрощения таможенных процедур и одновременного недопущения нарушений законодательства и мошенничества.

В Республике Корея в 2000 г. сначала был введен плановый таможенный контроль на базе методов аудита. Позже инициаторами такого контроля стали сами участники внешнеэкономической деятельности, что соответствует стандарту 6.8 Киотской конвенции. Такой таможенный контроль на базе методов аудита основывается на сотрудничестве таможенной службы и участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, проанализировав содержание таможенного контроля с использованием методов аудита, можно сделать вывод о том, что сущность его заключается в осуществлении контроля достоверности сведений, указанных в таможенных декларациях, путем изучения документов бухгалтерского учета и других коммерческих документов. Основное содержание такого контроля заключается в методах контроля — проверка бухгалтерских документов и отчетности, а также во времени проведения — после выпуска товаров.

Обратимся к российской интерпретации сущности таможенного аудита.

Вопросы развития системы таможенного аудита в Российской Федерации рассматривали в своих исследованиях А.А. Берзан, Е.П. Лунева, Л.А. Попова, С.А. Чепурнов, С.Н. Шостак, А.С. Швец, О.Е. Кудрявцев, В.В. Соловьев, И.В. Соловьева.

При этом российские ученые выделяют следующие взгляды на сущность таможенного аудита.

Одни определяют его как независимую проверку, осуществляемую таможенными аудиторами — негосударственными органами, рассматриваемую как систему дополнительного контроля, которая должна быть создана как одно из направлений предпринимательской деятельности — предметный вид аудиторской деятельности (С.Н. Шостак, А.С. Швец). Согласно одному из мнений таможенный аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского и иного учета, финансовой отчетности, в том числе специализированной, экономических хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц). При этом указывается, что таможенный аудит не подменяет государственного контроля.

Согласно же мнению других авторов (Л.А. Поповой, С.А. Чепурнова О.Е. Кудрявцева, В.В. Соловьева, И.В. Соловьевой, Е.П. Луневой, А.А. Берзана) таможенный аудит — деятельность таможенных органов, проводимая после выпуска товаров, т.е. вид государственного контроля.

Так, под таможенным аудитом понимается «…форма таможенного контроля, представляющая собой систематический процесс сбора и оценки сведений, заявленных при таможенном оформлении товара, с целью определения степени соответствия этих сведений законодательству Российской Федерации».

По другому определению — «…таможенный аудит представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых таможенными органами с целью проведения проверок деятельности участников ВЭД после завершения таможенного оформления; хозяйствующих субъектов, прямо или косвенно имеющих отношение к товарам и транспортным средствам, перемещаемым через таможенную границу РФ (таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев СВХ и иных юридических и физических лиц), а также владельцев документов, связанных с таким перемещением, — в целях обеспечения соблюдения законодательства и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы».

Согласно мнению другого специалиста «…таможенный аудит — это комплекс взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых таможенными органами, по оценке финансовой деятельности организаций, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу, в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации».

Из приведенных определений следует, что таможенный аудит рассматривается как вид таможенного контроля, а также что таможенный аудит проводится после завершения таможенного оформления.

В России термин «аудит» означает «…независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности» и не имеет отношение к государственному контролю: «…аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления» (Статья 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Поэтому нет необходимости вводить термин «таможенный аудит» и приравнивать его к виду таможенного контроля.

Однако, проводя таможенный контроль после выпуска товаров, необходимо использовать методы аудита, основанные на изучении данных бухгалтерского учета участника внешнеэкономической деятельности.

Исследовав опыт применения таможенного аудита в России, установлено, что в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления ФТС России проводился эксперимент по определению путей создания и оптимального развития системы таможенного аудита.

В данном случае таможенный аудит рассматривался как одно из направлений предпринимательской деятельности — предметный вид аудиторской деятельности. В результате по методике таможенного аудита было проверено более 20 таможенных брокеров (по действующему законодательству — таможенных представителей) Санкт-Петербурга, выявлены серьезные недостатки, пресечение которых со стороны таможенных органов (отдел таможенного контроля после выпуска товаров) проявилось бы для таможенных представителей в приостановлении действия и отзыве лицензии.

Термин «таможенный аудит» может означать только предметный вид предпринимательской деятельности, проведение которой методически сходно с таможенным контролем после выпуска товаров.

Методически таможенный аудит аналогичен с проверкой таможенных органов после выпуска товаров. Однако цели таможенного аудита и таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами, различаются.

Так, цель проведения таможенного контроля — выявление и пресечение правонарушений, связанных с недостоверным заявлением сведений в таможенной декларации, а цель проведения таможенного аудита — формирование мнения о достоверности информации, заявленной в таможенной декларации, и выявление возможности нарушений законодательства Российской Федерации в части таможенного законодательства.

Аудитором могут быть даны обоснованные рекомендации в случае выявления нарушения законодательства и искажений бухгалтерской отчетности у импортера, но он не вправе заставить принимать решения. Однако на основании таких рекомендаций участник ВЭД может самостоятельно изменить данные, например величину заявленной таможенной стоимости, тем самым избежав наличия правонарушения.

Проанализировав современную ситуацию на рынке консалтинговых услуг, можно сделать вывод о том, что некоторые компании предлагают таможенный аудит как один из предметных видов предпринимательской деятельности.

Таким образом, в Российской Федерации под таможенным аудитом может пониматься только предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского и иного учета, финансовой отчетности, в том числе специализированной, экономических хозяйствующих субъектов (юридические и физические лица). Таможенный аудит не может подменять таможенный контроль.

Заметим, что существует предметный вид аудиторской деятельности — налоговый аудит. Естественно, формой государственного контроля он не является, но относится к предметному виду аудиторской деятельности.

В Российской Федерации принимались нормативные правовые документы, в которых отражается точка зрения на необходимость применения методов аудита при проведении таможенного контроля.

В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2021 года») отмечается, что одним из направлений развития таможенной службы Российской Федерации является совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров, для чего в первую очередь необходимо создание методологической базы таможенного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности.

Для проведения таможенного контроля с использованием методов аудита необходимы квалифицированные кадры, обладающие не только знаниями в области таможенного дела, но и в области аудита и финансового анализа и других смежных отраслей.

Таким образом, в современных условиях упрощения таможенных процедур необходимо создавать методики проведения таможенного контроля на базе методов аудита. Однако отсутствуют даже механизмы внедрения такого контроля в практику.

Исходя из изложенного выше можно сделать вывод, что термин «таможенный аудит» в России может означать вид предпринимательской деятельности.

Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров является для России перспективной мерой соблюдения таможенного законодательства, особенно в условиях ВТО и в связи с принятием Киотской конвенции. При этом такой контроль должен осуществляться с использованием методов аудита специалистами, обладающими соответствующими знаниями. Однако в связи с отсутствием механизма внедрения такого контроля в практику необходимо его создание. Следует также создавать методики проведения таможенного контроля на базе методов аудита.

Июнь 2013 г.

Таможенный контроль

Преодоление административных барьеров при прохождении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Система таможенного контроля в Евразийском экономическом союзе

Таможенный контроль: Проверка документов и сведений

Таможенный контроль: Проверка маркировки товаров, наличия на них идентификационных знаков

Таможенная экспертиза при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]