Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля,и их применение

В условиях развития современного торгово-экономического сектора участники внешне-экономической деятельности (ВЭД) свободно ввозят и вывозят различные грузы через государственные границы. Все участники ВЭД обязаны строго следовать требованиям и нормам, предъявляемым со стороны Федеральной налоговой службы (ФНС). Вне зависимости от того, совершается ли экспорт или импорт груза, все товары попадают под таможенный контроль. Попадая под данную процедуру, товар в обязательном порядке должен подвергаться учету со стороны таможенного органа.

Разделы:

  • Что такое таможенный контроль
  • Учет товаров, которые находятся под таможенным контролем
  • Как проводится учет
  • Особенности учета товаров
  • Профессиональная помощь брокеров

Что кроется под понятием таможенного контроля, как осуществляется учет товара, для каких целей проводятся подобные процедуры и какие методы используются, расскажем в статье.

Что такое таможенный контроль

Под таможенным контролем имеется ввиду совокупность мероприятий, проводимых таможенными ведомствами. Целью подобных мероприятий является проверка того, насколько правильно соблюдается законодательная база в области таможенного сектора. Таможня является тем исполнительным органом, который осуществляет контроль. Таможенный контроль выполняет важные стратегические функции, защищая национальные, экономические интересы государства, обеспечивая благоприятные условия для ВЭД.

Целями процедуры является контроль за:

  • перемещением груза согласно той процедуре, которая прописана в декларации (экспорт/импорт);
  • достоверностью всех указанных в документах данных;
  • действием лиц, которые осуществляют таможенное оформление, на предмет их законности;
  • соблюдением ограничений или каких-либо условий, касающихся пользования продукции.

Проверке подлежат:

  • груз;
  • документы;
  • предоставленные сведения;
  • сроки проведения таможенных операций;
  • действия лиц, участвующих в соответствующих таможенных процедурах.

В рамках контроля часто употребляется такое понятие, как «нахождение товаров под таможенным контролем». В зависимости от конкретной процедуры значение понятия может отличаться:

  1. Для импортируемого груза понятие означает промежуток времени между тем моментом, когда груз по факту пересек границу и моментом, когда грузу присваивается статус «товар Евразийского Экономического Союза» (ЕАЭС).
  2. Для экспортируемой продукции это понятие означает промежуток времени между моментом подачи декларации и убытием груза с территории Союза.

Именно данные временные промежутки даны таможенной службе, чтобы провести все проверочные мероприятия, в которых есть необходимость. Осуществляя контроль, таможенные органы могут использовать один или несколько методов:

  1. Опрос физических или юридических лиц, наделенных рядом полномочий в отношении груза, в устной форме.
  2. Осмотр — внешний, визуальный контроль за товаром и транспортными средствами его перевозимыми. Осуществляется без вскрытия груза.
  3. Досмотр, в рамках которого проводится обследование груза и транспортного средства с распаковкой товаров.
  4. Личный досмотр может проводиться только с разрешения начальника таможни.
  5. Осмотр помещений.
  6. Проверка, в ходе которой могут обязать провести экспертизу товара.

ВЕРНАЯ ЛИНИЯ — центр профессиональной подготовки

Статья 94. Принципы проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. 2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками. 3. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами. 4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями). (в ред. Протокола от 16.04.2010) 5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза. 6. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. (в ред. Протокола от 16.04.2010)

Статья 95. Проведение таможенного контроля

1. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями. 2. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении: 1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом; 2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза; 3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур; 4) лиц, пересекающих таможенную границу. 3. Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

Статья 96. Товары, находящиеся под таможенным контролем

1. При ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования. 2. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются находящимися под таможенным контролем до: 1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта; 2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса; (в ред. Протокола от 16.04.2010) 3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств — членов таможенного союза; 4) обращения в собственность государства — члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства; 5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза; 6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования; 7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями. 3. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и (или) законодательством государств — членов таможенного союза. 4. Товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы. 5. Товары, указанные в пункте 4 настоящей статьи, фактически не вывезенные с таможенной территории таможенного союза, не считаются находящимися под таможенным контролем со дня отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 192 настоящего Кодекса. 6. Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе и (или) вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки товаров, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу и (или) вывозу в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом. (в ред. Протокола от 16.04.2010) 7. Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию таможенного союза без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза и (или) международными договорами. (в ред. Протокола от 16.04.2010) В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии таможенного союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Статья 97. Зоны таможенного контроля

1. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств — членов таможенного союза. В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций. 2. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций. 3. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств — членов таможенного союза.

Статья 98. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

1. Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. 2. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений. 3. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам. 4. В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами. 5. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств — членов таможенного союза. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.

Статья 99. Таможенный контроль после выпуска товаров

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Законодательством государств — членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 настоящего Кодекса.

Статья 100. Таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза

1. Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза. 2. Законодательством государств — членов таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

Статья 101. Участие специалиста при проведении таможенного контроля

1. В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств. 2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе. 3. Специалист вправе: 1) знакомиться с материалами, связанными с осуществлением конкретных действий, совершаемых с его участием; 2) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы. 4. Специалист обязан: 1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий; 2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты. 5. Полученная специалистом информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза. 6. Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета государства — члена таможенного союза, таможенным органом которого проводился таможенный контроль.

Статья 102. Привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля

1. Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. 2. Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела. 3. Расходы, связанные с привлечением специалистов и экспертов из других государственных органов, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом пунктом 6 статьи 101 настоящего Кодекса.

Статья 103. Взаимодействие между таможенными органами и контролирующими государственными органами на таможенной границе

1. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств — членов таможенного союза. 2. В целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий. 3. В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе. (в ред. Протокола от 16.04.2010)

Статья 104. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам. (в ред. Протокола от 16.04.2010) 2. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии законодательством государств — членов таможенного союза. 3. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза.

Статья 105. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля

1. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается настоящим Кодексом, международными договорами государств — членов таможенного союза и иными международными договорами. 2. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж: 1) глав государств — членов таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей; 2) глав правительств, членов правительств государств — членов таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей; 3) глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства — члены таможенного союза с официальным визитом; 4) иных лиц в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза и иными международными договорами. 3. Освобождаются от таможенного досмотра: 1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом; 2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств — членов таможенного союза перемещается через таможенную границу; 3) исключен. — Протокол от 16.04.2010.

Статья 106. Сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля

1. В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающей сведения: 1) об учредителях организации; 2) о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя; 3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности; 4) об открытых банковских счетах; 5) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности; 6) о местонахождении организации; 7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика; 8) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; 9) в отношении физических лиц — о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу. 2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности. 3. Сбор информации о лицах осуществляется таможенными органами при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также посредством получения указанной информации от других государственных органов государств — членов таможенного союза.

Статья 107. Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля

1. В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств — членов таможенного союза. Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам. 2. Таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, может проводиться с использованием водных и воздушных судов таможенных органов. (в ред. Протокола от 16.04.2010) 3. Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается законодательством государств — членов таможенного союза. (в ред. Протокола от 16.04.2010)

Статья 108. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств, необходимые для таможенного контроля

1. По требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары. 2. Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары. 3. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов.

Статья 109. Идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест

1. Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами. 2. Порядок применения и требования к изготовлению средств идентификации устанавливаются законодательством государств — членов таможенного союза. (п. 2 в ред. Протокола от 16.04.2010) 3. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками. 4. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, устанавливаемой решением Комиссии таможенного союза.

Учет товаров, которые находятся под таможенным контролем

Одной из операций, входящих в процедуру контроля, выступает учет товаров. Основной документ, регулирующий правила данного мероприятия, является статья 120 Таможенного Кодекса России (ТК РФ). Согласно этому нормативно-правовому акту учету подвергаются одновременно и товары, и операции, которые с ними совершаются. Порядок учета определяется законодательными актами стран, входящих в число членов Таможенного Союза. В РФ согласно ФЗ № 311 порядок и форма учета определяется Федеральной налоговой службой. ФНС осуществляет свои действия в рамках приказа № 74 от 13.01.2011 года «Об утверждении порядка учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем».

Как проводится учет

Лицо-сотрудник таможни, которое будет проводить учет товаров, обязан вести его в особом документе в виде журнала учета таможенной службы. В этом документе ответственное должностное лицо указывает следующую информацию:

  1. Данные, о том, какие таможенные операции совершались с товарами: здесь указывается номер декларации на соответствующий груз, коды, присвоенные товару согласно ТН ВЭД ТС, стоимость, платежи и т. д.
  2. Данные, которые были зафиксированы после того, как для товаров был проведен таможенный контроль и его результаты. В данном разделе указываются штрафы, применимые в отношении ответственного за груз лица, разница, выявленная между заявленными размерами таможенных платежей и фактическими суммами, выявленные административные или уголовные правонарушения.
  3. Информация с указанием причин, которые оказали влияние на утрату продукцией статуса «находящихся под таможенным контролем товаров».

Принципы управления рисками

Принципы управления рисками, соответствующие мировой практике и положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, под которыми понимается базисный принцип современных методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности его результатов. В соответствии с п. 2 Концепции системы управления рисками (см. Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. N 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации») в таможенной службе Российской Федерации риски подразделяются на: выявленные — выражаются в том, что существует известный риск, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Следует заметить, что в науке определение выявленного риска считают противоречивым, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 358 ТК РФ риск — это вероятность, т.е. нечто возможное, но еще не свершившееся, а факт совершения правонарушения — это уже не вероятность. Другое дело — установление причин и условий, способствующих совершению выявленного или выявленных правонарушений, которые могут рассматриваться в качестве выявленных рисков, так как позволяют с определенной степенью вероятности предполагать о возможности совершения аналогичных правонарушений; потенциальные — представляют риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют. Применение СУР в развитых таможенных администрациях мира показало, что в качестве информационной базы для выбора форм осуществления контроля могут использоваться не только сведения о товарных партиях, но и практика ведения деятельности лицами, вовлеченными в процессы внешнеторговой деятельности. В связи с этим появилась необходимость субъектного подхода при организации таможенного контроля, результатом которого должно стать возможное отнесение участников ВЭД либо к группе риска, либо к категории добросовестных субъектов, в отношении которых вероятность нарушения таможенного законодательства наиболее мала. С этой целью таможенными органами используется технологическая схема, предусматривающая применение в процессе таможенного оформления и таможенного контроля двух видов коридоров: зеленого и красного. Если принято решение о направлении поданной декларации по зеленому коридору, то товар сразу, после уплаты таможенных платежей, выпускается в свободное обращение. При этом ускорение и упрощение процедур таможенного оформления достигаются за счет того, что выпуск товара осуществляется без сопроводительных документов и без проведения фактического досмотра. В случае принятия решения о направлении поданной декларации по красному коридору проводятся документальный контроль и полный или частичный досмотр товаров и транспортных средств. В некоторых странах, например в Италии, используется технологическая схема желтого коридора, когда осуществляется документальный контроль и по его результатам принимается решение о необходимости проведения фактического досмотра. Выпуск товаров в свободное обращение в данном случае осуществляется после проведенной проверки и уплаты таможенных платежей. В настоящее время в Италии 74% товаров проходит по зеленому коридору, 19% — по желтому и 7% — по красному. Практика применения таможенными службами стран — членов Всемирной таможенной организации (ВТО) системы управления рисками доказывает ее эффективность. Так, в таможне Дувра (Великобритания) досмотру подвергаются не более 3 — 4% товарных партий. Система управления рисками в Италии позволяет выявлять от 1 до 2% нарушений от общего объема декларирования при осуществлении проверки только 26% деклараций. Досмотр товаров и транспортных средств в США применяется крайне редко — в отношении 1 — 2% товаров.

Особенности учета товаров

При учете товаров согласно ст. 245 ФЗ-№289 «Учет товаров для проведения таможенного контроля» должны соблюдаться некоторые особенные условия.

  1. Вести учет товаров могут вести сотрудники таможенной службы, а также организации, которые занимаются ВЭД.
  2. В рамках учета товаров используются единицы, которые указаны для каждого конкретного вида продукции согласно ТН ВЭД ЕАЭС. Если единицы измерения товаров отличаются от номенклатуры, то указывается коэффициент перерасчета в нужные единицы.
  3. Принимая на учет груз, сотрудник таможни указывает номера деклараций, указывая одновременно и его статус:
      продукция, которая ввозятся на территорию РФ из третьих стран;
  4. произведенная полностью в России или на территории государств, входящих в состав участников Союза, продукция;
  5. товары, которым был присвоен статус «выпущенных условно».
  6. Учет осуществляют электронно.
  7. Порядок учета проводится на основании распорядительного документа. Это может быть приказ или распоряжение, принятое внутри таможенной службы. В документе указаны лица, отвечающие за процедуру проведения учета. Помимо этого в нем прописаны этапы, входе которых будут выявляться ошибки и методы их устранения.
  8. Если данные учета о количестве товара не совпадают с данными, имеющимися у таможни (полученные в ходе инвентаризации или бухгалтерского учета), то продукция, объем которой превышен, признается перемещенной через границу незаконным способом. Такая продукция должна быть задекларирована в течение 15 суток с того момента, как таможенная служба выдала заключение о том, что имеются соответствующие расхождения в данных. Помимо этого уплачиваются таможенные пошлины, налоговые и другие сборы.

Профессиональная помощь брокеров

Учет продукции, которая находится под контролем таможни, является мероприятием достаточно сложным. Чтобы оно проходило в соответствии со всеми де2ствующими законодательными нормами, участники ВЭД должны хорошо разбираться во всех тонкостях Таможенного законодательства, а также знать нюансы документального оформления процедуры. Чтобы не попадать в неприятные ситуации, связанные с незнанием каких-либо законов или положений, целесообразно обратиться за поддержкой профессионалов. Таможенный брокер сможет оказать квалифицированную помощь в области таможенных процедур при экспорте/импорте различных грузов. Это некий посредник, который умело связывает участников ВЭД и таможенные органы, беря на себя ответственность за выполнение самых разнообразных задач. В услуги таможенного брокера входит:

  • консультирование участника ВЭД по различным таможенным вопросам;
  • составление сопроводительной документации для груза;
  • определение свойств товаров, с присвоением корректных кодов перечня ВЭД;
  • декларирование и сертификация продукции;
  • оплата налоговых сборов для таможни;
  • контроль за процедурой пересечения границ.

В главе 55 Таможенного кодекса ЕАЭС и в Таможенной кодексе РФ прописаны требования, предъявляемые к деятельности таможенных брокеров. Благодаря комплексному подходу брокера к выполнению любой задачи в рамках таможенного оформления груза участник ВЭД полностью освобожден от участия в каких-либо процедурах, а результат деятельности профессионала в 100% случаев приводит к успешному решению поставленных задач.

Система управления рисками

Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля, в настоящее время выступает распространенная практически во всем мире система управления рисками в таможенном контроле(далее — СУР). В Австрии в 1995 г. впервые в мире был создан стандарт по управлению рисками в таможенной службе. Многие страны прошли данный этап, и их практический опыт подтверждает эффективность использования в деятельности таможенных органов системы управления рисками, которая значительно ускорила движение грузов через таможни, сократив время оформления, и, самое главное, подняла конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров. Многое из этого практического опыта может и должно войти в практику и законодательную базу российской таможни. Несмотря на то что институту анализа и управления рисками в Таможенном кодексе РФ посвящена только одна статья, она создает правовую предпосылку для активного внедрения в таможенной службе Российской Федерации системы управления рисками. При проведении таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства Российской Федерации. Принцип выборочности, закрепленный в п. 1 ст. 358 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ), означает отсутствие необходимости проводить контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Анализ содержания данной нормы показывает, что законодатель стремится следовать международным стандартам, и прежде всего положениям Киотской конвенции, которые используются многими таможенными службами зарубежных стран. Данный принцип имеет демократическую и альтернативную основы. Например, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) главы дипломатических представительств иностранных государств в России, а также приравненные к ним лица освобождаются от всех видов таможенного досмотра, включая личный досмотр, если эти лица пересекают границу по служебным делам. В этом случае осуществляется только контроль в форме проверки документов. Применение тех или иных способов проведения таможенного контроля, степень «жесткости» применяемых мер определяются необходимостью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и обстоятельствами каждого конкретного случая его применения. Однако избрание формы таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов. Все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках, где имеют место повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений таможенных правил либо таких, которые подрывают интересы отечественных товаропроизводителей или создают угрозу других государственных интересов, защищать которые призвана таможенная служба. И напротив, там, где рисков нет либо его риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, можно использовать самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]