Таможенная пошлина — помощь в расчете таможенных пошлин

ГлавнаяТаможенные платежиТаможенная пошлина

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза (ст. 2 ТК ЕАЭС) (далее в тексте “пошлина” и “ТП”).

Правительство Российской Федерации, как и власти любых других стран, стремится решить две главные задачи внешнеэкономической деятельности. Первая – поддержать отечественного товаропроизводителя, в какой-то степени оградив его от конкуренции со стороны иностранных производителей. Вторая – обеспечить российским гражданам доступ к лучшим импортным товарам. Решение этих задач требует сбалансированной внешнеэкономической политики государства. Инструментом выступают методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Тарифные методы регулирования это различные тарифы и сборы, взимаемые при совершении внешнеторговых операций. К нетарифным мерам регулирования относятся, прежде всего, лицензирование, квотирование, сертификация товаров или услуг и некоторые другие методы.

Большинство внешнеторговых операций облагаются таможенными платежами (таможенная пошлина, налог и сбор), задачей которых пополнять бюджет государства. А так как цели внешнеэкономических сделок могут быть разными (коммерческими, образовательными или благотворительными), то и размер пошлин тоже может разным – для каких-то видов деятельности она взимается в полном размере, а для каких-то видов государство вводит преференции в виде льготных пошлин (вплоть до 0%).

На территории Таможенного союза ставки таможенных пошлин определяются согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (со вставками ввозных пошлин). Согласно этим документам, объектом обложения пошлиной являются товары, которые перемещаются через таможенную границу. Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара или на его физические характеристики (потребительская единица: кол-во, ед., шт., кг., литры, объем и т.д.).

Мы подберем код ТН ВЭД на Ваш товар и сообщим таможенные платежи и пошлины

Как мы уже сообщали, пошлины далеко не единственный вид таможенных платежей. Также на таможне подлежат оплате:

  • Таможенные сборы или сбор за таможенное оформление. Рассчитывается и уплачивается от стоимости ввозимого товара. При экспорте-вывозе с 04.09.2018 эта сумма не уплачивается! Ранее сбор за таможенное оформление был 750 рублей. «Федеральный закон от 3 августа 2021 года N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Налог на добавленную стоимость (НДС). Начисляется только на ввозимые товары и составляет в РФ: 0% , 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%)
  • Акцизы. Начисляются только на акцизные товары: нефтепродукты, автомобили, алкоголь, табак, и др.

Таможенные платежи

Таможенный сбор

Таможенный НДС

Таможенный акциз

Виды таможенных пошлин

Ввозная таможенная пошлина (импортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (п. 2 ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), является инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В условиях функционирования Евразийского экономического союза устанавливается и применяется Единый таможенный тариф и иные единые меры регулирования внешней торговли с третьими странами (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее – Договор о Союзе). Подробнее >>>

Вывозная таможенная пошлина (экспортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины относятся к группе особых таможенных тарифов, устанавливаются международными договорами или законодательством государств — членов Таможенного союза. Они взимаются в том же порядке, что и ввозная ТП (ФЗ от 8 декабря 2003 года №165-ФЗ (ред. От 4 июня 2014 года) “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”). Образец «Антидемпенговая пошлина»

Другая группа таможенных тарифов – сезонные пошлины. Они носят сезонный характер и применяются по отношению к сельскохозяйственной продукции. Их цель – защитить отечественного товаропроизводителя и простимулировать собственное сельское хозяйство. Они применяются в период сбора и реализации урожая и заменяют собой привычные ставки пошлин, действующих в другое время года.

Установление сезонных пошлин

Сезонные пошлины чаще всего устанавливаются в отношении сельскохозяйственной продукции: овощей, фруктов, зерновых культур. Их необходимость обусловлена колебанием цен данных товаров в течение года.

Например, на ранние сорта овощей в России устанавливаются повышенные закупочные и розничные цены. Это необходимо, чтобы возместить издержки производителей, связанные с выращиванием тех или иных культур в сложных климатических условиях, с длительным хранением готовой продукции.

С июня по октябрь 2011 года действовали сезонные пошлины на сахар-сырец и сахар белый (40 и 45% соответственно). Целью их установления было поддержание российских производителей, стимулирование развития отрасли.

С 2009 года были введены сезонные пошлины на рис, которые должны были поддержать его производителей в Краснодарском крае. В результате цена продукта на внутреннем рынке выросла, сделав его менее доступным для широких слоев населения.

Традиционно вывозные сезонные пошлины применяются для нефти марки «Уралс». Они действуют в весенне-летний период, когда начинается пора высадки и сбора урожая. Мера призвана поддержать отечественных сельхозпроизводителей: ограничения по экспорту ведут к большим поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок и снижению цен.

Виды таможенных ставок

Единый Таможенный Тариф позволяет применять к одним и тем же товарам разные виды таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. Зная виды таможенных ставок, можно произвести расчет ставки таможенной пошлины.

Адвалорная ставка

не имеет фиксированной суммы и представляет процент от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы). Например, при ввозе партии вешалок для одежды оплате на таможне подлежит сумма равная 9% от таможенной стоимости партии.
Формула расчета пошлины по адвалорной ставке:
Сп

– сумма пошлины
Стов
– таможенная стоимость ввозимого/вывозимого товара
Ст(П)
– ставка ввозной/вывозной пошлины в процентах

Специфическая ставка

имеет фиксированную сумму, которая накладывается на каждую отдельную единицу товара (масса, кол-во, объем и т.д.). Например, при ввозе партии кроссовок будет начислена пошлина в размере 0,47 евро за пару.
Формула расчета пошлины по специфической ставке:
Сп

– сумма пошлины
Ст(Е)
– ставка ввозной/вывозной пошлины в долларах или евро за единицу товара
Ктов
– количество ввозимого/вывозимого товара в определенных единицах измерения

Комбинированная ставка

представляет собой комбинацию из адвалорной и специфической ставок. ЕТТ ТС предусматривает два способа подсчета пошлины: либо исходя из количественных характеристик или массы товара (специфическая ставка), либо исходя из его стоимости (адвалорная ставка). Оплате на таможне подлежит наибольшая из полученных сумм.
Например, ввозится партия свежих экзотических фруктов: бананов (код ТН ВЭД 0803901000), лимонов (код ТН ВЭД 0805501000) или помело (код ТН ВЭД 0805400000). По отношению к данной товарной позиции применяется комбинированная ставка, которая гласит, что ТП должна составить 4% от таможенной стоимости партии (адвалорная ставка), но она должна быть меньше суммы, если бы расчеты проводились по формуле 0,015 евро/кг (специфическая ставка).
Размер пошлины на импортируемые товары

определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза “О едином таможенно-тарифном регулировании” от 27 ноября 2009 года. Размер пошлины на
экспортируемые товары
определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 года №754.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов является декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате ТП и налогов (ст. 50 ТК ЕАЭС).

Мы рассчитаем Вам таможенные платежи и пошлины

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров применяются сезонные пошлины, срок действия которых не превышает шести месяцев в году.  [c.570]
Применяются следующие виды ставок таможенных пошлин адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров комбинированные. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров применяются сезонные пошлины, срок действия которых не превышает шести месяцев в году.  [c.580]

Правительством Российской Федерации для оперативного регулирования ввоза отдельных видов товаров на таможенную территорию России или их вывоза с этой территории устанавливаются сезонные пошлины на срок до полугода.  [c.130]

В отдельных случаях кроме обычных пошлин, призванных решать задачи регулирования ВЭД, правительство прибегает к введению сезонных пошлин, служащих для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. Срок действия их ограничен и не может превышать шести месяцев в году.  [c.510]

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ СЕЗОННЫЕ — пошлины, которые могут устанавливаться на отдельные товары и иные предметы, имеющие сезонный характер, на срок не более четырех месяцев. Т.п.с. могут быть ввозными и вывозными.  [c.220]

Таможенные пошлины взимаются с товаров, перевозимых через границу. Установление, отмена и изменение таможенных пошлин, в том числе на предметы личного пользования, производятся в порядке, определяемом Президентом страны. Различают ввозные и вывозные таможенные пошлины Их величина определяется либо в процентах к таможенной стоимости товаров и иных предметов, либо в абсолютном размере на единицу облагаемых товаров (предметов). На отдельные товары (предметы) могут устанавливаться сезонные пошлины на срок не более четырех месяцев с момента их установления в исключительных случаях могут применяться особые виды таможенных пошлин — антидемпинговые, компенсационные, специальные.  [c.155]

По способу взимания различаются специфические (со штуки, объема, веса товара) и адвалорные (с цены товара) ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ. Иногда пошлины исчисляются одновременно двумя способами. Сезонные пошлины взимаются в определенное время года, например, в период сбора урожая. В настоящее время размер ставок ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ в большинстве стран мира составляет в среднем 0,3-50%, но на отдельные товары она может составлять 100% и более.  [c.219]

Статья 6. Сезонные пошлины  [c.361]

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.  [c.365]

Сезонные пошлины при ввозе и вывозе товаров в России устанавливаются на срок не более шести месяцев с момента их применения.  [c.43]

Для оперативного регулирования внешней торговли отдельными товарами Правительство России может устанавливать сезонные пошлины. Такие пошлины могут быть зафиксированы в Т.т., а могут вводиться или отменяться специальными постановлениями Правительства.  [c.301]

Также могут применяться сезонные и особые пошлины. Сезонные пошлины могут устанавливаться Правительством РФ для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, срок их действия не может превышать шести месяцев в году. В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин  [c.504]

Применяются экспортные пошлины трех видов 1)адвалорные, которые рассчитываются в форме фиксированного процента от общей стоимости экспортируемого товара (процент с цены товара) 2) твердые — ставки за единицу товара (шт., вес, объем) 3) комбинированные — ставки, совмещающие обе вышеназванные. На отдельные товары могут устанавливаться сезонные пошлины.  [c.613]

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров могут применяться по решению Правительства сезонные пошлины. По сроку действия они не должны превышать шести месяцев в течение календарного года.  [c.250]

СЕЗОННЫЕ ПОШЛИНЫ — таможенные пошлины, устанавливаемые Правительством РФ для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (ст. 6 Закона о таможенном тарифе).  [c.711]

Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. Ставки сезонных пошлин, устанавливаемые при вывозе сырой нефти, не могут превышать размеров, установленных в Законе РФ о таможенном тарифе.  [c.712]

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2001 г. № 430 утверждены ставки сезонных пошлин на сахар белый, ввозимый на территорию РФ. Применение сезонных пошлин осуществляется в соответствии с письмом ГТК от 29 августа 2001 г. № 01-06/34779.  [c.712]

Основой для исчисления таможенной пошлины является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом РФ О таможенном тарифе (ст. 117 ТК). Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ в соответствии с Законом РФ О таможенном тарифе . В РФ применяются сезонные пошлины и особые виды пошлин.  [c.777]

Сезонное производство 711 Сезонные пошлины 711  [c.907]

В отдельных случаях кроме обычных пошлин, призванных решать задачи регулирования внешнеэкономической деятельности, могут применяться сезонные пошлины, которые устанавливаются правительством для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. Срок действия таких пошлин ограничен. Существуют также преференциальные (льготные) пошлины, которые устанавливаются на отдельные товары или на весь импорт по договору на льготных условиях.  [c.208]

При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более четырех месяцев.  [c.153]

Это объясняется рядом причин. Во-первых, некоторые вопросы налогообложения требуют достаточно оперативного решения, что не обеспечивается законодательной процедурой. Например, введение сезонных таможенных пошлин актуально в течение короткого периода. Во-вторых, решение ряда проблем, имеющих технический характер, целесообразно поручить специализированным ведомствам, а не загромождать ими закон. Вряд ли является правильным утверждать на законодательном уровне формы налоговых деклараций, расчетов и т.п. В-третьих, поскольку налогообложению присуща и регулирующая функция, решение некоторых вопросов может быть отнесено к компетенции органа, ответственного за проведение социальной и экономической политики в той или иной области. Например, перечень товаров первой  [c.235]

Раздел II. СЕЗОННЫЕ И ОСОБЫЕ ПОШЛИНЫ  [c.361]

Пошлина — таможенная пошлина, а также иные виды пошлин, предусмотренные Законом РФ «О таможенном тарифе» сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные. При этом таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию страны или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.  [c.43]

КУРОРТНЫЙ СБОР уплачивался в СССР лицами, приезжавшими в курортные местности для лечения или отдыха во время лечебного сезона, при прописке паспортов или заменяющих их документов. Взимание К. с. было разрешено местным Советам постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 авг. 1933 г. с целью увеличения средств на благоустройство курортов и культурное обслуживание трудящихся. Период времени и перечень местностей, на к-рые он распространялся, устанавливались наркомфинами союзных республик по согласованию с наркомздравами. Уплачивался независимо от прописочного сбора. От К. с. освобождались военнослужащие рядового состава и члены их семей, низкооплачиваемые рабочие и служащие и члены их семей, а также все граждане моложе 16 лет. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 мая 1986 г. К. с. был заменен уплатой единой государственной пошлины (см.).  [c.618]

К внешним относятся макроэкономические и отраслевые факторы. К макроэкономическим факторам можно отнести снижение или рост основной деятельности снижение или увеличение таможенных пошлин, если предприятие занимается внешнеэкономической деятельностью изменения в налогообложении зависимость от иностранных рынков сбыта , колебания курсов валют. Отраслевые факторы — насыщенность рынка продукцией, аналогичной выпускаемой проверяемым предприятием сезонность деятельности ценовая конкуренция уровень зарплаты по отрасли нехватка или избыток работников определенной профессии.  [c.100]

Первая подгруппа включает организационно-стоимостные показатели скидки с цены при продаже продукции (на определенное количество, сумму заказа, сумму купленных товаров за год), скидки при оплате наличными, скидки на определенный товар, сезонные скидки, скидки по требованию значимого клиента, функциональные скидки (на новый товар, проведение рекламы и т.п.), величины и сроки платежей, стоимостные и организационные условия поставок и доставок, стоимость и условия обучения, стоимость и сроки технического обслуживания и ремонта, условия и сроки гарантий, условия и сроки кредитования, возможность бартерных сделок, условия и сроки утилизации (вторичного использования, уничтожения), условия и скидки при возврате ранее купленного товара, соответствие качества продукции уровню потребителей, таможенные пошлины, сборы, акцизы, налоги и др.  [c.268]

Хорошо, что у нас начинают понимать эту аксиому. К сожалению, меры, которые принимаются в этом году по нашей отрасли, то есть введение аукционов квот, экспортных и сезонных пошлин на нефтепродукты, ликвидация трансфертных цен и т.п., осложняют положение нефтяных компаний. Ясно, что правительству сегодня нужно сформировать бюджет, найти источники поддержки других отраслей на сырьевой базе всю экономику не вытянешь. И в то же время нефтегазодобывающая отрасль реально играет роль локомотива, который сдвинет поезд с места. Сегодняшнее финансово-экономическое положение не позволяет правительству объективно посмотреть на деятельность нефтегазодобывающей отрасли и оптимизировать налоговое бремя. Вот почему мы — за взвешенные подходы к действиям, за разумное повышение экспортных пошлин в соответствии с ростом мировых нефтяных цен. Мы не против того, чтобы регулировалась сверхдоходность нефтяных компаний в условиях сверхблагоприятной конъюнктуры.  [c.27]

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА (англ, ustoms duties) — налоги, взимаемые таможней при пропуске товаров через границу. Различаются ввозные и вывозные таможенные пошлины, которые взимаются либо по твердым ставкам за единицу измерения товара (специфические пошлины), либо в процентах от цены товара (адвалорные пошлины), либо комбинированным методом. В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут применяться особые виды таможенных пошлин -антидемпинговые, комбинированные. Могут также устанавливаться сезонные пошлины.  [c.531]

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА ( ustoms duty) — налог на пропускаемые через границу товары. Применяются следующие виды Т.п. адвалерные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости (см.) облагаемых товаров и иных предметов специфические, начисляемые в установленном размере на единицу облагаемых товаров и иных предметов комбинированные, сочетающие оба этих вида таможенного обложения. Кроме того, различаются Т.п. ввозные (см.), Т. п. вывозные (см.), Т.п. сезонные (см.), Т.п. специальные (см.), Т.п. антидемпинговые (см.), Т.п. компенсационные (см.). Перечни облагаемых товаров содержатся в таможенных тарифах (см.), а в РФ — в законе «О таможенном тарифе».  [c.218]

Доставка заказа Протяженность транспортных коммуникаций, география маршрутов и перемещений, число пересекаемых границ, таможенных условий, размеров пошлин, тарифов, габаритные размеры упаковки, вес, плотность, укладистость, специфика грузов, восприимчивость к повреждению Требования к условиям транспортировки, эксплуатации и утилизации Загруженность и сбалансированность ездок Ответственность перевозчика и рыночные условия Направление и сезон грузоперевозок Тарифные ставки транспортировки и скидки Прямые поставки от производителя, минуя склад готовой продукции Оптимизация маршрутов Диспетчеризация Охрана имущества Страхование  [c.150]

Льготы по уплате таможенных пошлин

Льготы по уплате ТП распространяются на товары, произведенные в странах, с которыми у Российской Федерации действует международный договор о предоставлении взаимных преференций в области внешней торговли. Право на такую льготу участник ВЭД может подтвердить, предоставив в таможенный орган Сертификат о происхождении товара (Общей формы, Form A, СТ-1 или СТ-2).

Льготы по уплате ТП бывают следующих видов:

  • Тарифные преференции;
  • Тарифные льготы;
  • Льготы по уплате налогов;
  • Льготы по уплате таможенных сборов.

Перечень льгот, действующих на территории РФ, представлен в Приказе ФТС России от 26 мая 2010 года №1022 (ред. От 20 декабря 2012 года).

Пошлины во внешнеторговой деятельности

 Главная — Статьи

В науке финансового права под пошлиной понимают вид обязательных платежей публичного права, которые граждане и организации уплачивают государственным органам за совершение юридически значимых действий и оформление соответствующих документов. За свою многовековую историю пошлины претерпевали постоянные изменения. Появлялись и отменялись отдельные виды пошлин: одна из старейших пошлин — судебная (за рассмотрение дел в судах и выдачу судебных решений), пошлины дорожные, мостовые, шоссейные и т.д. (за проезд по дорогам, мостам), торговые, гостиные (за право вести торговлю на рынках, держать торговые склады, взвешивать и измерять товары и т.д.), крепостные, или актовые (за внесение в официальные реестры записи различных имущественных сделок, действительность которых обусловлена фактом такого засвидетельствования), гербовые (за совершение актов, подлежащих обложению, на особой гербовой бумаге и (или) путем наклейки специальных гербовых марок), канцелярские, ранее именовавшиеся писцовыми (за выдачу различного рода удостоверений и копий документов), пробирные (за клеймение изделий из драгоценных металлов), корабельные (за заход морского судна в порт или выход его из порта) и т.д.

Тенденция диверсификации пошлин, появления новых видов пошлин то брала верх, то уступала противоположной тенденции, когда пошлины укрупнялись и происходила их консолидация. Так произошло, например, в СССР в 1930 г., когда из значительного количества пошлин, существовавших в 1920-е годы (статистических, канцелярских, судебных, документальных, за выдачу и визирование загранпаспортов, за патенты и изобретения и т.д.), многие были упразднены, а оставшиеся объединены в единую государственную пошлину. В 1990 — 2000-е годы в Российской Федерации также происходила трансформация отдельных видов обязательных платежей в разновидности единой государственной пошлины. Видами государственной пошлины стали такие ранее существовавшие налоги и сборы, как налог на операции с ценными бумагами, различного рода лицензионные и регистрационные сборы, гербовый сбор, пробирный сбор, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и др. Нередко понятия пошлины и сбора используются как равнозначные (гербовые пошлины и гербовые сборы, статистические пошлины и статистические сборы, консульские пошлины и консульские сборы, нотариальные пошлины и нотариальные сборы и т.д.). При этом, не устанавливая формальных различий между пошлинами и сборами, финансовое законодательство может уточнять, что пошлинный характер имеют сборы, уплачиваемые за оказание государственными и муниципальными органами (в ряде случаев иными субъектами публичной власти) публичных услуг, совершение юридически значимых действий, выдачу официальных документов и т.д. Так, в действующем в Российской Федерации налоговом законодательстве пошлины и сборы не различаются, а государственная пошлина определяется как сбор, взимаемый с установленных лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий. Законодательство ряда иностранных государств проводит различие между пошлинами и сборами, используя в качестве критерия разграничения наличие непосредственной связи размера сбора со стоимостью публичных услуг, оказываемых плательщику сбора государственными и муниципальными органами. Соответственно, пошлину отличает то, что она устанавливается без определенного соотношения со стоимостью оказанных услуг. Так, факт соответствия взыскиваемой суммы стоимости оказанных публичных услуг был определен в качестве критерия определения сбора и его отличия от пошлины французским законодательством. Среди разнообразных пошлин выделяются так называемые сложные пошлины, сочетающие в себе одновременно налоговые и пошлинные черты. К ним относятся, например, таможенные пошлины, актовые (гербовые) пошлины, пошлины за право вывоза культурных ценностей и т.д. Пошлины, установленные в настоящее время в Российской Федерации, различаются по своему правовому режиму. Одни из них (государственная пошлина) включены в систему налогов и сборов, на другие же (таможенные, патентные, антидемпинговые, компенсационные, специальные) действие налогового законодательства не распространяется.

Государственная пошлина установлена Налоговым кодексом Российской Федерации и взимается в соответствии с ним. Она уплачивается по широкому кругу оснований: при обращении в суд; за совершение нотариальных действий; за государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственную регистрацию юридического лица, политической партии, религиозной организации, СМИ и т.д.; государственную регистрацию прав на недвижимость; выдачу паспорта гражданина Российской Федерации; за регистрацию иностранного гражданина и лица без гражданства, проживающего на территории Российской Федерации, по месту жительства; за право вывоза культурных ценностей, за совершение действий при осуществлении пробирного надзора и т.д.

В Налоговом кодексе Российской Федерации установлены размеры государственной пошлины, порядок и сроки ее уплаты, а также льготы, включая полное освобождение от уплаты государственной пошлины.

Примером пошлины, не включенной в систему налогов и сборов Российской Федерации, может служить патентная пошлина. Ее взимание предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации устанавливает перечень юридически значимых действий, за совершение которых уплачивается патентная пошлина: действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с патентом на селекционное достижение и т.д.

Особое место пошлины занимают в механизме регулирования внешней торговли. Таможенно-тарифный метод такого регулирования предполагает использование таможенной пошлины, которая представляет собой вид таможенного платежа, сочетающего черты косвенного налога и пошлины. Таможенная пошлина определяется как обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенные пошлины могут быть ввозными (импортными) и вывозными (экспортными), в зависимости от того, какой товар ими облагается — ввозимый или вывозимый с таможенной территории. Транзитные (провозные) пошлины в настоящее время практически нигде не применяются, за исключением небольшого числа развивающихся стран.

Ввозные пошлины выполняют фискальную и регулятивную функции. Они содействуют оптимизации товарной структуры импорта, поддержанию рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов, защите национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции и т.д.

Вывозные пошлины могут применяться в фискальных целях, для выравнивания низких внутренних цен и более высоких цен на внешнем рынке, с целью сохранения национальных ресурсов (в этом случае с помощью экспортной пошлины может быть сокращен до известного предела вывоз того или иного товара). Мировая торговая практика ограничивает случаи применения вывозных пошлин.

Таможенная пошлина является эффективным инструментом торговой политики. В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть базовыми (ими облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования), преференциальными (эти ставки представляют собой разновидность льготных ставок таможенной пошлины, предоставляемых отдельным странам или группам стран, например развивающимся и наименее развитым) и максимальными (по ним рассчитываются таможенные пошлины на товары, происходящие из государств, в отношении которых данная страна не предоставила ни режима наибольшего благоприятствования, ни преференциального режима).

Ставки таможенных пошлин в соответствии с принятой товарной номенклатурой систематизируются в таможенном тарифе, который по своей правовой природе может быть автономным (содержит ставки, устанавливаемые компетентным органом данного государства — парламентом или правительством), а также автономно-конвенционным (в таком тарифе, наряду с автономными ставками, могут содержаться ставки, предусмотренные в международных торговых договорах).

В таможенных союзах таможенно-тарифное регулирование передается с национального уровня на уровень таможенного союза, и на всей территории таможенного союза действует единый таможенный тариф. Так, с образованием в 2010 г. Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и вхождением в него Российской Федерации таможенная пошлина на товары, ввозимые на территорию Таможенного союза ЕврАзЭС, рассчитывается по ставкам, содержащимся в Едином таможенном тарифе, принимаемым Евразийской экономической комиссией.

Содержащиеся в таможенном тарифе ставки таможенной пошлины могут быть адвалорными (начисляемыми в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров), специфическими (начисляемыми в установленном размере за единицу облагаемых товаров) и комбинированными (сочетающими оба названных вида таможенного обложения).

В целях оперативного регулирования внешней торговли могут применяться временные и сезонные ставки таможенной пошлины.

В Российской Федерации правовой основой взимания таможенных пошлин являются нормы, содержащиеся:

  1. в законодательстве о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и принятых в соответствии с ним федеральных законах);
  2. в таможенном законодательстве Таможенного союза ЕврАзЭС (Таможенном кодексе Таможенного союза ЕврАзЭС, международных договорах государств — членов Таможенного союза, а также решениях Евразийской экономической комиссии, регулирующих таможенные отношения в Таможенном союзе ЕврАзЭС);
  3. в законодательстве Российской Федерации о таможенном деле (Законе РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе», Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законах).

В законодательстве о государственном регулировании внешнеторговой деятельности определяется метод таможенно-тарифного регулирования и его основные инструменты — ввозные и вывозные таможенные пошлины. «В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины», — закреплено в ст. 19 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Основным источником таможенного законодательства Таможенного союза является Таможенный кодекс (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17), которым устанавливаются правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе, в том числе регулирования отношений по уплате таможенных платежей (ст. 1).

Примером международного договора, являющегося актом таможенного законодательства Таможенного союза и регулирующего порядок исчисления и взимания таможенных пошлин, может служить Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании, заключенное в Москве 25 января 2008 г.

Решениями наднационального регулятора — Евразийской экономической комиссии — оформляются Единый таможенный тариф и иные отношения по применению таможенных пошлин. В этой связи среди актов, принимаемых Советом Евразийской экономической комиссии, следует упомянуть решение от 16 июля 2012 г. N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза», решение от 16 июля 2012 г. N 55 «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров» и т.д.

В Законе РФ «О таможенном тарифе» определен порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.

Кроме того, в Законе «О таможенном тарифе» (ст. 6) содержится норма, в соответствии с которой для оперативного регулирования вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины, срок действия которых не может превышать шесть месяцев в году. В этом случае ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются.

К предмету регулирования Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» относится, среди прочего, регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, взиманием и уплатой таможенных платежей (ст. 1). В этих целях названным Законом определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования законодательства о таможенном деле, а также определяются права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

Пошлины могут использоваться не только при таможенно-тарифном регулировании, но и в случае применения нетарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

К нетарифным мерам относятся антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины (иногда для обозначения этих трех разновидностей нетарифных мер используется собирательное понятие «особые пошлины«), которые взимаются таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Примечание. Смотрите, например, название раздела II Закона «О таможенном тарифе» — «Сезонные и особые пошлины».

Антидемпинговая пошлина устанавливается с целью противодействия демпинговому импорту — ввозу товара по цене ниже нормальной стоимости такого товара, компенсационная пошлина — для того, чтобы нейтрализовать воздействие специфической субсидии иностранного государства на отрасль национальной экономики. Специальная пошлина представляет собой меру, применяемую правительством для ограничения резко возросшего импорта. Названные пошлины применяются в соответствии с решением правительства, принимаемым по результатам специально проводимого расследования. Правительство определяет ставку и срок взимания пошлин из расчета устранения (предотвращения) ущерба отрасли национальной экономики вследствие демпингового импорта. Для предотвращения ущерба национальной экономике еще до завершения расследования к импортерам могут быть применены предварительные пошлины. Правительство осуществляет мониторинг антидемпинговых, компенсационных и специальных мер, по результатам которого ставки пошлин могут быть изменены.

Таким образом, правовая природа антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин принципиально отличается от природы таможенных пошлин. Если ввозные и вывозные таможенные пошлины уплачиваются декларантом или иным уполномоченным им лицом по факту перемещения товара через таможенную границу, фиксируемому соответствующей отметкой в таможенной декларации, то особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные) взимаются по факту установления ценового демпинга, применения иностранным государством специфических субсидий или иных случаев несправедливой конкуренции во внешней торговле и угрозы национальной экономике от возрастающего импорта. Соответствующие факты, являющиеся основанием для взимания антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, устанавливаются в результате расследования, проводимого компетентным органом публичной администрации в установленном порядке (процедура такого расследования, как правило, подробно прописывается в законодательном акте).

Правовой основой взимания особых пошлин во внешней торговле являются нормы, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также в таможенном законодательстве Таможенного союза ЕврАзЭС.

В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» особые пошлины отнесены к нетарифным мерам внешнеторгового регулирования (ст. 20). В том же Законе (ст. 27) установлено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации, решениями Евразийской экономической комиссии и федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. К числу таких мер относятся особые пошлины — антидемпинговые, компенсационные и специальные.

«Профильным» федеральным законом в отношении особых пошлин выступает Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», целью которого в ст. 1 провозглашена защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию. Данный Федеральный закон устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.

Основополагающими международно-правовыми актами, регулирующими порядок установления и взимания особых пошлин на территории Таможенного союза ЕврАзЭС, являются Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (заключено в Москве 25 января 2008 г.) и Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода, заключенное в Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 г.

Наряду с собственно договорами в таможенном законодательстве используются также акты наднационального регулятора — решения Евразийской экономической комиссии. Так, например, решением от 7 марта 2012 г. N 1 Коллегии Евразийской экономической комиссии «О некоторых вопросах применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза» были утверждены Положение об использовании и защите конфиденциальной информации и служебной информации ограниченного распространения в органе, ответственном за проведение расследований, а также Регламент принятия решений и подготовки проектов решений Евразийской экономической комиссии по вопросам специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Итак, различия в правовой природе таможенных и особых (антидемпинговых, компенсационных и специальных) пошлин, нормативно-правовой базе, а также процедурах их установления и применения позволяют утверждать о существовании двух различающихся правовых режимов государственного регулирования внешней торговли, соответствующих таможенно-тарифному и нетарифному методам торговой политики.

Декабрь 2013 г.

Таможенные пошлины, Внешнеэкономическая деятельность

Когда возможен возврат госпошлины и как ее вернуть

Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при прибытии товаров на таможенную территорию

Таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов

Общие положения о взыскании таможенных пошлин, налогов

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)

Таможенное оформление товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году

Особенности таможенного оформления при ввозе товаров без уплаты таможенных пошлин в 2021 году участниками ВЭД:

Физическим лицом:

от уплаты таможенных пошлин освобождаются грузы и товары перевозимых для личного пользования, при условии что:

  • Их вес не превышает 50 кг, а общая стоимость не превышает 10000 евро (для воздушного транспорта — сопровождаемым багажом);
  • Их вес не превышает 25 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (исключая воздушный транспорт — сопровождаемым багажом);
  • Их вес не превышает 31 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (для почтовых отправлений и товаров доставляемых перевозчиком — несопровождаемым багажом).

При превышении любого из данных показателей гражданин должен оплатить таможенные платежи из расчета 30% от суммы превышающей допустимую стоимость, либо 4 евро за каждый килограмм перевеса.

Также гражданин вправе провозить через таможенную границу без уплаты пошлин:

  • До 50 сигар, или 200 сигарет, или 250 г табака;
  • До 3 литров алкогольной продукции.

Таможенное оформление физических лиц >>>

Юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:

грузы и товары без уплаты таможенных пошлин и налогов могут ввозиться стоимостью не превышающей 200 евро. Но при этом таможенная декларация подается таможенному органу в любом случае.

СЕЗОННЫЕ ПОШЛИНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

№18, 22.03.2019

Экономические науки

Овсеенко Юлия Вячеславовна

Научный руководитель: Павлова А.В., к.э.н., доцент
Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА; СЕЗОННАЯ ПОШЛИНА; ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; СЕЗОННОСТЬ, ВНУТРЕННИЙ РЫНОК; ЕАЭС; CUSTOMS DUTIES, SEASONAL DUTIES; CUSTOMS AND TARIFF REGULATION; THE SEASONALITY OF THE DOMESTIC MARKET; EEU.

Аннотация: В статье раскрыты основные функции таможенных пошлин, в частности, сезонных как инструмента таможенно-тарифного регулирования. Представлены сущность, основные характеристики и особенности применения сезонных пошлин в рамках ЕАЭС. Также в статье рассматриваются варианты введения сезонных пошлин. Раскрывается влияние сезонных пошлин на ценообразование на внутреннем рынке государств-членов ЕАЭС.

Одной из главных целей таможенно-тарифной политики государств-членов ЕАЭС является поддержка национальных производителей и стимулирование притока иностранных товаров в те области производства, которые пока что малоразвиты или вовсе нет возможности развития данного направления.

Все это обусловлено введением сезонных пошлин, которые помогают государству поддерживать отечественных производителей и стимулировать ввоз иностранных товаров (или сокращать ввоз иностранной продукции).

Под таможенно-тарифным регулированием (далее — ТТР) понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, который осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин[1].

В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) «таможенная пошлина» — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.

В соответствии с ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС [2].

Как правило, выделяют три главных функции таможенной пошлины, такие как:

  1. регулирующая;
  2. защитная;
  3. фискальная.

Регулирующая функция таможенной пошлины позволяет поддерживать на внутреннем рынке соответствующий баланс рентабельности реализации импортной продукции и производства отечественной продукции и эффективности их потребления, а также рентабельности поставок одинаковой продукции на экспорт и внутренний рынок.

Регулирующая функция таможенной пошлины может перерастать в защитную функцию, когда таможенная пошлина используется для защиты отечественного производителя, или в стимулирующую, когда путем снижения таможенных пошлин стимулируется ввоз иностранных товаров[3].

Фискальная функция таможенной пошлины применяется как при импорте, так при экспорте товаров. При импорте применяется данная функция, если аналоги таких товаров производятся в данной стране. При экспорте товаров, одновременно поставляемых на внутренний рынок, подчинена ее регулирующей функции.

Фискальная функция при импорте товаров имеет более самостоятельное значение, если аналоги таких товаров не производятся в стране. На такие товары таможенные пошлины устанавливаются с учетом возможностей их использования для увеличения доходов государственного бюджета [4].

В теории и практике таможенно-тарифного регулирования, как правило, используются различные виды таможенных пошлин, классифицированные по различным признакам:

  • вид внешнеторговой операции;
  • способ фиксации в таможенном тарифе и порядок расчета пошлин;
  • основы их формирования и границы распространения;
  • страна происхождения товаров;
  • период действия.

С целью регулирования экспорта и импорта товаров в стране устанавливаются определенные виды таможенных пошлин: ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Применение ввозных таможенных пошлин необходимо для оказания защиты национальных производителей, их продукции, рынков от неблагоприятной, иностранной конкуренции, а также создания условий для импортозамещающей продукции и достижения как фискальной, так торгово-политических целей государства.

Вывозные таможенные пошлины применяются в целях ограничения вывоза необработанного сырья, стимулирования развития национального перерабатывающего производства, а также применение вывозной пошлины в фискальных целях, а иногда и политической целесообразности.

Вывозные таможенные пошлины, которые влияют на сдерживание продвижения общенациональной продукции на зарубежные рынки, снижая ее конкурентоспособность, применяются в значительной степени реже.

В зависимости от способа фиксации ставок пошлин в таможенном тарифе и правил расчета их суммарной величины таможенные пошлины подразделяются на:

  • адвалорные;
  • специфические;
  • комбинированные.

Адвалорные пошлины – это ставка, выраженная в процентах по отношению к цене (стоимости) товара соответствующей позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) таможенного тарифа. Адвалорные пошлины наиболее распространены в международной торговой системе и охватывают до 90% импортных тарифов большинства стран.

Формула расчета адвалорной пошлины имеет следующий вид:

ТП = ТС*СТ,

где ТП — таможенная пошлина; ТС — таможенная стоимость; СТ — ставка адвалорной пошлины, выраженная в %.

Специфические пошлины представляют собой ставки, обозначенные в таможенном тарифе в виде фиксированной денежной величины по отношению к физическому объему товара, выраженному в соответствующих единицах измерения (тоннах, килограммах, литрах, штуках и т.д.). Такие пошлины напрямую не связаны со стоимостью товаров, и их размер зависит лишь от объема ввозимой продукции.

Специфическая пошлина рассчитывается по формуле:

ТП = КлТ*СТ,

где ТП — таможенная пошлина; КлТ — количество товара (килограммы, литры, штуки); СТ — ставка специфической пошлины, выраженная в денежном выражении за один килограмм, один литр, одну штуку.

Комбинированные или по-другому смешанные пошлины предполагают использование по отношению к некоторым видам товаров адвалорных и/или специфических пошлин по ставкам, указанным в таможенном тарифе. Как правило, их выбор сопровождается в таможенном тарифе рекомендацией о целесообразности взимания той пошлины, которая в денежном эквиваленте имеет большую величину таможенного обложения. В таком случае начисленная пошлина считается альтернативной.

От периода действия таможенные пошлины различаются на:

  • сезонные;
  • постоянные;
  • переменные.

Постоянные таможенные пошлины предполагают, что единовременно установленные ставки не подлежат изменению в зависимости от конъюнктурно-экономических обстоятельств.

Переменные ставки таможенных пошлин применяются крайне редко, в отдельных случаях, таких как:

  1. существенное колебание уровня мировых или внутренних цен на рынке;
  2. негативное влияние мировых финансовых кризисов на национальную экономику страны;
  3. изменение уровня государственных субсидий в отдельных секторах производства.

Например, из практики ТТР в России переменные экспортные пошлины устанавливаются чаще всего на нефть и нефтепродукты в зависимости от изменения уровня мировых цен [5].

Сезонные пошлины — пошлины, применяемые для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Устанавливаются на несколько месяцев в году. На срок их действия прекращается действие обычных таможенных пошлин [6].

Чаще всего сезонные пошлины присуще для сельскохозяйственного сырья, продуктов его переработки и плодоовощной продукции, поставки которых связаны с сезонным характером их выращивания и производства. Во время массового сбора урожая и переработки, обработки сельхоз сырья, плодов ставки пошлин повышаются, регулируя тем самым структуру товарного предложения и цен на внутреннем рынке с целью защиты национальных сельхозпроизводителей.

Из определения «сезонные пошлины» следует, что данные пошлины вводятся в тех случаях, когда в значительной мере функционирование национальной отрасли с сезонным характером производства подвергается неблагоприятным экономическим влияниям.

В качестве примера может служить снижение мировых цен или рост издержек производства аналогичных отечественных товаров, когда иностранный производитель получает некоторые преимущества на внутреннем рынке импортера и создается потенциальная угроза отечественному производству. В такой ситуации сезонная таможенная пошлина позволяет относительно быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию для отдельных товаров, носящих сезонный характер.

Необходимо затронуть такой аспект, как сезонность производства. Новиков В.Е., писал о том, что сезонность производства может быть связана с различными факторами[7]:

  • в сельском хозяйстве — с созреванием урожая и его переработкой в определенное время года;
  • в рыболовстве — с естественными стадиями воспроизводства рыбопромыслового сырья.

В зависимости от периода года происходят изменения производства и ряда других товаров, которые также потребляются обычно только в определенное время года.

В сезонных производствах в зависимости от времени года изменяются объем производства, уровень издержек и цен, а также качество производимой продукции, что, главным образом, необходимо учитывать при определении и установлении ставок таможенных пошлин и применении других мер таможенного регулирования к сезонным товарам[8].

Как правило, рынки сезонных товаров более изменчивы и динамичны, чем рынки несезонных товаров, то есть на их производство не влияет время года. На потоки импортной продукции сезонных отраслей сельскохозяйственного производства оказывает влияние изменение затрат на производство, которое в значительной степени зависит от урожайности культур в конкретном году. Иными словами, конкурентоспособность импортных и отечественных товаров на внутреннем рынке изменяется как по временам года, так и по годам, т. е. по не зависящим от производителей причинам.

Сезонность устойчиво влияет на функционирование многих производств и отраслей народного хозяйства, что, естественно, требует соответствующего учета сезонности при формировании таможенного тарифа.

В зависимости от того, какая ситуация складывается на рынке определенных сезонных товаров, ставка сезонной пошлины может:

  • снижаться для насыщения рынка, если его объем недостаточен по уровню потребления сезонной продукции;
  • увеличиваться, если наблюдается перенасыщение рынка сезонными товарами.

Увеличиваться могут, в большинстве случаев, только импортные пошлины, чтобы создать преимущество для отечественных товаров, повысить их конкурентоспособность.

Снижаться могут также, в большинстве случаев, только импортные пошлины с целью насыщения рынка, в том случае, когда отечественные товары не могут удовлетворить потребности внутреннего рынка, то есть наблюдается явный дефицит определенной группы товаров, носящий сезонный характер.

В рамках таможенно-тарифного регулирования сезонные пошлины вводятся для регулирования импорта или экспорта только товаров имеющих сезонный характер; применяются в целях стабилизации внутреннего рынка товаров, защиты отечественных потребителей и производителей от неблагоприятного влияния импортной продукции; могут в рамках календарного года вводиться неограниченное количество раз.

Заключая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сезонные пошлины позволяют регулировать рынок в отдельно взятый период времени:

  1. если необходимо насытить рынок сезонным товаром – пошлина низкая, для того, чтобы не было дефицита сезонного товара;
  2. если национального сезонного товара в избытке – то пошлина высокая, для того, чтобы защитить внутренний рынок от конкуренции со стороны импортной сезонной продукции.

Целью введения сезонных пошлин является:

  1. защита отечественных производителей сезонных товаров;
  2. защита отечественных потребителей сезонных товаров;
  3. насыщение внутреннего рынка;
  4. краткосрочное регулирование соотношения спроса и предложения на сезонный товар внутри страны;
  5. регулирование внутренних цен на сезонный товар.

Порядок оплаты таможенной пошлины

Согласно ст. 61 ТК ЕАЭС, платежи уплачиваются в том таможенном органе, где происходит процедура выпуска товара (за исключением случаев, когда товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита). Способы уплаты таможенных пошлин: оплата может вноситься в кассу таможенного органа (срок зачисления на счет – от одного до нескольких дней), или перечисляться электронным способом с помощью платежной системы “Раунд” или таможенной карты (срок зачисления на счет – до нескольких часов). Платежи выплачиваются в валюте государства, в котором производится таможенное оформление товара по курсу, зафиксированному на день подачи декларации. Оплата, как правило, производится двумя платежными поручениями: первое платежное направляется на оплату пошлины, второе – НДС, акциза (при необходимости) и таможенного сбора. Правила заполнения платежного поручения определены в Приказе Министерства финансов РФ от 12 ноября 2013 года №107н “Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации”.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]