Таможенная пошлина – это прямой или косвенный налог, понятие и функции сбора

 Главная — Статьи

Правила таможенного оформления товаров определяются Таможенным кодексом РФ. Причем под товаром для целей таможенного контроля понимается любое перемещаемое через границу Российской Федерации движимое имущество и транспортные средства, кроме используемых в международных перевозках. Таким образом, правила таможенной очистки являются едиными вне зависимости от того, ввозятся ли с точки зрения бухгалтерской классификации товары, материалы или же основные средства. Исходя из таможенных правил, все это является товаром и при перемещении через границу Российской Федерации подлежит декларированию. Декларирование. Перечень документов и сведений, которые необходимо представить для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации в режиме импорта, т.е. без обязательства об обратном вывозе, они помещаются под таможенный режим «выпуск для внутреннего потребления» (ранее применялся термин «выпуск в свободное обращение»). Нужно заметить, что широко известный термин импорт в Таможенном кодексе РФ вообще не используется. Режим выпуска для внутреннего потребления предусматривает оформление грузовой таможенной декларации (ГТД). При импорте товаров используются комплекты деклараций ТД3 (для заявления сведений об одном товаре) и ТД4 (в дополнение к комплекту ТД3 при заявлении сведений о двух и более товарах). Форма грузовой таможенной декларации утверждена Приказом ФТС России от 03.08.2006, а Инструкция о порядке заполнения — Приказом ФТС России от 04.09.2007 N 1057. Таможенному органу также потребуется предъявить импортный контракт и оформленный к нему паспорт сделки (если сумма контракта превышает 5000 долл. США). Правила ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 53. Списки такой продукции должны утверждаться Правительством РФ на основании технических регламентов. Согласно ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» при таможенном оформлении таких товаров одновременно с ГТД подается декларация или сертификат о соответствии либо документы об их признании (для иностранных сертификатов, признаваемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации).

Понятие и предназначение таможенной пошлины

Она представлена обязательным платежом, взимаемым сотрудниками таможенных органов в процессе транспортировки товаров в другие страны или в Россию из других государств. Она обладает несколькими функциями:

  • поддержка российских производителей товаров, что позволяет оградить отечественные компании от конкуренции со стороны иностранных корпораций;
  • обеспечение россиян только качественными и лучшими импортными товарами;
  • получение крупной прибыли, направляемой на важные цели государства.

Внешнеэкономическая деятельность регулируется тарифными и нетарифными методами. В первом случае применяются разные сборы, взимаемые с предпринимателей во время осуществления операций. К нетарифным способам относится необходимость получения лицензий, выдача квот, а также оформление сертификатов на товары.


Практически все внешнеторговые операции облагаются таможенными пошлинами, а также другими аналогичными сборами или налогами. Деньги, получаемые от предпринимателей, направляются в государственный бюджет.

Внимание! Размер пошлины может быть разным, так как зависит от совершаемых сделок, которые могут быть не только коммерческими, но и образовательными или благотворительными, а также некоторые фирмы имеют право на льготы и преференции или вовсе освобождение от уплаты пошлины.

Одновременно с пошлиной предприниматели уплачивают сборы за таможенное оформление, НДС и акцизы.

НДС при импорте услуг

Получение услуг от иностранного контрагента не требует документального оформления на таможенном посту. Юридическое или физическое лицо, выступающее в роли покупателя, является налоговым агентом и должно удержать у поставщика сумму НДС и перечислить ее в федеральный бюджет.

Документальным основанием для уплаты является контракт, в котором необходимо прописать условие, что сумма НДС входит в общую стоимость предоставленной услуги. Если такой оговорки в договоре нет, то импортер обязан будет уплатить НДС сверх суммы контракта, за свой счет.

Если работы и услуги, выполненные иностранным партнером, подпадают под действие ст. 149 НК РФ и не облагаются НДС, то импортер освобождается от обязанностей налогового агента – ни рассчитывать, ни перечислять налог в бюджет он не должен. Однако за ним сохраняется обязанность предоставить в налоговый орган по месту своей регистрации декларацию по НДС с заполненным разделом 7.

Виды ставок

Ставки пошлин представлены деньгами, выраженными в отечественной или иностранной валюте. Они устанавливаются в некотором отношении к таможенной цене товаров, перемещаемых через границу РФ. При их определении учитываются положения ФЗ «О таможенном тарифе». Тарифы одинаковы для всех предпринимателей, поэтому не изменяются под действием разных факторов, если иное не предусмотрено в законодательстве.

Внимание! Федеральное Собрание РФ занимается установкой предельных ставок ввозных пошлин, для чего учитываются торгово-политические отношения с разными странами.

Евразийская экономическая комиссия

Статья 75. Объект обложения таможенными пошлинами, налогами и база (налоговая база) для исчисления таможенных пошлин, налогов

1. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

2. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

3. Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 76. Исчисление таможенных пошлин, налогов

1. Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

2. При взыскании таможенных пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом государства – члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

3. Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства – члена Таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств – членов Таможенного союза.

4. Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру, либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящей статьей.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

5. В случае, установленном частью второй пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса, суммы таможенных пошлин, налогов подлежат исчислению в соответствии с законодательством того государства – члена Таможенного союза, в котором они подлежат уплате.

6. Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случае если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных платежей, указанных в подпунктах 2) и 3) пункта 1 статьи 74 настоящего Кодекса (далее – льготы по уплате таможенных пошлин, налогов), пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к иностранным товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении иной таможенной процедуры, в отношении этих иностранных товаров.

Статья 77. Применение ставок таможенных пошлин, налогов

1. Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

2. Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств – членов Таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией Таможенного союза в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящим пунктом.

Для целей исчисления налогов в случае, если будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств – членов Таможенного союза, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства – члена Таможенного союза, применяются ставки, установленные законодательством этого государства – члена Таможенного союза.

Статья 78. Пересчет иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин, налогов

В случае если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства – члена Таможенного союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства – члена Таможенного союза и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Статья 79. Плательщики таможенных пошлин, налогов

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Статья 80. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов

1. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 настоящего Кодекса.

2. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:

1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных настоящим Кодексом;

2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

(пп.4 в ред. Протокола от 16.04.2010)

5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) обращения товаров в собственность государства – члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства – члена Таможенного союза;

7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза;

8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств – членов Таможенного союза;

10) возникновения обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

3. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:

1) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

2) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза;

4) если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

4. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается при установлении таможенных процедур в соответствии с:

1) пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса – в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза;

2) пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса – в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

(п.4 в ред. Протокола от 16.04.2010)

Статья 81. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и сроки их уплаты при незаконном перемещении товаров через таможенную границу

1. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при вывозе товаров Таможенного союза с таможенной территории.

2. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза – также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

3. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу прекращается у лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса.

4. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

В случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

(п.4 в ред. Протокола от 16.04.2010)

5. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта:

1) при ввозе товаров на таможенную территорию – в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу;

2) при вывозе товаров Таможенного союза с таможенной территории – в размерах, соответствующих суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру экспорта, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

В случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на основании достоверных сведений при помещении таких товаров под заявленную таможенную процедуру на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. При этом фактически уплаченные при таможенном декларировании суммы таможенных пошлин, налогов повторно не уплачиваются (взыскиваются), а излишне уплаченные (взысканные) суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату в соответствии с настоящим Кодексом.

(п.5 в ред. Протокола от 16.04.2010)

6. Таможенные пошлины, налоги при незаконном перемещении товаров через таможенную границу исчисляются в соответствии с настоящей главой.

Если определение сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов невозможно в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, суммы таможенных пошлин, налогов определяются исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, а также количества и (или) стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.

При установлении впоследствии точных сведений о товарах производится возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов либо взыскание неуплаченных сумм в соответствии с главами 13 и 14 настоящего Кодекса.

Адвалорная

Данная ставка начисляется в процентах к таможенной цене товаров, с которых взимается пошлина. Например, может взыскиваться 12% от таможенной стоимости перевозимых предметов. Использование таких ставок повышает таможенные сборы при устойчивом увеличении цен на мировом рынке на ввозимые товары. Они считаются наиболее справедливыми в рамках конкуренции, а также идеальны при ввозе готовых изделий, машин, техники или наукоемких товаров.

Внимание! Неоспоримым преимуществом использования адвалорной ставки выступает поддержание единой защиты внутреннего рынка, поэтому на него не влияют изменения цен на мировом рынке на ввозимые товары.

Сложность применения адвалорной пошлины заключается в трудности определения таможенной стоимости предметов. Для расчета платежа используется формула:

Таможенная стоимость товара * ставку

Специфическая

Эта ставка позволяет легко рассчитывать размер пошлины, так как используется определенная сумма, взимаемая за каждую единицу товара. Обычно она применяется в отношении вывозимых товаров, представленных сырьем, но иногда и в отношении импорта.

Внимание! Количество специфических ставок резко сокращается за счет увеличения готовых изделий, обмениваемых между разными странами.


К плюсам их использования относится легкость расчета, так как не приходится точно узнавать стоимость товаров. Поэтому обычно они применяются, когда возникают сложности с определением данного показания, а также существует подозрение, что продавец намеренно уменьшает цену в корыстных целях. Специфические ставки по сравнению с адвалорными формируют жесткий барьер для ввоза и вывоза товаров, хотя и отличаются неравномерностью. Предприниматели благоприятно относятся к ним при ввозе дорогостоящих товаров. Для дешевых и низкокачественных предметов они не подходят.

Для расчета специфической ставки таможенной пошлины используется простая формула:

Размер платежа = физический параметр товара * ставка в иностранной валюте * курс валюты

Документы для подтверждения права на вычет НДС

Исходными документами, разрешающими импортеру заявлять вычет НДС, являются:

  • внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
  • счёт на оплату от поставщика (инвойс);
  • таможенная декларация – ГТД (копия);
  • выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.

Все документы, обоснующие заявление налогового вычета по НДС при импорте товаров, следует хранить не менее четырех лет.

Особые виды

Существует еще несколько ставок, которые взимаются таможенниками стран, являющимися членами ТС.

Таблица 1. Классификация.

Вид ставки Особенности
Специальная Предназначена для защиты внутреннего рынка страны от чрезмерного количества импортных товаров. Поэтому для определенных групп применяется повышенная ставка.
Антидемпинговая Она используется для приведения цен ввозимых товаров к имеющемуся в стране уровню. Но она эффективна, если ее применение не наносит определенный вред отечественным производителям.
Компенсационная Эта пошлина добавляется к обычным сборам, что приводит к уменьшению конкурентоспособности товаров, ввозимых из других стран. Поэтому покупатели предпочитают по сниженным расценкам приобретать изделия, созданные отечественными фирмами.
Сезонные Они вводятся максимально на 6 месяцев, а также предназначены для регулирования вывозимых товаров. Точный список самих товаров, а также сведения о применяемой сезонной ставке и правилах уплаты пошлины утверждаются Правительством России. Обычно они используются вместо ставок ЕТТ.

Внимание! Ст. 79 ТК ТС содержит информацию о том, что таможенные пошлины позволяют снизить вред, наносимый внутренней экономике страны импортом.

Все по теме смотрите на видео:

Вышеуказанные пошлины не являются таможенным платежом, поэтому они устанавливаются только на основании решения, принятого Коллегией ЕЭК. Если бизнесмены отказываются уплачивать эти пошлины, то они привлекаются к административной ответственности. Но в практике встречаются ситуации, когда компании выигрывают судебные разбирательства, так как доказывали отсутствие оснований для использования антидемпинговых мероприятий.

Право на налоговый вычет по НДС

По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:

  • ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
  • импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
  • налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
  • поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
  • уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.

Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.

Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.

Кто выступает плательщиком

Таможенные пошлины уплачиваются всеми предпринимателями и фирмами, которые занимаются импортом или экспортом товаров. Допускается ввозить и вывозить грузы без уплаты данного сбора, если их стоимость не превышает 200 евро. Но даже в такой ситуации бизнесмены обязаны передавать в таможенный орган декларацию.

Граждане не уплачивают пошлину, если перевозятся предметы, предназначенные для личного использования.

Внимание! Без взимания пошлины допускается перевозить до 200 сигарет, 3 литра алкоголя, 59 сигар и 250 грамм табака.

Правила расчета

Для расчета грамотно выбирается ставка, зависящая от экономической ситуации в стране. Поэтому приходится ориентироваться на документы, утверждаемые Минфином РФ. В документации приводится базовый тариф и разные преференции, которыми могут воспользоваться некоторые налогоплательщики.

Для правильного расчета необходимо располагать данными:

  • код ввозимого или вывозимого товара;
  • базовая ставка, установленная для каждого вида товара;
  • страна, в которой был изготовлен груз;
  • таможенная стоимость;
  • количество единиц товара;
  • возможность пользоваться какими-либо понижающими коэффициентами;
  • действующий курс валюты.

Внимание! В процессе расчета обязательно учитывается страна происхождения, так как с некоторыми государствами заключены соглашения, позволяющие налогоплательщикам пользоваться льготами и послаблениями.

Предлагаемые преференции

Освобождаются от уплаты таможенных платежей предприниматели, ввозящие товары из стран, с которыми у РФ составлено соглашение о формировании зоны свободной торговли. Дополнительно могут подписываться другие контракты, позволяющие снижать или изменять ставки.

Льготы предлагаются в нескольких видах:

  • полное освобождение от уплаты пошлины;
  • снижение ставки;
  • возврат ранее уплаченного сбора;
  • предоставление квоты.

Льготы предлагаются на основании нескольких причин, к которым относится страна происхождения груза, установленный таможенный режим с другим государством, цена и вид товара.

Новости о таможенных пошлинах на видео:

Из чего состоит налог на импорт

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе Получить бесплатный доступ на 14 дней

Таможенный кодекс Таможенного союза в статье 70 перечисляет необходимые налоги и сборы. К ним относятся:

  1. Пошлина на ввоз товара.
  2. Налог на добавленную стоимость.
  3. Акциз.
  4. Таможенный сбор.

В зависимости от вида товаров, статуса импортера и других условий, которые указаны в законодательстве, зависит то, какие именно налоги и сборы придется уплатить и в каком размере.

Пошлины для физлиц

Граждане имеют право привозить в Россию разные товары, которые используются исключительно для личного использования. Они не декларируются, но их цена не должна превышать 10 тыс. евро при перевозке воздушным транспортом или 1,5 тыс. евро при ввозе автомобилем. Общий вес груза не должен превышать 50 кг.

Если превышаются установленные нормы, то физлица составляют декларацию, в которой прописываются все ввозимые предметы. За превышение квоты рассчитывается и оплачивается пошлина.

Пошлины на автомобили

Если ввозится из другой страны машина, то пошлина рассчитывается на основании разных характеристик:

  • статус налогоплательщика, который может быть гражданином или компанией;
  • цель ввоза машины;
  • стоимость авто;
  • тип автомобиля;
  • мощность и другие характеристики двигателя.

Ставка пошлины не зависит от страны, в которой был выпущен автомобиль. Платежи могут производиться не только в рублях, но и в иностранной валюте. Если гражданин ввозит в Россию авто для личного пользования, то он может выполнять этот процесс максимально один раз в год.

Внимание! Процедура растаможки проводится в отношении всех автомобилей независимо от метода транспортировки.

Ставки на другие товары

В 2021 году ставки зависят от количества и цены товаров. Например, для швабр, расчесок, щеток и пилочек устанавливается адвалорная ставка в размере 20% от таможенной цены. К другим примерам относится:

  • мебель и матрасы – 20%, но не меньше 1 евро за 1 кг;
  • осветительное оборудование – 5%;
  • оружие и боеприпасы, мечи и пики – 20%;
  • кабели и фильтры, грабли, ножницы и рогатый скот, а также помидоры и огурцы – 15%;
  • фотооборудование – 15% от цены;
  • цитрусы, орехи, картошка, животные – 5%.

Эти показатели регулярно меняются, поэтому предприниматели должны следить за корректировками для правильного расчета пошлины.

Бухгалтерский и налоговый учет

Оплата таможенных пошлин в бухгалтерском учете отражается проводками:

  • включение пошлины в цену товаров и сырья – Дт 10 (Дт 41) Кт 76;
  • оплата пошлин и иных сборов – Дт 76 Кт 51.

Расходы, связанные с покупкой сырья и перевозкой через границу России, включаются в материальные расходы, что указывается в ст. 254 НК.

Таможенные пошлины уплачиваются предпринимателями, которые перевозят через границу РФ товары и сырье. Они рассчитываются на основании разных ставок, для чего учитывается количество товаров и их таможенная стоимость. Пошлина уплачивается в течение 15 дней после сдачи декларации.

Наверх

Напишите свой вопрос в форму ниже

Методы определения таможенной стоимости товаров

Существует шесть методов определения таможенной стоимости: 1) по цене сделки с ввозимыми товарами; 2) по цене сделки с идентичными товарами; 3) по цене сделки с однородными товарами; 4) вычитания стоимости; 5) сложения стоимости; 6) резервный метод. Данные методы должны применяться последовательно: если не может быть использован первый, применяется второй и так далее. Рассмотрим каждый из методов подробнее. Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами предусматривает, что таможенная стоимость принимается равной цене сделки с иностранным поставщиком (фактически уплаченной или подлежащей уплате), к которой должны быть дополнительно начислены: — расходы, понесенные покупателем, но не включенные в цену товара: на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров; на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами; на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке; — соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателю бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российской Федерации оцениваемых товаров, в размере, не включенном в их цену: сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров; инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров; материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров; проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров; — платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам; — любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу; — расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации; — расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации; — расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров. С 01.07.2006 данные дополнительные начисления к цене могут производиться только на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии таковых сведений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами применяться не может. Условия неприменения данного метода проанализированы также в Постановлении Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29. Определение таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами. При этом под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по таким признакам, как физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары: — проданы для ввоза на территорию Российской Федерации; — ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров; — ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях. Если идентичные товары ввозились в ином количестве или на других условиях, необходимо произвести соответствующую корректировку их цены и документально подтвердить ее обоснованность. Если выявлено более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости применяется самая низкая из них. Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом дополнительных расходов, перечисленных в предыдущем методе. Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами рассматривает в качестве однородных товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменимыми. При определении однородности товаров учитываются такие их признаки, как качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При использовании методов таможенной оценки по ценам идентичных и однородных товаров: — товары не считаются идентичными оцениваемым или однородными с ними, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары; — товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если производитель не выпускает ни идентичных, ни однородных оцениваемым товаров; — товары не считаются идентичными или однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации. Определение таможенной стоимости по методу оценки на основе вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории Российской Федерации без изменения своего первоначального состояния. При этом в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой такие товары продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом. Из цены единицы товара вычитаются: — расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Российской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида; — суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров; — обычные расходы, понесенные в Российской Федерации, на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы. При использовании метода оценки на основе сложения стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения: — стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара; — общих затрат, характерных для продажи в Российской Федерации из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы России, и иных затрат; — прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров. Резервный метод заключается в следующем. Если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения всех предыдущих методов либо если таможенный орган аргументированно считает, что эти методы не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики. При применении резервного метода таможенный орган предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы: — цена товара на внутреннем российском рынке; — цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны; — цена на внутреннем рынке Российской Федерации на товары российского происхождения; — произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара. То есть в условиях применения резервного метода таможенные органы могут устанавливать таможенную стоимость исходя из своих представлений о цене импортируемого товара. Суммы таможенных пошлин и сборов при этом будут учитываться в целях налогообложения как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Следует иметь в виду, что при определении таможенной стоимости любым из указанных методов в нее включаются только те связанные с поставкой расходы, которые понесены до пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации. Однако некоторые базисы поставки Инкотермс предусматривают включение в контрактную стоимость расходов до пункта назначения, который может располагаться на территории Российской Федерации в значительном удалении от границы. В таком случае импортер имеет право при определении таможенной стоимости уменьшить контрактную цену на стоимость доставки по России.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]