Таможенные платежи – это обязательная плата за пересечение товарами государственной границы. Она включает таможенные пошлины и сборы, налоги, плату за выдачу лицензий, информирование, консультирование, за хранение и сопровождение товаров и пр.
Уплата таможенных платежей обеспечивается мерами государственного принуждения и является обязательным условием вывоза или ввоза товаров.
Основные функции, выполняемые таможенными платежами, – пополнение казны и государственное регулирование экономики. Таможенные органы осуществляют жесткий контроль над уплатой таможенных платежей.
Умышленное уклонение или преднамеренные действия с целью незаконного уменьшения сумм платежей квалифицируется как преступление.
Таможенная процедура реимпорта
Главная — Статьи
Реимпорт товаров является одной из таможенных процедур, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза (ст. 202), и определяет для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории союза. Реимпорт достаточно широко используется при осуществлении внешнеторговых операций, поскольку в целом ряде случаев возникает необходимость обратного ввоза ранее вывезенных с таможенной территории Таможенного союза товаров. Следует иметь в виду, что действующая правовая база, регулирующая таможенные правоотношения в реимпорте, содержится в документах Таможенного союза и национальном законодательстве. Нормы, регулирующие реимпорт, включены в главу 39 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК союза) и главу 36 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Реимпорт на практике используется как процедура, имеющая самостоятельное значение, и как процедура, которая завершает действие некоторых других процедур. Так, таможенная процедура экспорта предполагает вывоз товаров за пределы таможенной территории союза с целью их постоянного нахождения вне союза. В то же время могут возникнуть обстоятельства, требующие возврата ранее вывезенных товаров, например несоблюдение условий контракта. В этом случае реимпорт можно рассматривать как самостоятельную процедуру, поскольку процедура экспорта завершается вывозом товаров. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории союза предусматривает вывоз товаров с целью их переработки в установленные сроки с последующим обратным ввозом продуктов переработки. Таким образом, обратный ввоз товаров завершает процедуру переработки вне таможенной территории союза и с точки зрения таможенного регулирования рассматривается как процедура реимпорта. Содержанием таможенной процедуры временного вывоза является вывоз товаров Таможенного союза с использованием их в течение определенного времени вне таможенной территории союза. Обратный ввоз таких товаров на территорию союза будет сопровождаться процедурой реимпорта, который завершает временный вывоз товаров. Ввоз ранее вывезенных товаров возможен с использованием таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления, но в таком случае подлежали бы уплате ввозные таможенные пошлины, налоги с необходимостью соблюдения мер нетарифного регулирования, что не отвечало бы прежде всего экономическим интересам участников внешнеторговой деятельности, осуществляющим экспорт товаров. Таможенная процедура реимпорта упрощает условия обратного ввоза товаров, освобождая декларанта от уплаты указанных платежей и соблюдения мер нетарифного регулирования. В соответствии со статьей 292 ТК союза содержанием данной процедуры является обратный ввоз товаров, ранее вывезенных с таможенной территории союза, на указанную территорию с соблюдением сроков, установленных статьей 293 ТК союза, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Товары, помещенные под рассматриваемую процедуру, приобретают статус товаров Таможенного союза, исключение составляют товары, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 293 ТК союза, которые являются продуктами переработки товаров, вывезенных с таможенной территории союза в соответствии с пунктом 3 статьи 253 ТК союза. Данное исключение вызвано тем, что статья 253 ТК союза предусматривает возможность вывоза в процедуре переработки товаров вне таможенной территории союза товаров, помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, что сопряжено с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами. Необходимо добавить, что данные товары имеют статус иностранных товаров, остающихся под таможенным контролем после их выпуска для внутреннего потребления. Однако это не является препятствием для вывоза их с целью переработки вне таможенной территории союза, как это предусматривает статья 253 ТК союза. Возврат таких товаров в виде продуктов переработки с использованием процедуры реимпорта не меняет их статуса, т.е. они остаются иностранными товарами, в противном случае изменение статуса вступало бы в противоречие с условиями помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 3 ст. 210 ТК союза). Правовое положение товаров, помещенных под процедуру реимпорта, характеризуется тем, что они выступают как товары, выпущенные для свободного обращения, т.е. товары находятся в обороте на таможенной территории союза без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством. Важным признаком содержания данной процедуры является, как уже указывалось, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования. Помещение обратно ввозимых товаров в реимпорт сопровождается рядом условий, которые содержатся в статье 293 ТК союза. Прежде всего указанная статья перечисляет таможенные процедуры, сопровождавшие вывоз товаров с таможенной территории союза, которые допускают впоследствии воспользоваться реимпортом. Такими процедурами выступают экспорт; переработка на таможенной территории, если вывозились продукты переработки; временный вывоз; переработка вне таможенной территории, если ввозятся товары, не подвергавшиеся операциям по переработке, либо продукты переработки товаров, которые вывозились с целью переработки для безвозмездного (гарантийного) ремонта. Помещение товаров под реимпорт обусловливается соблюдением сроков возврата товаров на таможенную территорию союза. Товары, вывезенные в процедуре экспорта или являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории и затем вывезенные в процедуре реэкспорта, могут быть помещены под реимпорт, если указанные товары помещаются под данную процедуру в течение трех лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при их вывозе с таможенной территории союза, или в иной срок, установленный пунктом 2 статьи 293 ТК союза. Пункт 2 статьи 293 ТК союза предусматривает возможность установления решением Комиссии Таможенного союза срока, превышающего три года. В целях реализации данного положения решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» определены категории товаров, для которых срок помещения под процедуру реимпорта может превышать срок, установленный ТК союза, куда входят товары, использующиеся для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и других подобных целей, а также товары, вывезенные в процедуре экспорта, для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств — членов Таможенного союза за пределами таможенной территории союза, в отношении которых в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза принято решение о продлении срока помещения этих товаров под процедуру реимпорта. Таким образом, в решении Комиссии определена цель вывоза товаров. Порядок продления срока реимпорта товаров в рассматриваемом случае установлен ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ст. 286). Для продления срока декларант не позднее 30 дней до дня декларирования товаров направляет мотивированный запрос в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, т.е. в Федеральную таможенную службу. В запросе должны быть изложены обстоятельства вывоза товаров с приложением таможенной декларации, сопровождавшей вывоз товаров, а также документы: 1) подтверждающие обстоятельства вывоза товаров; 2) свидетельствующие о дате пересечения товарами таможенной границы союза; 3) содержащие сведения об операциях по ремонту товаров за пределами таможенной территории союза, если они производились. Запрос рассматривается в срок не более 30 дней, при определенных условиях и более, например когда представлены не все необходимые документы. В таком случае запрос рассматривается в течение 15 дней со дня их представления. Обращает на себя внимание положение статьи 286 Закона, в соответствии с которым решение о продлении срока реимпорта товаров принимает начальник структурного подразделения Федеральной таможенной службы, в компетенцию которого входят вопросы применения таможенных процедур, либо лицо, его замещающее. Решение о продлении срока должно быть доведено до сведения декларанта и таможенного органа, в регионе деятельности которого будет производиться декларирование товаров в реимпорте. В связи с этим возникает вопрос: какой таможенный орган будет извещаться о принятом решении (РТУ, таможня, таможенный пост)? Кроме процедур экспорта и переработки на таможенной территории, товары могут быть вывезены в процедуре временного вывоза, в этом случае они должны быть ввезены обратно в течение срока временного вывоза. Товары, помещенные под процедуру переработки вне таможенной территории, должны быть ввезены обратно в течение срока переработки. Еще одним условием для реимпорта является то, что обратно ввозимые товары должны находиться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и использования. Свои особенности данное условие (неизменность состояния) имеет в отношении товаров, вывезенных в процедуре временного вывоза, которая допускает иные изменения при использовании товаров при временном вывозе. Неизменность состояния не касается продуктов переработки товаров, вывезенных в процедуре переработки вне таможенной территории союза с целью безвозмездного (гарантийного) ремонта, поскольку при ремонте качество товара меняется, например неисправное изделие доводится до работоспособного состояния. Требованием для реимпорта является необходимость представления таможенному органу документов, содержащих сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории союза. Такими документами являются таможенная декларация, принятая при вывозе товаров, а также документы: 1) подтверждающие обстоятельства вывоза товаров; 2) свидетельствующие о дате пересечения товарами таможенной границы союза; 3) содержащие сведения об операциях по ремонту товаров за пределами таможенной территории союза, если они производились. Следует обратить внимание на то, что перечень документов ограничен. Представляется, что формулировка «документы, подтверждающие обстоятельства вывоза товаров» потребует дополнительных разъяснений, так как возникают вопросы, что следует понимать под такими документами: внешнеторговый контракт, лицензии, разрешения и т.д.? Анализ условий помещения товаров под процедуру реимпорта делает необходимым более внимательно рассмотреть требование о неизменности состояния ввозимых товаров. ТК союза принимает во внимание только изменения, вызванные естественным износом или убылью, произошедшими при нормальных условиях использования (эксплуатации) или транспортировки, хранения. Следует отметить, что состояние товаров может измениться и при других обстоятельствах, например, при погрузке, выгрузке в результате неправильных действий товар был поврежден, в том числе до степени невозможности эксплуатации. Такие обстоятельства могут возникнуть до сдачи товара иностранному заказчику, т.е. перед поставщиком возникает обязанность поставить новый товар либо провести ремонтные операции по восстановлению поврежденного товара. Поврежденный товар нередко подлежит возвращению поставщику, так как в зависимости от характера повреждений выполнение восстановительных работ в ряде случаев возможно только на предприятии — изготовителе продукции. При помещении такого товара под режим реимпорта необходимо соблюдение неизменности, в связи с чем возникнут соответствующие вопросы со стороны таможенных органов. Такие вопросы возникали при применении статьи 235 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая также содержала требование о неизменности в той же редакции. Возврат поврежденного товара можно осуществить в режиме выпуска для внутреннего потребления, на чем, как правило, настаивали таможенные органы, но тогда необходимы уплата таможенных пошлин, налогов, что приведет к дополнительным расходам, и соблюдение мер нетарифного регулирования. Следует отметить, что Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее — Конвенция) учитывает рассматриваемое обстоятельство. Стандартное правило 4 главы 2 специального приложения B Конвенции устанавливает, что в реимпорте не должно быть отказано на том основании, что товары были использованы или повреждены либо пришли в негодность во время нахождения за рубежом, что отвечает интересам предприятий-изготовителей. Особенностью рассматриваемой процедуры является то, что ее декларантом может быть лицо, выступавшее декларантом одной из процедур, сопровождавших вывоз товаров с таможенной территории союза. В то же время пункт 4 статьи 293 ТК союза устанавливает, что таможенным законодательством Таможенного союза могут быть установлены случаи, когда декларантом процедуры реимпорта может выступать иное лицо. Остается только предполагать, почему такие случаи не перечислены, но поскольку такая формула в ТК союза имеется, то можно прийти к выводу, что они имеют место, тем более что Конвенция предусматривает возможность реимпорта, даже если товары реимпортируются иным лицом, нежели то, которое их экспортировало (специальное приложение B, глава 2, стандарт 3). ТК союза ограничивает круг таможенных органов, в которые возможно подать декларацию о реимпорте, такая операция допускается в государстве — члене Таможенного союза, в котором они были помещены под одну из процедур, указанных выше. Как уже указывалось, реимпорт осуществляется без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, но в то же время реимпорт предполагает возмещение налогов и процентов с них, когда суммы таких налогов в связи с вывозом товаров не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров. Например, при экспорте товаров происходит освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, возможны какие-либо субсидии для поддержки экспорта, выплачиваемые экспортеру, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях. Таким образом, при реимпорте участник внешнеторговой деятельности возвращается в первоначальное положение. ТК союза предусматривает два порядка возмещения таможенных пошлин, налогов и иных платежей. Возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины возмещаются, например, когда обратно в реимпорте ввозятся продукты переработки товаров, помещенных ранее под процедуру переработки на таможенной территории и вывезенные в процедуре реэкспорта. Ввоз товаров на переработку на таможенной территории союза происходит без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки, поэтому обратный ввоз продуктов переработки влечет возмещение ввозных таможенных пошлин, налогов. Возмещение налогов, субсидий и иных сумм производится в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государств — членов Таможенного союза. Статья 288 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» устанавливает, что при реимпорте подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств — членов Таможенного союза, на счет, определенный этим международным договором, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и иных сумм, о которых уже указывалось. Ответственность за уплату указанных платежей возлагается на декларанта, причем рассматриваемые платежи должны быть уплачены до выпуска товаров в процедуре реимпорта. Некоторые товары могут вывозиться в процедуре экспорта с уплатой вывозных таможенных пошлин. Обратный ввоз таких товаров предполагает возврат уплаченных сумм вывозных пошлин, который возможен, если товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 293 ТК союза, т.е. товары, помещенные под процедуру экспорта, и продукты переработки товаров, помещавшихся под переработку на таможенной территории союза, вывезенные в процедуре реэкспорта, помещены под реимпорт не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под процедуру экспорта. Обращает на себя внимание, что исчисление срока начинается не со дня пересечения товарами таможенной границы, а со дня их выпуска в экспорте. Содержание положений, регулирующих процедуру реимпорта, вызывают вопросы: возможно ли помещение под данную процедуру части ранее вывезенного товара, допускается ли реимпорт в отношении товаров, уже помещенных под какую-либо таможенную процедуру после обратного ввоза на территорию союза и не перечисленных в пункте 1 статьи 293 ТК союза, например помещенных под процедуру таможенного склада или магазина беспошлинной торговли?
Таможенные режимы / процедуры, Таможенный союз
Беспошлинная торговля: таможенная процедура и налогообложение
Таможенная экспертиза при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров
Риски условного выпуска товаров
Дополнительные условия помещения товаров под таможенную процедуру при определении страны их происхождения
Признание товарами Таможенного союза товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны
Похожи, но не одинаковы
Допустим, некая российская фирма приобрела за рубежом, скажем, сотовые телефоны и аксессуары к ним для поиска рынка сбыта и продажи. Потом данная компания находит клиента в другой стране для поставки туда этих же телефонов и аксессуаров. Далее при ввозе в Россию закупленная продукция оформляется в соответствии с режимом реэкспорта и затем снова отправляется за границу во исполнение договора с фирмой-клиентом. Таким образом, в данном случае территория нашей страны не будет являться местом реализации. Ведь в силу обоих контрактов с иностранными компаниями (продавцами и покупателем), товар изначально был предназначен для продажи за границей.
Еще раз обратим внимание на то, что в приведенном примере российское предприятие изначально заявило режим реэкспорта. Ведь, как мы уже отметили, при данном режиме товары вывозятся без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов. Т. е. в данном случае налог на добавленную стоимость не уплачивается (пп. 3 п. 1 ст. 153 НК РФ). А значит, и возмещать после реализации такой продукции нечего.
Что же касается таможенного режима экспорта, то если предприниматели воспользуются данным режимом при перевозке товаров через границу, то в процессе реализации продукции они с полным правом смогут возместить НДС (п.1 ст. 164 НК РФ).
внимание
Налог на добавленную стоимость, уплаченный на таможне по реэкспортируемым товарам при их ввозе на территорию России, подлежит восстановлению (письмо Минфина России от 8 августа 2008 г. № 03-07-08/197).
Документы для таможенного оформления экспорта
Документы для таможенного оформления экспорта подразделяются на четыре группы. В первую очередь экспортер должен позаботиться о правильной подготовке уставной документации. В ее перечень входит:
- устав или учредительный договор;
- уведомление о кодах ОК ТЭИ;
- ИНН, ОГРН;
- справка о банковских счетах.
Следующая группа – документы, которые подтверждают право подписывать ТД. К ним относятся приказ, доверенность, трудовой договор, паспорт уполномоченного юрфирмой сотрудника. Самый объемный раздел – коммерческий:
- договор ВЭД, дополнения и спецификации к нему;
- счет-фактура, подтверждающая фактическую отгрузку;
- упаковочный лист, содержащий перечень товаров;
- техническая характеристика для определения кода ТН ВЭД;
- авиа, ж/д или ЦРМ накладная, коносамент;
- счет за транспортную перевозку.
Четвертая группа документов подтверждает проведение платежей. Для этого необходимо предоставить платежные поручения на уплату ввозных пошлин и сборов за оформление в таможенном учреждении.