Таможенное оформление
Любое перемещение товаров и автомобилей через таможенную границу РФ влечет за собой обязанность по проведению процедур, связанных с их таможенным оформлением. Причем, ввоз товаров и автомобилей на таможенную территорию РФ без условия о его обязательном вывозе признается импортом, соответственно вывоз товара – экспортом. Для того чтобы импортировать или экспортировать товар необходимо соблюсти установленные таможенные процедуры, связанные с его непосредственным растамаживанием и декларированием. Без наличия навыков и знаний таможенного законодательства осуществление таких операций представляет определенные сложности. Таможенное оформление и декларирование товаров вправе производить как декларант, так и фирма, профессионально осуществляющая комплексную таможенную очистку – таможенный брокер. В этом случае представитель совершает от имени декларанта или иных заинтересованных лиц, по их поручению, все необходимые формальности.
Этапы таможенного оформления товаров декларантом, предполагают фактическое предъявление перемещаемых товаров таможенному органу, их декларирование и помещение под соответсвующий режим.
Таможенное оформление при импорте включает комплексную подготовку необходимой документации и уплату таможенных платежей, налогов и сборов.
Оказание услуг таможенным брокером
Специализируясь в области таможенного права и консалтинга, таможенный брокер поможет максимально эффективно, с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки провести все необходимые операции по проведению всех необходимых процедур и декларированию товаров, в рамках договора. Таким образом, услуги таможенного брокера представляют собой осуществляемые им таможенные операции от имени и по поручению заказчика (декларанта) на договорной основе. Специалисты в своей сфере помогут грамотно организовать весь процесс взаимодействия с контролирующими органами, правильно и быстро оформить необходимую документацию на ввозимые товары. Кроме того, профессиональные представители помогут избавиться от излишней рутины, представив освободившееся время более важным делам.
Стоимость таможенного оформления товаров и услуг таможенного брокера может быть определена как в виде процентной ставки от таможенной стоимости товаров, так и фиксированной суммой за растаможку определенной партии товаров. Следует отметить, что таможенный брокер не вправе отказать заказчику в заключении договора и произвести все необходимые операции, отказ возможен лишь при условии, что у него отсутствует возможность на оказание такой услуги или работы. Поэтому, таможенные услуги, предоставляемые им, носят обязательный характер. Эффективность осуществления внешнеэкономических сделок стоит в прямой зависимости от скорости и качества растаможки грузов. Являясь профессионалом в области таможенного дела, таможенный брокер осуществит прохождение всех таможенных формальностей с наилучшим соотношением выгод и затрат, в рамках предоставляемых им таможенных услуг. При выборе декларанта следует отдавать предпочтение комплексному подходу к проведению внешнеторговых сделок, в части оказываемых им таможенных услуг. Несомненно, наиболее удобной формой сотрудничества является единый поставщик всего комплекса предоставляемых операций при осуществлении международного контракта, включая транспортную логистику, юридическое оформление внешнеторговых сделок и растаможку груза. Такая компания должна обладать мощностями в международной логистике, транспортировке всех видов грузов и быть профессионалом в области консалтинга внешнеэкономической деятельности (растаможка, доставка, юридическое сопровождение). Компании, осуществляющей экономическую деятельность на внешних рынках необходима доставка и оформление грузов в заданные сроки. Грузы, перемещаемые через границу России подлежат обложению налогами и пошлинами, такое перемещение сопровождается заполнением большого количества различной документации. Для совершения всех формальностей на таможне требуется соответствующая лицензия и прикрепление организации к таможенному терминалу. Все процедуры достаточно сложны и влекут за собой значительные риски, такие как срывы сроков поставки и привлечение к ответственности. Поэтому, передача всех этих функций профессионалам более чем разумна. Оценивая перечень на оказываемые таможенные услуги, следует учитывать его возможности выполнить таможенные операции любой сложности на требуемых заказчику таможнях в Москве, Санкт-Петербурге и любые другие таможенные пункты России. Представленный сайт является информационным ресурсом о деятельности таможенных брокеров и мы не предоставляем таможенные услуги.
Консультация по налогообложению предоставляется экспертами сайта Налоговое планирование, поддержка консультационного раздела в части документального оформления и учета операций при импорте и экспорте осуществляется специалистами сайта Бухгалтерские услуги в Москве в рамках партнерской программы.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ УПРАВЛЕНИЙ
№17, 06.02.2019
Экономические науки
Кудрявцев Павел Евгеньевич
Рогаева Елена Евгеньевна
Ключевые слова: СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ УПРАВЛЕНИЯ; СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; SPECIALIZED REGIONAL CUSTOMS OFFICES; SPECIALIZED ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES; INTERACTION WITH EXECUTIVE AUTHORITIES.
Аннотация: В статье рассматриваются особенности функционирования региональных таможенных управлений, осуществляющих деятельность по специализированным направлениям. В статье проанализированы направления и порядок осуществления деятельности Регионального оперативно-поискового управления, Центрального информационно-технического таможенного управления, Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, определена роль перечисленных подразделений в системе таможенных органов России.
В структуре таможенных органов Российской Федерации выделяют 4 базовых элемента: − Центральный аппарат Федеральной таможенной службы (далее – ЦА ФТС); − Региональные таможенные управления (далее – РТУ); − Таможни; − Таможенные посты.
Как известно, основная работа таможенных органов в практической части в большинстве своём выполняется таможенными постами и таможнями, в то время как региональные таможенные управления и ФТС занимаются администрированием деятельности, управлением, а также координированием и контролем в пределах конкретного региона (что относится к РТУ) или же определением стратегии развития, разработкой таможенной политики и других более глобальных функций (что относится к ФТС).
РТУ являются частью централизованной системы таможенных органов Российской Федерации. Их основная работа заключается в осуществлении контроля над деятельностью таможен, которые находятся исключительно в регионе деятельности конкретного таможенного управления. Также в системе таможенных органов Российской Федерации есть особые РТУ, стоящие отдельно от обычных и называемые специализированными: − Региональное оперативно-поисковое управление (далее – РОПУ); − Центральное информационно-техническое таможенное управление (далее – ЦИТТУ); − Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (далее – ЦЭКТУ); − Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (далее – РТУ РЭБ ОТИ).
Региональное оперативно-поисковое управление учреждено для проведения оперативно-розыскных мероприятий и проведения оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производства неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности Управления [4].
Предпосылкой к созданию подобного элемента в структуре таможенных органов являлось увеличение числа преступлений, ставивших под угрозу экономическую безопасность государства (1990-е годы). По этой причине была проведена реформа в области таможенного дела, в частности таможенного контроля, и были учреждены оперативные управления. Региональное оперативно-розыскное управление является современным воплощением оперативных служб таможни.
РОПУ от РТУ отличается не только спецификой деятельности, но и территориальной юрисдикцией, поскольку деятельность РОПУ распространяется на всю территорию Российской Федерации[5].
Управление осуществляет выполнение своих функций непосредственно или через оперативно-поисковые службы (далее – ОПС) – филиалы Управления, расположенные в городах: Санкт-Петербург, Иркутск, Ростов-на-Дону, Пятигорск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток.
Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, общественными объединениями и иными организациями [4].
Следующее специализированное РТУ – это Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности и объектов таможенной инфраструктуры осуществляет проведение специальных мероприятий по радиоэлектронной безопасности (РЭБ) особо важных объектов таможенной инфраструктуры с помощью технических средств специального назначения под непосредственным руководством Государственного таможенного комитета Российской Федерации[6].
Среди перечисленного в деятельность Управления входит проведение мероприятий, которые направлены на защиту государственной тайны, осуществление контроля над эффективностью защиты информации, а также выявление электронных устройств, которые предназначены для негласного получения информации.
Одной из особенностей деятельности РТУ РЭБ ОТИ является то, что в настоящее время технические средства и электронные технологии совершенствуются быстрыми темпами, в связи с чем важную роль занимает работа, связанная с анализом текущей ситуации в сфере современных технологий, а также со своевременным переоснащением, поскольку от этого во многом зависит эффективность работы Управления.
Как и у РОПУ, у Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности и объектов таможенной инфраструктуры есть филиалы, называемые оперативно-техническими службами (ОПС – филиалы РТУ РЭБ ОТИ). Они расположены в разных городах, а именно: в Калининграде, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске и Владивостоке.
Введение в эксплуатацию данных филиалов в 2009 г. на базе оперативно-технических подразделений таможенных органов позволило в полной мере осуществлять возложенные на Управление задачи. Всего насчитывается 20 оперативно-технических подразделений в составе таможен, они подчиняются РТУ РЭБ ОТИ.
Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ) также входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации. Главное назначение данного управления заключается в том, чтобы информационно обеспечивать автоматизированные информационные системы (далее – АИС), поддерживать их программно, а также заниматься их разработкой [1].
В настоящее время огромная часть работы таможенных органов осуществляется при помощи специальных программных средств. Это может быть регистрация таможенных деклараций, принятие решения о выпуске или отказе в выпуске в автоматическом режиме, предварительное информирование, работа системы управления рисками и так далее. Также необходимо осуществлять взаимодействие АИС таможенных органов с информационными системами других органов исполнительной власти, с таможенными органами государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и других заинтересованных лиц[2].
Помимо этого большое значение имеет выполнение работ по обеспечению бесперебойности и корректности работы компонентов автоматизированных информационных технологий.
В компетенцию данного управления входит также методическое руководство деятельностью соответствующих подразделений таможенных органов, обеспечение информационной безопасности и оказание информационных услуг государственным органам и участникам внешнеэкономической деятельности[3].
Таким образом, деятельность ЦИТТУ чрезвычайно важна, поскольку она делает возможным использование информационно-коммуникационных технологий во всей системе таможенных органов и на каждом из четырёх её уровней.
Ещё одним специализированным региональным таможенным управлением в структуре таможенных органов Российской Федерации является Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ).
Деятельность данного управления осуществляется в различных направлениях: − судебно-экспертная; − экспертно-криминалистическая; − экспертно-исследовательская; − научно-исследовательская; − научно-методическая.
В структуре ЦЭКТУ находятся больше 80 единиц экспертных отделов и отделений, которые занимаются экспертным исследованием товаров 97 групп Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС)[7].
Территориальная юрисдикция в ЦЭКТУ определяется регионом деятельности РТУ, а непосредственная деятельность работников Управления заключается в проведении множества экспертиз, таких как: – товароведческие (товаров, транспортных средств и промышленного оборудования); – материаловедческие и идентификационные экспертизы (материалов, веществ и изделий); – криминалистические (технические экспертизы документов, почерковедческие, трассологические, маркировочных обозначений, оружия); – объектов интеллектуальной собственности; – биологические (объектов растительного и животного происхождения); – промышленного оборудования; − технологические (нормы выхода); − компьютерно-технические и др.
Наиболее часто проводимыми экспертизами среди всех по данным статистики являются идентификационные экспертизы[8].
Так, помимо экспертной деятельности Управление занимается административной работой, то есть руководством работой отделов и отделений, разработкой методических рекомендаций, правовым регулированием и так далее.
Таким образом, каждое из специализированных региональных таможенных управлений имеет свою чётко обозначенную специфику деятельности, выполняет свои функции и задачи. Так, Центральное информационно-техническое таможенное управление обеспечивает возможность совершения таможенными органами таможенных операций с применением информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов, а Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление проводит экспертизу объектов (товаров) различного характера и транспортных средств. Сотрудничество работников таможенных органов и согласованные действия всех звеньев таможенной системы обеспечивает слаженную работу таможенных органов и способствует созданию цифровых технологий таможенного регулирования, администрирования и контроля, дальнейшему развитию всей таможенной системы.