Ни для кого не секрет, что взаимодействие с чиновниками и оформление каких-либо документов – процесс не из приятных, проходить который всегда затруднительно и хлопотно. Чтобы освободить граждан от надобности получать справки в различных госучреждениях, были образованы учреждения, работающие по принципу «одного окна».
Режим «одного окна» долгое время применяется в других странах. Например, в Германии. Там сначала была осуществлена административная реформа, в ходе которой увеличили районы. В каждом районе были открыты приемные для обращения граждан, получения необходимых справок и разрешений. Необходимость обивать пороги учреждений была сведена к нулю. Документооборот осуществляется в электронном виде, оплата услуг выполняется через банк.
Подобная система была введена и в России. Начало было положено в Московском регионе. Управа района «Бескудниково» начала осваивать новую схему работы, используя компьютерные технологии, обслуживая физических и юридических лиц. Особенно популярной услугой было обращение граждан по запросам перепланировки жилых помещений.
В настоящее время подобные центры работают практически во всех российских областях.
Особенности системы
МФЦ направлены на то, чтобы помочь людям получать различные госуслуги. В чем заключается принцип «одного окна»? Он предполагает то, что гражданин единожды обратится в учреждение с заявлением, а по прошествии времени получит результат. При этом всю необходимую работу за него выполнят сотрудники МФЦ и прочих госструктур.
Удобство заключается в том, что любому гражданину при заказе услуги не нужно непосредственно посещать инстанции, собирать документы и контактировать с чиновниками. Такая система сводит к минимуму моральные, временные, материальные затраты потребителей госуслуг. По этой причине МФЦ становятся все более популярными.
ПРИНЦИП «ЕДИНОЕ ОКНО» КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ПОСТА
№19, 07.06.2019
Экономические науки
Ксалова Анжела Алиевна
Научный руководитель: Юсупова С.Я., доктор экономических наук, профессор
Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ; «ЕДИНОЕ ОКНО»; EFFICIENCY OF CUSTOMS ACTIVITY; CUSTOMS POST; INFORMATION TECHNOLOGY; «SINGLE WINDOW» MECHANISM..
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы управления таможенным постом с помощью информационных технологий. Обоснована актуальность исследования, выявлены особенности различных видов информационных технологий в управлении таможенным постом. Рассмотрены новые направления развития управления таможенным постом на основе информационных технологий.
Современные реалии требуют как можно более полного внедрения информационных технологий во все сферы экономического и государственного управления. Это является необходимым фактором для развития производительных сил в стране, повышения качества жизни населения, увеличения эффективности предпринимательской деятельности и т.д. Так, в первом после инаугурации Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере» отмечено в качестве одной из первоочередных целей. Для ее выполнения предстоит решить задачу внедрения цифровых технологий и платформенных решений на всех уровнях взаимодействия государственных органов, населения и субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Таможенные органы России также расценивают использование информационных технологий в сфере их деятельности как первостепенную задачу совершенствования таможенных процессов и операций в рамках реформ, осуществляемых Федеральной таможенной службой РФ.
Для этого в деятельность российской таможни в последние годы активно и последовательно внедряются технологии «единого окна», «электронного декларирования», системы управления рисками, новые формы электронных платежей и т.п.
Принцип «единого окна» реализуется путем обеспечения однократного представления в таможенный орган перевозчиком, либо лицом, действующими от его имени, документов и сведений, необходимых для осуществления таможенного и иных видов государственного контроля (надзора), и информирования таможенными органами по итогам проведения такого контроля (надзора) о принятых решениях.
Такая система позволяет в разы сократить время таможенной обработки грузов, избавить все стороны от лишних, порой дублирующих друг друга, действий, повысить надежность и эффективность работы таможенных постов в глобальном масштабе.
Так, сегодня во всем мировом сообществе более 30 стран успешно внедрили и применяют механизм «Единого окна», получая при этом значительные выгоды благодаря сокращению административных барьеров и ресурсов, связанных с подготовкой, представлением и обработкой искомой официальной информации. [2]
Таможенный кодекс ЕАЭС наряду с приоритетным развитием электронного таможенного декларирования также подчеркивает необходимость скорейшего внедрения принципа «единого окна» в работе таможенных постов на территории всех стран-участниц.
Так, п. 2 ст. 80 Таможенного кодекса ЕАЭС содержит положение о том, что документы, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если сведения о таких документах и сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем, используемых таможенными органами, а также из информационных систем государственных органов, организаций государств-членов в рамках информационного взаимодействия.
Очевидно, что совершенствование деятельности таможенного поста на основе системы «единого окна» невозможно эффективно реализовать без параллельного внедрения электронного документооборота. Так, например, участники внешнеэкономической деятельности в России активно используют поручительство, оформляемое в электронном виде с применением электронных подписей при таможенном транзите товаров в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Количество таких поручительств, получаемых таможенными органами, достигает полумиллиона в год.
В рамках системы «единого окна» производится и электронное проведение таможенных платежей и сборов, осуществляемое при помощи специальных терминалов и платежных систем, работающих в режиме онлайн. Очевидный плюс данной технологии – радиологический, экологический, санитарно-эпидемиологический контроль как таковые уже не проводятся непосредственно в процессе таможенного оформления, до электронного декларирования это представляла большую проблему как для самого таможенного поста, на котором надолго застревал груз, так и для предпринимателей, которые не могли получить ту или иную справку.
Таким образом, заметно снижаются издержки всех участников внешнеэкономической деятельности, а работа специалистов таможенных постов сводится к проверке, регистрации, определению формы таможенного контроля, работе с онлайн-базами и справочными материалами.
Система «Единое окно» требует от таможенного поста перехода на облачные технологии, централизацию функционала и снижения накладных расходов на содержание аппарата на местах.
Уже сегодня таможенные посты могут оформить декларацию за 30 минут, но и это время можно сократить вдвое, уверен первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов. [4]
Для России основная проблема — это автомобильные пункты пропуска. У нас их 172 из-за большой протяженности госграницы. Естественно, чтобы привести в порядок их все, нужны колоссальные вложения. Так, например, порт «Роттердам» в Нидерландах, в развитие его инфраструктуры в течение пяти лет было направлено 39 миллиардов евро. Теперь там работают только роботы под руководством двух сотрудников порта. Один его участок обрабатывает больше, чем порт Санкт-Петербурга целиком. Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» [2] предусматривает, что к 2024 году будут модернизированы 24 экспортно ориентированных пункта пропуска. Это поможет быстрее оформлять грузы в первую очередь малым предприятиям-экспортерам.
Прежде всего необходимо улучшать инфраструктуру тех таможенных постов, которые расположены вдоль главных транспортных коридоров: пояса Шелкового пути, коридора Север — Юг, на Дальнем Востоке, так как с китайской стороны они отлично обустроены, а с нашей — не до конца. Давыдов Р. отмечает так же, что пункты пропуска «Забайкальск» и «Кяхта» в Бурятии тоже требуют внимания к себе. На юге страны нужно модернизировать «Яраг-Казмаляр» на границе с Азербайджаном, и «Верхний Ларс» на границе с Грузией. На последнем, к слову, поток грузовых машин в пять-шесть раз превышает проектную мощность.[4]
Необходимо о – это не только имплементация передового мирового опыта, но и важный антикоррупционный шаг в работе таможенных как целостной и эффективной системы. Такой подход позволяет минимизировать человеческий фактор и организовать необходимые процедуры мониторинга, способствующие быстрому решению проблемных моментов. Механизм «единого окна» позволяет всем государственным органам, обеспечивающим контроль над перемещениями товаров на таможенной территории, работать в едином комплексе. Такая система стимулирует контролирующие органы к переходу на современный общемировой подход осуществления таможенного контроля. Ведь это открытое и прозрачное осуществление таможенных формальностей и других видов контроля без «ручного» вмешательства в эти процессы. При таких условиях любые злоупотребления не могут остаться незамеченными.
Можно смело называть повсеместный запуск «единого окна» большим шагом в эволюции таможенного дела. Уже сегодня преимуществами этой упрощенной системы пользуется около 80% бизнеса. И с каждым днем преимущества этого механизма таможенного оформления испытывает на себе все больше пользователей. «Единое окно» становится основным способом общения предприятий с контролирующими органами.
Преимущества системы
Система «одного окна», реализуемая в сформированных центрах, — это результат реформы государственного управления. Это инновация, направленная на то, чтобы упростить жизнь обычному гражданину и бизнесменам.
Работа МФЦ направлена на:
- снижение продолжительности оказания госуслуг;
- уменьшение очередности;
- усиление удовлетворенности граждан от коммуникаций с руководящими органами.
Центры упрощают процедуры оформления документов, объединяют работу различных ведомств, обеспечивают комфорт заявителям при обращении, снижают затраты времени и финансов.
В центрах приемом документов занимаются не госслужащие, а специалисты фронт-офисов, занимающиеся запросами услуг любых ведомств. Решение об оказании услуги принимает, как и ранее, государственный орган. Но заявитель не контактирует с чиновником, это за него делает сотрудник офиса. Специалист контактирует с чиновниками на разных уровнях, что значительно повышает комфорт заявителя, а также предотвращает коррупцию.
Законодательные рамки
Реализация принципа «одного окна» и взаимодействие с МФЦ граждан и госорганов регламентируется законодательно.
В 2010 году был издан Федеральный закон, регулирующий деятельность МФЦ. В нем прописаны:
- Нюансы предоставления муниципальных .
- Список услуг, по которым можно обращаться в учреждения.
- Правовой потенциал и ответственность МФЦ.
- Обязательства остальных госструктур перед МФЦ.
МФЦ может иметь любую форму организации, которая должна соответствовать правилам законодательства и реализовывать основную идею – принцип «одного окна».
В 2012 выпущено постановление правительства, в котором закреплены требования к деятельности МФЦ, а также к материально-техническому оснащению учреждения, к применяемым информационным технологиям, к контактированию с другими государственными структурами. Определены количество окон, площадь заведения, зональность, график работы, месторасположение.
Постановление 2011 года регулирует взаимодействие МФЦ с органами власти, местного самоуправления, внебюджетными фондами и определяет перечень вопросов в этой деятельности, а также список услуг, предоставляемых МФЦ.
Система «Одно окно» для экспортеров
Информационная система «Одно окно», с помощью которой российские экспортеры получат онлайн-доступ к услугам, сопровождающим ведение внешнеэкономической деятельности (ВЭД), переходит от тестового к полноценному формату работы с 26 ноября 2021 г. Соответствующее распоряжение подписал премьер Михаил Мишустин. Документ опубликован на сайте Правительства.
«Сегодня экспортеры вынуждены обращаться примерно в 20 ведомств, заполняя и получая около 70 различных форм документов», — сказал Алексей Михайлик, директор по ИТ Российского экспортного центра (РЭЦ), который выступает оператором проекта в сфере ВЭД. Он также указал, что сроки получения документов заметно разнятся: где-то бумаги выдают за несколько дней, а где-то — за месяцы. В системе «Одно окно» в цифровом виде представлены услуги и сервисы, необходимые компании-экспортеру для решения основных задач бизнеса на каждом этапе экспортного цикла. Для взаимодействия с различными ведомствами экспортеру будет достаточно один раз ввести в систему необходимые данные, а затем получать необходимые услуги.
На первом этапе заработает шесть сервисов. Бизнес сможет оформить меры поддержки, таможенные декларации и получить услугу по подтверждению нулевой ставки НДС. Позже компании смогут дистанционно оформить разрешительные документы и получить иные услуги в соответствии с перечнем, определенным Правительством в июле 2021 г.
Михаил Мишустин подписал документы о запуске системы «одного окна» для участников ВЭД
В первоначальную версию перечня входило 24 услуги, в том числе сервисы, связанные с аналитикой, а также электронным хранением сертификатов и лицензий. Новым распоряжением Правительства добавлены четыре услуги: получение разрешения на переработку товаров на таможенной территории, содействие деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на электронных торговых площадках, получение предварительного решения о классификации товаров в соответствии с единой товарной номенклатурой ВЭД Евразийского экономического союза, предоставление субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией и омологацией (стандартизацией) продукции на внешних рынках. Итого в перспективе в системе должно заработать 28 сервисов.
Система «Одно окно», как указано в сообщении на сайте, позволит освободить экспортеров от многочисленного бумажного документооборота, наладить электронную коммуникацию с различными госведомствами и организациями, участвующими в предоставлении услуг в сфере экспорта.
Создание ресурса предусмотрено нацпроектом «Международная кооперация и экспорт», ресурс способствует достижению цели по обеспечению роста совокупного экспорта несырьевых неэнергетических товаров на 70% к 2030 г.
Ориентиры деятельности
Центры, работающие по принципу «одного окна», осуществляют такие функции:
- принимают запросы от граждан на оказание госуслуг;
- представляют интересы граждан в различных государственных органах и структурах;
- отражают интересы госорганов при общении с заявителями;
- сообщают заявителям порядок оказания услуг и консультируют по другим вопросам, относящимся к госуслугам;
- контактируют с госструктурами в вопросах обслуживания граждан;
- выдают потребителям необходимые документы в итоге оказания услуг;
- принимают и обрабатывают информацию госорганов и выдают документы на ее основании.
Принцип «одного окна» применяется в схеме оказания услуг в едином месте. Таким образом, МФЦ является устроителем в процессе организации услуг государственных и муниципальных структур.
В ЕАЭС приступили к проработке механизма обмена электронными разрешительными документами
МОСКВА, 15 января. /ТАСС/. Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступили к реализации механизма трансграничного обмена электронными разрешительными документами, который должен упростить совершение таможенных операций. Об этом сообщает в среду пресс-служба Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
«Коллегия ЕЭК утвердила документы, регламентирующие информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы Союза общего процесса использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств — членов ЕАЭС, при регулировании внешней и взаимной торговли, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для подтверждения соблюдения запретов и ограничений», — говорится в сообщении пресс-службы ЕЭК по итогам состоявшегося во вторник заседания Коллегии.
Реализация общего процесса позволит наладить трансграничное информационное взаимодействие таможенных и контролирующих органов стран ЕАЭС в вопросе получения сведений о необходимых для совершения таможенных операций документах, а также создать основу для развития и механизма «единого окна». «По сути, речь идет о начале реализации механизма трансграничного обмена электронными разрешительными документами», — добавили в пресс-службе.
Внедрение общего процесса будет проходить поэтапно по мере регламентации в праве ЕАЭС состава и структуры представляемых сведений из документов в электронном виде. Распоряжением Коллегии установлен девятимесячный срок, в течение которого должен быть осуществлен переход к трансграничному электронному обмену сведениями из документов об оценке соответствия требованиям техрегламентов ЕАЭС или Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Также Коллегия одобрила изменения, касающиеся таможенного декларирования экспресс-грузов, доставляемых экспресс-перевозчиками в качестве товаров для личного пользования. Ожидается, что эти новшества позволят упростить порядок декларирования этой категории товаров.
На заседании также были определены структура и формат сертификата обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, что позволит перейти к выработке унифицированного электронного документооборота между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности стран Союза. Этот сертификат в виде электронного документа является неотъемлемой частью единой системы таможенного транзита товаров в ЕАЭС. В ЕАЭС входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.
Реализуемая идея
Идея сформированных по всей стране центров в том, что люди запрашивают различные документы в разные периоды жизни. Самые распространённые ситуации:
- оформление первого паспорта;
- регистрация брака;
- рождение детей;
- открытие своего бизнеса.
В этих случаях очень важно оформить все нужные документы в максимально короткий срок и вернуться к выполнению основных жизненных задач. Технология «одно окно» этому способствует.
МФЦ становится спутником жизни человека, помогая в разные периоды жизни получать документы как можно проще и быстрее, ликвидируя возможные сложности.
Нормативно-правовая база по организации этой системы постоянно совершенствуется. Итоговая цель в том, чтобы человеку не нужно было ходить по разным органам для сбора бумаг, а достаточно было обратиться только в Многофункциональный центр и воспользоваться необходимыми услугами. Поэтому нормативно-правовые акты постоянно изменяются, перечень выполняемых в МФЦ услуг расширяется.
Список литературы
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, N 20, ст. 2817.
- «Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // Документ опубликован не был
- Шохин С.О. Электронная таможня — сегодня и завтра (правовые аспекты) // Таможенное дело. 2021. N 3. С. 16 — 19.
- https://www.tks.ru/reviews/2018/11/06/02
Перечень услуг
На сегодняшний день МФЦ предоставляет услуги в таких ситуациях:
- появление детей;
- перемена фамилии;
- процесс ухода на пенсию;
- постройка жилья;
- потеря документов;
- начало собственного дела;
- перемена места проживания;
- потеря родных;
- покупка жилья.
Полный перечень муниципальных можно найти в самом МФЦ. Всего центры обслуживают население по 131 услуге. Из них 36 федеральных, 43 муниципальных и 52 прочих.
Многофункциональный центр помогает в оформлении российских и заграничных паспортов, в получении выписок из кадастра, в приеме документов на регистрацию брака и развод, на регулярные детские пособия, получение билета охотника, на выделение субсидий, в получении выписки из архива, в постановке детей на учет в дошкольные учреждения.
Название и ценности бренда
Правительство поручило создать единый бренд для всех МФЦ по России.
В 2014 году МФЦ получили новое название — «Мои Документы». Новые центры создаются под этим именем, а действующие проходят процесс ребрендинга. Ребрендинг осуществляется со слоганом «На все случаи жизни».
Ценностями бренда МФЦ являются:
- внимательность к людям и их жизненным ситуациям;
- доброжелательное обслуживание;
- удобный сервис;
- комфорт во взаимодействии;
- близкое размещение центров;
- доступность госуслуг любому гражданину.
Взаимосвязь между госорганами регламентируется указами и постановлениями.
По статистике, на январь 2021 года процент населения, охваченного МФЦ, составил более 94%.
Алгоритм обращения в МФЦ
Как взаимодействовать с многофункциональным центром?
Порядок действий:
- Позвонить и спросить, принимаются ли заявления на предоставление конкретной услуги. Специалист центра проконсультирует, какие нужны документы.
- Гражданин обращается в центр для оформления заявления.
- При необходимости оплаты госпошлины она оплачивается в терминале центра.
- Заявитель является в установленный срок для получения результата.
В идеале гражданин должен обратиться только два раза – при подаче заявления и за получением результата. Так реализуется принцип «одного окна» в МФЦ.
Проблемы и перспективы развития механизма «единого окна» в рамках Евразийского экономического союза
| Загрузок: 47 | Цитирований: 1
Еще публикации на эту тему:
Возможности расширения свободы движения товаров в условиях интеграции стран ЕАЭС
(
Вартанова М.Л., Дробот Е.В.
) // Экономические отношения. № 2 / 2019
Состояние мировой экономической системы с позиции теории длинноволнового развития
(
Попов А.К.
) // Вопросы инновационной экономики. № 4 / 2021
Трансферты домашних хозяйств: сущность, типология, факторы их формирования
(
Калашникова И.В., Мироненко О.В.
) // Экономика труда. № 1 / 2014
Причины гибридной войны Запада против России и ее ведущие инструменты
(
Капканщиков С.Г., Капканщикова С.В.
) // Экономическая безопасность. № 2 / 2020
Мыльный пузырь софтверного бизнеса. Что делать?
(
Фокин Г.В.
) // Вопросы инновационной экономики. № 9 / 2011
Статья в журнале
Экономические отношения
Том 5, Номер 2 (Апрель-Июнь 2015)
Цитировать: Репин Д.В., Самик М.В. Проблемы и перспективы развития механизма «единого окна» в рамках Евразийского экономического союза // Экономические отношения. – 2015. – Том 5. – № 2. – С. 12-15.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289270 Цитирований: по состоянию на 10.03.2020
Аннотация: В статье рассматривается механизм «Единое окно», внедряемый в работу таможенных органов, выделяются проблемы и перспективы использования данного механизма в рамках Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, единое окно, импортно-экспортные операции, электронный формат
Похожие статьи:
Подходы к созданию механизма «единого окна» в Европейском Союзе
(
Бондаренко А.В., Петрова С.О.
) // Вопросы инновационной экономики. № 2 / 2017
Организация и правовая регламентация «единого окна» для внешней торговли в зарубежных странах
(
Гамбеева Ю.Н., Гламазда А.В.
) // Экономика, предпринимательство и право. № 3 / 2019
Источники:
1. Рекомендация № 33 Центра по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям Организации Объединенных Наций [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:https://www.tsouz.ru/db/it/conf/Documents/UNECEdocs/Rec33_2005%20.pdf 2. Решение 249 Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.12.2014 «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: https://www.eurasiancommission.org/ru/nae/events/Pages/24-12-2014.aspx 3. Российская Газета. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: https://pda.tks.ru/news/nearby/2015/03/31/0003
Подробнее об авторах:
Репин Денис ВладимировичВыборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Самик Маргарита Васильевна
Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Вернуться к началу
Смотрите также:
Перспективы реализации концепции единого финансового рынка Евразийского экономического союза
(
Морозов С.А.
) // Экономические отношения. № 4 / 2020
Единый рынок услуг в рамках реализации Договора о Евразийском экономическом союзе: возможности и недостатки
(
Вартанова М.Л.
) // Экономические отношения. № 1 / 2019
Модели платформ вовлечения граждан для создания в России «умных городов» нового поколения
(
Мухаметов Д.Р.
) // Вопросы инновационной экономики. № 3 / 2020
Мыльный пузырь софтверного бизнеса. Что делать?
(
Фокин Г.В.
) // Вопросы инновационной экономики. № 9 / 2011
Причины гибридной войны Запада против России и ее ведущие инструменты
(
Капканщиков С.Г., Капканщикова С.В.
) // Экономическая безопасность. № 2 / 2020
Страница обновлена: 11.12.2021 в 12:43:51