Кадры таможенных органов, система работы с кадрами


Кадровая политика таможенных органов

Решение задач по реализации таможенной политики, направленной на обеспечение экономической безопасности страны и защиту ее экономических интересов, а также формирование доходной части федерального бюджета, всецело зависят от воплощения единой кадровой политики ФТС РФ, в которой управление персоналом выходит на приоритетные позиции.

Это объясняется тем, что недостатки в вопросах отбора и объективности в оценках личностных качеств принимаемых на службу в таможенные органы в последние годы привели к негативным явлениям: текучести кадров, снижению исполнительской дисциплины, должностным правонарушениям и коррупционным проявлениям. По этой причине серьезно пострадал имидж российского таможенника в глазах общественности.

В этих условиях важнейшей задачей кадровых служб таможенных органов России является совершенствование работы с персоналом.

3.4.1. Цели кадровой политики ФТС России

Под кадровой политикой понимается система теоретических взглядов,

идей, принципов, определяющих основные направления работы с кадрами,

ее формы и методы.

1)

Цели кадровой политики ФТС России

Повышение престижа и значимости российского таможенника в общественном сознании

Формирование таможенника нового типа

Основным организатором и идеологом реализации кадровой политики таможенной системы на ближайшую и дальнюю перспективы является организационно-структурная комиссия ФТС РФ (ОСК), в задачи которой входит:

  • — упорядочение рассмотрения вопросов по совершенствованию структуры таможенных органов;
  • — установление численности сотрудников и служащих;
  • — создание, ликвидация и реорганизация таможенных органов [16].

3.4.2. Кадровая служба таможенных органов

В условиях административной реформы управление персоналом государственной службы сегодня выступает целостной, самостоятельно функционирующей и организованной системой управления, которая, как система, подвержена динамичным изменениям и усложнениям в силу ряда факторов:

Факторы

усложнение управленческого труда в таможенных органах персонал — наиболее сложный объект управления

постоянное и резкое изменение системы ценностей работников, вызванных общеполитическим и экономическими реформами общества

Управлением кадровым потенциалом таможенных органов призваны заниматься их кадровые службы.

Под кадровой службой следует понимать совокупность специализированных структурных подразделений, осуществляющих кадровую политику в организации (таможне) с учетом законодательства, основанного на положениях Конституции РФ.

Объединяет и координирует работу с кадровым потенциалом (в том числе деятельность подчиненных учебных заведений системы) Управление государственной службы и кадров ФТС РФ (УГОСК).

Конкретное построение кадровой службы, распределение кадровой работы между структурными подразделениями таможенных органов, а в них — между ответственными исполнителями, зависят от ряда факторов, среди которых: объем управленческих работ, связанных с численностью персонала, структурным построением таможенного органа, и др. [22, с.44]

Направления деятельности Управления государственной службы и кадров ФТС РФ

Деятельность кадровой службы строится по двум направлениям: стратегическому и тактическому.

Основным структурным подразделением по управлению персоналом таможенных органов является кадровая служба (отдел кадров), на которую возложены разнообразные функции: по приему госслужащих, сотрудников и работников; организации их обучения; повышению квалификации, продвижению по службе и, наконец, увольнению.

В состав кадровой службы Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), например, входят такие структурные подразделения, как:

  • — отдел кадров;
  • — отдел инспектирования и профилактики правонарушений;
  • — отдел подготовки кадров;
  • — отдел психологической работы;
  • — организационно-штатный отдел [16].

В таможнях структура кадровой службы аналогичная (за некоторым исключением).

Отдел кадров таможни, как и любое структурное подразделение, осуществляет свою деятельность на основе Положения об отделе кадров, согласованного с правовым отделом и утвержденного начальником таможни.

Отдел кадров Владивостокской таможни, например, состоит из 7 человек: начальник отдела, три штатных должности главных государственных и две — старших государственных инспекторов.

Исходя из задач, стоящих перед отделом кадров таможни, обязанности и функции между начальником и инспекторами распределяется следующим образом:

Функции должностных лиц отдела кадров:

  • — оформление кадровых решений начальника таможни, подготовка контрактов (трудовой договор), заключаемых с должностными лицами и работниками таможни;
  • — взаимодействие со структурными подразделениями таможни, а также с государственными органами в пределах компетенции отдела;
  • — организация и обеспечение проведения аттестации должностных лиц таможни;
  • — проверка документов и сведений, представляемых гражданами при поступлении на службу (работу) в таможню;
  • — подготовка предложений о численности таможни в пределах фонда оплаты труда должностных лиц и работников таможни;
  • — осуществление контроля за соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством РФ, при приеме граждан на службу в таможню;
  • — обеспечение соблюдения организационно-штатной дисциплины, формирование штатного расписания;
  • — формирование кадрового резерва, организация работы с ним и его эффективным использованием;
  • — подготовка и направление в вышестоящий орган материалов по поводу присвоения должностным лицам специальных званий и классных чинов;
  • — исчисление выслуги лет и стажа государственной гражданской службы должностным лицам, подготовка соответствующих материалов для рассмотрения центральной комиссией ФТС РФ по установлению выслуги лет должностным лицам;
  • — обеспечение своевременной подготовки документов в связи с назначением на должность и освобождения от должности (увольнении);
  • — подготовка материалов, связанных с продлением срока пребывания на службе;
  • — осуществление консультирования должностных лиц по вопросам прохождения службы и обеспечение их правовой защиты.

Кроме того,

к функциональным обязанностям работников отдела кадров относятся:

  • — рассмотрение писем, жалоб, заявлений организаций и граждан по кадровым вопросам;
  • — учет личных дел, трудовых книжек, оформление и выдача служебных удостоверений;
  • — составление графика отпусков, а также документов, связанных с их предоставлением;
  • — подготовка документов по медицинскому страхованию для назначения пенсий.

Исходя из специфичности таможенной деятельности,

отдел кадров:

  • — оформляет должностным лицам и работникам таможни доступ к работе с секретными документами;
  • — ведет аналитическую работу по материалам, полученным из правоохранительных органов;
  • — организует проведение проверки персональных данных, сведений и документов, предоставляемых гражданами при поступлении на государственную службу в таможенные органы;
  • — организует работу по формированию, учету и хранению дел специальной проверки.

Таким образом, деятельность кадровой службы таможенных органов определяется кадровой политикой государства, в компетенции которой заложено все, что связано с правовыми, социальными, информационнотехническими, финансовыми, международно-правовыми аспектами подготовки и использования кадрового потенциала, как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса российского общества, призванного обеспечить социально-экономическое развитие страны, ее конкурентоспособность в международном разделении труда.

3.4.3. Совершенствование управления кадровым потенциалом таможенных органов

Кадровое обеспечение деятельности таможенной службы сегодня строится на основе Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, определяющей основные цели, задачи, принципы и вытекающие из них организационные, управленческие, воспитательные и социальноправовые меры. [12]

На основе Концепции разработана Стратегия кадрового обеспечения таможенных органов, в которой основное внимание уделяется:

  • — повышению качества профессиональной подготовки кадров, совершенствование их знаний и навыков;
  • — практике управления;
  • — повышению эффективности системы оплаты труда;
  • — повышению престижности профессии таможенника;
  • — созданию филиалов РТА в тех федеральных округах, где они отсутствуют.

Одной из целевых установок Федеральной таможенной службы РФ, как известно, является формирование нового типа российского таможенника,

отличающегося не только профессионализмом, но и высокими морально-этическими качествами, культурой, преданностью интересам государства, стойкостью ко всем противоправным поступкам. Поэтому среди направлений преобразования системы управления можно выделить следующие:

3) Укрепление кадрового потенциала

Ключевым направлением совершенствования организационной культуры, включающим создание эффективной системы воспитательной работы с личным составом, развитие у должностных лиц таможенных органов устойчивой положительной мотивации своей работы, является повышение престижа профессии.

Важнейшими составляющими формирования высококвалифицированного современного кадрового потенциала ФТС РФ являются:

4) Развитие социальной сферы

Развитие социальной сферы Федеральной таможенной службы предусматривает существенное улучшение материального обеспечения и жилищных условий, социальной защищенности должностных лиц таможенных органов и членов их семей, пенсионеров таможенной службы и направлена на обеспечение реализации их прав и свобод, достойного социального статуса и уровня жизни.

Достижение социального положения таможенников той роли, которую они играют в жизни государства, ставит конечной целью повышение престижа таможенной службы.

Примечания: * —

после вступления в силу федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации»;

** — после вступления в силу федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения сотрудников правоохранительных органов».

Теория и практика

Основы руководства персоналомопираются не только на объективные законы экономической науки, но и формируют на их основе целую систему интересов всех сотрудников таможенной службы. Важнейшая функция управления в органах таможни РФ – это созидание, которое повышает эффективность работы сотрудников данной организации.

Перечислим основные законы управления, которые в полной мере выражают все связи между субъектами и объектами менеджмента, между происходящими процессами внутри и снаружи организации:

  • Единство рабочих элементов и руководящего звена. Этот закон показывает постоянную взаимосвязь между звеньями организации от рядового сотрудника до наивысших органов государственной власти.
  • Закон пропорциональности. Выражает важность пропорциональности между управляющим и управляемым субъектами, необходимость постоянной координации действий между всеми составляющими организации.
  • Централизация функций управленческого аппарата. Централизация власти еще не означает ужесточение системы управления всеми подразделениями. Напротив, для каждого из них должна быть предусмотрена своя степень централизации, которая способна обеспечить работу отдельных структурных единиц таможенной службы на достойном уровне.
  • Закон соотносительности субъекта и объекта управления. Данный постулат регламентирует обеспечение необходимого уровня ответственности за проделанную работу, как для руководителей, так и для подчиненных.

Под влиянием вышеуказанных пунктов были выделены также принципы менеджмента в области работы ТС.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]