FOB Инкотермс 2021 условия поставки «Свободно на борту»


Контрактная цена и что такое базис поставки?

В международной торговле при заключении контрактов, как правило, четко указывается, на ком лежат те или иные расходы и, соответственно, какой будет цена товара. Таким образом, контрактная цена – это цена, зафиксированная в документе купли-продажи (контракте). Само же распределение обязанностей сторон по страхованию и оплате транспортных расходов, определение моментов перехода рисков и прав собственности от продавца к покупателю носит название базиса поставки.

Базисные условия поставки CIF и FOB: разница в обязанностях сторон

Что такое – fob условия поставки или cif условия поставки? Казалось бы, пропиши четко в контракте, кто, за что и до какого момента отвечает – и никаких проблем. Ан нет! Главной проблемой является совершенно разная, иногда даже противоположная интерпретация некоторых торговых терминов законодательством отдельных стран. Отсюда – недоразумения, разногласия, споры, потеря времени и денег и судебные разбирательства. Для того чтобы термины и условия трактовались одинаково и проблемы однозначной интерпретации возникали как можно реже, Международная торговая палата (International Chamber of Commerce — The World Business Organization https://www.iccwbo.org) разработала и опубликовала единые стандартизированные правила – Инкотермс (международные коммерческие термины), называемые также базисными (основными) условиями поставки – Basis terms of delivery. Они позволяют максимально упросить формулировки при заключении договора купли-продажи, четко обозначить обязательства, которые принимают на себя стороны, и значительно облегчают выбор транспортных условий. Если у вас дорогой груз или его надо доставить в несколько таможен то в России самый простой и наименее затратный вариант – это нанять таможенного перевозчика.

Целью Инкотермс является четкое регулирование следующих вопросов:

  • Кто из сторон отвечает за предоставление транспортных средств для отправки товара.
  • На ком из сторон лежат расходы по таможенной очистке, сертификации и лицензировании ввозимого/вывозимого товара.
  • Точное место, а иногда даже положение товара, в котором заканчиваются транспортные расходы продавца и начинаются – покупателя.
  • Точка перехода рисков повреждения или утраты груза от продавца к покупателю.
  • Момент времени, до которого продавец должен выполнить свои обязанности и передать товар покупателю (или транспортной компании). Другими словами – сроки поставки.

В новой редакции Инкотермс обязанности сторон сгруппированы в 13 разделов. Ниже мы кратко охарактеризуем каждый из разделов, а сейчас давайте рассмотрим эти обязанности на примере двух наиболее популярных условий – FOB и CIF. Для нас эти условия близки еще и тем, что относятся исключительно к морским грузоперевозкам.

Вопросы по ИНКОТЕРМС: отвечают юристы-практики

Малахова Анастасия

адвокат, партнер адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь и партнёры ЭсБиЭйч»

Солтанович Анна

помощник адвоката, адвокатское бюро «Сысуев, Бондарь и партнёры ЭсБиЭйч»

Где можно ознакомиться с официальным текстом Инкотермс на русском языке?

Международные торговые термины Инкотермс (Incoterms) публикуются Международной торговой палатой (ICC) с 1936 года. Они регулярно обновляются и совершенствуются рабочей группой экспертов и практикующих юристов, объединенных под эгидой ICC. Официальный перевод на русский язык осуществляет Российский национальный комитет Международной торговой палаты — Всемирной организации бизнеса (ICC Russia). С введением в Инкотермс 2010 можно ознакомиться на сайте ICC Russia и там же заказать двуязычный русско-английский официальный вариант публикации.

В настоящее время ICC готовит к публикации новую версию Инкотермс — Инкотермс 2021. Ожидается, что новая редакция вступит в силу 1 января 2021 г. Основными особенностями новых Инкотермс станут отказ от термина FAS, изложение термина FCA в двух вариантах — для сухопутного и водного транспорта, а также введение новых терминов CNI (Cost and Insurance), DTP (Delivered at Terminal Paid) и DPP (Delivered at Place Paid).

Что следует учитывать при выборе того или иного термина Инкотермс?

Во-первых, сторонам сделки необходимо помнить, что термины Инкотермс применяются только к отношениям купли-продажи (поставки) товаров. Инкотермс не определяют права и обязанности в отношении перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя (участники перевозки). Если в договоре перевозки, представленном иностранным контрагентом, включен базис Инкотермс при описании перевозки, то в условиях договора необходимо определять его содержание через права и обязанности участников перевозки.

Во-вторых, следует учитывать, кто из сторон принимает на себя обязанность по транспортировке товара, каким видом транспорта будет осуществляться доставка товара, согласованный пункт доставки.

Например, если продавец поставляет покупателю скоропортящиеся продукты и при этом у продавца есть все необходимое оснащение и ресурсы для перевозки таких продуктов на дальние расстояния (специально оборудованные фуры, холодильные установки и др.), а у покупателя таких ресурсов нет, разумно было бы осуществить перевозку средствами продавца, к примеру, на условиях DAP (поставка в месте назначения).

При согласовании терминов CFR (стоимость и фрахт) или CIF (стоимость, страхование и фрахт) продавец обязан поставить товар морским или речным транспортом, т.к. при поставке он должен будет предъявить коносамент или иной морской транспортный документ.

В-третьих, нужно знать, возлагается ли на продавца обязанность по страхованию товара, если да — то на каких условиях (от каких рисков).

В-четвертых, при международной торговле необходимо учитывать, как распределяются между продавцом и покупателем обязательства по выполнению таможенных формальностей на всем пути следования товара от пункта отгрузки до пункта доставки, по получению разрешительных документов (лицензий), необходимых для экспорта товара с территории одного государства и импорта на территорию другого.

Как правильно согласовать применение Инкотермс в договоре?

Для применения Инкотермс стороны должны включить соответствующее условие в договор купли-продажи путем указания Инкотермс в нужной редакции.

В настоящее время действует редакция Инкотермс 2010 года. Однако стороны вправе руководствоваться и ранее действовавшими редакциями.

Помимо указания на Инкотермс в определенной редакции, сторонам необходимо определить согласованный базис поставки с обязательным обозначением пункта или порта назначения. Чем точнее в договоре указано место, тем меньше вероятность возникновения недопонимания в дальнейшем. Например: «DAP Barnards Inn, 86 Fetter Lane, London, United Kingdom».

При указании места назначения целесообразно обозначить не только населенный пункт, но и адрес в рамках населенного пункта. При отсутствии такого обозначения доставка товара в любое место в пределах указанного пункта (в любой порт — при наличии нескольких портов) будет являться надлежащим исполнением обязательства.

При неправильном согласовании применения Инкотермс возможны следующие ситуации:

— стороны сослались на применение Инкотермс без указания их редакции;

— стороны указали редакцию Инкотермс (например, Инкотермс 2000) и базис поставки, который не предусмотрен соответствующей редакций (например, DAP).

В таком случае при рассмотрении спора суду надлежит определять условия договора путем выяснения воли сторон с учетом цели договора, как это предусмотрено ч. 2 ст. 401 ГК.

Какие условия поставки не урегулированы Инкотермс?

Инкотермс сами по себе не являются договором купли-продажи. Они лишь регулируют те его условия, которые касаются перевозки и страхования товара, соблюдения таможенных формальностей, а также того, какие расходы несет каждая из сторон. Остальные условия договора, такие как цена товара, порядок оплаты, ответственность сторон за нарушение договора и др., Инкотермс не предусматривают. Поэтому в отношении иных условий договора сторонам следует полагаться на законодательство и собственные условия.

В частности, Инкотермс не регулируют:

1. Момент перехода права собственности на товар. На практике могут возникать случаи, когда стороны путают понятия «момент перехода рисков» и «момент перехода права собственности». Это объясняется тем, что часто в момент фактического перехода самого товара от продавца к покупателю вместе с товаром переходят и риски, и право собственности. ГК определяет, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором <*>. Однако такое правило может не действовать для перехода риска гибели или повреждения вещи.

Так, например, базис поставки может предусматривать, что поставка товара осуществляется после представления продавцом извещения покупателю о готовности товара к принятию и представления покупателем соответствующего извещения продавцу о времени и месте получения товара. При этом, если покупатель не выполнит свою обязанность по извещению продавца и не примет товар в срок, он несет все риски утраты или повреждения товара начиная с согласованной даты или с даты, когда истек согласованный период поставки. Если возникла такая ситуация, к покупателю перейдут только риски утраты или повреждения товара, но не право собственности, т.к. передача товара могла и не состояться.

2. Освобождение от исполнения обязательств и ответственности в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (затруднения или форс-мажора). Правила Инкотермс, регулирующие условия перевозки и страхования товара, не предусматривают случаи освобождения сторон от ответственности при наступлении определенных обстоятельств. При желании сторон согласовать специфические условия и случаи освобождения от ответственности за неисполнение договорных обязательств необходимо прямо прописывать их в договоре либо полагаться на нормы действующего законодательства, применимого к правоотношениям сторон.

3. Последствия неисполнения сторонами условий договора. По аналогии с предыдущим пунктом Инкотермс не регулируют ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств. Стороны сделки вправе сами устанавливать согласованные меры ответственности, не противоречащие применимому законодательству.

4. Условия, при которых договор будет считаться заключенным. Требования к форме договора, перечень существенных условий, наличие у представителей сторон полномочий на подписание договора купли-продажи не закреплены в Инкотермс и определяются нормами национального законодательства.

5. Качество товара. Требования о качестве товара устанавливаются сторонами в договоре купли-продажи, а при отсутствии в договоре таких требований применению подлежат соответствующие нормы гражданского законодательства, в частности, ст. 439 ГК, Положение о приемке товаров по количеству и качеству и др. Инкотермс данный аспект договора не регулируют.

Можно ли применять Инкотермс при заключении договора между резидентами Беларуси?

Участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора <*>.

Граждане и юрлица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством <*>. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством <*>.

В силу принципа свободы договора стороны могут предусмотреть в договоре применение к правоотношению сторон по договору определенных условий Инкотермс (указать на поставку по определенному базису). При этом правила Инкотермс будут применимы в части, не противоречащей законодательству.

Например, обязанности А2 и Б2 «Лицензии, разрешения, контроль безопасности и иные формальности» при осуществлении поставки в пределах Республики Беларусь применяться не будут.

Выбранный термин Инкотермс противоречит условиям договора. Что подлежит применению в таком случае?

При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если данное правило не позволяет определить содержание договора, то должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, последующее поведение сторон <*>.

Инкотермс предусматривают право сторон договора по взаимному соглашению изменить содержание базисных условий поставок. В подобной ситуации применению будут подлежать условия договора. Аналогичная позиция отражена в Принципах УНИДРУА: ст. 2.21 устанавливает преимущество нестандартных условий договора над стандартными.

Таким образом, при несоответствии условий договора и включенного в договор базиса поставки по Инкотермс приоритет будут иметь условия договора. При возникновении спора между сторонами относительно условий договора с учетом избранного базиса Инкотермс суд будет осуществлять толкование договора.

Какие ошибки чаще всего допускают при выборе того или иного термина Инкотермс?

Ошибка первая: в договоре и прилагаемых к нему документах содержатся разные базисы поставки.

Например, в договоре содержится базис поставки EXW, а в инвойсе указано CIP, при этом в договоре не прописано, что в инвойсе могут быть установлены иные условия поставки и формирования цены товара. В таком случае могут возникнуть вопросы с определением таможенной стоимости товара в части дополнительного включения в стоимость товара расходов на транспортировку товара до пункта назначения.

Ошибка вторая: неправильное представление сторон о содержании прав и обязанностей в выбранном базисе поставки.

Например, EXW и FCA. В соответствии с правилами FCA, продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном месте. Статьей Б. 7 FCA Инкотермс 2010 установлено, что покупатель обязан сообщить продавцу:

— наименование перевозчика или любого иного лица, номинированного, как это предусмотрено в пункте А. 4, в течение достаточного срока, с тем, чтобы позволить продавцу поставить товар в соответствии с указанным пунктом;

— в случае необходимости — дату в пределах согласованного для поставки периода, когда перевозчик или номинированное лицо могут забрать товар;

— способ транспортировки, который будет использован номинированным лицом, и пункт принятия поставки в поименованном месте.

При этом FCA не устанавливает обязанность продавца известить покупателя о готовности товара к поставке в отличие от схожего, на первый взгляд, термина EXW. В данной ситуации доводы покупателя о том, что продавец обязан уведомить о готовности товара к отгрузке, как это предусмотрено термином EXW, будут являться необоснованными. Продавец, в свою очередь, такое извещение не направил, т.к. это не было предусмотрено выбранным базисом поставки.

Ошибка третья: выбор транспорта при согласовании терминов CIF и CIP.

Базис CIF предполагает обязанность продавца заключить договор и оплачивать все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения. При этом порт может быть как речным, так и морским.

В свою очередь CIP предполагает обязанность перевозчика заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки в пункт назначения.

При заключении договора поставки на условиях CIF пункт назначения предполагает обязанность поставщика заключить договор перевозки и оплатить доставку товара в порт, имеющийся в соответствующем пункте назначения. Доставка товара автомобильным транспортом на склад в пределах населенного пункта может быть признана ненадлежащим исполнением обязательства по поставке, потому что, возможно, вывоз товара именно из порта был оптимальным для покупателя. Иной будет являться ситуация, когда стороны ошиблись и указали условие CIF и пункт доставки, в котором отсутствует порт. В таком случае может быть поставлено условие о несогласовании базиса поставки, и порядок выполнения поставщиком обязательства по поставке будет определяться в соответствии с применимым к договору законодательством.

FOB условия поставки

Заключая контракт на условиях FOB, продавец обязан организовать и оплатить доставку груза в порт отгрузки и его погрузку на выбранное покупателем судно. При экспортной поставке он же проводит таможенную очистку товара. Риски, связанные с порчей или гибелью товара, переходят на покупателя в тот момент, когда груз пересекает борт судна в порту погрузки. Условия FOB STOWED (FOB с размещением) и FOB STOWED AND TRIMMED (FOB с размещением и утруской) используются в договорах купли-продажи для уточнения обязанности продавца по укладке и правильному распределению в трюме товара, погруженного на судно. Второй вариант используется исключительно для сыпучих грузов. При добавлении подобных терминов в договор купли-продажи необходимо уточнить, кто несет расходы по этим дополнительным обязанностям, и в какой момент риски переходят на покупателя, чтобы четко определить цену на условиях FOB.

Классификация Инкотермс 2010

Условия поставки товара для любых видов транспорта

EXW / Ex Works — Франко завод

FCA / Free Carrier — Франко перевозчик

СРТ / Carriage Paid to — Перевозка оплачена до

СIP / Carriage and Insurance Paid to — Перевозка и страхование оплачены до

DAT / Delivered at Terminal — Поставка на терминале

DAP / Delivered at Place — Поставка в месте назначения

DDP / Delivered Duty Paid — Поставка с оплатой пошлин

Условия поставки товара для морского и внутреннего водного транспорта

FAS / Free Alongside Ship — Свободно вдоль борта судна

FOB / Free on Board — Свободно на борту

CFR / Cost and Freight — Стоимость и фрахт

CIF / Cost Insurance and Freight — Стоимость, страхование и фрахт

CIF условия поставки

Согласно термину CIF условия поставки налагают на продавца ответственность за доставку груза в порт назначения, его страховку, экспортную таможенную очистку, погрузку на выбранное продавцом судно и фрахт этого судна. Несмотря на то, что продавец оплачивает все вышеперечисленное, его обязанности по поставке считаются выполненными уже после погрузки товара на судно в порту отправления. Соответственно, там же происходит и передача рисков.

Таким образом, основной разницей между условиями поставкиCIF и FOB является транспортная составляющая: кто выбирает перевозчика и оплачивает транспортные расходы – продавец или покупатель. Соответственно, от транспортной составляющей зависит разница цены CIF и FOB.

Если не вдаваться в детали CIF – за транспорт платит продавец, если FOB – за транспорт платит покупатель. Разница между ценой CIF и ценой FOB равна стоимости доставки в порт назначения.

Преимущества и недостатки применения правила FOB

Очевидное преимущество для продавца применения правила FOB является то, что, поскольку продавец обязан загружать товары на борт судна, то в транспортном документе, обычно коносаменте, в качестве грузоотправителя будет указан именно продавец.

Преимущество для покупателя использования торгового термина FOB заключается в том, что он контролирует товары и расходы на заказанном им судне, т.к. он оплачивает фрахт.

Условия поставки FOB Инкотермс 2021 должны использоваться только для морских или внутренних водных перевозок, когда стороны намерены доставить товары, разместив товары на борту судна (упоминание о поручне судна исключено). Таким образом, правило FOB не подходит, когда товары передаются морскому перевозчику до того, как они окажутся на борту судна, например, когда товары передаются перевозчику на контейнерном терминале. Согласно правилам Инкотермс 2020 базис FOB не подходит для контейнерных перевозок, поскольку груз передается морскому перевозчику не на борту, а в месте, находящемся на некотором расстоянии от порта, например, на контейнерной площадке или даже в помещении продавца, где товар упаковывается (загружается) в контейнер, предоставленный перевозчиком покупателя. В этом случае сторонам следует рассмотреть возможность использования правила FCA Инкотермс 2021.

При применении банковского аккредитива многие банки настаивают использовать условия поставки FOB вместо FCA Инкотермс 2021, даже если товары находятся в морских контейнерах или перевозятся по воздуху, потому что: «Мы всегда делали это таким образом» или «Это наша стандартная форма транзакции»!

Транспортные условия и коммерческие риски

Следует заметить, что Инкотермс регулирует отношения сторон исключительно в рамках договора купли-продажи. Поэтому договор перевозки стоит заключать отдельно, и уже в нем оговаривать все интересующие Вас транспортные условия. При морских перевозках в этом разделе договора купли-продажи оговариваются:

  • порт погрузки и выгрузки товара;
  • точка передачи или перевалки груза;
  • вид чартера или коносамента;
  • порядок информирования сторон о прибытии судна в порт и его готовности к погрузочно-разгрузочным операциям;
  • порядок определения сталийного времени;
  • нормы погрузки и выгрузки;
  • условия и порядок выплаты штрафов (демерреджа и диспача) перевозчику.

Инкотермс также не оговаривает, кто принимает на себя коммерческие риски по возможным морским надбавкам. Например, BAF (топливная надбавка), ERS (непредвиденные транспортные расходы) или CAF (валютная надбавка). К коммерческим рискам также можно отнести внезапные повышения портовых или страховых ставок, рост заработной платы или тарифов перевозчиков. К сожалению, таких «подводных камней» скрыто в Инкотермс немало.

Все эти риски можно дополнительно перестраховать. Правда, в этом случае вырастут расходы на страхование.

Какие терминалы и транспорт подходят для DAT

Транспортировка груза по условиям поставки DAT может осуществляться любыми транспортными средствами, в том числе допускается мультимодальная перевозка.

В качестве терминала могут выступать морской порт, причал, складское помещение, контейнерный двор, грузовой комплекс в аэропорту, автомобильный или железнодорожный терминал и т.п. Например, поставка продукции в Россию может быть выполнена в следующие места:

  • Новороссийский морской торговый порт для грузов, перевозящихся морским транспортом;
  • грузовой терминал в аэропорту Шереметьево для транспортировки воздушными судами;
  • таможенно-логистический терминал в с. Козинка Грайвороновского района Белгородской области для автоперевозок;
  • таможенно-логистический терминал в п. Формачево Увельского района Челябинской области для доставки посредством железной дороги.

Перечень действующих таможенно-логистических терминалов близ границ России находится для ознакомления на сайте Таможенной службы в реестре открытых данных. ТЛТ из указанного списка также могут быть обозначены в качестве согласованного места назначения для поставки товара.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.

Место назначения рекомендуется обозначить в договоре детальнее, например: «Груз передается на терминале «Багратионовский» в пункте передачи СВХ ЗАО «Инмар» по адресу: Российская Федерация, Калининградская обл., Гурьевский район, поселок Дружный, ул. Дзержинского, д. 248». Есть другой вариант оформления этого же пункта в контракте: «Пункт передачи Товара: DAT, д. 248, ул. Дзержинского, терминал «Багратионовский», поселок Дружный, Гурьевский район, Калининградская обл., Российская Федерация, Инкотермс 2010».

Распределение расходов и рисков между перевозчиком и владельцем груза

Один из самых больших рисков для заключающих договор сторон заключается в выборе условий поставки. Конкретно – кто, когда и сколько будет платить за перевозку.

Тут следует напомнить, что контракты чаще всего заключаются задолго до отправки груза. И на момент отгрузки цена транспортировки может существенно отличаться от той, которая указана в договоре. Сам перевозчик тоже рискует, оговаривая стоимость своих услуг задолго до начала перевозки.

В идеале сумма фрахта причитающегося перевозчику, должна покрывать все будущие расходы (горючее, зарплата экипажу, погрузочно-разгрузочные работы, ремонт и содержание судна, портовые пошлины) и риски перевозчика. Однако в условиях конкуренции перевозчику приходится указывать заведомо более низкую цену. Таким образом, сумма фрахта может и не возместить судовладельцу всех издержек.

Аутсорсинг ВЭД

Есть компании, которые оказывают аутсорсинговые услуги по экспорту в ВЭД — от подбора покупателя или поставщика до полного сопровождения сделки. Аутсорсинг потребует от вас дополнительных затрат, но сэкономит ваше время. Часто такие услуги помогают сэкономить деньги на штрафах, тем самым оправдывая расходы. Если вы не уверены в своих силах, обратитесь к специалистам на аутсорсинге.

Ведите раздельный учет экспортных и внутренних операций на УСН в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Это поможет вам избежать ошибок в исчислении таможенных пошлин, акцизов и налогов. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны.

Попробовать бесплатно

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]