Перейти на список всех условий Инкотермс
В сфере международной торговли действуют Правила Инкотермс в редакции 2010 года – правила исполнения обязательств сторонами договора. До 1 января 2011 года при составлении соглашения о купле-продаже участники процесса ВЭД руководствовались Правилами Инкотермс 2000 года. В новой редакции появились два новых понятия: DAT и DAP, которые заменили практиковавшиеся до 2011 года термины DAF, DES, DEQ и DDU. Следовательно, в Инкотермс 2010 стало меньше правил: 11 вместо 13. Это – EXW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP, DDP, применяющиеся независимо от вида транспорта для перевозки, и FAS, FOB, CFR и CIF применительно к морским перевозкам и транспортировке грузов на внутреннем водном транспорте.
В данной статье мы рассмотрим термин FCA – Франко перевозчик.
Что такое условия поставки FCA (расшифровка, перевод)?
Условия поставки FCA Инкотермс 2020 – это торговый термин международных правил Инкотермс 2021, расшифровывается «Free Carrier» named place, переводится «Франко перевозчик» указанное название места — означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке тогда, когда товар выпущенный в таможенном режиме экспорта, загружен на транспортное средство перевозчика указанное покупателем в указанном месте.
Условия поставки FCA Инкотермс 2020 определяют права и обязанности сторон по международному контракту купли-продажи, указывают необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие риски и расходы несет каждая из сторон. Международная торговая палата (ICC) с 2021 года не обязывает применять новые правила Инкотермс 2021, а лишь рекомендует их к использованию, поэтому в международных контрактах можно ссылаться на правила Инкотермс 2010 , а также на правила Инкотермс 2000 или даже на более ранние версии Инкотермс.
Условия поставки FCA Инкотермс 2010 и FCA Инкотермс 2021 по своему содержанию в основном идентичны. Ранее вместо термина FCA использовался базис поставки FRC. Термин FRC заменил базисные условия поставок FOT (Free on Truck), FOR (Free on Rail) и FOA (Free on Airport). Условия поставки FRC были введены в 1980 году и в редакции Инкотермс 1990 года были переименованы в базис поставки FCA. Условия поставки FCA наиболее часто применяемое правило Инкотермс в мировой торговле, почти 40% контрактов по всему миру заключаются на основе этого правила.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА (ICC)
Международная торговая палата является важным учреждением для поддержки торговых операций, осуществляющих свою деятельность по всему миру. В нее входят тысячи компаний-членов в более чем 130 странах и широкий спектр деловых интересов. ICC была основана во Франции в 1919 году, а Международный арбитражный суд основан в 1923 году.
В Палате также работает большое количество комитетов и экспертов, охватывающих все отрасли, и она работает в тесном сотрудничестве с другими важными политическими и деловыми ассоциациями, такими как Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация (ВТО) и другие правительственные органы, занимающиеся финансовыми и экономическими вопросами.
РОЛЬ ICC
Роль ICC — поддерживать международную торговлю между странами-членами и компаниями и продвигать открытый рынок товаров, услуг и капитала. ICC отвечает за:
- Установить правила и руководящие принципы международной торговли (одним из примеров является Incoterms 2010);
- Разрешать споры между членами и государствами;
- Отстаивать торговую политику;
- Борьба с коммерческой преступностью и коррупцией для содействия экономическому росту
Хотя ICC не является нормативным органом, тысячи бизнес-операций происходят ежедневно в соответствии с политикой, установленной этой организацией.
Что такое Франко перевозчик (Free Carrier)?
Термин «Free Carrier» («Франко перевозчик» или дословно «Свободный перевозчик») означает поставку продавцом товара в указанном месте перевозчику, которого указал покупатель. Под словом «Перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу. Также покупатель может самостоятельно, собственным транспортом осуществить доставку товара, без заключения договора перевозки. Базис поставки FCA может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.
Удовлетворение претензий
Этому аспекту стоит уделить особое внимание. Конфликтные ситуации, как правило, возникают в случае расхождения количества выгружаемого товара с объемом, указанным в сопроводительной документации. Покупатель может отказаться от приемки в случае, если убытки находятся в пределах естественной убыли, предусмотренной законодательством.
В этом случае составляются акты сверки, в которые вносится оплаченное количество товаров. Чтобы не оказаться в подобной ситуации и избежать множества проблем, каждая из сторон должна вести самостоятельный учет отгружаемого груза. Документация по факту проверки подается в течение 5 дней после ее проведения. В случае наличия расхождений поставка может быть прекращена. Если урегулировать ситуацию мирным путем не удается, то сотрудничество прекращается.
Обязанности по условиям поставки FCA (ФСА)
Условия поставки FCA Инкотермс 2020
возлагают на продавца обязанности по погрузке товара на транспорт в согласованном месте отправки и по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. При намерении сторон возложить на продавца расходы по доставке товара до покупателя целесообразно использовать правило CPT Инкотермс 2021.
У правила FCA Инкотермс 2021 есть два возможных места отправки товара. Первый вариант — это место, которое принадлежит продавцу (например, его склад, магазин, завод). Отгрузка считается завершенной, когда товар физически погружен на транспортное средство покупателя или передан курьеру, указанному покупателем. Второй вариант касается места, которое не принадлежит продавцу (например, ж/д терминал, морской порт, аэропорт). В таком случае считается, что отгрузка состоялась после того, как товары были переданы перевозчику из транспортного средства продавца, доставляющем товар на место отгрузки. Следует отметить, что выгрузка товаров из транспорта продавца не входит в его обязанности.
Продавец обязан предоставить покупателю любую информацию, связанную с требованиями безопасности при транспортировке товара, а покупатель должен организовать перевозку товара собственным транспортом, или перевозчиком по контракту за свой счет из указанного места отгрузки.
Если покупатель дал указание своему перевозчику выдать транспортный документ продавцу, например, коносамент с о или авианакладную, то перевозчик должен предоставить полный комплект оригиналов транспортных накладных продавцу.
Важные аспекты
Этому вопросу необходимо уделить особое внимание. Есть несколько нюансов, которые следует заблаговременно уточнять при заключении договора поставки на условиях FCA. Особенно это касается типа перевозимого груза. Некоторая продукция должна транспортироваться в специальных контейнерах и при определенных условиях.
К ним относятся:
- партии сельскохозяйственных животных;
- скоропортящиеся продукты;
- горюче-смазочные материалы;
- ядохимикаты;
- взрывчатые вещества;
- радиоактивные материалы;
- ядовитые и токсичные вещества;
- сжатые и сжиженные газы;
- едкие и коррозийные вещества.
Вся информация относительно условий транспортировки должна быть предоставлена перевозчику по первому требованию. Также заранее оговариваются конкретные сроки, время и место погрузки, а также транспортный маршрут. При несоблюдении поставки на условиях FCA, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке.
Цена FCA, условия оплаты и переход права собственности
Цена FCA (FCA price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара и экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, без стоимости доставки (фрахта) до покупателя.
Базисные условия поставки FCA Инкотермс 2020
не указывают цену за товар и способ оплаты (предоплата, частичная предоплата, постоплата или после представления документов в банк по аккредитиву), не определяют, когда должна быть произведена оплата (до отгрузки, сразу после отгрузки, через месяц после отгрузки или еще как либо), не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи.
Изменения в базисе поставки FCA Инкотермс 2021
Условия поставки FCA в правилах Инкотермс 2010 и 2021 в основном идентичны по содержанию, кроме одного положения.
Правила Инкотермс 2021 возложили на покупателя новое обязательство, если такое будет согласовано в контракте, покупатель должен проинструктировать своего перевозчика о выдаче бортового коносамента с пометкой «на борту» продавцу (или авианакладной при авиаперевозках), после погрузки товара на борт судна.
Но, несмотря на благие намерения, это не продуманное положение, скорее всего не будет выполняться. Отгрузка по-прежнему происходит, когда продавец передает товар перевозчику покупателя. Продавец не обязан фактически осуществлять погрузку товара на борт судна, и если что-то случится с товаром между его доставкой в порт и погрузкой на борт, то покупатель будет нести все риски утраты или повреждения товара. Поэтому продавцу не только не будет предоставлен коносамент, но и покупатель не получит экспортируемый товар и соответственно откажется от его оплаты.
Это новое положение было добавлено, главным образом, для удовлетворения потребностей продавца в получении оплаты банковским аккредитивом. Это единственное положение в правилах Incoterms 2021, которое требует, чтобы одна сторона проинструктировала перевозчика в передаче транспортного документа, но не дает никаких гарантий и средств правовой защиты другой стороне, если перевозчик не выполнит соответствующих действий.
Несмотря на то, что МТП (ICC) для морских контейнерных перевозок рекомендует вместо термина FOB Инкотермс 2021 применять базис поставки FCA, на практике это правило для данного вида доставки практически не используется. Это связано с тем, что при поставках FCA покупатель не хочет брать на себя риск повреждения или утраты товара в стране экспортера, а брать только тогда, когда товар был фактически экспортирован, т.е. после погрузки контейнера на борт судна.
Форс-мажоры
Давайте на этом остановимся более детально. Если условия доставки FCA не могут быть соблюдены из-за возникновения непредвиденных обстоятельств, то выплаты неустойки можно избежать, если документально доказать это. К форс-мажорным обстоятельствам относятся:
- эпидемия;
- изменение политической обстановки;
- стихийные бедствия;
- террористические акты;
- запрет на въезд территориальных властей;
- автомобильные аварии.
При возникновении форс-мажорной ситуации одна сторона должна уведомить другую об этом не более чем в течение 2 дней. Также нужно предоставить подтверждающие документы в ближайшем отделении ТПП Российской Федерации. Если поставку будет невозможно выполнить на протяжении трех и более месяцев, то любая из сторон может отказаться от выполнения своих обязательств, предварительно подав уведомление об этом и оплатив за уже поставленный груз.
Отличия условий поставок FCA и EXW
Разница между условиями поставки FCA и EXW — в обязанности погрузки товара в транспортное средство и выполнении экспортного таможенного оформления.
Простыми словами по базису поставки FCA: товар, прошедший за счет продавца экспортное таможенное оформление, загружается силами продавца в транспортное средство покупателя, если отгрузка происходит в помещении продавца.
По базису поставки EXW Инкотермс 2021: товар без экспортного таможенного оформления и без погрузки предоставляется продавцом на складе продавца, покупатель должен сам погрузить товар в транспортное средство и за свой счет выполнить экспортную таможенную очистку.
Основные отличия условий поставки FCA от других терминов представлены в таблице Инкотермс 2021.
Преимущества и недостатки применения правила FCA
Т.к. по условиям поставки FCA продавец обязан выполнить экспортное таможенное оформление, то покупатель должен предоставить продавцу данные о транспортном средстве, который будет вывозить товар из страны продавца, будь то автомобильный, железнодорожный, воздушный или морской транспорт. Продавец должен знать от покупателя наименование и контактные данные перевозчика, информацию о бронировании фрахта, включая данные, такие как регистрационный знак грузовика, номер вагона, номер рейса или данные судна, чтобы он мог правильно оформить экспортную декларацию и другие необходимые транспортные документы.
После отгрузки экспортного товара продавец обычно возмещает НДС. Для обоснования возврата НДС налоговые органы могут потребовать от продавца документ, подтверждающий экспорт (вывоз) товара за границу. Впервые в базисе FCA Инкотермс 2021 было введено требование, согласно которому, если этого требует продавец, покупатель должен поручить своему перевозчику, выдать продавцу транспортный документ с пометкой, что товар был загружен на транспортное средство. Это дополнение было введено в основном для получения продавцом оплаты товара через банковский аккредитив. В условиях поставки FCA упоминается транспортный документ, подтверждающий, что товары были загружены на транспортное средство (например, для морской контейнерной перевозки — коносамент с о). Также данная транспортная накладная может быть использована продавцом для других целей, например для факта подтверждения экспорта в налоговых органах.
Использование термина FCA для покупателя дает несколько экономических преимуществ. Позволяет покупателю контролировать перевозку товаров, возможно объединяя их от нескольких продавцов в одном транспортном средстве (например, полная загрузка грузового автомобиля или полная загрузка контейнера). Договариваться о ставках с выбранным перевозчиком, и, следовательно, минимизировать свои транспортные расходы.
Основным недостатком применения базиса FCA для покупателя, является — риск потери или повреждения товара, начинающийся на самой ранней стадии в стране продавца.
Какие данные должны быть предоставлены заказчиком?
Итак, что об этом необходимо знать? Согласно законодательству, покупатель обязан в течение 10 рабочих дней предоставить перевозчику подробную информацию о заказе.
Перечень должен включать в себя следующие данные:
- тип и объем груза;
- реквизиты и коды получателя;
- полный адрес;
- номера подъездных путей и коды перевалочных пунктов, если предполагается заезд на них;
- дополнительные сведения, которые позволят выполнить поставку в установленный срок.
Если заказчик не предоставил все необходимые сведения, то грузоперевозка приостанавливается. В случае невозможности доставки в место назначения все затраты по возврату груза на склад ложатся на покупателя.