Новые запреты на экспорт: меры, исключения, практика


Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Попробовать

Слово «импорт» для человека, выросшего на территории бывшего СССР, несет гораздо больше смыслов, чем для гражданина другой страны. «Импортный товар» сродни качественному, редкому и уникальному. Но времена меняются, и все больше мы применяем слово «импорт» для обозначения обычной торговой операции по перемещению на территорию страны товаров, произведенных на других территориях.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе Получить бесплатный доступ на 14 дней

Официальное определение импорта, которое дает экономический словарь, выглядит так:

Импорт — это ввоз в страну иностранных товаров, услуг, технологий или капитала для реализации и применения на внутреннем рынке без обязательств по обратному вывозу. Импорт может регулироваться таможенными пошлинами, а также нетарифными методами (количественными ограничениями, системой лицензирования).

Итак, импорт — это прежде всего то, что ввозится из других стран, а во-вторых, импортные товары будут попадать в оборот на внутреннем рынке, то есть будут использоваться для своих целей самим импортером или для дальнейшей продажи.

Причины

Свобода торговли гарантирует движение товаров через границу без всяких ограничений. Практически это отсутствие высоких экспортно-импортных пошлин, квот на импорт определённых вещей и субсидий для местных производителей конкретных товаров.
Перечень товаров, на которые распространяются ограничение или запрет ввоза на таможенную территорию РФ, устанавливает актуальное таможенное законодательство.

Допускаются ограничения в виде:

  • специальных требований к таможенному оформлению;
  • ввозных лимитов;
  • специальных повышенных таможенных пошлин (антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных, штрафных и пр.);
  • лицензирования конкретных видов внешнеэкономической деятельности;
  • специально-качественных требований к ввозимым товарам и пр.

Ограниченно-ввозимые товары ввозятся (выпускаются таможенными органами) с соблюдением положений международных договоров с участием РФ, законодательства РФ.

В настоящее время есть несколько причин, почему в России ограничивают импорт, — это делается из соображений безопасности РФ (экономической либо государственной) для:

  • сокращения количества ввозимых товаров;
  • защиты интересов российских производителей;
  • недопущения экспортного излишества, вторжения.

Невывозной «кругляк»

Согласно данным Рослесхоза, в 2021 году было заготовлено 219 миллионов кубометров леса, из них на экспорт пошло 15,9 миллиона кубометров кругляка. Борются с экспортом необработанного леса путем установления постоянно растущих заградительных пошлин — в следующем году они должны достичь 80 процентов от стоимости.

Однако те, кто хочет вывезти необработанный лес, делают это в том числе и нелегально — в первом полугодии 2021 года выявлено 6800 фактов незаконной рубки. Это 507 500 кубометров древесины и вред бюджету, оцениваемый в 3,9 миллиарда рублей. Большая часть нелегальной рубки приходится на Сибирский федеральный округ (69 процентов). Есть эта проблема и в СЗФО, конечно, — в меньших масштабах. Лидером по нелегальной вырубке в прошлом году, согласно данным Рослесхоза, стала Архангельская область — 66 тысяч кубометров. В целом по стране, считают в «Greenpeace Россия», объемы заготовок, приходящиеся на долю «черных лесорубов», не превышают 20 процентов от общего объема заготовки.

Что же даст экономике грядущий запрет на вывоз? Прежде всего — удешевление стоимости сырья для российских производителей, углубление уровня переработки, а значит, расширение внутреннего рынка со всеми вытекающими последствиями. Как следствие, поясняет экономист Александр Арский, увеличится прибавочная стоимость в доле экспорта (вывозить будут пиломатериалы, которые прошли промышленную обработку), возрастет деловая активность на трансграничных территориях.

Однако небольшие компании не смогут так быстро подключиться к переработке, поэтому запрет будет на руку только большим игрокам, предупреждают эксперты. И то только в том случае, если увеличить объемы переработки им поможет государство. Кроме того, существуют целые градообразующие предприятия, которые рискуют остаться без доходов и инвестиций…

— В случае установления общего запрета на экспорт данные ограничения будут распространяться не только на ценные, дорогостоящие сортименты — пиловочник, но и на хвойные балансы, их переработка и, как следствие, спрос на внутреннем рынке ограничены в связи с недостаточностью мощностей ЦБК, и свободные объемы экспортируются, — уточняет Андрей Коноплев, гендиректор группы .

Небольшие компании не смогут быстро подключиться к переработке, поэтому запрет будет на руку только крупным производителям, предупреждают эксперты

При этом, уверен эксперт, ЛПК в СЗФО не испытывает дефицита в хвойном древесном сырье. Запрет на экспорт хвойных балансов приведет к затоваренности рынка и снижению их стоимости. Кроме того, ситуация спровоцирует спад лесозаготовки, перераспределение производственных затрат на другие сортименты (пиловочное сырье, фанерный кряж) и увеличение их стоимости, что приведет к повышению производственных издержек, снижению эффективности и конкурентоспособности отечественных лесопильных, деревообрабатывающих, фанерных предприятий. Аналогичные негативные последствия, например, возникали после введения запрета на экспорт фанерного кряжа в 2021 году, напоминает Коноплев.

Компромиссные решения могли бы оказать более мягкое воздействие на отрасль, поясняет Евгений Дорошенко, эколог . Например: ввести очень строгий контроль вырубки, тщательно проверять участки, на которых она разрешена, мотивировать заготовителей к восстановлению леса, ввести личную ответственность за незаконную и опустошительную рубку, пресекать любые коррупционные возможности.

Однако для этого нужны кадры, которых, как известно, не хватает, а также, как показал опрос экспертов, содействие региональных властей, которые не всегда готовы к такой работе.

Что же происходит в регионах СЗФО, где ЛПК — одна из основных отраслей промышленности?

— Борьбу с бесконтрольным вывозом древесного сырья за рубеж в России ведут больше десяти лет, — напоминает Алексей Крупцов, заместитель генерального директора ООО ПКП «Титан» по производству. — Идею ответственного лесопользования и развития российской деревообрабатывающей промышленности наше предприятие не только разделяет, но и поддерживает на практике. Причем весь заготовленный лес остается в регионе на переработку.

По словам эксперта, лесозаготовительные предприятия Северо-Запада, в отличие от Сибири и Дальнего Востока, уже давно работают на внутренний рынок, экспорта круглых лесоматериалов за пределы страны в СЗФО практически нет. Поэтому в Архангельской области, например, вопросы запрета экспорта необработанной древесины не так актуальны, у нас гораздо острее стоят проблемы лесоустройства и государственной инвентаризации лесов. Не секрет, что информация таксационных описаний по большей части устарела. Из-за этого сложно управлять лесами и планировать объемы лесовосстановления, сложно оценивать запасы лесонасаждений и строить долгосрочные планы по заготовительной деятельности. Обновление лесотаксационных баз — событие, которого на территории СЗФО сегодня ждут и ответственные лесопользователи, и лесничества.

В свою очередь, в Вологодской области также отмечают, что уже шесть лет наращивают глубокую переработку леса.

— На сегодняшний день мы занимаем первое место в России по количеству инвестиционных проектов в области освоения лесов, — поясняет глава региона Олег Кувшинников. За эти годы началась реализация 23 приоритетных инвестиционных проектов, на сегодняшний день 17 из них реализованы. Таким образом, полная переработка древесины внутри региона выросла с 65 до 75 процентов.

Что касается борьбы с нелегальными вырубками, то, по мнению главы региона, в этом году Вологодская область меньше всего пострадала и от «черных лесорубов». Помогли космический мониторинг, авиапатрулирование. Кстати, под космическим мониторингом сегодня находится 50 процентов лесов региона, сообщает северный филиал Рослесинфорга, который занимается подобной работой с 2006 года. А именно таким образом — из космоса — выявляется 80 процентов от всего объема незаконной рубки в стране.

Объем незаконных рубок в регионе за последние годы существенно снизился и в 2021 году составил менее 0,1 процента от общего объема заготовленной древесины, уверяет Андрей Коноплев, гендиректор группы .

Однако не везде ситуация ровная: например, в Карелии объем производства необработанных лесоматериалов за год вырос на 11 процентов, а ЛПК региона официально показывает свою убыточность — доля бездоходных предприятий здесь составляет 60 процентов.

Кстати, по данным экспертов, 77 процентов круглого леса в регионе приходится на березовый баланс. А именно на него заградительные пошлины не распространяются. Так что Карелия пока будет вывозить кругляк в виде березового баланса.

P. S.

Грядущий запрет стал наиболее неприятным известием для одних из основных экспортеров кругляка в СЗФО — финских компаний, котировки акций которых уже поползли вниз.

Ведь 75 процентов экспортируемой древесины в Финляндии — именно из России.

Нормативная база

В основном разъясняет, что такое ограничение импорта товара и как оно регулируется, таможенный кодекс ЕАЭС.

Какой актЧто регулирует
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №30 от 21.04.2015 (в Приложении №1)Перечень товаров с запретом ввоза на территорию РФ
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №30 от 21.04.2015 (в Приложении №2)Перечень товаров с разрешительным порядком ввоза на территорию РФ
Решение Комиссии таможенного союза (ниже КТС) №317 от 18.06.2010 (в Приложении №1)Единый перечень ветеринарно-контролируемых товаров
Решение Совета ЕЭК №157 от 30.11.2016Перечень подкарантинных — фитосанитарно-контролируемых (продукции, грузов, материалов, товаров)
Решение КТС №299 от 28.05.2010

Письмо Роспотребнадзора №01/7200-12-32 от 27.06.2012

Решение Совета Евразийской экономической комиссии №36 от 15.06.2012

Приложение 12 к техническому регламенту ТС «О безопасности парфюмерно-косметической продукций» (TP ТС 009*2011)

Товары с госрегистрацией и с санитарно-эпидемиологическим контролем
Постановление Правительства (ПП) РФ №140 от 17.03.2010Обязательная пожарная декларация
Письмо ФТС №14-82/37530 от 11.08.2009Продукция с пожарным сертификатом
Информация ФТС

«О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением в РФ, с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС»

ПП РФ №982 от 01.12.2009

ПП РФ №548 от 26.07.2010

ПП РФ №848 от 20.10.2010

Продукция с обязательной сертификацией и с декларацией соответствия
Решения:
  • 41 от 02.07.2013 Совета ЕЭК;
  • 60 от 20.07.2012 Совета ЕЭК;
  • 33 от 15.06.2012 Совета ЕЭК;
  • 881 от 09.12.2011 КТС;
  • 880 от 09.12.2011 КТС;
  • 878 от 09.12.2011 КТС;
  • 875 от 09.12.2011 КТС;
  • 825 от 18.10.2011 КТС;
  • 797 от 23.09.2011 КТС;
  • 770 от 16.08.2011 КТС;
  • 710 от 15.07.2011 КТС;
  • 620 от 07.04.2011 КТС
Перечень с обязательным подтверждением соответствия в кодах ТН ВЭД
Указ президента №1661 от 17.12.2011

ПП РФ №228 от 24.03.2014

Товары и технологии двойного назначения
Указ президента №560 от 06.08.2014

ПП РФ №778 от 07.08.2014

Запрет ввоза в РФ отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из отдельных стран
Указ президента №583 от 28.11.2015

ПП РФ №1296 от 30.11.2015

Запрет импорта турецких томатов (свежих и охлаждённых)

Дополнительные данные в письме ФТС №01-11/28567 от 16.07.2008.

Новые запреты на вывоз из России вследствие пандемии и исключения из правил

И вот мы плавно перешли к новым запретам, возникших из-за распространения короновирусной инфекции.

Правительство России (ПП РФ от 02.03.2020 № 223) установлен временный запрет на вывоз из России ряда товаров, которые могут быть использованы в борьбе с распространением COVID-19.

Данные ограничения будут действовать по 1 июня 2021 г. включительно.

В перечень запрещённой к вывозу из России продукции попали респираторы противоаэрозольные, одноразовые комбинезоны химической защиты, противочумные костюмы многоразовые, бахилы, маски, марля, бинты, средства дезинфицирующие, перчатки медицинские, маски медицинские и другие товары, а именно:

Наименование товараКод ТН ВЭД ЕАЭС
Респиратор для работы с защитными очками 3-я степень защиты, FFP3, до 50 ПДКиз 6307 90, из 9020 00 000 0
Респиратор противоаэрозольный FFP3из 6307 90, из 9020 00 000 0
Защитные очки герметичныеиз 9004 90
Полнолицевая маска для использования с противоаэрозольными фильтрами FFP3из 6307 90, из 9020 00 000 0
Фильтры для полнолицевой маски противоаэрозольные FFP3из 8421 39 200 9, из 8421 39 600 0, из 8421 39 800 7, из 8421 99 000 8
Одноразовые комбинезоны химической защитыиз 3926 20 000 0, из 5603, из 5903, из 5906, из 5907 00 000 0, из 6210
Одноразовые костюмы химической защитыиз 3926 20 000 0, из 5603, из 5903, из 5906, из 5907 00 000 0, из 6210
Противочумный костюм I типа многоразовыйиз 6211
Бахилы особо прочныеиз 3926
Маски, бинты, вата, марля и прочееиз 3005
Средства дезинфицирующие, противовирусные, на основе четвертичных аммониевых солей, на основе галогенированных соединений, прочиеиз 3808 94 100 0, из 3808 94 200 0, из 3808 94 900 0
Перчатки хирургические стерильные, нестерильные, из натурального или синтетического латекса, резиновые, синтетические, одноразовые и для многократного применения, защитныеиз 4015 11 000 0
Перчатки медицинские диагностические, смотровые, стерильные, нестерильные, из натурального или синтетического латекса, резиновые, синтетические, одноразовые и для многократного применения, защитныеиз 4015 19 000 0
Маски медицинские из нетканых материалов, одноразовые и для многократного примененияиз 6307 90 980 0
Халаты медицинские хирургические одноразовые и для многоразового использованияиз 6207, из 6208, из 6210 10 920 0
Комплекты медицинские одноразовые из нетканых материалов, стерильные и нестерильные, комплект одежды врача, защитный, комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной и первой помощи, комплект белья и одежды стерильный для операционных, комбинезоны и халаты медицинские хирургическиеиз 6203, из 6204
Оборудование дыхательное прочее и газовые маски, кроме защитных масок без механических деталей и сменных фильтровиз 9020 00 000 0

Особо следует отметить, что запрет на вывоз распространяется на товары, которые помещены под таможенные процедуры до вступления в силу настоящего постановления и фактический вывоз которых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с этими таможенными процедурами осуществляется после вступления в силу настоящего постановления.

Запрет не касается на товаров, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза:

  • для оказания международной гуманитарной помощи иностранным государствам на основании решений государств — членов Евразийского экономического союза;
  • физическими лицами для личного пользования.

Запрет также не касается вывоза товаров, перемещаемых в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами Евразийского экономического союза, а также товаров Евразийского экономического союза, перемещаемых между территориями государств-членов Евразийского экономического союза через территорию государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза.

Запрет установлен непосредственно для вывоза из России, а это значит, что поименованные выше товары не могут быть вывезены даже в страны члены Евразийского экономического союза, такие как Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия.

Что ввозят ограниченно

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №30 от 21.04.2015 в Приложении №2 содержит примеры импортного ограничения с разрешительным (по ч. 3 Решения) ввозом. Некоторые из них в таблицах:

КлассПримерКод ТН ВЭД ЕАЭС
Озоноразрушающие веществаФторхлорпропан2903 79 300 0
Средства защиты растений (пестициды)Ленты с липким слоем для защиты деревьев от насекомыхИсключение — 3808 94
Опасные отходыАлюминиевый шлак2620 40 000 0
Коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, кости ископаемых животныхКоллекции и предметы коллекционирования по минералогии9705 00 000 0
Дикие живые животные, отдельные дикорастущие растения и дикорастущее лекарственное сырье Живая рыба (исключая декоративных рыб) 0301
Морские и прочие водоросли1212 21 000 0, 1212 29 000 0
Соки и экстракты растительные, для парфюмерных, фармацевтических, инсектицидных, фунгицидных и аналогичных целей. Исключения – живые соболи1302

Примеры видов дикой фауны и флоры, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03.03.1973 (СИТЕС):

Наименование позиции в СИТЕСНомер приложения к СИТЕСРусское и (или) латинское наименование позиции
Axis kuhliiIОлень Куля — животное
Cyathea sppIIЦиатея (все виды) — растение

Примеры редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких живых животных и дикорастущих растений:

Коды ТН ВЭД ЕАЭСРусское наименованиеЛатинское наименование
из товарных групп 0101-0106, 0301, 0306-0308, установленных Решением Совета ЕЭК №54 от 16.07.2012 (для животных)ЛеопардPanthera pardus
из товарных групп 0601-0604, 07, 1211, 1212, 20, 2102, установленных Решением Совета ЕЭК №54 от 16.07.2012 (для растений)Ежовик альпийскийHericium alpestre Pers

Другие примеры ограниченно-ввозимых товаров:

Род товара Еще примеры, на какие товары стоит ограничение на ввоз в страну, — наркотические средства и психотропные вещества:
Драгоценные камниАлмазы несортированные7102 10 000 0
Драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлыМонеты7118 только из драгоценных металлов со вставками из драгоценных камней или без
Минеральное сырьёАгатиз 7103 10 000 8
Ядовитые вещества (не наркотики, психотропы, их прекурсы)Аконит1211 90 860 9
Лекарственные средстваПрепараты контрастные для рентгенографических обследований3006 30 000 0
Радиоэлектронные средства и (либо) высокочастотные устройства гражданского назначения, плюс встроенные, входящие в состав других товаровВысокочастотная аппаратура (промышленная, научная, медицинская) с высокочастотными генераторами 8419, 8514, 8540, 8543, 9018, 9027
Специальные технические средства, для негласного получения информацииСпециальные технические средства для негласной идентификации личности9019 10 900 9
Шифровальные (криптографические) средстваКарманные компьютеры, с функцией шифрования (криптографии)8471 30 000 0
Культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документовРукописи, документальные памятники, архивные документы, созданные 50+ лет назадиз групп 37, 49, 97
Органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, образцы биологических материалов человека Кожа3001 90 200 0
Служебное, гражданское оружие, его основные (составные) части и патроны к немуСтволы нарезные охотничьих, спортивных винтовок и карабинов9305 20 000 1
Информация о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырьяГеологические отчеты и приложения к нимВажен только вид информации, кодовая зависимость отсутствует
Международное непатентованное названиеИное наименованиеХимическое название
АцетилгидрокодеинАцетилдигидрокодеин, тебакон6-ацетокси-3-метокси-N-метил-4,5-эпоксиморфинан
БупренорфинНорфин, бупранал 21-циклопропил-7-альфа-[(S)-1-гидрокси-1,2,2-триметилпропил]-6,14-эндо-этано-6,7,8,14-тетрагидроорипавин

Примеры прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ:

Международное названиеХимическое название либо краткое описаниеКонцентрацияКод ТН ВЭД ЕАЭС
Эфедрин1-фенил-2-метиламинопропан-1-ол10% +2939 41000 0
Антраниловая кислота2-аминобензойная кислота, о-аминобензойная кислота15% +2922 43 000 0

Примеры средств защиты растений и иные стойкие органические загрязнители, используемые в исследованиях лабораторного масштаба и как эталонный стандарт:

Товарное наименованиеКод ТН ВЭД ЕАЭСНомер в реестре Службы подготовки аналитических обзоров по химии (КАС)
Камфехлор (токсафен)3808 59 000 98001-35-2
Эндрин2910 90 000 072-20-8

С 01.03.2020 ввоз электроники в Россию и её успешная реализация на внутреннем рынке происходит с обязательным декларированием безопасности ввозимой продукции по ТР ЕАЭС 037/2016 (37 ТР). Полный перечень продукции, относительно которой действует 37 ТР, установлен Приложением №1 к нему. Нормы содержания опасных веществ в ввозимой электронике устанавливает Приложение №2, а специальные требования к ряду приборов — Приложение №3.

Устранение внешнеторговых льгот, окончательная ликвидация количественных ограничений экспорта и импорта, либерализация экспорта нефти и отмена до 1 января 1996 г. экспортных пошлин. Ежемесячный мониторинг выполнения этих обязательств.  [c.559]
Программы 1995—1996 гг. содержали положения, направленные на завершение процесса либерализации внешнеэкономической деятельности. Россия взяла обязательства по устранению льгот во внешней торговле, окончательной ликвидации количественных ограничений экспорта и импорта. Был ликвидирован институт специальных экспортеров стратегических товаров, включая нефть. Отменялись все экспортные пошлины, в том числе на нефть и газ, а связанные в этим потери для бюджета компенсировались повышением акцизов. Предполагалось понизить таможенное обложение импорта. По соглашению 1996 г. правительство обязалось воздержаться от количественных ограничений на ввоз алкоголя и предоставления льгот по уплате импортных пошлин на материалы для средств массовой информации. Отменялась обязательная предтаможенная экспертиза поставляемых на экспорт товаров.  [c.574]

Правительство РФ принимает решение о ставках таможенного тарифа, вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров на основании лицензирования и квотирования экспортно-импортных операций. Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов продукции, работ, услуг вводится путем лицензирования.  [c.749]

Статья 15. Количественные ограничения экспорта и импорта  [c.349]

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях  [c.350]

Постановления Правительства Российской Федерации о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.  [c.350]

Внешнеторговая квота — это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный периоД времени. Общая квота — это количественные ограничения экспорта и импорта, вводимые Правительством РФ. Квота — это доля общей квоты, определяемая Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и доводимая до Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот с целью размещения и продажи на конкурсе или аукционе.  [c.500]

Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально публикуются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие. Срок действия ограничения, его досрочная отмена или продление, а также все изменения устанавливаются Правительством РФ с учетом международных обязательств Российской Федерации.  [c.501]

Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях  [c.144]

Одним из основополагающих установочных принципов системы ГАТТ/ВТО является признание таможенных тарифов основной формой охраны национального производства, и уровень пошлин тарифов должен последовательно снижаться, а нетарифные барьеры, в первую очередь количественные ограничения экспорта и импорта, должны элиминироваться. Практически, однако, как и до возникновения ГАТТ, с помощью нетарифных ограничений продолжает регулироваться значительная доля импорта. Это касается, в частности, продовольствия, тек-  [c.180]

Ограничением является установление особых требований к ввозу или вывозу отдельных видов товаров (лицензирование и квотирование). Лицензирование вводится по некоторым видам товаров. А может вводиться для какой-либо страны или группы стран. Квотирование — это количественное ограничение экспорта и импорта лицензируемых товаров (установление квоты).  [c.250]

В случае, если какой-либо товар или товары импортируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ, Правительство РФ в соответствии с общепризнанными нормами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового, в формах а) количественных ограничений экспорта и импорта (нетарифное регулирование) б) введения повышенной специальной таможенной пошлины (таможенно-тарифное регулирование).  [c.230]

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА  [c.276]

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА — метод нетарифного регулирования, применяемый в РФ в соответствии со ст. 15 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.  [c.276]

Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях 1) обеспечения национальной безопасности РФ 2) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке 3) защиты внутреннего рынка РФ. Введение количественных ограничений экспорта осуществляется с учетом выполнения РФ своих обязательств по соглашениям, заключенным в соответствии с Законом о соглашениях о разделе продукции, в части обеспечения экспорта минерального сырья, являющегося в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвестора.  [c.276]

Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие. Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением федеральным органом координации и регулирования внешнеторговой деятельности преимущественного права организациям-изготовителям.  [c.276]

Количественные ограничения экспорта и импорта устанавливаются в соответствии с Федеральным законом о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.  [c.508]

Для всех субъектов внешнеторговой деятельности, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Закон О государственном регулировании внешнеторговой деятельности сформулировал общие принципы, определяющие их правовое положение. К ним относится принцип равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация, в соответствии с которым все участники внешнеторговой деятельности должны иметь равные права и обязанности, равные условия деятельности. Проявлением и обеспечением этого принципа можно считать новое положение, обращенное в Законе к торговым представительствам, согласно которому не допускается отказ в предоставлении торговыми представительствами Российской федерации информационных и консультационных услуг российским участникам внешнеторговой деятельности, в частности по мотивам форм собственности, места регистрации, размерам уставного капитала (ст. 32). Как реализация этого принципа могут быть приведены и такие требования к порядку проведения конкурса или аукциона для распределения квот и выдачи лицензий при введении в исключительных случаях правительством РФ количественных ограничений экспорта и импорта, согласно которым не допускается ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке (ст. 15). Важный аспект обеспечения равных условий для участников внешнеторговой деятельности отражен в Законе РФ О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности от 13 марта 1995 г., которым были запрещены льготы, не предусмотренные налоговым и таможенным законодательствами.  [c.129]

Контингентирование и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта — это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.  [c.34]

В отношении товаров, на которые установлены количественные ограничения экспорта или импорта, продление срока действия лицензии возможно только при условии продления срока действия этих ограничений. Продление срока действия лицензии оформляется в виде письма, подписанного уполномоченным Министерства экономического развития и торговли РФ в соответствующем регионе и заверенного его печатью, это письмо является неотъемлемой частью лицензии.  [c.499]

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ с целью защиты национальных интересов и национального рынка. В соответствии со ст. 15 Федерального закона О государственном регулировании внешнеторговой деятельности , экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограни-  [c.500]

Указанные ограничения экспорта и импорта производятся ГВК Совета Министров СССР по представлению МВЭС СССР совместно с компетентными государственными органами в виде количественных или стоимостных квот на импорт или экспорт. Вделки, осуществляемые в рамках заполнения таких квот, подлежат лицензированию.  [c.215]

Регулирующее воздействие на цены оказывает экспортно-импортная политика государства. Количественные и качественные ограничения экспорта и импорта, таможенные пошлины оказывают влияние на внешнеторговые цены страны и на цены внутреннего рынка. Ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а также прямое воздействие на цены импортируемых товаров размером таможенных сборов ведет к ограничению предложения и ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, повышению цен на импортные товары, за которыми следуют цены на продукцию отечественного производства.  [c.22]

Квотирование — количественное ограничение производства, экспорта и импорта товаров (по физическому объему ипи по стоимости), вводимое государственными органами в целях регулирования международной торговли, а также сбалансирования внутренней торговли и платежей.  [c.490]

КВОТИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА — количественные или стоимостные ограничения импорта и экспорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран. Используется как нетарифное средство государственного регулирования экспортно-импортных операций. В зарубежной практике известны также т.н. тарифные квоты, в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случаях превышения установленных ограничений к товарам применяются повышенные ставки пошлин.  [c.100]

Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта).  [c.646]

Если в моделях 1960—1970-х гг. основное внимание уделялось количественным показателям роста, которые зависели от уровня капиталовложений, удельного веса экспорта и импорта в ВВП и т.п., то в рекомендациях МВФ наиболее важными были качественные преобразования в экономике совершенствование аппарата управления, обеспечение эффективности производства, ограничение роли государства как активного субъекта экономического влияния, развитие рыночных отношений. Ставилась задача резко уменьшить долю государственного сектора в экономике посредством продажи акций государственных предприя-  [c.137]

Для реализации Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Правительство РФ приняло постановление «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» от 31 октября 1996 г. № 1299.  [c.39]

Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой настоящей статьи, является единственным органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.  [c.349]

В практике международных отношений в соответствии с К. определяются количества имеющихся у стран голосов в представительных органах, размеры выделяемых кредитных средств, взносов б) инструмент регулирования экспорта и импорта во внешней торговле путем установления на определенный период количественных ограничений объема ввозимых и вывозимых товаров. В современных условиях К. все больше заменяются различными формами протекционизма, т. е. целенаправленного ограждения внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. В международной торговой практике принято различать экспортные и импортные К., устанавливаемые на основе международных обязательств той или иной страны по ограничению производства, экспорта или импорта товаров либо в соответствии с необходимостью соблюдения национальных экономических интересов. Так, экспортные К., как правило, устанавливаются на основе международных стабилизационных соглашений, определяющих долю каждой из стран—участниц соглашения в производстве и эк-  [c.190]

Важную роль в осуществлении государственной внешнеэкономической политики играет Федеральный закон Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятый Государственной Думой 7 июля 1995 г. Этот закон определяет всю систему регулирования внешнеторговой сферы. Он охватывает не только порядок установления таможенных пошлин и в определенных случаях количественных ограничений экспорта-импорта, но и, что особенно важно, механизм экспортного контроля, касающегося прежде всего военно-технического сотрудничества (торговли вооружением, военной техникой и товарами двойного назначения).  [c.214]

В качестве наглядного примера договорного закрепления наибольшего благоприятствования и недискриминации, а также примера реального соотношения этих принципов с взаимной выгодой, — приведем ст. 1 ( Режим наибольшего благоприятствования и недискриминационный режим ) Соглашения от 1 июня 1990 г. о торговых отношениях между СССР и США (вступило в силу для России и США 17 июня 1992 г.). Согласно данной статье режим наибольшего благоприятствования распространяется только на экспорт и импорт товаров, включая таможенные пошлины и сборы, платежи, правила таможенной очистки, транзит, складирование, внутренние прямые и косвенные налоги и сборы на импортированный товар, правила продаж, перевозки, хранения и использования товаров на внутреннем рынке. Недискриминационный режим обусловлен в отношении количественных ограничений и выдачи лицензий на импорт и экспорт товаров, а также распределения валютных средств для оплаты импорта. То есть по предмету применения режим наибольшего благоприятствования действует в относительно узком диапазоне.  [c.111]

Количественные ограничения (квотирование, контингентирование) — наиболее жесткий способ регулирования экспорта и импорта и наиболее несовместимый с рыночной экономикой.  [c.181]

Это — порядок, в соответствии с которым экспорт и/или импорт определенных или всех товаров возможен только по получении лицензии (разрешения) на ввоз и/или вывоз конкретных товаров и в определенных количествах. Наряду с количественными ограничениями лицензирование — наиболее действенный способ внерыночного прямого и гибкого регулирования экспорта и импорта.  [c.183]

Регулирование внешней торговли и протекционизм. Хотя свободная международная торговля выгодна всем странам, но большинство из них использует те или иные ограничения на внешнеторговые сделки. Эти ограничения порождаются стремлением государства получить доход от налогообложения внешней торговли, а также давлением на государства лоббистских группировок тех отраслей, которые не выдерживают конкуренции на внутреннем рынке с импортными товарами. Ограничения на внешнюю торговлю могут иметь различную форму от прямого количественного ограничения масштабов импорта (а в некоторых случаях — и экспорта) до установления различной величины налогов (пошлин) на экспорт и импорт товаров. Политика ограничения доступа импортных товаров на внутренний рынок носит название протекционизма. Она всегда невыгодна для страны в целом и покупателей товаров в частности. Но большинство стран мира до сих пор пользуются ею, так как она позволяет не только избегать конфликтов с могущественными отечественными фирмами, но и пополнять государственный бюджет. В XX в. все больше стран осознают невыгодность протекционизма и вступают в международные торговые организации и экономические союзы. В крупнейшую из таких организаций — Всемирную торговую организацию — необходимо вступить и России для защиты своих экспортеров от протекционистских мер других стран.  [c.318]

В 1958—1968 гг. («переходный период» становления общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы) были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции внутри ЕЭС (по аграрной продукции была осуществлена частичная либерализация и установлен особый режим наднационального регулирования ее производства и сбыта), установлен единый таможенный режим (включая единый таможенный тариф) в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. В области сельского хозяйства был введен общий режим регулирования цен и объемов производства основных видов аграрной продукции умеренного пояса (мясо, зерно, масло и др.) и создан аграрный фонд ЕЭС (ФЕОГА), призванный способствовать модернизации аграрного сектора и противодействовать массовому разорению фермерских хозяйств. Кроме того, была значительно либерализована миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС.  [c.48]

ПРОТЕКЦИОНИЗМ [ фр. prote tionnisme внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства, т.е. политика государства, направленная на поощрение отечественной экономики (отечественных предпринимателей), ее защиту от иностранной конкуренции, расширение внешних рынков для продукции отечественного производства. Такая политика осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, ограждающих внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижающих их конкурентоспособность по сравнению с продукцией национального производства. Это предполагает введение комплекса прямых и косвенных ограничений импорта, а именно таможенных тарифов, квотирования (установления доли разрешаемых к ввозу в страну товаров), нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, добровольных ограничений экспорта и т.п. Для протекционизма характерно финансовое поощрение отечественных товаропроизводителей, материальное стимулирование экспорта товаров. Система протекционистских мер означает следующее вводятся высокие таможенные пошлины, препятствующие ввозу определенных продуктов количественно регламентируется импорт используются ограничительные качественные стандарты создаются препятствия конкуренции иностранных изделий с местным производством. Протекционизм пополняет государственную казну дополнительными денежными поступлениями от таможенных пошлин и других сборов.  [c.253]

Первая — правительственные, административные меры, не связанные прямо с использованием экономических рычагов воздействия на рынки. Это прямой запрет торговли — эмбарго, торговая блокада, бойкот, а наиболее обычно — количественные ограничения (квоты, контин-генты) для экспорта и импорта или разрешительные системы лицензирования торговли. Это также всевозможные строгие технические требования к упаковке, маркировке, ужесточение и усложнение таможенного оформления, документации и досмотра и т.п. (так называемые технические барьеры в торговле — см. ниже). В качестве протекционистских средств защиты внутреннего рынка могут использоваться усложненные и изощренные санитарные и фитосанитарные карантинные меры, требования к подтверждению происхождения товаров и т.п.  [c.181]

Что запрещено ввозить

Правила, действуют ли в РФ запреты на импорт каких-либо товаров (а они действуют), регулируются несколькими нормами:

Класс, примерКод ТН ВЭДПравовая основа
Озоноразрушающие вещества и продукция, содержащая озоноразрушающие вещества (CH3Br — бромистый метил)2903 39 110 0Приложение №1 к Решению
Печатная, аудиовизуальная и на иных носителях информации, запрещенная к ввозу (порнография для сбыта) 3706, 4901, 4902, 4908,

4909 00 000 0,

4910 00 000 0,

4911,

8523

Приложение №1 к Решению
Средства защиты растений и иные стойкие органические загрязнители, запрещенные к ввозу (эндрин). Исключение — ввоз этих средств, упакованных в герметичные ампулы, склянки объемом от 1 до 10 мл (г) для лабораторных исследований или как эталонный стандарт, транзит этих средств2910 90 000 0Приложение №1 к Решению
Служебное, гражданское оружие, его основные части и патроны к нему (оружие, стреляющее очередями)из 9303Приложение №1 к Решению
Орудия вылова водных биологических ресурсов (электроловильные системы и устройства, с электрическими генераторами сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батареей), с совместной функцией вылова водных биологических ресурсов благодаря электрическому току)из 8543 20 000 0Приложение №1 к Решению
Изделия из гренландского тюленя и его детенышей (предметы одежды и принадлежности к одежде из шкурок бельков гренландского тюленя) из 4303 10 101 0

из 4303 10 109 0

Приложение №1 к Решению
Турецкие томаты (свежие и охлаждённые)0702 00 000Указ президента №583 от 28.11.2015, ПП №1296 от 30.11.2015
Отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из отдельных стран (фрукты и орехи) 0801, 0802,

0803, 0804,

0805, 0806,

0807, 0808,

0809, 0810,

0811, 0813

Указ президента №560 от 06.08.2014, ПП РФ №778 от 07.08.2014

Полномочия Коллегии Евразийской экономической комиссии и правительства РФ — это введение запретов на импорт продукции, некоторые виды которой собраны в таблице:

Товарное наименованиеКод ТН ВЭД ЕАЭСКод вида отхода по классификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 года (объединенный перечень отходов A, B и основной перечень регулируемых отходов Y
Гальванические осадки из 2620

из 2837

A1050 Y17, Y7, Y21, Y22, Y23, Y26, Y33
Изношенные камерыиз 4013B3140

Зачем Россия запрещает импорт

Правительство РФ постоянно ужесточает проведение госзакупок, последовательно вводя запреты на товары иностранного происхождения. Под запретом уже несколько десятков видов зарубежной продукции, включая продукты питания, текстиль, обувь и вино.

Недавно Минпромторг также предложил продлить запрет на госзакупки иностранной мебели до конца 2021 года. Срок введенного в 2017 году моратория истекает 1 декабря, а такая мера призвала содействовать развитию отечественного рынка, уверены в министерстве.

В мае премьер-министр России Дмитрий Медведев запретил чиновникам закупать импортное вино, а также игристые, ликерные и фруктовые (плодовые) вина, чтобы те приобретали только отечественную продукцию.

На деле подобные решения, как правило, лоббируются отдельными компаниями и носят точечный характер, отмечают эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».

Сами по себе они не эффективны, так как не становятся драйвером экономического роста России, что видно по замедлению темпов до 0,5% ВВП в первом квартале текущего года, отмечает директор Института стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. «Малоразличимый» экономический рост показывает, что вреда от многочисленных запретов больше, эффекта – мало, говорит он.

Чтобы добиться «рывка» от отечественной обрабатывающей промышленности в случае с той же мебелью, важно, чтобы запрет был временным, а не вечным, отмечает заместитель директора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов.

«Необходимо поставить сроки, в которые будет действовать запрет и дать производителям время на то, чтобы они подняли качество своей продукции», — уверен эксперт.

Даже если сейчас чиновники вынуждено будут покупать российское, остается вопрос: насколько это экономично и эффективно, поскольку в мебельном секторе производятся изделия не всегда высокого качества, отмечает Миронов, а если продукция будет некачественной, то ее придется часто обновлять, что для бюджета с экономической точки зрения невыгодно.

Сфера госзакупок – это небольшой процент, где тратятся государственные деньги, за счет которых можно поддержать некоторых производителей,

поясняет директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития Александр Кнобель. Заметного эффекта в рамках импортозамещения такие меры не вызовут, однако окажут поддержку отдельным российским , — говорит Кнобель.

Тем не менее сфера госзакупок – довольно объемная. Штат чиновников большой, органов власти много, «поэтому им нужно обставляться, а обставлять чиновники любят», отмечает Николаев. он. Да и переезды будут с новой мебелью, напоминает эксперт о недавней «миграции» трех министерств в Москва-Сити. В этом контексте отечественные производители, конечно, будут импортному запрету рады.

Однако на этом пути немало рисков. Из очевидных «минусов» — ограничение конкуренции, без которой «загнивает» рыночная экономика. Это сказывается и на качестве, и на цене конечной продукции.

Импортозамещение — опасная вещь, если ее понимать буквально, соглашается Кнобель.

«Увеличения доли отечественных товаров на внутреннем рынке легко добиться путем ограничения импортных поставок. Но, скорее всего, это приведет к консервации отсталости, снижению конкурентоспособности из-за снижения конкуренции, и уж точно никак не будет способствовать развитию экспортных возможностей», — уверен Кнобель.

Задачу импортозамещения решить сложно, потому что в таких экономических условиях внутренний рынок не растет, добавляет Валерий Миронов. В настоящее время с ней успешно справились только в продовольственной и отчасти оборонной сферах, практически не удалось это сделать в сфере высоких технологий.

Запреты на импорт в госзакупках начались в 2014 году. С каждым годом власти все увереннее шагали по протекционистскому пути. Уже в 2016 году сообщалось, что под запрет при госзакупках попало 420 видов товаров иностранного происхождения.

Помимо полного запрета, существует также понятие «ограничения» допуска товаров. На данный момент в таком «черном списке» уже более 550 товаров. Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Минфина, под полный запрет к настоящему моменту попало около 288 наименований, исключая запрет на все иностранное ПО, которое регулируется отдельным постановлением. Под ограничением в госзакупках около 264 наименований, добавили в ведомстве.

Запреты действуют в различных сферах – от оборонной промышленности до текстильной и продовольственной. Один из самых первых «импортных» запретов для чиновников был введен в 2014 году. Тогда им запретили тратить бюджетные средства на иномарки, прописав в законодательстве определенные технические характеристики автомобилей, которые допускаются к госзакупкам.

Таким образом обновляя автомобильный парк чиновники могли помочь отечественному автопрому. Это было сделано на общей волне импортозамещения, которая возникла в качестве ответа России на девальвацию рубля, вызванное падением мировых цен на нефть и санкциями. В 2015 году эта мера была также расширена – тогда Медведев запретил использовать для госнужд импортную машиностроительную технику. В том же году власти ограничили госзакупки иностранных лекарств, а также медицинского оборудования из-за рубежа.

Позже запрет распространился на продовольствие.

Он коснулся госзакупок свежей и замороженной рыбной и мясной продукции, молока, масла, риса, сахара, соли. Всего в перечне было 23 наименования. При этом тогда запрет обошли фруктов и овощей, потому как именно в этом секторе доля отечественной продукции низкая.

Чуть раньше ограничительные меры были наложены и на непродовольственный сектор. Они действуют с 2014 года, тогда правительство запретило закупать из-за рубежа товары легкой промышленности. В Минпромторге уверяли, что в условиях кризиса эта мера «станет хорошим подспорьем национальной индустрии».

В «запретный» перечень госзаказа вошли импортные ковры, одежда из кожи, спецодежда, белье, меховые изделия, обувь, сумки и другое. Это был федеральный запрет, спустя два года в 2021 году этот запрет признали эффективным и его распространили на регионы. Например, Минпромторг в 2016-ом отчитывался, что после введения предыдущих ограничений доля товаров из стран Таможенного союза увеличилась с 30% до 83%. Из-под запрета во всех случаях выводятся страны ЕАЭС (Евразийского экономического союза): Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.

Кроме того, этим летом будет отмечено пятилетие «продуктовой войны». Именно в продовольственной сфере удалось добиться наибольшего успеха в задаче по импортозамещению. В августе 2014 года страна ввела продэмбарго в отношении ЕС, США и других стран, которые ввели против Москвы санкции. Под запретом оказались мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, рыба и рыбная продукция, овощи и фрукты. В прошлом году Россельхознадзор отчитался, что за три года было уничтожено 26 тысяч тонн санкционной продукции.

Об импортозамещении было модно говорить в 2014-2015 годах, напоминает Кнобель. Начиная с 2016-2017 года, от него отказались, но «слово ругательным еще не стало», иронизирует эксперт. Теперь речь идет о создании конкурентоспособных производств, ориентированных на экспорт, а не на импортозамещении как таковом.

Как ввозят товары физлица

Кратко, как запрет на ввоз импортных товаров затрагивает физические лица. Для личного использования по ТК ЕАЭС (гл. 37) на территорию РФ допускается ввоз конкретного перечня товаров и их объемов без пошлин и декларирования (см. Приложения №1, 3, 6 к Решению СЕЭК №107 от 20.12.2017, Решение). Превышение установленных пределов обязывает физлиц задекларировать товары (по ст. 260 ТК ЕАЭС) и уплатить пошлины (по ст. 266–271 ТК ЕАЭС) в размерах из Приложения №2 к Решению.

Перечень товаров для личного пользования с ограничениями и запретами на ввоз формирует Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №30 от 21.04.2015. По ч. 9 ст. 256 ТК ЕАЭС. Сводный перечень размещается на https://docs.eaeunion.org/ru-ru

Какие есть виды импорта


Все виды импортных операций обычно делят на две больших категории:

  • ввоз товаров народного потребления и промышленной продукции;
  • ввоз сырья (продукции, которая необходима для переработки и для изготовления другой продукции) и услуг.

Еще один вид классификации импорта — это разделение его на прямой и косвенный:

  • при прямом импорте покупатель приобретает товар непосредственно у иностранного производителя или дистрибьютора (нерезидента);
  • косвенный импорт — это получение товаров и услуг у компании-посредника, специализирующейся на таких операциях; в таком случае товар приобретается уже у резидента страны импорта; эта схема позволяет упростить и ускорить для покупателя получение товара.

По типу ввозимой продукции импорт также делят на видимый и невидимый:

  • видимый импорт — это конкретные товары или сырье, полученные для внутреннего употребления, перепродажи, переработки;
  • невидимая торговля, то есть обмен без каких-либо материальных вещей, — это обмен услугами, к которым относятся транспортные, страховые, туристические услуги, переводы за границу, комиссионные и т.д. Если смотреть совсем глобально, то это все услуги, которые были оплачены валютой других стран. Фактически невидимый импорт — это покупка услуг у партнера-нерезидента.

К категории невидимого импорта можно отчасти отнести и инвестиционный. По сути, это импорт капитала, то есть когда компания или частное лицо, которые не являются резидентами, вкладывают свои средства в национальную экономику.

Реимпорт — еще один подвид международных торговых операций. Обычно это возврат товаров в страну-производитель. Главный критерий — это отсутствие ремонта или модернизации обратно ввозимых товарах. Часто бывает так, что реимпортируются товары, у которых найдены заводские дефекты или которые не были проданы дистрибьютором.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе Получить бесплатный доступ на 14 дней

По уровню цены на ввозимую продукцию также выделяют так называемый демпинговый импорт. Суть его в том, что товар ввозится по цене значительно ниже среднерыночной. Но демпинговый импорт может быть вполне легальным, если предприятие-импортер имеет льготы, получает субсидии или освобождено от уплаты пошлин или если предприятие-экспортер самостоятельно снизило цену на свой товар.

По требованиям и ограничениям со стороны государства выделяют импорт лицензируемый и нелицензируемый.

  • Лицензируемый импорт требует специальных разрешений от контролирующих органов. К лицензируемым товарам относятся, например, фармацевтические препараты, химические вещества, шифровальные, копировальные и записывающие устройства, драгоценные камни и металлы и многое другое. Причем получить лицензию на ввоз товаров нужно до заключения контракта с поставщиком.
  • Соответственно, нелицензируемый импорт предполагает отсутствие ограничений на ввоз товаров на территорию РФ.

Серый импорт

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе Получить бесплатный доступ на 14 дней

Экспортно-импортные операции серьезно регулируются государственными органами. Если предприятие импортирует напрямую продукцию, оно обязано заключить внешнеэкономический контракт, оформить паспорт сделки, таможенную декларацию, товарно-транспортную декларацию, предоставить дополнительные документы, если это требуется законодательством. Мы рассказывали об этих процедурах в другой статье.

Но иногда для уменьшения размера таможенной пошлины, налоговых сборов и других затрат импортеры указывают в документах недостоверную информацию. Например, вместо дорогой одежды заявляют сырье для шитья (ткани и фурнитура), вместо целого прибора указывают запасные части к нему и т.д. Еще один вариант снизить таможенные расходы — указать цену товара значительно ниже среднерыночной. Еще один способ указать неверную информацию — это указать неверно страну происхождения товара, а именно — заменить ее на ту, в отношении которой есть больше преференций. Мы предостерегаем вас от таких махинаций.

Чем чревато использование таких схем? В первую очередь, если таможенная служба обнаружит, что груз не соответствует документам, предприятие-импортер должно будет заплатить штраф и полновесную пошлину.

Как ввозят товары юридические лица

Для ввоза изделий в РФ юридическим лицам потребуется:

  1. Выбрать ввозимое изделие с соблюдением таможенного законодательства (см. раздел «Нормативная база») иначе привлекут к административной либо уголовной ответственности (см. раздел «Ответственность за ввоз „запрещенки“») и применят ст. 12 ТК ЕАЭС.
  2. Договориться с продавцом о его стоимости с учетом гл. 5 ТК ЕАЭС.
  3. Определить (по гл. 3 ТК ЕАЭС) товарный код в ТН ВЭД.
  4. Заключить с продавцом договор и получить от него все необходимые первичные документы. Остальные приедут с доставщиком.
  5. Оформить необходимый договор перевозки с транспортной компанией, если вещи доставляют отличные от продавца и покупателя лица.
  6. Оплатить заключенные договоры.
  7. Оплатить таможенное оформление.
  8. Предварительно проинформировать таможню РФ о пересечении границы грузом (по ст. 11 ТК ЕАЭС).
  9. Подать транзитную декларацию, если требуется (см. гл. 17 ТК ЕАЭС).
  10. Доставить груз в конкретные сроки от границы в место доставки на внутренний таможенный пост и поместить в зону таможенного контроля либо склад временного хранения.
  11. Подготовить и подать товарную декларацию (см. гл. 17 ТК ЕАЭС).
  12. Оплатить таможенные платежи (см. Раздел II ТК ЕАЭС).
  13. Перевезти изделие с таможенного склада.
  14. Хранить документы по импорту (см. ст. 320 ТК ЕАЭС).

Ограничения на иностранную торговлю

Ограничения на иностранную торговлю — решение правительства, которое ставит препятствия, и затрудняет процесс товарооборота с участием иностранной продукции на внутреннем рынке государства. Как правило, такие решения могут принимать вид квот или дополнительных тарифов на продажу импорта.

Ограничения на иностранную торговлю: сущность

Сам процесс государственного регулирования — комплекс мер, инструментов и методов, которые применяются правительственными структурами в отношении других стран с учетом национальных интересов. Регулирование может производиться через принятие законов, решений и постановлений. В отношении международной торговли есть несколько методов (инструментов) воздействия, позволяющих осуществлять регулирование — ограничительные условия, введение таможенных тарифов, составление соглашений (договоров) между странами, внедрение дополнительных мер по активизации импорта или экспорта.

При этом в истории известно два направления в отношении внеэкономических связей:

— фритредерство. В этом случае страна ориентируется на свободную торговлю, когда таможенные органы берут на себя исключительно регистрационные функции. Что касается ограничений, пошлин на экспорт или импорт, то их не существует. Такой подход был актуален для Англии в 19-м веке, а его основой стала теория Рикардо. На практике такой подход во внешнеэкономической политике доступен странам, которые имеют высокоразвитое хозяйство и могут справиться с конкуренцией;

— протекционизм — форма политических мер, когда отечественным предпринимателям создаются более выгодные условия внутри страны (если сравнивать с товарами из-за рубежа). При этом данный вид политики может быть реализован посредством двух методов:


1) Тарифных. В этом случае по решению правительства устанавливаются дополнительные пошлины на таможне. При этом сам таможенный тариф представляет собой группу пошлин, которыми облагается ряд товаров, импортируемых на территорию страны или же ввозимых через границу. По сути, таможенные пошлины — налоги, дополнительно налагаемые государством за провоз внутрь страны (из территории другого государства) ценностей, имущества и так далее.

У таможенного тарифа существует несколько функций. К ним можно отнести:

— торгово-политическую; — регулирующую (государство контролирует процесс ввоза и вывода продукции; — защитную (внутренние производители защищаются от навязанной конкуренции); — фискальную (за счет активизации внутреннего производства пополняется бюджет).

Хозяин импортируемого товара после выплаты всех пошлин неизменно меняет цены ввозимой продукции. Как следствие, ограничивающий импорт тариф ведет к снижению возможностей потенциальных покупателей. Подобный подход несет выгоду в первую очередь производителям внутри страны и самому государству.

2) Вторую группу методов (нетарифных) можно рассмотреть с позиции следующей классификации:

— введение административных мер или же численных лимитов. В эту категорию входит сертификация, контингентирование, лицензирование и прочие способы воздействия;

— внедрение технических мер, а именно дополнительного гигиенического контроля, требования к стандартам качества, упаковке или маркировке;

— ввод экономических мер, суть которых заключается в сборе НДС, валютном контроле, обязательном введении таможенных платежей, контроле за ценовой политикой, государственной монополии в отношении внешнеторговых отношений, ведении переговоров с представителями экспортеров других стран о снижении объема поставляемых товаров и так далее.

Нетарифные ограничения устанавливаются на уровне государства и представляют собой непосредственные меры воздействия, обуславливающие точную номенклатуру и объем продукции, разрешенной к ввозу на территорию государства или же вывозу за его пределы.


Одновременно с числом и видом товаров может вводиться ограничение и полностью на страны, с которыми может вестись торговля. В свою очередь, количественные лимиты могут применяться и для решения глобальных задач, к примеру, борьбы с наличием дисбаланса в отношении торговли с некоторыми странами или же как ответ на действие правительств других стран.

На практике ограничения на иностранную торговлю вводятся применительно к тем группам продуктов, которые необходимы самой стране. Важно учитывать особенности и еще некоторых мер:

— контингентирования — ограничения импорта и экспорта с определенной суммой (количеством) товара в конкретный период;

— квотирования — ограничения объемов импорта или экспорта групп товаров определенных наименований. Из всех форм нетарифных ограничений именно квотирование является наиболее распространенным;

— лицензирование подразумевает запрет на ввоз того или иного товара при отсутствии определенной лицензии. Последняя может предоставляться на определенный объем товара и действовать на протяжении ограниченного временного промежутка.

Ограничения на иностранную торговлю: основные причины и последствия

На практике все ограничения в отношении ввозимых на территорию страны вводятся не просто так, а для решения определенных задач и поддержания заданной политики. При этом из всех существующих причин к основным можно отнести две:

— желание государства помочь импортеру и позволить ему установить более конкурентоспособные цены на свой товар; — способ помочь и защитить собственные отрасли от чрезмерной иностранной конкуренции, вызванной активным ввозом товаров из-за рубежа.

Повышение тарифов на рынке государства-импортера неизбежно заставляет поставщика из другой страны реализовывать свою продукцию по более доступным ценам, чтобы быстрее продать товар. С другой стороны, если он этого не сделает, то продать ввезенную продукцию не получится. Это связано с тем, что внутреннего производителя тарифы не затрагивают. Есть еще и третья сторона «медали». Из-за введения подобных ограничений и на фоне роста стоимости ввозимых товаров поднимает свои цены и отечественный производитель. Как следствие, увеличивается его прибыль и объем отчислений в казну страны.

Но данная технология действует только в той ситуации, когда подобные меры вводятся односторонне. То есть одна страна устанавливает тарифы для импорта, а другая продолжает сотрудничество в обычном режиме. На практике же может начаться «обмен ударами», когда другая страна вводит «зеркальные» меры в ответ. Начинается лавинообразное введение дополнительных мер в отношении импорта друг друга, что приводит к торговой войне. Подобная ситуация уже наблюдалась в период Великой депрессии около ста лет назад, когда мировая торговля пережила серьезный кризис.

Вторая причина ограничений на иностранную торговлю — желание защитить определенные отрасли от конкуренции со стороны поставщиков других государств. В такой ситуации потребители теряют дополнительные выгоды, которые дает им активная международная торговля. В свою очередь, защитные меры в отношении своих производителей неизбежно приводят к аналогичным воздействиям с другой стороны. В итоге подобных «войн» страдает потребитель.

Часто введение торговых ограничений объясняется с позиции защиты собственной отрасли и снижения риска потери количества рабочих мест внутри страны и недопущение роста безработицы. В ряде случаев данная схема работает, но в любом случае рабочие места получится сохранить, ведь реальная прибыль потребителей уменьшается, а цены растут. Кроме этого, защищенные таким способом ресурсы различных ответвлений будут использоваться неэффективно.

Одновременно с этим есть страны, где активный импорт товара из-за границы действительно вызывает проблемы. В частности, в некоторых странах это приводит к снижению уровня отчислений в казну. На Западе подобные ситуации решаются путем проведения торговой перестройки. В частности, вводятся специальные пособия для безработных, определенные программы по переподготовке кадров, предоставляется возможность выдавать займы сотрудникам фирм и компаний, пострадавших от конкуренции.

Что-то подобное происходит и в России. При этом данная политика (особенно в отношении гражданских сфер деятельности) весьма актуальна. Большая нагрузка на отрасли, занимающиеся производством потребительской продукции, может привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы и сделать их более конкурентоспособными в сравнении с иностранным товаром. На современном же этапе нет достаточной помощи от государства или же собственных ресурсов для проведения перестройки.

В ряде случаев внедрение торговых ограничений аргументируется группой неэкономических причин. К примеру, если государство считает, что должно быть готово к военной операции, то оно делает упор на поддержку собственных отраслей. При этом основная цель — развить внутри государства те отрасли, продукцию которых на данный момент проще и выгоднее приобретать за границей. Таким способом осуществляется защита от иностранной конкуренции. В истории известны случаи введения жестких ограничений на торговлю по политическим причинам. К примеру, в США были введены суровые запреты на проведение торговых сделок с такими государствами как Ливия и Куба.

Ввозные пошлины в 2021 году

Тарифы за таможенные операции устанавливает ПП РФ №863 от 28.12.2004.

Ставки пошлины за таможенное оформление (со скидкой в 25% за электронное декларирование):

Ставки за таможенное оформление отдельных позиций:

ТоварСумма за ввоз (в руб.)
Ценные бумаги с номиналом в зарубежной валюте500, если оформить пакет в одной декларации
Для личного пользования250, исключение товарная позиция 8703 — легковые авто, рассчитывают по предыдущей таблице
Воздушные, морские, речные, смешанного типа суда10 000 за одно, если иное не прописано в ч. 7(3) ПП №863

Для всех типов судов оплачивается временный ввоз.

С 01.08.2020 ввозные пошлины определяются в ПП РФ №342 от 26.03.2020.

ВАЖНО!

Вещи из ст. 47 ФЗ №289 от 03.08.2018 свободны от уплаты таможенных сборов. Совет ЕЭК расширил перечень товаров с нулевой ввозной таможенной пошлиной и упростил требования к сертификатам о происхождении товара.

Новые запреты на вывоз продовольствия

Помимо прочего, некоторые продовольственные товары тоже попали под запрет.

Коллегия ЕЭК решением № 43 от 31.03.2020 утвердило также перечень запрещенного к экспорту продовольствия, а именно:

Наименование товараКод ТН ВЭД ЕАЭС
Респиратор для работы с защитными очками 3-я степень защиты, FFP3, до 50 ПДКиз 6307 90, из 9020 00 000 0
Респиратор противоаэрозольный FFP3из 6307 90, из 9020 00 000 0
Защитные очки герметичныеиз 9004 90
Полнолицевая маска для использования с противоаэрозольными фильтрами FFP3из 6307 90, из 9020 00 000 0
Фильтры для полнолицевой маски противоаэрозольные FFP3из 8421 39 200 9, из 8421 39 600 0, из 8421 39 800 7, из 8421 99 000 8
Одноразовые комбинезоны химической защитыиз 3926 20 000 0, из 5603, из 5903, из 5906, из 5907 00 000 0, из 6210
Одноразовые костюмы химической защитыиз 3926 20 000 0, из 5603, из 5903, из 5906, из 5907 00 000 0, из 6210
Противочумный костюм I типа многоразовыйиз 6211
Бахилы особо прочныеиз 3926
Маски, бинты, вата, марля и прочееиз 3005
Средства дезинфицирующие, противовирусные, на основе четвертичных аммониевых солей, на основе галогенированных соединений, прочиеиз 3808 94 100 0, из 3808 94 200 0, из 3808 94 900 0
Перчатки хирургические стерильные, нестерильные, из натурального или синтетического латекса, резиновые, синтетические, одноразовые и для многократного применения, защитныеиз 4015 11 000 0
Перчатки медицинские диагностические, смотровые, стерильные, нестерильные, из натурального или синтетического латекса, резиновые, синтетические, одноразовые и для многократного применения, защитныеиз 4015 19 000 0
Маски медицинские из нетканых материалов, одноразовые и для многократного примененияиз 6307 90 980 0
Халаты медицинские хирургические одноразовые и для многоразового использованияиз 6207, из 6208, из 6210 10 920 0
Комплекты медицинские одноразовые из нетканых материалов, стерильные и нестерильные, комплект одежды врача, защитный, комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной и первой помощи, комплект белья и одежды стерильный для операционных, комбинезоны и халаты медицинские хирургическиеиз 6203, из 6204
Оборудование дыхательное прочее и газовые маски, кроме защитных масок без механических деталей и сменных фильтровиз 9020 00 000 0

Следует отметить, что запрет на экспорт риса не коснётся культуры, произрастающей Республике Казахстан, о чём сообщается в самом Решении Коллегии ЕЭК.

В качестве примечаний важно учитывать, что:

1. Необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.

2. Запрет не распространяется на товары, вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза:

  • для оказания международной гуманитарной помощи
  • физическими лицами для личного пользования;
  • в качестве припасов, а также для обеспечения деятельности сооружений и установок, в отношении которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией.

3. Запрет не распространяется на вывоз товаров, перемещаемых в рамках международных транзитных перевозок.

Ответственность за ввоз «запрещенки»

В зависимости от тяжести деяния, нарушенный запрет на импорт товаров в Россию карается административно либо уголовно. Административно по ст. 16.3 КоАП РФ нарушителей штрафуют:

  • физлиц — на 1 000–25 000 руб. с товарной конфискацией (либо без). Либо только товарная конфискация;
  • должностных лиц — на 5 000–20 000 руб.;
  • юридических лиц — на 50 000–300 000 руб. с товарной конфискацией (либо без). Либо только товарная конфискация.

Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и иных вещей, особо опасных для людей и государства, карается уголовно по ст. 226.1 УК РФ лишением свободы на 3–12 лет со штрафами до 1 000 000 руб. Суд вправе дополнить лишение свободы и штрафом на доход преступника до пяти лет с ограничением свободы на год-два.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]