Что такое индекс таможенной стоимости, для чего он нужен и как рассчитывается

Скорость таможенного оформления и даже возможность перемещения груза через границу РФ определяется полнотой пакета документации и правильностью расчетов, касающихся таможенной стоимости. Таможенная служба весьма строго проверяет достоверность таможенной стоимости, поскольку от этого зависит размер таможенных платежей.

ВНИМАНИЕ! Мы работаем только с юридическими лицами.

Таможенную стоимость рассчитывает декларант, но это не лишает инспектора права сделать корректировку. По сути, корректировка таможенной стоимости нацелена на сбор дополнительных таможенных платежей. Существует мнение, что решение о КТС принимается не только в связи с нарушениями, но и в связи с тем, что российский бюджет не дополучает финансовые средства.

От корректировки таможенной стоимости не застрахован никто. А для декларанта она означает вероятность существенной задержки таможенного оформления и непредвиденные расходы.

Что такое таможенная стоимость

Таможенная стоимость не равна стоимости товара и включает дополнительные расходы:

  • затраты на оформление разрешительной документации
  • затраты на производство, продажу, рекламу;
  • стоимость доставки до границы с РФ;
  • затраты по сделке продавца и покупателя;
  • доходы покупателя от перепродажи.

Каждый пункт должен быть подтвержден документально.

Что такое ИТС

Индекс таможенной стоимости (ИТС) рассчитывается очень просто — это отношение таможенной стоимости товара к его весу нетто. Иными словами, ИТС показывает, сколько стоит 1 кг ввозимого товара. Все остальные термины вроде «таможенной ставки» — просто другие названия того же явления.

При расчёте ИТС нужно помнить, что таможенная стоимость ввозимого товара включает не только сумму покупки, которую вы заплатили иностранному поставщику, но и многие расходы, возникшие до пересечения товаром границы. Подробнее о расчёте таможенной стоимости можно прочитать в этой статье. Поэтому расхожее выражение «цена ниже риска» не совсем корректно.

Методы расчета ТС

Существует 6 методов определения таможенной стоимости к ввозимым товарам, применяемых в их последовательности, кроме 4 и 5 метода:

  1. Метод сделки по цене с ввозимыми товарами (предусматривает, что ТС равна фактурной стоимости. В зависимости от условий поставки к фактурной стоимости для целей расчёта ТС либо прибавляют транспортные и прочие расходы либо вычитают из фактурной стоимости).
  2. Метод сделки по цене с идентичными товарами.
  3. Метод сделки по цене с однородными товарами.
  4. Метод вычитания (из стоимости товаров на вн. рынке вычитают расходы внутри страны, суммы таможенных платежей и прочие расходы внутри ЕАЭС).
  5. Метод сложения (рассчитывается путем калькуляции расходов на изготовление и доставку товаров до границы ЕАЭС из страны вывоза – практически метод очень редко применяется.
  6. Резервный метод. Позволяет сочетать «гибко» предыдущие методы.

Метод определения ТС для вывозимых товаров определяется на уровне РФ соответствующим Постановлением Правительства РФ – от 16 декабря 2021 г. N 1694.

Чем опасен ввоз «ниже риска»?

На практике декларирование «ниже риска» — серьёзная проблема. Не зря в профессиональной среде рисковые ставки называются «проходными».

Таможня крайне болезненно относится к попыткам декларирования ниже минимальной ИТС. Этому есть несколько взаимосвязанных причин:

  • во-первых, ИТС ниже риска указывает на возможное намеренное занижение стоимости в целях сокращения платежей — то, с чем призвана бороться таможня;
  • во-вторых, это напрямую влияет на выполнение планов по сборам в бюджет, т.к. при построении планов прогноз товарооборота переводился в финансовые показатели именно по ставкам риска;
  • наконец, выпуск по ставке ниже риска автоматически «тянет вниз» всю последующую статистику кода, что также не приветствуется федеральной таможенной службой (ФТС).

По этим причинам инспектор сделает всё, чтобы либо не выпустить товар по заявленной стоимости, либо собрать неопровержимые доказательства её правомерности, прикрыв тем самым собственные тылы на случай последующего «разбора полётов».

Последствия для импортёра

Декларирование ниже риска гарантированно создаёт проблему в виде дополнительной таможенной проверки, направленной на подтверждение стоимости. В зависимости от величины отклонения, общего объёма партии и степени изощрённости инспектора, запрос может включать:

  • заверенный поставщиком прайс-лист;
  • официальный запрос стоимости и протокол переговоров по цене;
  • публичная информация, подтверждающая реальность заявленных цен, например, скриншоты с сайта;
  • договора и счета-фактуры на реализацию аналогичных ранее ввезённых товаров на территории РФ;
  • прайс-листы оптовых продавцов аналогичного товара в РФ;
  • официальное заключение независимой экспертной организации, аккредитованной при торгово-промышленной палате;
  • многое другое, чего иногда даже не представить заранее…

В результате проведения доп. проверки импортёра ждёт один из трёх возможных финалов:

  • Выпуск товара по заявленной стоимости — окончательная и безоговорочная победа! Ведь помимо решения проблемы ввоза конкретной партии успешный выпуск создаёт прецедент и попадает в таможенную статистику. А значит, будет на что ссылаться при всех дальнейших ввозах.
  • Корректировка таможенной стоимости (КТС) — напротив, самый худший из возможных раскладов. Таможня принудительно увеличивает стоимость для целей расчёта пошлин и НДС. Помимо роста платежей сам факт КТС очень плох для импортёра. Во-первых, он также создаёт прецедент и попадает в статистику, что автоматически сказывается на последующих ввозах. Во-вторых, это бьёт по репутации импортёра на таможне и увеличивает вероятность «срабатывания» других рисков в будущем. В-третьих, КТС является решением, которое очень трудно отменить, даже если оно оказалось неправомерным.
  • Условный выпуск под обеспечение — это промежуточный вариант: ни нашим, ни вашим. Суть его в том, что таможня не задерживает товар, но выпускает его «условно»: вопрос таможенной стоимости и окончательной суммы налогов остаётся открытым. При условном выпуске всегда назначается доп. проверка, а окончательное решение принимается после рассмотрения всех затребованных документов. Главная неприятность в том, что импортёр обязан перечислить на счёт ФТС денежный залог, гарантирующий выполнение обязательств на случай, если заявленная стоимость не будет подтверждена. Поэтому такой выпуск называется «под обеспечение».

На практике выпуск под обеспечение наиболее вероятен, и в среде брокеров его принято считать удачным исходом. Импортёр сразу получает свои товары, лишь на время замораживает деньги и после прохождения доп. проверки получает «красивую» статистику для последующих ввозов. Инспектор тоже по-своему в выигрыше — он не «режет» импортёра и сам не «подставляется» под возможные санкции за выпуск ниже риска. Пикантность заключается в том, что в отличие от выпуска по заявленной стоимости, где инспектор несёт персональную ответственность за принятое решение, доп. проверка проводится дюжиной подразделений, а её результат утверждается зам. начальника поста.

Почему возникает корректировка?

Представители таможенной службы располагают статистическими данными о стоимости того или иного товара по странам и регионам. В их распоряжении находятся ценовые каталоги, документы по ранее заключенным сделкам, биржевые котировки и индексы. Эти данные накапливаются по каждому коду ТН ВЭД. Необходимость корректировки таможенной стоимости возникает, когда:

  1. Стоимость импортного товара ниже уровня риска.
  2. Стоимость товаров не вписывается в диапазон статистических данных по конкретному коду ТН ВЭД.
  3. В расчет не включены брокерские, экспедиторские и другие услуги.
  4. Товар стоит меньше, чем отдельные его компоненты.
  5. Не обоснован выбор метода расчета таможенной стоимости.
  6. Информация в декларации не соответствует фактическим данным.
  7. Имеются другие обстоятельства, позволяющие усомниться в достоверности таможенной стоимости.

Профили рисков выпускает ФТС. В этих документах указаны факторы риска, например: статистическая стоимость за кг, страна происхождения и отправления товара и другое. Если, к примеру, стоимость товара за кг оказалась ниже статистической, то риск срабатывает автоматически, и таможня должна запросить у декларанта дополнительные документы для подтверждения таможенной стоимости

Бывают ситуации, когда в договоре прописывают заниженную стоимость, чтобы сэкономить на таможенных платежах. Но бывают и случаи, что корректировка таможенной стоимости неправомерна. Например, импортер указывает действительную таможенную стоимость: ему просто удалось договориться с поставщиком о более низкой цене, или поставщик предоставил скидку. Тогда нужно будет подтвердить таможенную стоимость документально.

В целом корректировка таможенной стоимости обеспечивает условия честной конкуренции, ведь если таможенная стоимость занижается, уплачивается меньшая сумма таможенных платежей и тем самым обеспечивается конкурентное преимущество.

В принципе, всегда нужно быть готовым к корректировке, потому что ТС оценивается по методу сравнения цен.

Пример использования

Итак, рассмотрим на примере, как работает система управления рисками и применяемый в ней ИТС.

Предположим, вы приобрели 100 кг товара за 1000 долларов. Индекс, таким образом, составил: доллар/кг = 10 долларов. Со стоимости товара (1000 долларов) вам предстоит уплата налогов и пошлин. Однако на вашу товарную категорию, определяемую по классификатору ТН ВЭД, у сотрудников ФТС существует профиль риска, или статистическая «проходная цена». Предположим, что эта цена составляет 20 долларов/кг.

В подобном случае импортеру будет предложено откорректировать таможенную стоимость в соответствии с показателями таможни – в данном примере в два раза. При этом также в два раза увеличатся и таможенные платежи, что, безусловно, отразится на конечной розничной стоимости и прибыльности вашего бизнеса.

Декларанты, относящиеся к добросовестным участникам ВЭД и готовые документально подтверждать контрактную стоимость груза, рассматривают для себя сразу два варианта прохождения процедуры таможенной очистки – с корректировкой таможенной стоимости (КТС) и без нее. Стремление предугадать сценарий растаможки и способность быть готовыми к худшему варианту в работе с ФТС помогают им заранее подготовить необходимые документы и избежать КТС.

Какие категории товаров чаще других попадают под корректировку

Потенциально подлежит корректировке таможенной стоимости большая часть товарной номенклатуры. Наиболее часто под КТС попадают:

  • электроника;
  • технологическое оборудование;
  • транспортные средства;
  • корма для животных;
  • товары народного потребления;
  • орехи и сухофрукты;
  • мясо крупного рогатого скота;
  • живые цветы.

В целом, это те товары, которые относятся к одному коду ТН ВЭД, но имеют различные качественные характеристики и функции.

Вероятность корректировки можно прогнозировать, ведь в свободном доступе есть источники, в которых указана среднестатистическая стоимость тех или иных импортных товаров.

Для чего важно знать ИТС?

Чтобы убедительно ответить на этот вопрос нужно чуть-чуть представить, как работает таможня, в частности, её система управления рисками.

Таможенная статистика и система рисков

С учётом огромного и нескончаемого товаропотока, ни один пост не способен проверять не то что 100% деклараций, но даже сколько-нибудь значимую их долю — абсолютное большинство поставок выпускается «на автомате». Чтобы максимально эффективно использовать ограниченный ресурс более тщательной проверки (изучение документов, рентген, досмотр и т.п.), таможня опирается в своей работе на гигантскую по объёму и сложности информационную систему, которая собирает и хранит статистику всех поставок. Она в режиме реального времени сравнивает контрольные значения декларируемой партии со статистикой по аналогичным товарам. Большие отклонения и прочие «нестыковки» — указатель на возможное недостоверное декларирование и повод для более пристального изучения.

Эти математически выведенные и статистически обоснованные индикаторы и называются таможенными рисками. Их великое множество, в том числе весьма экзотические. Например, риск подачи декларации в выходной день (когда многие профильные отделы таможни отдыхают).

Для каждого риска прописан порядок действий при его возникновении: от запроса дополнительных документов до обязательного досмотра с полной выгрузкой товара.

Декларирование товара с ИТС ниже определённого уровня — серьёзнейший таможенный риск, гарантирующий проблемы при выпуске и чреватый серьёзными финансовыми потерями.

Установленный таможней минимальный ИТС называется «рисковой» или «проходной» ставкой.

И снова ТН ВЭД…

Как несложно догадаться, те самые контрольные значения ставок таможенной стоимости установлены для кодов ТН ВЭД (для тех, кто не в курсе, что такое ТН ВЭД, рекомендую ознакомиться с её кратким описанием в этой статье).

Рисковые ставки назначаются на основе статистических данных за период, как правило, последние полгода. Это закрытая информация для служебного пользования, но любой уважающий себя брокер имеет возможность узнать проходной ИТС интересующего товара.

Как подтвердить таможенную стоимость

Главный совет декларанту – подготовка как можно более полного пакета документов, особенно если это первая партия товара. Желательно всегда иметь «под рукой» документы, которые позволят доказать таможенную стоимость. Если их не окажется, а таможня запросит доказательства, можно не успеть оформить все бумаги, потому что срок на это дается ограниченный.

В роли доказательства могут выступать:

  • коммерческие предложения;
  • договоры между поставщиком и покупателем;
  • инвойс;
  • прайс-листы;
  • экспортная декларация;
  • цены на сайте производителя, в маркетплейсе и других открытых источниках;
  • стоимость на внутреннем рынке той страны, откуда товар импортируется.

Используя в качестве доказательства экспортную декларацию, важно убедиться, что она действительная. Предоставлением липовой декларации грешат китайские поставщики, чтобы вернуть больший НДС.

Последующие партии товара растаможить проще. Гораздо легче будет доказать таможенную стоимость. Однако риск корректировки сохраняется.

Что делать, если ТС нужно подтвердить?

Возможно два варианта развития событий:

  1. Предоставить документы, подтверждающие таможенную стоимость, и ждать, что решит таможня.
  2. Внести достаточное обеспечение (за счет средств клиента или таможенного представителя) и условно выпустить груз.

И у того и другого варианта есть свои недостатки. В первом случае нужно уложиться в отведенные сроки. Решение по корректировке таможенной стоимости принимается в течение 10 дней. И, согласно практике, вероятность того, что товар будет выпущен по той стоимости, что заявлена в декларации, очень мала. В другом случае, шансы повышаются, но обеспечение чаще всего вносится из расчета максимальной стоимости аналогичных товаров. На предоставление запрашиваемых документов дается уже 60 дней, но если документы не будут предоставлены или не удастся доказать заявленную ТС, то обеспечительный платеж списывается.

ИТС и профиль риска

Профиль риска с учетом положений статьи 376 “Определения” ТК ЕАЭС представляет собой документ, содержащий сведения об области риска, индикаторах риска и мерах по минимизации рисков. Учитывая активное развитие внешнеторговых отношений и информационных систем, профили риска приходится систематически обновлять в соответствии с текущей обстановкой.

Справка. Профилей рисков существует много, они постоянно меняются. Некоторые теряют актуальность. Старые удаляют и вместо них вписывают новые.

В профилях риска также используются соотношения разных величин. К примеру, есть риски по разнице веса нетто/брутто. Их используют против участников ВЭД, которые занижают вес нетто с целью завысить ИТС. Сотрудники таможни регулярно оценивают эффективность его применения, вносят уточнения и правки.

Также таможенные органы осуществляют категорирование участников ВЭД: предприниматели распределяются по группам в зависимости от степени их благонадежности. Для этого анализируются сведения о финансовом состоянии компании, как давно она работает на рынке, насколько достоверно осуществляет декларирование.

Важно! Импортеры из группы низкого уровня риска могут рассчитывать, например, на быстрый выпуск товаров или снижение количества дополнительных проверок при оформлении грузов.

Участникам ВЭД, только начинающим свою деятельность, необходимо набраться терпения, поскольку для них СУР будет срабатывать значительно чаще. Не стоит забывать и о генераторе случайных чисел, который не позволяет расслабиться всем импортерам. В любом случае срабатывание системы управления рисками — не повод для паники.

Наличие полного пакета документов, подтверждающих заявленные в декларации сведения, позволит разрешить все возникшие вопросы с минимальными потерями и повысить свою репутацию для таможенных органов.

Таким образом, СУР призвана отсечь человеческий фактор при проверке инспектором таможенной декларации и пресечь нарушения законов.

До выпуска или после выпуска

Инициатором внесения изменений может выступить как таможенный орган, так и сам декларант. Решением Коллегии ЕЭК №289 от 10 декабря 2013 г. и ст.112 ТК ЕАЭС установлены правила и сроки внесения изменений о ТС.

Один из случаев корректировки таможенной стоимости – до выпуска товаров. Возможность подать обращение у декларанта сохраняется до тех пор, пока таможня не назначила даты досмотра, экспертизы и не запросила дополнительную документацию. После обращения декларанта оформляется разрешение на внесение изменений.

Если о корректировке заявляет таможенная служба, то декларант получит под роспись или по электронной почте соответствующее требование. В нем будет указан перечень документов, которые он дополнительно должен предоставить, письменное описание причины, из-за которой возникла необходимость корректировки, и способы исправления недостатков. Сроки ограничены. Если требования таможни не будут удовлетворены в указанный период времени, то груз не выпускается с таможни, а помещается на СВХ. Если документы будут заполнены неправильно, то таможня отказывает в регистрации изменений.

После выпуска товаров у таможенников остается право на проведение корректировки в течение 3 лет или даже 5 лет в отдельных случаях. Порядок такой:

  1. Проводится камеральная проверка, после которой оформляется акт. Таможенная стоимость, которая была указана в декларации, признается недействительной, а на самом документе проставляют отметку о необходимости применения корректировки.
  2. Выносится решение о КТС, в котором указываются сроки урегулирования проблемы (обычно 10 рабочих дней).
  3. Декларант может согласиться или не согласиться с решением о КТС. Если он не соглашается, то должен указать почему. Тогда таможенный орган рассчитывает таможенную стоимость и предлагает внести сумму в добровольном порядке.

Декларант также сохраняет за собой право изменения данных о ТС. Чтобы инициировать внесение изменений, он должен составить в произвольной форме обращение, указать, почему вносятся изменения и документально их подтвердить. Разрешение или мотивированный отказ оформляются в 30-дневный срок.

Если в связи с КТС возникла переплата по таможенным платежам, таможня должна об этом предупредить.

Правовая база

Правовую основу применения СУР в Российской Федерации составляют положения ТК ЕАЭС, а также:

  1. Федеральный закон от 14 ноября 2021 г. №317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».
  2. Федеральный закон от 3 августа 2021 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2575-р[2].
  4. Иные ведомственные нормативные и правовые акты.

Обжалование решения

Если корректировка таможенной стоимости была проведена, решение можно обжаловать в досудебном порядке, оспорив его в вышестоящем органе, и через суд.

Причем неимущественное требование о признании решения таможни незаконным можно заявить в суде в течение трех месяцев, а имущественное требование, в том случае если таможня отказалась вернуть переплату в связи с КТС, – в течение 3 лет. Взыскать разницу декларант может даже тогда, когда уплатил большую сумму в добровольном порядке.

Сроки возврата излишне уплаченных средств могут затянуться и составляют от 3 до 6 месяцев. Если же решение уже вступило в силу, то деньги вернут максимум в течение 2 месяцев.

Случаи отмены корректировки случаются часто, но для защиты своих интересов лучше подобрать квалифицированного таможенного юриста.

Возврат КТС

Возврат КТС возможен в трех случаях:

  • уплачена лишняя сумма таможенных платежей – возникает, если при КТС импортер внес необходимую сумму, но обжаловал решение в суде и выиграл дело;
  • нужно возвратить денежный залог, внесенный в качестве обеспечения таможенных платежей при условном выпуске – необходимость в этом возникает, если после проверки документов принимается заявленная первоначально таможенная стоимость;
  • необходимо вернуть авансовый платеж – если он превысил сумму, которую нужно было уплатить.

В каждой из этих ситуаций следует предоставить пакет документов и заявление. Перечень документов и содержание заявления для каждого случая будут отличаться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]