Мангальная зона, с которой никогда не будет скучно готовить! Повар любого уровня оценит удобное расположение рабочих поверхностей, мангала и печи. Мангальный комплекс изготовлен из высококачественных и прочных материалов, покрыт жаростойкой краской и полимерным порошковым покрытием. При этом он прост в эксплуатации и обслуживании.

Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу


Под термином таможенная стоимость чаще всего понимают таможенную стоимость товара (ТСТ). Исходя из ее величины и высчитываются необходимые к уплате таможенные платежи, то есть пошлины, налоги, акцизы и сборы. Таким образом таможенная стоимость формируется из стоимости товара и суммы всех расходов, понесенных участником ВЭД при их транспортировке в Российскую Федерацию (т.е. расходов понесенных на иностранной территории). Таможенная стоимость, то есть ее величина (размер) фиксируется в особом документе – ДТС-1, который подается вместе с основной таможенной декларацией.

Что же собой представляет понятие таможенная стоимость? Таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза…” (статья 39 ТК ЕАЭС).

Иными словами, таможенная стоимость это сумма затрат, понесенных участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при покупке товара, его страховании, лицензировании и доставке. Также при расчете таможенной стоимости учитываются и другие возможные расходы, понесенные участником ВЭД при доставке товара от места приобретения за рубежом до границы Таможенного союза.

Таможенная стоимость товара (ТСТ) определяется по формуле:

ТСТ = стоимость покупки + дополнительные расходы (транспортировка, страхование, лицензирование, услуги таможенного брокера и др.).

Под товаром Таможенный кодекс ЕАЭС понимает любое движимое имущество, в том числе электрическую энергию, товары, перемещаемые по трубопроводам, валюту, ценные бумаги, дорожные чеки и т.д. (статья 2 ТК ЕАЭС). Таможенные пошлины, налоги и сборы, начисленные на величину таможенной стоимости, и выплаченные участником ВЭД при таможенном оформлении товаров являются доходом государства и поступают в бюджет страны (известно, что именно таможенные платежи составляют до 40% доходной части российского бюджета!).

Что такое КТС?

Корректировка таможенной стоимости — это перерасчет сотрудниками таможни стоимости товара, которую импортер указал в документах, и которая их не устраивает. Таможенные органы принимают решение о КТС при заниженной задекларированной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию.

Если КТС проведена, то ее результатом будут доначисленные налоги и пошлины, которые декларант должен будет уплатить в обязательном порядке.

КТС бывает:

  • Условной. Включает дополнительную проверку таможней. Товар выпускается условно или с обязательным совершением будущего платежа.
  • Окончательной. Сумма, которую таможня начислила к доплате таможенного платежа, списывается сразу же.

Различные варианты учета таможенной пошлины

Если таможня сочла, что таможенная стоимость должна быть не такой, как заявленная вами в ГТД, и вы решили не спорить с ней, то вам придется решать вопрос, как отразить изменение таможенных платежей в бухгалтерском и налоговом учете. И прежде всего надо посмотреть, как учитываются сами таможенные пошлины.

Как известно, в налоговом учете таможенные пошлины могут учитываться как в стоимости товара, так и в составе прочих расходов. Вариант учета ваша компания может выбрать (или уже выбрала) самостоятельно и закрепить в учетной политике.

В бухучете таможенные платежи (кроме НДС, принимаемого к вычету) должны включаться в стоимость товара. Но это требование часто не выполняется. Импортеры стараются подтянуть бухгалтерский учет под налоговый. Для многих (особенно если нет необходимости составлять отчетность по международным стандартам и проходить аудиторскую проверку) это лучше, чем сближать налоговый учет с бухгалтерским и лишаться возможности единовременного признания в расходах таможенных пошлин, которую дает Налоговый кодекс. Такие импортеры ориентируются на требование рациональности ведения бухучета. Ведь, как правило, документы от таможни приходят с существенным опозданием, и определить достоверную сумму пошлины на момент оприходования товара часто просто невозможно.

Кто осуществляет корректировку таможенной стоимости?

Принять решение о корректировки таможенной стоимости и провести ее процедуру может таможенный инспектор. После декларирования товара и расчета его цены импортером, инспектор с помощью программы сравнивает стоимость с данными профиля риска.

Также инициирование КТС может быть со стороны импортера, когда ему нужно внести изменения в документы.

Методы определения таможенной стоимости

В Российском законодательстве определено шесть методов таможенной стоимости. При невозможности определить цену товара первым способом, таможня переходит ко второму и т.д.

  1. По стоимости сделки с ввозимыми товарами. В расчет берут понесенные или предстоящие к обязательной уплате затраты на приобретение товара, его доставку, страховку, лицензию, агентские комиссии и т.п.
  2. По стоимости сделки с идентичными товарами. Таможенная стоимость оценивается так же, как и стоимость уже прошедших в течение 90 дней границу РФ идентичных товаров.
  3. По стоимости сделки с однородными товарами. Процедура похожа на предыдущий метод, но учитываются однородные товары, у которых схожие функции и характеристики, но они не являются идентичными.
  4. На основе вычитания стоимость. Таможенный орган берет стоимость идентичных или однородных товаров, которые продали в первоначальном виде на территории РФ.
  5. На основе сложения стоимости. В расчет берут издержки производства, прибыль и расходы на сбыт декларированной продукции.
  6. Резервный метод подразумевает экспертные оценки и специальные расчеты, в основу которых заложена цена реализации этих товаров на территории Российской Федерации.

Как подтвердить первый метод?

Подтверждение первого метода таможенной стоимости предполагает сбор и корректное оформление документов с целью доказательства таможенной стоимости, изначально указанной владельцем груза в декларации. В целях минимизации риска КТС необходимо располагать всеми документами, необходимыми для подтверждения цены, которую вы указали в декларации. Причем, пакет документов необходимо иметь “под рукой”. Зачастую участники ВЭД легкомысленно относятся к сбору документов, и при запросе таможней дополнительных документов, просто не успевают их оформить.

Из чего складывается таможенная стоимость товара?

Таможенная стоимость — цена, равная сумме затрат, которые понес участник ВЭД при покупке товара, его страховке, лицензировании, транспортировке, комиссионные агента и т.п. Сюда будут входить все расходы с моменты покупки заграницей до момента декларирования.

Таможенная стоимость = стоимость покупки + дополнительные расходы.

Как не ошибиться при декларировании таможенной стоимости

Декларация — важная часть таможенного оформления. В обязательном порядке декларируются все ввозимые и часть вывозимых товаров. Правильно определить и достоверно заявить таможенную стоимость очень важно, поскольку от нее зависят пошлины, налоги. Из-за этого таможня контролирует ее особо тщательно. Таможенное законодательство всегда подвергается корректировкам, но главный документ, где прописано определение таможенной стоимости — ТК ЕАЭС.

Применение первого метода

Первый метод определения стоимости самый приоритетный и подходит почти подо все случаи. В качестве таможенной стоимости зачастую принимается цену сделки товаров. Декларант должен правильно указать все расходы: транспортировка, страховка, комиссионные и т.п. Все расходы документально подтверждаются. Иначе у инспектора таможни возникнут основания для проведения процедуры КТС.

Действия при ошибке в декларировании

Во время декларирования и подсчетов сумм импортер может ошибиться. Должна произвестись корректировка таможенной стоимости декларантом, если он заметил недочет самостоятельно. Если инспектор нашел ошибку и хочет отправить стоимость на корректировку, то декларант должен направить письмо, где указано, что ошибка техническая.

Проверка стоимости после выпуска товаров

У таможни есть три года после выпуска декларации, за которые она может провести контроль таможенной стоимости. Чтобы выявить некорректность данных, таможня может тщательно проверить бухгалтерию декларанта, все банковские операции, запросить данные из налоговой. Если таможня найдет декларирование с ошибками, то декларанта ожидает административная ответственность, и он будет обязан уплатить дополнительные налоги.

Что такое дополнительная проверка

При правильном декларировании таможня может дополнительно проверить стоимость. Эта ситуация возникает при срабатывании одного из профиля риска, когда стоимость меньше, чем указано в данных программы таможенного органа.

Декларанту отправляется письмо о проведении дополнительной проверки и расчет с указанной суммой таможенных платежей, которую нужно заплатить для выпуска. Если сумма маленькая, то импортер зачастую соглашается с корректировкой и не готовит пакет документов. Сроки рассмотрения таможней документов о заявленной стоимости, ее приема — 60 дней.

Почему возникает корректировка?

Представители таможенной службы располагают статистическими данными о стоимости того или иного товара по странам и регионам. В их распоряжении находятся ценовые каталоги, документы по ранее заключенным сделкам, биржевые котировки и индексы. Эти данные накапливаются по каждому коду ТН ВЭД. Необходимость корректировки таможенной стоимости возникает, когда:

  1. Стоимость импортного товара ниже уровня риска.
  2. Стоимость товаров не вписывается в диапазон статистических данных по конкретному коду ТН ВЭД.
  3. В расчет не включены брокерские, экспедиторские и другие услуги.
  4. Товар стоит меньше, чем отдельные его компоненты.
  5. Не обоснован выбор метода расчета таможенной стоимости.
  6. Информация в декларации не соответствует фактическим данным.
  7. Имеются другие обстоятельства, позволяющие усомниться в достоверности таможенной стоимости.

Профили рисков выпускает ФТС. В этих документах указаны факторы риска, например: статистическая стоимость за кг, страна происхождения и отправления товара и другое. Если, к примеру, стоимость товара за кг оказалась ниже статистической, то риск срабатывает автоматически, и таможня должна запросить у декларанта дополнительные документы для подтверждения таможенной стоимости

Бывают ситуации, когда в договоре прописывают заниженную стоимость, чтобы сэкономить на таможенных платежах. Но бывают и случаи, что корректировка таможенной стоимости неправомерна. Например, импортер указывает действительную таможенную стоимость: ему просто удалось договориться с поставщиком о более низкой цене, или поставщик предоставил скидку. Тогда нужно будет подтвердить таможенную стоимость документально.

В целом корректировка таможенной стоимости обеспечивает условия честной конкуренции, ведь если таможенная стоимость занижается, уплачивается меньшая сумма таможенных платежей и тем самым обеспечивается конкурентное преимущество.

В принципе, всегда нужно быть готовым к корректировке, потому что ТС оценивается по методу сравнения цен.

Как избежать КТС?

КТС уже стало привычным делом для иностранных партнеров, брокеров, таможенников и других участников ВЭД. Обычно с этой процедурой все мирятся и считают практически обязательной.

Но если стоимость товара не занижена и заявлена верно, то ее корректировка нарушает нормы действующего законодательства. Но в «Законе о таможенном тарифе» четко указан порядок того, как нужно правильно определять порядок цены экспортируемого товара, методы и алгоритмы расчета. Зачастую таможенники пользуются только первым и шестым методом, о которых нужно рассказать подробнее.

Первый метод определяет стоимость по цене сделки. Большинство ввозимой продукции должно определяться именно этим способом. Но на практике таможня зачастую отказывает в использовании этого метода, аргументируя отказ различными предлогами. И большинство участников ВЭД ничего не могут возразить из-за правовой неграмотности.

Ст. 14 этого закона определяет несколько случаев, когда декларантом может использоваться данный метод. Для его применения декларант должен подготовить все необходимые документы, которые подтверждают понесенные декларантом затраты в результате приобретения.

Сюда будут входить затраты на доставку до границы России, погрузку, разгрузку, упаковку, агентские выплаты и т.п. Полный перечень всей документации поможет избежать проволочек и корректировок.

Если таможенный орган все-таки отказал в применении первого метода, то он должен перейти ко второму. Но тут возникают сложности из-за того, что таможенникам придется изучить много информации. Помимо цен на товар они изучают условия, объем, инкотермс.

Им придется подтвердить, что найденная информация соответствует оформляемому случаю. Но таможенный орган вряд ли захочет терять время на поиск данных. Получается, что таможенники также откажут в третьем, четвертом и пятом методах, формулируя отказ «Отсутствием необходимой информации».

Либо сотрудники таможни просто ленятся, не желая заглядывать в базу данных, либо сознательно стремятся вывести декларанта на КТС его товаров. Но проверить это не получится.

Если таможня отказывается принимать задекларированную цену, то она рекомендует переходить сразу к шестому методу — корректировке. Зачастую с установленной таможенным органом ценой все соглашаются. В этом случае декларантом также нарушается закон. А именно процедура расчета.

Ст. 24 четко указывает, что шестой метод — расширенный второй или третий. Но информацию по ценам берут не за определенный период, а за целый год. Но часто таможенники рассчитывают стоимость, опираясь на профиль риска, а ценовую информацию в расчет не берут.

Но в законе указано, что фиктивные данные нельзя использовать в качестве стоимости. Профили риска существуют, но они нужны инспекторам для индикатора. Но последние предлагают такую цену ввозимой продукции, чтобы не заниматься глубокими расчетами и избежать своих прямых обязанностей.

Получается КТС, которая проводится с нарушением законодательства, а импортеры, не препятствующие этому, также нарушают закон. Руководство таможенного органа об этом знает.

Другие участники ВЭД с такими знаниями могут значительно сократить возможности таможни скорректировать цену товара. Но полностью не поможет от попыток инспекторов провести процедуру корректировки.

Не следует слепо соглашаться на предложение таможенных органов процедуры КТС и делать ее самостоятельно. В этом случае у участников ВЭД пропадает возможность обратиться в вышестоящий орган или арбитражный суд для обжалования. Импортер должен постараться убедить сотрудников таможни использовать первый метод расчета.

Какие документы проверяет таможня?

Самый главный совет, который можно дать участнику ВЭД – собирать как можно более полный пакет документов. Туда могут входить договоры между поставщиком и покупателем, коммерческие предложения и прайс-листы поставщика, экспортная декларация и т.д. (обратите внимание: ни в коем случае нельзя использовать липовую экспортную декларацию!). Важно быть уверенным в том, что экспортная декларация корректная. На первом этапе поставки не лишним будет подстраховаться и заказать прайс-листы, заверенные в ТПП страны отправления. Хорошим доказательством также будет наличие цен на данный товар в открытых источниках, например сайте производителя, маркетплейсе, и даже цены реализации на сайте импортера, с приложением калькуляции цены, цены реализации по предыдущим поставкам.

На практике бывали случаи подмены экспортной декларации китайскими поставщиками – последние предоставляют импортеру декларацию с одними данными, кодом или ценой товара (особенно внимание требуется при покупке продукции через торговую компанию китайского производителя в Гонконге), а подают в таможенные органы другую, в целях возврата НДС в увеличенном объеме. При запросе таможенными органами декларации в стране отправления, оказывается, что данные по стоимости товара в двух документах различны. Таможня расценивает это как предоставление недостоверных сведений при декларировании товаров, что является стопроцентным основанием для отказа в положительном решении о принятии заявленной таможенной стоимости, а также в проведении дополнительных мероприятий проверки участника ВЭД на предмет его уклонения от уплаты таможенных платежей.

При повторных поставках товара, после того как стоимость первой партии уже подтверждена, процесс таможенного оформления упрощается, но все так же требует полной готовности предоставить требуемый пакет документов. Стоимость последующих партий при грамотном подходе декларанта, как правило, принимают без обеспечительных мер.

Порядок КТС

Корректировка таможенной стоимости проходит по следующему алгоритму:

  1. Подготовительный этап. Таможенные органы проводят более детальную проверку всей документации товара. Проводится контроль таможенной стоимости.
  2. Сотрудник таможни ищет неточность в декларировании, рассчитывает примерную таможенную стоимость и обеспечительный платеж.
  3. Если того требует ситуация, то таможенный орган запрашивает дополнительную документацию.
  4. По окончании проверки таможней выносится вердикт о КТС. Таможенный орган обязательно расшифровывает основания для этой процедуры.
  5. Согласно порядку контроля, производится финальный расчет всех видов платежей, таможня рассчитывает сумму к доплате или возврату.

В зависимости от инициатора проверки и корректировки формы КТС заполняет представитель импортера или таможенный инспектор.

Оспаривание КТС

Импортер или его представитель указывают таможенную стоимость товаров, которые ввозятся на территорию России. Таможенники с помощью системы управления рисками проверяет стоимость. Получается три исхода:

  • Таможня подтверждает цену товара;
  • Производит корректировку;
  • Пропускает продукцию с последующей корректировкой.

Случаи корректировки таможенной стоимости проходят тогда, когда таможенный орган не верит документам, предоставляемым декларантом. Если на таможне стоимость провозимого товара увеличивают, то у импортеров есть только один выход в данной ситуации — оспорить корректировку.

После вынесения вердикта о корректировки декларант может в течение трех месяцев, согласно АПК РФ, обратиться в арбитражный суд с жалобой для оспаривания. В ней нужно указать:

  1. Орган или лицо, которое вынесло решение;
  2. Данные документа спора и дату совершения действий;
  3. Нарушенные права и интересы;
  4. Ссылки на НПА, которым противоречит документ;
  5. Требование признать оспаривание незаконным.

Чтобы в суде обосновать цену товара, можно приложить инвойс, контракт, бухгалтерские документы, в которых она будет отображена, сертификат происхождения или прайс производителя.

Таможня по пунктам

Владимир Иванович, повлияло ли очередное снижение беспошлинного порога ввоза интернет-посылок на их объем и на динамику сборов таможенных платежей? Чего можно ожидать по итогам года?

Владимир Булавин: Давать прогнозы на 2021 год пока преждевременно. В 2021 году, после снижения порога с 1000 евро до 500 евро, таможенные платежи выросли, поскольку увеличилось количество «платных» посылок: с 56,8 тыс. в 2021 году до 234,1 тыс. в 2021 году, то есть в 5 раз.

Платежи достигли 895,6 млн рублей. Это в 3 раза больше, чем годом ранее. При этом нужно понимать, что свыше 95% всех перемещаемых международных почтовых отправлений в рамках интернет-торговли находятся в сегменте от 20 евро и ниже.

В 2021 году также произошло снижение общего объема интернет-торговли. Если в 2021 году, по данным «Почты России», было 350 млн посылок, то в 2019-м — 340 млн.

По нашим расчетам, в результате снижения порога с 1 января 2020 года до 200 евро должно произойти сопоставимое увеличение общего объема таможенных платежей. Но это приблизительная оценка, потому что началось «дробление» посылок, чтобы подогнать их стоимость под новый порог.

Как таможенники определяют, для личных нужд предназначен товар в интернет-посылке или для последующей продажи?

Владимир Булавин: У нас все таможенные процедуры в основном оцифрованы. Поэтому мы можем легко поднять историю того или иного получателя интернет-посылок — в каком количестве они к нему поступают, откуда, какая номенклатура товаров, и сделать вывод, для личного пользования заказываются товары или это коммерческая партия.

Но история поднимается не в каждом случае?

Владимир Булавин: Конечно, не в каждом. Мы используем риск-ориентированный подход. Он действует при администрировании всех товарных партий, не только посылок в интернет-торговле.

Риск-ориентированный подход применяется и к участникам внешнеэкономической деятельности. Мы смотрим количество перемещенных за последние два года товарных партий: насколько тот или иной участник был законопослушен в плане соблюдения таможенного законодательства, возникали ли к нему вопросы и какие. По итогам оценки участники внешнеэкономической деятельности распределяются по секторам: с минимальным, средним и высоким уровнем риска.

По итогам 2021 года у нас было 110 тысяч декларантов. Из них 10,5 тысячи попали в категорию с низким уровнем риска, еще почти столько же — с высоким. Все остальные — это сектор со средним уровнем риска.

ФТС близка к началу автоматического обмена информацией о таможенной стоимости товаров с китайскими коллегами. Когда он может стартовать?

Владимир Булавин: Вопрос таможенной стоимости остается основной «точкой напряжения» между таможенными органами и декларантами. Мы уже достаточно много сделали для снижения конфликтного потенциала в таможенной сфере: за последние 3 года количество исков со стороны участников внешнеэкономической деятельности к ФТС сократилось почти в 3 раза. Количество судебных споров, разрешенных в пользу таможни, увеличилось с 39% до 54%. Но именно по таможенной стоимости сохраняются разногласия.

Законодатель не дал однозначного подхода к определению таможенной стоимости, и это своеобразная лазейка для недобросовестного бизнеса. Получение от наших партнеров из китайской таможенной администрации достоверных данных о таможенной стоимости позволит решить этот вопрос. Не будет споров, так как мы будем получать ту таможенную стоимость, по которой товар действительно вывезен из Китая. Сейчас мы (и суды, кстати, тоже), в первую очередь, ориентируемся на инвойс — договор, по которому вывозится товар. Но это ненадежный источник информации о таможенной стоимости.

Базовый протокол об экспериментальном обмене информацией во взаимной торговле мы подписали с китайскими коллегами в 2007 году. Сегодня определены 4 пункта пропуска на российско-китайской границе (2 железнодорожных и 2 автомобильных: Забайкальск — Маньчжурия и Пограничный — Суйфэньхэ), а также группы товаров, по которым мы уже в этом году в порядке эксперимента будем в онлайн-режиме обмениваться информацией о таможенной стоимости, количестве, весе, коде ТН ВЭД. Полученные сведения будем использовать в системе управления рисками. Это позволит оперативно выявлять и пресекать случаи занижения таможенной стоимости и, как следствие, неуплату таможенных платежей.

Вопрос для нас принципиален, потому что он напрямую связан с наполнением бюджета страны.

О каких товарах идет речь?

Владимир Булавин: На первом этапе обмен будет обеспечен в отношении товаров с высоким риском заявления недостоверных сведений.

Как Дальневосточная таможня адаптируется к растущим объемам взаимной торговли России и Китая?

Владимир Булавин: Мы реализовали на Дальнем Востоке проект «одного окна» и взяли на себя дополнительные функции Россельхознадзора. Но пока, правда, только в плане документальных проверок. То есть, если нужно привлекать специалистов других ведомств, мы их привлекаем. На Дальнем Востоке самая главная проблема — это несоответствие обустройства наших и китайских пунктов пропуска. У китайских коллег инфраструктура гораздо более мощная.

Как ФТС участвует в борьбе с незаконным вывозом леса-кругляка в Китай?

Владимир Булавин: Я догадываюсь, чем навеян этот вопрос. Недавно прозвучала критика со стороны Счетной палаты, что у нас чуть ли не целые составы с лесом уходят мимо таможни за рубеж. Мы пока такими данными не располагаем. Будем работать со Счетной палатой, чтобы внести ясность.

В ФТС разрабатывают поисковик, который будет отслеживать весь процесс таможенного декларирования и реагировать на подозрительные операции

В информационных системах ФТС и РЖД обеспечена полная прослеживаемость перемещения товара через границу. Причем данные этих информационных систем имеют юридически значимый характер. Но, скажем, существуют передаточные ведомости между нашей и китайской железнодорожными компаниями. Этот документ заверяется нашим таможенным инспектором, и в нем проставлен вес, номер контейнера и номер декларации. Поэтому очень легко сопоставить, что задекларировано и что перемещено.

Для нас формула простая: законно вырубил — законно вывези. Когда в таможню представляют лес на оформление, мы должны куда-то обратиться и получить ответ, законно он был вырублен или нет. И здесь есть ряд нюансов. Сейчас законность вырубки или законность происхождения того леса, который мы оформляем, определяется по декларациям сделок с древесиной. Декларант должен предоставить в декларации всю цепочку происхождения леса или лесоматериалов.

Одновременно эти данные должны присутствовать в «ЕГАИС Лес» (государственная информационная система учета древесины. — «РГ»). Наш выпускающий инспектор делает запрос в систему, получает подтверждение, есть там эти записи или нет.

На наш взгляд, эта процедура несовершенна. Поэтому мы предложили Рослесхозу дополнить систему информацией, которую мы получаем: сведениями об объемах, отправителе, номенклатуре. Это позволит более эффективно контролировать перемещение леса.

Как налажен учет товаров, которые перемещаются в рамках взаимной торговли со странами ЕАЭС? Есть ли там проблемы?

Владимир Булавин: Для учета товаров, перемещаемых в рамках взаимной торговли со странами ЕАЭС, существуют статистические формы. Достаточно сказать, что из 150 тысяч возбужденных в 2021 году дел об административных правонарушениях почти четверть (38 тысяч) возбуждалась в связи с неправильным или несвоевременным представлением таких форм. Из-за различий в ставках НДС, размеров акциза есть сложности. Например, из-за того, что акциз на табачные изделия и сигареты в Беларуси в полтора раза меньше акциза в России, у бизнеса возникает соблазн этим воспользоваться.

Маржа с одной фуры, как утверждают наши белорусские коллеги, огромна. Отсюда лжетранзит, лжеэкспорт. Не случайно на высшем уровне принято решение об оснащении транзитных грузовых автомобилей, которые везут товары через территорию России, навигационными пломбами, которые позволяли бы отслеживать путь движения автомобиля.

Мы провели успешный эксперимент с нашими казахстанскими коллегами: испытали отечественную навигационную пломбу. В целом она себя положительно зарекомендовала: можно отследить, где автомобиль остановился, насколько он отклонился от заявленного маршрута, когда прибыл в пункт пропуска. Сейчас есть соответствующее постановление правительства. Надеемся, что тем самым сможем исключить лжетранзит.

Мы каждый год получаем от наших казахстанских коллег информацию о том, что на территории Казахстана было осуществлено закрытие транзита без прибытия самого товара. То есть документы привезли, транзит закрыли, а транспортное средство территорию России не покинуло. Но вся беда в том, что эту информацию мы получаем с опозданием, и уже мало что можно предпринять. Этот процесс нужно пресечь. Все необходимые средства для того, чтобы отследить транзит, в настоящее время есть.

Российские таможенники уже с этого года начнут в онлайн-режиме обмениваться данными о таможенной стоимости товаров с китайскими коллегами

Для решения подобных проблем существует формат ОКТС — объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза. На этой площадке нам удалось снять уже многие вопросы, и мы продолжаем это делать. В частности, вырабатываем единую политику по созданию систем управления рисками, по определению стоимостных индикаторов. Стремимся к тому, чтобы процесс оформления во всех странах ЕАЭС был действительно единообразным.

Обменивается ли ФТС информацией с украинскими коллегами?

Владимир Булавин: Информационный обмен с коллегами на Украине минимален. Хотя на отдельные наши запросы ответы мы получаем.

Всех, кто ездит через автомобильные пункты пропуска, волнуют очереди. Что вы делаете для решения этой проблемы?

Владимир Булавин: Проблема очередей связана с проектной пропускной способностью пунктов пропуска. Решение простое: нужны новые пункты пропуска с большей пропускной способностью и с лучшей технической оснащенностью. Если говорить о технической составляющей, то, например, мы заложили в Стратегию развития таможенной службы до 2030 года проект по созданию интеллектуального пункта пропуска.

Информационной основой такого пункта пропуска станет единая цифровая платформа, которой будут пользоваться все контролирующие органы. Плюс туда же мы планируем завести всю информацию с наших технических средств контроля: радиационного контроля, весогабаритных измерений, считывания номеров машин, диспетчеризации очереди. Это означает, что если по той или иной товарной партии нет рисков, то пункт пропуска она будет проходить безостановочно.

Также мы дали свои предложения по технической реконструкции 37 пунктов пропуска на наиболее напряженных направлениях. В первую очередь это, конечно, Финляндия, Европа в целом и по отдельным направлениям — Китай. Они вошли в национальный проект «Международная кооперация и экспорт».

Что касается перемещения физлиц, то если вместо одной полосы создать две, очередь пойдет в два раза быстрее. Но нужно отметить, что строительство пунктов пропуска — это не функционал таможни.

Действующие пункты пропуска уже располагают несколькими полосами, но часто работает только одна. И из-за этого выстраивается довольно длинная очередь.

Владимир Булавин: Возможно, такие факты есть, отрицать не стану. Но, как правило, туристический наплыв бывает перед рождественскими каникулами, перед праздниками, когда много выходных. Все эти направления нам известны, мы стараемся в это время увеличить количество должностных лиц, которые задействованы в пункте пропуска.

Новая стратегия развития ФТС до 2030 года предполагает создание высокотехнологичной таможни. Что это такое, если говорить простыми словами?

Владимир Булавин: Для понимания того, что мы заложили в Стратегию-2030, коротко скажу о том, что происходит сейчас. В первую очередь, это реформирование таможенного оформления в целом. За 25 лет существования российской таможни ситуация сложилась таким образом, что все таможенное оформление происходило на частных площадях. При этом и сами таможенные посты располагались на частных площадях: таких мест таможенного оформления было порядка 670.

Влияние владельцев складов временного хранения на процесс таможенного оформления было явно непропорционально официальным отношениям. Поэтому было принято решение, во-первых, сосредоточить все таможенное оформление на государственных площадях, и таких мест таможенного оформления сделать всего 16. То есть 16 центров электронного декларирования. Этот процесс мы начали в конце 2018 года. На сегодняшний день создано 12 центров. В 2021 году мы создадим еще 4 в составе электронных таможен: на Дальнем Востоке — в городе Артем близ Владивостока, на юге — в Ростове-на-Дону, на северо-западе — в Санкт-Петербурге, а также в Москве.

Таким образом, практически весь декларационный массив будет оформляться в центрах электронного декларирования.

Ценности, например дорогие часы, нарушители нередко прячут в банке консервов. Фото: Сергей Куксин/РГ

Что можно сказать о результатах работы тех центров электронного декларирования, которые уже действуют?

Владимир Булавин: Во-первых, существенно повысился уровень управляемости процессом таможенного оформления. Во-вторых, удалось снять проблему, когда однородные товары в разных таможенных органах оформлялись по-разному. Мы пришли к единообразию таможенного оформления. В-третьих, повысилась независимость наших должностных лиц в принятии решений по тем или иным декларациям. То есть мы разорвали личный контакт декларантов и нашего выпускающего инспектора и тем самым существенным образом снизили коррупционные риски.

По нашей оценке, там, где центры электронного декларирования работали в течение года, увеличились таможенные платежи, что, собственно, было одной из главных целей всех изменений. Это та база, с которой мы переходим к новой стратегии развития таможенной службы.

Кстати, переход на новую систему таможенного оформления позволил автоматизировать таможенные процедуры. В 2021 году в автоматическом режиме зарегистрировано более половины всего декларационного массива — более 2,8 млн деклараций (в 2021 году — более 1,8 млн), автоматически выпущено более 643 тыс. деклараций (в 2021 году — около 324 тыс. деклараций).

Время автоматической регистрации составляет 2 минуты, на автоматический выпуск уходит в среднем еще 3 минуты. Таким образом, в целом на оформление безрисковых товарных партий уходит не больше 5 минут. Все это без участия человека, быстро, но самое главное — объективно. Мы этот процесс будем совершенствовать и дальше.

Насыщение таможенной среды «цифрой» обязательно приведет к большей прозрачности таможенной сферы и к большему доверию. И не только между таможней и декларантами, а к большему доверию и между таможенными администрациями разных стран мира.

Я думаю, что в сфере международного сотрудничества мы идем к однократности проведения таможенного контроля и к признанию результатов этого контроля всеми таможенными администрациями, через которые будет перемещаться тот или иной товар. Этот подход, на мой взгляд, неизбежен.

Что нужно для того, чтобы такая система заработала?

Владимир Булавин: Мы уже сейчас, используя открытые ресурсы, можем проследить перемещение того или иного контейнера. Где его загружали, чем загружали, сколько он шел до Европы, где его перегрузили в Европе, где он задержался, где могли быть несанкционированные вскрытия… Нужно больше доверия между таможенными администрациями разных стран.

В порядке эксперимента уже наработали значительный материал по признанию результатов таможенного контроля с китайскими и финскими коллегами. В 2021 году подписали дорожные карты о взаимном признании уполномоченных экономических операторов с Южной Кореей, Китаем, Турцией (статус уполномоченного оператора дает организации возможность пользоваться упрощенным порядком оформления грузов при пересечении границ государств. — Прим. ред).

Правда, пока у нас уполномоченных экономических операторов не так много, но полагаем, что переход к оценке товарных партий в режиме онлайн (сейчас товарные партии оцениваются в зависимости от уровня риска участника участника внешнеэкономической деятельности. Все товарные партии уполномоченных экономических операторов автоматически попадают в низкую категорию риска. — Прим. ред.) будет дополнительным стимулом для многих декларантов получить статус уполномоченного экономического оператора.

Создавая интеллектуальную цифровую таможню, вы учитываете риск того, что электроника может сбоить?

Владимир Булавин: Конечно. Подразделениям ФТС России поставлена задача отработать алгоритмы на случай сбоя, чтобы все знали, что делать и как себя вести.

Вопрос действительно серьезный. Когда было около 700 распределенных по стране мест таможенного оформления и один в силу каких-то обстоятельств выходил из строя, то все остальные продолжали работать. Если мы сосредоточиваем все в 16 центрах электронного декларирования, то необходимо повысить устойчивость информационных систем практически в 50 раз.

Здесь выход один. Нужны «зеркальные копии» всех информационных систем, которые позволяют провести перезапуск в случае отказа. У нас они есть.

За последние два года нам удалось существенно сократить количество нештатных ситуаций (сбоев информационных систем). Все они, кстати, фиксируются в электронных декларациях. То есть если декларация находится на оформлении и произошел сбой информационных систем, в ней автоматически проставляется отметка об этом. Это позволяет вести статистику отказов работы системы.

В декабре 2021 года, например, удалось в масштабах всей страны свести количество таких деклараций всего к шести — в сотни раз ниже показателей прошлых лет.

Мы приступили к строительству центра обработки данных в Твери. Планируемая дата запуска — конец 2023 года. Сейчас пока пользуемся тем, что есть. В рамках национального проекта «Цифровая экономика» нам будут выделены площади в «Ростелекоме» для хранения там «зеркальных копий» наших систем.

Расскажите, пожалуйста, о промежуточных результатах эксперимента с электронным Tax Free.

Владимир Булавин: Процесс пока не является электронным на 100 процентов, потому что вместе с электронным чеком оформляется и бумажный, но во второй половине 2021 года планируется задействовать все ресурсы для перевода этой системы полностью в электронный вид.

Под эту систему уже разработана нормативная база. В целом с момента старта проекта по введению системы Tax Free оформлено уже свыше 100 тыс. чеков. Товарооборот (по данным Минпромторга России) составил около 17 млрд рублей, туристам возвращено порядка 1,9 млрд рублей.

Вы упомянули о том, что у китайцев более современные пункты пропуска, чем у нас. Расскажите, как соотносятся зарплаты китайских и российских таможенников?

Владимир Булавин: У нас есть три категории работающих. Есть должностные лица, которые находятся на федеральной государственной гражданской службе — их 34 тысячи. Еще 14 тысяч человек — это сотрудники на таможенной службе, то есть «под погонами». Все остальные относятся к третьей категории — работников. Всего численность составляет порядка 61 тысячи человек.

В отношении почти 12 тысяч федеральных государственных служащих, которые работают в пунктах пропуска и в составе мобильных групп, принято решение об их переводе на таможенную службу. Соответствующее постановление правительства мы подготовили, оно проходит согласование. Таким образом, у нас будет 26 тысяч сотрудников «под погонами», 22 тысячи — на федеральной государственной гражданской службе и остальные — работники.

Средняя зарплата госслужащих составляет около 38 тысяч рублей. У сотрудников — около 57 тысяч рублей. Если мы будем сравнивать должностных лиц таможенной службы Китая и сотрудников наших таможенных органов, то зарплаты примерно на одном уровне. Если же брать наших должностных лиц на федеральной государственной гражданской службе — в Китае на аналогичных должностях заработная плата (с учетом компенсационных выплат и премий) будет в среднем на 20-25% выше.

Однако у нас будут изменения. Мы провели переоценку функционала наших выпускающих инспекторов: в течение дня такой сотрудник совершает несколько десятков юридически значимых действий, за которые несет серьезную ответственность. Держать его на зарплате 38 тысяч рублей не очень разумно. Поэтому принято решение поднять зарплату в первую очередь выпускающим инспекторам. Это уже делается за счет нашего фонда материального стимулирования.

Если попытаться сравнить ФТС с таможенными администрациями других стран, на каком месте будет наша?

Владимир Булавин: Мы поддерживаем контакты с более чем 100 таможенными администрациями во всем мире. С 71 администрацией у нас есть базовые соглашения о взаимодействии и помощи в таможенной сфере. И теперь уже в 21 стране у нас свои представительства или представители. Поэтому весь международный опыт организации таможенного дела мы отслеживаем и хорошо им владеем. Могу сказать, что в нашем понимании складывающегося положения дел таможенная служба России выглядит вполне достойно.

На одном из форумов была панельная дискуссия, модератором которой выступал представитель бизнеса. Он в порядке эксперимента организовал интерактивное голосование по выставлению оценки деятельности таможенных органов страны. Участники, к нашему удовлетворению, пришли к выводу, что Федеральная таможенная служба находится где-то в первой двадцатке лидеров.

Детали

Таможенники каждый день сталкиваются с удивительными вещами, когда под видом одних товаров пытаются провезти другие или вообще переместить что-то скрытно. Какой случай из вашей практики поразил вас больше всего?

Владимир Булавин: Поразить можно или объемами, или какой-то экзотикой. С точки зрения объемов: у нас один достаточно состоятельный человек отправлял свою семью за рубеж. Так вот, к моменту их возвращения мы получили достаточно подробную информацию от наших немецких коллег о том, что там было закуплено, в каких объемах. Поэтому только таможенных платежей насчитали свыше 50 млн рублей.

Одним из наиболее экзотических стал эпизод, когда через границу пытались переместить пару амурских тигров.

Часто ли пытаются провезти наркотики?

Владимир Булавин: Наркотики — достаточно острая тема. В 2021 году мы изъяли почти 12,5 тонны различных веществ. Это половина всех наркотиков, которые проходят в качестве вещественных доказательств по всем уголовным делам, возбужденным всеми правоохранительными органами страны. Изъяты большие партии марокканского гашиша, латиноамериканского кокаина, афганского героина. Все это перемещается в тайниках промышленного производства: в полостях контейнеров, в бензобаках с двойным дном. Нарушители бывают крайне изобретательны.

В скалке контрабандисты пытались провезти патроны, в свече — монеты, а в детском кубике — перстень Фото: Сергей Куксин/РГ

Важный вопрос

Владимир Иванович, вы говорили, что мер, предпринимаемых для борьбы с коррупцией, недостаточно. Какие еще требуются?

Владимир Булавин: Нам нужны такие структурные преобразования, которые не позволят человеку совершать какие-либо коррупционные деяния. Отмечу, что мы последовательно проводим политику по выстраиванию «бесконтактных» отношений с бизнесом.

Мы с вами уже говорили про насыщенность «цифрой» таможенной сферы. Даже нынешний уровень развития таких технологий позволяет идентифицировать как неправомерные действия декларанта, так и неправомерные действия должностных лиц таможни. То есть все эти действия уже оставляют свой электронный след. Важно, чтобы он был своевременно идентифицирован.

У нас есть центр оперативного мониторинга — в ближайшие два года мы планируем его существенно укрупнить. Он станет независимой структурой в центральном аппарате и будет обеспечивать все функциональные и главные управления. В него будут встроены поисковые системы, которые позволят нам видеть весь процесс таможенного декларирования и реагировать на любые подозрительные операции.

Финансы

Каков прогноз по перечислению ФТС средств в бюджет в 2020 году и какое задание вам дали?

Владимир Булавин: Пока прогнозное задание на 2020 год — 5 трлн 343 млрд рублей. Это несколько меньше, чем в 2019 году, потому что ежегодно за счет налогового маневра уменьшается экспортная составляющая перечислений.

В 2021 году сумма доходов федерального бюджета от уплаты таможенных и иных платежей составила 5 трлн 729 млрд рублей. Мы перевыполнили контрольное задание на 1,6%.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]