Мобильные группы таможенного контроля после выпуска товаров: создание и функционирование


Мобильные группы таможенного контроля после выпуска товаров: создание и функционирование

 Ключевые слова: ФТС России, Евразийский экономический союз, таможенный контроль после выпуска товаров, мобильные группы, запреты и ограничения, санкции.

Внешнеторговая деятельность связана с перемещением через таможенную границу страны товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю.

В свою очередь, таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства, а также лиц, содействующих проведению таможенного контроля [4, с. 25].

Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, методы и способы проведения таможенного контроля, формирующие в комплексе само содержание таможенного контроля [3, с. 74].

Способы проведения таможенного контроля представляют собой систему действий, применяемых таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы таможенного контроля [9].

Таможенный контроль есть реализация форм таможенного контроля, призванная способствовать перемещению товаров и транспортных средств. Данными мерами являются любые контрольные действия, а также иные действия, способствующие реализации таможенными органами избранных норм и методов таможенного контроля.

На сегодняшний день в связи с пресечением ввоза и оборота на территории Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры, в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению исполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 и Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778 во исполнении указа нормативного акта Федеральной таможенной службой (ФТС России) уделено большое внимание данной работе, посредством внедрения института мобильных групп [7].

Порядок и особенности создания и функционирования мобильных групп в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной границы в настоящее время является еще малоисследованным институтом, что предопределяет актуальность данной темы.

В соответствии с действующим законодательством, в котором не содержится определения данной категории, предлагается возможным представить следующую дефиницию исследуемого института. Мобильные группы таможенного контроля после выпуска товаров – это форма межведомственного взаимодействия таможенных органов и представителей иных органов исполнительной власти Российской Федерации для целей проведения результативного таможенного контроля товаров, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации.

Создание мобильных групп идет в одном разрезе со смещением акцентов таможенного контроля с этапа декларирования на этап после выпуска, который позволит минимизировать время прохождения таможенных формальностей (рис. 1) [7].

Рис. 1. Хронология формирования предпосылок переноса акцента таможенного контроля на этап после выпуска

Одной из главных задач, стоящих перед мобильными группами является противодействие незаконному ввозу в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, принявших решение о введении экономических санкций. Не стоит оставлять без внимания то, что мобильные группы применяют меры по соблюдению запретов и ограничений при ввозе [5, с. 147].

Ответственность по формированию и функционированию мобильных групп возложена на подразделение таможенного контроля после выпуска товаров таможенного органа, в зоне деятельности которого работает данная группа. Проводимые мероприятия будут подпадать под действие положений таможенного законодательства о таможенных проверках, которые являются одной из форм таможенного контроля. При этом одним из принципов таможенного контроля является принцип выборочности и ограничивается он только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства [2].

В настоящее время в России созданы и функционируют 35 мобильных групп, осуществляющие мероприятия таможенного контроля, которые действуют с конца ноября 2015 года [6].

Надо отметить, что в ряде государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) также функционируют подобные мобильные группы (в том числе, межведомственные) и проводят в рамках особых мероприятий проверки товаров ЕАЭС, не находящихся под таможенным контролем. В основной состав таких групп входят сотрудники оперативных отделов, отделов по борьбе с уголовными преступлениями и административными правонарушениями таможенных органов, а также сотрудники органов внутренних дел.

Мобильные группы, работают достаточно эффективно, так, за период с 27 ноября 2015 года (дата введения наблюдения) по 16 февраля 2017 года по результатам работы мобильных групп ФТС России выявлено 16,3 тыс. тонн товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения. В том числе биологического происхождения – 9,6 тысяч тонн, производственно-технического и потребительского назначения – 3,4 тыс. тонн, с нарушениями при осуществлении транзита – 3,3 тыс. тонн товаров. Всего за данный период было остановлено 110656 тысяч транспортных средств, проверено 4 млн. тонн товаров, представленных на рисунке 2.

По результатам работы мобильных групп:

 выявлено 1026 транспортных средств, перевозивших 13,4 тыс. тонн товаров, в отношении которых установлены запреты;

 возвращено в сопредельные государства 9,9 тыс. тонн товаров;

 уничтожено 3,1 тыс. тонн товаров;

 в отношении перевозчиков возбуждено 86 дел об АП и 2 уголовных дела [8].

Рис. 2. Количество транспортных средств, остановленных и проверенных мобильными группами

Помимо этого, в зоне деятельности СЗТУ подразделениями ФТС в качестве профилактики было назначено 8 мероприятий по местам разгрузки товаров, в отношении которых мобильными группами не выявлено признаков нарушений, в результате обнаружено около 300 тонн товаров, запрещенных к ввозу и обороту на территории России, то есть понимая, что мобильные группы не могут досмотреть все ввозимые товары, используется механизм контроля после выпуска товаров непосредственно на внутреннем рынке. Это уже комплекс мероприятий, к проведению которых подключаются территориальные органы исполнительной власти, и контроль осуществляется межведомственными группами. Таким образом подразделения таможенного контроля после выпуска товаров осуществляют свою работу. Возможно через какое-то время санкции будут отменены, но уже разработан алгоритм контроля, который будет применяться в отношении определенной категории товаров либо товаров определенного государства в случае соответствующего поручения Президента РФ или Правительства РФ.

Несмотря на достаточно успешное функционирование мобильных групп, в осуществлении их деятельности существует ряд проблем, которые целесообразно рассмотреть более подробно.

Во-первых, не стоит оставлять без внимания информационно-техническое оснащение всех задействованных ведомств. Недофинансированность ряда органов исполнительной власти является одной из главных причин отсутствия необходимых информационно-технических средств таможенного контроля, что в свою очередь приводит к проблеме межведомственного взаимодействия. Кроме того, во многих пунктах пропуска, особенно на удаленных границах информационная структура отсутствует вообще, а потоки информации при этом ежегодно увеличиваются. Таким образом, существуют технические проблемы, связанные с неравномерностью покрытия территории России каналами высокоскоростной связи.

Для решения данной проблемы, в первую очередь необходимо дальнейшее внедрение информационно-технических средств во все задействованные ведомства. Необходима доработка программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях оперативного использования полученной информации. Она будет использоваться также в рамках системы управления рисками и при осуществлении мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров.

Во-вторых, большая протяженность российской границы и пока что небольшое количество мобильных групп. Протяженность границы России с Белоруссией 1239 км, с Казахстаном – 7598,6 (сухопутной границы – 4983 км), при таком большом расстоянии становится очевиден недостаток мобильных групп, которых на данный момент насчитывается всего 35. В сложившейся ситуации единственным выходом является распределение таможенного контроля на границе на основе системы управления рисками, исходя из наиболее вероятного маршрута перемещения запрещенных товаров. В целом решением проблемы является создание и совершенствование пограничных пунктов пропуска и дальнейшее увеличение числа мобильных групп по мере поступления финансовых средств и увеличения квалифицированных кадров.

В-третьих, самой важной проблемой, является отсутствие полномочий у таможенных органов по остановке автомобильных транспортных средств не только в зонах таможенного контроля. На основании таможенного законодательства РФ самостоятельно таможенные органы могут останавливать автомобильные транспортные средства исключительно в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации [1]. В иных местах остановка автомобильных транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами [2].

Можно предложить следующее решение данной проблемы, авторами предлагается внести изменения в статью 21 Федерального закона о таможенном регулировании в следующей редакции: «Таможенные органы могут самостоятельно останавливать указанные автомобильные транспортные средства, в целях проведения таможенного контроля, в том числе за пределами зон таможенного контроля».

Проведенное исследование института мобильных групп является одной из стратегий механизмов защиты экономической безопасности Российской Федерации и предполагает разработку на законодательном уровне основных функций, полномочий как самих представителей, так и прав должностных лиц, что предполагает дальнейшее исследование данной темы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Зачем Бельянинов создает «кавалерию ФТС»? [Электронный ресурс]: Информационно-аналитический портал ПРОВЭД. Режим доступа: https://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/expert-opinions/18535-zachem-belyyaninov-sozdaet-kavalepiyu-fts.html (дата обращения: 14.01.2017).
  3. Костин А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. 340 с.
  4. Костин А.А. Форма, метод и способ проведения таможенного контроля: соотношение и дефиниции // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 6. С. 73-80.
  5. Матвеева Н.В. Меры соблюдения продовольственного эмбарго в Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. № 8. С.146-154.
  6. Мобильные группы ФТС России предотврати ввоз более 10 тысяч тонн санкционной продукции. [Электронный ресурс]: Информационный портал по логистике, транспорту и таможне. Режим доступа: https://www.logistic.ru/news/news.php?num= 2016/09/07/13/31282315 (дата обращения: 17.02.2017).
  7. Мобильные группы ФТС. [Электронный ресурс]: Федеральная таможенная служба России. Режим доступа: https://www.customs.ru (дата обращения: 14.01.2017).
  8. Результаты работы мобильных групп ФТС России за период с 27 ноября 2015 года по 16 февраля 2021 года. [Электронный ресурс]: ФТС России. Режим доступа: https://www.customs.ru (дата обращения: 14.01.2017).
  9. Халипов С.В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ): учебно-практическое пособие. М.: Издательство «ТАМОЖНЯ.РУ», 2005.


В условиях продления действия санкций, введенных Правительством Российской Федерации в одностороннем порядке, ФТС России предпринимает меры, направленные на повышение эффективности проводимой работы по обеспечению соблюдения запретов. О контрольных мероприятиях рассказывает заместитель начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Рустам ЯКУБОВ.

– Рустам Рафекович, каким образом и кем проводятся проверочные мероприятия?

– С момента введения в действие Указа Президента Российской Федерации от 5 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях безопасности Российской Федерации» ФТС России на постоянной основе проводится комплекс проверочных мероприятий, направленных на недопущение фактов ввоза и реализации на территории Российской Федерации товаров отдельной категории.

Проверочные мероприятия проводятся на этапе таможенного контроля посредством работы таможенных постов в рамках системы управления рисками, на этапе таможенного контроля после выпуска товаров во взаимодействии с правоохранительным блоком таможенных органов, а также в рамках функционирования мобильных групп.

Проводимые мероприятия, направленные на недопущение ввоза отдельной категории товаров, осуществляются в тесном взаимодействии с территориальными подразделениями полиции, пограничной службы ФСБ России, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Ространснадзора.

Однако привлечение на постоянной основе этих подразделений к проверочным мероприятиям проблематично из-за малочисленности сотрудников указанных ведомств, а также по причине выполнения ими функций и задач, отличных от таможенных органов.

Применяемый ФТС России комплексный подход по предотвращению незаконного ввоза, перемещения, хранения и реализации товаров позволяет на нескольких этапах выявлять и пресекать попытки проникновения на территорию Российской Федерации санкционных товаров.

Можно рассказать об этом чуть подробнее?

– На сегодняшний день контроль по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации, а также оборота санкционных товаров, осуществляется по «многоконтурному» принципу: в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации вблизи стационарных ППУ и бывших МАПП, а также патрулирование совместно с экипажами ГИБДД объездных дорог (первый контур); контроль на автомагистралях, ведущих непосредственно в города федерального значения (второй контур); контроль на крупных оптово-распределительных центрах (третий контур); контроль на внутреннем рынке у сетевых ритейлеров (четвертый контур).

Информация о проведенных мероприятиях доводится по установленной форме до Федеральной таможенной службы ежедневно, и это позволяет иметь оперативную информацию с мест функционирования мобильных групп. Полученная информация анализируется в целях выявления различных схем нелегального ввоза запрещенных товаров, выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров, а также наполнения библиотеки-досье по нарушителям.

– Какова география работы мобильных групп?

– Для пресечения и выявления незаконного ввоза товаров как непосредственно ГУТКПВТ ФТС России, так и службами таможенного контроля после выпуска товаров РТУ регулярно проводятся мероприятия по усилению контроля по недопущению проникновения на территорию Российской Федерации санкционных товаров.

В конце первого и начале второго кварталов 2021 года в регионах деятельности Центрального таможенного управления (ЦТУ), Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) и Северо-Кавказском таможенном управлении (СКТУ) организованы проверочные мероприятия, направленные на выявление санкционных товаров, в усиленном режиме в рамках работы мобильных групп с круглосуточным графиком работы.

Высокую эффективность работы показали мобильные группы, осуществляющие круглосуточное патрулирование территорий, приближенных к российско-белорусскому участку Государственной границы Российской Федерации, а также проселочных (объездных) дорог местного значения и стоянок большегрузного транспорта.

В ходе проверочных мероприятий мобильными группами СЗТУ, ЦТУ и СКТУ выявлено и уничтожено более 1,5 тысячи тонн санкционных товаров, более 200 тонн выдворено за пределы Российской Федерации, возбуждено более 60 дел об АП.

Анализ результатов работы также показал, что поток транспортных средств, перемещающих товары с территорий Республик Беларусь и Азербайджан, в период усиления существенно сократился.

– Ведется ли реестр участников внешнеэкономической деятельности, замеченных в нарушении запретов и ограничений?

– Деятельность мобильных групп является элементом контрольной и кропотливой аналитической работы. Результаты деятельности мобильных групп служат основой для формирования информационной базы о покупателях и продавцах товаров, о перевозчиках, о местах фактической доставки товаров для последующего проведения аналитической работы и выбора объектов таможенного контроля при обороте товаров, а сведения о выявленных нарушителях размещаются в специально созданной библиотеке-досье, которая регулярно пополняется. В наполнении библиотеки-досье также примут участие и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

– Много ли выявлено нарушителей?

– На сегодняшний день в библиотеке-досье – более 350 наименований перевозчиков и получателей товаров, у которых были выявлены нарушения. В отношении организаций-нарушителей информация направляется в ГУБК для проведения оперативных мероприятий, кроме того, мобильные группы ориентируются для проведения у этих лиц усиленного контроля в случае пересечения ими государственной границы, а в отношении иностранных перевозчиков информация через УТС направляется в таможенные органы стран, где эти перевозчики зарегистрированы.

– Сколько в общей сложности проведено контрольных мероприятий и с каким результатом?

– Подразделениями ТКПВТ и оперативными подразделениями таможенных органов как самостоятельно, так и во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами, с использованием анализа отчетов мобильных групп, в период с начала введения санкций при обороте товаров на внутреннем рынке проведено 3393 проверочных мероприятия. Объем товаров, в отношении которых проведены проверочные мероприятия, составил 93 383 тонны. Уничтожено 273 тонны санкционной продукции. Возбуждено 247 дел об АП, четыре уголовных дела, наложено штрафов на сумму 4,2 миллиона рублей.

– Подкреплены ли действия мобильных групп соответствующими нормами в законодательстве?

– В целях повышения эффективности деятельности созданных мобильных групп внесены изменения в статью 21 Федерального закона № 311-ФЗ в части расширения полномочий таможенных органов по самостоятельной остановке транспортных средств.

Минфином утвержден план-график подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона. В РТУ направлено письмо ФТС России о том, что применение норм Федерального закона будет возможно только после вступления в силу актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, которые включены в план-график.

Речь идет в том числе о поправке в федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (согласован в представленной редакции), а также о поправке в федеральный закон «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и о поправке в постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации».

– Что можно сказать о технической оснащенности мобильных групп и каковы их дальнейшие перспективы?

– Для оснащения мобильных групп необходимыми средствами технического контроля и транспортными средствами из резервного бюджета Правительства Российской Федерации выделены дополнительные средства на создание 35 мобильных комплексов для использования в работе мобильных групп.

Сейчас ФТС России уже подготовлен необходимый перечень материально-технических средств, и к концу этого или в начале следующего года мобильные комплексы планируется внедрить в работу.

В перспективе ФТС России рассматривается вопрос о преобразовании мобильных групп в обособленное структурное подразделение таможенных органов с наделением определенными функциями.

Для усиления мер по недопущению ввоза санкционных товаров ФТС России разработан комплексный план мер по недопущению ввоза и пресечению оборота санкционных товаров и товаров отдельной категории.

Исполнение этого плана позволит системно организовывать работу, направленную на недопущение проникновения на территорию Российской Федерации товаров отдельной категории.

Источник: журнал «Таможня» №23 2021 г.

Новости таможенного законодательства

В рамках борьбы с незаконным ввозом санкционных товаров в Россию, Федеральной таможенной службе было создано 35 мобильных групп, на которые возложена организация таможенного контроля

в районах, приближенных к границам Белоруссии и Казахстана, входящих в состав ЕАЭС. По данным
уполномоченного экономического оператора «СлавТранс»
, из 35-ти созданных мобильных групп, 10 «работает» на границе с Белоруссией, фактически осуществляя таможенное оформление в Смоленске и области, а также на Псковщине.

Промежуточные результаты работы мобильных групп ФТС выглядят следующим образом:

  • с 27.11.2015 выявлено 13988 транспортных средств, перевозивших 196965 тонн санкционных товаров;
  • в сопредельные страны «возвращено» 167682 тонн санкционки;
  • утилизировано 21251 тонн продукции;
  • возбуждено 2299 административных и 90 уголовных дел.

Несмотря на «особое внимание» к направлению, по которому осуществляются автомобильные грузоперевозки

из Белоруссии, контролируется и доставка грузов из Латвии,
перевозки грузов из Эстонии
.

Расположенные на трассах пункты весогабаритного контроля существенно облегчают работу мобильных групп ФТС. Водители большегрузов вынуждены сворачивать с трассы. Правда, это только при движении по федеральным дорогам. Как свидетельствует практика, транспортировка санкционной продукции сопровождается и погонями, и попытками водителей скрыться на проселках.

Не так давно власти наделили ФТС полномочиями, позволяющими им самостоятельно, без привлечения сотрудников ГИБДД, останавливать транспортные средства. Определены и дополнительные правила – соответствующие дорожные знаки, форма сотрудников ФТС, которыми проводится контроль на дорогах, необходимая атрибутика.

«Помогает» таможенникам и система «Риф», изначально создававшаяся для фиксации нарушений ПДД. Затем ее адаптировали под нужды таможенной службы. Теперь системы «распознает» и идентифицирует номера ТС из 40 стран.

Примечательно, что система «Риф» кардинально доработана и предполагает использование видеокамер разных видов:

  • стационарных — на столбах, опорах, светофорах;
  • переносных — на треногах;
  • передвижных — на автомобилях, способных в движении считывать номера транспортных средств;
  • индивидуальных, которые крепятся на кителе таможенника.

Видеокамеры позволяют «вычислять» в транспортном потоке большегрузы, ранее уже нарушавшие установленный порядок таможенного оформления товаров и перемещения через границу товаров, требующих ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Примечательно, что если ранее только белорусы старались по максимуму заработать на введенном Россией эмбарго, то теперь и предприниматели Казахстана стремятся получить прибыль на незаконных поставках в РФ «санкционной» продукции.

© ООО «СлавТранс» 2008-2019

Таможенный представитель (брокер)

Зачем Бельянинов создает «кавалерию ФТС»?

Тенденция переноса основных функций таможенного контроля на контроль после выпуска просматривается достаточно давно: уже ТК ТС существенно расширил возможности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров, увеличив, например, срок постконтроля до трёх лет, расширив перечень лиц, в отношении которых проводится такой контроль, а в 2012 году создав Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров. В 2013 году ФТС России была утверждена и новая Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2021 года, о чём ПРОВЭД уже публиковал свой материал. В теории, перенос таможенного контроля на этап после выпуска позволяет снизить уровень контроля на этапе декларирования и минимизировать время прохождения таможенных формальностей. Создание мобильных групп, видимо, ещё один шаг на этом пути.

Поэтому и благая цель, которую декларирует ФТС, запуская этот проект, заключается в повышении эффективности контроля после выпуска товаров. Эффективность, по замыслу авторов, будет обеспечиваться в том числе и тем, что в состав мобильных групп предполагается включить должностных лиц нескольких подразделений: подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, функциональных подразделений таможни, правоохранительного блока и досмотровых отделов и даже специалистов других ведомств (разумеется, при условии достижения соответствующих договорённостей) – то есть нечто среднее между тем, что по-английски называется «think-tank» (мозговой центр), и группами быстрого реагирования. На сегодняшний день нет ясности в отношении порядка формирования таких групп, но есть все основания полагать, что ответственными за их формирование и согласование с руководством будет подразделение таможенного контроля после выпуска товаров таможенного органа, в зоне деятельности которого будет работать данная группа. В случае же формирования межведомственных мобильных групп (а в приказе ФТС России от 06.07.2012 № 1373 содержится положение о том, что для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других государственных контролирующих органов в порядке, определяемом законодательством, а также межведомственными и иными нормативными правовыми актами), порядок их формирования и функционирования будет прописан в соответствующих документах.

Надо отметить, что в государствах наших товарищей по Таможенному союзу подобные мобильные группы (в том числе, межведомственные) уже функционируют и проводят в рамках особых мероприятий проверки товаров Таможенного союза, не находящихся под таможенным контролем. Костяк таких групп составляют сотрудники оперативных отделов, отделов по борьбе с уголовными преступлениями и административными правонарушениями таможенных органов, а также сотрудники органов внутренних дел. Очевидно, по их образу и подобию планируется создать мобильные группы и в структуре ФТС.

Кстати говоря, мобильные группы Беларуси, например, успели уже себя проявить и в работе с российскими санкциями. По словам председателя Государственного таможенного комитета Беларуси, в связи с введением санкций со стороны России нагрузка на белорусских таможенников серьезно выросла: «Сейчас мы ввели силы, средства, мобильные группы на границе. Но все это оправдано. Мы помогаем друг другу».

Как стало известно ПРОВЭД, ФТС уже в настоящее время в качестве пилотного проекта планирует создать такие мобильные группы в постоянных зонах таможенного контроля (ПЗТК) в морских портах Северо-Западного, Дальневосточного и Южного таможенных управлений.

Деятельность мобильных групп будет основываться на нормативных актах, регламентирующих порядок осуществления контроля после выпуска товаров. А значит, проводимые ими мероприятия будут подпадать под действие положений таможенного законодательства о таможенных проверках, которые являются одной из форм таможенного контроля. При этом согласно приказу ФТС России от 06.07.2012 № 1373 при проведении таможенной проверки могут быть использовать и иные формы таможенного контроля, в том числе, таможенные осмотры и досмотры, – естественно, с учётом статьи 94 ТК ТС, которая гласит, что одним из принципов таможенного контроля является принцип выборочности и ограничивается он только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Вот только определение критериев достаточности остаётся, как бы язвительно это ни звучало, на совести должностных лиц таможенных органов.

Да, в той же 94 статье указано на то, что при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (СУР). Однако при анализе приказов ФТС становится очевидным, что СУР – не единственное основание для инициирования проверки, выбора форм и объектов таможенного контроля на этапе после выпуска товаров. Так, приказом ФТС России от 06.07.2012 № 1372 установлено, что в рамках аналитической работы для функциональных подразделения таможенных органов (таких, как, например, подразделения контроля таможенной стоимости, торговых ограничений и экспортного контроля, товарной номенклатуры и страны происхождения товаров) СУР – лишь один из инструментов для выявления нарушений таможенного законодательства. Этим же приказом предусмотрено, что в целях выбора объектов контроля после выпуска товаров анализ информации, содержащейся в документах, представленных при декларировании, проводится и по направлению организации и применения системы управления рисками. То есть сама СУР может быть своего рода объектом постконтроля. Кроме того, существует Приказ ФТС РФ от 25.08.2009 № 1560 «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств». В нём прописано, что такая проверка проводится на основании:

1) поручения вышестоящего таможенного органа;

2) материалов (информации), поступивших из правоохранительных и иных контролирующих органов, а также из компетентных органов иностранных государств, международных организаций, содержащих данные, указывающие на вероятность нарушений законодательства Российской Федерации, меры по пресечению которых отнесены к компетенции таможенных органов;

3) указаний о применении соответствующих мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков;

4) результатов проведенного анализа, свидетельствующего о возможных нарушениях таможенного законодательства, в том числе с использованием СУР:

а) информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа;

б) материалов, информации, поступивших из других таможенных органов;

в) сообщений СМИ, а также сообщений и заявлений российских и иностранных юридических и физических лиц.

Таким образом, любые подозрения таможенного органа (в том числе и основанные на скрытых мотивах должностных лиц, но замаскированные под вышеуказанные основания), будучи надлежащим образом оформленными, могут быть использованы в качестве повода для проверки.

Чем же обернётся деятельность «мобильных групп» для импортёров, перевозчиков, участников ВЭД? Так как проводимые ими в ПЗТК проверки будут по своей сути камеральными (т.е. проводиться будут по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу), то их осуществление не ограничено периодичностью проведения. Как говорится, «Для вас чревато – это минус, для нас возможность – это плюс».

Плюс для таможенников заключается в возможности проведении проверочных мероприятий не спустя какое-то время, когда груз уже уехал и следы его остыли, а непосредственно и сразу в зоне таможенного контроля. Вот только вопрос: какой смысл проводить проверку после выпуска, если это можно сделать до?

Ещё один плюс, как мы видим, в оперативности, полной непредсказуемости и прочих возможностях мобильных групп, которые превзойдут даже возможности системы управления рисками. При этом собственные риски импортёров, участников ВЭД, перевозчиков увеличиваются весьма существенно. Кто будет контролировать законность и обоснованность действий мобильных групп? Будет ли на должностных лиц, включённых в их состав, возложена особая ответственность за свои действия при таких фактически безграничных полномочиях? «Конечно да», ответят таможенники, ведь, как гласит закон, «за неправомерные действия (бездействие) при проведении таможенной проверки должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством». «Конечно, нет», – ответят участники ВЭД, ведь при существующем уровне коррупции в таможенных органах сложно даже предположить, насколько велика окажется взяткоёмкость мобильных групп: в «правильном» решении вопроса будут заинтересован целый ряд подразделений и даже ведомств.

Таможенник с большой дороги

Казалось бы, на этом можно и закончить обзор темы, но ведь на самом деле данный вопрос рассматривался ФТС ещё до введения санкций – и у таможенного ведомства есть куда более далеко идущие планы и намерения в части функционирования таможенных мобильных групп. По имеющейся информации, ФТС «продавливает» вопрос внесения изменений в статью 21 Федерального закона о таможенном регулировании. В соответствии с данной статьёй таможенные органы пока самостоятельно могут останавливать автомобильные транспортные средства исключительно в зонах таможенного контроля (ЗТК), созданных вдоль Государственной границы России. В иных местах остановка таких автомобильных транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами. В планах же ФТС сделать закон аналогичным тому, что действует в Казахстане и Беларуси, где таможенники обладают полномочиями по самостоятельной остановке транспортных средств. Поэтому в случае, если пилотный проект под названием «мобильные группы» оправдает таможенные ожидания, то в будущем именно им будет предоставлено право останавливать вне ЗТК любые транспортные средства, подозреваемые в нарушении таможенных правил.

Также, говоря о перспективах, которые видит ФТС за деятельностью мобильных групп и изменением 21 статьи, можно предположить, что мобильные группы имеют все шансы перерасти в полномасштабную структурную ветку ФТС в виде специальных подразделений таможенной службы, основными задачами которых будет являться предупреждение, выявление и пресечение контрабанды, других преступлений и правонарушений, которые подведомственны таможенным органам, совершенных лицами вне зон таможенного контроля.

Более того, как стало известно ПРОВЭД, ФТС работает над вопросом создания в переходный период (то есть до внесения изменений в статью 21) временных зон таможенного контроля (ВЗТК) в стационарных контрольных пунктах взвешивания, которые используются для весового контроля автотранспортных средств.

Так как сейчас в соответствии с законом остановка автомобильных транспортных средств с целью таможенного контроля (в том числе, в форме таможенного досмотра) вне территории ЗТК ограничена двумя часами, смысл создания ВЗТК состоит в том, чтобы обойти это ограничение, а таможенники могли беспрепятственного осуществлять свои функции не только вдоль Государственной границы России и в пунктах пропуска через неё, но и на всей территории страны.

Справка ПРОВЭД: Стационарные контрольные пункты взвешивания – стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки. Правовые основы функционирования стационарных контрольных пунктов и порядок контроля в этих пунктах закреплены Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах» и Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 № 1272 «О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок». Контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации осуществляется должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Да, закон разрешает создавать зоны таможенного контроля не только вдоль Государственной границы России и в пунктах пропуска через неё, но и в иных местах по решению начальника таможни (либо начальника таможенного поста, если речь идёт о ВЗТК), в регионе деятельности которой расположены места и территории, где создаются такие зоны. При этом ВЗТК создаётся на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций и ликвидируется по завершении мероприятий, послуживших основанием для её создания, или по истечении срока её действия, указанного в решении таможенного органа о её создании. Но несмотря на то, что теоретически создание ВЗТК в стационарных контрольных пунктах взвешивания возможно, создать её реально можно только в тех контрольных пунктах, которые оказались в регионе деятельности какого-либо таможенного органа. Кроме того, остановка таких автомобильных транспортных средств всё равно будет осуществляться сотрудниками ГИБДД, а значит, потребуется разработка и согласование необходимых документов, в том числе, соглашения о сотрудничестве между ФТС и Ространснадзором и регламента взаимодействия таможенных органов и территориальных управлений Ространснадзора. Помимо этого необходим и документ, который будет определять порядок действий должностных лиц таможенных органов в случае выявления несоответствий при проведении весового контроля и принятия решения о необходимости проведения таможенного досмотра.

Кроме того, сохраняется проблематика касательно формирования и функционирования мобильных групп и соблюдения требований закона о проведении таможенных проверок, описанная в первой части этого материала.

Поэтому, выполняя поручение руководства ФТС, чтобы подготовить реальную правовую почву и для работы мобильных групп, в том числе, межведомственных, и для создания ВЗТК на дорогах общего пользования, и для внесения изменений в федеральный закон, юристам Федеральной таможенной службы предстоит разработать внушительный объём предложений по кардинальному пересмотру всей законодательной базы в данной области. Остаётся надеяться, что общественность, в особенности профессионально заинтересованную, ознакомят с этими предложениями до того, как таможенники вступят в конкурентную борьбу с ГИБДД за «интерес», встречая нас на дорогах полосатыми жезлами. ПРОВЭД же, со своей стороны, обещает знакомить своих читателей с развитием этой темы по мере поступления информации.

Ну и в заключение нельзя не обратить внимания на то, что как минимум пять правовых актов ФТС России регулируют вопросы проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Это при том, что одним из основных коррупциогенных факторов является как раз излишнее, избыточное регулирование. В связи с этим не ясно, почему вместо упорядочения нормативного правового регулирования в данной области и создания единого нормативного правового акта, который регламентировал бы все вопросы, касающиеся проведения таможенного контроля после выпуска, таможенное ведомство продолжает возводить лабиринты из собственных приказов, инструкций, регламентов и даже писем. Или же наоборот, всё как раз предельно ясно?..

Перегородить путь: как новейшие мобильные комплексы таможенников будут бороться с контрафактом

Контрафакту и санкционке преградят путь самые современные технологии. На вооружении российских таможенников новейшие мобильные комплексы. Каждый, а это целый офис на колесах, оборудован по последнему слову техники.

Ноу-хау применяется во всех приграничных регионах и позволяет не только выявить запрещенную к ввозу продукцию, но и отследить весь путь товара.

Рядом с границей Казахстана сплошная степь, и с воздуха все видно как на ладони. Главная задача таможенников — выявить фуры с контрафактом, которые после пересечения границы идут к нам в страну и могут объехать мобильные таможенные посты по проселочным дорогам.

С воздуха видны несколько подозрительных большегрузов. По команде с вертолета на земле их встречает таможенная группа на спецавтомобиле.

В одной этой фуре находится более миллиона жвачек, конфет и прочих кондитерских изделий подпольного производства с эмблемами известных брендов. А этот автомобиль до верху нагружен неизвестного происхождения обувью без необходимой маркировки.

С этого месяца машины Федеральной таможенной службы оборудованы синими мигалками и имеют особую расцветку. Вместе с обновленными автомобильными комплексами сотрудники получили особые полномочия. Теперь им разрешено прямо на дороге в любом месте проверить подлинность документов на перевозимый товар. До этого момента останавливать транспорт можно было только в связке с ГИБДД.

Мобильный комплекс ФТС на базе автомобиля Камаз — это целый передвижной таможенный офис со своей системой видеонаблюдения. Здесь есть рабочий кабинет, он же жилой модуль, душ с горячей водой, полноценная кухня. Такой рабочий дом на колесах, на котором можно ездить в служебные командировки по всей стране.

На экране компьютера можно отследить весь транспорт с санкционной продукцией, которая идет транзитом через нашу страну. Каждая такая фура опечатана специальной пломбой с gps-навигацией.

Вся изъятая продукция до решения суда хранится на таких складах. Вот это испанское сало в обход санкций хотели ввезти в Россию под видом марли. Эти сигареты без акцизных марок были спрятаны под мешками с солью. А детские игрушки и парфюмерия с эмблемой модных фирм не имеют сертификата, а значит могут нанести вред здоровью.

Внешне невооруженным взглядом определить подделку невозможно. На одном автомобильном фильтре нанесен логотип известной фирмы, и если бы не таможенники, то российские автолюбители купили бы контрафакт по цене оригинала. Вся изъятая продукция, находящаяся на складе, после решения суда будет уничтожена.

Только за прошлый год мобильные группы выявили 80 тысяч тонн нелегального товара. Два миллиона килограммов контрафакта уничтожено. Тех, кто снаряжает такие караваны с запрещенной продукцией, не пугают огромные штрафы и риск попасть на шесть лет в тюрьму. К сожалению, российские таможенники не могут влиять на работу огромного числа подпольных фабрик, расположенных в других странах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]