Возврат изъятых товаров после завершения административного дела. Риски и рекомендации

Временный ввоз — специальный режим таможенного оформления. Он применяется для грузов, которые импортируются на территорию Российской Федерации только на некоторое время. При таком импорте уплата пошлин, налогов, других обязательных платежей выполняется частично. Размер платежей зависит от того, как долго груз пробудет на территории ТС и по п.3 ст. 223 ТК ЕАЭС составляет 3% от полной суммы обязательных платежей за каждый календарный месяц (полный либо неполный).

Есть несколько категорий товаров, вообще освобожденных от обязательных платежей при временном ввозе. Их список определяет Решение Комиссии ЕАЭС №331 от 18.06.2010 и Решение Совета ЕЭК №109 от 20.12.2017. Льготные условия предусмотрены для контейнеров и другой многооборотной тары, грузов, которые поставляются в рамках международной помощи, товаров, которые будут использоваться в культурных или научных целях, для содействия международному сотрудничеству или ведению ВЭД. Если при таком импорте груз освобождается от обязательных платежей, сроки его нахождения на таможенной территории ТС, а также условия его использования должны соответствовать Решению Комиссии ЕАЭС №331 от 18.06.2010.

Есть несколько товарных групп, для которых нельзя применять режим временного ввоза:

  • продовольственные товары, напитки;
  • табачная, алкогольная продукция;
  • сырье, заготовки, полуфабрикаты;
  • расходные материалы, образцы;
  • отходы.

В этих группах есть отдельные виды товаров, для которых возможны исключения, при условии, что их импорт выполняется для использования в качестве выставочных или промышленных образцов. Запрещенные к ввозу на территорию ЕАЭС товары нельзя импортировать и по процедуре временного импорта.

Условия для временного ввоза

Ввезти продукцию на территорию ЕАЭС или РФ временно можно только при соблюдении следующих условий:

  • возможность идентификации как при импорте, так и при последующем реэкспорте. Это нужно, чтобы гарантировать, что ввозиться, а затем вывозиться будет один и тот же груз;
  • соблюдение ограничений, которые устанавливает ст. 7 ТК ЕАЭС. Это меры санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, нетарифного регулирования;
  • уплата обязательных платежей. Выполняется частично, рассчитывается по сроку пребывания груза на таможенной территории ЕАЭС. Если ввозится товар, освобожденный от платежей, соблюдают условия применения льгот;
  • в случаях, предусмотренных ФЗ-289 от 03.08.2018, уплачивают компенсационные, специальные и иные пошлины, налоги, другие дополнительные платежи.

Режим временного ввоза имеет следующие особенности.

Ограничение сроков. Товары можно ввозить только на определенный срок. Обычно он не превышает 2 лет (п1 ст. 221 ТК ЕАЭС). Его нужно определить в момент импорта. Рассчитывая срок, на который ввозится груз, учитывают цели, обстоятельства импорта. Для некоторых товарных групп предельный срок может быть больше или меньше, чем два года. Если срок пребывания товара на территории ЕАЭС нужно продлить, до его истечения декларант должен подать соответствующее заявление. Если установленный при импорте срок временного ввоза меньше предельного (двух лет), продление возможно и после того, как он завершится (в течение одного месяца, при условии, что предельный срок будет соблюден). Установленные ограничения сроков действуют в отношении груза, даже если он неоднократно импортировался и экспортировался.

Порядок использования. Для импортированной продукции не допускается модернизация или капитальный ремонт, а также внесение любых других изменений, влияющих на характеристики. Состояние товара должно быть неизменным. Допускается только выполнение действий, которые необходимы, чтобы обеспечить сохранность груза. При этом возможность идентификации должна сохраняться.

При использовании временно ввезенной продукции можно:

  • проводить ее обслуживание, текущий ремонт, чтобы сохранять ее исходное состояние;
  • проводить исследования, тесты, эксперименты с использованием или в отношении ввезенной продукции;
  • если импорт выполнялся для транспорта, его можно использовать при международных перевозках.

Владение. При временном ввозе ст. 279 ТК ЕАЭС требует, чтобы груз оставался во владении декларанта. Передавать его иным лицам можно только для хранения, технического обслуживания или текущего ремонта, проведения тестов и испытаний. Исключение — возвратная тара, которую передают вместе с основным отправлением. В остальных случаях передавать третьим лицам товар можно только после уведомления таможенной службы или с ее разрешения. Чтобы получить разрешение, подают заявление, оплачивают обязательные платежи за период, прошедший с момента импорта. Лицо, получающее груз, также принимает обязанности по выполнению требований режима временного ввоза.

Отчетность. Порядок ее предоставления определяет приказ ФТС РФ №592 от 04.04.2019. Сроки сдачи отчетности — до 15 января и до 15 июля (отчетные документы передают каждые полгода). Если для товара режим временного ввоза прекратил действовать в истекшем полугодии, отчетность по нему передают таможенной службе в установленные сроки.

Возврат изъятых товаров после завершения административного дела. Риски и рекомендации

В своей практике ведения дел об административных правонарушениях мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда после завершения дела перед участником ВЭД, зачастую перевозчиком, встает дилемма – что делать с товаром, ранее изъятым в качестве обеспечения по административному делу.

Настоящая публикация посвящена проблемам, которые возникают в связи с возвратом товаров, заинтересованность в возврате которых отсутствует.

Для начала обозначим проблематику вопроса.

Как известно, в главе 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающейся нарушений таможенных правил, целый ряд статей предусматривают в качестве основного или дополнительного вида наказания конфискацию предметов административного правонарушения.

С учетом этого, при возбуждении административного дела таможенные органы, как правило, применяют меру обеспечения в виде изъятия или ареста товаров. В том числе, по статье о предоставлении недостоверных сведений о товарах при прибытии/убытии (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ), субъектом которой чаще всего является перевозчик.

В настоящей публикации мы рассмотрим последствия ситуации, когда по итогам рассмотрения дела таможней или судом наказание в виде конфискации не применено. При этом не имеют значения основания данного решения: отсутствие состава правонарушения или просто применение другого вида наказания.

Основное последствие – товар в соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении подлежит возврату для таможенного оформления тому лицу, у которого он был изъят.

Данная ситуация влечет за собой две проблемы, важность которых заинтересованный участник ВЭД не всегда способен в полной мере оценить заблаговременно:

  1. Финансовые и организационные затраты на вывоз и таможенное оформление товара.
  2. Последствия непринятия мер к вывозу и таможенному оформлению товара в виде административной ответственности и возможных убытков.

Что касается первой проблемы, то мы не будем останавливаться на ней подробно, поскольку ранее уже рассматривали данный вопрос достаточно полно в одной из предыдущих публикаций.

Отметим лишь, что объем понесенных расходов и затраченных усилий зачастую превышает ценность самого товара либо существенно снижает эту ценность для участника ВЭД.

Второй проблеме же стоит уделить более пристальное внимание, так как новое таможенное законодательство (Таможенный кодекс ЕАЭС, вступивший в силу с 01.01.2018 г.) иначе определяет процесс таможенного оформления товаров, изъятых ранее в качестве предмета административного правонарушения

.

Изменения, в свою очередь, отразились на том, какую ответственность участник ВЭД может понести за свое бездействие, если он:

  • не имеет возможности оформить возвращенный товар;
  • не знает, как это сделать;
  • не хочет оформлять товар ввиду нецелесообразности и согласен на его обращение в государственную собственность.

До 2021 года лицо, которому товар возвращен, обязано было по своему выбору задекларировать данный товар либо поместить его на временное хранение в течение 30 дней после вступления в силу постановления. Соответственно при невыполнении данных обязанностей участнику ВЭД грозила ответственность за несоблюдение срока подачи таможенной декларации по ч. 4 ст. 16.12 КоАП РФ (штраф от 10 до 50 тыс. руб.), а в случае помещения товара на временное хранение – по ст. 16.16 КоАП РФ за нарушение сроков временного хранения (штраф от 50 до 100 тыс. руб.).

По новым правилам, которые действуют на сегодняшний день, изменение статуса невостребованных товаров после вступления в силу постановления по административному делу можно подразделить на несколько этапов:

I. Возможность помещения товара на временное хранение.

Данный этап начинается со дня вступления в силу постановления и длится в течение 10 календарных дней (п. 4 ст. 98 ТК ЕАЭС).

По истечении данного срока возможность оформления товара (помещения на временное хранение или декларирования) не утрачивается, но возникают предусмотренные ТК ЕАЭС основания для задержания товара.

II. Задержание товара таможенным органом.

Товары, не помещенные на временное хранение в вышеуказанный срок, задерживаются таможенным органом в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС (п. 5 ст. 98, ст.ст. 379,380 ТК ЕАЭС), о чем составляется протокол и направляется участнику ВЭД.

Хранение задержанных товаров продолжает осуществляться таможенными органами в течение 30 календарных дней (скоропортящихся товаров – 24 часа).

III. Реализация, использование или уничтожение невостребованных товаров.

Расходы таможенных органов по перевозке (транспортировке), перегрузке (погрузке, выгрузке), хранению, иные расходы, связанные с подготовкой к реализации и реализацией задержанных товаров покрываются за счет сумм, полученных от реализации.

В случае если реализация товара невозможна или нецелесообразна, в отношении товара может быть принято иное решение, в том числе о его уничтожении.

Расходы, не покрытые за счет суммы, полученной от реализации, а также расходы по уничтожению товара, могут быть возложены на участника ВЭД, не выполнившего свои обязанности по своевременному оформлению товара.

Также непомещение товара на временное хранение в 10-дневный срок со дня вступления в силу постановления по административному делу является прямым нарушением обязанности, установленной п. 4 ст. 98 ТК ЕАЭС, и оно может быть квалифицировано таможенным органом как нарушение установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения по ст. 16.14 КоАП РФ (штраф от 5 до 20 тыс. руб.).

Мы, со своей стороны, предлагаем перевозчикам и иным участникам ВЭД, оказавшимся в вышеописанной ситуации, с целью минимизации негативных последствий придерживаться следующих рекомендаций:

  • Оценить свои организационные и финансовые возможности по вывозу и таможенному оформлению товара;
  • Связаться и согласовать вопрос отказа от товара либо покрытия расходов на его оформление с его собственником и иными заинтересованными лицами;
  • В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении уведомить таможню/суд об отсутствии намерения производить таможенное оформление товара;
  • Принять меры к назначению по административному делу наказания в виде конфискации товара;
  • Сразу после вступления в силу постановления по административному делу, если товар не конфискован, повторно уведомить таможню об отказе от товара;
  • В случае возбуждения административного дела по ст. 16.14 КоАП РФ, при условии выполнения остальных рекомендаций, сослаться на отсутствие вины в совершении правонарушения.

В некоторых случаях перечисленные меры не гарантируют полное отсутствие негативных последствий.

Тем не менее, понимание возможных последствий и предусмотрительность – ваше главное оружие в принятии правильных решений.

Удачи на дорогах!

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ»

в Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-ОтветиПубликациина нашем сайте.

Алексей ЗиминЮристЮридической

Опубликовано 30.10.2018

  • Нужна помощь?

Как оформить пропуск на МКАД?

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как правильно составить контракт?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Поделиться

Документы для таможенного оформления при временном ввозе по ст. 37 ТК ЕАЭС

Для использования этого режима юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям нужен расширенный набор документов:

  • заявление. В заявлении на временный ввоз в нем указывается предполагаемый срок пребывания продукции на территории ЕАЭС, а также обстоятельства и цели импорта;
  • гарантийное письмо об обратном вывозе. Устанавливает обязательства реэкспорта временно ввезенного товара;
  • инвойс;
  • технический паспорт или техническое описание товара;
  • упаковочный лист;
  • сведения и документы, необходимые для идентификации товара;
  • транспортная накладная;
  • документы об оплате сбора за таможенное оформление.

Таможенный орган может запрашивать сведения, документы, не входящие в основной список. поможет подготовить документы и обеспечит таможенное оформление грузов при процедуре временного ввоза.

Общие положения

Прежде в России применялся Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), но с 1 января 2021 года вступил в силу Договор о новом ТК Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

Таможенные процедуры определены в 4 разделе ТК ЕАЭС. Эти нормы определяют требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на территории ТС или за ее пределами, согласно статье 2 «Определения» ТК ЕАЭС.

Примечание. В состав ЕАЭС входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия.

Для вывоза отечественной продукции за рубеж (экспорта) либо ввоза иностранных товаров (импорта, таможенного транзита) требуется понимание специфики всех процедур. Без него участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не удастся заполнить декларацию и рассчитать размер платежей. Для этого в первую очередь важно ознакомиться с главой 19 «Общие положения о тамож. процедурах» ТК ЕАЭС.

Участниками ВЭД становятся физические, юридические лица или ИП. Допустима транспортировка предметов в сопровождаемом или несопровождаемом багаже (через перевозчика или в международном почтовом отправлении). Их оформляют в специализированных местах: складах временного хранения (СВХ), центрах электронного декларирования (ЦЭД), пунктах пропуска через границу.

С момента предоставления декларации либо заявления о выпуске товаров до ее подачи груз помещают под таможенную процедуру. Делают это в день выпуска продукции с таможни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]