Таможенный контроль: Проверка документов и сведений


Время таможенного контроля

При ВВОЗЕ на таможенную территорию ТС товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Товары считаются находящимися под таможенным контролем до(п.2 ст.96 ТК ТС):

1) помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления
, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;
2) приобретения товарами статуса условно выпущенными товаров ТС
;
3) помещения товаров под таможенным процедуры отказа в пользу государства
или
уничтожения
в соответствии ТК ТС и/или законодательством государств-членов ТС;
4) обращения в собственность государства-члена ТС
согласно законодательству этой страны;
5) фактического вывоза
с таможенной территории ТС;
6) отнесения отходов
, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к
непригоднымдля
их дальнейшего коммерческого
использования
;
7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории
или
переработки для внутреннего потребления
, производственными потерями.

Товары не считаются находящимися под таможенным контролем

• после признания тамож. органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии;
• действия непреодолимой силы,
• в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения,
• в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и/или законодательством государств-членов ТС.

Товары ТС находятся под таможенным контролем при их ВЫВОЗЕ с таможенной территории ТС

¨ С момента регистрации таможенной декларации (иных документов, используемых в качестве декларации),

¨ либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории ТС, и

¨ ДО пересечения таможенной границы.

В случае остановки автотранспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов

. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии ТС, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Декларант, субъекты ВЭД и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в

устной,

письменной и/или

электронной формах.

Таможенные органы ВПРАВЕ

• запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля
, в
письменной
и/или
электронной
формах, а также устанавливать срок их представления, достаточный для представления запрашиваемых документов и сведений;
• получать в соответствии с законодательством государств-членов ТС от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам
;
• запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы
, иную информацию, в т.ч. в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории ТС или за ее пределами.

Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами

, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и
таможенными органами
в течение
5 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств-членов ТС.
Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, но не более 5 (пяти) лет при продлении данного срока (ст. 99 ТК ТС).

При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам

, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также
товарам и транспортным средствам
.

Для сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенные органы могут использовать технические средства таможенного контроля.

По требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров

,
обязаны
¨ произвести транспортировку,

¨ взвешивание или иное определение количества товаров,

¨ погрузку, разгрузку, перегрузку,

¨ исправление поврежденной упаковки,

¨ вскрытие упаковки,

¨ упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю,

¨ вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.

Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация производится путем

наложения пломб, печатей,
нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков,
проставления штампов, отбора проб и образцов,
подробного описания товаров,
составления чертежей,
изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций,
использования товаросопроводительной и иной документации
,
иными способами
.

Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения

, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом
составляется акт.
II.

ФОРМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ — направление деятельности должностного лица таможенного органа, включающее применение определенных методов, средств и способов в целях проверки соблюдения субъектами ВЭД таможенного законодательства ТС.

ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ (ст. 110 ТК ТС)

1) проверка документов и сведений
;
2) устный опрос
;
3) получение пояснений
;
4) таможенное наблюдение
;
5) таможенный осмотр
;
6) таможенный досмотр
;
7) личный досмотр
;
8)проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков
;
9) таможенный осмотр помещений и территорий
;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем
;
11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним
;
12) таможенная проверка
.

1. Проверка документов и сведений

(ст.111 ТК ТС)

предполагает осуществление документального контроля со стороны таможенных органов. Как правило, она предваряет досмотр товаров и транспортных средств.

Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления подлинности документов и достоверности сведений, а также правильности их оформления.

К проверяемым документам относятся:

¨ таможенные документы
— документы, составляемые исключительно для тамож. целей (тамож. декларации, документы контроля доставки, и т.д.);
¨ коммерческие документы
— используемые для подтверждения совершения внешнеторговых сделок (контракты, счета-фактуры, отгрузочные и упаковочные листы, спецификации и др.);
¨ транспортные документы
— подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары при международных перевозках (накладные, коносаменты и пр.);
¨ иные документы
, необходимые для осуществления тамож. контроля (учредительные документы, различные сертификаты и т.п.).

2. Устный опрос

(ст. 112 ТК ТС),

проводящийся в отношении физических лиц, их представителей

, а также
лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров
, перемещаемых через таможенную границу,
без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме. Он осуществляется во время таможенного оформления.
При проведении проверок целевого использования условно выпущенных товаров

, которым предоставлены льготы по таможенным платежам, таможенные органы также практикуют
устный опрос
должностных лиц проверяемого субъекта, а также конечных получателей товаров.

В ходе проведения данной формы контроля объяснения опрашиваемых лиц в письменной форме не оформляются.

3. Получение пояснений

(ст. 113 ТК ТС)

ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЯСНЕНИЙ — получение должностными лицами таможенного органа от декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела
.

Объяснения оформляются в письменной форме, установленной решением Комиссии ТС.

4. Таможенное наблюдение

(ст.114 ТК ТС)

ТАМОЖЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕхарактеризуется как гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в т.ч. с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в т.ч. транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций

Обязательные признаки данной формы контроля — гласность

и
целенаправленность
.

5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств

(ст. 115 ТК ТС)

ТАМОЖЕННЫЙ ОСМОТР – внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами
.

ЦЕЛЬ ТАМОЖЕННОГО ОСМОТРА

получения подтверждения сведений

¨ о характере, происхождении, состоянии, количестве товаров, находящихся под таможенным контролем,

¨ о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.

От таможенного досмотра он отличается тем, что не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров

.

Присутствие при таможенном осмотре — право, а не обязанность подконтрольного лица.

В случае установления в ходе проведения данной формы контроля факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров.

Результаты таможенного осмотра товаров и транспортных средств, если они могут понадобиться в дальнейшем, фиксируются должностными лицами таможенных органов в акте.

6. Таможенный досмотр

(ст. 116 ТК ТС)

ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР – действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами
.

Данная форма контроля является наиболее распространенной

в таможенном деле. Она осуществляется
после принятия таможенной декларации на товары.
Должностное лицо таможенного органа, проводящее таможенный досмотр, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны.

Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе (но не обязаны) присутствовать при таможенном досмотре

Таможенный досмотр, осуществляемый в ходе таможенного осмотра помещений и территорий и/или в ходе выездной таможенной проверки, может проводиться без создания зон таможенного контроля.

Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей при:

1) неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны;
2) существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, окружающей среде, сохранению культурного достояния государств-участников ТС и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в т.ч. если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах;
3) пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;
4) оставлении на таможенной территории ТС товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

Таможенный досмотр в указанных случаях проводится в присутствии двух понятых.

По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2-х экземплярах по форме, установленной решением Комиссии ТС.

Одной из задач проведения досмотра является обнаружение тайников, мест, где могут быть скрыты предметы. С этой целью применяются прощупывание, прокалывание, разборка конструктивных деталей, узлов и агрегатов, нарушение целостности всего или части предмета и т.п.

Технологии, применяемые таможенными органами при проверке документов и сведений.

Для ускорения проведения проверки документов и сведений и повышения ее эффективности применяются различные виды технических средств таможенного контроля (далее ТСТК), позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, и т.п.).

Предметом проверки как одной из форм таможенного контроля являются документы и сведения, представленные участником таможенной деятельности при совершении таможенных операций.

К целям проведения проверки относят установление:

— подлинности документов;

— достоверности содержащихся в них сведений;

— правильности заполнения и оформления документов.

Подлинность документов устанавливается путем их осмотра, проведения при необходимости различных экспертиз. Установление правильности оформления документов сводится к подтверждению правильности заполнения основных реквизитов документов (наличие даты, подписи, определенных количественных и денежных показателей и т.д.), установлению наличия неоговоренных исправлений, дописок цифр и текста и т.п[18].

В целях установления достоверности сведений, содержащихся в документах, могут быть использованы различные приемы:

— арифметическая проверка, при которой определяется правильность подсчетов в документах;

— нормативная проверка, при которой устанавливаются соответствие совершенных операций действующим нормативным правовым актом и правильность отражения операций;

— встречная проверка документов, применяемая в тех случаях, когда в организациях, связанных между собой хозяйственными операциями, имеются разные экземпляры одного и того же документа или несколько документов, отражающих одну и ту же операцию;

— сравнения с информацией, полученной из других источников;

— анализа сведений таможенной статистики;

— метод взаимного контроля документов (сопоставление первичных документов), используемый при проверке двух или более документов, связанных между собой единством хозяйственных операций;

— другие способы, не запрещенными таможенным законодательством ТС[19].

Для проверки подлинности таможенных документов применяются такие технические средства таможенного контроля, как наблюдательная лупа, микроскоп, ультрафиолетовый фонарь (с его помощью проводится идентификация подлинности надписей, меток, знаков, оттисков печатей и штампов, банковских билетов и других документов)[20].

Достоверность сведений также может проверяться путем запроса в правоохранительный, налоговый или иной контролирующий орган РФ. Признаками, указывающими на сомнительный характер документов, являются: отсутствие в них необходимых реквизитов, нечеткость оттисков печатей, штампов; наличие подчисток и исправлений; разночтения в текстах разных экземпляров одного и того же документа.

Таким образом, при проведении проверки документов и сведений, таможенный органы анализируют как информацию и сведения, имеющиеся в таможенных органах, так и информацию, представленную банками и иными кредитными организациями, декларантами или иными лицами, имеющими отношение к операциям с товарами, а также информацию представленную налоговыми и другими контролирующими и правоохранительными органами.

Заключение

Увеличение показателей внешнеторгового оборота страны, рост внешнеэкономических связей, интеграция России с другими странами приводит к увеличению товаро-, грузо-, пассажирооборота и количества транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Этим обусловлено пристальное внимание к методам таможенного контроля и к их эффективности.

С целью раскрытия темы данной курсовой работы, в первой главе, в соответствии со ст. 111 ТК ТС, был представлен перечень докментов и сведений, подлежащих проверке, была раскрыта нормативно – правовая основа проверки документов и сведений, а так же отражено содержание данной проверки.

ТК ТС устанавливает, что проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников.

Перечень проверяемых документов зависит от конкретных таможенных операций и таможенных процедур (представление товаров в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, оформление внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение, таможенное декларирование товаров и прочие).

Нормативно-правовая база, регулирующая сферу таможенного контроля, представляет собой разветвленную систему, включающую в себя акты, различные по юридической силе и территории, на которую они распространяются.

Во второй главе был рассмотрен порядок проведения проверки документов и сведений, права и обязанности должностных лиц при проверке, а так же перечислены основные инструменты, с помощью которых проводится проверка документов и сведений.

В случае выявления фактов представления сведений, которые являются недостоверными и (или) недостаточными, должностное лицо структурного подразделения, проводящее проверку, принимает меры в соответствии с таможенным законодательством.

В ходе проверки документов таможенные органы имеют право не только знакомиться с документацией, касающейся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, которая относится к таможенному делу, но и изымать на основании соответствующих актов документы для их экспертной проверки в другом месте; получать от должностных лиц, задействованных в таможенной сфере, письменные разъяснения и справки.

Подлинность документов устанавливается путем их осмотра, проведения при необходимости различных экспертиз. Установление правильности оформления документов сводится к подтверждению правильности заполнения основных реквизитов документов (наличие даты, подписи, определенных количественных и денежных показателей и т.д.), установлению наличия неоговоренных исправлений, дописок цифр и текста и т.п.

Таким образом, проверка документов и сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

1. Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров: приказ ГТК РФ от 28.11.2003 N 1356 // Российская газета. – 2015. — № 56.

  1. Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары»): решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (ред. от 15.11.2016) // Российская газета. – 2021. — № 114.
  2. Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза: приказ ФТС России от 15 октября 2013 г. N 1940 // Российская газета. – 2021. — № 87.
  3. Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств: приказ Федеральной таможенной службы от 25 августа 2009 г. N 1560 // Российская газета. – 2021. — № 311.
  4. Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля: приказ ФТС РФ от 25.10.2011 № 2199 // Российская газета. – 2021. — № 119.

Международные правовые акты:

1. Таможенный кодекс таможенного союза : принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года № 17 [в ред. от 08.05.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 50. – Ст. 6615.

2. Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств — членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля: заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010 [в ред. от 08.05.2015 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2012. — № 32. – Ст. 4473.

3. О формах таможенных документов : решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 260 [в ред. от 18.12.2014] // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза – Электрон. текст. дан. – Режим доступа : https://www.tsouz.ru/ (дата обращения: 21.04.2017). – Загл. с экрана.

Специальная литература:

  1. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. — М.: Проспект, 2013 г. — 338 с.
  2. Афонин П. Н. Теория и практика применения технических средств таможенного контроля: Учебное пособие / П. Н. Афонин, А. Н. Сигаев. — СПб.: Троицкий мост, 2013. — 193 с..
  3. Бакаева О. Ю. Таможенное право : учебное пособие / О. Ю. Бакаева. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 341 с.
  4. Ильина В.А. Особенности организации таможенного режима и таможенного оформления // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА.- М., 2013.- №2. – 301 с.
  5. Казурова Б. К. Основы технологий и средств таможенного контроля: учебник / Б. К. Казурова. – Москва : Проспект, 2021. – 194 с.
  6. Куприянов И.А., Таможенное регулирование и таможенный контроль: Юридические особенности перевозки автомобилей. — 2010. — №7.- 189 с.
  7. Покровская В. В. Таможенное дело : учебник / В. В. Покровская. – М : Юрайт, 2013. – 207 с.
  8. Свинухов В. Г. Таможенное право: учебник / В. Г. Свинухов. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 289 с.
  9. Семилетников Н.А., Таможенное регулирование и таможенный контроль: Данные таможенной статистики за 2014-2015 гг. — 2015. — №8. — 99 с.
  10. Сенотрусова С. В. Таможенный контроль: учебное пособие / С. В. Сенотрусова. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 215 с.

[1] Свинухов В. Г. Таможенное право: учебник / В. Г. Свинухов. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — С. 75.

[2] Таможенный кодекс таможенного союза : принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года № 17 [в ред. от 08.05.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 50. – Ст. 111.

[3] Таможенный кодекс таможенного союза : принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года № 17 [в ред. от 08.05.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 50. – Ст. 111.

[4] Сенотрусова С. В. Таможенный контроль: учебное пособие / С. В. Сенотрусова. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 91.

[5] Бакаева О. Ю. Таможенное право : учебное пособие / О. Ю. Бакаева. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2021. — С. 189.

[6] Сенотрусова С. В. Таможенный контроль: учебное пособие / С. В. Сенотрусова. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 50.

[7] Сенотрусова С. В. Таможенный контроль: учебное пособие / С. В. Сенотрусова. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 69.

[8] Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров: приказ ГТК РФ от 28.11.2003 N 1356 // Российская газета. – 2015. — № 56.

[9] Бакаева О. Ю. Таможенное право : учебное пособие / О. Ю. Бакаева. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2021. — С. 227.

[10] Казурова Б. К. Основы технологий и средств таможенного контроля: учебник / Б. К. Казурова. – Москва : Проспект, 2021. – С. 127.

[11] Покровская В. В. Таможенное дело : учебник / В. В. Покровская. – М : Юрайт, 2013. – С. 47.

[12] Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. — М.: Проспект, 2013 г. — 134 с.

[13] Куприянов И.А., Таможенное регулирование и таможенный контроль: Юридические особенности перевозки автомобилей. — 2010. — №7.- С 54-55

[14] Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств: приказ Федеральной таможенной службы от 25 августа 2009 г. N 1560 // Российская газета. – 2021. — № 311.

[15] Семилетников Н.А., Таможенное регулирование и таможенный контроль: Данные таможенной статистики за 2014-2015 гг. — 2015. — №8.

[16] Ильина В.А. Особенности организации таможенного режима и таможенного оформления // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА.- М., 2013.- №2. – С. 103.

[17] Таможенный кодекс таможенного союза : принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года № 17 [в ред. от 08.05.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 50. – Ст. 111.

[18] Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары»): решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (ред. от 15.11.2016) // Российская газета. – 2021. — № 114.

[19] Ильина В.А. Особенности организации таможенного режима и таможенного оформления // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА.- М., 2013.- №2. – С. 68.

[20] Афонин П. Н. Теория и практика применения технических средств таможенного контроля: Учебное пособие / П. Н. Афонин, А. Н. Сигаев. — СПб.: Троицкий мост, 2013. — С. 92.

Сроки таможенного досмотра товаров при международной перевозке. Что нужно знать перевозчику.

Одной из наиболее распространенных проблем, с которой в нашу компанию обращаются международные перевозчики, является проблема прохождения таможенного контроля на границе ТС. И в частности в тех случаях, когда осуществляется таможенный досмотр товаров.

Казалось бы, одной из задач, поставленных перед таможенными органами, является создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу. Также ТК ТС установлено, что срок выпуска товаров составляет один рабочий день. Да и таможенный досмотр таможня вроде бы должна проводить за один день.

Так почему же транспортные средства стоят на границе по две недели и более? Давайте разберемся, в чем корень проблемы.

Начать следует с того, что есть два понятия, которые необходимо различать:

А. Срок выпуска товаров.

Б. Срок проведения таможенного досмотра как одной из форм таможенного контроля.

Их взаимосвязь заключается в том, что сроки проведения досмотра, хотя и имеют свои правила течения, не могут выходить за рамки срока выпуска товаров.

Что такое срок выпуска товаров? Это срок с момента регистрации таможенной декларации до момента принятия таможней решения по декларации. И по умолчанию он действительно составляет один рабочий день. Но… проведение таможенного досмотра является одним из оснований, по которым таможня может продлить срок выпуска еще на 10 рабочих дней – итого 11 рабочих дней. А это уже больше двух недель. Таким образом, скорость прохождения таможенного поста напрямую зависит от того, сколько времени займет таможенный досмотр.

Сроки таможенного досмотра можно подразделить на несколько составляющих, каждая из которых влияет на время нахождения транспортного средства с товаром на таможенном посту:

  1. Срок вручения перевозчику уведомления о проведении досмотра.

Каждый раз, когда таможня решает досмотреть товар, вас должны сразу поставить в известность (выдать уведомление) и сообщить, какие действия требуются от вас для проведения досмотра (выдать требования о предъявлении товаров и проведении операций).

Данный этап складывается из нескольких последовательных действий: выявление профиля риска, составление докладной записки, принятие решения о проведении досмотра, назначение ответственного сотрудника отдела таможенного досмотра, вручение водителю уведомления о проведении досмотра, требования о предъявлении товаров и требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств.

Общий срок с момента выявления профиля риска до вручения водителю всех документов по предстоящему досмотру должен составлять 1,5-2 часа. Если, к примеру, в 10.00 вашу машину взвесили, выявили перевес, и со слов таможенного инспектора вы уже знаете, что будет проводиться досмотр, либо просто со стороны таможни возникла непонятная для вас пауза, то где-то в 12.00 вы уже можете требовать выдачи документов либо предоставления информации о том, что таможня планирует делать дальше, в том числе путем подачи письменного заявления.

Почему важен данный срок? Потому что дальнейший срок проведения таможенного досмотра начинает течь с момента предъявления товаров к досмотру. А вы, в свою очередь, не можете предъявить товар к досмотру, пока не получите от таможни требование об этом.

  1. Собственно срок проведения таможенного досмотра.

Досмотр должен быть проведен не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия решения о проведении досмотра и с момента предъявления товаров к досмотру либо уведомления перевозчика о готовности предъявить товары, а если таможенный пост работает в круглосуточном режиме – не позднее 24 часов.

Приграничные посты, как правило, работают круглосуточно. Следовательно, если сегодня в 15.00 вы уведомили таможню о готовности выгрузить товар, то завтра к этому же времени инспектор должен провести досмотр.

Что значит предъявление товаров к досмотру? Для того, чтобы товар считался предъявленным, недостаточно того, что он находится в отсеке машины, стоящей на посту. В отношении него должны быть выполнены все операции, указанные таможенным органом в требовании (обозначены галочками). Это могут быть полная или частичная выгрузка, а также разделение товара по видам и наименованиям.

Если перевозчик не готов понести расходы на выгрузку товара сразу после получения уведомления о проведении досмотра, то таможня обычно просит водителя перевозчика написать заявление о предоставлении срока на выгрузку или разделение товара по видам и наименованиям. Если такое заявление пишется, то таможенный орган имеет право не проверять готовность машины к досмотру в течение всего срока, на который оно написано. Срок проведения досмотра при этом не начинает течь, так как товар еще не предъявлен.

В таких ситуациях важно следовать ряду рекомендаций.

Во-первых, заключите договор с СВХ на выгрузку товара.

Во-вторых, не пишите в таможню заявление о предоставлении срока, так как вы не обязаны его писать и для вас оно не несет никакой выгоды. А если пишете, то пишите на короткий срок (например, один день).

В-третьих, заключив договор на выгрузку, направьте в таможню уведомление об этом. Причем вне зависимости от того, писали или нет заявление о предоставлении срока. С момента такого уведомления для таможни начинают течь 24 часа, чтобы провести досмотр.

  1. Срок составления акта таможенного досмотра.

Акт таможенного досмотра составляется в срок не позднее одного рабочего дня после окончания досмотра. К примеру, если фактически досмотр завершен сегодня, то акт досмотра должен быть вручен перевозчику до конца завтрашнего дня. Акт таможенного досмотра, как завершающая стадия досмотра, обязательно должен быть составлен в пределах срока выпуска товаров.

Подводя итог, можно сказать, что нарушение любого из вышеуказанных сроков будет фактически нарушением ваших прав. В этом случае вы имеете право потребовать от таможни ускорения работы либо обжаловать бездействие таможни в вышестоящий орган, транспортную прокуратуру или в суд.

Но также следует признать, что очень часто задержки на границе возникают из-за непродуманных и неэффективных действий перевозчиков, не выполняющих своевременно требования таможни в рамках досмотра. Иногда даже перевозчики делают это сознательно. Но в конечном итоге, это лишь дает таможне возможность продлевать сроки досмотра. Правда и то, что, продлевая сроки досмотра, таможня часто нарушает сроки выпуска товаров. Но единственное решение, которое таможенный орган может принять в отношении товара, не завершив досмотр в соответствии с профилем риска, – это отказ в выпуске.

Учитывайте данную информацию при работе с таможней. Держите таможенный контроль под своим контролем.

Алексей Зимин Юрист Юридической

Опубликовано 31.05.2016

  • Нужна помощь?

Как оформить пропуск на МКАД?

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как правильно составить контракт?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Поделиться

ВИРТУАЛЬНАЯТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Статья 94. Принципы проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

3. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.

4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

6. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

Статья 95. Проведение таможенного контроля

1. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

2. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

3. Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

Статья 96. Товары, находящиеся под таможенным контролем

1. При ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.

2. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются находящимися под таможенным контролем до:

1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса;

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств — членов таможенного союза;

4) обращения в собственность государства — члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;

6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

3. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и (или) законодательством государств — членов таможенного союза.

4. Товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.

5. Товары, указанные в пункте 4 настоящей статьи, фактически не вывезенные с таможенной территории таможенного союза, не считаются находящимися под таможенным контролем со дня отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 192 настоящего Кодекса.

6. Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе и (или) вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки товаров, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу и (или) вывозу в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом.

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

7. Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию таможенного союза без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза и (или) международными договорами.

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии таможенного союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Статья 97. Зоны таможенного контроля

1. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств — членов таможенного союза.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

2. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

3. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств — членов таможенного союза.

Статья 98. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

1. Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

2. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

3. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.

4. В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

5. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств — членов таможенного союза.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.

Статья 99. Таможенный контроль после выпуска товаров

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Законодательством государств — членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 настоящего Кодекса.

Статья 100. Таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза

1. Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза.

2. Законодательством государств — членов таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

Статья 101. Участие специалиста при проведении таможенного контроля

1. В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

3. Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами, связанными с осуществлением конкретных действий, совершаемых с его участием;

2) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

4. Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

5. Полученная специалистом информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза.

6. Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета государства — члена таможенного союза, таможенным органом которого проводился таможенный контроль.

Статья 102. Привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля

1. Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

2. Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

3. Расходы, связанные с привлечением специалистов и экспертов из других государственных органов, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом пунктом 6 статьи 101 настоящего Кодекса.

Статья 103. Взаимодействие между таможенными органами и контролирующими государственными органами на таможенной границе

1. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств — членов таможенного союза.

2. В целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий.

3. В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе.

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

Статья 104. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

2. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии законодательством государств — членов таможенного союза.

3. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза.

Статья 105. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля

1. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается настоящим Кодексом, международными договорами государств — членов таможенного союза и иными международными договорами.

2. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

1) глав государств — членов таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;

2) глав правительств, членов правительств государств — членов таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

3) глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства — члены таможенного союза с официальным визитом;

4) иных лиц в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза и иными международными договорами.

3. Освобождаются от таможенного досмотра:

1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;

2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств — членов таможенного союза перемещается через таможенную границу;

3) исключен. — Протокол от 16.04.2010.

Статья 106. Сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля

1. В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающей сведения:

1) об учредителях организации;

2) о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;

3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

4) об открытых банковских счетах;

5) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;

6) о местонахождении организации;

7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;

8) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

9) в отношении физических лиц — о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

3. Сбор информации о лицах осуществляется таможенными органами при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также посредством получения указанной информации от других государственных органов государств — членов таможенного союза.

Статья 107. Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля

1. В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств — членов таможенного союза.

Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

2. Таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, может проводиться с использованием водных и воздушных судов таможенных органов.

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

3. Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается законодательством государств — членов таможенного союза.

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

Статья 108. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств, необходимые для таможенного контроля

1. По требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.

2. Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары.

3. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов.

Статья 109. Идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест

1. Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

2. Порядок применения и требования к изготовлению средств идентификации устанавливаются законодательством государств — членов таможенного союза.

(п. 2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

3. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

4. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, устанавливаемой решением Комиссии таможенного союза.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]