На таможне коррупции нет? Вся правда о работе таможенника

Многие молодые люди, окончив школу и сдав ЕГЭ, чувствуют растерянность, а иногда и страх из-за того, что абсолютно не представляют, какую профессию им выбрать и куда пойти учиться. Все это происходит, потому что о большинстве профессий мы знаем лишь поверхностно: видим со стороны и по телевизору, вычитываем какую-то информацию в книгах, черпаем что-то из профориентационных уроков в школе. Однако этой информации совсем недостаточно, чтобы определить свой будущий путь.

Reconomica решила помочь молодым людям и рассказать без приукрас историю молодого человека, имеющего немалый опыт в таможенном деле. Без обиняков он рассказал нам обо всех преимуществах и недостатках своей профессии, а также дал несколько полезнейших советов тем, кто собирается пойти по его стопам. Может быть, прочитав эту статью, кто-то поймет, что его призвание — носить зеленую форму и осуществлять таможенный контроль, а кто-то убедится, что лучше попробовать себя в другой сфере.

Как я пришел к выбору профессии таможенника

Добрый день! Меня зовут Роман, мне 27, живу в Ростове-на-Дону, работаю в сфере государственной службы, а именно являюсь должностным лицом таможенных органов Российской Федерации. Сегодня хочу поделиться с вами информацией о том, каким образом происходил выбор профессии, кому она может быть интересна, какие основные требования предъявляются к современному таможеннику.

Начну с того, что меня нельзя назвать человеком, с рождения четко представляющим свой трудовой путь и следующим ему неукоснительно. Скажем так, предпочтения всегда склонялись в сторону интеллектуальной деятельности, чему способствовало успешное обучение в школе и ВУЗе.

Ноль действий на пресечение коррупционеров

Все это доведено мной Путину, в ФСБ, ГУВД, в Счетную палату, Минюст, Генеральную прокуратуру. А в ответ – невнятное мычание и ноль действий на пресечение коррупционеров. Обо мне писали на этом ресурсе — https://pasmi.ru/archive/255983/

Меня никто не привлек за клевету (а следовательно, мои доводы верны), мне три раза устраивали провокацию преступления и два раза угрожали расправой. Последний раз в 2021 году.

Жаловался я неоднократно в Генпрокуратуру РФ. Пока там затишье, видимо, рассчитывают отмолчаться на мое последнее заявление о привлечении к уголовной ответственности руководителей Минюста за прямой обман меня. Мне Минюст год врал о том, что они проводят правовую и антикоррупционную экспертизу Регламента. Однако как ушли Н. В. Поклонскую, так сразу экспертизу свернули (а возможно и не начинали вовсе), а мне продолжали писать письма о том, что экспертиза проводится. Естественно, письма эти я бережно храню как прямое доказательство обмана.

О заработной плате на таможне

И еще один немаловажный момент: не стоит представлять себе золотых гор.

Могу примерно обрисовать уровень заработной платы сотрудников регионального таможенного управления: от 25 до 38 тысяч рублей в среднем в месяц с учетом всех премий и надбавок для инспекторского состава. Руководство начального уровня — 50-60 тысяч рублей. И только руководители высшего звена имеют доход порядка 100 тысяч рублей. В таможнях и на таможенных постах этот показатель, соответственно, еще ниже.

Структура таможенных органов

Итак, теперь непосредственно по самой работе.

Структура таможенных органов неоднородна и достаточно сложна. Соответственно, на разных уровнях этой системы перед должностными лицами ставятся разные задачи.

Центральный уровень — ФТС России. Именно здесь решаются глобальные задачи, осуществляется общее руководство системой. Соответственно, характер работы наиболее «умозрительный». Большие головы задают тренд для развития таможенного администрирования и определяют вектор дальнейшего существования системы.

Далее следуют региональные таможенные управления (представителем одного из них я и являюсь). На данном уровне происходит конкретизация целей, транслируемых федеральным центром, а также контроль их достижения на вверенной территории. Тип выполняемой работы — общеуправленческий, с таможенной спецификой.

Следующей ступенью являются таможни, осуществляющие непосредственный контроль за деятельностью низового звена, а именно таможенных постов. Поскольку данные уровни приближены «к земле», то и характер работы предполагает большее разнообразие решаемых задач, взаимодействие с участниками внешней торговли и лицами, пересекающими таможенную границу, осуществление таможенных операций (прием и проверка таможенных деклараций, таможенные досмотры и другие увлекательные мероприятия) своими собственными руками. И если уж и говорить о возможных коррупционных проявлениях, то наиболее благоприятной средой для их возникновения является таможенный пост.

Впрочем, размер взяток здесь скорее чисто символический, случаи их получения крайне редки, не в последнюю очередь благодаря работе соответствующих подразделений по противодействию коррупции, которые успешно функционируют в любом таможенном органе.

Сотрудник таможенного поста на своем рабочем месте.

Страх и ненависть в ДВТУ

Полгода назад Хасанскую таможню Дальневосточного таможенного управления расформировали, а посты отдали Владивостокской и Уссурийской. Но беспорядка, по наблюдениям участников ВЭД, только прибавилось. Даже хваленые ЦЭДы, куда якобы можно подаваться вне зависимости от местонахождения груза, не спасают ситуацию: инспекторы отказывают в приеме деклараций, советуя обращаться по «месту прописки». Как плачевно сейчас выглядит работа с бывшим постом Хасанской таможни, нам рассказал участник ВЭД, присутствующий на рынке 20 лет.

«Кроме вас у нас есть участники ВЭД, с которыми таможня не хочет ссориться»

«В свое время на Хасанскую таможню был выделен МИДК. И он стоял на МАПП Краскино (Хасанский таможенный пост, граница с Китаем), помогал, машина проходила рентген вместо досмотров-осмотров, и всё видно. Этот МИДК с начала года стали забирать то во Владивостокскую таможню, то ещё куда-то, а здесь его теперь нет. С МИДК было удобно и быстро, − рассказывает предприниматель. − Раньше, во время Хасанской таможни, ОТОиТК Хасанского таможенного поста принимал электронные декларации на товары. Транспортное средство после прохождения необходимых процедур получало специальный трекер, который отслеживал его дальнейший маршрут. Потом машина отправлялась на СВХ в Краскино − 29 км по дороге, с которой некуда свернуть. СВХ и ОТОиТК заканчивали рабочий день в одно время, и, в крайнем случае, к концу следующего рабочего дня ЭТД выпускалась.

Уссурийская таможня глумится над участниками ВЭДСейчас ЭТД в Уссурийской таможне может принимать только Уссурийский таможенный пост. С МАПП Краскино фуры не отправляются на СВХ тут же − якобы трекеры наблюдения отменили, а в таможенное сопровождение сотрудников поста отправить невозможно − не хватает состава. Да и если он поедет на СВХ, кто его вернет обратно на МАПП? Так что все оформленные фуры стоят на МАПП и ждут окончания рабочего дня. В 18 часов вечера таможенник садится в какую-нибудь из машин и сопровождает все прибывшие за день транспортные средства на СВХ. И только на следующий день, утром, декларант подает ЭТД. И нужно ждать. А ждать можно долго, ведь данные уходят на Уссурийский пост. Он работает до 20.30, и вот в 20.00, например, когда на МАПП и СВХ уже никого нет, уссурийские инспекторы могут назначить осмотр. ОТОиТК на т/п Уссурийский работает и в выходные дни, но вот в Краскино ни СВХ, ни отделы т/п Хасанский не работают.

Когда я 26-го ноября на личной встрече с замначальника Уссурийского таможенного поста Ларисой Галковой отметил неудобную разницу во времени работы постов, она ответила мне, дескать, вы не одни тут оформляетесь, и помимо вас у нас есть и скоропортящиеся продукты, и учВЭДы, с которыми таможня не хочет ссориться».

Хочешь в ЦЭД? А деньги есть?

В каждом таможенном управлении есть хотя бы один ЦЭД, куда можно, если верить заявлениям официальных представителей ФТС, подаваться вне зависимости от местонахождения груза. Но это не так, рассказывает наш собеседник. Точнее, не совсем так.

«Конечно, учВЭД может подать ЭДТ в любой ЦЭД в России, но это на бумаге написано, и не факт, что происходит в действительности. Многие местные подают документы в Можайский ЦЭД (ЦТУ), во Владивостокский ЦЭД, но прежде там надо договориться за определённую плату. Мы сами пробовали податься во Владивостокский ЦЭД, там на несколько деклараций пришёл отказ без объяснения причины. Звоним узнать, в чём проблема. Инспектор говорит: «А чего вы сюда подаётесь? Вы же уссурийские, вот и подавайтесь на Уссурийский таможенный пост». Мы отвечаем, мол, имеем право, куда хотим, на что следует: «А нам сказали вас не принимать». Мы уже загнали на тот момент порядка 700 тыс. для оплаты пошлин. На возврат может уйти 30-45 дней, плюс это возня с документами, опять же деньги. Мы понимаем, что надо было приехать на ЦЭД, найти нужных людей (а это нетрудно, если варишься в котле, то знаешь, где искать). И соответственно можно договориться, что за определенную плату тебя будут принимать в любом ЦЭДе. Мне друзья предлагали устроить протекцию в Приамурском ЦЭД, но у меня объемы поставок не те, чтобы за них ещё и платить кому-то».

Бизнес жалуется на коррупцию в Смоленском ЦЭДО такой же истории ПРОВЭД недавно рассказывал на примере Смоленского ЦЭД. И это уже похоже на тенденцию, а не на частный «перегиб на местах».

10 тыс. рублей за оформление «без нервов»

«На Хасанском таможенному посту Уссурийской таможни (он же МАПП Краскино) существует 2 градации «благодарности» − 10 тыс. и 25 тыс. рублей. 10 тыс. − это вознаграждение за своевременную работу инспектора, за то, что качественно проведет сверку документов, досмотр, нормально напишет акт досмотра, не будет прикапываться к не там поставленным запятым. Т.е. за те действия, которые инспектор должен делать по закону, но которые затягивает специально, − продолжает наш собеседник. − 25 тыс. рублей платится, например, за то, что тебя не кошмарят за разновес. Вот в Китае, например, на их весах товар весил 10 кг, а на СВХ в Краскино, на других весах, 10,5 кг. На партию выходит ого-го, и инспектор не принимает во внимание всякие доводы, говорит: «Нет, перевес». Взятки прямо никто не вымогает, но вокруг да около ходят: «Ну понимаете, надо договариваться, искать консенсус». Таможенники с опаской сейчас берут деньги, боятся карательных мер. А кто-то наоборот − напоследок пытается добрать. Я невольно подслушал разговор между двумя инспекторами, они меня не заметили в машине. Один говорит другому: «Да благодарят тебя, и слава богу, не надо просить самому».

Но зато контрабанды нет. В чистом виде

«Даже одну фуру провезти настоящей контрабандой − это надо выйти на такие уровни, и это должны быть какие-нибудь шубы или дорогостоящая электроника. Нормальные учВЭДы уже поняли, что вести честный бизнес и честную логистику намного прибыльнее и спокойнее, и дешевле, чем заниматься вот этой контрабандой. Вероятность того, что попадешься с контрабандой, это процентов 80. Бывает серая схема, когда одно выдают за другое. В чистом виде контрабанды нет.

Я давно никому не плачу и не хочу платить, потому что не за что. Вот нам отказали в выпуске фуры с товаром. А всё потому, что кто-то решил, что эта продукция стоит 4 доллара за кг, а не как мы его купили у китайцев. ДВТУ очень ревностно относится к нашим поставкам ниже риска, но мы их всегда доказываем полным комплектом, так что чинят пакости − затягивают время, отказывают в приеме деклараций. Таможня такой орган, который наполняет госказну. И поэтому против таможни никто не идет».

Неказистый Свободный порт

«Вот раскрученная тема − Свободный порт Владивосток, который якобы работает 7 дней в неделю по 24 часа в сутки. Но до сих пор не все переходы работают согласно этому приказу. На запросы выдают банальную отписку − нет возможности, не хватает личного состава или нет технической возможности.

У нас по Дальнему Востоку ходит байка, что президент был очень не рад, что этот Свободный порт вообще создали. И нашему Трутневу (заместитель председателя правительства РФ, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев − прим. ред.) было, якобы, сказано, мол, ты заварил, ты и расхлебывай.

С китайской стороны люди очень заинтересованы бизнесом − у них подводятся коммуникации, строятся дороги, до границы уже все сделано, и две трассы, и склады, грандиозные масштабы. Они верят в транзитный коридор, в Приморье-2. Китайцам выход к морю очень нужен здесь, они всеми силами стараются и вкладывают средства и силы. И говорят наивно: «Путин же подписал приказ, скоро пойдет транзит». Потом спрашивают у нас: «У вас же с той стороны дорогу строят?». Мы отвечаем: «Нет ребят. Нет дороги». Они разводят руками: «Как же так? Мы читаем, что деньги выделены, что идет процесс». Ну, деньги-то может и выделены, и даже освоены уже. А там как была дорога, так и осталась. Ну группа «Сумма» зашла в порт Зарубино, в порт Посьет, что-то в порту они делают, расширяют, но так сама инфраструктура, вот МАПП Краскино, печаль такая, что говорить не хочется».

Рекомендации для будущих таможенников

Исходя из специфики работы на разных уровнях системы, могу дать следующие рекомендации, а также отметить некоторые ключевые моменты для тех, кто вдруг решит связать свою судьбу с государственными органами, в частности, с таможенной службой.

Работать придется не столько за крупное вознаграждение, сколько за идею.

Да, зарплата стабильная (к слову, стабильная настолько, что за эти 4 года не выросла ни на копейку при диком уровне инфляции в стране), выплачивается она регулярно и без задержек. Но в целом по рынку труда, я думаю, это не самое выгодное предложение с финансовой точки зрения.

Однако для тех, кто хочет удовлетворить свои высокие моральные потребности в причастности к общественно-значимым делам, такая работа должна прийтись по душе. И подогреваться такой интерес может за счет получения различного рода поощрений: грамот, медалей за добросовестную службу.

Кому больше подходит такая профессия

Работа на таможенном посту больше подходит для мужчин, поскольку она физически более трудозатратная, да и образ блюстителя таможенной границы лучше соответствует мужскому полу. Работа же в таможнях и таможенных управлениях может вполне успешно выполняться представителями слабого пола наравне с мужчинами.

Однозначно рекомендовал бы службу в таможенных органах женщинам, не несущим на себе обязанность по добыче основного заработка для своей семьи, планирующим один или несколько раз отправиться в отпуск по уходу за ребенком.

Здесь вы сможете полностью удовлетворить свои потребности в общении с адекватными, воспитанными, образованными людьми, получая при этом бонус в виде заработной платы, достаточной для покрытия своих персональных нужд, безбоязненно уходить в декрет, зная, что по его окончанию вас будет ждать рабочее место.

Карьерный рост занимает много времени

Карьерный рост при отсутствии «крепких тылов» не всегда возможен и абсолютно точно занимает большое количество времени.

Так, для замещения должностей категории руководителей необходимо отработать не менее 4 лет (это только нормативно установленные требования к стажу работы), а дальше, что называется, как повезет. Впрочем, по-настоящему активным, инициативным, ответственным и пробивным людям есть шанс дослужиться до руководящих должностей начального и среднего звена.

Бывают и командировки

Работа предполагает наличие командировок (пусть и не регулярных, в среднем 2-3 раза в год) для участия в проверках, совещаниях и т. д.

В ходе таких выездов таможенным органом обеспечиваются комфортные условия проезда и проживания. Для кого-то это может стать дополнительной возможностью побывать в городах своего региона и за его пределами, познакомиться с их достопримечательностями, расширить круг знакомств.

Почему стало возможным подобное?

Когда создавали таможню в 1992 году, долго не могли определиться – силовая это структура или гражданская. Поэтому в ряд законов, регулирующих вопросы страхования в отношении правоохранителей, таможня изначально не была внесена. Этим воспользовались ушлые ребята из центрального аппарата и, используя пробелы в законодательстве, состряпали такую схему.

Казалось бы, что стоит руководству ФТС выйти с законодательной инициативой и внести изменения в закон? Но нет – водичка должна быть мутной и все должно быть предельно непонятно: так легче коррупционную схему мутить. По настоящее время прямых нормативных актов, регулирующих правила страхования в отношении таможенников, не существует. Главным документом в этой схеме является Регламент, типовая форма которого не утверждена нормативным актом. Регламент не проходил правовую и антикоррупционную экспертизу.

Суды РФ на протяжении 18 лет (с 2002 года вступил в действие первый Регламент), отказывая таможенникам в удовлетворении их законных требований, ссылаются на документ, типовая форма которого не утверждена нормативным правовым актом.

Как вам такое? У нас уже давно закон применяется только там, где он нужен в качестве карательного инструмента по отношению к коренному населению. В остальных случаях используются понятия группы номенклатуры, которая по своей сути является социальными паразитами, которые внедрились в верхушку нашей государственной пирамиды в 1991 году. Об этом как-нибудь я напишу потом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]