Главная — Статьи
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была подписана в Киото в 1973 г. В 1999 г. В Брюсселе Всемирной таможенной организацией одобрена новая редакция Конвенции, вступившая в силу 3 февраля 2006 г., после того как 40 договаривающихся сторон Конвенции выполнили необходимые процедуры ратификации и присоединения. Киотская конвенция является ориентиром в построении механизма таможенного регулирования и унификации таможенного законодательства стран, стремящихся к развитию международной торговли.
В соответствии с Конвенцией упрощение и гармонизация достигаются благодаря применению следующих принципов:
— предсказуемость, последовательность и открытость при применении таможенных процедур и методов, их непрерывное совершенствование;
— предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации относительно таможенного законодательства;
— использование современных методов работы, таких как контроль, основанный на управлении рисками, и таможенный аудит;
— максимально широкое применение информационных технологий, включая электронную форму оформления, передачи, хранения и обработки данных;
— взаимодействие с другими государственными органами и представителями торгового сообщества;
— внедрение соответствующих международных стандартов и др.
Присоединившиеся к Конвенции страны обязаны привести в соответствие ей свое таможенное законодательство. По условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной в своем национальном таможенном законодательстве более благоприятных условий, чем предусмотрено Конвенцией.
Обратите внимание! Из положений гл. 10 «Обжалование по таможенным вопросам» Генерального приложения к Киотской конвенции следует, что первоначальная жалоба подается таможенной службе, а суд является завершающим этот процесс органом. В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза заинтересованное лицо вправе по своему усмотрению не только обратиться с первоначальной жалобой в таможенный орган, а затем продолжить обжалование в суде, но и сразу обратиться в суд, минуя процедуру ведомственного обжалования.
Структура Киотской конвенции следующая:
1) Протокол об изменении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26.06.1999;
2) основной текст Конвенции;
3) приложения к ней:
— Генеральное приложение (далее — ГП);
— специальные приложения (далее — СП), которые, собственно, и содержат положения, представляющие интерес для обсуждения.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе в период осенней сессии находится законопроект «О таможенном регулировании в Российской Федерации», нацеленный на урегулирование отсылочных норм Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС). Законопроект, в значительной степени соответствующий принципам Киотской конвенции, в июне 2010 г. принят Государственной Думой в первом чтении.
Введение
Актуальность темы работы заключается в том, что международные договоры в соответствии с частью 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации являются неотъемлемой частью правовой системы России. В широком социально-правовом плане это означает, что правовая государственность в Российской Федерации основывается не только на принципах, закрепленных во внутреннем законодательстве, но и на общепризнанных стандартах, принятых в международном сообществе.
В более конкретных юридических терминах из этого положения вытекают следующие положения:
- Констатируется, что общепризнанные принципы и нормы международного права в принципе не противоречат Конституции и нормативным правовым актам, составляющим правовую систему Российской Федерации;
- Конституция идет гораздо дальше в признании приоритета международных договоров Российской Федерации над нормами национального законодательства;
- Правоохранительные органы в пределах своей компетенции не только вправе, но и обязаны применять нормы международных договоров для разрешения конкретных дел, а физические и юридические лица и иные субъекты вправе прибегать к нормам международного права, обязательным для Российской Федерации, в целях защиты своих прав.
В статье рассматривается важная норма международного права в области таможенной деятельности — Киотская конвенция с поправками 1999 года. Цель работы -дать юридическое описание настоящего международного соглашения.
В соответствии с поставленной целью задачи работы заключаются в следующем:
- Анализ структуры Киотской конвенции и ее Общего приложения; Упрощение конвенции, гармонизация таможенной процедуры
- Анализ проблем приведения российского таможенного законодательства в соответствие с Киотской конвенцией.
Глава 3. Управление Конвенцией.
2.1. Управляющий комитет.
2.1.1. (а) дает рекомендации Договаривающимся Сторонам:
2.1.1.1. — в отношении поправок к Основной части настоящей Конвенции;
2.1.1.2. — в отношении поправок к Генеральному приложению, Специальным приложениям и их Главам, а также по включению новых Глав в Генеральное приложение;
2.1.1.3. — в отношении включения новых Специальных приложений и новых Глав в Специальные приложения;
2.1.2. (b) может принимать решения о внесении поправок в Рекомендации по практическому применению или о включении новых Рекомендаций по практическому применению в Специальные приложения или их Главы;
2.1.3. (с) рассматривает порядок выполнения положений настоящей Конвенции в соответствии с пунктом 4 Статьи 13;
2.1.4. (d) пересматривает и обновляет текст Рекомендаций;
2.1.5. (e) рассматривает любые другие вопросы, имеющие отношение к настоящей Конвенции, которые могут быть переданы на его рассмотрение;
2.1.6. (f) информирует Постоянный технический комитет и Совет о своих решениях.
Структура Киотской конвенции и содержание общего приложения
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была заключена в Киото в 1973 году. Членами Конвенции являются 60 государств, а также Европейское сообщество, практически все ведущие государства мира. В 1999 году Всемирная таможенная организация в Брюсселе одобрила Новую редакцию Конвенции. Этот новый вариант Конвенции иногда называют пересмотренной Киотской конвенцией, Киотской конвенцией с поправками, внесенными Брюссельским протоколом.
Согласно условиям Брюссельского протокола, новая редакция Конвенции должна вступить в силу через три месяца после того, как 40 Договаривающихся сторон завершат соответствующие процедуры ратификации/ присоединения. Целью Конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил. Конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой-на обеспечение того, чтобы такое ускорение и упрощение не приводило к нивелированию интересов государства и общества в части взимания пошлин и налогов, защиты внутреннего рынка и других интересов государства и экономики в целом, чтобы таможенные органы могли эффективно решать стоящие перед ними задачи путем принятия мер контроля, основанных на методах аудита и управления рисками. Именно поэтому Киотская конвенция является ориентиром в построении таможенного регулирования во многих странах. Кроме того, Киотская конвенция является основой для унификации таможенного законодательства разных стран.
Положения Конвенции сформулированы в виде принципов, которые, по сути, являются основой для разработки конкретных правил регулирования тех или иных процедур на основе этого принципа, а также для поиска компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства.
Структурно Конвенция состоит из Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года, текста самой Конвенции и приложений к ней — Общего Приложения и Специальных приложений, которые, по сути, содержат положения, представляющие интерес для обсуждения.
Общее приложение содержит основные принципы и правила таможенного регулирования, его положения распространяются на все таможенные учреждения (контроль, регистрация, режимы, платежи). Принятие Общего приложения, а также фактического текста Конвенции является обязательным для присоединения к Конвенции. Что касается Специальных приложений, то при присоединении к Конвенции Договаривающаяся Сторона может принять любое из них или любую главу специального приложения или вообще не принимать никаких специальных приложений.
По условиям Конвенции Договаривающейся Стороне Конвенции не только разрешается, но и поощряется устанавливать в своем национальном законодательстве о таможенном регулировании более благоприятные условия, чем это предусмотрено Конвенцией, т. е. если в какой-либо части таможенного регулирования Российской Федерации предусмотрены более благоприятные условия, чем это предусмотрено Конвенцией, то нет необходимости их изменять и приводить в строгое соответствие с Конвенцией.
Нельзя не упомянуть и Рекомендации Всемирной таможенной организации к Киотской конвенции. Рекомендации-разъяснения по применению положений Конвенции. Поскольку, как уже говорилось выше, многие положения Конвенции сформулированы в виде принципа, подхода, рекомендации отражают обобщение международного опыта применения конвенции. Однако эти рекомендации не являются обязательными для Договаривающейся стороны.
Известно, что он был введен в действие с 1 января 2004 года. Таможенный кодекс Российской Федерации основан на таможенном законодательстве других стран (Европейского сообщества, США), которое учитывает принципы Киотской конвенции, а также фактические положения Киотской конвенции. В какой мере принципы Киотской конвенции отражены в Трудовом кодексе Российской Федерации? Нормы Общего приложения формулируются в виде Типовых Правил и Типовых Правил с Переходным периодом. Для Договаривающейся стороны применение как Стандартных Правил, так и Стандартных Правил с Переходным периодом является обязательным, однако с той разницей, что для Стандартного Правила с
Переходным периодом предусмотрен более длительный период применения. Общее приложение состоит из 10 глав:
- Глава 1-Общие положения
- Глава 2-Определение понятий
- Глава 3-Таможенное оформление и другие таможенные формальности
- Глава 4-Пошлины и налоги
- Глава 5-Гарантии
- Глава 6-Таможенный контроль
- Глава 7 — Применение информационных технологий
- Глава 8. Отношения между таможенной службой и третьими лицами
- Глава 9-Сведения, решения и нормативные акты Таможенной службы
- Глава 10-Апелляция по таможенным вопросам
Как видно из этого перечня и как указывалось выше, Общее приложение содержит правила, касающиеся организации таможенного дела в целом, некоторые основные общие принципы.
Сравнение положений Общего приложения и Трудового кодекса Российской Федерации показывает, что концептуальных различий между ними нет. Практически все принципы, изложенные в Общем приложении, в той или иной мере отражены в Трудовом кодексе РФ и включены в него полностью или частично.
Поскольку положения Конвенции сформулированы как общий принцип, соответствие национального таможенного законодательства конкретному принципу Киотской конвенции по существу является вопросом толкования. Например, Киотская конвенция предусматривает, что «проверка декларации на товары осуществляется одновременно или в кратчайшие сроки после регистрации декларации» (ст. 3.30), «в случаях, когда таможенная служба принимает решение о необходимости проверки товаров, указанных в декларации, такая проверка проводится в кратчайшие сроки после регистрации декларации на товары» (статья 3.33). В статье 359 ТК РФ предельный срок составляет три дня со дня принятия таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров. Согласно ранее действовавшему ТК, этот срок составлял 10 дней.
Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает взимание процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пошлин, налогов. Статья 4.16 Конвенции предусматривает, что «когда сбор пошлин и налогов откладывается, проценты, насколько это возможно, не начисляются».
В то же время существуют определенные расхождения между нашим таможенным законодательством и Общим Приложением к Киотской конвенции. Например, в Киотской конвенции не используется термин «таможенный режим» — в Конвенции используется термин «таможенная процедура». Наше таможенное законодательство не в полной мере отражает положения конвенции об организации таможенного контроля с соседними таможенными службами. В остальных случаях происходит частичное закрепление положений Конвенции в российском таможенном законодательстве. Например, Стандартное Правило 3.2. Киотская конвенция предусматривает закрепленный в нашем таможенном законодательстве принцип, согласно которому таможенное оформление осуществляется вне мест нахождения и вне рабочего времени таможенных органов. Но в то же время это стандартное правило предусматривает, что плата за таможенное оформление должна быть ограничена приблизительной стоимостью оказанных услуг. На наш взгляд, действующая в Российской Федерации система взимания сборов за таможенное оформление не отражает этого принципа, фактически система взимания сборов за таможенное оформление базируется на стоимости товаров.
Еще один пример. При закреплении положений о консультировании по таможенным вопросам в Таможенном кодексе Российской Федерации (что соответствует требованиям Конвенции) статья \ п. В Конвенции говорится, что консультация должна предоставлять не только запрашиваемую информацию, но и любую другую соответствующую информацию, которую Таможенная служба сочтет целесообразным довести до сведения соответствующего лица. Однако такой подход представляется весьма важным, поскольку проситель не всегда по незнанию ставит в своем запросе все вопросы, предполагая исчерпывающий ответ на поставленные вопросы.
Порядок фактического применения положений Конвенции таков, что у Российской Федерации будет достаточно времени для приведения своего таможенного законодательства в полное соответствие с Конвенцией. Помимо того, что Конвенция вступает в силу для Договаривающейся Стороны через 3 месяца после осуществления соответствующих процедур, эта Сторона должна начать применять стандартные правила не позднее 36 месяцев, а стандартные правила с переходным периодом — не позднее 60 месяцев со дня вступления Конвенции в силу для Договаривающейся Стороны.
Глава 1. Определения.
1.1. а) стандарт
1.1.1. Положение, выполнение которого признается необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики.
1.2. b) Переходный стандарт
1.2.1. Стандарт Генерального приложения, для которого допускается более длительный срок введения в действие.
1.3. с) Рекомендация по практическому применению
1.3.1. Положение Специального приложения, признаваемое как продвижение в деле гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики, максимально широкое применение которого считается желательным.
1.4. d) Национальное законодательство
1.4.1. Законы, нормативные акты и иные меры, установленные компетентным органом Договаривающейся Стороны и подлежащие применению на всей территории этой Договаривающейся Стороны, или вступившие в силу международные договоры, по которым эта Сторона приняла на себя обязательства.
1.5. e) Генеральное приложение
1.5.1. Свод положений, применимых ко всем таможенным процедурам и практике, упомянутым в настоящей Конвенции.
1.6. f) Специальное приложение
1.6.1. Свод положений, применимых к одной или более упомянутой в настоящей Конвенции таможенной процедуре или практике.
1.7. g) Рекомендации
1.7.1. Совокупность пояснений к положениям Генерального приложения, Специальных приложений и их Глав, указывающих некоторые возможные действия, предпринимаемые для применения Стандартов, Переходных стандартов и Рекомендаций по практическому применению.
1.8. h) Постоянный технический комитет
1.8.1. Постоянный технический комитет Совета
1.9. i, j) Совет
1.9.1. Организация, учрежденная Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества, совершенной в Брюсселе 15 декабря 1950 года
1.10. k) таможенный или экономический союз
1.10.1. союз, учрежденный состоящими в нем государствами, который компетентен принимать собственные нормативные акты, обязательные для этих государств по вопросам, регулируемым настоящей Конвенцией