Правительство России утвердило новое Положение о фитосанитарном надзоре (контроле) государственными органами. Документ стал действующим нормативным актом с 11 сентября 2021 года. Он содержит несколько новаций, которых не было в упраздненных правилах проведения надзорных мероприятий, применяемых с 2013 года (на основании Правительственного Постановления № от 31.01.2013). В частности, Россельхознадзор перестал быть единственным органом, осуществляющим карантинный фитосанитарный контроль.
Законодательное регулирование карантинного фитосанитарного надзора
Согласно ст.7 закона № 206-ФЗ от 21.07.2014, процедуру проведения фитосанитарных надзорных мероприятий определяет российское Правительство. Она утверждается соответствующим постановлением Кабмина. Карантинный фитосанитарный контроль и надзор организуется в отношении продукции растительного происхождения, перемещаемой через границу РФ, чтобы пресечь проникновение в страну опасных сельхозвредителей и возбудителей различных болезней. Государственный фитосанитарный контроль может проводиться в иных местах, где оборудованы карантинные пункты для растений, список которых утверждается Россельхознадзором. Также подкарантинная продукция проверяется при ее обороте в России, в местах хранения и переработки.
Положение по ветеринарному и фитосанитарному надзору – это два отдельных документа, так как речь в них идет о разных видах контроля:
- Постановлением Правительства РФ № 476 от 05.06.2013 регламентирован порядок организации ветеринарного госнадзора (направлен на предупреждение болезней среди животных, контроль за выполнением обязательных требований к товарам, подлежащим государственному ветнадзору);
- Постановлением Правительства РФ № 1304 от 29.08.2020 установлены новые правила фитосанитарного контроля, которые начали действовать с 11.09.2020 (данный вид государственного надзора обеспечивает выявление вредных организмов в растениях, растительных товарах и иной подкарантинной продукции, а также подкарантинных объектов — п.7, п.29 ст.2 закона № 206-ФЗ).
Основным ведомством, занимающимся государственным фитосанитарным контролем, является Россельхознадзор (п. 5.1.4 Правительственного постановления № 327 от 30.06.2004). Однако некоторые мероприятия по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзор осуществляет совместно с другими ведомствами.
Так, согласно новым правилам фитосанитарного контроля, при перемещении подкарантинной продукции растительного происхождения через российскую границу инспекторы Федеральной службы по фитосанитарному и ветеринарному надзору проверяют ее вместе с работниками таможни (п.3 Постановления Правительства № 1304 от 29.08.2020). В упраздненном Положении таможенники не имели таких полномочий. При ввозе фитопродуктов контролируется соблюдение внутренних карантинных требований, выявляются вредные организмы, пресекается их попадание на территорию РФ. При их вывозе в другие государства юридическими лицами или ИП таможенные органы и Россельхознадзор фитосанитарный надзор проводят, чтобы оценить соответствие перемещаемой продукции законодательству стран-импортеров (п. 2 Постановления Правительства № 1304).
Фитосанитарный контроль при таможенном оформлении
Перечень товаров, подлежащих фитосанитарному контролю при ввозе на территорию Таможенного союза, установлен Решением КТС №318 от 18.06.2010. В этот список включены семена, клубни, срезанные растения, плодоовощная продукция, мука, крупы, древесная стружка, щепа, необработанная древесина и другая продукция растительного происхождения. Россельхознадзор также может устанавливать дополнительные временные ограничения на ввоз товаров отдельных категорий, производителей, из отдельных стран. Пройти контроль можно только на пунктах пропуска, где работают специалисты Россельхознадзора. Проверка организована в два основных этапа: первичный и вторичный надзор.
Первичный надзор — основная проверка, которая определяет, соответствует ли груз общим фитосанитарным требованиям, приведенным в решении Совета ЕЭК №157 от 30.11.2016 года. Вторичный надзор выполняют при завершении таможенного оформления перед выпуском товарной партии.
Первичный надзор осуществляет инспектор Россельхознадзора. Он контролирует:
- наличие, правильность оформления сопроводительных документов (включая фитосанитарный сертификат);
- состояние груза, транспортного средства (их осматривают, проверяют, что нет следов заражения насекомыми-вредителями, вирусами, бактериями, грибком).
Для продукции может быть назначено проведение дополнительной экспертизы в аккредитованной лаборатории. Для некоторых товаров такие экспертизы обязательны. В других случаях их могут назначать после осмотра груза.
Если инспектор Россельхознадзора выявляет признаки заражения груза, его задерживают и помещают в карантинную зону. Для такого груза может проводиться обеззараживание, возвращение экспортеру или уничтожение. Все эти операции выполняются за счет импортера.
При вторичном надзоре груз еще раз досматривают, проверяют сопутствующие документы, результаты экспертиз.
Сопровождающий импортируемую продукцию фитосанитарный сертификат выдается в стране-экспортере (его оформляет поставщик или производитель). При экспорте грузов из России нужно оформить фитосанитарный сертификат по требованиям, утвержденным приказом Минсельхоза №478 от 27.10.2016.
После проверки и фитосанитарного контроля импортируемого груза для него оформляется карантинный сертификат. Этот документ разрешает ввоз подкарантинной продукции на территорию Таможенного союза, а также ее перемещение. Его оформляют отдельно для каждой ввозимой партии на основании заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции и заявления импортера. Заключение выдается инспектором Россельхознадзора после проверки партии.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О карантине растений» порядок осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.08.2020 № 1304 утверждено «Положения о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)» (далее – Положение).
Согласно пункта 2 Положения государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соблюдения карантинных фитосанитарных требований, предупреждения и пресечения нарушений требований законодательства Российской Федерацией в области карантина растений, в том числе путем выявления карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах.
Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору – на территории Ставропольского края – управлением Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Крачаево-Черкесской республики — посредством проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства РФ в области карантина растений и иными средствами.
Органы государственного надзора при проведении проверок могут проводить карантинное фитосанитарное обследование, досмотр, осмотр подкарантинной продукции, а также исследования, испытания, измерения, экспертизы в соответствии с законодательством РФ в области карантина растений.
Пунктом 7 Положения закреплено, что в целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на праве собственности или ином законном основании подкарантинные объекты, и (или) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, ввоз, вывоз, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, подлежат отнесению к одной из категории риска в соответствии с «Правилами отнесения используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности» утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».
Учитывая «Критерии отнесения объектов государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) к категориям риска» объекты государственного контроля делятся на категории среднего, умеренного и низкого риска.
К категории среднего риска относится деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по выращиванию семенного и посадочного материала, осуществляемая не в карантинной фитосанитарной зоне; деятельность по хранению зерна. К категории умеренного риска относятся: деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности; деятельность организаций, осуществляющих лабораторные исследования в области карантина растений.
До принятия решения об отнесении к категории умеренного или среднего риска объект государственного надзора считается отнесенным к категории низкого риска. От категории определенного риска зависит и периодичность проводимых плановых проверок – для категории среднего риска – один раз в 4 года, для категории умеренного риска — не чаще одного раза в 5 лет, в отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Как получить фитосанитарное клеймо (колосок)
Как получить фитосанитарное клеймо (колосок)
Древесина, полученная из живых деревьев или сухостоя, может быть заражена вредными организмами. Для предотвращения угрозы распространения данных организмов применяется фитосанитарная обработка тары и упаковочного материала из древисины. Древесный упаковочный материал, подвергнутый фитосанитарной обработке, обозначается путем нанесения официальной маркировки. Эта маркировка состоит из специального символа («колоска»), используемого вместе с кодами, обозначающими конкретную страну, ответственного изготовителя или организацию, проводившую обработку и вид проведенной обработки. Фитосанитарное клеймо свидетельствуюет о том, что древесный упаковочный материал был подвергнут утвержденной фитосанитарной обработке, и является основанием для разрешения ввоза древесного упаковочного материала без дополнительных особых требований. Фитосанитарное клеймо впервые было принято и стандартизировано на четвертой сессии Временной комиссии по фитосанитарным мерам в марте 2002 г. под названием Руководство по регулированию древесных упаковочных материалов в международной торговле. После нескольких поправок и пересмотров в 2009 году был принят стандарт МСФМ 15, которым в основном и пользуются в наши дни. В Российской Федерации органом отвечающим за фитосанитарный контроль является Россельхознадзор. Именно он и лицензирует деятельность по изготовлению древесного упаковочного материала, его фитосанитарной обработке и маркировке. После успешного прохождения процесса лицензирования, на основании заявления на выдачу специального знака международного образца для маркировки древесных упаковочных и кремежных материалов при их вывозе из РФ огранизация вноситься в реестр владельцев специальных знаков с присвоением индивидуального номера. Так же составляется акт проверки соответствия условий и технологии фумигационной обработки установленным нормам и правилам.
На основании данного документа можно приступить к изготовлению фитосанитарного клейма для выжигания на поддонах и другой таре. Оно может быть изготовлено из латуни или из стали. Присылайте скан данного документа на нашу почту Дизайнер отрисует макет клейма и предоставит его в 3D виде, для наглядности. Стоит отметить что стандарт МСФМ 15 однозначно не описывает размеры, тип шрифта или пропорции фитосанитарного клейма. Его размер должен быть достаточным, чтобы быть заметным и разборчивым для инспекторов без применения вспомогательных визуальных средств. Эта маркировка должна иметь прямоугольную или квадратную форму и располагаться в пределах рамки с вертикальной линией, отделяющей символ IPPC от элементов кода.
Внутри рамки с маркировкой не должно содержаться никакой посторонней информации. Если для защиты использования маркировки целесообразно нанести дополнительную маркировку (например, торговые марки изготовителя, логотип уполномоченного органа) , то такая информация может быть расположена рядом, но вне границ фитосанитарного клейма. Маркировка должна быть разборчивой, долговечной и не допускающей ее переноса,а так же располагаться в месте, видимом при использовании деревянной тары, предпочтительно, как минимум, на двух противоположных сторонах единицы древесного упаковочного материала.
После утверждения всех деталей, мы приступаем к изготовлению клише в металле.
Для качественной и продолжительной работы мы разработали, сертифицировали и наладили производство специализированных нагревателей для клейм.