Фитосанитарный и карантинный сертификаты: как получить и зачем они нужны


Фитосанитарный и карантинный сертификаты: как получить и зачем они нужны

Если вы собираетесь экспортировать из России продукцию растительного или животного происхождения, вам потребуется целый ряд документов не только на сами товары, но и на их упаковку. Как минимум придётся оформлять фитосанитарный и карантинный сертификаты, иначе груз просто не пропустят через таможню. Чем отличаются эти документы и как их получить — давайте разбираться.

Фитосанитарный сертификат

Это действительный на территориях Таможенного союза документ международного образца, который выдаётся после прохождения подкарантинной растительной продукции фитосанитарного контроля, подтверждающего её безопасность для потребителей.

Конечно, слово «карантин» здесь никак не связано с пандемией. Подкарантинной считается вся продукция, которая может быть заражена насекомыми, паразитами-растениями, возбудителями болезней и так далее.

Полный перечень товаров, для которых фитосанитарный сертификат обязателен, утверждён Министерством сельского хозяйства России и Комиссией Таможенного союза (от 18 июня 2010 года, «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе»). В частности, в него входят: орехи, фрукты, овощи, бобовые, зерно, срезанные цветы, семена, а также необработанная древесина, пиломатериалы и даже упаковочная тара (в том случае если она не имеет специальной пропитки от вредителей).

Где получить: в Россельхознадзоре (возможно получение через Единый Портал Госуслуг) или уполномоченном органе (срок принятия решения 3 дня с момента подачи заявления). Сертификат выдаётся бесплатно.

Требуемый пакет документов для оформления:

— Заявление установленного образца;

— Сведения о заявителе (документ, удостоверяющий личность);

— Заключение ВКНИИР о карантинном фитосанитарном состоянии продукции (делается на основании проб продукции);

— Акт КФО о карантинном фитосанитарном обеззараживании продукции при условии требований законодательством РФ или страны-экспортёра (процедура проводится частными лицензированными компаниями);

— Копия договора (контракта), являющегося основанием для вывоза продукции за пределы РФ (при условии, что таковые были заключены).

В процессе оформления дополнительно могут потребоваться и другие документы.

Срок действия сертификата — 15 дней.

Учтите, что фитосанитарный сертификат нужно получать на каждую партию товаров (машину, судно, вагон и т. д.).

Карантинный сертификат

Это обязательный документ, который требуется для ввоза, вывоза или перемещения подкарантинной продукции — исключительно по территории России.

Он потребуется как минимум для того, чтобы доставить товар до таможни (или от нее). Без него вы не имеете права перевести продукцию даже из одного региона в другой. Штраф за отсутствие сертификата — до 30 000 р. При повторном нарушении товар могут конфисковать.

Так же, как и фитосанитарный, карантинный сертификат оформляется на каждую партию товара.

Где получить: в территориальном управлении Россельхознадзора по месту отправки (до того, как продукция отправится в другой регион). Срок подготовки — от 3 до 12 рабочих дней.

Требуемые действия для оформления:

— В первую очередь, необходимо обратиться в экспертную компанию по факту проведения лабораторных исследований. Агроном возьмёт необходимое количество проб на производстве или месте хранения товара, а после выдаст экспертное заключение.

— В Россельхознадзор (можно через ЕПГУ) подаётся полный пакет документов (внимание: придираются к любой ошибке!). Список необходимой документации периодически меняется, но непременно потребуются:

1) заявление установленного образца;

2) удостоверение личности;

3) а также документ, подтверждающий проведение профилактического фитосанитарного обеззараживания складских помещений, предназначенных для хранения заявленной к ввозу подкарантинной продукции, в соответствии с правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Услуга предоставляется бесплатно.

Срок действия сертификата — 14 дней.

Перевозка некоторых товаров не требует отлагательств, а отказ в выдаче одного из сертификатов может обойтись вам в приличную сумму (сравнимую со стоимостью всей продукции), поэтому будьте очень внимательны при оформлении документов или обращайтесь к профессионалам.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Связаться со специалистами «Юнилог» можно по телефону: +7 (495) 980-80-11.

Как осуществляется сертификация?

Для оформления сертификата может потребоваться осмотр объекта экспорта уполномоченным должностным лицом для подтверждения его соответствия существующим гигиеническим стандартам (первичная и вторичная карантинная проверка). Если товар отвечает требованиям, специалист удостоверяет партию надписью «Проверено, карантинных объектов не обнаружено, реализация разрешена» и соответствующим штампом Государственной карантинной службы. Сегодня большинство государственных ведомств требуют, чтобы грузоотправители подавали заявки на получение фитосанитарных сертификатов через Интернет. Однако физические документы на бумажном носителе также часто требуются.

Порядок и особенности таможенного оформления

О прибытии на пункт таможенного контроля необходимо известить таможенные службы в течение 30 минут. В таможенную службу подаются:

  • декларация, которая включает сведения о производителе, импортере;
  • уставные документы организации;
  • инвойс;
  • товарно-транспортная документация;
  • контракт ВЭД;
  • чеки, подтверждающие факт покупки и стоимость товара;
  • фитосанитарный сертификат страны происхождения;
  • другие разрешительные документы.

Обратите внимание! Свежие и замороженные овощи должны храниться в специальных условиях, а первые еще имеют короткий срок годности.


На время таможенного оформления товар помещается на склад временного хранения, где обеспечивается необходимый температурный режим. Требования к температурному режиму определяются на основании сведений, указанных в накладной при приемке овощей на склад СВХ.

Чтобы снизить вероятность задержек на таможне, документы подготавливают заранее, а перед процедурой таможенной очистки тщательно проверяют информацию:

  • есть ли несоответствия;
  • присутствуют ли фактологические ошибки, опечатки;
  • отличаются ли данные в разных документах.

Если что-то из перечисленного обнаружит таможенный инспектор, то он вправе наложить штраф или задержать груз на таможне до устранения нарушений или оплаты штрафа.

К наиболее распространенным ошибкам относится несоответствие адресов и названий в документах, опечатки и лишние знаки препинания или слова, сокращения, неполный адрес, указание адреса только на одном языке. Помимо штрафа и задержки на таможне ошибки в документах могут грозить:

  • расходами, связанными с более длительным хранением на складе;
  • запретом на ввоз;
  • конфискацией груза.

Овощи – преференциальный товар. Это значит, что некоторые страны пользуются послаблениями в части уплаты таможенной пошлины. Это государства с развивающейся экономикой. Преференции предоставляются на основании сертификата происхождения. Он может быть нескольких форм: СТ-1, СТ-2, Form A, в зависимости от государства. Преференции без сертификата происхождения не предоставляются. Оформление производится по общим правилам.

Основными этапами таможенного оформления являются всесторонняя проверка сведений и документов, таможенный осмотр груза и транспорта. Они осуществляются только после уплаты таможенных платежей. Длительность таможенного оформления, если все документы в порядке и к товару нет претензий, редко составляет более суток. Если процедура таможенной очистки выполняется таможенным представителем, то сроки максимально сокращаются. Благодаря сотрудничеству специалистов СБ Карго с представителями таможенных структур в Шереметьевском ЦЭД, Домодедово и других таможенных пунктах, растаможку овощей можно произвести за 3-5 часов или даже быстрее.

Другие сертификаты

Получение пожарного сертификата на пиломатериалы также не обязательно. Но если вы его сделаете, это будет только дополнительным достоинством вашего товара. Ведь это будет означать, что ваш лесоматериал безопасен для жизни и здоровья человека. А если же произойдет возгорание древесины, выделения ядовитых и токсических веществ не будет. Такая процедура увеличивает конкурентоспособность предприятия. Пожарная сертификация производится специализированными органами, ранее получившими аккредитацию Российской МЧС. В этом случае после проведения всех необходимых лабораторных анализов производителю будет выдан протокол испытаний пиломатериалов на пожарную безопасность.


Пожарный сертификат на лесоматериал

Для отечественного производителя можно также произвести оформление паспорта в международной системе стандартизации ИСО. В этом случае пиломатериал проверяется на соответствие международным стандартам, а не только нашим ГОСТам. Международная сертификация ИСО имеет ряд положительных моментов. А именно:

  • после получения данного документа можно говорить о стабильном качестве пиломатериала;
  • это значит, что производственный процесс создания товара максимально оптимизирован, а расходы сокращены к минимуму;
  • значительно повышается доверие строительного рынка к продукции такого производителя. Если он вкладывает деньги в свое производство, значит, пиломатериалы наивысшего качества;
  • сертификация ИСО обязательное условие участия в тендере, особенно если это делается на государственном уровне. То есть продукция будет использоваться в госзаказе;
  • это не рекомендация, а необходимое условие для повышения конкурентоспособности пиломатериалов, если их реализации будет выполняться за пределами страны.


Международный сертификат ИСО

На сегодняшний день мало добросовестного выполнения всех ГОСТов и правил производства пиломатериалов. Необходимо постоянно доказывать качество и безопасность своего товара, причем подтверждая все документально. И получение фитосанитарного сертификата на древесную продукцию тому подтверждение. Ведь проведенные лабораторные исследования позволят точно утверждать, что ваши доски и брус абсолютно безопасны. А человек, покупающий такой строительный материал, позаботился о собственной жизни и здоровье и окружил себя и своих родных безвредными материалами. Дополнительно можно делать еще несколько сертификатов, к примеру, пожарный или же международный образец ИСО. Это хоть и дополнительные затраты, но результат не заставит долго ждать. Сейчас люди уделяют особое внимание экологичности, а значит, готовы заплатить чуть дороже за действительно качественный товар.

Что будет указано в паспорте

Фитосанитарный паспорт поля, выданные после обследований, будет содержать информацию:

  • месторасположение угодий (кадастровый квартал, район, хозяйство);
  • номер поля;
  • кадастровая площадь;
  • агроэкологические характеристики (вид и состав почвы, разновидности и сорта выращиваемых культур);
  • прогнозируемая урожайность сельхозполя;
  • перечень агротехнических мероприятий, которые влияют на фитосанитарное состояние;
  • виды и объемы применяемых агрохимикатов, удобрений, пестицидов;
  • учетные показатели по сорнякам, вредителям, болезням, выявленным в ходе обследований.

Также по итогам обследования выдаются рекомендации по проведению профилактических и защитных мероприятиях в отношении земли. Заказать паспортизацию может собственник или арендатор участка. Использовать выданный документ можно для формирования и ведения истории поля, севооборота.

Порядок получения сертификата на цветы

Выдача сертификата на цветы российским ГОСТам или ТУ на продукцию, проводится сертификационными аккредитованными органами в общепринятом порядке

Сертификат на цветы – это разрешительный документ, который предоставляет гарантии потребителям относительно соответствия продукции нормам и стандартам, функционирующим в нашей стране. Процедура сертификационного контроля регламентируется рядом законодательных актов.

Правительственным Постановлением № 982 от 1 декабря 2009 года сформирован перечень изделий, которые в обязательном порядке должны пройти подтверждение соответствия нормам Госстандарта. Поскольку цветы не вошли в указанный список, сертификат качества не является непременным условием для их выращивания, применения и продажи. Фактически, данная продукция может реализовываться и без специального разрешительного документа.

Оформление добровольной сертификации

Кроме обязательной декларации, которая подтверждает безопасность такой продукции по ряду общих характеристик, есть добровольная сертификация, которая может быть проведена после обязательной проверки качества. Она поможет выделиться товару на рынке.

Для проверки качества зелени и микрозелени при добровольной сертификации используется не технический регламент Таможенного союза, а ГОСТы и ТУ. При добровольной сертификации заявитель сам выбирает стандарты и критерии оценки. При желании можно разработать индивидуальное ТУ по выращиванию зелени и микрозелени и потом сертифицировать свою продукцию.

Получив сертификат качества, производитель сможет установить его фирменный знак на упаковку своей продукции. Наличие добровольной сертификации поможет производителю участвовать в государственных и коммерческих тендерах и получать большие и стабильные заказы на зелень и микрозелень. Наличие сертификата качества поможет малому бизнесу увеличить продажи и расширить количество постоянных клиентов. Добровольные сертификаты увеличивают лояльность покупателей и позволяют сотрудничать с крупными торговыми сетями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]