Новая стратегия развития ФТС
Федеральная таможенная служба (ФТС) России в ближайшее десятилетие внедрит методы и технологии анализа больших данных с применением элементов искусственного интеллекта, примет на вооружение облачные и мобильные технологии, а также разработает и запустит электронные системы сертификации и верификации происхождения товаров. Эти и другие меры по модернизации отечественной таможенной сферы предусматривает стратегия развития таможенной службы до 2030 г., утвержденная Правительством России 23 мая 2021 г. Соответствующий документ опубликован на сайте органа власти.
Среди задач стратегии, озвученных председателем Правительства России Михаилом Мишустиным на оперативном совещании с вице-премьерами 25 мая 2021 г., – изменение процесса таможенного администрирования в пользу его прозрачности, упрощение и ускорение прохождения процедур для добросовестного бизнеса.
По словам премьера, заявленных целей удастся достичь в том числе за счет создания интеллектуальных пунктов пропуска. «Автоматизация таможенных операций, использование интегрированных цифровых платформ, внедрение элементов искусственного интеллекта и систем управления рисками позволят создать в нашей стране высокотехнологичную таможенную систему», – отметил Мишустин. Это, в свою очередь, поможет сделать продукцию российских компаний более конкурентоспособной, позволит бизнесу активнее расширять географию внешнеэкономических и инвестиционных связей, считает премьер-министр.
Власти России затеяли полномасштабную модернизацию ФТС
ФТС, Министерству финансов и Федеральной налоговой службе (ФНС) совместно с другими министерствами и ведомствами поручено разработать план реализации стратегии до конца сентября 2021 г.
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ПОСЛЕ 2021 ГОДА
№10, 14.12.2017
Экономические науки
Боненко Татьяна Андреевна
Макаренко Светлана Алексеевна
Макрусев Виктор Владимирович (Доктор физико-математических наук, Профессор)
Ключевые слова: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ; КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ; DEVELOPMENT STRATEGY; COMPREHENSIVE DEVELOPMENT PROGRAM; CUSTOMS; CUSTOMS SERVICES.
Аннотация: В данной статье рассмотрен сравнительный анализ Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2021 года и Комплексной программы развития ФТС России на период до 2021 года и выявление основных направлений развития таможенных органов. Выявлена и обоснована необходимость модернизации организационной структуры и создания подразделений, обеспечивающих информационно-техническое оснащение и управление информационными технологиями.
Введение.
Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Однако влияние основных мировых экономических факторов в условиях политической нестабильности обусловливает возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры рынка, снижения объемов внешнеторгового оборота, замедления темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, спада промышленного производства, а также иные негативные экономические и политические явления, в свою очередь, требует корректирования ранее принятых стратегических решений.
Исходные положения.
В 2015 году внешнеторговый оборот Российской Федерации по сравнению с 2014 годом сократился на 33%. В 2021 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп снижения замедлился и составил 11%. При этом в данном периоде сокращение, в первую очередь, обусловлено снижением экспорта (в 2021 году – на 17%).
Стоимостной объем экспорта в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократился на 31%. В 2021 году данное снижение продолжилось, при этом составив к «досанкционному» 2014 году – 43%.
Основополагающей причиной данного сокращения явилось значительное снижение цен на нефть и прочие сырьевые товары, а также на металлы, которые являются основными статьями экспорта Российской Федерации.
Стоит так же обратить внимание на тот факт, что внешняя торговля все больше подчиняется политическим законам в ущерб законам экономики. Политический фактор все активнее вмешивается в экономическую политику, подчас подменяя собой рыночную конкуренцию. Разного рода санкции иностранных государств по отношению к Российской Федерации и российским организациям – наглядное проявление этого явления.
Введение внешних санкций привело к сокращению стоимостного объема импорта России в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 36%. В основном за счет сокращения ввоза машин и оборудования. При этом по итогам 2021 года снижение импорта прекратилось, стоимостные объемы ввоза практически не изменились по сравнению с 2015 годом (снижение импорта составило 0,4%).
Россия вынуждена принимать ответные меры по защите отечественного рынка ограничительного характера и таможенно-тарифного регулирования, что отражается на изменении объемов внешней торговли и приводит к перераспределению объемов импорта в государствах – членах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), которое, в свою очередь, негативно влияет на пополняемость федерального бюджета страны.
Сравнительный анализ Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2021 года(далее – Стратегия) и Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года(далее — Комплексная Программа).
В представленных условиях Стратегия развития таможенной службы осуществляется в рамках Комплексной Программы. В этой связи целесообразно провести сравнение двух системообразующих документов, определить качественные изменения в процессе и результатах развития таможенной службы.
Наш анализ показывает, что Стратегия содержит 11 основных направлений совершенствования деятельности таможенных органов, в свою очередь Комплексная Программа предлагает 18 направлений. Мы пронумеровали соответствующие направления и провели анализ документов на предмет согласованности. Это позволило установить наличие совпадений в Стратегии и Комплексной Программе, а также наличие новых направлений развития, представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Совпадающие направления совершенствования таможенной деятельности.
Остальные направления рассмотрим более подробно. В стратегии развития есть 2 направления, которые не попали в Комплексную Программу, а именно: I. Совершенствование таможенного регулирования; II. Совершенствование организационно-управленческой деятельности.
Совершенствование таможенного регулирования предполагает повышение эффективности применения мер по модернизированнию таможенных операций и развитию таможенных технологий, тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов Российской Федерации во внешнеэкономической сфере, содействия развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности для ее законопослушных участников, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности Российской Федерации. В таблице 1 представлены целевые индикаторы совершенствования таможенного регулирования.
Таблица 1
Целевые индикаторы совершенствования таможенного регулирования
Целевой показатель/года | 2012 | |
предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки | 72 часа | до 2 часа |
предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки | 96 часов | 2 часа |
доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях | 40% | 100% |
доля деклараций на товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, таможенные операции и таможенный контроль в отношении которых осуществляется в таможенных органах, расположенных в приграничных субъектах Российской Федерации, в общем объеме деклараций на товары | 34% | 65% (к 2020) |
количество документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товара через государственную границу Российской Федерации при импорте (экспорте) | 10 штук | 4 штук |
доля случаев несоблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нарушений валютного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры | 17% | 11% (к 2020) |
доля нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных таможенными органами Российской Федерации с применением системы управления рисками при декларировании товаров, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами Российской Федерации по результатам таможенного контроля | 20% | 95% (к 2020) |
Совершенствование организационно-управленческой деятельности предполагает повышение эффективности работы таможенной службы Российской Федерации и это совершенствование в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от ее структуры и деятельности всех элементов.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций и организационной структуры, внедрение автоматизированных систем управления, разработка систем принятия решения.
Основными задачами в этой области являются:
-обеспечение оптимального сочетания централизации и децентрализации управления, развитие методологического обеспечения управленческой деятельности руководящего состава таможенной службы Российской Федерации; -развитие организационных механизмов мониторинга и контроллинга деятельности таможенной службы Российской Федерации; -развитие программно-технологической базы, обеспечивающей информационно-аналитическую деятельность таможенных органов; -усиление аналитической составляющей на всех уровнях управления и развитие методологической составляющей анализа деятельности таможенных органов.
Целевой индикатор указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации — коэффициент эффективности организационно-управленческой деятельности таможенной службы Российской Федерации (не ниже 90 процентов ежегодно).
Таким образом, разработка целевых показателей позволяет установить определенную цель, которая достигается определенными способами и инструментами.
Комплексная Программа развития таможенных органов до 2021 года дополнена новыми направлениями развития, раскрыты их основные характеристики, установлена единая система приоритетов и целевых ориентиров с учетом экономических преобразований и внешнеполитических интересов Российской Федерации.
Инновационные направления развития их основные характеристики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные направления Комплексной Программы развития таможенных органов до 2021 года
Показатель | Характеристика |
1. Совершенствование таможенного контроля при прибытии (убытии) товаров | Совершенствование работы таможенных органов в пунктах пропуска неразрывно связано с развитием информационных технологий и института предварительного информирования. |
2. Совершенствование таможенного контроля при декларировании товаров | Таможенное декларирование товаров в электронной форме позволило отказаться от представления ряда документов и постепенно автоматизировать принимаемые таможенными органами решения, в первую очередь, внедрить технологии совершения таможенных операций без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов – автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров. |
4. Развитие системы управления рисками | Минимизация фискальных рисков, а именно занижение таможенной стоимости товаров, заявление недостоверных сведений о классификации товаров, необоснованное заявление тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей – приоритетное направление деятельности таможенных органов в рамках системы управления рисками. |
6. Создание и развитие системы единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей | Единый механизм таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанный на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации. |
8. Осуществление валютного контроля | Новые условия функционирования таможенной службы Российской Федерации в рамках глобальных изменений обусловливают необходимость дальнейшего развития и совершенствования валютного контроля, осуществляемого таможенными органами. Создание действенного правового механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения государственных экономических интересов. |
9. Совершенствование деятельности таможенных органов в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений, а также защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении ввозимых (вывозимых) товаров | Неотъемлемым условием поддержания благоприятных условий для осуществления ВЭД (в том числе для целей поддержки экспортеров российской продукции) является эффективная организация сил и средств таможенных органов, обеспечивающих защиту прав интеллектуальной собственности, соблюдение запретов и ограничений и валютный контроль. |
10. Совершенствование правового обеспечения деятельности таможенных органов | Одним из основных факторов достижения стратегической цели таможенной службы Российской Федерации является соблюдение требований права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, физическими лицами, таможенными органами и их должностными лицами. |
15. Развитие межведомственного взаимодействия | Основной целью развития межведомственного взаимодействия является достижение уровня межведомственного взаимодействия, позволяющего таможенным органам в режиме онлайн получать актуальную информацию, необходимую и достаточную для принятия решений при осуществлении таможенных операций и таможенном контроле. |
18. Развитие экспертно-криминалистической деятельности | Основной задачей экспертно-криминалистической деятельности ФТС России является высокопрофессиональное и полное экспертное обеспечение таможенных органов, как в целях таможенного контроля, так и в правоохранительных целях. |
Выводы.
По нашему мнению, введению данных мероприятий позволит: 1. Осуществить переход от Стратегии роста к стратегии сбалансированности роста. 2. Адекватно скорректировать направления и результаты деятельности таможенного органа в условиях происходящих изменений.
В целом это позволит выйти на следующий уровень качества таможенной деятельности, характеризующей следующими основными параметрами: — предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (от 72 часов в 2012 году до 2 часов к 2018); — количество документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товара через государственную границу Российской Федерации при импорте (экспорте) (в 2012 году от 10 штук до 4 штук в 2021 году); — доля случаев несоблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нарушений валютного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры (от 17% в 2012 году к 11% 2021 году).
Контрольные показатели
В документе приводятся контрольные показатели, которые должны быть достигнуты в результате заложенных в стратегию преобразований. Всего их 10.
Например, в случае успеха реформы к 2024 г. не менее половины всех таможенных операций в России будут совершаться автоматически с использованием информационных технологий, а к 2030 г. – абсолютно все. На сегодня данный показатель находится на уровне 25%.
Доля отправлений в рамках международной интернет-торговли, в отношении которых подаются электронные декларации, в ближайшие четыре года должна вырасти до 20%, а затем до 80% (сейчас – 10%).
Долю документов, применяемых в электронном виде при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, планируется нарастить с 5% до 80% в 2024 г., а в перспективе и до 95%.
Облачные хранилища получили трехуровневую защиту от вымогателей
Облака
Оценивать итоги реализации стратегии Правительство собирается в том числе и на основе отзывов пользователей электронных сервисов ФТС. Причем доля положительно оценивающих удобство и бесперебойную работу этих сервисов к 2030 г. должна составлять не менее 98% по сравнению с заявленными нынешними 90%.
Миссия таможенной службы
Это впервые определённая миссия таможенной службы России, прописанная в «Стратегии-2030». Она направлена, прежде всего, на создание благоприятного климата для международной торговли и улучшение товарооборота на крупных предприятиях. Стратегия обеспечит полную безопасность РФ и ограничит её от импорта и экспорта запрещённых товаров. Таможенные налоги станут правомерными для всех. Администрирование достигнет высшего уровня, и законопослушные граждане увидят своё преимущество перед злоумышленниками.
Стратегия-2030: объяснение пунктов
Интеллектуальный пропускной пункт предусматривает полную автоматизацию контроля и снижение рисков. Должностным лицам совершенно не обязательно будет принимать личное участие, ведь главной станет цифровая платформа.
Зелёный коридор обеспечит автоматизацию оформления прибывшего транспорта и выпуска декларации на каждый товар. Также он будет фиксировать отъезд транспорта с территории таможни.
Красный коридор предполагает автоматическую фиксацию номера автомобиля и контроль веса. Далее предполагается выполнять рентген-контроль содержимого упаковок.
Распознать риск ещё не прибывшей партии в онлайн-режиме — приоритетное направление стратегии. К моменту прибытия груза работники поста уже будут осведомлены о содержимом и оперативно примут решение о выпуске.
Развитие интеллектуальной и электронной систем приведёт к улучшению обслуживания и повышению безопасности.