Таможенные платежи, таможенная стоимость и происхождение товаров

Как рассчитывается таможенная пошлина?

Она исчисляется в зависимости от вида ставки. По законодательству применяют три вида ставок:

  1. Адвалорные — используется для расчета пошлины через процент от таможенной стоимости продукта. В этом случае пошлина равна произведению таможенной стоимости и адвалорной ставки. Взимается с изделий с разными характеристиками, но в рамках одного класса.
  2. Специфические — конкретная сумма за единицу товара. Пошлина рассчитывается на основе количества, объема или веса, умноженного на ставку.
  3. Комбинированные — совмещает два предыдущих вида. Определяется как с таможенной стоимости товара, так и с их объема в натуральном выражении.

Выбор ставки зависит от вида товаров. Адвалорная выгодна для дорогой продукции: техники, электроники, оборудования. Специфическая хороша для массовых и недорогих грузов, таких как сырье. Комбинированную применяют реже, например, при ввозе автомобилей. Расчет таможенных пошлин лучше делегировать компаниям, которые предоставляют услуги по международным автомобильным перевозкам грузов.

Таможенные сборы: понятие и виды

Таможенный сбор представляет собой вид налога, плату, которая должна быть внесена в обязательном порядке, когда сотрудники таможенных органов оформляют, сохраняют, либо сопровождают поставку товара.

Какие виды бывают таможенных сборов:

1) Сборы, которые требуется заплатить при таможенном оформлении;

2) Сборы, которые необходимо выплатить при таможенном сопровождении;

3) Сборы, покрывающие хранение товара.

Обычно таможенными сборами за таможенное оформление занимаются люди, которые отвечают за выплаты налогов и таможенных пошлин. К этой категории можно отнести: декларанта и посредника (таможенного брокера). Задачей последнего является производить действия на таможне от лица того, кто подает декларацию, или кого-то другого, кто отвечает за таможенные операции (статья № 320 Таможенного кодекса РФ).

Выплата таможенных сборов и само таможенное сопровождение лежит в зоне ответственности тех, кому разрешено осуществлять международный и внутренний таможенный транзит. Другими словами, этим занимаются экспедиторы и перевозчики. В статье №87 Таможенного кодекса РФ указано, что таможенным сопровождением является сопровождение ТС (транспортных средств), которые осуществляют транспортировку продукции согласно внутреннему таможенному транзиту. Его производят сотрудники таможенных органов.

Обязанным выплачивать таможенные сборы за хранение продукции, находящейся на складе временного хранения или на таможенном складе, будет тот, кто размещает эти товары на указанном складе. Другим ответственным лицом может быть тот, кому этот товар принадлежит.

Статья № 357.5 Таможенного кодекса РФ сообщает, что за уплату таможенных сборов должны отвечать те, кто подает декларацию, и другие участники процесса, на которых возложена эта ответственность. Но согласно тому, что прописано в пункте №2 этой же статьи, выплату таможенных сборов может осуществить любой человек.

На какие товары распространяется акциз?

Перечень подакцизных товаров есть в Законе «Об акцизах». Это алкоголь, табак, спирт, бензин, дизельное топливо, нефть, ювелирные украшения, автомобили. Сумма определяется двумя способами:

  1. объект налогообложения х адвалорная ставка,
  2. объем продукции х специфическая ставка.

Вариант зависит от вида установленной ставки.

Растаможка и затаможка товаров — хлопотный и ответственный процесс, который требует времени и знания законодательства. Поэтому международные грузоперевозки для компаний из Беларуси выгоднее доверить организациям, которые специализируются на доставке товаров из-за границы.

Еще одним неналоговым платежом, взимаемым таможенным органом являются таможенные сборы, которые применяются в соответствии со статьей 47 ТК ЕАЭС. Однако их доля в общей сумме поступлений от таможенных платежей не велика, это объясняется незначительной ставкой таких сборов.

Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, хранением товаров. Таким образом, в наименовании сбора законодатель определяет содержание встречного удовлетворения.

В соответствии с ТК ЕАЭС размеры таможенных сборов не могут превышать примерной стоимости затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлены таможенные сборы.

Данная норма соответствует ст. VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), предусматривающей, что все сборы и платежи любого характера (кроме импортных и экспортных пошлин и налогов, о которых говорится в ст. III ГАТТ), устанавливаемые договаривающимися сторонами на вывоз или ввоз, либо в связи с ними, должны быть ограничены по своей величине приблизительной стоимостью оказываемых услуг и не должны представлять собой косвенное покровительство для отечественных товаров или обложения импорта либо экспорта в фискальных целях.

Однако зависимость сбора от стоимости товара в определенной степени приравнивает его к налогу, тогда как его размер должен складываться из затрат таможенных органов на выполнение необходимых формальностей. «Привязка» данного вида платежа к издержкам контролирующих органов, несомненно, уменьшит размер таможенного сбора и снизит затраты участников внешней торговли.

К таможенным сборам относятся:

  • таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее — таможенные сборы за таможенные операции);
  • таможенные сборы за таможенное сопровождение;
  • таможенные сборы за хранение.

Плательщиками таможенных сборов за таможенные операции являются:

  • декларант;
  • лицо, которое будет выступать декларантом при подаче декларации на товары, при выпуске товаров до подачи декларации на товары.

Таможенные сборы за совершение таможенными органами таможенных операций исчисляются плательщиками таможенных сборов за таможенные операции.

Таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены до выпуска товаров, за исключением случаев выпуска товаров до подачи декларации на товары.

Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» и зависят от таможенной стоимости товаров:

Плательщиками таможенных сборов за таможенное сопровождение являются:

  • декларант таможенной процедуры таможенного транзита;
  • перевозчик, если иностранные товары перевозятся по таможенной территории Союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение исчисляются таможенными органами.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются до начала фактического осуществления таможенного сопровождения.

Ставки и база для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение установлены постановлением Правительства РФ от 11.09.2018 № 1082 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение» в следующих размерах:

  • за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:

а) до 50 километров включительно — 2000 рублей;

б) от 51 до 100 километров включительно — 3000 рублей;

в) от 101 до 200 километров включительно — 4000 рублей;

г) свыше 200 километров — 1000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6000 рублей;

  • за осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна — 20000 рублей независимо от расстояния перемещения.

Плательщиками таможенных сборов за хранение являются лица, поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа.

Таможенные сборы за хранение исчисляются таможенными органами.

Таможенные сборы за хранение уплачиваются до фактической выдачи товаров со склада таможенного органа.

Ставки и база для исчисления таможенных сборов за хранение на складе временного хранения таможенного органа установлены постановлением Правительства РФ от 11.09.2018 № 1082 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение» в размере 1 рубль с каждых 100 килограммов веса товаров за каждый день хранения, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях — 2 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров за каждый день хранения, имея в виду, что неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день — к полному.

Таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении:

  • ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации товаров, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к безвозмездной помощи (содействию);
  • товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций;
  • товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • культурных ценностей при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза государственными, негосударственными и муниципальными музеями, государственными и негосударственными архивами, библиотеками, иными государственными и муниципальными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования и при завершении действия указанных процедур помещением товаров под таможенную процедуру реэкспорта и реимпорта товаров соответственно, а также культурных ценностей, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • культурных ценностей, возвращаемых в случаях незаконного ввоза в Российскую Федерацию или незаконного вывоза из Российской Федерации;
  • валюты государств — членов Союза, иностранной валюты (за исключением используемой для нумизматических целей), а также ценных бумаг, выпущенных в обращение;
  • товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита;
  • бланков книжек МДП, перемещаемых между Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков России и Международным союзом автомобильного транспорта, а также бланков карнетов ATA или их частей, предназначенных для выдачи на таможенной территории Союза;
  • акцизных марок, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
  • товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами без уплаты таможенных пошлин, налогов либо с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, за исключением случаев, если декларирование указанных товаров осуществляется путем подачи отдельной таможенной декларации;
  • товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в качестве припасов;
  • товаров при их помещении под специальную таможенную процедуру, в том числе под таможенные процедуры, необходимые для завершения специальной таможенной процедуры;
  • отходов (остатков), образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой уничтожения, в отношении которых не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;
  • товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
  • товаров, прибывших на территорию Российской Федерации, находящихся в месте прибытия либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от места прибытия, не помещенных под какую-либо таможенную процедуру, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта и убывающих с территории Российской Федерации;
  • товаров при их временном ввозе в Российскую Федерацию с применением карнетов ATA и при их обратном вывозе из Российской Федерации, а также в отношении товаров при их временном вывозе из Российской Федерации с применением карнетов ATA и при их обратном ввозе в Российскую Федерацию;
  • транспортных средств международных перевозок, в том числе выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) или таможенной процедурой свободной таможенной зоны и в дальнейшем используемых в качестве транспортных средств международных перевозок;
  • профессионального оборудования, перечень которого устанавливается Правительством Российской Федерации и которое используется в целях производства и выпуска средств массовой информации, при помещении таких товаров под таможенную процедуру временного вывоза, а также при завершении таможенной процедуры временного вывоза помещением товаров под таможенную процедуру реимпорта;
  • товаров, предназначенных для проведения киносъемок, представлений, спектаклей и подобных мероприятий (театральные костюмы, цирковые костюмы, кинокостюмы, сценическое оборудование, партитуры, музыкальные инструменты и другой театральный реквизит, цирковой реквизит, кинореквизит), при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза и при их обратном вывозе (реэкспорте) или обратном ввозе (реимпорте), если такие товары помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • товаров, предназначенных для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза и при завершении указанных процедур помещением товаров под таможенную процедуру реэкспорта и реимпорта соответственно, если такие товары помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в целях демонстрации при проведении выставочно-конгрессных мероприятий с иностранным участием, авиационно-космических салонов и иных подобных мероприятий по решению Правительства Российской Федерации;
  • запасных частей и оборудования, которые ввозятся в Российскую Федерацию и вывозятся из Российской Федерации одновременно с транспортным средством;
  • товаров, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, и продуктов их переработки, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • товаров, предназначенных для проведения с ними или с их использованием испытаний, проверок, экспериментов и (или) показа свойств и характеристик, ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов или вывозимых из Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза;
  • товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, за исключением товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами;
  • иных товаров в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Таможенные сборы за хранение не взимаются:

  • при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения таможенного органа;
  • в иных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

В отношении товаров (за исключением товаров для личного пользования), ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной двумстам евро по официальному курсу иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленному Центральным банком Российской Федерации, действующему на момент регистрации таможенным органом таможенной декларации, обязанность по уплате таможенных сборов за таможенные операции не возникает.

Рассмотрим пример расчета суммы таможенного сбора за таможенные операции.

Данные, известные из декларации на товары:

  • Графа 1 «ДЕКЛАРАЦИЯ» — ИМ 40 ЭД
  • Графа 15 «Страна отправления» — Польша
  • Графа 16 «Страна происхождения» — Польша
  • Графа 17 «Страна назначения» — Россия
  • Графа 31 «Грузовые места и описание товаров» — Пиво солодовое, светлое, крепостью 5.3%, в бутылках емкостью 0,5 л, в количестве 11 200 бутылок
  • Графа 37 «Процедура» — 40 00 000
  • Графа 45 «Таможенная стоимость» — 1 646 400 р.

Задание: рассчитать сумму таможенного сбора за таможенные операции.

Решение.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 таможенный сбор:

Стсб = 8 530 р.

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенные платежи

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]