Что такое таможенный постконтроль (контроль после выпуска)

Таможенный контроль товаров после выпуска — Таможенный постконтроль или говоря простым языком постконтроль — термин относительно новый, особенно для тех бизнесменов, которые не импортировал продукцию, а только что-то продавал, хотя Служба таможенного контроль после выпуска товаров существует довольно давно и наделена широкими полномочиями и в ближайшее время, многие кто связан с импортом об этом узнают.

На самом деле, бизнес ждут довольно серьезные изменения и эти изменения разумеется на бизнес повлияют, детально это написано в этой статье:

Или можете просто скачать PDF документ, — (открывается в новом окне)

За первые три месяца 2021 года подразделения таможенного контроля после выпуска товаров провели 1722 проверочных мероприятия. По результатам этой работы доначислено 4,6 млрд рублей (на 30 % больше, чем за аналогичный период 2021 года) таможенных платежей, пеней и штрафов, взыскано 2,3 млрд рублей (на 59% больше, чем за аналогичный период 2021 года). Источник ФТС

Контроль после выпуска / Таможенный постконтроль

Мы с вами прекрасно понимаем что таможенные органы не только ждут большие перемены, они уже произошли и бизнесу предстоит работать в новой реальности, а следовательно всё что вы знали о таможенном контроле можете забыть — всё будет по новому!

Текущая концепция о переносе акцента контроля от границы на этап после выпуска товара не только разработана, но успешно внедряется, достаточно посмотреть знаменитый ФЗ 289 и это не только позволит ускорить таможенное оформление товара и увеличить грузопоток, фактически это создаст новый формат взаимодействия между бизнесом и таможней и данный подход, который опирается на информационные потоки, работу с «большими данными/big date» затронет всех кто имеет дело с импортом и продажей импортных товаров и произойдёт это очень быстро, точнее уже произошло.

ВЕРНАЯ ЛИНИЯ — центр профессиональной подготовки

Федеральная таможенная служба России не раз предпринимала попытки идти в ногу со временем, внедряя различные технологии в практику таможенного администрирования. Не исключением стала и технология пост-таможенного контроля. Но, как говорится, «хотели как лучше, а получилось как всегда»: пост-контроль сегодня стал неудобен и неэффективен не только для участников ВЭД, но и для самих таможенников, несмотря на ежегодные отчеты о совершенствовании и рекордные показатели.

Ещё в 2010 году Россия присоединилась к Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, и взяла курс на реализацию принципов, провозглашенных документом. Одним из ключевых положений стал следующий пункт: таможенный контроль должен сводиться к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Из-за возросших товаропотоков невозможно полноценно осуществлять досмотр всех грузов, находить недостоверные данные в документах и, тем более, выявлять «серые схемы» — таможенник на границе физически не может ориентироваться во всех цепях поставок.

Чтобы работа таможни была максимально эффективной во всём круговороте внешнеторговых отношений, Всемирная таможенная организация создала модель, в которой внимание ведомства сфокусировано на двух направлениях: деятельности компании до того, как товар пересек границу, и после выпуска товаров.

В первом случае таможенные органы анализируют финансовую, бухгалтерскую и иную информацию об участниках ВЭД, которую затем используют в рамках СУР. При этом компании сами заинтересованы в предоставлении таких данных, ведь, если нарушений нет, они могут получить статус уполномоченного экономического оператора и пользоваться различными льготами при проведении таможенного контроля.

Контроль компании после выпуска товаров называется пост-таможенным аудитом. В ходе него изучаются коммерческие бизнес-системы, договоры купли-продажи, финансовые и нефинансовые отчеты, а также запасы товаров на складах. Основная цель этих мероприятий – убедиться в том, что все требования законодательства при поставке были соблюдены, а платежи уплачены в полном объёме. Кроме того, он помогает легко оценить уровни риска и эффективнее распределить ресурсы таможенных органов. Для участников ВЭД он может стать платформой для дальнейшего получения статуса УЭО. По рекомендациям ВТамО за пост-таможенный аудит отвечает специализированная организация при таможенном органе, которая осуществляет свои действия на основе стандартов МСФО. В ряде государств – в частности США, Канаде, странах ЕС, Японии и даже Казахстане, рекомендации аудиторов носят добровольный характер, и участник ВЭД решает самостоятельно, в какой мере стоит к ним прислушиваться.

Камень преткновения отечественного пост-контроля

Действующая в России система контроля после выпуска товаров в корне отличается от зарубежного пост-таможенного аудита, то есть это вообще разные вещи, хотя СМИ и сами таможенники часто заменяют одно другим. В России это, прежде всего, форма таможенного контроля, которую осуществляют самостоятельно сотрудники таможенных органов. Основная его цель – выявить нарушения законодательства и взыскать неуплаченные платежи в бюджет, а не формировать имидж и определять уровень риска конкретной компании, и здесь мало общего с понятием «аудит». Именно по этой причине существующий у нас контроль после выпуска – это ещё одна возможность для сбора платежей, несмотря на то, что, следуя зарубежному опыту, его обозначили одним из самых приоритетных направлений во всех стратегических таможенных документах.

ФТС не может реализовать тот пост-контроль, о котором говорят зарубежные стандарты ни методологически, ни законодательно, ни технически – для этого нужно не только перевернуть сверху донизу всю таможенную систему, но и отойти от принципа приоритета сбора таможенных платежей к упрощению процедур торговли и контролю над цепями поставок. Однако едва ли это возможно в нынешней системе с её бюрократией и коррупцией.

Вот и приходится таможенникам заявлять в Дорожной карте и различных стратегиях и концепциях курс на перенос контроля на этап после выпуска товаров и на словах заменять его пост-таможенным аудитом, а на деле консервировать старую таможенную проверку, в которой ничего не меняется.

В чём секрет неэффективных таможенных проверок?

Подмена понятий – далеко не единственная проблема существующей системы. В 2015 году Счетная палата провела контрольное мероприятие «Проверка эффективности таможенного контроля после выпуска товаров в целях обеспечения полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет в период 2013-2014 годов и истекшем периоде 2015 года». Ведомство выявило массу слабых мест, и несоответствий международным стандартам, а также в целом признало, что эффективности работы нет совершенно никакой.

Стоит начать с того, что система управления рисками и пост-контроль в России почти не связаны друг с другом, хотя этого требует и международная практика, и даже Таможенный кодекс.

ВТамО провозгласила сквозной идеей пост-таможенного аудита контроль безопасности цепей поставок, поэтому огромная роль в процессе отводится системе управления рисками – на основе неё определяются фирмы, подлежащие проверке, а полученная информация в дальнейшем учитывается при разработке новых профилей риска. Более того, за рубежом с помощью информационных систем выявляется, с какими компаниями взаимодействует фирма, и таким образом обнаруживают «серые схемы», каналы утечки денег за рубеж и прочую нелегальную деятельность.

Счетная палата, в свою очередь, выявила, что у нас применение СУР при выборе объектов и форм таможенного контроля после выпуска товаров вообще не осуществляется. Этому мешает практически полное отсутствие современных программных средств. Сегодня анализируемая информация используется только для доначисления платежей.

За последние три года отделы контроля после выпуска товаров при выборе подпадающих под их пристальное внимание фирм сместили акцент на правоохранительную составляющую. К 2015 году 12,1% компаний проверялось по информации от правоохранительных подразделений таможенных органов, при этом доля контроля на основе собственной аналитики снизилась на 40,8%. В результате на практике используется лишь информация об отдельных правонарушениях, совершенных ранее, а никакой комплексной аналитики, которая бы помогла выявлять нелегальные схемы, нет и в помине.

Не обнаружила Счетная палата и программного средства, которое могло бы хоть как-то выбирать участников ВЭД для проверки, и автоматически анализировать их деятельность. Частично данную задачу решает КПС «Постконтроль», на который, к слову, с 2013 года было потрачено свыше 35 млн рублей. Однако он представляет собой только базу данных по ранее проведенным проверочным мероприятиям и не позволяет проводить какой-то анализ – не учитываются ни данные об изменении объемов торговли, ни номенклатуры товаров, а треть граф и вовсе не заполняется. В конечном итоге образуется не только информационный вакуум, но и почва для коррупции, а о принципах Всемирной таможенной организации не идет и речи.

Всё меньше средств поступает в бюджет

Вместе с тем, не справляется таможенная проверка и со своей прямой задачей – пополнением бюджета – доля фактически взысканных платежей по результатам проверок стремительно падает. Так, за 2014 и 2015 год, процент взыскания платежей составил 40% и 43% соответственно.

При этом ежегодное количество проведенных таможенных проверок остается примерно на одном уровне — в 2014 году провели 4,2 тысячи, а в 2015 году – 4,7 тысячи. Иными словами, происходит следующее: при тех же имеющихся ресурсах, таможенники всеми доступными способами начисляют платежи, но не всегда правомерно – все чаще участникам ВЭД приходится отстаивать свои права в суде. В 2014 году количество судебных исков к таможенным органам возросло в 3,2 раза. При этом, если в 2013 году в пользу таможни было удовлетворено 49% исков, то в 2014 году уже 39%. Существует и другая проблема – Федеральная служба судебных приставов слишком долго исполняет вынесенные судом постановления. Нередко за это время фирма успевает объявить себя банкротом и закрыться, деньги при этом взыскать уже не удаётся.

Работа на результат

Несмотря на то, что объем взысканий невелик, таможня всячески пытается доказать обратное. На официальном сайте ФТС было отмечено, что в 2015 году было проведено 4782 таможенные проверки, и 83,1% были результативные. Однако Счетная палата выявила, что ведомство показатели завышает. Дело в том, что в общее количество проведенных проверок включаются профилактические проверки, которые по определению являются результативными, и денежные средства по ним никогда не взыскиваются. Их доля при этом растет: в 2013 году она составляла 16,7%, в 2014 году уже 22,4%, в первом квартале 2015 года увеличилась до 31,3%.

Неэффективны проверки и по другой причине: исходя из рекомендаций ВТамО, таможенный пост-аудит должен осуществляться преимущественно на территориях субъекта торговли, при этом документальный контроль применяется дополнительно. Однако у наших таможенников на это нет ни сил, ни средств, а иногда и полномочий, поэтому камеральные проверки у нас в приоритете – на них приходится 57,9% от общего числа проверок и 78% всех начисленных таможенных платежей. Насколько качественно могут проводиться такие проверки – большой вопрос.

Настоящее и будущее контроля после выпуска товаров

Сегодня руководство на всех уровнях заявляет о том, что активно смещает акцент таможенного контроля на этап после выпуска товаров, ориентируясь при этом на международные стандарты. К примеру, в Стратегии развития таможенных органов до 2021 года посвятили этому целый раздел, однако дальше фраз о совершенствовании нормативной базы, технологий и межведомственного взаимодействия законодатели не продвинулись. При этом каких-либо шагов от существующих таможенных проверок к зарубежной практике пост-аудита не предлагалось.

О «переносе акцентов» заявили и в Дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования». Пункт программы так и назвали «Смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров». В качестве ключевого показателя предполагалось обеспечить в течение 4 часов выпуск товаров участников ВЭД, деятельность которых характеризовалась низкой степенью риска, а также сам товар не попадал под действие СУР. На практике пункт так и не реализован, как и большая часть всей Дорожной карты – не выполнены в полном объеме и смежные пункты по межведомственному взаимодействию и категорированию участников ВЭД.

Ещё одна мера для галочки, так и оставшаяся просто буквами на бумаге – «Концепция таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года», которая была принята ещё в 2013 году. Хоть ГУТКПВТ ФТС и отчитались о новых алгоритмах и методиках обработки информации, а также о проведении встреч по межведомственному взаимодействию, а о введении каких либо инноваций в практику не упоминается.

Новый план мероприятий по реализации Концепции на 2021 год также не вносит никаких кардинальных изменений. Помимо общих фраз о совершенствовании законодательной базы, оптимизации штатной структуры и повышения кадрового потенциала, предполагается проводить в течение года различные взаимные проверки между подразделениями. Международное взаимодействие по-прежнему будет ограничено только обменом информацией об уже выявленных нарушениях между странами ЕАЭС.

В документе указаны и более важные направления с точки зрения международного опыта, однако практических изменений они не предполагают.

Так, например, концепция предусматривает создание методологической базы на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности, но все задачи ограничиваются только сбором и анализом информации. Заявленная автоматизация подразумевает только модернизацию КПС «Постконтроль», другие же программные средства вводить не планируется, при этом внедрения СУР в механизмы работы тоже не предполагается.

Не увидим в 2021 году мы и других практических изменений, которые бы приблизили хоть на шаг нас к зарубежной практике пост-таможенного аудита, но как уже давно повелось, таможня по-прежнему будет отчитываться о достигнутых успехах.

Сигма-Софт

Проблемы понимания таможенного постконтроля

Одна из ключевых проблем таможенного контроля после выпуска товара заключается в том, что большинство даже опытных участников ВЭД не до конца осознаёт актуальную позицию государства в области таможенного контроля, не говоря уже о рядовом бизнесмене, который привык полагаться на решал, которые обещают что всё будет хорошо при прохождении таможни, а вот про контроль после выпуска товара предпочитают умолчать.

Так что происходит? Бизнесмен, уверенный что всё решил и все хорошо сложилось никак не может предположить, что к нему придут с проверкой и придут через 3 месяца или через 9 месяцев, или через 1,5 года, или…

В течении трёх лет ваша сделка может быть подвержена таможенному постконтролю, так что храните документы дамы и господа и готовьтесь, так как штрафы и пенни значительные, а ваши таможенные брокеры с вероятностью 99% делов уже наделали, только отвечать вам.

Важно: документы не храните в бухгалтерии, которая обычно всё теряет:) Храните документы так, чтобы их можно было предоставить через 3 или 5 лет.

Сомневаетесь?! — а вот это уже вопрос отдельной бизнес-консультации, обращайтесь — контактная информация вверху сайта, да и в файле, который я надеюсь вы скачали, прочитали и еще друзьям переслали.

Подводные камни постконтроля

Почему вопросы классификации товаров возникают на этапе постконтроля, как минимизировать риски доначисления таможенных пошлин и налогов и куда обращаться, чтобы оспорить заключение таможенных экспертов – об этом рассказала на конференции «Валютные контракты в существующих экономических реалиях» в Петербурге руководитель правового комитета НП «ГПУ ВЭД «Гермес», генеральный директор юридической , директор по правовым вопросам ГК «Континент» Марианна Чугаева.

«Статья 20 ТК ЕАЭС говорит о том, что классификацию товаров осуществляет декларант, таможенные представители, а таможенные органы только проверяют правильность такой классификации в зависимости от кода, который вы выбрали, – напомнила М.Чугаева. – Устанавливается размер таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате. Это основополагающий момент в части ввоза и экспорта, который позволяет нам рассчитывать на тот или иной размер платежей».

Говоря о приоритетах таможенной службы в этом вопросе, М.Чугаева сослалась на слова начальника главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерия Селезнева о том, что именно вопросы классификации вышли на первое место в постконтроле. «Почему управление постоконтроля занимается этим вопросом? В соответствии со ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль может осуществляться в течение 3 лет с момента помещения товара под таможенную процедуру. Только после этого срока можно рассчитывать, что с вас не попросят дополнительно доплатить налоги или пошлины».

«Почему так важен вопрос классификации в постконтроле? – продолжила М.Чугаева. – В основном потому, что тенденция идет к минимизации срока выпуска, сроков совершения таможенных операций (с одного рабочего дня до 4 часов). Автовыпуск, авторегистрация – при срабатывании этих механизмов должностные лица таможенных органов вообще не осуществляют мер контроля, все делает автоматика. Соответственно, ФТС не может с учетом этого осуществлять качественный контроль до выпуска товара. Поэтому вопрос правильности классификации они отдают на постконтроль. Справедливость такого решения вызывает большое количество вопросов у бизнеса. Но, тем не менее такой факт есть, и с этим надо работать».

М.Чугаева отметила, что при постконтроле многие сталкиваются с тем, что «ФТС классифицирует товар по принципу начисления максимальных платежей, то есть предпочтения отдаются тому коду, по которому ставки таможенных пошлин максимально высока». «Под это уже подбираются различные доводы, в том числе заключение таможенных экспертов, которые, как известно, также находятся в ведомстве ФТС».

На заключениях таможенных экспертов она остановилась отдельно. «Работая в судах, мы часто сталкиваемся с тем, что в таможенных экспертизах существует ряд проблем, – сказал М.Чугаева. – В частности, мы сталкиваемся с тем, что в таможенных экспертизах отсутствует качественная исследовательская часть, выводы немотивированные, отсутствует причинно-следственная связь. Это, к сожалению, объективная практика. Кроме того, таможенные эксперты часто используют ненадлежащие источники, в том числе Интернет, без достаточного количества документов, сведений и образцов».

В случаях, когда участник ВЭД сомневается в достоверности таможенной экспертизе, М.Чугаева рекомендовала обращаться в транспортную прокуратуру. «Как с этим бороться? Что мы предлагаем делать? Если вы видите явные подобные нарушения, например, в заключении экспертов, которые лягут в основу решения о классификации, мы рекомендуем обращаться в транспортную прокуратуру с просьбой проверить экспертизу на законность и обоснованность заключения таможенного органа. Это механизм срабатывает», – сказала она.

«Ну, и плюс у нас в федеральном законе есть интересная статья, в которой прямо говорится, все неустранимые сомнения. Противоречия, неясности должны толковаться пользу декларанта, – продолжила М.Чугаева. – Никто не может быть привлечен к ответственности на основании этих неясностей. Мы предлагаем этим пользоваться либо в ведомственном порядке, либо в суде».

«Цена ошибки? Первое – это доначисление таможенных платежей после фактической реализации товара. И многие задаются вопросом, как же мне включить в стоимость товара платежи, которые меня попросили доплатить через два с половиной года после того, как я его продал. Это риск, зачастую для небольших компаний, вплоть до закрытия, рассказал она. – Второе – это административная ответственность за недостоверное декларирование. Третье, дамоклов меч, который висит над бизнесом, – это уголовная ответственность по 194 ст. УК. Это реальный срок. Мы сталкиваемся с тем, что есть предварительное решение о классификации идентичных товаров с одним кодом в одном управлении, с другим – в другом. Отсутствие единообразной практики».

Главное, по мнению, М.Чугаевой, что может сделать участник ВЭД, чтобы избежать неясностей в этом вопросе, – получать предварительное решение о классификации товаров. «Заблаговременно, минимум за 60 дней, подаем заявление о получении предварительного решения о классификации товара», – резюмировала М.Чугаева.

Задачи таможенного постконтроля

Разумеется вся концепция направлена на развитие добросовестной рыночной конкуренции, а следовательно если вы «белые» импортёры, то у вас всё будет хорошо, а вот если вы «серые», то вам будет очень весело вы обязательно столкнетесь с постконтролем и здесь будет работать не человеческий фактор, а информационные технологии.

Опять сомнения?!

  • Штрафы за превышение скорости получаете?
  • Квитанции по налогу на имущество и на автомобиль приходят регулярно?

Вот вам примеры из жизни рядового обывателя, ну а контролировать бизнес, который должен не только получать прибыль, но и перечислять налоги в бюджет государства это крайне важно и обязательно.

Кстати, для тех кто не в курсе: ФНС и ФТС это единая служба и информационный обмен там налажен очень и очень правильно, так что уважаемые бизнесмены глубоко вздохните, подумайте что было не так последние три года и подготовьтесь к постконтролю и в данном случае лучше сыграть на опережение, нежели заплатить огромные штрафы и пени.

ФТС России и ФНС России наладили эффективное взаимодействие при проведении контрольных мероприятий. Каждая вторая проверка выявляет нарушения. Благодаря дальнейшему сопряжению информационных систем эта работа должна стать еще более результативной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]