Из этой статьи вы узнаете:
- Преференции по 44-ФЗ – что это такое
- Условия предоставления преференций по 44-ФЗ
- Схема предоставления преференций и ограничения по 44-ФЗ
- Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ
- Что еще нужно знать о преференциях по 44-ФЗ
- Какие предусмотрены преференции отечественным производителям по 44-ФЗ
Преференции по 44-ФЗ предоставляются разным категориям поставщиков, участвующих в электронных торгах. В законе и Постановлениях Правительства прописаны условия, которым должны соответствовать поставщики. Также там указаны схемы предоставления преференций.
Знать о применении льготного порядка в ходе выбора исполнителя важно не только поставщикам, но и заказчикам, чтобы правильно определить победителя торгов и соблюсти все условия, прописанные законодательством.
Преференции по 44-ФЗ – что это такое
Некоторым организациям и предприятиям доступны особые условия, предоставляемые государством и облегчающие ведение хозяйственной деятельности, – льготы, или преференции. Они разработаны не только для сферы производства и налогообложения, но и для госзакупок.
Закон о контрактной системе (44-ФЗ) не содержит определения преференций, однако в нем установлены правила, в соответствии с которыми организаторы тендеров должны определять поставщика. Среди них есть нормы, регламентирующие преимущественное право некоторых участников закупок на исполнение контракта.
Преференции по 44-ФЗ полагаются следующим категориям участников торгов:
- учреждениям уголовно-исполнительной системы (УИС) и предприятий этой системы (ст. 28);
- организациям инвалидов (ОИ) (ст. 29);
- некоммерческим предприятиям/объединениям, деятельность которых имеет социальную направленность (СОНКО) (ст. 30);
- малым предприятиям (СМП) (ст. 30).
Преференции могут предоставляться не только на основании 44-ФЗ, они установлены также в других нормативно-правовых актах:
- В Постановлении Правительства № 649 от 2014 г. с утвержденным перечнем товаров, работ и услуг, закупаемых у учреждений УИС.
- В Перечне товаров, работ и услуг, закупаемых у организаций инвалидов по Постановлению Правительства № 341 от 2014 г.
- В Приказе Минэкономразвития № 155 от 2014 г., регламентирующем допуск продукции зарубежного производства (заменен Приказом Минфина от 2021 г. № 126н).
- В Постановлении Правительства № 925 от 2021 г., устанавливающем приоритет для отечественной продукции.
Также преимущественным правом на исполнение госконтрактов обладают компании, которые предлагают заказчику товары, произведенные в России или в странах ЕАЭС (в том числе в Беларуси) (ст. 14).
Смысл любой льготы по ст. 28-30 Закона №44-ФЗ состоит в том, что из нескольких одинаковых по условиям предложений исполнения госзаказа от участников аукциона его организатор должен выбрать компанию, относящуюся к соответствующей категории.
Утвержденные списки
Стоит знать, что решением комиссии ТС от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены следующие перечни стран и товаров:
- Список стран развивающегося типа, которые являются пользователями Единой системы тарифных преференций (ЕАЭС) Таможенного союза.
- Список менее развитых стран, которые считаются пользователей системы.
- Перечень товарных продуктов, которые происходят и ввозятся из развивающихся и менее развитых стран. Следует дополнить, что при их ввозе так или иначе актуальным является предоставление тарифных преференций.
Условия предоставления преференций по 44-ФЗ
Для получения преимущественного права на исполнение госконтракта участники тендеров должны соответствовать определенным требованиям.
К примеру, учреждения уголовно-исполнительной системы обязаны быть в перечне из Постановления Правительства № 89 от 2000 г.
Организацией инвалидов может быть признано объединение, не менее 80 % участников которого являются лицами с ограниченными возможностями здоровья или их законными представителями в соответствии с требованиями ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Субъектами малого предпринимательства являются фирмы, соответствующие условиям ст. 4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 2007 г. В ней установлены ограничения по среднесписочной численности персонала и годовой доходности компании.
Целью создания социальных НКО является осуществление деятельности, не имеющей коммерческой составляющей. Она регламентируется законом «О некоммерческих организациях». Преференции по 44-ФЗ предоставляются только НКО, учредителями которых являются негосударственные и муниципальные образования.
История становления
Целесообразно начать именно с истории становления системы тарифных преференций Таможенного союза. Стоит отметить, что данное понятие с латинского переводится как «предпочитающий». Первое упоминание о нем приходится на конец прошлого века. Это более благоприятный, чем в традиционном ключе, таможенный режим. Он предоставляется той или иной страной товарной продукции, поступающей из некоторых стран или их групп.
История появления тарифных преференций в развивающихся странах непосредственно относится к истории формирования и последующего развития колониальных мировых систем. Стоит уточнить: именно политика тарифов преференциального типа стала базой, на которой получила свое развитие экономика стран, являющихся монополиями. Все это было реализовано за счет ограничений в плане внешней торговли тех стран, которые считались сателлитами. Максимально широкой системой тарифных преференций, которая охватила порядка 100 зависимых территорий, обладали следующие страны: Голландия, Англия, Бельгия, Франция. Необходимо дополнить, что для них колонии считались одним из ключевых источников обогащения.
Схема предоставления преференций и ограничения по 44-ФЗ
Преференции по 44-ФЗ реализуются по различным схемам в отношении каждой из категорий участников госзакупок, которые имеют на них право.
Учреждения уголовно-исправительной системы могут пользоваться преференцией в размере 15 процентов по 44-ФЗ. Это значит, что победившая на торгах организация вправе затребовать увеличение стоимости контракта на 15 %. При этом не допускается превышение НМЦК, прописанной в извещении об аукционе. К примеру, НМЦК составляет 1,5 млн руб. Победителем закупки стала компания из состава УИС с ценой 1,35 млн руб. Заключение с ней контракта возможно максимум по стоимости в 1,5 млн руб., хотя увеличение ее на 15 % позволило бы поднять цену заказа до 1,55 млн руб.
Аналогична схема предоставления преференций инвалидам по 44-ФЗ. Постановления Правительства устанавливают четкие правила участия их в госзакупках. Заключая контракт, такие компании тоже могут требовать повышения стоимости контракта не более чем на 15 %. И также существует ограничение итоговой цены закупки не более НМЦК.
Суть льгот для представителей малого бизнеса и социальных некоммерческих организаций заключается в приглашении их к участию в закупках, недоступных для крупных предприятий. Лимит подобных закупок установлен на законодательном уровне, НМЦК составляет 20 млн руб.
Необходимо помнить, что закон обязывает заказчиков проводить закупки в размере не менее 15% от общего объема, отбирая методом аукциона поставщиков среди СМП и НКО социальной направленности. Для малых предприятий действуют особые условия оплаты госконтрактов – в течение 15 дней после исполнения (в общем случае этот срок составляет 30 дней).
Установка преимущественного права для небольших компаний на участие в закупке целесообразна, только если они смогут исполнить контракт. К примеру, не следует организовывать тендер для СМП и СОНО, если планируется закупать медицинские услуги или топливо, так как такие услуги и товары поставляют в большинстве случаев крупные организации.
После выбора объекта закупки у СМП требуется отражение информации в плановых документах, закупочной документации и контракте. При этом обязательно нужно прописать следующие моменты:
- Оплата. В случае если исполнителем контракта является СМП или СОНО, то заказчик обязан произвести оплату не позже чем через 15 дней после подписания приемочных документов.
- Штрафы. Если оплата не производится в срок, то начисляется пеня. За другие нарушения условий контракта назначаются штрафы. В документации должны быть обязательно отражены эти условия. Следует указывать фиксированный размер штрафа в зависимости от цены контракта, а также всю линейку штрафных санкций. Малые предприятия штрафуют на следующие суммы:
- 3 % при стоимости закупки до 3 млн руб.;
- 2 % при стоимости закупки от 3 до 10 млн руб.;
- 1 % при стоимости закупки от 10 до 20 млн руб.
Понятие категории
Под тарифной преференцией страны необходимо понимать освобождение (полное или частичное) от уплаты таможенных пошлин ввозного типа в отношении товарной продукции, происходящей из стран, которые вместе с Российской Федерацией образуют зону свободной торговли, или из тех, которые подписали соглашения, несущие своей целью формирование такой зоны либо понижение ставок таможенных пошлин ввозного характера в отношении товарной продукции, происходящей из развивающихся или менее развитых стран, пользующейся единой системой преференций ТТС. Данное определение прописано в п. 1 ст. 36 ФЗ РФ «О таможенном тарифе».
Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ
Списки постановлений содержат коды по классификатору ОКПД-2, для которого разработана специальная структура (пример ее приведен ниже для класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Льготами могут пользоваться производители любых товаров из структуры кода.
Структура ОКПД2:
13 Класс «Текстиль и изделия текстильные» | ||||||
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие» | ||||||
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» | ||||||
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства» | ||||||
13.92.12 Вид «Белье постельное» | ||||||
13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей» | ||||||
13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей» |
К примеру, объявляется тендер на закупку электрических переносных светильников. В классификаторе ОКПД-2 они закодированы под номером 27.40.21.110. В Постановлении № 341 содержится код 27.40.2 «Светильники и осветительные устройства», в структуре которого есть закупаемый объект. Поэтому организациям инвалидов при проведении этого тендера должны предоставляться преференции.
Важно! При необходимости приобретения нескольких категорий продукции необходимо убедиться, что все они содержатся в перечне. Только в таком случае следует проводить единый аукцион. Если среди объектов закупки есть товары, не включенные в перечень, лучше провести несколько процедур.
Преимущественное право должно быть прописано в плановых документах, а также в закупочной документации, проекте контракта. Кроме того, нужно документально фиксировать максимальную стоимость контракта в размере НМЦК. В аукционной документации нужно оговаривать преимущественное право для организаций, имеющих преференции по 44-ФЗ.
Заключительная часть
В заключение целесообразно отметить, что на сегодняшний день НСП России считается более широким термином, чем пару лет назад. Важнейшее значение уделяется проблеме выявления страны происхождения товарной продукции (как основополагающей составляющей НСП России). Это отражается, прежде всего, в существенном недоборе платежей таможенного плана и в большой мере влияет на доходную долю федерального бюджета.
Процесс включения РФ во Всемирную торговую организацию (сокращенно — ВТО) тоже предполагает пересмотр НСП в сторону ее гармонизации и унификации с Общей системой преференций, а также практической работой в плане торгово-политических отношений международного уровня. По-видимому, к настоящему времени назрела необходимость в выделении вопросов НСП в качестве одной из ключевых задач деятельности комиссии правительства РФ по тарифным и таможенным нюансам, а также по мерам защиты внешней торговли, которые были утверждены в апреле 1995 года.
Что еще нужно знать о преференциях по 44-ФЗ
Получить льготы могут учреждения УИС или ОИ. Принадлежность к этой категории организаций должна подтверждаться документами. Подтверждение может осуществляться разными способами в зависимости от метода организации тендера:
- При проведении конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также при запросе предложений в электронной форме требуется предоставление документов (их копий), подтверждающих право на преференции.
- При проведении электронного запроса котировок необходима подача участником декларации в электронной форме, сформированной при помощи средств ЭТП.
Как должен действовать организатор закупки, если ее победителем стал льготник:
- Если поставщиком является организация уголовно-исполнительной системы, то в ее заявке должно быть требование о получении преференций. На основании этого требования льготы должны быть предоставлены.
- Если поставщик – компания ОИ, то она должна включить в заявку заявление о том, что соответствует категории. Перед подписанием договора ей необходимо потребовать от заказчика в письменном виде предоставления льгот. При наличии такого требования организатор закупки, устанавливая цену, обязан учитывать преференции, полагающиеся победителю.
Важно! В случае уклонения выигравшего аукцион поставщика от подписания договора следующему участнику тоже должны предоставляться преференции, если он имеет на них право.
После проведения тендера для СМП и СОНО требуется проверка победителя. Хотя в его заявку должна быть включена декларация, подтверждающая соответствие льготной категории, стоит проверить информацию, просмотрев реестр на сайте ФНС.
Для всех заказчиков обязательна публикация в Единой информационной системе отчета о закупке у малых предприятий и организаций некоммерческого характера. Срок публикации – до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Классификация
Как выяснилось, под тарифными преференциями следует понимать определенные преимущества, которые предусмотрены в сфере уплаты таможенной пошлины, причем в прямой зависимости от страны, где был выпущен товар. Рассмотрим классификацию категории.
В ТС применяется таможенный тариф дифференцированного типа, то есть с такими ставками, которые зависят от стран. На сегодняшний день актуальной является Единая система тарифных преференций ТС. Стоит заметить, что применяется она для содействия развитию как развивающихся, так и менее развитых стран в экономическом плане:
- В отношении товарной продукции, происходящей из развивающихся стран, используются ставки в размере 75 процентов от ставок таможенных пошлин, относящихся к Единому таможенному тарифу, ввозного типа.
- В отношении товарного продукта, происходящего из менее развитых стран, имеют место нулевые ставки таможенных пошлин ввозного характера.
- Если странам предоставлен РНБ, то речь пойдет о 100 процентах.
- Остальные — 200 %.