Преференциальная зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.


Что такое зона свободной торговли?

В чём же суть подобного экономического сотрудничества? Страны зоны свободной торговли создают что-то вроде единого торгового пространства, на территории которого не действуют ни таможенные тарифы, ни пошлины, ни какие-либо другие торговые барьеры. Вместе с тем, внутренняя политика стран сохраняет свою независимость – единственное, что их объединяет – торговое соглашение. Кроме того, каждая страна может устанавливать собственные правила ведения бизнеса с третьими государствами – никто не требует от них единой политики.

Некоторые детали

Несмотря на то что договор о зоне свободной торговли помогает странам-участникам укрепить отношения между собой, он имеет и некоторые недостатки. Например, применение подобных соглашений не совсем подходит для государств большой площади – всё же за перемещение зарубежных товаров внутри страны можно было бы получить дополнительную прибыль. Кроме того, снятие таможенных пошлин позволяет снизить цену ввозимого товара, а следовательно, сделать его реальным конкурентом отечественной продукции.

Последняя не всегда выдерживает подобное противостояние, порой она практически полностью вытесняется с рынка. Придётся также ужесточить контроль на границах стран-участниц во избежание импорта товаров из третьих стран, которые также могут стать конкурентами продукции, произведённой внутри объединения. Зона свободной торговли – это не только некоторые экономические преимущества, но и неусыпный контроль состояния мирового рынка и активности партнёров из третьих стран.

Зона преференциальной торговли (преференциальная торговое соглашение)

Зона с льготным торговым режимом, в рамках которой страны уменьшают взаимные тарифы по импорту товаров, не изменяя при этом их для других стран. Все участники сделки самостоятельно определяют основы и механизмы национальной внешнеторговой политики, неотъемлемой составляющей которой является преференциальный отношение к партнерам по соглашению.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Уровни экономической интеграции 420 ₽ Реферат Уровни экономической интеграции 270 ₽ Контрольная работа Уровни экономической интеграции 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Процесс создания

И вот начинается создание зоны свободной торговли. Какие меры нужно предпринять для того, чтобы она функционировала в полную силу, соблюдая при этом интересы всех стран-участников?

Начать следует с отмены любых обоюдных платежей за ввоз и вывоз товара, за его транспортировку и так далее. Естественно, в переговорах по о принимают участие абсолютно все участники интеграционного объединения. Следующий этап – соглашение между государствами о том, как именно будут взиматься косвенные налоги. После этого начинается постепенная ликвидация любых торговых барьеров и ограничений, которые ещё существовали между участниками. В процессе интеграции также создаются специальные органы, на чьи плечи ложится ответственность за процесс объединения, регламентирующие его документы, составление отчётов по результатам интеграции и так далее. Один из последних этапов объединения – это установление мер контроля реэкспорта в государства, не являющиеся членами зоны свободной торговли.

Все вышеназванные меры будут способствовать созданию высокоэффективной торговой кооперации между государствами и, возможно, при определённых условиях поспособствуют дальнейшей интеграции.

Уровни международной экономической интеграции

  • межнациональный – характеризуется развитием связей между национальными экономиками;
  • транснациональный, для которого характерны связи между транснациональными корпорациями и банками;
  • глобальный – предусматривает объединение стран в рамках мирового пространства.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В Европейском Союзе различают два вида межгосударственной экономической интеграции:

  1. «отрицательная» (пассивная), под которой понимают процесс устранения дискриминации в отношениях между субъектами хозяйствования стран-членов интеграционного объединения. Практически это означает отмену барьеров на пути перемещения товаров, услуг и факторов производства.
  2. «положительная» интеграция, предусматривающую согласование структурной политики перестройки хозяйств стран экономического союза, ее направления на достижение общих экономических целей.

Замечание 1

Интеграционные процессы могут быть успешными и при условии сочетания этих двух видов интеграции. Основой интеграции на межнациональном уровне служат экономические объединения стран (явление экономического регионализма).

Эволюция

Преференциальные торговые соглашения, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и политический союз – все эти этапы отражают эволюцию международного экономического сотрудничества. Если на первом этапе, преференциальных соглашениях, страны только дают определённые льготы друг другу, то с каждое последующей ступенью они начинают укреплять свои связи.

В зоне свободной торговли государства-члены избавляются от внутренних барьеров и таможенного контроля по отношению друг к другу. Переход к таможенному союзу уже обязывает их проводить схожую, а то и вовсе одинаковую, внешнеэкономическую политику, то есть их отношение к некоторым третьим государствам будет абсолютно одинаковое. Экономический союз означает введение общей валюты, а также переход к общей внутренней экономике. Последний этап развития интеграционного объединения – это и общая конституция, и правовая система, и уничтожение всех возможных границ. Самый яркий пример подобной экономической группировки – это Евросоюз, который, начав свою историю в 1958 за пол с лишним столетья смог преодолеть множество трудностей и выйти на небывалый до этого этап интеграции.

НАФТА

Одним из первых в мире подобных интеграционных объединений стала НАФТА, она же Североамериканская зона свободной торговли. Созданная в 1994 году, она объединила Соединённые штаты Америки, Канаду и Мексику. В рамках НАФТЫ нет никаких торговых барьеров на торговлю продукцией автомобильной, текстильной, нефтехимической, энергетической промышленности, сельского хозяйства, а также телекоммуникациями. Не облагаются пошлинами и патенты, инновации и другие результаты интеллектуальной деятельности. Страны Североамериканской зоны свободной торговли сотрудничают также в сфере экологии – природа у них одна на всех из-за географического расположения государств. Кроме того, НАФТА регулирует и трудовую миграцию между странами.

Проблема данного объединения в том, что США, как центр этой интеграции, особенно выделяется. В настоящее время возникают мысли о том, чтобы пересмотреть правила участия этого государства в объединении, но произойдёт ли изменение порядка членства Америки, сказать пока трудно. Объединение не планирует переходить на следующий уровень, к таможенному союзу, из-за разницы в экономическом развитии стран-членов: если Соединённые штаты и Канада являются развитыми государствами, то Мексика ещё только развивается. Вполне вероятно, что интеграции поспособствовала только территориальная близость, так как от неё ни одна из стран особенно не выиграла.

Интеграция — что это такое простыми словами и как можно что-то интегрировать | Бизнес в интернете

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Goldbusinessnet.com. Сегодня у нас на очереди термины «интеграция» и «интегрировать», которые подразумевают деятельность по объединению неких элементов или процесс по внедрению отдельных составляющих в единое целое.

Эти слова имеют широкое распространение и используются в самых разных областях (экономике, политике, образовании, социальной сфере, современных технологиях и т.д.).

Ниже я постараюсь объяснить поподробнее простыми словами на некоторых примерах то, когда применяется рассматриваемый нами термин и каким образом его можно интерпретировать.

Что значит интеграция

Итак, это понятие происходит от латинского слова «integratio», которое в переводе на русский означает «вставка», «соединение» (противоположным по смыслу является «дифференциация», то есть, расчленение, разделение на фрагменты). Думаю, это уже шаг к пониманию его сути.

Интеграция — это объединение отдельных составных частей с помощью определенных действий в единое целое либо их встраивание в уже существующий целостный объект.

Интегрировать — соединять, объединять, переплетать, спаивать, вставлять, внедрять.

Таким образом, на основании выше сказанного логично сделать вывод, что процесс интеграции может происходить в двух вариациях, которые можно представить на простейших примерах:

  1. Сборка пазлов, где из отдельных равнозначных элементов составляется целая картинка. Тут каждая из частей одинаково важна для монолитности общей конструкции.
  2. Пресловутая «вишенка на торте», которая интегрируется в уже готовый шедевр. Она сильно не влияет на вид и вкус композиции, однако, придает ей известный шарм и эксклюзивность.

Наверное, весьма наглядным примером мы вправе считать интеграцию Белоруссии и России, которая пока еще до конца не завершена.

Ее итогом теоретически может стать любой из двух выше означенных вариантов: либо страны сформируют политический и экономический союз (произойдет их слияние с образованием нового субъекта в виде Союзного государства) в целях взаимовыгодного сотрудничества, либо Беларусь вольется в состав Российской Федерации.

На современном этапе наиболее реальным видится первый вариант интеграции с возникновением Союзного государства.

Но при иных условиях и в рамках другой эпохи развития человечества более вероятным мог бы быть второй вариант (как это было во время образования Советского Союза, когда происходило поэтапное присоединение республик).

Все зависит от политической и экономической конъюнктуры (проще говоря, обстановки), сложившейся на конкретный момент.

Экономическая интеграция

Естественно, интеграционные процессы в каждой из областей обладают своими особенностями. Объектами международной экономической интеграции становятся страны, объединенные в союз, который предполагает взаимовыгодное сотрудничество в нескольких сферах или в какой-то одной конкретной. Вот примеры таких сообществ в разных частях света:

  • Евросоюз (ЕС), включающий несколько стран Европы. Тут создана общая экономическая система, а также в пределах некоторых государств действует единая валюта;
  • Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), куда входят США, Мексика и Канада. В границах этих государств создаются свободные торговые зоны;
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум, образованный для повышения экономического роста и укрепления связей между странами данного региона.

Существует несколько форм интеграционных объединений в международном масштабе (по мере усиления интеграции):

  1. Преференциальная зона — в торговле между государствами, входящими в это объединение, отменены или уменьшены таможенные пошлины на те или иные ввозимые товары.
  2. Зона свободной торговли — это следующая ступень интеграции, усиленная по сравнению с преференциальными отношениями. Здесь в пределах стран-участниц происходит отмена всех таможенных пошлин и налогов, а также устраняются все лимиты в торговле между ними. При этом за каждым находящимся в этой зоне государством закрепляется право устанавливать собственные правила торговли в отношении третьих стран.
  3. Таможенный союз — не только отменяются все ограничения в торговле между входящими в данное объединение членами, но и происходит создание единой таможенной территории. При этом предусмотрено создание специальных органов, координирующих все связи.
  4. Общий рынок — ступень интеграции, при которой обеспечивается свободное перемещение всех товаров и услуг, а также производственных факторов в виде ресурсов труда и капитала.
  5. Экономический союз — полная унификация экономической политики в рамках созданного сообщества, которая заключается во взаимопроникновении национальных производственных процессов, оптимизации тарифов и появлении единой финансовой и социальной политики.
  6. Экономический и валютный союз — максимальная степень международной интеграции, которая помимо выше названных пунктов включает еще и межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости валют при внутренних расчетах.

Если мы перейдем от общего к частному, то в рамках одного государства также возможно сближение в экономическом пространстве разных регионов, целых отраслей и предприятий. Если брать в расчет предприятия как составляющие экономики, то здесь есть свои нюансы, один из которых заключается в том, что существует три вида их интеграции:

ЕАЭС

Зона свободной торговли ЕАЭС (Евразийского экономического союза) больше не существует – на смену ей пришёл таможенный союз, новый уровень интеграционного объединения. Таможенный союз ЕАЭС подразумевает единую внешнеэкономическую политику и отсутствие внутренних барьеров для торговли, кроме того, граждане стран-участников объединения могут претендовать на работу в любом другом государстве союза на тех же условиях, что и граждане этого государства.

Членами объединения стали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия, кроме того, своё желание присоединиться к союзу высказывали Сирия, Тунис и Турция.

Применение префпоправки при осуществлении госзакупок

В настоящем материале рассмотрены вопросы, касающиеся применения префпоправки в Республике Беларусь: понятие префпоправки, ее размер и порядок подтверждения, оценка комиссией по госзакупкам предложений участников с учетом применения префпоправки при проведении открытого и закрытого конкурсов, процедуры запроса ценовых предложений, электронного аукциона.

1. Понятие префпоправки

Префпоправка рассматривается как предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками (абз. 14 ст. 1 Закона о госзакупках). Исходя из определения префпоправки, она предоставляется на предлагаемый участником товар, работу или услугу при условии того, что представлены соответствующие документы и сделано заявление по форме оператора ЭТП (или приложено отдельно в составе предложения, если проводятся конкурентные процедуры госзакупок, сведения о которых составляют госсекреты). Суть данного преимущества заключается в том, что законодательством установлены особые правила оценки и сравнения предложений участников по критерию «цена». Префпоправка применяется только при проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (ч. 1 подп. 1.5 п. 1 постановления N 395).

Префпоправка не применяется при проведении процедуры закупки из одного источника, даже при условии представления каких-либо подтверждающих документов и соответствующего заявления со стороны потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя). Также префпоправка не применяется при проведении биржевых торгов.

Префпоправка не применяется в отношении (ч. 5 подп. 1.5 п. 1 постановления N 395):

— части товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки, в том числе его лотом (частью);

— товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение префпоправки одинакового размера.

Если, например, в открытом конкурсе или в процедуре запроса ценовых предложений один из участников заявил о праве на применение префпоправки в размере 15%, а второй — в размере 25%, то префпоправка применяется в размере 15% и 25% соответственно при условии ее подтверждения надлежащим образом.

2. Размер префпоправки и порядок ее подтверждения

Размер префпоправки установлен ч. 1 подп. 1.5 п. 1, а перечень подтверждающих документов — подп. 1.6 п. 1 постановления N 395:

Размер префпоправкиПредмет госзакупки, в отношении которого применяется префпоправкаПеречень подтверждающих документов
15%для товаров, происходящих из Республики Беларусь, не включенных в приложение 1 к постановлению N 395один из следующих документов: — сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый БелТПП или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее — Правила СНГ), или его копия. Указанный документ заполняется в порядке, определенном Правилами СНГ для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, установленных постановлением МАРТ N 21 <1>; — сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП или унитарными предприятиями БелТПП, их представительствами и филиалами, или его копия. Если сертификат продукции собственного производства представлен участником, не являющимся производителем товара, предлагаемого в процедуре госзакупки, то дополнительно представляется документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование такого сертификата участником (абз. 4 и 5 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395)
15%для товаров, происходящих из Республики Беларусь, включенных в приложение 1 к постановлению N 395один из указанных выше документов или выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств — членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с п. 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105, или ее копия (далее — выписка) (абз. 6 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395)
15%для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь: Республика Армения, Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Российская Федерация, не включенных в приложение 1 к постановлению N 395сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами СНГ, или его копия <2> (абз. 7 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395)
15%для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь: Республика Армения, Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Российская Федерация, включенных в приложение 1 к постановлению N 395выписка (абз. 8 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395)
15%для работ (услуг), происходящих из Республики Беларусьсвидетельство о госрегистрации юрлица или ИП, выданное уполномоченным органом Республики Беларусь, или его копия — для резидентов Республики Беларусь (абз. 9 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395)
15%для работ (услуг), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь: Республика Армения, Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Российская Федерацияаналогичный документ (т.е. документ, свидетельствующий о госрегистрации юрлица или ИП), выданный уполномоченным органом (организацией) этих государств — членов ЕАЭС, или его копия — для нерезидентов Республики Беларусь (из Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Российской Федерации) (абз. 9 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395)
25%для товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников1) документ, подписанный руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников, или уполномоченным им лицом не ранее, чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре госзакупки, с указанием: — общего количества работников; — численности инвалидов; — номеров удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроков их действия; 2) сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, или копия (абз. 10 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395)
<1> Особенность в том, что в графе 1 сертификата формы СТ-1 «Грузоотправитель/экспортер (наименование и адрес)» указывается информация о заявителе — участнике процедуры госзакупки (наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) — для ИП), место нахождения (место жительства) (подп. 1.1 п. 1 постановления МАРТ N 21). Это означает, что в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь, префпоправка может быть заявлена только участником процедуры госзакупки, на которого выдан сертификат формы СТ-1. Если сертификат формы СТ-1 выдан не на участника процедуры госзакупки в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь, то префпоправка не применяется. Сертификат формы СТ-1, выдаваемый в Республике Беларусь для целей участия в госзакупках, действителен в течение 6 месяцев. В таком сертификате в графе 5 «Для служебных отметок» обязательно должна наличествовать фраза: «Для целей участия в процедурах государственных закупок», также дополнительно делается запись о сроке действия сертификата формы СТ-1: «Действителен по …», который не может превышать 6 месяцев с даты, указанной в графе 12 сертификата формы СТ-1 (подп. 1.5 п. 1 постановления МАРТ N 21). Графа 10 «Количество товара» не заполняется, соответственно, префпоправка в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь, применяется независимо от данного параметра (подп. 1.10 п. 1 постановления МАРТ N 21). <2> В отношении сертификатов формы СТ-1 для товаров, происходящих из Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Российской Федерации, срок их действия составляет один год (ч. 2 п. 6.4 Правил СНГ).

Законодательство требует, чтобы заявление о праве на применение префпоправки подавалось по форме, установленной регламентом оператора ЭТП (абз. 6 ч. 1 п. 2 ст. 34, абз. 3 ч. 2 п. 2 ст. 41, абз. 6 ч. 1 п. 2 ст. 47 Закона о госзакупках).

Применительно к сертификату продукции собственного производства, выдаваемому БелТПП или ее унитарными предприятиями, необходимо руководствоваться Положением N 1520. Так, сертификат собственного производства может быть выдан на несколько наименований продукции, которые в таком случае указываются в приложении к такому сертификату. В отношении работ и услуг выдается отдельный сертификат на каждый их вид (ч. 1 и 2 п. 4 Положения N 1520).

Сертификат собственного производства распространяет свое действие на поименованную в нем продукцию (работы, услуги), произведенную (выполненные, оказанные) в период действия такого сертификата юрлицом, в том числе его обособленными подразделениями, указанными в сертификате (ч. 3 п. 4 Положения N 1520).

3. Действия комиссии по госзакупкам при выборе участника-победителя

Поскольку префпоправка применяется при проведении конкурентных процедур госзакупок (открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений), постольку вопросы ее непосредственного применения разрешает комиссия по госзакупкам (далее — комиссия), в состав функций которой входит оценка и сравнение предложений, определение одного или нескольких (в случае если предмет госзакупки разделен на части (лоты)) участников-победителей (абз. 6 п. 13 Положения N 7).

Следует различать действия комиссии для процедур:

1) открытого и закрытого конкурса и процедуры запроса ценовых предложений;

2) электронного аукциона.

Они будут отличаться в зависимости от порядка проведения процедуры. Рассмотрим последовательно, в чем они состоят.

4. Применение префпоправки при проведении открытого и закрытого конкурсов, процедуры запроса ценовых предложений

При проведении открытого и закрытого конкурсов процедура проводится условно в два этапа, каждый из которых завершается соответствующими протоколами:

1) открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений (п. 5 ст. 35 Закона о госзакупках);

2) оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания открытого конкурса несостоявшимся (п. 3 ст. 36 Закона о госзакупках).

Во-первых, применение префпоправки осуществляется на втором этапе при сравнении цен, заявленных в предложениях участников, при установлении заказчиком (организатором) в конкурсных документах такого критерия оценки и сравнения предложений стоимостной группы, как «цена предложения» (абз. 3 подп. 1.1 п. 1 постановления N 449).

Во-вторых, следует проверить, кто из участников, допущенных к оценке и сравнению предложений, заявил о своем праве на применение префпоправки (такое заявление может быть сделано им при подаче предложения посредством функционала ЭТП, и заказчик (организатор) может увидеть соответствующую информацию в «.txt»/».xls» файле, формируемом ЭТП, а также принять во внимание размер заявленной префпоправки).

В-третьих, следует проанализировать представленные участниками документы, подтверждающие право на применение префпоправки. В частности, проверить:

1) сроки их действия (для срочных документов — сертификатов продукции собственного производства, сертификатов о происхождении товара формы СТ-1). Полагаем, такие документы должны действовать на момент подачи предложения;

2) проверить действительность документов:

— сведения о госрегистрации, если представлено свидетельство о госрегистрации субъекта, могут быть проверены посредством портала Единого государственного регистра юрлиц и ИП;

— если представлены сертификаты продукции (работ, услуг) собственного производства и сертификаты о происхождении товара формы СТ-1, выданные БелТПП, — то посредством сервиса проверки сертификатов о происхождении товара;

— если представлены сертификаты о происхождении товаров, выданные Российской торгово-промышленной палатой, — то посредством ресурса;

— если представлена выписка — то посредством ресурса;

3) проверить, соответствует ли предлагаемый участником в предложении товар (работа, услуга) указанному в сертификате продукции собственного производства, сертификате о происхождении товара формы СТ-1, выписке;

4) проверить документы, подтверждающие право на применение префпоправки в размере 25% (абз. 10 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395):

— такой документ должен быть подписан руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников, или уполномоченным им лицом;

— он должен быть датирован не ранее, чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре госзакупки. Вариант указания в данном документе фразы «действителен на дату подачи предложения» не может быть принят как надлежащий, поскольку не выполнено требование о конкретной дате выдачи;

— в нем должны быть указаны общее количество работников, численность инвалидов, номера удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроки их действия.

В-четвертых, если о праве на применение префпоправки заявлено, но подтверждающие ее применение документы не представлены или не соответствуют требования к ним, комиссия такое предложение не отклоняет, но оценивает предложение участника без применения префпоправки. Данная позиция сформирована в письме МАРТ N 14-01-10/1505.

Также комиссии следует учесть, кто из участников заявил о праве на применение префпоправки. В частности, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение префпоправки одинакового размера, такая префпоправка не применяется (абз. 3 ч. 5 подп. 1.5 п. 1 постановления N 395).

В случае если префпоправка документально подтверждена, то механизм ее применения следующий: цена предложения участника уменьшается на 15 или 25%, предложение такого участника сравнивается с другими по цене, уменьшенной на 15 или 25%, ему присваивается определенное количество баллов (в зависимости от условий балльности, указанных в конкурсных документах) (ч. 2 подп. 1.5 п. 1 постановления N 395). Соответственно, места участников и их предложений ранжируются исходя из рассчитанной таким образом цены.

Если первое место присуждено участнику-«преференциалу», то договор с ним будет заключен по цене его предложения.

О применении префпоправки рекомендуем комиссии указать соответствующую информацию в протоколе оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания открытого конкурса несостоявшимся (хотя в примерных формах протоколов, содержащихся в постановлении МАРТ N 56, данные сведения отсутствуют, тем не менее для прозрачности процесса оценки и сравнения данная информация может быть отражена).

Аналогичным будет порядок применения префпоправки для закрытого конкурса.

Что касается процедуры запроса ценовых предложений, то алгоритм применения префпоправки такой же, как и в конкурсе, но с тем отличием, что в процедуре запроса ценовых предложений один этап рассмотрения и оценки предложений участников, который завершается протоколом оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания процедуры запроса ценовых предложений несостоявшейся (п. 6 ст. 48 Закона о госзакупках). И критерий оценки, и сравнения предложений только один — цена, соответственно, при оценке и сравнении точно таким же образом осуществляется применение префпоправки, как и в конкурсе, за исключением того, что присвоение баллов не требуется. И также договор с участником-«преференциалом» заключается по цене его предложения.

5. Применение префпоправки при проведении электронного аукциона

При рассмотрении первых разделов предложений комиссии необходимо проверить наличие или отсутствие заявления о праве на применение префпоправки от участников, которое может быть сделано посредством функционала ЭТП. В первых разделах предложений участников документы, подтверждающие право на применение префпоправки, не представляются, они должны быть представлены участником, если он заявляет о применении префпоправки, во втором разделе предложения (абз. 4 ч. 4 п. 2 ст. 41 Закона о госзакупках).

Сделанное участником заявление о праве на применение префпоправки учитывается комиссией при составлении протокола открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам (п. 5 ст. 42 Закона о госзакупках) следующим образом: если хотя бы один участник или все из них заявили о своем таком праве, в протоколе указывается начальная цена электронного аукциона, полученная посредством следующего расчета: ориентировочная стоимость предмета госзакупки, разделенная на 1,15 (1,25) (абз. 2 ч. 3 подп. 1.5 п. 5 постановления N 395). Если какой-либо из участников заявил о праве на применение префпоправки в размере 25%, то независимо от заявлений других участников комиссия при делении использует 1,25.

СправочноОриентировочная стоимость предмета госзакупки указывается в аукционных документах и определяется на основании постановления МАРТ N 35.

Также в протоколе открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам должны быть отражены регистрационные номера предложений участников, заявивших о праве на применение префпоправки (абз. 4 ч. 1 п. 5 ст. 42 Закона о госзакупках).

После завершения электронного аукциона оператор ЭТП сформирует протокол торгов с информацией об участниках, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки. Размер ставки для участника-«преференциала» указывается с учетом размера заявленного им размера префпоправки.

Комиссия при рассмотрении вторых разделов предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, анализирует документы, подтверждающие право на применение префпоправки таким же образом, как это имеет место в конкурсе.

Однако если такие документы участниками, заявившими о праве на применение префпоправки, не представлены или по содержанию (оформлению) дефектны, то действия комиссии, по мнению МАРТ, выстраиваются по следующему алгоритму (ч. 7 раздела 4 письма МАРТ N 14-01-10/1505):

— если в первом разделе предложения участником сделано заявление о применении префпоправки, но во втором разделе предложения отсутствуют документы, надлежаще подтверждающие право на применение префпоправки, то в данном случае следует вести речь о том, что участник недобросовестно заявил о праве на ее применение. И так как префпоправка была применена (при определении начальной цены) и повлияла на ход торгов, соответственно, следует квалифицировать действия такого участника как представление недостоверных сведений (абз. 4 п. 4 ст. 44 Закона о госзакупках);

— если, к примеру, документы, подтверждающие право на применение префпоправки, представлены, но они не соответствуют установленным к ним требованиям, то тогда причиной отклонения предложения участника является то, что предложение не отвечает требованиям аукционных документов ко вторым разделам предложений (абз. 2 п. 4 ст. 44 Закона о госзакупках).

Отклонение предложения в двух описанных выше случаях в отличие от действий комиссии при проведении конкурса и процедуры запроса ценовых предложений обусловлено тем, что сделанное участником в первом разделе предложения заявление о праве на применение префпоправки оказало влияние на ход торгов.

В протоколе выбора участника-победителя или признания электронного аукциона несостоявшимся должно содержаться, соответственно, решение о выборе участника-победителя с информацией о цене договора, в том числе с учетом ее уменьшения, если такое уменьшение имело место, с учетом применения префпоправки, или решение о признании электронного аукциона несостоявшимся с соответствующим обоснованием этого решения (абз. 4 ч. 1 п. 6 ст. 44 Закона о госзакупках).

Договор с участником-«преференциалом» заключается по цене последней ставки данного участника, в том числе с учетом корректировки в соответствии с ч. 4 п. 5 ст. 43 Закона о госзакупках, увеличенной, соответственно, на 15 или 25% (увеличенная на 15 или 25% отражается оператором ЭТП в протоколе торгов).

Читайте этот материал в ilex >>* *по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Цели создания ЕАЭС

Среди основных целей интеграционного объединения – отмена любых таможенных платежей внутри союза, что позволит снизить цену производимых товаров и, следовательно, повысить их привлекательность для потребителя. Страны-члены считают одной из основных своих целей защиту внутренних рынков не только от конкурентов, но и от некачественной продукции – поэтому в рамках объединения установлены специальные стандарты на все перемещаемые товары.

Кроме того, таможенный союз поспособствует развитию экономических связей между государствами-членами, позволяя проводить любые финансовые операции в рамках союза гораздо быстрее, чем с третьими странами.

Преференциальные системы

136. Преференциальную систему можно понимать в узком или широком смысле. В узком смысле – это система, ограничивающаяся на практике лишь предоставлением скидок или снятием целиком таможенных пошлин на импортируемый товар и тому подобными льготами.

Примерами таких преференциальных систем могут служить Общая система преференций для развивающихся стран и Глобальная система преференций между развивающимися странами.

Такого рода системы зиждутся на международно-правовых актах, в том числе на решениях международных конференций и организаций, без создания каких-либо организационных форм, а поэтому не может идти речи о наделении таких систем какой-либо правосубъектностью.

137. Общая система преференций разработана была в рамках ЮНКТАД во второй половине 60-х гг. XX в. и окончательно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН, начав действовать с 70-х гг. Цель системы – содействие развивающимся странам посредством облегчения экспорта их товаров в развитые страны.

Система имеет односторонний характер: развитые страны снижают или отменяют свои ввозные пошлины для товаров из развивающихся стран, но на особо гибкой основе – схему предоставляемых таможенных льгот каждая развитая страна определяет добровольно и самостоятельно, возможно, и с учетом пожеланий развивающихся стран.

Вся система являет собой типичный пример действия комплекса рекомендательных норм, в которых сочетаются, с одной стороны, факультативность выбора товаров для применения льготных ставок пошлин или их отмены, размеров скидок, а с другой стороны, ряд обязывающих условий:

преференции предоставляются всем развивающимся странам, преференции юридически изымаются из-под действия принципа наибольшего благоприятствования (преференции для развивающихся стран, предоставляемые одной из развитых стран, не распространяются в силу названного принципа на другую развитую страну, между которыми этот принцип действует).

В силу системы так называемым наименее развитым (из развивающихся) странам преференции особо значительны, обычно их товары вообще освобождаются от ввозных пошлин в развитых странах. Перечни стран, пользующихся статусом развивающихся и наименее развитых, определяются в ООН в зависимости, прежде всего, от среднедушевого дохода на человека и других объективных критериев.

Система, первоначально принятая на 10-летний период, периодически продлевалась. При этом устанавливаемые каждой развитой страной преференциальные схемы не неподвижны и время от времени видоизменяются как в связи с изменениями статуса отдельных развивающихся стран, так и в части размеров льгот.

Россия (ранее СССР) предоставляет развивающимся странам значительные скидки от общего ввозного тарифа, а для товаров из наименее развитых стран до полного освобождения от пошлин. На отдельные товары при этом преференции могут не распространяться.

В то же время в начале 90-х гг. в связи с переходными трудностями ряд развитых стран (ЕС, США, Канада) временно включали Россию в свои преференциальные схемы для отдельных экспортируемых ею товаров (топливо, металлы, удобрения и др.).

138. Глобальная система преференций, так же как и Общая система преференций, была разработана в ЮНКТАД с целью развития взаимной торговли промышленной продукцией между развивающимися странами. В 1988 г. 48 развивающихся стран заключили соглашение о снижении пошлин на полторы тысячи товарных статей, а также о смягчении некоторых нетарифных барьеров.

Но в отличие от Общей системы преференций, односторонне преференциальной для развивающихся стран, Глобальная система преференций работает на условиях взаимности участвующих государств.

§ 139. Первоначально на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле – ГАТТ создавалась такая же в принципе взаимная преференциальная система в части сокращения и отмены импортных пошлин.

Но в ГАТТ, кроме того, предусматривался и ряд иных мер, направленных на развитие свободной торговли: отмена количественных ограничений на импорт, ограничения применения экспортных субсидий, нетаможенных барьеров и т.д., что превратило систему ГАТТ/ВТО в глубоко эшелонированную специфическую преференциальную систему особого рода

Трудности объединения

Вместе с тем стоит отметить, что интеграция даже на довольно высоком уровне таможенного союза, так и не произошла в полной степени. Время от времени между странами-членами (в частности Беларусью и Россией) возникают споры из-за того, что одна из сторон считает продукцию другой несоответствующей необходимым стандартам. Кроме того, разница в уровне развития экономики России и других стран заставляет последних подчиняться интересам более крупного государства, то есть никакого равноправия в ЕАЭС нет.

Сложно сказать, что от заключения этого соглашения страны-члены что-то выиграли (единственное, что следует отметить, — расширение рынков, так как в некоторых странах в силу их небольших размеров было не так много возможностей для реализации производимой продукции), но, с другой стороны, вполне вероятно, что если бы не таможенный союз и существующая в его рамках зона свободной торговли, последствия мировых финансовых кризисов были бы для участников Евразийского экономического союза гораздо более серьёзными, а так они были смягчены вмешательством во внутреннюю экономику стран России.

Наиболее актуальные направления взаимодействия в сфере международной торговли — глобализация и регионализация. Создание Всемирной торговой организации (ВТО) дало дополнительный стимул унификации правил международной. Однако ВТО не препятствует странам заключать региональные торговые соглашения (РТС), а усложнение переговоров в ее в рамках делает заключение РТС все более востребованным.

Число заключенных соглашений о преференциальной торговле (ПТС) растет в среднем на 8 в год. В июле 2021 г. их общее количество превысило 600, более 400 из них являются действующими, что в 8 раз больше уровня 1990 г. [3] По данным ВТО в 1990 г. страны принимали участие в среднем в 2-х таких соглашениях, в 2016 г. – уже в 13. Особенность современных ПТС — переход от двухсторонних соглашений к многосторонним.

По традиционному подходу Дж.Винера [16], ПТС рассматриваются как инструмент снижения тарифов и, как следствие, снижения издержек по входу на внутренний рынок страны-партнера. Но, как показывает рис.1, их актуальность не снизилась, а, наоборот, выросла после принятия развитыми и развивающимися странами ВТО договоренности о снижении среднего уровня тарифов в рамках режима наибольшего благоприятствования (далее – РНБ).

Рисунок 1

Преференциальная и многосторонняя либерализация

Источник: [20].

Средний уровень тарифов стран-членов ВТО в 2014 г. составил 9,08% [21]. При этом средний уровень тарифов стран с высоким уровнем дохода с 1995 по 2014 гг. снизился с 8,2% до 6,1%, стран с низким и средним уровнем дохода – с 15,7% до 9,5%. Число заключенных ПТС за рассматриваемый период выросло почти в 4 раза. Однако около 66% тарифных линий, пошлины по которым при РНБ выше 15%, не снижаются в рамках ПТС [20]. Таким образом, наиболее «чувствительные» отрасли экономик стран-членов ВТО остаются защищёнными и в рамках ПТС.

Таким образом, если изначальные ставки таможенных пошлин достаточно низки, и «чувствительные» отрасли остаются вне действия соглашений, воздействие ПТС на торговлю и благосостояние страны становится несущественным. Возникает закономерный вопрос: чем вызван рост числа ПТС в условиях снижения общего среднего уровня тарифной защиты, каковы в этом случае основные эффекты от заключения ПТС?

Характеристика современных ПТС.

Особенность ПТС — ограниченное число участников, которые получают преференции по доступу на рынок друг друга. Дискриминационный характер таких соглашений отличает их от соглашений с открытым членством, например, ВТО. Причинами ограничения присоединения новых членов может быть региональный характер (Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли, Евразийский экономический союз) или уровень дохода в странах-членах (так, уступки в рамках Всеобщей системы преференций стран ЕС (Generalized system of preferences) применяются только к развивающимся странам). В последнее десятилетие увеличивается число трансконтинентальных торговых соглашений.

Цель ПТС – либерализация взаимного доступа на внутренние рынки государств-членов – отличает данные соглашения от соглашений, влияющих на торговлю, но не упрощающих её (например, Монреальский протокол по запрету веществ, разрушающих озоновый слой, или двусторонние соглашения об упрощении инвестиционного доступа или прав на интеллектуальную собственность). К ПТС могут быть отнесены соглашения, положения которых распространяются не только на торговую политику, но их целью обязательно должно быть улучшение доступа на рынки, по крайней мере, одного государства-члена [13].

Дискриминационный характер ПТС подчеркивает их исключение из норм и правил ВТО, так как по Статье I «Общий режим наиболее благоприятствуемой нации» ГАТТ члены ВТО предоставляют друг другу единые ставки таможенных пошлин и иных сборов. Исключением являются преференциальные соглашения, обозначенные в Статье XXIV «Территориальное применение. Приграничная торговля. Таможенные союз и зоны свободной торговли» ГАТТ, которые позволяют странам или таможенным территориям обоюдно устанавливать тарифы ниже ставок РНБ [3].

ПТС включают в себя большое количество соглашений, особенностью которых является их распространение за рамки норм и правил, установленных на международном уровне. Заключение ПТС не зависит от того, все ли страны-члены являются участниками ВТО, что важно, так как членство в ВТО широко распространилось только в последние десятилетия (ещё в 2010 г. 10% торговли стран-участников соглашений о зонах свободной торговли приходилось на страны – не члены ВТО) [19].

Общепринятая [5, 6,8,17] классификация ПТС была предложена Франкель и др. [9]., В целом, все торговые соглашения могут быть разделены на 6 групп:

1) Невзаимное ПТС. Соглашение создает односторонние тарифные преференции: например, Всеобщая система преференций стран ЕС.

2) Взаимное ПТС. Соглашение обеспечивает двухсторонние тарифные преференции на часть торговли, например, Латино-Американская зона свободной торговли в 1960 году.

3) Зона свободной торговли (ЗСТ). Соглашение основано на двусторонней либерализации таможенных пошлин на большую часть торговли, например, НАФТА.

4) Таможенный союз (ТС) – это ЗСТ с установленными едиными внешними тарифами на продукцию, например, МЕРКОСУР.

5) Общий рынок (ОР) характеризуется функционированием ТС со свободным передвижением товаров, услуг, капитала и рабочей силы между государствами-членами, например Европейский союз.

6) Экономический союз (ЭС) – действующий ОР с углубленной интеграцией экономик стран-членов, создание единой денежной и фискальной политики, например, экономический и валютный союз Центральной Африки (1999) и зоны евро.

Данная классификация характеризует возрастающую экономическую интеграцию по мере продвижения от невзаимных или взаимных по некоторым вопросам соглашений к ЗСТ и ОР. Доля взаимной торговли между странами-членами ПТС возросла с 22% в 1965 до 60% в 2010 году [15].

Рисунок 2

Доля торговли между странами-участницами ПТС различного уровня в мировой торговле

Источник: [9]

Доля торговли в рамках невзаимных ПТС резко увеличился в 1970-х годах, частично в результате реализации специального и дифференцированного режима в отношении наименее развитых стран ВТО [14]. Затем она снизилась и с 1990-х гг. составляет 10% международной торговли. Доля торговых потоков в рамках ЗСТ выросли с 3,5% в 1965 г. до 22,5% в 2010 г. При этом доля торговли между участниками соглашений более высокого уровня интеграции максимальна (рост с 14% до 24% за рассматриваемый период), что частично связано с большими объемами торговли между странами ЕС. В целом с середины 1980-х годов резко растет участие стран в ПТС более «глубокого» уровня, что отчасти связано с их количественным распространением и увеличением числа членов (так, ЕС расширился с 15 стран в 1995 г. включал до 27 к 2010 г). В целом число стран, которые принимают участие в ПТС любого уровня, значительно возросло: в 1985 г. каждая восьмая страна была членом ПТС, в 2010 г. – каждая третья [20].

Это свидетельствует о росте заключения торговых отношений, целью которых является снятие не только тарифных ограничений, которые и так снижаются благодаря ВТО, но и иных барьеров по доступу на рынок стран-партеров.

Детальные данные по ПТС были изначально собраны Хорн и др. [12] для анализа 28 соглашений, подписанных до 2008 г. США или ЕС со странами-членами ВТО в соответствии со статьями XXIV ГАТТ или V ГАТС. Впоследствии перечень был дополнен Секретариатом ВТО соглашениями её членов до 2011 г. [3]. На основе этих данных Лимао [13] были охарактеризованы глубина интеграции и широта охвата соглашений. Сейчас перечень Секретариата ВТО насчитывает 100 соглашений. Часть их положений уже закреплена в рамках ВТО, но ПТС также включают положения, выходящие за ее рамки (ВТО+).

Наиболее очевидный параметр торговых соглашений — уровень таможенных тарифов. Второй важный фактор заключения ПТС — либерализация нетарифных мер, особенно отказ от защитных мер (антидемпинговых и компенсационных), упрощение таможенных процедур, технических барьеров в торговле. Кроме того, особое внимание в современных ПТС уделяется мерам, связанным с регулированием конкуренции на внутренних рынках, например, господдержке, госзакупкам, конкурентной политике.

Положения о снижении пошлин на промышленные товары содержат 100% соглашений, а на сельхозпродукцию – 99%. По мере снижения тарифной защиты становятся все более заметными нетарифные барьеры (НТБ). Самые распространенные НТБ — таможенные процедуры и иные формальности при пересечении границы – более 92% ПТС содержат положения об их упрощении, но на практике их упрощают только 85% ПТС. Положения по регулированию применения антидемпинговых мер между участниками соглашений включают 83% ПТС (на практике их применяют 72%), в рамках 48% ПТС стороны взяли обязательства по урегулированию субсидий. Важный механизм ограничения входа на рынок — стандартизация и сертификация продукции. Стандарты направлены на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья граждан, но применение многих из них явно или неявно направлено на дискриминацию иностранной продукции [15]. При этом сложно определить по содержанию того или иного стандарта, ограничивают ли они распространение отечественной и зарубежной продукции по-разному. В этой связи только 45% ПТС содержат в себе положения, касающиеся стандартизации продукции.

Огромное достижение современных соглашений — снижение НТБ, касающихся внутренней конкурентной политики. Если ранее страны в рамках ПТС регулировали в основном меры, связанные с внешней торговлей, то теперь государства идут на уступки в вопросах их внутренней политики. Основная причина — то, что, несмотря на положения Статьи III «Национальный режим» ГАТТ 1947 о недискриминации товаров внутри государств, после прохождения иностранным товаром таможенных процедур к нему все же косвенно применяются ограничения. Закрепление недискриминационной государственной политики в области конкуренции рамках ПТС снижает прогнозируемые затраты производителя и увеличивает прозрачность торговли. Поэтому положения о недискриминации импортных товаров включены в 65% ПТС.

Предоставление информации о госпомощи и регулировании госзакупок также помогает импортерам корректировать свои ожидания при выходе на рынок страны — партнера по соглашению; такие положения зафиксированы в 57% и 41% ПТС соответственно.

Соглашения о торговой кооперации редко включают в себя только один из указанных выше вопросов. 100% ПТС касаются тарифной политики, 98% ПТС содержат положения о либерализации тарифных и нетарифных барьеров, 89% ПТС — тарифов, нетарифных барьеров и государственной политики после пересечения границ, почти 60% ПТС затрагивают вопросы региональной политики и лишь 56% ПТС включают все эти вопросы. Чем глубже интеграция в рамках торговых соглашений, тем значительнее снижаются издержки и неопределенность для импортеров, что повышает их эффективность.

Хотя исторически ПТС нацелены на упрощение торговли товарами, около 54% соглашений включают положения по либерализации входа на рынок услуг.[13] 41% ПТС регулирует инвестиционную деятельность в рамках ТРИМС ВТО, 59% — передачу прав интеллектуальной собственности (ТРИПС ВТО), в том числе на технологии и инновации. В 51% ПТС закреплены вопросы по защите интеллектуальной собственности, инновационная политика регулируется в рамках всего 6% соглашений, на развитие исследований и технологий между членами направлены 10% ПТС. Основные инструменты реализации таких положений — совместные научно-исследовательские проекты, обмен исследователями, создание госпредприятий с привлечением иностранных инвестиций.

Для стимулирования инвестиций в 76% ПТС включены хотя бы одно из положений: по либерализации движения капитала и запрете на новые ограничений в этой области (57% ПТС) или по устранению требований об обязательном наличии местных инвестиций в проектах (45% ПТС).

Только 58% соглашений затрагивают вопросы человеческого капитала, а именно регулирование нелегальной миграции (4% ПТС), упрощение выдачи виз и предоставление убежища (25% ПТС), социальное обеспечение (24% ПТС).

Торговые соглашения закрепляют также некоторые неэкономические вопросы: экологии (46% ПТС), здравоохранения (10% ПТС), прав граждан (14% ПТС), ограничения распространения наркотиков (13% ПТС), терроризма (6% ПТС). Фактически эти положения исполняются только в 35% случаях, но некоторые страны обращают на их наличие особое внимание при формировании новых ПТС. Так, США принимают обязательное участие в соглашениях, в которых закреплены обязательства по улучшению экологической ситуации, обращая при этом меньшее внимание на включение в соглашения положений об инвестициях [20].

Охват соглашений расширяется, кооперация их стран-членов углубляется. В положения соглашений включаются все больше вопросов — от инвестиций и миграции до улучшения экологии и здравоохранения. При этом либерализация в охватывает все больше товарных позиций по тарифным и нетарифным мерам. Кооперируясь на двухстороннем уровне, государства стремятся получить выгоды от открытости рынков для определенных членов, дискриминируя остальных.

Разнообразие механизмов взаимодействия предприятий и государств расширяет перечень вопросов, которые могут быть включены в ПТС в перспективе. Сейчас торговые соглашения нацелены на регулирование торговли конечными товарами. Однако в последнее время возрастает доля торговли промежуточными товарами в рамках глобальных цепочек создания стоимости, которые доминируют в рамках торговых блоков. Так, в ЕС более 75% частей и компонентов экспорта поступают из стран союза. Учитывая тенденцию к измельчению глобальных производственных цепочек с целью роста экономии от масштаба, упрощение торговли промежуточными товарами — потенциально важный мотив для заключения новых ПТС или углубления имеющихся, например, в части упрощения инвестирования и создание совместных предприятий на льготных условиях. [2]

Также в положения торговых соглашений могут быть включены вопросы либерализации государственной политики в сфере инвестиций и создания стимулов для долгосрочной торговли, в частности, установление правил по трансфертному ценообразованию, налогообложению прибыли, формирование системы разрешения споров в сфере инвестиций.

Основные особенности заключения преференциальных торговых соглашений между странами на современном этапе:

  1. Увеличение доли торговли между участниками двусторонних ПТС с высоким уровнем интеграции в общем объеме мировой торговли. Увеличение числа двусторонних ПТС привело к росту торговли между их членами с 22% мировой торговли в 1965 г. до 60% в 2010 г. С середины 1980-х гг. заметна тенденция заключения более «глубоких» соглашений, таких как ЗСТ и ТС и ЭС.
  2. Растущая взаимозависимость между соглашениями ПТС. Доля стран — участниц ВТО, являющихся членом ПТС, возросла с 2% в 1965 г. до более 25% в 2010 г., соответствующая доля торговли между странами-участницами ПТС и ВТО выросла с 30% до 60%. Многие страны участвуют в нескольких ПТС одновременно, что изменяет и не только торговлю стран, но и экономику. Увеличение числа механизмов взаимодействия и их трансформация в рамках ПТС. Положения современных ПТС выходят далеко за рамки взаимного снижения тарифов на товары. Интеграция между странами в рамках ПТС углубляется, при этом расширяется круг вопросов, по которым они готовы сотрудничать, соглашения стали включать в себя не только экономические, но и политические, социальные и иные неэкономические вопросы.
  3. Юридическое закрепление в соглашениях ПТС более либерального режима, чем применяемого на практике. Государства стремятся к созданию более открытых условий торговли. Однако необходим переходный период для создания правовой базы по реализации некоторых положений соглашений, а национальному бизнесу часто необходим временной лаг для подготовки к снятию защитных барьеров. В этой связи примерно четверть положений ПТС закреплена только юридически, но не применяется на практике.

Эти тенденции обуславливают необходимость корректировки теоретических подходов к изучению эффектов от заключения ПТС. Классическая теория расчета эффекта от заключения ПТС, например, ЗСТ или ТС, основана на теории Дж. Винера [16] о том, что торговые отклонения обусловлены различиями в тарифах. Однако акцент современных ПТС на либерализации нетарифных барьеров вынуждает пересмотреть подходы к расчету эффекта создания и отклонения торговли, основанные на анализе эффекта от снижения тарифов. [15, 20]

Участие России в ПТС

Большинство стран участвуют в одном или нескольких соглашениях по региональной интеграции. Россия в данном вопросе является новичком. По данным ВТО, Россия нотифицировала участие в 8 преференциальных торговых соглашениях. Россия является участником Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ЗСТ Союза независимых государств (СНГ), двухсторонних соглашений о ЗСТ с Грузией, Азербайджаном, Сербией, Туркменистаном и Узбекистаном, а также как член ЕАЭС – с Вьетнамом. Любопытно, что некоторые из двухсторонних соглашений о преференциальной торговле, — такие, как с Азербайджаном, Туркменистаном и Узбекистаном, — дублируются многосторонним соглашением о ЗСТ СНГ. Это связано в первую очередь с тем, что данными странами не было ратифицировано Соглашение о ЗСТ СНГ, однако действие данного соглашения с указанными странами было необходимо для российской стороны [3].

С момента вступления в силу Договора о ЕАЭС (1 января 2015 г.) государства-члены ЕАЭС имеют общую таможенную территорию, а значит, и единый таможенный тариф на её границе. Первое и пока единственное Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и третьей страной было заключено 29 мая 2015 г. и вступило в силу 5 октября 2016 г. В данное Соглашение с Вьетнамом включен стандартный набор инструментов по либерализации торговли: снижение тарифов на товары, упрощение таможенных процедур, либерализация технических барьеров, а также санитарных и фитосанитарных норм, унификация применения мер торговой защиты, облегчение перемещений услуг, капиталовложений и физических лиц. Кроме того, Соглашение определяет обязанности Сторон по сельскохозяйственным субсидиям, водит механизм триггерной защитной меры [10].

Однако частично данное соглашение выходит за рамки «стандартного». В совокупности с Соглашением заключен двухсторонний протокол по сотрудничеству в области моторных транспортных средств, предполагающий создание совместных предприятий на территории Вьетнама [4].

Сейчас идут переговоры о заключении соглашений о ЗСТ между ЕАЭС и несколькими странами дальнего зарубежья; каждое из таких соглашений имеет свою специфику [4]. Так, при заключении соглашения о ЗСТ с Китаем рассмотрение вопроса о снижении тарифов перенесено на среднесрочную перспективу. Основные положения данного соглашения будут касаться либерализации мер нетарифного регулирования, особенно технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных мер, упрощения таможенных процедур.

По вопросу заключения ЗСТ с Ираном, учитывая, что Иран не является членом ВТО, было принято решение заключить временное соглашение по ограниченному товарному охвату. Основные цели ЗСТ с Ираном — либерализация тарифов и части нетарифных мер.

Соглашения с Израилем, Египтом, Индией, Сингапуром находятся в стадии начальной проработки, однако, принимая во внимание двухстороннее сотрудничество, ясно, что, например, при нулевых пошлинах на товары у Сингапура при заключении соответствующего соглашения будут активно прорабатываться вопросы либерализации нетарифной защиты, сотрудничества в сферах услуг и инвестиций. В отношении ЗСТ с Индией существуют серьезные опасения в ущемлении интересов российских производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции, и основу соглашения, скорее всего, будет также составлять упрощение нетарифных и иных экономических мер.

Таким образом, Россия применяет разнообразные инструменты расширения сотрудничества. Политическая составляющая выбора партеров по соглашениям играет роль, однако предприятия основных отраслей российской экономики, в том числе металлургической, химической, сельхозмашиностроения получают значительные преференции по доступу на рынок стран-партнеров. При заключении ПТС сейчас Россия использует в большей степени основные механизмы по либерализации тарифной и нетарифной защиты, а также возможности расширения инвестиционного сотрудничества. Вопрос о расширении сотрудничества в неэкономической сфере, в том числе, конкурентной политике, господдержке, социальной сфере в настоящее время является не столь актуальным для России, в этой связи данные сферы не включены в положения соглашений.

Литература:

  1. Алиханов А.А., Скрябина В.Ю., Тарасюк Е.В. Либерализация торговых взаимоотношений между странами: оценка и последствия // Международная торговля и торговая политика. 2015. № 3. С. 3-26.
  2. Кукушкина Ю.М. Взаимосвязь региональной интеграции и ГЦСС// Международная торговля и торговая политика. 2021. № 4 (8). С.66-82.
  3. Официальный сайт Всемирной торговой организации. – https://wto.org (дата обращения: 20.04.2017).
  4. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. – https:// eurasiancommission.org (дата обращения: 30.03.2017)
  5. Ремчукова В.К. К характеристике современных форм преференциального сотрудничества государств // Российский экономический журнал. 2015. № 5. С. 101 – 106.
  6. Тимофеев А.В. Теоретические аспекты и тенденции современной региональной экономической интеграции // Вестник СГСЭУ. 2012. № 3. С. 58 – 63.
  7. Baier S., Bergstrand J, Feng M. Economic integration agreements and the margins of international trade // Journal of International Economics. 2014. Vol. 93, pp. 339-350.
  8. Baier S., Bergstrand J. Economic determinants of free trade agreements // Journal of International Economics.2004. Vol. 64, pp. 29-63.
  9. Frankel J., Stein E., Wei S.-J. Regional Trading Blocs in the World Economic System // Peterson Institute for International Economics. 1997. Vol. pp.

10. Free Trade Agreement between the Eurasian Economic Union and its member states, of the one part, and the Socialist Republic of Viet Nam, of the other part. – https:// eurasiancommission.org (дата обращения: 30.03.2017).

11. Grossman G. The purpose of trade agreements. Handbook of Commercial Policy / Ed. by Bagwell, K., Staiger, R.:. Elsevier, Amsterdam, North-Holland, 2021.

12. Horn, H., Mavroidis, P., Sapir, A. Beyond the WTO? An anatomy of EU and US preferential trade agreements // World Economy. Vol. 33 (11), pp. 1565–1588.

13. Limao N. Preferential trade agreements // Handbook of Commercial Policy / Ed. by Bagwell, K., Staiger, R.:. Elsevier, Amsterdam, North-Holland 2021.

14. Ornelas E. Special and differential treatment for developing countries // Handbook of Commercial Policy / Ed. by Bagwell, K., Staiger, R.:. Elsevier, Amsterdam, North-Holland, 2016.

15. UNCTAD Report. Non-tariff measures to trade: economic and policy issues for developing countries. – https://unctad.org (дата обращения: 3.04.2017).

16. Viner J. The Customs Union Issue // New York, Carnegie Endowment for International Peace. 1950. 117 р.

17. Witkowska J. Integration process in the global economy: current state and prospects. The cases of the European Union, ASEAN Economic Community, and NAFTA // Comparative Economic Research. 2021. Vol. 19, pp.

18. World Bank Report 2000. Regional Integration Agreements. – https://siteresources.worldbank.org (дата обращения: 10.04.2017).

19. World Bank Report 2005. Global Economic Prospects 2005: Trade, Regionalism, and Development. – https://siteresources.worldbank.org (дата обращения: 10.04.2017).

20. World Trade Organisation report 2011: The WTO and preferential trade agreements: from co-existence to coherence. – https://wto.org (дата обращения: 10.04.2017).

21. World Trade Organisation report 2021: World tariff profiles. Applied MNF tariffs. – https://wto.org (дата обращения: 10.04.2017)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]